ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
BASICS OF DESIGNING EDUCATIONAL POTENTIAL OF SCHOOL SOCIO-HUMANITARIAN EDUCATION
Вяземский Е.Е.
Главный научный сотрудник
Института содержания и методов обучения
Российской академии образования,
профессор Академии повышения квалификации
и переподготовки работников образования,
доктор педагогических наук
E-mail: [email protected]
Синельников И.Ю.
Ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются основные идеи, цели и перспективные направления проектирования воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования, раскрывается актуальность ценностно и воспитательно ориентированного школьного образования. Вопросы реализации школьного социально-гуманитарного образования проанализированы в контексте приоритетов государственной образовательной политики. Обосновано выделение трех ключевых этапов генезиса государственной политики в сфере
Vyazemsky E.E.
Leading research fellow of the Institute for Content and Methods of Education of the RAE, professor at the Academy of Higher Qualification and Professional Retraining of Workers in Education, Doctor of science (Education).
E-mail: [email protected] Sinelnikov I.Y.
Leading research fellow of the Institute for Content and Methods of Education of the RAE, Candidate of science (Education). E-mail: [email protected]
Annotation. The article deals with the basic ideas, goals and future directions in designing educational potential of social and humanitarian education, reveals the relevance of value-oriented and upbringing-oriented schooling. Implementation issues of school social and humanitarian education are analyzed in the context of the national education policy priorities. The authors justify the selection of three key stages in the genesis of the state policy in the field of education of children and youth in post-Soviet Russia and show the
воспитания детей и молодежи в постсоветской России, показаны возможности и риски реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования, способы минимизации этих рисков. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы, реализуемой Институтом содержания и методов обучения Российской академии образования (тема 13. Методология реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования в современном социуме).
opportunities and risks of implementing the educational potential of social and humanities education, suggesting ways to minimize these risks. This article was prepared in line with the plan of research implemented by the Institute for Content and Methods of Education of the Russian Academy of Education (Theme 13. Methodology of implementation of educational potential of social and humanitarian education in modern society).
Keywords: upbringing, educational potential, social and humanitarian education, civicism,
Ключевые слова: воспитание, воспитательный потенциал, социально-гуманитарное образование, гражданственность, межпредметные interdisciplinary connections, out-of-ciass связи, внеучебная работа. learning.
Актуальность ценностно и воспитательно ориентированного
школьного образования
В настоящее время усиление воспитательного влияния школы на формирование подрастающего поколения является одним из приоритеных направлений государственной образовательной политики и процесса реформирования системы общего образования.
Особое внимание государства к подготовке современной, эффективной программы развития в школе воспитательной компоненты обусловлено целым рядом факторов [11, URL]. С одной стороны, это реакция на разного рода цивилизационные вызовы, предъявляющие новые требования к подготовке молодых людей к жизни в расширяющемся пространстве межкультурного взаимодействия, стремительно и непредсказуемо меняющихся социальных условиях и конкурентных обстоятельствах, в ситуациях сложного личностного выбора. С другой стороны, это фиксация и своего рода «ответ» на различные негативные социокультурные процессы и явления российской действительности, в числе которых важное значение для будущего развития страны имеют распространенные в дет-ско-молодежной среде неприятие правовых и моральных норм, агрессия по отношению к представителям других культур, отказ от культурного опыта старших поколений, отсутствие сознания российской идентичности и др.
Необходимость адекватно реагировать на вызовы времени и российские реалии заставляют государство искать эффективные пути и способы социализации детей и молодежи, направленные на формирование у них позитивных и социально-значимых
гражданских ценностей. Одним из главных средств достижения этой цели в настоящее время признана переориентация общеобразовательной школы, являющейся единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России, - от сугубо «обучающего» образовательного процесса к ценностно и воспитательно ориентированному [4, с. 5].
В связи с этим представляется вполне очевидным, что результативность в организованном педагогическом процессе, ориентированном на формирование у школьников социально-гражданских ценностей, будет зависеть от того, насколько грамотно будет спроектировано и реализовано воспитательное влияние школы, насколько эффективно будет использован школой воспитательный потенциал общественно-научных или социально-гуманитарных предметов, нацеливающих обучающихся на освоение культурно-исторического опыта России и мира, общественных норм и традиций прошлого и настоящего.
Для лучшего понимания факторов, сказывающихся на успешности реализации воспитательного влияния школы, необходимо четко представлять этапы эволюции государственной образовательной политики РФ в сфере воспитания и социально-гуманитарного образования.
Государственная образовательная политика и вопросы организации воспитания и социально-гуманитарного образования в школе
В генезисе государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи постсоветской России (1990-2000-е гг.) выделяются три ключевых этапа.
