Научная статья на тему '"ПРИНЦИП МЕТРОНОМА" В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

"ПРИНЦИП МЕТРОНОМА" В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДОМИНАНТА / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / "ПРИНЦИП МЕТРОНОМА" / "ЗАКОН ТОЛПЫ" / "ЗАКОН 5%" / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулинченко И. В., Сысоев Р. А., Пересыпкин Д. Д.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска оптимальных путей воспитания и обучения курсантов высших военных учебных заведений в условиях повышенной социальной ответственности армии и вызовов современности, в целях улучшения успеваемости. Цели и задачи исследования: Обосновать эффективность применения «принципа метронома» в программах группового обучения курсантов высших военных учебных заведений • Провести экспериментальное исследование роста показателей успеваемости курсантов в группе при использовании «принципа метронома» • Проследить характер взаимодействия сильных (доминирующих) и слабых курсантов в группе. • Выявить степень влияния успехов доминирующей группы на рост показателей успеваемости слабых • Определить оптимальный размер доминирующих курсантов в группе для улучшения успеваемости группы ц в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ПРИНЦИП МЕТРОНОМА" В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

2. Овладение техникой гимнастических элементов, которые могут использоваться в качестве средств общей физической подготовки [3].

Специальная техническая подготовка - это специально отобранные упражнения, которые являются фундаментом для перспективного технического совершенствования (являются средством технической подготовки в основе, которой лежат соревновательные упражнения), соревновательные упражнения, которые составляют цель спортивной подготовки гимнасток.

Различают 3 этапа становления технической мастерства в женской спортивной гимнастике: начальная постановка техники выполнения гимнастических элементов (является фундаментом постановки сложно-технических упражнений или элементов); стабилизация и совершенствование; достижение максимального уровня спортивного мастерства.

Таким образом, для достижения высоких спортивных результатов и выполнение соревновательных упражнений на снарядах женского гимнастического многоборья необходимо в спортсменках вырабатывать гимнастический стиль движений, добиваться выполнения всех элементов с максимальной амплитудой, иметь в своем двигательном арсенале большое количество освоенных элементов (базовых и «ультраси»). Список использованной литературы:

1. Брызгалова, А.А. Критерии технической подготовленности высококвалифицированных гимнасток в упражнениях на разновысоких брусьях / Н.Н. Пилюк, Л. В. Жигайлова, А. А. Брызгалова, В. В. Тронев // Научно-теоретический журнал ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - №7 (197).- С. 291-296.

2. Гавердовский, Ю. К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник в 2 т. - Т. 1/ Ю.К. Гавердовский. - М.: Советский спорт, 2014. - 343 - 354 с.

3. Жигайлова, Л.В. Методика оценки специальной физической подготовленности спортсменок высокой квалификации / Л.В. Жигайлова, Н.Н. Пилюк // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2009. - № 2. - С. 21-25.

4. Пилюк, Н.Н. Методика совершенствования технической подготовленности в спортивных видах гимнастики / Н.Н. Пилюк, С.В. Шукшов // Материалы научной и научно - методической конференции профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ20 апреля - 12 мая 2010 г.: сборник статей. -Краснодар. - С. 319-320.

© Жигайлов П.Ю., Захарчук А.В., Чернявская А.С., 2022

УДК 37.013.32

Кулинченко И.В.

Старший преподаватель кафедры ФП ВУНЦ ВВС «ВВА»,

г. Воронеж, РФ Сысоев Р.А.

Преподаватель кафедры ФП ВУНЦ ВВС «ВВА»,

г. Воронеж, РФ Пересыпкин Д.Д.

Курсант 4 курса ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж, РФ

«ПРИНЦИП МЕТРОНОМА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска оптимальных путей воспитания и

обучения курсантов высших военных учебных заведений в условиях повышенной социальной ответственности армии и вызовов современности, в целях улучшения успеваемости.

Цели и задачи исследования:

Обосновать эффективность применения «принципа метронома» в программах группового обучения курсантов высших военных учебных заведений

• Провести экспериментальное исследование роста показателей успеваемости курсантов в группе при использовании «принципа метронома»

• Проследить характер взаимодействия сильных (доминирующих) и слабых курсантов в группе.

• Выявить степень влияния успехов доминирующей группы на рост показателей успеваемости слабых

• Определить оптимальный размер доминирующих курсантов в группе для улучшения успеваемости группы ц в целом.

Ключевые слова:

Доминанта, обучение, воспитание, «принцип метронома», «закон толпы», «закон 5%», психическое заражение

Введение.

«Принцип метронома» понимается нами как педагогический принцип, основанный на естественном делении курсантов в группе на сильных, способных быстро и эффективно решать учебные задачи, и слабых, отстающих и испытывающих трудности при выполнении заданий преподавателя. Мы полагаем, что наличие в учебной группе сильных, выделяющихся курсантов, назовем их «доминирующими», есть необходимое условие роста успеваемости группы в целом. При этом организация педагогического процесса предполагает, что сильные при выполнении учебных задач активно взаимодействуют со слабыми, либо выполняя совместные задачи, либо соперничая с ними. Это создает дополнительную мотивацию к учебе у слабых курсантов.

