есть команды «Читать» и «Слушать». В логотипе используются белые буквы на зеленом фоне. Белый цвет букв отражает белый цвет архитектурного образа города «Аркадаг», а использование зеленого цвета на ложе основано на том, что город расположен в серо-зеленой зоне. Вместо первой буквы «А» в слове «Arkadag» использована картинка. Это изображение представляет собой переплет двух книг. Это W Ш изображение было выбрано, чтобы проиллюстрировать возможность читать или слушать любую из книг отца в программе. Программа «Аркадаг» создана на основе «Концепции развития цифровой экономики в Туркменистане на 2019-2025 годы», «Государственной программы развития цифровой экономики в Туркменистане на 2021-2025 годы», а также «Концепции развития системы цифрового образования в Туркменистане». Это приложение создано на платформе Flutter . Программа «Arkadag» — одно из мероприятий, связанных с совершенствованием системы цифрового образования в стране, а также использованием книг отца нашего Героя Аркадага в качестве научного ресурса. Список использованной литературы:
1. www.salamnews.com
2. www.turkmenportal.com
© Атдаев Я.Д., Акгаева М.Ж., Оразмаммедова С.М., Язов Т.Я., 2024
УДК 37
Кочергин В.Б.
Кандидат педагогических наук, доцент, ВУНЦ ВВС «ВВА»,
г. Воронеж, РФ Евдокименков Д.О. Курсант 4 курса ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж, РФ
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ - ПЕРВОКУРСНИКОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности социально-психологической адаптации курсантов первого курса высших военных учебных заведений к учебно-познавательной деятельности. Выделены и разработаны рекомендации для успешной адаптации и повышения успеваемости курсантов.
Ключевые слова: адаптация, курсант, обучение, военное учебное заведение.
В современном образовательном пространстве существует два основных типа высших учебных заведений: гражданские и военные. Это деление основано на подчинении. Гражданские вузы подчиняются Министерству образования Российской Федерации, а военные - Министерству обороны Российской Федерации.
Этап поступления в военный вуз можно считать этапом вступления в самостоятельную жизнь. Психика курсантов в этот период, на первом курсе, включает в себя изменение мировоззрения, связанное с отрывом от школьного коллектива и старых друзей, разлукой с семьей, недостаточной подготовкой к поступлению в вуз, ограничением свободы и выполнением приказов командиров и начальников. Именно
в этот период курсанты начинают испытывать сильный психологический феномен адаптации к обучению в военно-учебных заведениях.
Адаптация - это составная часть приспособительных реакций системы на изменение условий среды существования, выражающаяся в том, что система, реагируя на изменения, перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого [1].
В настоящее время существует большой объем литературы по адаптации детей дошкольного возраста к учебной деятельности и множество исследований, прослеживающих процесс адаптации выпускников школ к обучению в гражданских университетах, информации по вопросу адаптации к обучению в военных учреждениях недостаточно.
Первый год обучения для курсанта является самым сложным, так как он включает в себя попадание в новую среду, изменение прежней структуры поведения, появление новых привычек.
Противоречие между огромным объемом, сложностью материала и неумением учиться в вузе характерно для курсантов первого курса. Курсантам необходимо не только научиться слушать и записывать лекции, но и самостоятельно учиться, вести конспекты, готовиться к практическим и семинарским занятиям. На первый план выходят такие качества, как самостоятельность, ответственность, умение грамотно распределять время и желание учиться.
При поступлении молодые люди входят в новый коллектив, где важно занять достойное место. В группе начинают формироваться неформальные отношения, возникают чувства привязанности и дружбы, но случаются и негативные моменты, особенно если в группе имеется «лидер» с отрицательной направленностью. Для таких «лидеров» характерны жесткость, эгоизм, стремление подчинить себе людей и получить незаслуженные привилегии. Для противодействия таким лидерам крайне важны волевые качества личности. В группах первого курса бывают курсанты, которые, претендуя на роль неформального лидера, подталкивают других на нарушение устава, порядка и дисциплины [2].
На основании вышесказанного были разработаны предложения и рекомендации для курсантов первого курса о реализации успешной адаптации, такие как:
1. Проявлять терпение;
2. Активно участвовать в общественной жизни вуза;
3. Найти друзей и товарищей по службе;
4. Делиться своими переживания с близкими и родными людьми;
5. Правильно расставлять приоритеты;
6. Помнить, что все трудности - временные;
7. Мыслить позитивно, в каждой ситуации находить хорошие стороны.
По мнению специалистов-психологов, процесс адаптации может занять от пяти-шести месяцев до года. Тем не менее, этого количества времени достаточно для преподавателей, воспитателей и командиров, чтобы ускорить и облегчить этап адаптации курсантов.
Разработаны ряды методик для определения адаптационного потенциала обучающихся. Результаты показывают, что на сегодняшний день большинство трудностей, возникающих в процессе адаптации к условиям военного вуза, связаны с обучением через обязательную самоподготовку, совмещением учёбы и службы, содержанием и спецификой преподаваемых дисциплин, с регулярностью построений, нарядов и занятий [3].
Таким образом, первый год обучения - самый сложный период в военном училище. Именно на первом курсе происходит становление самостоятельной личности, определяются ценности и жизненные ориентиры. Именно от того, насколько быстро и легко курсант пройдёт этот сложный период, зависит его психологическое состояние, успеваемость и будущая профессиональная деятельность.
Список использованной литературы: 1. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм
приспособления.- М. : 2019.- 169 с.
2. Ефремова О.Ю. Военная педагогика : учеб. для вузов СПб., (Серия «Учебник для военных вузов»).- М: 2018.- 626 с.
3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методы и тесты: учеб. пособие.- М. : Самара.-2016.-514 с.
© Кочергин В.Б., Евдокименков Д.О., 2024
УДК 36
Хатджиева О. К.,
Преподаватель кафедры высшей математики Институт Инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Гафурова М. А., Старший преподаватель кафедры языков Институт Инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Бадырова Дж. Б., Преподаватель кафедры языков Институт Инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Язмурадов Ш., Студент
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
В данной статье рассматриваются современные тенденции и перспективы в области воспитания молодежи. Основное внимание уделено анализу существующих методов и подходов к воспитанию, а также рассмотрению их эффективности в контексте современного общества. Рассматриваются ключевые факторы, влияющие на формирование личности молодого поколения, а также предлагаются практические рекомендации для улучшения процесса воспитания молодежи.
Эта статья предоставляет обзор современных тенденций и перспектив в области воспитания молодежи, а также предлагает рекомендации для разработки эффективных стратегий воспитания, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Введение
Воспитание молодежи играет ключевую роль в формировании будущего общества. Современная молодежь сталкивается с множеством вызовов и проблем, таких как социальные и экономические неравенства, технологические изменения, а также изменяющиеся ценности и культурные стереотипы. В этой статье мы исследуем современные тенденции и перспективы в области воспитания молодежи, а также предлагаем рекомендации для развития эффективных методов воспитания.
Текущие тенденции
Современная молодежь выросла в мире, который отличается высокой степенью технологического развития и глобализации. Эти факторы оказывают значительное влияние на их ценности, убеждения и образ жизни. Многие молодые люди сталкиваются с проблемами социальной адаптации, стрессом и депрессией из-за высокого уровня конкуренции и требований в образовании и карьере.