Научная статья на тему 'Подготовка будущего педагога к использованию электронных технологий в профессиональной деятельности'

Подготовка будущего педагога к использованию электронных технологий в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина О. В., Свердлова А. В., Удалов С. Р.

Электронное обучение как инновационная методика в настоящее время успешно применяется с целью повышения доступности и качества образования. В статье рассматриваются вопросы обучения магистров направления «Педагогическое образование» технологиям электронного обучения и навыкам создания электронного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина О. В., Свердлова А. В., Удалов С. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF THE FUTURE TEACHER TO THE USE OF ELECTRONIC TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY

E-learning as an innovative method of teaching is being successfully applied to improve the accessibility and quality of education. The article deals with the issues of teaching masters e-learning technologies and skills of creating an electronic course in the direction of Pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего педагога к использованию электронных технологий в профессиональной деятельности»

УДК 378.147

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Электронное обучение как инновационная методика в настоящее время успешно применяется с целью повышения доступности и качества образования. В статье рассматриваются вопросы обучения магистров направления «Педагогическое образование» технологиям электронного обучения и навыкам создания электронного курса.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение, электронные образовательные технологии, электронный курс.

О. В. Воронина, А. В. Свердлова, С. Р. Удалов O. V. Voronina, A. V. Sverdlova, S. R. Udalov

TRAINING OF THE FUTURE TEACHER TO THE USE OF ELECTRONIC TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY

E-learning as an innovative method of teaching is being successfully applied to improve the accessibility and quality of education. The article deals with the issues of teaching masters e-learning technologies and skills of creating an electronic course in the direction of Pedagogical education.

Keywords: information and communication technologies, distance learning, electronic educational technologies, e-course.

Современный этап развития электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, массовых открытых онлайн-курсов (МООК), геймификации и других новых образовательных технологий приводит к необходимости обновления содержания и методов подготовки педагогов-магистров направления «Педагогическое образование» [1; 2].

Дисциплина, определенная в стандарте, как «Информационные технологии в профессиональной деятельности», должна быть направлена на освоение магистрантами технологий электронного обучения и разработку электронного курса по своей предметной области [3; 4].

Публикаций в области подготовки студентов к электронному обучению, использованию МООКов, созданию электронных курсов и открытых электронных образовательных ресурсов достаточно много [5; 6; 7; 8; 9]. В большом количестве предлагаются различные рекомендации по созданию электронных учебных курсов, МООКов и в интернете [10; 11], однако, как показывает проведенный анализ, большинство из них сводится к подготовке видеолекций, проектных заданий, форумов (чатов) и тестов.

Мы предлагаем проводить более разнообразную в области информационных и коммуникационных технологий подготовку, включая другие виды заданий: аудиоподкас-ты, внешние ресурсы с интерактивными заданиями, интеллектуальные карты, виртуальные путешествия, галереи и другие ресурсы, позволяющие максимально реализовать потенциал возможностей технологий электронного обучения.

В данной статье рассматривается содержание и методы подготовки магистрантов направления «Педагогическое образование» в области электронных образовательных технологий.

Теоретическая часть дисциплины позволяет сформировать у магистрантов представление об актуальности электронного обучения, дистанционных образовательных технологиях, особенностях разработки электронных курсов. Практическая часть дисциплины направлена на разработку

магистрантами электронных учебных курсов по своей предметной области.

Создание электронного курса требует серьезной работы: тщательного продумывания и планирования [12]:

- Мотивация. Это обязательная составляющая процесса обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего учебного процесса. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учащимися. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки учащегося.

- Постановка учебной цели. Перед обучающимся должны стоять четкие задачи.

- Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для учащегося), подготовленные преподавателем.

- Подача учебного материала. Стратегия подачи учебного материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач и содержания предметной области.

- Оценка. В ходе работы с электронным курсом учащиеся должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важна организация коммуникаций «ученик - учитель - ученик». Для этих целей рекомендуется организация работы учащихся в проектах или «обучение в сотрудничестве», дискуссии.

