Научная статья на тему 'Принципы разработки рубрикатора "Народное образование. Педагогика"'

Принципы разработки рубрикатора "Народное образование. Педагогика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУБРИКАТОР ГРНТИ / РУБРИКАТОР "НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА" / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полонский В. М.

В статье формулируются принципы, которые необходимо соблюдать при развитии отраслевого рубрикатора «Народное образование. Педагогика», анализируются изменения в понятийно-терминологическом аппарате педагогики в связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и их возможные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы разработки рубрикатора "Народное образование. Педагогика"»

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ РУБРИКАТОРА «НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА»1

SUBJECT AUTHORITY DEVELOPMENT PRINCIPLES «NATIONAL EDUCATION. PEDAGOGICS»

Полонский В.М.

Профессор кафедры педагогики Московского института открытого образования, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье формулируются принципы, которые необходимо соблюдать при развитии отраслевого рубрикатора «Народное образование. Педагогика», анализируются изменения в понятийно-терминологическом аппарате педагогики в связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и их возможные последствия.

Ключевые слова: рубрикатор ГРНТИ, рубрикатор «Народное образование. Педагогика», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», понятийно-терминологический аппарат педагогики.

Polonsky V.M.

Professor at the Department of Pedagogics of the Moscow Institute of Open Education, Doctor of science (Education), Corresponding member of the Russian Academy of Education.

E-mail: [email protected]

Annotation. This article formulates the principles, which must be followed in the development of branch subject authority «National Education. Pedagogics», analyzes the changes in the conceptual and terminological aspects of pedagogics due to the new federal law «On Education in the Russian Federation» and their probable consequences.

Keywords: subject authority GRNTI, subject authority «National Education. Pedagogics», federal law «On Education in the Russian Federation», conceptual and terminological aspects of pedagogics.

1 Работа выполняется при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка рубрикатора «Народное образование. Педагогика»». Проект № 11-06-00076а.

Эффективное развитие образования и педагогической науки невозможно без широкого доступа работников в сфере науки и практики к отечественным и зарубежным источникам информации. Это особенно важно в эпоху информатизации общества, создания глобальных архивов памяти (информационных сетей, электронных библиотек и баз данных).

Оперативное знакомство с отечественным и зарубежным опытом даст возможность пользователям лучше ориентироваться в различных направлениях педагогики, активно внедрять в практику инновационные разработки и передовые педагогические технологии. Главным звеном, связующим науку и практику, становится научно-педагогическая информация. От ее достоверности, актуальности и полноты во многом зависит эффективность управления образованием, качество обучения и воспитания, результативность педагогических исследований.

В целях дальнейшего совершенствования управления системой образования, повышения качества информационного обслуживания в стране созданы автоматизированные системы по сбору, хранению и обработке различных видов документов. Успешное функционирование таких систем требует соответствующего лингвистического обеспечения, разработки средств хранения и поиска информации. Одним из таких средств является рубрикатор «Народное образование. Педагогика» (далее - отраслевой рубрикатор).

Данный рубрикатор - классификационная, иерархическая система в области образования и педагогики, которая отражает отраслевое деление системы образования на комплексные научные дисциплины, направления, проблемы, области педагогики. В зависимости от назначения рубрикатора количество уровней иерархии (глубина классификации) может быть различным. В общем двух-трехуровневые рубрикаторы предназначены для маркировки тематических полей, информационных органов и направлений потоков документов и запросов. Пяти-семиуровневые (локальные) рубрикаторы более точные. Они служат для поиска документов по запросам пользователей. Данный Рубрикатор по ряду областей имеет семь уровней иерархии. Число уровней иерархии в каждой области определяется количеством документов в ней, степенью разработанности, частотой обращения различных групп пользователей.

Рубрикатор «Народное образование. Педагогика» является частью Государственного рубрикатора научно-технической информации (рубрикатор ГРНТИ) - универсальной иерархической классификации областей знания, принятой для систематизации всего потока научно-технической информации. На его основе построена система локальных (отраслевых, тематических, проблемных) рубрикаторов в органах научно-технической информации [1].

Назначение и функции рубрикатора известны: тематическое разграничение информационных подсистем; формирование информационных массивов по любым признакам; систематизация информационных материалов; индексирование документов и запросов; связь с другими классификационными системами; нормативные функции. Наш опыт показывает, что отраслевой рубрикатор может быть использован значительно шире: для планирования и организации НИР, оценки новизны результатов исследований, опре-

деления информационных потребностей пользователей, прогнозирования развития науки и ее отдельных областей, поиска и хранения информации.

По сути дела отраслевой рубрикатор является некоторой картой, отражающей поле педагогической науки, её границы, отдельные области и направления исследований, их взаимосвязь и соотношение. Пользуясь рубрикатором, мы можем наблюдать процессы, которые происходят в образовании и науке, динамику развития той или иной проблемы, изменения в понятийно-терминологическом аппарате педагогики.

За прошедшие десятилетия приняты новые программы, концепции, законы, касающиеся разных сторон образования и педагогической науки2. Вводится новая номенклатура образовательных учреждений, новые цензы и уровни общего и профессионального образования, обновляется понятийно-терминологический аппарат педагогики. Возникают вопросы, связанные с дальнейшим развитием отраслевого рубрикатора. Например, какие принципы и требования надо соблюдать, чтобы изменения в образовании и науке нашли своё отражение в отраслевом и государственном рубрикаторе на разных уровнях его иерархии? В данной статье делается попытка найти ответ на этот вопрос.

Принцип единой терминологии, родо-видовых отношений. В наименовании рубрик отраслевого рубрикатора и соответствующих рубрик ГРНТИ необходимо соблюдать единую терминологию, единое родо-видовое соотношение понятий.

Поясним сказанное на конкретном примере. Понятийный ряд, раскрывающий понятия «образование», «воспитание», «обучение», весьма велик и включает разные уровни иерархии. Понятие «образование» - самое широкое, родовое. Оно включает в себя более узкие видовые понятия - «обучение» и «воспитание», которые, в свою очередь, включают в себя еще более узкие понятия.

Насчитывается около 70 видов образования (альтернативное, бизнес-образование, военное, гуманистическое, гуманитарное, дополнительное, дошкольное, естественнонаучное, инклюзивное, информальное, классическое, корпоративное, медицинское, национальное и т.д.). Столь же внушительный ряд понятий связан с воспитанием (авторитарное, военно-патриотическое, воспитание в духе мира, духовно-нравственное, естественное, интеллектуальное, коммунистическое, конфессиональное, кросскультурное, поликультур-ное и т.д.).

В различных рубриках рубрикатора ГРНТИ слово «образование» используется отдельно или в сочетании с воспитанием и обучением. Правильное наименование рубрики предполагает только одно слово. По этой причине в ряд рубрик рубрикатора ГРНТИ и отраслевого рубрикатора были внесены изменения, которые касались наименования рубрик. Например, рубрика 04.51.53 «Социология образования и воспита-

2 [2-7, 9-11], а также ФГОСы начального профессионального профессионального образования, ФГО-Сы среднего профессионального образования, ФГОСы высшего профессионального образования по

направлениям подготовки бакалавриата, ФГОСы высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалитета, ФГОСы высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистратуры.

ния=» была заменена на рубрику 04.51.53 «Социология образования». Рубрика 14.07.07 «Общая теория образования и обучения» была заменена рубрикой 14.07.07 «Общая теория образования». Аналогичные изменения были внесены в другие рубрики отраслевого рубрикатора, в которых слово «образование» сочеталось со словами «обучение» или «воспитание».

Соответствие наименования рубрик государственным нормативным стандартам и законам. В некоторых рубриках, касающихся номенклатуры образовательных учреждений, наряду со словом «учреждение» использовались слова «учебные заведения», «школы». В соответствии с действующим Законом «Об образовании» [7] они были заменены словом «учреждение».

Ниже приведен фрагмент таблицы, в которой зафиксированы принятые в соответствии с действующим регламентом изменения3.

Обратим внимание на изменения в названиях учреждений, уровней и цензов общего, профессионального и высшего образования, понятийно-терминологическом аппарате педагогики, которые содержатся в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации»4.

В ст. 10 «Структура системы образования» нового Закона определение системы образования отличается от толкования, которое дается в действующем Законе «Об образова-нии»5.

Не останавливаясь на сравнении определений, данных в названных выше законах, обратим внимание только на одно слово. В новом законе слово «учреждение», которое содержится в действующем законе, заменено словом «организация» [7].

С целью сохранения ныне действующих и возможных новых названий рубрик мы внесли в методический совет ВИНИТИ предложение использовать в отраслевом рубрикаторе оба этих слова: «учреждения» и «организации». Однако, на момент утверждения предложений по изменению рубрик еще действовал закон «Об образовании в РФ» (1992).

4 Закон должен вступить в силу с 1 сентября 2013 г.

5 Определение по закону [8]: «1. Система образования включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты; образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность без образования юридического лица, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законные представителей); 3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования» (ч. 1 ст. 10)

Определение по закону [7]: «Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно- общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования» (ст. 8).