Первый этап (начало 1992 г. - середина 1990-х гг.) характеризовался системным отрицанием значимости воспитания, воспитательной деятельности в общем образовании. Причина такого подхода заключалась в упрощенно-вульгарном понимании политического курса на деполитизацию и деидеологизации школьного образования.
Содержанием этапа стала ликвидация прежней системы воспитания школьников, основанной на принципах советской идеологии, концептуальные поиски новых подходов, которые были воплощены в «Стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» [21]. В процессе построения нового содержания социально-гуманитарного образования была поставлена задача обеспечить баланс политических, культурных, этнонациональных и иных ценностей при доминанте общенациональных (государственных) ценностей. Содержание образования при этом было ориентировано на то, чтобы помочь каждому человеку освоить три круга ценностей: этнокультурные, общенациональные (российские) и общечеловеческие (планетарные) [12].
Второй этап (вторая половина 1990-х - начало 2004 г.), хронологически и концептуально соотносится с разработкой государственного образовательного стандарта общего образования первого поколения и деятельностью Минобразования России (реорганизовано
9 марта 2004 г.) характеризуется формированием понимания воспитания как приоритета деятельности школы.
Произошедшее в этот период постепенное осознание опасности политического курса на ликвидацию системы воспитания привело к усилению внимания государства к вопросам воспитательного влияния школы на подрастающее поколение [3, URL; 10, URL; 22, URL].
Воспитание утверждалось как «первостепенный приоритет в образовании», как органичная составляющая педагогической деятельности, интегрированная в общий процесс обучения и развития, а его важнейшей задачей выступало формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации на рынке труда [5, URL; 6, URL; 7; 8, URL].
По-новому теперь раскрывались подходы к реализации воспитательного потенциала школьных социально-гуманитарных предметов. В качестве механизмов решения задач воспитания предлагалось «усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права...» [5, URL]. Внимание акцентировалось на необходимости реализовывать воспитательные возможности всех образовательных областей и предметов, особое значение придавалось освоению школьниками общественных наук, позволяющих посредством ознакомления с историческим опытом развития мировой и российской цивилизации обеспечить личност-но-эмоциональное осмысление этого опыта, сформировать понимание ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: толерантности, гражданственности, патриотизма. Подчеркивалось, что воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин может быть с успехом использован для решения следующих важных воспитательных:
• социальная адаптация и мобильность учащихся в быстро меняющихся жизненных условиях (реализуется на примере широкого спектра проигрываемых в процессе обучения социальных ролей);
• формирование гражданской позиции школьников (реализуется посредством участия в политических дебатах и дискуссиях, моделирования социально-экономического взаимодействия людей, личного участия в социально значимой деятельности школьного самоуправления, историко-краеведческих объединений, музеев, детских общественных объединений и т.п.) [8, URL].
Таким образом, в начале 2000-х гг. в государственной образовательной политике утвердилось вполне адекватное понимание роли содержания общего образования как средства воспитания школьников.
Третий этап (весна 2004 г. - настоящее время) - период окончательного утверждения воспитания в качестве приоритетной задачи школы на фоне новой - модернизацион-ной модели развития образования. Теоретические и практические подходы к воспитанию школьников на этом этапе следует рассматривать в контексте деятельности объединенного Министерства образования и науки РФ и методологии разработки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования.
После утверждения приоритетных направлений развития образовательной системы России (2004 г.) [9, URL] и разработки новой модели образования для инновационной экономики [13, URL; 14] наиболее значимыми событиями данного этапа генезиса государственной образовательной политики применительно к вопросу школьного воспитания стали:
• разработка концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников (2009);
• принятие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального, основного общего и полного общего образования (2009-2012);
• вступление в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2013).
Разработка и утверждение этих документов фактически свидетельствуют о формировании новой образовательной парадигмы, в которой меняется роль школьного учителя: он должен стать теперь не только организатором познавательной деятельности, но и координатором реализации индивидуальных образовательных траекторий в сфере урочной и внеурочной деятельности, профессионалом в области воспитания, ответственным за процессы социализации школьников.
Сложившиеся в настоящее время подходы к организации школьного образования исходят из следующего:
• образование - процесс не только усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей [23, с. 9];
• воспитание - деятельность, направленная на развитие личности и создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [27, URL];
• потенциал воспитательной деятельности школы реализуется в единстве урочной, внеурочной деятельности и различных видов социальной практики школьников, особая роль в этом процессе принадлежит дисциплинам предметной области «Общественно-научные предметы» (История России, Всеобщая история, Россия в мире, Обществознание, Экономика, Право, География), для которой задача развития и воспитания личности «является приоритетной» [24, URL; 25, URL].