Технологии электронного обучения являются активными и деятельностными. Они не только предусматривают повышение уровня самостоятельной работы обучающихся в индивидуальном темпе, но и предоставляют возможности для широкого общения и совместной деятельности с другими участниками учебного процесса.

Очень важен психологический аспект оценивания знаний обучающихся. Многие учащиеся боятся выходить к доске и отвечать перед классом, испытывая страх перед учителем и одноклассниками. Технологии электронного обучения позволяют решить эти проблемы, повысить уровень психологического комфорта на занятиях. Снижение тревожности,

отсутствие страха позволяют повысить мотивацию к учебе и инициативность учеников.

Электронное обучение имеет следующие преимущества [13]:

- учащиеся берут на себя ответственность за собственное обучение более осмысленно, в результате повышается качество обучения;

- учащиеся осваивают современные информационные технологии и оборудование;

- непрерывный контроль качества усвоения знаний;

- объективная оценка результатов обучения;

- полная реализация способностей учащихся благодаря гибким графикам обучения;

- адаптивность используемых в процессе обучения учебных материалов (слайд-лекций, обучающих компьютерных программ и пр.) к индивидуальному темпу усвоения знаний.

В самом начале работы с электронным курсом информационные образовательные ресурсы и дидактические материалы могут быть использованы для постановки цели и задач обучения. Это могут быть:

- тематический план и технологическая карта электронного курса;

- презентации для представления вопросов по содержанию;

- форум и чат для обсуждения ключевых моментов электронного курса.

Процесс разработки электронного курса представляет четыре модуля:

1) модуль планирования электронного курса;

2) модуль разработки контента;

3) модуль методического сопровождения;

4) модуль контроля.

Работа с модулями не является линейной: чтобы обеспечить корректировку, постоянно происходит возврат к уже пройденным шагам.

Электронный учебный курс необходимо планировать, постоянно помня о конечном результате, строить элементы вокруг основных теоретических положений и понятий изучаемого предмета. Для этого необходимо:

1. Определить дидактическую цель и методические задачи электронного курса, базируясь на федеральных государственных стандартах общего образования.

2. Сформулировать учебные вопросы, чтобы легче ориентировать электронный курс на освоение содержания учебного предмета и помочь учащимся сконцентрироваться на важных проблемах и теориях.

3. Спроектировать план оценивания, включающий текущее и итоговое оценивание.

4. Спроектировать структуру информационных образовательных ресурсов и дидактических материалов.

Учебные вопросы и задания должны работать в комплексе для достижения цели и задач обучения и выполнения стандартов, на которых базируется электронный учебный курс.

В электронном курсе необходимо использовать различные возможности для оценивания и мониторинга развития учащихся. Поэтому следующий этап в разработке модели электронного курса - создание плана оценивания.

Оценивание служит для мониторинга достижений учащихся, это постоянный процесс, свойственный электронному обучению. Оценивание, применяемое в электронном учебном курсе, позволяет получать больше информации об учащихся и корректировать процесс обучения и самообучения для повышения их успеваемости.

После окончания планирования магистранты переходят к этапу создания контента электронного курса. По ходу работы с электронным курсом информационные образовательные ресурсы и дидактические материалы используются для представления новых знаний и умений, для отработки, корректировки и применения знаний и умений, для текущего оценивания.

Для представления новых знаний и умений используются:

- презентации;

- глоссарии;

- интерактивные лекции;

- видео- или аудиоподкасты;

- интеллектуальные карты;

- внешние веб-ресурсы.

Для отработки, корректировки и применения знаний и умений можно предложить:

- задания с использованием средств информационных технологий (текстового редактора, электронных таблиц, редактора презентаций, издательской системы и т. д.);

- задания с использованием внешних веб-приложений;

- задания на создание вики-страниц и веб-сайтов;

- кроссворды, викторины, опросники;

- шаблоны и формы для заполнения;

- форум, чат, видеосеминар.

Для текущего оценивания целесообразно использовать:

- электронный журнал;

- форум, чат;

- тесты.

