ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕРДЕЧНО-СОСУДУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ ГОРОДА РЯЗАНИ
Белова О.А.
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, кафедра зоологии, физиологии и методики преподавания биологии, г. Рязань
Современный анализ состояния здоровья населения России, по сравнению со многими странами свидетельствует о неблагоприятных тенденциях популяционного и индивидуального здоровья. Это отражается в высоком уровне детской и общей смертности, в низкой продолжительности жизни, высокой частоте заболеваний, низком качестве жизни. Успешность обучения в школе и адаптация детей к её нагрузкам зависят от функциональной состояния сердечно-сосудистой системы детей и подростков, особенно в критические (сенситивные) периоды развития. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. С целью предупреждения снижения работоспособности целесообразно сокращать периоды непрерывной работы. Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в разных формах, способствует снятию утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности учащихся.
Важно учитывать различные аспекты адаптации детей и подростков к школьному обучению. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы является одним из важнейших показателей характеризующих адаптационно-приспособительный механизм учащегося, особенно при различных экстремальных состояниях. Поэтому в возрастной физиологии всё более широкое распространения получают методы комплексной оценки состояния сердечно-сосудистой системы с прогнозированием артериальной гипертензии. При проведении исследований необходимо исключать симптоматическую гипертензию или гипотензию. Из полученных результатов вытекает, что большее количество девушек 14-15 летнего возраста, по сравнению с юношами того же возраста имеют больший процент высокого показателями ДП, т. е. «наихудший». Если рассмотреть материалы исследований систолической работы сердца отдельно за 1999-2002г.г. и 2003-2005г.г. то можно наблюдать следующую динамику. В 1999 - 2002 г.г учебном году низкий показатель ДП имелся у 50% мальчиков и у 45,2% девочек. Однако в 2006 - 2008 годах мальчиков с такими показателями не оказалось, а количество девочек значительно увеличилось на 17,4%, т.е. в течение 8 лет процент подростков с самым высоким показателем максимальных аэробных возможностей сердечно-сосудистой системы (систолическая работа сердца) резко упал. ДП ниже среднего в 1999-2002 г.г учебном году наблюдается у 28,6 % юношей и у 16,2% девушек, а в 2006 - 2008 - у 42,86% и 26,87%, т.е. в течение восьми лет процент подростков с ДП ниже среднего повышается. Средний ДП в 1999-2002 году наблюдался у 14,3% мальчиков и у 19,3% девочек, а в 2006-2008 этот показатель имеется у 14,2% мальчиков (не изменяется), и у 21,8% девочек (сравнительно немного повышается). Следует отметить, что самый низкий показатель систолической работы сердца, т.е. высокий ДП наблюдается у 7,14% мальчиков и у 6,45% девочек в 1999 - 2002 г.г., далее к 2006- 2008 году процент мальчиков и девочек с высоким ДП резко повышается - 28,57% и 34,78%. Таким образом, в течение 8 лет увеличивается количество подростков с высоким («наихудшим») ДП, их больше среди девушек - подростков.
Среднее величины у детей с показателем индекса Робинсона ниже среднего равнялись соответственно 0,09±0,04 и 0,3±0,08. Данные величины имели первую степень достоверности. Средний показатель по индексу Робинсона у учащихся 1999 - 2002 г.г. равнялся 0,2±0,07 и 2006 - 2008 - 0,2±0,07, т.е достоверной разницы найдено между данными величинами не было. В 1999 - 2002 и 2006 - 2008 учебных годах показатель выше среднего был соответственно 0,08±0,9 и 0,03±0,03.Высокий уровень соответственно 0,07±0,04 - 2000-2001 учебный год и 0,33±0,08.
Материал имеет первую степень достоверности. По мере развития ребёнка укорачивается период адаптации систолического объёма и частоты сердечных сокращений к действующим на организм нагрузкам, становится более продолжительным период стабильной работы сердца.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва