ЭКСПЕРТИЗА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
ОСНОВЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ МЕДИЦИНСКИХ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ
В.П. Бондарев, И.В. Борисевич, М.В. Супотницкий, А.Н. Миронов, В.А. Меркулов
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздравсоцразвития России, Москва
Резюме: Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и приказами Минздравсоцразвития России №№ 750н (от 26.08.2010), 753н (от 26.08.2010), 759н (от 26.08.2010), 774н (от 31.08.2010), 575 (от 17.06.2011) предусмотрены четкие сроки проведения экспертизы медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП), введены формы заключений экспертов, определена ответственность за результаты экспертизы и регистрации МИБП, указаны порядок проведения этической экспертизы, а также организации, имеющие право клинических исследований лекарственных препаратов медицинского назначения.
Ключевые слова: вакцины, сыворотки, иммуноглобулины, клиническое исследование, доклиническое исследование, этическая экспертиза.
FRAMEWORKS FOR SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL ENSURING OF THE EXPERTISE OF MEDICAL
IMMUNOBIOLOGICAL PREPARATIONS V.P. Bondarev, I.V. Borisevich, M.V. Supotnitsky, A.N. Mironov, V.A. Merkulov
Abstract: The Federal Law «On circulation of medicines» №61-FZ dated 12 April 2010 and the Ministry of Health and Social Development Directives №№ 750n (dated 26 August 2010), 753n (dated 26 August 2010), 759n (dated 26 August 2010), 774n (dated 31 August 2010), 575 (dated 17 June 2011) clear timeframes for the expertise of medical immunobiological preparations performance, forms of expert reports were set, the responsibility for medical immunobiological preparations expertise and registration results was defined, the order of ethical expertise performance was settled, the organizations in charge of performing clinical trials of drugs for medical application were defined.
Key words: vaccines, sera, immunoglobulins, clinical study, preclinical study, ethical expertise.
Медицинские иммунобиологические препараты (МИБП) применяются на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития). Порядок их регистрации изложен в ст. 13—37 гл. 6 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ (Закон №61-ФЗ) [1] и включает следующие стадии:
• подача разработчиком МИБП (или уполномоченным им лицом) в Минздравсоцразви-тия заявления о государственной регистрации МИБП; документов, из которых формируется регистрационное досье; документов, подтверждающих уплату государственных пошлин за предполагаемые экспертизы (ст. 18);
• проверка Минздравсоцразвития полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных заявителем материалах, и принятие решения о выдаче задания ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздравсоцразвития России (ФГБУ «НЦЭСМП»); направление документов на экспертизу в Совет по этике (Совет) (ст. 19);
• экспертиза документов на разрешение клинического исследования МИБП проводится комиссией экспертов Центра экспертизы и контроля
МИБП (ЦЭК МИБП) при ФГБУ «НЦЭСМП»; заключение комиссии экспертов направляется в Минздравсоцразвития (ст. 20);
• этическая экспертиза документов, связанных с проведением клинического исследования конкретного МИБП, проводится Советом Минздравсоцразвития в целях выдачи заключения об этической обоснованности возможности проведения клинического исследования этого препарата; направление заключения комиссии экспертов в Минздравсоцразвития (ст. 17, 19);
• Минздравсоцразвития принимает решение о выдаче разрешения на проведении клинического исследования МИБП и приостанавливает проведение государственной регистрации МИБП (ст. 20-22);
• клиническое исследование МИБП в одной из организаций, аккредитованных Минздравсоц-развития на право клинических исследований лекарственных препаратов медицинского назначения; направление организацией отчета о проведенных исследованиях в Минздравсоц-развития (глава 7);
• Минздравсоцразвития по результатам клинического исследования и этической экспертизы и
на основании заявления разработчика о возобновлении государственной регистрации МИБП принимает решение о возобновлении государственной регистрации МИБП и о дальнейшем проведении экспертиз (ст. 23);
• осуществление экспертизы качества МИБП и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения МИБП в ЦЭК МИБП; направление заключения комиссии экспертов из ФГБУ «НЦЭСМП» в Минздрав-соцразвития (ст. 14, 15, 23);
• оценка Минздравсоцразвития заключения комиссии экспертов для определения его соответствия заданию и принятия решения о государственной регистрации МИБП или отказе в государственной регистрации (ст. 27).
