Научная статья на тему 'Основы применения современных информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов'

Основы применения современных информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / информационно-коммуникационные технологии / электронное обучение / виртуальная обучающая среда / Moodle / электронный учебный курс.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахунова Елена Анваровна

В статье рассматриваются основные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в организации разнообразной самостоятельной работы студентов, что способствует повышению эффективности закрепления и углубления полученных знаний, приобретения умений и навыков студентов, а также повышению уровня профессиональной квалификации выпускников высших образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахунова Елена Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы применения современных информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов»

Основы применения современных информационнокоммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов Ахунова Е. А.

Ахунова Елена Анваровна / Akhunova Yelena Anvarovna - старший преподаватель,

кафедра «Финансы»,

Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются основные аспекты использования

информационно-коммуникационных технологий в организации разнообразной самостоятельной работы студентов, что способствует повышению эффективности закрепления и углубления полученных знаний, приобретения умений и навыков студентов, а также повышению уровня профессиональной квалификации выпускников высших образовательных учреждений.

Ключевые слова: самостоятельная работа, информационно-коммуникационные технологии, электронное обучение, виртуальная обучающая среда, Moodle, электронный учебный курс.

Выпускники высших образовательных учреждений должны обладать определенными знаниями, умениями и навыками в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению обучения, а также уметь постоянно оценивать свой профессиональный уровень, определять направления дальнейшего повышения квалификации в выбранной сфере деятельности, получения дополнительных знаний и сведений в области экономики, финансов, менеджмента, иностранных языков, информационно-коммуникационных технологий, самостоятельно пополнять свои знания, используя учебную и научную литературу, нормативно-правовые документы, статистические отчеты и практические данные министерств, ведомств, предприятий и организаций, постоянно совершенствовать свои профессиональные умения [1, с. 21].

Важной составляющей теоретической и практической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, необходимой для формирования навыков приобретения новых знаний, проведения исследовательской и аналитической работы, развития нравственно-психологических качеств, является самостоятельная работа, которую можно представить как вид мотивированной деятельности студента, нацеленный на формирование общекультурных и профессиональных компетенций и реализуемый на всех этапах образовательной деятельности под руководством преподавателей на основе его интерактивного взаимодействия со студентами [2, c. 76; 3].

В соответствии с рабочими учебными программами разных учебных дисциплин, на самостоятельное изучение учебного материала и выполнение различных видов самостоятельной работы отводится практически такое же количество часов, как на лекционные или практические занятия. Например, на изучение учебной дисциплины «Финансы» студентами бакалавриата Ташкентского финансового института направления обучения 5230600-«Финансы» выделено 288 часов, в том числе по 90 часов на аудиторную работу в виде лекционных и практических (семинарских) занятий и 108 часов - на самостоятельное изучение данной дисциплины и выполнение разных видов самостоятельных работ.

За весь период обучения студентам необходимо овладеть приемами самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний, а преподаватели должны помочь студентам овладеть навыками самостоятельной работы, а также организовать учебный процесс таким образом, чтобы студенты эффективно использовали время, отведенное на ее выполнение, в том числе используя

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015 | 70 |

различные информационно-коммуникационные технологии, например, модульную объектно-ориентированную динамическую управляющую среду Moodle [1, с. 22].

Среда Moodle позволяет студентам обучаться в удобное для них время, осваивать дисциплины в собственном ритме и в удобном месте, предоставляет круглосуточный доступ к учебным материалам, включающим в себя полный курс учебно -методического обеспечения, включая курс лекций, практикум, презентации, тесты, задания для самостоятельного обучения, график их выполнения и другие материалы [4, с. 23].

В процессе работы с электронным учебным курсом, размещенным в среде Moodle, студенты осуществляют разные виды деятельности, направленные на самостоятельное изучение структуры и содержания курса, учебных и иных материалов по каждому модулю, а также выполняют различные виды самостоятельных работ:

- ознакомление с организационно-методическими основами курса, включая типовую и рабочую программы изучаемой учебной дисциплины, силлабус курса, общий вопросник, список рекомендуемой литературы, общие требования к уровню знаний студентов по данной дисциплине и другие материалы, которые дают общее представление об изучаемом курсе;

- рассмотрение структуры учебного материала, например, количество учебных модулей и тем в каждом модуле, а также основных видов заданий по модульной системе обучения, графика выполнения и критериев оценки;

- изучение учебного материала по каждой теме курса после соответствующего лекционного занятия, включая прочтение указаний по изучению данной темы и текста лекции, повторный просмотр презентации и раздаточного материала;

- углубление и расширение полученных знаний по каждой теме дисциплины путем самостоятельного изучения учебников, учебных пособий, статей в научных журналах и газетах, материалов учебных и других сайтов сети Интернет, подготовки ответов на контрольные вопросы по изученной теме;

- выполнение разнообразных видов самостоятельной работы по каждому модулю, например, таких, как изучение нормативно-правовых документов, подготовка реферата или презентации, составление глоссария, решение заданий кейс-стади, проведение анализа статистических данных или отчетов министерств, ведомств, практических данных предприятий и организаций. Для каждого задания устанавливается срок выполнения и критерии оценки, что способствует повышению самоорганизации студентов и приобретению ими навыков объективного оценивания своих возможностей с учетом фактора времени и объема полученного задания;

- решение тренировочных тестов в качестве подготовки к тестированию по итогам изучения тем каждого модуля или итогового тестирования в конце каждого семестра;

- периодическое повторение ранее изученного учебного материала в период подготовки к контрольным работам, итоговому опросу или тестированию.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов способствует повышению эффективности ее организации, формированию, систематизации и закреплению знаний, умений и навыков студентов, повышению уровня их профессиональной квалификации.

Литература

1. Благонравова О. В., Матвеева С. В. Электронный курс в LMS Moodle как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом ВУЗе: материалы третьей межвузовской научно-методической конференции (27-28 сентября 2013). Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. С. 21-24.

| 71 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015

2. Семенова Н. Б. Принципы организации самостоятельной работы студентов вуза на основе ИКТ // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. 1(2). С. 75-78.

3. Толстенева А. А., Винник В. К., Терехина О. С., Кривенкова Е. Н., Куликов А. А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной системы Moodle // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8).

[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:

http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/973/37-organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov.pdf (дата обращения: 12.11.2015).

4. Кравченко Г. В. Использование дистанционной среды Moodle в образовательном процессе студентов дневной формы обучения // Известия Алтайского государственного университета. 2013. 2 (78). Т. 1. С. 23-25.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015 | 72 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.