В конце работы с электронным курсом следует включить дидактические материалы, которые помогут учащимся понять, достигли ли они поставленной цели. Это могут быть:

- онлайн-опросы, форум;

- презентация и защита проекта, выполненного в ходе обучения;

- электронный журнал;

- экзаменационный тест.

Затем необходимо создать методические рекомендации по освоению электронного курса будущими обучаемыми и перейти к этапу проверки своего курса на соответствие поставленной цели.

Готовый курс (рис. 1) является продуктом, который можно скопировать, редактировать или сохранить на компьютере.

Разработка электронного курса реализуется на портале training.omgpu.ru в среде дистанционного обучения Moodle. Данная среда позволяет легко редактировать разрабатываемый курс, имеет множество разнообразных ресурсов, а также предоставляет возможность добавлять ресурсы, созданные на внешних сервисах.

Хохлома

г&

Ч Русские народные промыслы, Хохпомсказроспись роспись Хозслочская роспись

Ц п^

й^ъ Миллионер Гжель

Гййл^кая роспись и КаидвпвпгГмпыкувроечкь Й Ггчссарий Художественная роспись О Гжель как прародитель фарфоровых прогиеодсгв в России

Кроссворд V^ Художественная роспись

Рис. 1. Пример электронного курса магистранта

Электронные учебные курсы позволяют эффективно поддерживать учебный процесс в образовательных организациях самого разного вида - от школы до университета, а также могут быть использованы для самообразования.

Разработка электронного курса позволяет студентам понять возможности электронного обучения, методику создания электронных курсов с точки зрения учителя-предметника и учителя-методиста. В процессе создания электронного курса студенты развивают не только свои ИКТ-компетенции, но и критическое, конструктивное мышление и рефлексию.

1. Лапчик М. П. ИКТ-компетентность магистров образования // Информатика и образование. 2012. № 5. С. 24-30.

2. Лапчик М. П. К истории становления отечественной системы подготовки кадров информатизации образования // Информатика и образование. 2012. № 8. С. 3-13.

3. Лапчик М. П., Рагулина М. И. Инновационно-ориентированная подготовка магистра в информационно-коммуникационной образовательной среде // Методология и философия преподавания математики и информатики: к 50-летию основания кафедры общей математики и информатики БГУ : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 24-25 апреля 2015 г.) / редкол.: В. А. Еровенко (отв. ред.) [и др.]. Минск : Издат. центр БГУ, 2015. С. 248-250.

4. Лапчик М. П., Рагулина М. И. Образовательные программы магистратуры в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации : материалы Тринадцатой открытой Всерос. конф. (Пермь, 14-15 мая 2015 г.) / отв. ред. С. В. Русаков,

Ю. А. Аляев. Пермь : Перм. гос. нац. исслед. ун-т., 2015. С. 150-152.

5. Ахунова Е. А. Основные этапы деятельности преподавателя в процессе разработки и использования электронного учебного курса // Наука, техника и образование. 2015. № 10 (16). URL: https://3minut.ru/images/PDF/2015/16/osnovnye-etapy-deyatelnosti.pdf (дата обращения: 24.01.2018).

6. Башарин С. А., Тимофеев А. В. Интерактивные технологии электронного обучения в вузе // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2013. № 7. С. 110-117.

7. Войтович И. К. Специфика создания электронных образовательных курсовкурса // Вестник ТГПУ. 2015. №1 (154). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sozdaniya-elektronnyh-obrazovatelnyh-kursov (дата обращения: 24.01.2018).

8. Ребрина Ф. Г., Леонтьева И. А. Этапы разработки электронного учебного курса на платформе LMS moodle курса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 2. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/etapy-razrabotki-elektronnogo-uchebnogo-kursa-na-platforme-lms-moodle (дата обращения: 24.01.2018).

9. Технология создания открытых электронных образовательных ресурсов курса // Национальный открытый университет «Институт». URL: https://www.intuit.ru/studies/ courses/11860/1152/lecture/18245?page=1 (дата обращения: 21.01.2018).

10. Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет // Все программы МВА в России. URL: http://www.curator.ru/e-learning/publications/ method.html (дата обращения: 10.10.2017).

11. Дистанционное обучение в школе // Дистанционная образовательная технологияаудитории. URL: http://distant-class.ru/articles/ (дата обращения: 12.10.2017).

12. Сергеев А. Г., Жигалов И. Е., Баландина В. В. Введение в электронное обучение : моногр. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2012. 182 с.

13. Электронное обучение: руководство по применению и внедрению в вузе / под ред. О. Зубиковой, Г. Исмуратовой,

УДК 371.13:681.518

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

В статье на основе проведенного теоретического исследования предложено авторское определение понятия «самостоятельная работа будущих воспитателей детей дошкольного возраста». Одним из средств совершенствования самостоятельной работы обучающихся автор считает информационные технологии. На основе результатов проведенного исследования сделан вывод об эффективности использования информационных технологий в процессе самостоятельной работы будущих воспитателей детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: самостоятельная работа, информационные технологии, будущие воспитатели.

О. Куфлей, Н. Суеркуловой, И. Ястребовой. Костанай : ТОО «Центрум», 2016. 147 с.

© Воронина О. В., Свердлова А. В., Удалов С. Р., 2018

Н. Н. Колосова N. N. Kolosova

EFFICIENCY OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS

OF INDEPENDENT WORK OF FUTURE EDUCATORS

The author's definition of the concept of "independent work of future educators of preschool age children" is suggested on the basis of the theoretical research. One of the means of improving the independent work of students is the information technology. Based on the results of the study, there was made the conclusion about the effectiveness of using information technologies in the process of independent work of preschool children's future educators.

Keywords: independent work, Information Technology, future educators.

Модернизация системы высшего образования в России обусловливает поиск эффективных технологий формирования творческой, активной, социально ориентированной, самостоятельной личности, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию, готовой осуществлять профессиональную деятельность в стремительно меняющихся условиях. Общеизвестно, что в вузе формирование такой личности в значительной степени зависит от эффективности самостоятельной работы обучающихся. Именно самостоятельная работа на современном этапе является важнейшей составляющей процесса подготовки будущих воспитателей детей дошкольного возраста, и подходы к ее организации требуют существенных преобразований. Один из путей совершенствования самостоятельной работы - использование в образовательном процессе информационных технологий, которые вследствие проникновения информационных систем во все структуры общества оказывают все более существенное влияние на систему высшего образования. Сегодня считается доказанным, что систематическое и научно обоснованное использование информационных технологий способствует повышению эффективности познавательной деятельности обучающихся, улучшению качества профессиональной подготовки. Однако влияние информационных технологий на самостоятельную работу будущих воспитателей детей дошкольного возраста требует дальнейших исследований.

Целью статьи является анализ эмпирических данных экспериментальной работы по использованию информа-

ционных технологий в процессе самостоятельной работы будущих воспитателей детей дошкольного возраста и уточнение предположения о том, что информационные технологии не только дают возможность расширить содержание изучаемого материала, но и создают условия для развития личности обучающихся, подготовки их к профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Анализ научных исследований показал, что вопросы, связанные с самостоятельной работой обучающихся, рассматриваются с различных позиций: уточняется сущность ключевого понятия, выявляются существенные признаки, анализируется специфика организации. Однако, несмотря на это, четкого определения понятия «самостоятельная работа» до сих пор не выработано.

Ряд авторов характеризуют самостоятельную работу как познавательную деятельность обучающихся, выполняемую без непосредственного участия педагога. По мнению С. И. Архангельского, это самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний и их использование для решения учебных, научных и профессиональных задач [1]. В определении А. В. Петрова внимание сконцентрировано на сущностной стороне рассматриваемой категории. Автор утверждает, что самостоятельная работа субъекта не исчерпывается фактом отсутствия педагога или способностью выполнить те или иные задания без его помощи. Она включает более существенную способность: сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, самостоя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.