Общая продолжительность государственной регистрации МИБП не должна превышать 210 рабочих дней со дня принятия заявления о государственной регистрации МИБП (время проведения клинического исследования МИБП не учитывается при исчислении срока государственной регистрации). Виды и этапы экспертиз МИБП определены ст. 14-16 Закона № 61-ФЗ [1] и детализированы Правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития от
26.08.2010 № 750Н (Правила) [2].
Экспертиза МИБП осуществляется ЦЭК МИБП по заданию Минздравсоцразвития и включает следующие этапы:
1) экспертиза документов для получения разрешения на проведение клинического исследования МИБП;
2) экспертиза предложенных методов контроля качества МИБП и качества представленных образцов МИБП с использованием этих методов (экспертиза качества МИБП) и экспертиза отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения МИБП, осуществляемые после проведения его клинического исследования.
Ст. 16 Закона № 61-ФЗ [1] определяет порядок назначения экспертной комиссии, требования к экспертам, права и обязанности экспертов, а также 3 формы заключения комиссии экспертов в зависимости от вида экспертизы.
Заключения экспертов вместе с прилагаемыми документами (их перечень для каждого вида экспертизы определен Правилами [2]) направляется в Минздравсоцразвития. Ускоренная процедура экспертизы в отношении МИБП, впервые регистрируемых в РФ, не применяется (ст. 26 Закона № 61-ФЗ) [1].
Доклиническое исследование МИБП проводится разработчиком МИБП по утвержденному им плану путем применения научных методов оценок и в целях получения доказательств безопасности, качества и эффективности МИБП. Ход исследования МИБП отражается в протоколе исследования, его результаты обобщаются в отчете, в котором также содержатся
статистический анализ результатов данного доклинического исследования и заключение о возможности проведения клинического исследования МИБП. Отчет включается заявителем в состав документов, из которых формируется регистрационное досье на МИБП (ст. 11 и 18 Закона № 61-ФЗ) [1, 4].
Научно-методическое обеспечение доклинических исследований осуществляется ЦЭК МИБП в рамках заданий Минздравсоцразвития. ЦЭК МИБП разрабатываются методические указания и методические рекомендации по различным аспектам валидации химических и физико-химических методов контроля качества МИБП, контроля качества вакцин, анатоксинов, сывороток, иммуноглобулинов, аллергенов, эубиотиков и других иммунобиологических препаратов, а также проводятся испытания эффективности и безопасности новых иммунобиологических лекарственных препаратов и др. В настоящее время специалистами ЦЭК МИБП готовится Руководство по доклиническим исследованиям МИБП. В 2011 г. специалистами ФГБУ «НЦЭСМП» предполагается завершить работу над третьей частью Государственной фармакопеи Российской Федерации XII издания, впервые включающей фармакопейные статьи по МИБП.
Этическая экспертиза МИБП проводится Советом в целях выдачи заключения об этической обоснованности возможности проведения клинических исследований конкретного МИБП (ст. 17 Закона № 61-ФЗ) [1]. Совет утвержден приказом Минздравсоцразвития от
31.08.2010 № 774н [5]. Этим же приказом утверждены персональный состав Совета и Положение о Совете. Решение о проведении этической экспертизы МИБП принимает Минздравсоцразвития в отношении тех препаратов, для которых не проводились клинические исследования на территории РФ. Срок принятия такого решения лимитирован ст. 19 Закона № 61-ФЗ [1] 5 рабочими днями со дня принятия Минздравсоцразви-тия заявления о государственной регистрации МИБП. Порядок организации и проведения этической экспертизы, возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения и форма заключения по результатам этической экспертизы установлены приказом Минздрав-соцразвития от 26.08.2010 № 753н [3].
Заключение о возможности или, наоборот, о невозможности проведения клинического исследования МИБП направляется в Минздравсоцразвития не позднее 30 рабочих дней со дня получения Советом задания на проведение экспертизы (ст. 20 Закона № 61-ФЗ) [1].
