ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ НАГРУЗКЕ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ
Сердюков А.Ю.
Саратовский государственный медицинский университет,
кафедра поликлинической, социальной педиатрии и неонатологии, г. Саратов
В характеристике функциональных возможностей учащихся особое место принадлежит умственной работоспособности - интегральному показателю функционального состояния, в первую очередь центральной нервной системы. Это имеет большое значение для успешной учебной деятельности и обеспечивается синхронной скоординированной деятельностью различных физиологических систем организма. Корректурная проба широко используется для изучения утомления в процессе воздействия образовательных нагрузок, в зависимости от программ, методов и режимов обучения детей и подростков.
Нами была проведена корректурная проба в двух школах г. Саратова. Одна из школ - средняя школа, обучение в которой осуществляется по стандартным образовательным программам. В качестве другого образовательного учреждения был выбран лицей с углублённым изучением предметов. Корректурная проба проводилась среди учащихся 10-х классов (20 юношей и 25 девушек школы, 21 юноша и 26 девушек лицея), во время третьего урока, когда работоспособность школьников достигает максимальной величины.
Результаты корректурной пробы показали, что высокая работоспособность выявлена у 23,8% юношей учащихся лицея и только у 15 % учащихся общеобразовательной школы. Работоспособность более половины юношей лицея (57,2%) и более 75% учащихся была оценена как низкая. Среди юношей, как общеобразовательной школы, так и лицея менее четверти имели среднюю работоспособность. Среди девушек, процент имеющих высокую работоспособность был выше в общеобразовательной школе и составил 28%, в лицее девушек с высокой работоспособностью было 26,9%. В то же время низкие показатели умственной работоспособности имели 48% девушек общеобразовательной школы и более двух третей десятиклассниц лицея.
Таким образом, выявлено, что среди учащихся лицея больше юношей с высокой работоспособностью, а среди учащихся общеобразовательной школы больше девушек с высокой работоспособностью.
Однако, и в лицее и в общеобразовательной школе подростки с высокой и средней работоспособностью составили менее 50%, что затрудняет процесс обучения.
При анализе жалоб учеников 10 классов было обнаружено, что юноши из обычной школы чаще предъявляли жалобы на трудности сосредоточения (33,3%), головную боль (44,4%), периодические боли в сердце (33,3%). При этом жалобы на нарушения сна (трудность засыпания, беспокойный, прерывистый сон) и боли в животе встречались одинаково часто как у юношей общеобразовательной школы (22,2% и 24,3% соответственно), так и учеников лицея (21,2% и 20,7% соответственно). Среди девушек лицея, чаще чем среди девушек общеобразовательной школы встречались жалобы на головную боль (92,5% лицей, 66,7% школа) и трудность сосредоточения (20,6% лицей, 10,4% школа).
Приведённые данные показывают, что организм юношей лучше адаптируется к повышенной учебной нагрузке. Поэтому необходимо тщательное наблюдение за состоянием адаптации девушек - учениц специализированных образовательных учреждений к повышенной учебной нагрузке. Возрастает роль школьного врача при профориентации подростков и выборе ими пути своего дальнейшего образования.
Дифференцированный подход к школьникам при разных формах обучения представляет большой интерес как одна из форм организации обучения, имеющая здоровьесберегающую направленность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва