► ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕМЬЯ И ШКОЛА:
ПАРТНЕРСТВО ИЛИ ПРОТИВОСТОЯНИЕ?1
FAMILY AND SCHOOL: PARTNERSHIP OR OPPOSITION
Дементьева И.Ф.
Главный научный сотрудник ФГНУ «Институт семьи и воспитания» РАО, доктор социологических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. Российские реформы последних десятилетий изменили характер отношений семьи и школы как двух равнозначных институтов воспитания. Парадигма изменений прослеживается в результатах социологического исследования, проведенного с участием автора.
Ключевые слова: семейное воспитание, педагогическая поддержка, воспитательные роли, воспитательная компетентность.
Dementyeva I.F.
Leading research fellow at the Institute of Family and Upbringing of the RAE, Doctor of science (Sociology). E-mail: [email protected]
Annotation. Russian reforms of recent decades have changed the nature of the relationship of family and school as two equivalent educational institutions. The paradigm of change can be traced to the results of the sociological research with the author's participation.
Keywords: family education, pedagogical support, educational role, educational competence.
Трансформация института семьи и кардинальное реформирование системы образования в последние десятилетия привели к изменению характера взаимоотношений двух главных субъектов воспитания детей: семьи и школы. С точки зрения современных концепций основная цель воспитания заключается в создании условий для личностного развития ребенка. Со стороны семьи достижение этой цели возможно через активное участие, поддержку и понимание родителями проблем ребенка на разных этапах его взросления. Со стороны современного образования задача состоит, прежде всего, в том, чтобы привлечь родителей к активному участию в воспитании собственного ребенка, повысить их ответственность за его жизнь, здоровье и устойчивое будущее.
1 Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 13-06-18021 за 2013 г.
В связи с этим имеет смысл уточнить ролевые функции каждого из указанных социальных институтов воспитания по отношению к ребенку. Известно, что семья связана с ребенком узами родства, в которых высока эмоциональная составляющая и чувство ответственности за жизнь и будущее ребенка. Эти факторы определяют глубоко личностный характер воспитательных действий родителей. Воспитательные обязанности педагога состоят в передаче учащемуся нового знания, ознакомлении ребенка с правилами и нормами социального поведения. Действия педагога осуществляются в рамках профессиональных обязанностей и не имеют отношения к кровному родству или эмоциональной зависимости от воспитанника. В отличие от родителей, осуществляющих свою воспитательную функцию в круглосуточном режиме, педагог занимается этой деятельностью в урочное время.
Исходя из того что педагоги обладают профессиональной компетентностью в вопросах воспитания, именно школа, прежде всего, должна выступать инициатором практического взаимодействия с семьей как первым воспитателем ребенка. Согласованные совместные действия семьи и школы являются главным условием успешности развития полноценной личности ребенка.
Следует заметить, что указанное сотрудничество носит в определенной степени вынужденный характер, поскольку у каждого из двух институтов воспитания существует объективная потребность в содействии и помощи со стороны другого социального института. Семья и школа представляют своего рода «маршрутную пару», усилия которой направлены на реализацию общей цели воспитания ребенка.
Необходимым условием эффективного взаимодействия родителей и педагогов является дифференцированность их воспитательных усилий по принципу взаимодополняемости. Если действия каждого указанного субъекта воспитания осуществляются без учета действий другого субъекта и вне связи с ними, это приводит к формализации процесса, отказу от сотрудничества и сокращению доверия друг к другу. Несогласованность функций порождает бездействие или недоверие к достижению успеха в общей воспитательной деятельности.
Исследование, проведенное коллективом научных сотрудников Института семьи и воспитания РАО в ряде областных центров европейской части России и в Москве (всего 10 населенных пунктов, 609 родителей, 329 педагогов), было направлено на выяснение отношения российских семей и образовательных организаций к их сотрудничеству с целью воспитания детей.
Исходя из описанного выше распределения ролей двух субъектов воспитания, рассмотрим, насколько эффективно осуществляется процесс их взаимодействия, выявим, какие проблемы возникают, и определим степень ответственности за успешность реализуемых воспитательных действий. К опросу были привлечены родители учащихся-подростков, поскольку именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляются воспитательные достижения или промахи как со стороны семьи, так и со стороны образовательных организаций.
Исследование показало, что 88% родителей глубоко заинтересованы в результатах своей воспитательной деятельности и считают важным наличие хороших отношений со своими детьми. Родители понимают, что создание таких отношений, установление доверительных контактов с детьми в большой степени зависит от времени непосредственного
общения с ними. Оценивая высоко роль этого фактора, 57% родителей выразили неудовлетворенность невозможностью больше времени взаимодействовать с детьми. Причинами недостаточного общения с детьми родители называют, прежде всего, высокую занятость на работе и загруженность в домашнем хозяйстве. Вместе с тем 24% родителей, признавая наличие проблем в отношениях с детьми, не смогли сформулировать конкретные причины отчуждения, что свидетельствует о необходимости педагогической помощи со стороны школьных педагогов с их профессиональной компетентностью в вопросах воспитания.
Следует отметить, что родители в целом достаточно высоко оценивают свой воспитательный потенциал: 23% родителей определили его как очень высокий, еще 46% как достаточный для воспитания ребенка без посторонней помощи. Таким образом, около 70% родителей убеждены в своей воспитательной дееспособности и не видят необходимости в ее повышении. Между тем практика показывает, что именно эти категории родителей при их внешне высокой озабоченности процессом воспитания своих детей нуждаются в педагогическом просвещении, поскольку им свойственна не всегда оправданная уверенность в своей воспитательной компетентности. Такие родители игнорируют советы педагогов, считая свой практический опыт достаточным для осуществления полноценного воспитания ребенка.
Наблюдения специалистов свидетельствуют, что многие современные родители строят воспитательный процесс, исходя из семейных традиций прошлых поколений. Однако XXI век столь стремителен, что традиционные семейные ценности безнадежно устаревают и не соответствуют нормам и ценностям современного общества. Возникает конфликт интересов между родителями и детьми, связанный, с одной стороны, с непониманием старшим поколением новых требований жизни, а с другой - с попытками детей преодолеть консерватизм устаревших семейных ценностей, идти в ногу со временем. Консультативная помощь школы родителям могла бы быть весьма полезной в такой ситуации для достижения взаимопонимания старшего поколения со своими детьми. Успешное решение этой задачи зависит от наличия доверительных отношений и конструктивного взаимодействия семьи со школой как двух субъектов, занятых общим делом воспитания детей.
Одной из показательных иллюстраций устаревших подходов родителей к воспитанию детей в современных условиях может служить ориентация большинства семей на обязательное получение детьми высшего образования (67%). При этом родители руководствуются не столько амбициозными планами на будущее детей, сколько желанием создать для них благоприятные условия, гарантирующие стабильную занятость и успешное включение во взрослую жизнь. Однако родители не учитывают изменения социальной реальности, при которой получение детьми высшего образования не становится гарантией трудоустройства. Так, по данным Росстата в 2011 г. безработные с высшим образованием составляли 16% от общего числа незанятого населения [5, с. 141]. Опрос выявил незначительную востребованность родителями начального и среднего профессионального образования для детей (4%). В то же время экономика страны испытывает острую нехватку квалифицированных рабочих. Возникла ситуация, когда предприятия вынуждены открывать учебные заведения при производствах для пополнения кадрового состава. Уже в 2006 г. подготовкой квалифицированных рабочих в собственных учебных заведениях занимались 29% предприятий России [5, с. 91].
Принятая в прошлом практика переориентации слабо успевающих девятиклассников на получение начального и среднего профессионального образования давала детям реальную возможность обрести нужную обществу квалификацию рабочего и получить гарантию трудоустройства. Сегодня невостребованность населением этих образовательных учреждений привела к их существенному сокращению: с 1990 по 2011 гг. число таких учреждений уменьшилось с 4328 до 2040, а численность обучающихся в них - с 1,9 млн до 420,9 тыс. учащихся [1, с. 307; 2, с. 82].
Никак не планируют образовательное будущее своих детей 24% опрошенных родителей, что свидетельствует об их низкой воспитательной ответственности. Можно предположить, что именно такие семьи составляют группу социально неблагополучных, а их дети не находят своего места в жизни и встают на противоправный путь.
Родители высказали свое отношение к идее разделения ответственности за воспитание детей со школой следующим образом: семья готова отвечать, прежде всего, за здоровье ребенка, его поведение, подготовку к самостоятельной жизни и передачу семейных ценностей. Школе родителями делегируется преимущественная роль в передаче ребенку качественного образования. Вместе с тем большинство родителей не готовы полностью отвечать за социализацию детей и хотели бы поровну разделить со школой ответственность по всем направлениям развития и воспитания ребенка (46%).
Стремление семьи переложить ответственность за воспитание детей на школу или разделить ее поровну со школой приводит к возникновению конфликтов. Педагоги рассматривают конфликтогенность родителей учащихся и сложность взаимодействия с ними следующим образом: сверхзанятые родители (21%), ведущие асоциальный образ жизни (16%), малообеспеченные (7%), прародители (6%), представители неполных семей (6%), мигранты (5%).
Основания для конфликтов со школой у разных категорий семей различаются и носят как объективный, так и субъективный характер. Например, сверхзанятые родители объективно реже осуществляют контроль за ребенком и его времяпровождением; малообеспеченные объективно не в состоянии покупать учебники и пособия ребенку; одинокие матери не имеют в семье мужского образца для ребенка и т.д.
С другой стороны, родители, ведущие асоциальный образ жизни, по субъективным причинам пренебрегают элементарными потребностями ребенка (проявляют насилие в форме пренебрежения); высокообеспеченные, субъективно мотивированные родители предъявляют завышенные требования к оказываемым в школе образовательным услугам и ожидают индивидуального подхода к их ребенку; прародители, аккуратно посещающие родительские собрания, не обладают воспитательным авторитетом в глазах внуков и не могут нести ответственность за их поведение и успеваемость на уровне родителей и т. п.
Из объективных проблем, касающихся образования детей, родители чаще всего отмечают слабую развитость социальной сферы, направленной на обслуживание детства, в результате чего возникают трудности с устройством детей в учреждения дополнительного образования, организацией летнего отдыха, определением детей в специализированные школы по выбору родителей, устройством детей в дошкольные учреждения.
Именно подростковый возраст детей определяет пожелания семьи использовать для общего развития ребенка систему дополнительного образования как способ его приобщения к спорту, музыке, изобразительному искусству, другим видам развивающей деятельности. Однако государственная статистика свидетельствует о неуклонном сокращении подобных учреждений в стране. Так, с 2005 по 2011 г. число учреждений дополнительного образования в России сократилось с 8876 до 7902, а численность детей, занятых в них, -с 8443,7 тыс. до 7853,4 тыс. [1, с. 308].
В то же время в Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. особое внимание уделяется необходимости развивать дополнительное образование детей, поскольку оно создает условия для личностного формирования, самоопределения, развития способностей, интересов и образовательных потребностей ребенка [7, гл. 10]. Добавим также, что занятие детей в учреждениях дополнительного образования способствует их более мотивированному выбору будущей профессии.
Второе место среди объективно значимых проблем семьи, связанных с образовательными учреждениями, занимает организация летнего отдыха детей. Острота данной проблемы также носит неслучайный характер, что подтверждается данными официальной статистики: только в 2010 г. из запланированных 56 133 летних лагерей в капремонте нуждались 328, не имели централизованного водоснабжения - 4077, канализации - 4385 учреждений летнего отдыха детей [3, с. 72]. По указанным причинам в летних лагерях смогли отдохнуть на 250 тысяч детей меньше запланированного.