Иными словами, сегодня в основных документах образовательной политики заложен серьезный потенциал воспитательного воздействия школы, который через содержание различных предметов и комплекс разнообразных форм и видов внеурочной деятельности может быть реализован, в первую очередь, в рамках школьных курсов предметов социально-гуманитарного цикла и должен быть в максимальной степени сориентирован на применение ценностного подхода, то есть на освоение школьниками различных идеалов и норм, закрепленных в опыте человечества. Однако при проектировании данного воспитательного ресурса как на уровне органов управления образованием, так и в рамках отдельно взятого образовательного учреждения необходимо учитывать не только наличие определенных воспитательных возможностей, но и потенциальные риски и вероятные трудности.
Возможности и риски реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования
Идеология воспитательной деятельности школы, сформированная к настоящему времени в основных чертах и наиболее полно представленная во ФГОС общего образования, включает новые акценты, установки и требования, к числу важнейших из которых можно отнести [16]:
• ориентированность школьного воспитания не на процесс, а на результат, что выражается в формулировании ожидаемых итогов воспитательного воздействия (личностные характеристики и результаты; результаты, обеспечиваемые предметным содержанием обучения; результаты реализации программы воспитания и социализации);
• единство содержания учебной и воспитательной деятельности, смысловую основу которого составляют «базовые национальные ценности» (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука и др.);
• комплексность воспитательного воздействия, представляющего собой некий единый «уклад школьной жизни» и включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;
• диалогичность учебно-воспитательного процесса, подразумевающая сотрудничество обучающихся с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной и социальной жизни с целью решения разного рода воспитательных задач, поставленных «как вопрос, обращенный человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом» [4, с. 21].
Сильной стороной данной методологии можно признать, прежде всего, возможность объединения воспитательных усилий педагогических коллективов школ в рамках единой идеологии при сохранении вариативности подходов к ее реализации. Лежащие в основе этой идеологии базовые национальные ценности отражают очевидное стремление государства очертить круг социально-педагогических понятий (национальная и гражданская идентичность, патриотизм, межэтнический мир и согласие и др.) и нравственных представлений (любовь к Родине, служение Отечеству, справедливость, уважение к труду, ценность знания и др.) [4, с. 18-19], которые стали бы основой для организации целенаправленной воспитательной работы всеми образовательными учреждениями.
С одной стороны, подчеркивается необходимость транслировать определенные социально значимые ценности и контролировать их усвоение, с другой - возможность каждой школы самостоятельно определять содержание воспитательной деятельности и в том числе «критерии, показатели эффективности. в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся» [25, URL; 24, URL; 26, URL]. Таков заложенный в стандартах потенциал воспитательного влияния школы [15, с. 525].
Оборотной стороной и очевидной «слабостью» новой воспитательной идеологии можно признать риск невозможности достигнуть полного единства и гарантированных
результатов воспитательной деятельности школы. Данная потенциальная опасность представляется вполне реальной, так как обусловлена она рядом обстоятельств («факторов риска»), в число которых входят:
• отсутствие объективно-научных инструментов измерения и критериев оценивания ряда целевых ориентиров ФГОС, личностных результатов развития школьников и в целом уровня их воспитанности;
• сформулированный в Законе об образовании принцип добровольности участия обучающихся во внеурочной (внешкольной) деятельности [27, URL, ст. 34, п. 4-6; ст. 77, п. 2], по сути, переносящий центр тяжести контролируемого воспитательного воздействия школы в плоскость урочной деятельности;
• заложенный во ФГОС механизм итогового оценивания качества школьного образования, не предполагающий учета результатов воспитательной деятельности при оценке, с одной стороны, успешности освоения учащимся образовательной программы, а с другой, - эффективности деятельности образовательного учреждения в целом [17, с. 6-8] и др.
Однако наиболее значимым с точки зрения проектирования воспитательного потенциала школьного социально-гуманитарного образования является то обстоятельство, что выдвинутые в качестве идейно-воспитательных основ школы «базовые национальные ценности» (патриотизм, семья, труд, социальная солидарность и т.п.) в содержательном смысле крайне сложны, многозначны и в подавляющем своем большинстве имеют противоречивые и даже взаимоисключающие трактовки. Представляется очевидным, что в процессе обучения различным гуманитарным предметам (История, Обществознание, Литература и др.), в рамках разных видов внеурочной деятельности и социальной практики предлагаемый к использованию диалогический, дискуссионный подход к освоению различных социокультурных идеалов, норм и ценностей с неизбежностью выявит зафиксированные наукой, искусством, обыденным сознанием многочисленные факты, свидетельствующие о расхождении в представлениях и оценках (в том числе, нравственных), не только различных эпох, но и внутри различных социальных слоев и групп одного исторического периода [17, с. 6-8]. Это означает, что достижение главных целей современной воспитательной идеологии (т.е. принятие школьниками неких вневременных, базовых ценностей и гражданское согласие по ним) очень проблематично и вряд ли осуществимо на практике [19, с. 75].