Таблица 1

Код Действующая версия Предложения по изменению Комментарии

Отрасль знания «Народное образование. Педагогика»

!! 14.15.21. Сеть учебных заведений и центров развития образования 14.15.21. Сеть учреждений образования и центров развития образования Принять

+ 14.23.87. Инновации в учреждениях дошкольного образования Принять

!! 14.33.05. Воспитание студентов в средних специальных учебных заведениях 14.33.05. Воспитание студентов в учреждениях среднего специального образования Принять

!! 14.33.07. Образование и обучение студентов средних специальных учебных заведений 14.33.07. Образование в учреждениях среднего специального образования Принять

!! 14.33.09. Методика преподавания учебных дисциплин в средних специальных учебных заведениях 14.33.09. Методика преподавания учебных дисциплин в учреждениях среднего специального образования Принять

!! 14.33.17. Ученические организации в средних специальных учебных заведениях 14.33.17. Ученические организации в учреждениях среднего специального образования Принять

!! 14.33.19. Внеучебная работа в средних специальных учебных заведениях профессионального образования 14.33.19. Внеучебная работа в учреждениях среднего профессионального образования Принять

!! 14.35.05. Воспитание в высшей профессиональной школе 14.35.05. Воспитание студентов в учреждениях высшего профессионального образования Принять

!! 14.35.07. Образование и обучение в высшей профессиональной школе 14.35.07. Образование в учреждениях высшего профессионального образования Принять

!! 14.35.09. Методика преподавания учебных дисциплин в высшей профессиональной школе 14.35.09. Методика преподавания учебных дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования Принять

Код Действующая версия Предложения по изменению Комментарии

!! 14.35.17. Студенческие организации в высшей профессиональной школе 14.35.17. Студенческие организации в учреждениях высшего профессионального образования Принять

!! 14.35.19. Внеучебная работа в высшей профессиональной школе 14.35.19. Внеучебная работа в учреждениях высшего профессионального образования Принять

!! 14.39.07. Образование и обучение в семье 14.39.07. Семейное воспитание и обучение Принять

По этой причине оставили только одно слово «учреждение», которое было в законе. После 1 сентября 2013 г., когда новый закон вступит в силу, потребуется вновь собирать методический совет ВИНИТИ и утверждать изменения в рубрикаторе, согласно действующему закону.

Следует заметить, что замена одного слова на другое в Законе «Об образовании в Российской Федерации» потребует внести изменения в различные типовые положения, касающиеся образовательных учреждений; в документы, регулирующие лицензирование и государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации; в названия учебных программ, связанных с уровнями и цензами обучения и в соответствующие Федеральные государственные образовательные стандарты. Предполагаемые изменения в названиях учреждений отрицательно скажутся на поиске информации: потребуется изменить десятки рубрик, в которых слово «учреждение» обозначено как ключевое.

Принцип доминирования. Рубрикатор выполняет нормативные функции, определяет и использует термины, общепринятые и согласованные с ведущими организациями в этой отрасли и области знаний6.

В настоящее время отсутствует четкая терминология в области коррекционной педагогики. Целая отрасль и соответствующая ей наука по-разному обозначаются в различных классификационных схемах, требованиях и стандартах. В ряде случаев сохраняется термин «дефектология», хотя он давно морально устарел; наряду с термином «коррекционная педагогика» предлагается использовать словосочетание «специальная педагогика».

Аналогичную картину мы видим в обозначении учреждений. В одних случаях употребляется понятие «коррекционная школа», в других - «(коррекционное) образо-

6 Ведущей и наиболее авторитетной организацией в этой области является ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО.

вательное, специальное учреждение»; «вспомогательное, специальное (коррекционное) образовательное учреждение и т.д. Вариативность в употреблении терминов наблюдается и в других направлениях педагогики, например при использовании таких наименований, как: «здоровьесберегающая педагогика», «лечебная педагогика», «валеология» и др.

В настоящее время принято наименование рубрики 14.29 «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия)». В скобках перечислены области, которые входят в эту отрасль6.

Остановимся на других изменениях, которые касаются классификации уровней образования. В законе «Об образовании в Российской Федерации» [8] выделены новые уровни образования (ч. 4 ст. 10), отличные от упоминаемых в Законе «Об образовании» [7].

Из таблицы видно, что потребуется внести изменения в наименования рубрик, связанных с начальным, средним профессиональным, высшим образованием, подготовкой кадров высшей квалификации. Изменения в терминологии должны быть отражены и согласованы с действующим рубрикатором ГРНТИ.

Мы сформулировали принципы: «Соответствие наименования рубрик государственным нормативным стандартам и законам», «Принцип единой терминологии, родо-видовых отношений» «Принцип доминирования», которыми, на наш взгляд, надо руководствоваться для дальнейшего развития Рубрикатора.