На третьем месте в ряду объективных проблем системы образования родители называют получение детьми образовательных услуг, качество которых соответствует выбору семьи. В частности, предъявляется следующий набор требований родителей к образовательной организации:
- образование, закладывающее основу для дальнейшей профессиональной подготовки ребенка;
- интеллектуальное развитие ребенка;
- формирование личностных качеств;
- подготовка к будущей взрослой жизни;
- развитие навыков общения.
В целом все указанные пожелания родителей к школе можно свести к общему понятию социализации, что свидетельствует о неявном желании родителей делегировать школе ответственность за личностное развитие своих детей.
Представляет интерес мотивация родителей в выборе образовательного учреждения для ребенка. Широкий ассортимент предлагаемых сегодня образовательных услуг позволяет родителям произвести выбор, удовлетворяющий самым высоким запросам. Как выяснилось в процессе опроса, главным критерием выбора школы для ребенка традиционно остается ее территориальная доступность (45%). Столь же высоко оценивается качество предоставляемых образовательных услуг (44%). Менее важным родители считают хороший коллектив педагогов и контингент детей в школе (21%). Возможность углубленного изучения ряда предметов представляется важной для 12% родителей. Ориентируются при выборе образовательного учреждения на положительные отзывы о школе 10% родителей.
Родители подростков, имеющие детей и дошкольного возраста, выделили как объективную проблему взаимодействия с образованием трудность определения дошкольников в детский сад. Масштабы этой проблемной ситуации подтверждаются государственной статистикой: абсолютный дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях России составлял в 2011 г. 1800 тысяч мест [2, с. 113]. Охват детей дошкольными образовательными учреждениями не превышал на тот период 61%.
Известно, что образовательный процесс сегодня предполагает обязательный этап предшкольной подготовки ребенка с 5,5 лет до 6,5 лет, которая осуществляется в рамках последнего года пребывания в детском саду. Можно с полной ответственностью предположить, что дети, лишенные возможности предшкольной подготовки в детском саду, в первом классе неизбежно попадут в разряд неуспевающих независимо от их способностей и коэффициента интеллекта.
Представляет интерес оценка родителями своих отношений с педагогами школы: 77% родителей оценили эти отношения как положительные и выразили готовность к сотрудничеству. Вместе с тем 17% родителей признали наличие проблем в отношениях с педагогами.
Имеет смысл провести сравнение с аналогичными ответами педагогов на данный вопрос: лишь 30% педагогов оценили полностью благоприятными свои отношения с родителями, еще 70% как имеющими проблемы. Как видно, оценки педагогов менее оптимистичны и свидетельствуют о более глубинном понимании ими существа возникающих с родителями разногласий.
Рассмотрим, как определяют причины конфликтных ситуаций указанные субъекты воспитания детей. С точки зрения родителей, основным источником конфликтов со школой является нарушение ребенком дисциплины (12%), чрезмерные требования педагогов к ребенку (6%), конфликты ребенка со сверстниками (6%), нетерпимость учителя к высказыванию ребенком своего мнения (4%), занижение оценок ребенка (4%), недостаточная квалификация педагога (3%), прогулы уроков ребенком (3%).
Педагоги видят причины конфликтов с родителями учащихся, прежде всего, в недостаточном внимании взрослых в семье к ребенку (23%), нарушении ребенком школьной дисциплины (20%), уклонении родителей от взаимодействия со школой (20%), недовольстве родителей оценкой знаний ребенка в школе (18%), отсутствием у родителей интереса к школьным делам ребенка (17%), недостаточной требовательности родителей к поведению ребенка (14%), неуправляемости ребенка в общении с педагогом (9%), одиночестве ребенка в семье (9%), конфликтах ребенка со сверстниками (6%). Лишь 21% родителей, по оценке педагогов, правильно понимают общие воспитательные задачи и идут на конструктивный контакт со школой.