В качестве средств минимизации указанного риска, возможным негативным последствием которого может стать имитация целенаправленной воспитательной деятельности педагогическими работниками, могут быть использованы, в первую очередь:
• скорректированные подходы к определению эффективности и качества работы школы и педагогов в аспекте учета неформальных показателей, касающихся вопросов воспитания, личностного развития и социализации школьников, а не только результатов обучения [15, с. 528];
• разработка учеными и педагогами практико-ориентированных программ и вариативных моделей организации воспитательной деятельности на разных ступенях школьного образования [17, с. 8];
• новые подходы к повышению воспитательной и психолого-педагогической компетентности учителей, предусматривающие: а) усвоение ими не отдельных умений и навыков, а особых воспитательно-педагогических ролей (наставника, организатора, сотрудника) и партнерских поведенческих моделей; б) квалифицированную психолого-педагогическую помощь в изменении и совершенствовании ими определенных качеств своей личности; в) максимальную индивидуализацию (учет специфики личностных качеств педагогов, особенностей их предметной деятельности и др.) и ориентацию на построение для каждого учителя индивидуальной траектории профессионального и личностного роста [18, с. 33-34]. К сказанному следует добавить, что наряду с обеспечением определенных условий воспитательного воздействия школы, важнейшим из которых является профессионализм и личностные качества педагогических кадров, при проектировании воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования необходимо правильно определить идейные основания, цели и направления педагогической деятельности.
Основные идеи, цели и направления проектирования воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования
Представляется очевидным, что воспитательный потенциал социально-гуманитарного образования может быть реализован лишь в особых педагогических условиях, которые:
• учитывают устремления и характерные личностные проявления школьников, специфику личностно-значимой для них микросреды;
• предполагают формирование субъектной позиции у каждого обучающегося;
• содействуют личностному развитию путем приобщения к культуре социального бытия во всех ее проявлениях;
• ориентируют школьников на усвоение и принятие социально-значимых норм и ценностей.
Только в таких условиях можно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие, которое представляет собой последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [4, с. 9].
Предлагая школьникам для освоения различные системы ценностей, выработанные человечеством, социально-гуманитарное образование объективно способствует формированию у каждого обучающегося определенной иерархии и совокупности отношений к разнообразным процессам и явлениям внешнего мира.
Говоря о ценностных воспитательных приоритетах социально-гуманитарного образования, необходимо выделить следующие ключевые гуманитарные идеи, лежащие в его основе и транслируемые школьникам посредством разных форм и видов образовательной деятельности:
• идея приоритета прав личности (Всеобщая декларация прав человека);
• идея основополагающих прав ребенка - права на жизнь, семью, охрану здоровья, получение образования и т.п. (Конвенция о правах ребенка);
• идеи прав и свобод человека, верховенства народа и закона, ответственности граждан за судьбу страны, уважения и любви к Отечеству - России, к памяти предков и т.п. (Конституция РФ);
• идея базовых национальных ценностей (солидарности, гражданственности, патриотизма и т.п.) как содержательной основы образовательно-воспитательной деятельности школы (Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и полного общего образования).
Формируя проектируемые цели воспитания школьников, следует исходить из необходимости учитывать тенденции мирового развития в XXI в. и готовности системы образования ответить на предъявляемые «вызовы». Воспитательный потенциал должен быть сориентирован на то, чтобы в результате работы с учащимися обеспечить:
• формирование гражданской культуры, подготовленность к сознательному участию в демократических процедурах (это обусловлено ускорением общественного развития, расширением возможностей политического и социального выбора для граждан);
• формирование информационно-коммуникативной компетентности (эта задача обусловлена переходом к постиндустриальному, информационному обществу);
• развитие толерантности и способности к бесконфликтной коммуникации (этого требует значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия);
• готовность к международному сотрудничеству и формирование способности решать разного рода проблемы (это обусловлено ростом проблем глобального и международного характера);
• сформированность навыков самообразования и самоизменения, готовности и умения учиться, выстраивать индивидуальную образовательную и профессиональную траекторию (этого требуют структурные изменения в сфере занятости, потребности рынка труда).
Иными словами, воспитательный потенциал школьного социально-гуманитарного образования должен быть нацелен на то, чтобы подгоговить молодого человека к жизни в условиях информационного поликультурного многонационального общества. Ценностно-целевые установки образования должны обеспечить успешную социализацию школьников, прежде всего в рамках российского социума, основными индикаторами которой являются [25, URL]:
• воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и гражданственности, уважения и чувства гордости за свою Родину;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современной России и мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания, компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
• формирование коммуникативной компетентности, а также понимания ценности здорового, безопасного образа жизни и основ экологической культуры.