Иными словами, обучающим фактором становится не только взаимодействие с преподавателем, но и с товарищами.

1. Что такое «принцип метронома»?

Согласно наблюдениям М.С. Норбекова, в экспериментальном исследовании работы метронома в одиночном режиме, в паре и далее с увеличением числа 3-5,.., когда рядом с двумя метрономами, работающими асинхронно появляется третий, они начинают синхронизироваться [см.6]. Эту аналогию мы использовали для выработки стратегии взаимодействия с группой в процессе обучения. Подобно тому, как происходит синхронизация метрономов, может быть организован и учебный процесс на занятия, например, по физической подготовке. Встреча «слабого звена» (отстающих курсантов) с сильной доминирующей частью (сильных курсантов) в работе метрономов приводит к резонансу, а в группе обучающихся к выравниваю результатов учебной деятельности обучающихся. В эксперименте с метрономами М.С. Норбекова, слабое звено начинает синхронизацию с каждым находившимся в группе доминирующих метрономов и будет входить в резонанс. Тот же эффект наблюдается в учебной группе: если ее формировать по принципу соединения в ней хорошо успевающих курсантов и имеющих трудности в освоении программы, при сохранении общих требований к каждому, возникает «эффект метронома», т.е. слабые постепенно синхронизируются с сильными.

При этом важно отметить, что на роль доминирующих людей в функционировании человеческого коллектива неоднократно обращали внимание учёные. Например, Т.В. Черниговская, известный специалист в области нейрофизиологии и психологии полагает, что существует своего рода психическое заражение, объясняющее, в том числе, и влияние доминантных личностей на общее поведение коллектива [см.9;10].

Психическое заражение существовало на протяжении тысячелетий, с самых ранних этапов человеческой истории, к его примерам можно отнести: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта (пресловутые фанаты), ситуаций паники и пр.

Заражение определяют как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя», полагает Б.Д. Парыгин [см.7]. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Социологическое объяснение психического заражения дал Г. Лебон в своем проекте реконструкции поведения человеческих "толп". [см.8] Он полагает, что социальное взаимодействие неразрывно связана с психоэмоциональными реакциями. По его мнению, психическое заражение - один из основных методов интеграции и управления групповой деятельности человека. При этом, заражение может нести в себе как положительные, так и отрицательные черты. Мы считаем, что положительные следствия психического заражения могут быть использованы в педагогической деятельности. К ним относят: усиление групповой сплоченности, если она уже есть; компенсацию недостаточной сплоченности; унификацию ценностей и установок коллектива. Например, если складывается коллектив, где «стыдно» плохо учиться, где доминируют те люди, которые учатся хорошо и получают от этого удовольствие, верят в необходимость хорошей учебы, то отстающие «заражаются» этим стремлением к результату. Однако, влияние доминанты в группе может быть, как положительным, так и отрицательным.

При длительным доминирующем влиянии в сообществе людей, несущих в себе отрицательные черты (т.е. те, что не соответствуют общественным нормам и ценностям) само сообщество становится носителем этих отрицательных черт «резонируя» в своем поведении с отрицательной доминантой. В нашем примере, в группе отстающих студентов, где хорошая оценка не является признанным результатом, в стремление хорошо учиться воспринимается как стремление «прогнуться» перед начальством и т.п., трудно добиться высоких показателей в учебной деятельности.

Характерно, что даже временное сообщество демонстрирует эту тенденцию. Например, поведение людей в случайных жизненных ситуациях в случайной коммуникации: в транспорте, на стадионе, в театре и т.п. Многие, наверное, были свидетелями того, как агрессивные болельщики на футбольном матче задают тон в поведения всех людей на трибунах. Рельефно прослеживается «принцип метронома» и в ограниченном пространстве: в местах лишения свободы, в условиях армейской службы, школах-интернатах и т.п. Мы утверждаем, что он активно реализуется и в учебных группах. В работе В. Вальтерра «Математическая теория борьбы за существование» сказано: «Обучаясь какому-то предмету, студенты одной подгруппы влияют на успеваемость другой подгруппы, оказывая помощь друг другу в изучении материала. Этот процесс можно условно назвать «борьбой за существование» [4, стр.286]. По мнению Н.Ф. Добрыниной «Подгруппы влияют друг на друга, наблюдается прирост одной группы за счет другой, причем прирост и уменьшение могут быть оценены численно» Н.Ф. [5, стр.63].

Таким образом, использование принципа метронома на основе механизма психического заражения представляется нам продуктивной педагогической стратегией. Однако стоит помнить и об отрицательных последствия психического заражения, к которым относятся: групповая деструкция; переоценка угрожающей ситуации во время аффекта и др. В связи с этим возрастает роль преподавателя, способного корректировать положительные и отрицательные последствия «эффекта метронома», способствуя росту психологической и стрессовой устойчивости в различных жизненных ситуациях, умение противостоять и избегать «стадного» поведения по «закону толпы».