Опрос показал, что частота конфликтов школьных учителей с родителями учащихся напрямую связана с их педагогическим стажем, причем по мере увеличения стажа работы конфликты нарастают. Вероятно, более продолжительный профессиональный опыт работы создает у педагогов убежденность в своем непререкаемом авторитете в области воспитания. Попытки педагогов поучать, требовать, критиковать родителей неизбежно приводят к конфликтным ситуациям. В ответ на психологически некорректную позицию
педагога родители включают механизм противостояния, ответных обвинений и критики. В итоге оба субъекта воспитания отвлекаются от стоящей перед ними общей цели - совместной деятельности по воспитанию и социализации ребенка - и занимаются выяснением личных взаимоотношений.
В целом педагоги демонстрируют более оптимистичную оценку перспектив своих контактов с родителями учащихся: они больше ориентированы на сотрудничество, охотнее предполагают наличие взаимного доверия, неформальных отношений.
Родители чаще уклоняются от объективной оценки своих контактов с педагогами (34% против 6%). И лишь 18% родителей при возникновении проблем с ребенком видят в педагоге школы компетентного специалиста-консультанта.
По признанию 70% педагогов, они регулярно оказывают помощь родителям в воспитании детей по следующим направлениям: 32% обсуждают с родителями проблему «социального одиночества» ребенка в семье, недостаточной поддержки и любви со стороны родителей. Известно, что такое самоощущение детей провоцирует развитие комплекса неполноценности, неуверенности в себе, заниженной самооценки, низкого стремления к достижениям, даже суицидальных наклонностей.
Еще 25% педагогов помогают родителям в решении конфликтов с детьми; 16% обсуждают с родителями состояние здоровья их детей и меры по его укреплению; 15% занимаются поддержкой семей с невысоким уровнем материального благополучия. Педагоги обращают внимание родителей на возможные негативные последствия для физического и психического здоровья ребенка при предъявлении родителями завышенных требований к его успехам (14%). Родители также получают от педагогов квалифицированные консультации по вопросу выбора направлений дополнительного образования ребенка исходя из его склонностей и интересов. Наблюдая за успехами учащихся в разных школьных дисциплинах, педагоги предлагают родителям те или иные учреждения дополнительного образования, в рамках которых есть возможность целенаправленно развивать склонности ребенка. Педагоги первыми обращают внимание родителей на признаки отклоняющегося поведения их ребенка и призывают повысить контроль за его внешкольными занятиями.
Определяя уровень интенсивности контактов с родителями, педагоги признают, что чаще всего они осуществляются через родительские собрания, то есть на не вполне добровольной основе. Однако с взрослением детей и переходом их в старшие классы родители все чаще вступают в контакт с педагогами по собственной инициативе посредством индивидуальных посещений школы или телефонных переговоров. Такая практика свидетельствует, что с взрослением детей родители чувствуют большую ответственность за их будущее.
Как видно, разброс тем, по которым осуществляется педагогическое консультирование родителей, достаточно широк. При этом уровень результативности этой деятельности педагоги оценивают достаточно осторожно: лишь 26% консультаций рассматриваются как весьма успешные, еще 22% - как «скорее успешные».
Вместе с тем ответы и педагогов, и родителей учащихся позволяют сделать вывод о наличии определенного межличностного взаимодействия на уровне партнерских отношений между школой и семьей в процессе осуществления ими воспитательной деятельности.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
1. Связь школы и семьи может быть плодотворным союзом при условии осознания ими целей совместной воспитательной деятельности по социализации и формированию личности ребенка (см. ФГОС начального общего образования). Успешность взаимодействия двух субъектов воспитания достигается при наличии их согласованной деятельности, единстве представлений о целях.
2. С появлением в практике образования понятия «образовательные услуги» и началом предоставления их на платной основе повысились требования к школе со стороны родителей как потребителей этих платных услуг. Сегодня, в условиях действия нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», родители получили право выступать заказчиком дошкольного и школьного образования и выбирать образовательную программу для ребенка по своему усмотрению. Взаимодействие семьи со школой принимает все более рыночные формы, а значит, возрастают запросы родителей относительно качества образовательных услуг и их соответствия требованиям реальной жизни.