Реализация воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования должна в максимальной степени учитывать и отражать триединую направленность школьного воспитательного процесса - на формирование личностной, семейной и социальной культуры школьников [23, с. 9]. В связи с этим наиболее правильным представляется подход, при котором основные направления проектирования воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования отражали бы сложность, многоаспектность процесса становления личности и включали бы в себя, прежде всего:
• воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• воспитание социальной ответственности и компетентности;
• воспитание этического сознания, нравственных чувств, убеждений и моделей поведения.
Проектирование ключевых идей, целей и направлений воспитательной деятельности должно быть обеспечено действенными педагогическими инструментами и технологиями.
Педагогические инструменты и технологии реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования
Важнейшим педагогическим инструментом проектирования воспитательного потенциала содержания социально-гуманитарного образования и стратегии его реализации являются, в первую очередь, содержательные линии, представляющие собой смысловые доминанты содержания образования, комплекс принципов отбора, конструирования и изучения содержания в соответствии с особенностями учебного предмета и составляющих его курсов. Если разделы и темы характеризуют структуру содержания учебного предмета, то содержательные линии пронизывают все компоненты содержания, создают ценностный каркас учебного предмета. Несмотря на то что содержательные линии отражают специфику учебных дисциплин (у «Истории» это «Историческое время», «Историческое пространство», «Историческое движение», «Человек в истории» [1], «История и память», «Образ России в ХХ веке» [20] и др.; у «Обществознания - «Человек в социальном
измерении», «Общество», «Сферы общества» и т.д.) и являются педагогическим механизмом отбора и конструирования учебного содержания изучаемого предмета, они позволяют проектировать не только предметные, но и метапредметные, а также личностные результаты общего образования.
Неотъемлемым педагогическим инструментом проектирования воспитательного потенциала содержания образования также являются межпредметные связи. Как показывает практика, развитие и системное использование межпредметных связей в образовательном процессе позволяет сформировать у школьников целостное представление о научно-предметной и ценностной картинах мира, готовность перенести получаемые знания в практическую деятельность, использовать их в ситуациях реальной жизни.
Интеграция средств учебной и внеучебной воспитательной деятельности также является действенным инструментом проектирования воспитательного влияния социально-гуманитарного образования, позволяющим разнообразить учебно-воспитательный процесс, расширить и обогатить социальный опыт обучающихся, сделать их учебу и досуг более увлекательными и интересными. Такая интеграция:
• расширяет воспитательные возможности учебных занятий, повышает влияние учебной деятельности на гражданско-патриотическое, нравственное и в целом социальное становление личности;
• усиливает интеллектуальный и познавательный характер внеучебной работы путем взаимопроникновения различных видов деятельности;
• позволяет использовать педагогические средства, стирающие грани между учебными и воспитательными процессами;
• дает возможность создать систему дополнительного образования с учетом потребностей учащихся и возможностей школы.
Что касается технологий реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования, то в число основных подходов к их проектированию могут быть включены:
• организация индивидуально-ориентированного целеполагания, призванная обеспечить развитие познавательных интересов, положительной мотивации школьников к обучению, выработку и присвоение ими целей и задач учебной деятельности;
• усиление воспитательных аспектов содержания учебного процесса, предполагающее связь изучаемого материала с жизнью школьника, его будущими личными и профессиональными планами; выявление в содержании учебного материала нравственных проблем, которые могут стать предметом обсуждения на занятии; использование историко-культурного наследия страны, региона, города, села при решении учебных задач; обучение детей и подростков разным способам применения приобретенных знаний в практической жизни; вклад учащихся в разработку проблем района, города, поселка, в преобразование окружающей жизни через выполнение социально значимых учебных проектов, исследовательскую деятельность;
• сотворчество участников учебного процесса, ориентированное, прежде всего, на формирование определенной творческой атмосферы и особых отношений
сотрудничества учителя и учащихся, имеющих большое воспитывающее и развивающее значение для школьников;
• расширение связей школьников с окружающим миром и использование образовательных ресурсов социума, позволяющее обогатить сферу социальных контактов учащихся, приблизить их учебную деятельность к реалиям жизни, разнообразить их представления в сфере предметных знаний;
• проектная (социально-проектная) деятельность учащихся, представляющая собой творческую работу, направленную на решение практической задачи, цели и содержание которой определяются школьниками, реализуются ими в результате теоретической проработки новой информации, что благоприятно влияет не только на повышение уровня образованности школьников и совершенствование их учебной деятельности, но и на формирование у них определенных личностных качеств и ценностных отношений [2].
