3. Князева Г. Л. Предпосылки и основания исследования музыкально -исполнительской интерпретации // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №5. С. 24.
4. Антонова М. А. Психолого-педагогические аспекты работы над фортепианным ансамблем // Альманах современной науки и образования. 2015.
5. Артемова Е. Г. - С. М. Ляпунов как духовно-музыкальный деятель и церковный композитор // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 12-3 (26). С. 16-19. № 10 (100). С. 11-13.
Основные этапы деятельности преподавателя в процессе разработки и использования электронного учебного курса
Ахунова Е. А.
Ахунова Елена Анваровна / Akhunova Yelena Anvarovna - старший преподаватель,
кафедра «Финансы»,
Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье описываются основные этапы деятельности преподавателя в процессе разработки и использования электронного учебного курса и их особенности. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронное
обучение, виртуальная обучающая среда, Moodle, электронный учебный курс, этапы разработки и использования электронного учебного курса.
В последние годы в высших образовательных учреждениях все большое распространение получает система Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), которая может эффективно использоваться не только в дистанционном образовании, но и как вспомогательный ресурс при очной форме обучения [1, с. 58].
Практическое применение среды Moodle в учебном процессе связано с процессами разработки и внедрения преподавателями электронных учебных курсов по соответствующим учебным дисциплинам. Основной целью электронных учебных курсов в высшем образовании является повышение эффективности учебной деятельности студентов за счет использования информационно-коммуникационных технологий и улучшения качества подготовки специалистов с помощью организации системы управления обучением и самообразованием студентов [2, с. 205].
Процесс разработки и внедрения электронных учебных курсов может включать следующие основные этапы деятельности преподавателя [2, с. 207-212]:
- систематизация имеющихся учебных материалов, в том числе подготовленных ранее для учебно-методического комплекса по учебной дисциплине. В частности, учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Финансы», преподаваемой кафедрой «Финансы» Ташкентского финансового института студентам 2 курса обучения различных направлений бакалавриата, включает более 20 наименований различных материалов: типовую и рабочую учебные программы, описание
применяемых педагогических технологий, сборник задач и упражнений (практикум), сборник тестов, перечень контрольных вопросов для текущего, промежуточного и итогового контроля, раздаточный материал (в том числе презентации, глоссарий, тематику рефератов и курсовых работ, список рекомендованной литературы, тексты лекций, перечень изучаемых нормативно-правовых документов, критерий оценки знаний студентов и другие материалы). На данном этапе преподавателю необходимо пересмотреть имеющиеся материалы с учетом их потенциального использования при
188
создании электронного учебного курса;
- разработка концепции будущего электронного учебного курса, в которой должны найти отражение основные цели его создания, требования к содержанию учебного материала и различные другие моменты, без которых создание подобного курса будет затруднено. На этом этапе необходимо ознакомиться с лучшими примерами ранее разработанных и внедренных электронных учебных курсов, включая опыт вузов других стран мира. Рекомендации, указания или общие требования по созданию электронных учебных комплексов и курсов по специальным дисциплинам, в случае их разработки профильным регулирующим органом или его структурами, также могут быть полезны для преподавателей высших образовательных учреждений;
- непосредственная подготовка основного материала электронного учебного курса, который должен быть систематизирован согласно учебным целям, задаваемым государственным образовательным стандартом высшего образования, и должен освещать основные вопросы учебной дисциплины в соответствии с типовой программой и рабочей учебной программой. На этом этапе преподаватель может столкнуться с проблемой определения объема, необходимого для изучения материала, поскольку в отличие от обычной практики использования достаточно ограниченного числа источников, как правило, в виде изданных ранее ведущими преподавателями-специалистами в соответствующей области учебников и учебных пособий, в случае создания электронного учебного курса возможно использование огромного объема информации из различных источников, включая нормативно-правовые документы, аналитические отчеты, статьи в журналах и газетах, статистические сборники, материалы учебных и иных сайтов сети Интернет. Также преподаватель должен определить, в каком виде указанные материалы будут им использоваться, например, будут ли они им переработаны и частично добавлены в текст лекции, презентацию или раздаточный материал или же будут использованы в первоначальном виде, так как среда Moodle позволяет использовать оригинальные материалы, в том числе с указанием ссылок на них или их прикреплением к соответствующему разделу электронного учебного курса;
- разработка заданий для самостоятельной работы студентов, определение сроков их выполнения, способов сдачи готового материала и критериев его оценки. На данном этапе необходимо определить не только тематику и основные виды самостоятельных работ студентов, но и будут ли они различаться по уровню сложности или по степени охвата материала, который необходимо изучить, предназначены ли они для закрепления полученных знаний, их расширения и углубления, или может быть они будут направлены на самостоятельное изучение какого-либо нового материала, получение дополнительных теоретических знаний или приобретение практических навыков, например, в виде выполнения практических работ на основе анализа статистических данных;
- подготовка тестовых и других контрольных заданий для оценки степени усвоения студентами материала курса. Несомненно, преподавателю на данном этапе необходимо определить не только виды тестовых и контрольных заданий, которых в среде Moodle достаточно для самого широкого использования, но и то, как именно будут оцениваться знания студентов, например, отдельно по каждой теме или только по окончанию изучения каждого модуля и по итогам изучения курса, знание какого объема учебного материала является необходимым для получения минимально допустимого количества баллов, например, только материала текста лекции, презентации и раздаточного материала или другого заранее определенного материала, например, нормативно-правовых документов по соответствующим темам. Таким образом, преподавателем должен быть обозначен минимальный объем учебного материала, который должен в обязательном порядке быть усвоен каждым студентом;
189
- определение видов и способов обратной связи преподавателя со студентами, включая общение по электронной почте;
- непосредственное создание электронного учебного курса на обучающей платформе Moodle, размещенной на сайте института или университета;
- практическое использование разработанного электронного учебного курса в течение семестра. На данном этапе на основе оценки самим преподавателем, студентами, а также возможно и другими лицами, включая представителей профессорско-преподавательского состава или руководства кафедры, факультета, института или университета, должен быть проведен анализ качества, информативности и других показателей разработанного электронного учебного курса и его практического применения. Подобная оценка может быть полезной как для анализа учебно-методической деятельности конкретного преподавателя, выработке предложений по улучшению созданного им электронного учебного курса, так и для разработки общих рекомендаций по разработке и внедрению электронных учебных курсов, которые могут в дальнейшем быть использованы другими преподавателями. На основе анализа промежуточных результатов практического применения разработанного электронного учебного курса или по итогам изучения учебной дисциплины преподаватель может внести соответствующие изменения как в его структуру, так и содержание с целью повышения уровня усвоения студентами данной дисциплины.
Литература
1. Зайцева О. Ю. Опыт использования веб-ориентированной среды Moodle в формировании профессиональной компетентности бакалавров // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 57-60.
2. Ребрина Ф. Г., Леонтьева И. А. Этапы разработки электронного учебного курса на платформе LMS Moodle // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 204-213.
О проблеме педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций Улитина Т. И.
Улитина Татьяна Ивановна / Ulitina Tatiana Ivanovna - директор,
Трехгорный технологический институт -Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (филиал), г. Трехгорный, Челябинская область
Аннотация: в статье рассматриваются теоретико-педагогические предпосылки развития проблемы педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций, проанализированы существующие точки зрения на педагогическое стимулирование с учетом контекста исследуемой проблематики.
Ключевые слова: стимул, педагогическое стимулирование, методы стимулирования.
Одним из основных средств, которые побуждают студента овладевать будущей профессиональной деятельностью, является стимулирование. Роль стимулов в
190