Клинические исследования МИБП проводятся в следующих целях:
1) установления безопасности МИБП для здоровых добровольцев и/или переносимости их здоровыми добровольцами, за исключением таких исследований МИБП, произведенных за пределами РФ;
ЭКСПЕРТИЗА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
ЭКСПЕРТИЗА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
2) подбора оптимальных доз и схем вакцинации МИБП здоровых добровольцев;
3) установления безопасности МИБП и их профилактической эффективности для здоровых добровольцев;
4) изучения возможности расширения показаний для медицинского применения и выявления ранее неизвестных побочных действий зарегистрированных МИБП (ст. 38 Закона № 61-ФЗ) [1].
Разрешение на проведение клинических исследований разработчику МИБП выдает Минздрав-соцразвития по результатам этической экспертизы, выполненной Советом, и экспертизы документов для получения разрешения на проведение клинического исследования МИБП, выполненной экспертами ЦЭК МИБП. Одновременно с заключениями в Минздравсоцразвития возвращаются документы, содержащиеся в регистрационном досье. В срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения обоих заключений, Минздравсоцразвития осуществляет их оценку для определения соответствия заданиям на проведение экспертиз и уведомляет заявителя в письменной форме о результатах проведенных экспертиз и о возможности (или невозможности) выдачи заявителю разрешения на проведение клинического исследования МИБП (ст. 20 и 21 Закона № 61-ФЗ) [1].
При принятии решения о возможности выдачи разрешения на проведение клинического исследования МИБП Минздравсоцразвития приостанавливает проведение государственной регистрации МИБП до дня подачи заявителем в Минздравсоцразвития заявления о получении разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения. После чего заявитель направляет в Минздравсоцразвития заявление о получении разрешения на проведение клинического исследования и еще ряд документов, перечисленных в ст. 22 Закона № 61-ФЗ [1]. После их проверки в срок, не превышающий 5 рабочих дней, и при отсутствии оснований для отказа Минздравсоцразви-тия выдает разрешение на проведение клинического исследования МИБП. В случае принятия решения о невозможности выдачи разрешения на проведение клинического исследования МИБП Минздравсоц-развития прекращает процедуру государственной регистрации лекарственного препарата (ст. 21 Закона № 61-ФЗ) [1].
Клинические исследования МИБП проводятся в медицинских организациях, аккредитованных Минздравсоцразвития на право клинических исследований лекарственных препаратов медицинского назначения. Их перечень определен приказом Минздравсоцразвития от 17.06.2011 № 575 [6]. Перечень аккредитованных организаций и реестр выданных разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов приведены на сайте министерства (ст. 38 Закона № 61-ФЗ). По
результатам клинического исследования МИБП организация, их проводившая, представляет в Минздравсоцразвития отчет (ст. 23 Закона № 61-ФЗ) [1].
Научно-методическое обеспечение клинических исследований осуществляется ЦЭК МИБП в рамках заданий Минздравсоцразвития. В настоящее время специалистами ЦЭК МИБП готовится Руководство по клиническим исследованиям МИБП. Оно будет издано до конца 2011 г.
Экспертиза качества МИБП и экспертиза отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения МИБП возможны только после завершения клинических исследований МИБП. Заявитель представляет в Минздравсоцразвития заявление о возобновлении государственной регистрации МИБП и проведении данных экспертиз; отчет о клиническом исследовании МИБП; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за проведение экспертиз. Минздравсоцразвития в течение 5 рабочих дней проводит проверку полноты данных, содержащихся в представленном заявителем отчете о проведении клинического исследования МИБП, и при отсутствии оснований для отказа принимает решение о возобновлении государственной регистрации МИБП и проведении данных экспертиз. Заявитель в письменной форме уведомляется о принятом решении (ст. 23 Закона № 61-ФЗ) [1]. Подробно состав документов, необходимых для данных видов экспертиз, приведен в Правилах [2].