В целом подходы к проектированию и реализации воспитательного потенциала содержания социально-гуманитарного образования должны быть нацелены:
1) на усвоение школьниками информации, позволяющей им обогатить свои знания о человеке, географической среде, основных этапах истории человечества, закономерностях исторического развития России, основных сферах общественной жизни;
2) обеспечение личностно-эмоционального осмысления школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формирование у них понимания значимости исторического опыта России и мира, ценностей демократического общества, важнейших качеств личности (гражданской позиции, патриотизма, умения преодолевать конфликты ненасильственным путем и т.п.).
Список литературы:
1. Алексашкина, Л. Н. Концепция исторического образования в средней школе / Л. Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. -2009. - № 6. - С. 19-34.
2. Байбородова, Л. В. Повышение воспитательных возможностей уроков истории / Л. В. Байбородова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. -№ 1. - С. 27-32.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» : [утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2001 № 122] // Предпринимательское право [Электронный ресурс] : портал правов. поддержки предпринимат. деятельности. - Режим доступа : http://www. busines spravo. ru.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : [утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р] // BestPavo [Электронный ресурс] : информационно-правов. портал. - Режим доступа : http:// www.bestpravo.ru.
6. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года : [утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751) // Гарант [Электронный ресурс] : информационно-правов. портал. - Режим доступа : http://base.garant.ru.
7. О реализации решения коллегии Минобразования России от 25.12.2001 № 19/2 «Об итогах реализации программы развития воспитания в системе образова-ни России на 1999-2001 годы и об основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы» : приказ Минобразования РФ от 25.01.2002 № 193 // Гарант [Электронный ресурс] : информационно-правов. портал. - Режим доступа : http://base.garant.ru/1588044, свободный с 18-00 до 24-00 ежедневно и круглосуточно по выходным дням и праздничным дням.
8. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях : письмо Минобразования России от 02.04.2002 № 13-51-28/13 // Законы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.lawrussia.ru.
9. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации : [одобрены Правительством РФ 09.12.2004 г., протокол заседания № 47, разд. I] // Школа радости, творчества, успехов [Электронный ресурс] / А. А. Ки-реева. - Режим доступа : http://kireeva.friendstv.ru.
10. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. : [утв. Приказом Минобразования РФ от 18.10.1999 № 574 ] // BestPavo [Электронный ресурс] : информационно-правов. портал. - Режим доступа : http://www. bestpravo.ru.
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справ.-правов. система. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/online/.
12. Решение коллегии Министерства образования РФ от 28 декабря 1994 г. № 24/1 // Справочник преподавателя общественных дисциплин / авт.-сост. Е. Е. Вяземский, Т. И. Тюляева. - М.: ЦГО, 1998.
13. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: IX Международная научная конференция «Модернизация экономики и глобализация» 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фру-мина. - М.: ГУ ВШЭ, 2008.
14. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики / А. Е. Волков [и др.] // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561970/model2020.pdf.
15. Синельников, И. Ю. Воспитательный потенциал школы в свете новых образовательных стандартов: возможности и риски / И. Ю. Синельников // Воспитание подрастающего поколения в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы развития : материалы Международной научно-практической конференции (22-23 октября 2013 г.). - М., 2013. - С. 521-529.
16. Синельников, И. Ю. Индивидуализация непрерывного образования учителей в целях обеспечения нового качества воспитательной деятельности школы /
И. Ю. Синельников // Непрерывное образование педагогов в современных условиях: опыт и перспективы : сб. материалов Международной научно-практической конференции (22-23 апреля 2014 г.) - М.: АСОУ, 2014. - С. 191-195.
17. Синельников, И. Ю. Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски / И. Ю. Синельников // Воспитание школьников. - 2014. - № 5. - С. 3-9.
18. Синельников, И. Ю. Новые требования к профессионализму школьного педагога / И. Ю. Синельников // Учитель новой школы и вопросы воспитания подрастающего поколения : материалы Педагогического форума (27-28 марта 2014 г.) / под ред. Н. Е. Щурковой, М. И. Мухина. - М.: АРКТИ, 2014. - С. 29-34.
19. Синельников, И. Ю. Преемственность ценностей и идеалов в воспитательной идеологии новой школы: возможности и риски / И. Ю. Синельников // Направления развития воспитания в контексте реализации инициативы «Наша новая школа» : материалы Международной научно-практической конференции (28-29 марта 2013 г.). - М., 2013. - С. 73-78.
20. Стрелова, О. Ю. Структурно-методическая концепция учебно-методического комплекса «Русское слово» для 5-11 классов / О. Ю. Стрелова. - М.: Русское слово, 2013.
21. О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях : решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 28.12.94 № 24/1 // Гражданское образование в российской школе : сб. нормативных документов / сост. Т. И. Тюляева. - М.: АСТ, 2003. -С. 86-92.
22. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы) : [утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.2001 № 629] // BestPavo [Электронный ресурс] : информационно-правов. портал. - Режим доступа : http://www. bestpravo.ru.
23. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : [утв. Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373] // Гарант [Электронный ресурс] : информационно-правов. портал. - Режим доступа : http://base.garant.ru.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : [утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897] // Гарант [Электронный ресурс] : информационно-правов. портал. - Режим доступа : http://base.garant.ru.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования : [утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413] // Гарант [Электронный ресурс] : информационно-правов. портал. - Режим доступа : http://base.garant.ru.
27. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Гарант [Электронный ресурс] : информационно-правов. портал. - Режим доступа : http://base.garant.ru.
Spisok literatury:
1. Aleksashkina, L. N. Kontseptsiia istoricheskogo obrazovaniia v sredneï shkole / L. N. Aleksashkina // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniia v shkole. - 2009. -№ 6. - S. 19-34.
2. Baïborodova, L. V. Povyshenie vospitatel'nykh vozmozhnosteï urokov istorii / L. V. Baï-borodova // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniia v shkole. - 2010. - № 1. -S. 27-32.
3. Gosudarstvennaia programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiïskoï Federatsii na 2001-2005 gody» : [utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 16.02.2001 № 122] // Predprinimatel'skoe pravo [Élektronnyï resurs] : portal pravov. podderzhki predprinimat. deiatel'nosti. - Rezhim dostupa : http://www.businesspravo.ru.
4. Kontseptsiia dukhovno-nravstvennogo razvitiia i vospitaniia lichnosti grazhdanina Rossii / A. Ia. Daniliuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. - M.: Prosveshchenie, 2009.
5. Kontseptsiia modernizatsii rossiïskogo obrazovaniia na period do 2010 goda : [utv. rasporiazheniem Pravitel'stva RF ot 29.12.2001 № 1756-r] // BestPavo [Élektronnyï resurs] : informatsionno-pravov. portal. - Rezhim dostupa : http://www.bestpravo.ru.
6. Natsional'naia doktrina obrazovaniia v RF na period do 2025 goda : [utv. postanovle-niem Pravitel'stva RF ot 04.10.2000 № 751) // Garant [Élektronnyï resurs] : informat-sionno-pravov. portal. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru.
7. O realizatsii resheniia kollegii Minobrazovaniia Rossii ot 25.12.2001 № 19/2 «Ob itogakh realizatsii programmy razvitiia vospitaniia v sisteme obrazovani Rossii na 1999-2001 gody i ob osnovnykh napravleniiakh razvitiia vospitaniia v sisteme obrazovaniia na 2002-2004 gody» : prikaz Minobrazovaniia RF ot 25.01.2002 № 193 // Garant [Élektronnyï resurs] : informatsionno-pravov. portal. - Rezhim dostupa : http:// base.garant.ru/1588044, svobodnyï s 18-00 do 24-00 ezhednevno i kruglosutochno po vykhodnym dniam i prazdnichnym dniam.
8. O povyshenii vospitatel'nogo potentsiala obrazovatel'nogo protsessa v obshche-obrazovatel'nykh uchrezhdeniiakh : pis'mo Minobrazovaniia Rossii ot 02.04.2002 № 13-51-28/13 // Zakony Rossii [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa : http://www. lawrussia.ru.
9. Prioritetnye napravleniia razvitiia obrazovatel'noï sistemy Rossiïskoï Federatsii : [odo-breny Pravitel'stvom RF 09.12.2004 g., protokol zasedaniia № 47, razd. I] // Shkola radosti, tvorchestva, uspekhov [Élektronnyï resurs] / A. A. Kireeva. - Rezhim dostu-pa : http://kireeva.friendstv.ru.
10. Programma razvitiia vospitaniia v sisteme obrazovaniia Rossii na 1999-2001 gg. : [utv. Prikazom Minobrazovaniia RF ot 18.10.1999 № 574 ] // BestPavo [Élektronnyï resurs] : informatsionno-pravov. portal. - Rezhim dostupa : http://www.bestpravo.ru.
11. Poslanie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii Federal'nomu sobraniiu Rossiiskoi Feder-atsii 12 dekabria 2012 goda // Konsul'tantPlius [Élektronnyi resurs] : sprav.-pravov. sistema. - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/online/.
12. Reshenie kollegii Ministerstva obrazovaniia RF ot 28 dekabria 1994 g. № 24/1 // Spra-vochnik prepodavatelia obshchestvennykh distsiplin / avt.-sost. E. E. Viazemskii, T. I. Tiuliaeva. - M.: TsGO, 1998.
13. Rossiiskoe obrazovanie - 2020: model' obrazovaniia dlia ékonomiki, osnovannoi na znaniiakh: IX Mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia «Modernizatsiia ékonomiki i globalizatsiia» 1-3 aprelia 2008 g. / pod red. Ia. I. Kuz'minova, I. D. Frumina. - M.: GU VShÉ, 2008.