3. Сущность взаимодействия родителей и педагогов в сфере воспитания детей состоит в осознании ими, что без реализации интересов другого партнера свой собственный интерес осуществить невозможно. Каждый из указанных субъектов воспитания должен идти к реализации своей цели в области воспитания через социальное партнерство. Модели социального партнерства предполагают взаимодействие разного характера: дидактическое (обучение воспитанию), соуправление ребенком, разработка совместных проектов и их осуществление, консультирование педагогом родителя.
4. С точки зрения развития партнерских отношений школе как профессионально подготовленному субъекту воспитания необходимо проявлять больше инициативы для установления конструктивного взаимодействия с семьями учащихся
5. Со стороны школы целью взаимодействия с семьей должно быть повышение социально-педагогической грамотности родителей - обеспечение родителей информацией о возможностях выбора образовательной стратегии для ребенка, используя которую семья может решать, какие современные образовательные услуги выбрать для ребенка.
6. За последние годы осознание родителями ответственности за воспитание детей заметно повысилось: родители стали уделять внимание вопросам психологической совместимости с детьми, тратят больше времени на непосредственное общение и контроль за ними, ориентированы на получение консультативной помощи педагогов в воспитании детей. В то же время исследование показало, что семья сегодня не готова полностью взять на себя ответственность за воспитание в детях качеств, которые традиционно формировались в семье родителями. Семья стремится разделить со школой на равных обязанности по формированию основных личностных качеств ребенка, даже с учетом платности таких услуг.
7. Исследование выявило определенную склонность педагогов переоценивать свою роль как помощников родителей в воспитании детей. Уровень доверия родителей к школе и их признание авторитета педагогов в вопросах воспитания детей пока еще недостаточен.
Список литературы:
1. О положении детей и семей, имеющих детей в РФ за 2012 год : гос. доклад. - М.: Минтрудсоцзащиты, 2013.
2. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2011 год / под ред. А. А. Ау-зана и С. Н. Бобылева. - М., 2001 // Программа развития ООН [Электронный ресурс] : сайт Офиса по поддержке проектов ПРООН в РФ. - Режим доступа : http:// www.undp.ru/documents/nhdr2011rus.pdf.
3. Официальные документы в образовании. - 2011. - № 2.
4. Официальные документы в образовании. - 2006. - № 23.
5. Российский статистический ежегодник / Федеральная служба государственной статистики. - М. : Росстат, 2012.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : [утв. Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373] // Гарант [Электронный ресурс] : информационно-правов. портал. - Режим доступа : http://base.garant.ru/197127/.
7. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Гарант [Электронный ресурс] : информационно-правов. портал. - Режим доступа : http://base.garant.ru.
Spisok literatury:
1. polozhenii deteï i semeï, imeiushchikh deteï v RF za 2012 god : gos. doklad. - M.: Mintrudsotszashchity, 2013.
2. Doklad o razvitii chelovecheskogo potentsiala v RF za 2011 god / pod red. A. A. Au-zana i S. N. Bobyleva. - M., 2001 // Programma razvitiia OON [Élektronnyï resurs] : sait Ofisa po podderzhke proektov PROON v RF. - Rezhim dostupa : http://www. undp.ru/documents/nhdr2011rus.pdf.
3. Ofitsial'nye dokumenty v obrazovanii. - 2011. - № 2.
4. Ofitsial'nye dokumenty v obrazovanii. - 2006. - № 23.
5. Rossiïskiï statisticheskiï ezhegodnik / Federal'naia sluzhba gosudarstvennoï statis-tiki. - M. : Rosstat, 2012.
6. Federal'nyï gosudarstvennyi obrazovatel'nyï standart nachal'nogo obshchego obra-zovaniia : [utv. Prikazom Minobrnauki RF ot 06.10.2009 № 373] // Garant [Élektronnyï resurs] : informatsionno-pravov. portal. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru/ 197127/.
7. Ob obrazovanii v Rossiïskoï Federatsii : feder. zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ // Garant [Élektronnyï resurs] : informatsionno-pravov. portal. - Rezhim dostupa : http://base. garant.ru.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 5