Заявитель в течение 15 рабочих дней со дня получения решения Минздравсоцразвития о возобновлении государственной регистрации лекарственного препарата представляет в ФГБУ «НЦЭСМП» образцы МИБП, произведенных в соответствии с требованиями опытно-промышленного и/или промышленного регламентов, утвержденных руководителем производителя МИБП, в количествах, необходимых для воспроизведения методов контроля качества. Воспроизведение таких методов и подготовка заключения комиссии экспертов по результатам экспертизы качества МИБП и экспертизе отношения ожидаемой МИБП осуществляются в ЦЭК МИБП. Форма заключения представлена в Правилах (приложение № 3) [2].
Регистрация МИБП осуществляется Минздрав-соцразвития по результатам экспертизы качества МИБП и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения МИБП, выполненных комиссией экспертов ЦЭК МИБП. В течение 5 рабочих дней со дня получения заключения комиссии экспертов Минздравсоцразвития:
1) осуществляет оценку таких заключений для определения их соответствия заданию на проведение указанных экспертиз;
2) принимает решение о государственной регистрации МИБП или об отказе в государственной регистрации МИБП;
3) вносит (при принятии решения о государственной регистрации МИБП) данные о зарегистрированном МИБП в Государственный реестр (ГР) лекарственных средств и выдает заявителю регистрационное удостоверение, а также согласованные: нормативную документацию, нормативный документ, инструкцию по применению лекарственного препарата и макеты первичной упаковки и вторичной (потребительской) упаковки с указанием на них номера регистрационного удостоверения МИБП и даты его государственной регистрации (ст. 27 Закона № 61-ФЗ) [1].
Регистрационное удостоверение МИБП с указанием лекарственных форм и дозировок выдается бессрочно, за исключением регистрационного удостоверения МИБП, выдаваемого со сроком действия 5 лет на впервые регистрируемые в РФ МИБП (ст. 27 Закона № 61-ФЗ) [1]. По истечении 5-летнего срока можно получить бессрочное регистрационное удостоверение на МИБП в порядке, определенном ст. 29 Закона № 61-ФЗ [1].
После принятия решения о государственной регистрации МИБП данные о нем вносятся в ГР лекарственных средств и публикуются на официальном
ЛИТЕРАТУРА__________________________
1. Федеральный закон Российской Федерации от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» //
«Российская газета» от 14.04.2010, № 5157.
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 750н «Об утверждении правил проведения экспертизы лекарственных средств для медицинского применения и форм заключения комиссии экспертов по результатам экспертизы лекарственных средств» // Ш1_: http://www.minzdravsoc.ru/
С|ОС8/|ТЕ8Г/ОГС|еГ8/1090,
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
сайте Минздравсоцразвития, заявителю выдается регистрационное удостоверение на МИБП (ст. 33 Закона № 61-ФЗ) [1].
Таким образом, научно-методическое обеспечение экспертизы МИБП в РФ в последние годы переживает период активного развития. Введение в действие Закона № 61-ФЗ исключило возможность регистрации МИБП без проведения клинического исследования. Этим законом и приказами Минздравсоцразвития №№ 750н (от 26.08.2010), 753н (от 26.08.2010), 759н (от 26.08.2010), 774н (от 31.08.2010), 575 (от 17.06.2011) предусмотрены четкие сроки проведения экспертизы МИБП, введены формы заключений экспертов, определена ответственность за результаты экспертизы и регистрации МИБП, указаны порядок проведения этической экспертизы, а также организации, имеющие право клинических исследований лекарственных препаратов медицинского назначения. Для обеспечения прозрачности процедуры регистрации создан портал «Государственный реестр лекарственных средств», который позволяет заявителю отслеживать в онлайн-режиме все этапы государственной регистрации МИБП — от подачи заявления до получения регистрационного удостоверения.
26.08.2010 № 753н «Об утверждении порядка организации и проведения этической экспертизы возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения и формы заключения совета по этике» // URL: http:// www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/1086, 4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 759н «Об утверждении порядка представления необходимых документов, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат для медицинского применения в целях
его государственной регистрации» // «Российская газета» от 14.09.2010, № 5285.
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 774н
от 31.08.2010 «О Совете по этике» // «Российская газета» от 17.09.2010, № 5289.
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.06.2011 № 575 «Об аккредитации медицинских организаций на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения» // URL: http:// grls.rosminzdravru/default.aspx?re=/Forum-Topic.aspx?idTopic=4563.
ЭКСПЕРТИЗА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