Рубрикатор «Народное образование. Педагогика» необходим для индексирования документов и запросов научных и практических работников; систематизации информа-

Таблица2

Уровни образования

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании РФ»

Дошкольное образование

Основное общее образование Начальное общее образование; основное общее образование

Среднее (полное) общее образование Среднее общее образование

Начальное профессиональное образование -

Среднее профессиональное образование Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование -бакалавриат Высшее образование - бакалавриат

Высшее профессиональное образование -подготовка специалиста или магистратура Высшее образование - специалитет, магистратура

Послевузовское профессиональное образование Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации

ционных материалов в базах и банках данных отрасли, поиском информации на сайтах и порталах в сети Интернет.

Вместе с тем следует обратить внимание разработчиков новых законов и нормативных документов на возможные последствия, которые станут неизбежным результатом изменения понятийно-терминологического аппарата педагогики. Возникнут проблемы с поиском научно-педагогической информации. Многие диссертационные исследования и научные публикации окажутся недоступными для пользователей. Чтобы их найти, потребуется переиндексировать тысячи документов, на что, скорее всего, никто не пойдет. Еще больше времени и сил потребуется для замены существующих программ, образовательных стандартов, норм и требований на новые документы, отличающиеся лишь терминологией.

Список литературы:

1. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ). -М., 2006. - 245 с.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : [утв. Президентом РФ 4 февр. 2010 г. Пр-271] // Офиц. сайт Минобрнауки РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591, свободный.

3. Национальный проект «Образование» // Офиц. сайт Департамента образования г. Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.educom.ru/ ru/ works/projects_npobr, свободный.

4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон от

22.08.96 № 125-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/education, свободный.

5. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года : распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] / ИСС «Кодекс» / «Техэксперт». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/901807908.

6. О науке и государственной научно-технической политике : федер. закон от

23.08.96 № 127-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138644,

свободный.

7. Об образовании : закон Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/popular/edu, свободный.

8. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.12 № 273-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=146216;dst=101493, свободный.

9. Федеральная целевая программа «Научные и педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» // Федеральные целевые программы России

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/ fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/259, свободный.

10. Федеральная целевая программа по развитию образования на 2011-2015 годы // Федеральные целевые программы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2012/305, свободный.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : [утв. приказом М-ва образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897] // Федеральные государственные образовательные стандарты : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588, свободный.

Spisok literatury:

1. Gosudarstvennyï rubrikator nauchno-tekhnicheskoï informatsii (GRNTI). -M., 2006. - 245 s.

2. Natsional'naia obrazovatel'naia initsiativa «Nasha novaia shkola» : [utv.

3. Prezidentom RF 4 fevr. 2010 g. Pr-271] // Ofits. sait Minobrnauki RF [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591, svobodnyï.

4. Natsional'nyï proekt «Obrazovanie» // Ofits. sait Departamenta obrazovaniia g. Moskvy [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.educom.ru/ru/ works/projects_npobr, svobodnyï.

5. O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii : feder. zakon ot 22.08.96 № 125-FZ // SPS «Konsul'tantPlius» [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.consultant.ru/popular/education, svobodnyï.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. O Kontseptsii modernizatsii rossiïskogo obrazovaniia na period do 2010 goda : ra-sporiazhenie pravitel'stva RF ot 29.12.2001 № 1756-r // Élektronnyï fond pravovoï i normativno-tekhnicheskoï dokumentatsii [Élektronnyï resurs] / ISS «Kodeks»/ «Tekhèkspert». - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/901807908.

7. O nauke i gosudarstvennoï nauchno-tekhnicheskoï politike : feder. zakon ot 23.08.96 № 127-FZ // SPS «Konsul'tantPlius» [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138644, svobodnyï.

8. Ob obrazovanii : zakon Rossiïskoï Federatsii ot 10.07.92 № 3266-1 // SPS «Konsul'tantPlius» [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ popular/edu, svobodnyï.

9. Ob obrazovanii v Rossiïskoï Federatsii: feder. zakon ot 29.12.12 № 273-FZ // SPS «Konsul'tantPlius» [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=146216;dst=101493, svobodnyï.

10. Federal'naia tselevaia programma «Nauchnye i pedagogicheskie kadry inno-vatsionnoï Rossii na 2009-2013 gody» // Federal'nye tselevye programmy Rossii [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/259, svobodnyï.

11. Federal'naia tselevaia programma po razvitiiu obrazovaniia na 2011-2015 gody // Federal'nye tselevye programmy Rossii [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa: http:// fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/ris/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2012/305/ svobodnyï.

12. Federal'nyï gosudarstvennyï obrazovatel'nyï standart osnovnogo obshchego obrazovaniia : [utv. prikazom M-va obrazovaniia i nauki RF ot 17.12.2010 № 1897] // Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty : [Élektronnyï resurs]. -Rezhim dostupa: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588, svobodnyï.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.