Задача преподавателя и педагога заключается в том чтобы;

- определить положительную доминирующую группу в коллективе;

- активизировать их роль в обучении, путем примера и поощрения;

- формировать группы с учетом распределения и ротации доминирующих лиц на отдельных этапах и в различных сферах обучения.

Слабое звено по "принципу метронома" начинает "резонировать" и синхронизироваться с доминантной группой отличников.

2. Практические показатели работы «принципа метронома» на примере название учебного заведения

Данные выводов подтверждаются эмпирическим исследованием, проведенным нами, в котором мы сравнили показатели успеваемости разных групп курсантов ВУНЦ ВВС «ВВА». Количество исследованных групп - 24. Из них: 6 групп с сильной положительной доминантой и 18 групп со слабой положительной доминантой. При общих равных, количество курсантов обучающихся на отлично в первом случае составило 24, когда во втором случае составило 36 человек при условии разницы в общем личном составе в 4,8 раза.

Путем сравнительного анализа успеваемости семестровых и контрольных проверок в группах обучающихся в течении пяти лет замечается устойчивый, поступательный рост (> 27%) успеваемости по числу отличников и среднему баллу в опытной группе с числом доминирующих курсантов 3-5 человек (=20%) отличников в группе, и отсутствие роста в контрольной группе с малом числом положительной доминанты, т.е. отличников в группе 1-2 человека( =8%) (рис.1).

4,8

,6

3,79

3,S1

3,81

3,75

3,6

3,66

3,6

3,4

3,5

3,2

3

Семестр 1 Семестр 2 Семестр 3 Семестр 4 Семестр 5 Семестр 6 Семестр 7 Семестр 8 Семестр 9 Семестр 10

— Показатель в контрольной группе, не имеющей ярко выраженной доминанты при формировании групп -Показатель в опытной группе с формированием и наличием положительной доминанты (4-5 человек —2.5%)

Рисунок 1 - График оценочных показаний среднего балла по периодам пятилетнего обучения

Особый рост успеваемости наблюдается в практических дисциплинах (т. к. физическая культура и спорт). В опытных группах с доминирующим числом отличников рост успеваемости достигает 30% к завершению совместного обучения.

Общая оценка, за исключением первого семестра, определялась по трем уровням подготовки -теория, методика и практика, что свидетельствует о многоплановой оценке в обучении.

Исследования проведены в учебном заведении раздельного обучения (воинского коллектива ВУЗа), где "принцип метронома" одинаково влияет на группу обучаемых.

Сравнительный анализ процента показателя роста спортивных достижений II, I и Высшего уровня (примечание: по сумме баллов выше оценки «отлично»).

В конце пятилетнего обучения, достиг уровня 29,6 % в опытной группе и 20% в контрольной группе, то есть выше в полтора раза.

И еще один факт в пользу «принципа метронома»;

- в опытной группе количество выпускников, закончивших обучение в вузе с красным дипломом, составил-14,3% и с «золотой» медалью-11,93%;

- в контрольной группе окончили ВУЗ-4,24% и с «золотой» медалью-2,3% Заключение

Исходя, из анализа литературы и проведенных эмпирических исследований можно сделать следующие выводы.

1. При формировании учебных групп необходимо внимательно изучать списки абитуриентов и приписного состава, уделять особое внимание целенаправленному формированию положительной доминанты в каждой группе обучаемых, с целью повышения общего уровня и качества образования по «принципу метронома».

2. При работе с каждой группой курсантов требовать от преподавателя максимально доброжелательно путем моральных поощрений, реальных бонусов при сдаче зачетов и экзаменом и т.п. мотивировать студентов на хорошую учебу, создавать атмосферу ценности и престижности хороших результатов в учебе.

3. Желательно психологическое сопровождение учебного процесса, нацеленное на формирование коллективных ценностей и установок на хорошую учебу, реализуемых через взаимодействие «сильных» и слабых студентов.

Планируется дальнейшее развитие начатого исследования, распространение его результатов на политику (название училища) при организации учебного процесса, выработка рекомендаций для высших учебных военных заведений различных профилей. Список использованной литературы:

1. Евин И.А. «Искусство и синергетика» М.: Едиториал УРСС, 2004-164с.

2. Трофимова И.Н. «Синергетика в психологии»

3. Швырков В.Б «На пути к психофизиологической теории поведения // психол. журнал Т.3, №2, 1982г.

4. В. Вольтерра. «Математическая теория борьбы за существование». М.: Издательство «Наука».1976.

5. Добрынина Н.Ф. «Синергетика в высшем образовании», Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.-2010.-№12.-с.63.

6. Норбеков М.С. Принцип метронома. Памятка клубникам! //https://vk.com/video-188010683_456239062

7. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Наука, 1971

8. Социология: Энциклопедия /Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. -- Мн.: Книжный Дом, 2003.

9. Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание. «Языки славянской культуры», 2017

10.Черниговская Т.В. - Психология толпы. Учить учиться. — Видео//vk.com>video-6827569_456244983

© Кулинченко И.В., Сысоев Р.А., Пересыпкин Д.Д., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.