14. Rossiiskoe obrazovanie - 2020: model' obrazovaniia dlia innovatsionnoi ékonomiki / A. E. Volkov [i dr.] // Voprosy obrazovaniia. - 2008. - № 1. - Rezhim dostupa: http:// www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561970/model2020.pdf.
15. Sinel'nikov, I. Iu. Vospitatel'nyi potentsial shkoly v svete novykh obrazovatel'nykh standartov: vozmozhnosti i riski / I. Iu. Sinel'nikov // Vospitanie podrastaiushchego pokoleniia v sovremennykh sotsiokul'turnykh usloviiakh: problemy i perspektivy razvitiia : materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (22-23 ok-tiabria 2013 g.). - M., 2013. - S. 521-529.
16. Sinel'nikov, I. Iu. Individualizatsiia nepreryvnogo obrazovaniia uchitelei v tseliakh obe-specheniia novogo kachestva vospitatel'noi deiatel'nosti shkoly / I. Iu. Sinel'nikov // Nepreryvnoe obrazovanie pedagogov v sovremennykh usloviiakh: opyt i perspe-ktivy : sb. materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (22-23 apre-lia 2014 g.) - M.: ASOU, 2014. - S. 191-195.
17. Sinel'nikov, I. Iu. Novye obrazovatel'nye standarty i vospitatel'noe vliianie shkoly: tse-li, vozmozhnosti, riski / I. Iu. Sinel'nikov // Vospitanie shkol'nikov. - 2014. - № 5. -S. 3-9.
18. Sinel'nikov, I. Iu. Novye trebovaniia k professionalizmu shkol'nogo pedagoga / I. Iu. Sinel'nikov // Uchitel' novoi shkoly i voprosy vospitaniia podrastaiushchego pokoleniia : materialy Pedagogicheskogo foruma (27-28 marta 2014 g.) / pod red. N. E. Shchurkovoi, M. I. Mukhina. - M.: ARKTI, 2014. - S. 29-34.
19. Sinel'nikov, I. Iu. Preemstvennost' tsennostei i idealov v vospitatel'noi ideologii novoi shkoly: vozmozhnosti i riski / I. Iu. Sinel'nikov // Napravleniia razvitiia vospitaniia v kontekste realizatsii initsiativy «Nasha novaia shkola» : materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (28-29 marta 2013 g.). - M., 2013. - S. 73-78.
20. Strelova, O. Iu. Strukturno-metodicheskaia kontseptsiia uchebno-metodicheskogo kompleksa «Russkoe slovo» dlia 5-11 klassov / O. Iu. Strelova. - M.: Russkoe slovo, 2013.
21. O strategii razvitiia istoricheskogo i obshchestvovedcheskogo obrazovaniia v ob-shcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniiakh : reshenie kollegii Ministerstva obra-zovaniia Rossiiskoi Federatsii ot 28.12.94 № 24/1 // Grazhdanskoe obrazovanie v rossiiskoi shkole : sb. normativnykh dokumentov / sost. T. I. Tiuliaeva. - M.: AST, 2003. - S. 86-92.
22. Federal'naia tselevaia programma «Formirovanie ustanovok tolerantnogo soznaniia i profilaktika èkstremizma v rossiïskom obshchestve (2001-2005 gody) : [utv. Post-anovleniem Pravitel'stva RF ot 25.08.2001 № 629] // BestPavo [Élektronnyï resurs] : informatsionno-pravov. portal. - Rezhim dostupa : http://www.bestpravo.ru.
23. Fundamental'noe iadro soderzhaniia obshchego obrazovaniia / pod red. V. V. Ko-zlova, A. M. Kondakova. — M.: Prosveshchenie, 2009.
24. Federal'nyï gosudarstvennyï obrazovatel'nyï standart nachal'nogo obshchego obrazovaniia : [utv. Prikazom Minobrnauki RF ot 06.10.2009 № 373] // Garant [Élektronnyï resurs] : informatsionno-pravov. portal. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru.
25. Federal'nyï gosudarstvennyï obrazovatel'nyï standart osnovnogo obshchego obra-zovaniia : [utv. Prikazom Minobrnauki RF ot 17.12.2010 № 1897] // Garant [Élektronnyï resurs] : informatsionno-pravov. portal. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru.
26. Federal'nyï gosudarstvennyï obrazovatel'nyï standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniia : [utv. Prikazom Minobrnauki RF ot 17.05.2012 № 413] // Garant [Élektronnyï resurs] : informatsionno-pravov. portal. - Rezhim dostupa : http://base. garant.ru.
27. Ob obrazovanii v Rossiïskoï Federatsii : feder. zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ // Garant [Élektronnyï resurs] : informatsionno-pravov. portal. - Rezhim dostupa : http://base. garant.ru.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 5