Основной результат - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие. Библиографический список
1. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1975. С. 44-50.
2. Ильин Е. П. Психология творчества креативности одаренности. СПб., 2009.
3. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов-на-Дону, 2004.
4. Сиротюк А.С. Диагностика одаренности. Тверь, 2011. Учебное пособие.
5. Психология одаренности: от теории к практике /Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.
6. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема //
7. Педагогика. 2000. №10. С. 87-94.
8. Хуснутдинова Л. Т. Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС (2011 г.) - URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/doklad-sistemno-deyatelnostnyi-podkhod-v-ramkakh-fgos.
Подгребельная Наталья Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы ФГАОУ
«Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь
«Основы акмеологии» в формировании профессионального саморазвития
студентов магистратуры Аннотация. В статье рассматривается использование курса «Основы акмеологии», в формировании профессионального саморазвития студентов магистратуры.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, компетентность, саморазвитие, самосовершенствование.
Реформы, происходящие в современном российском обществе, касаются сферы образования и ставят перед ней целый ряд новых задач, выполнение которых, целиком и полностью зависит от личности и профессионализма педагога. Сегодня на рынке образовательных услуг все более востребованным становится эмоционально-устойчивый, высококвалифицированный специалист, обладающий способностью к творчеству, рефлексии своей деятельности, специалист, для которого характерна готовность к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.
Согласно С.Л. Рубинштейну, человеческий труд является одним из важнейших средств развития личности. В процессе становления профессионализма деятельности, личность обязательно развивается, причем, как минимум в четырех направлениях: личностно-профессиональном, профессионально-квалификационном, профессионально-должностном и нравственном.
Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное саморазвитие специалиста. Одним из подходов, позволяющих выделить значимые характеристики субъекта в профессиональной деятельности, является созданная Л. М.Поповым [1] модель системно-структурного представления психологической организации человека как субъекта саморазвития.
Основная идея проблемы профессионального саморазвития - это идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается.
Особенности структуры и закономерности профессионального и личностного становления диктуют необходимость учета специфики формирования профессионального и личностного самоопределения уже в процессе обучения в вузе. Идея свободного творческого развития личности студента как субъекта образовательной деятельности, формирования их профессиональной пригодности, получает все большее распространение в системе образования.
Известно, что для эффективной профессиональной деятельности важное значение имеет осознанный выбор профессии, сформированное самосознание, осознание своей профессиональной пригодности, а также умение на основе рефлексии развивать необходимые личностные и профессиональные качества. Существует огромная потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, ответственностью, организованностью и творческим потенциалом. В этой связи актуализируются запросы, связанные с проведением научно-практических исследований личностных аспектов возможностей, способов развития и достижения вершин профессионализма, в процессе овладения личностью пространства профессионально-творческого образования, становления, саморазвития и самореализации [2].
В современных исследованиях по педагогике высшей школы определены общие закономерности процесса формирования профессионально-личностного саморазвития учителя (Е. П. Белозер-цев, Н. М. Борытко, А. А. Деркач, Н. К. Сергеев, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова, Е. Н. Шиянов и др.). В связи с этим, признается профессионально-личностное саморазвитие важнейшим элементом профессиональной деятельности, вне которого последняя неэффективна. Новые подходы к решению проблем профессиональной подготовки учителей, обоснованные в трудах Ю. П. Азарова, А. А. Вер-
бицкого, В. М. Димова, Е. Н. Шиянова и др., создали теоретическую и практическую базу для решения проблемы подготовки будущего учителя.
Сморазвитие - это внутренний процесс самоизменения системы, под воздействием собственных противоречий, высший уровень самодвижения; при этом саморазвивающаяся система должна быть открытой, поскольку внутренние ресурсы не смогут обеспечить длительное существование системы.
Субъектность студента высшей школы - одно из проявлений способности к преобразованию и совершенствованию себя в учебной деятельности и последующей профессиональной деятельности, в том числе и педагогической. Объективной предпосылкой проявления, развития и формирования профессионально значимых личностных качеств (ПЗЛК) специалиста являются закономерные изменения в профессиональном развитии студента и постепенная смена учебно-академической деятельности на учебно-профессиональную. Овладение профессиональной деятельностью реализуется и проявляется посредством таких ПЗЛК, как профессиональная направленность, рефлексия, профессиональная этика.
Важным условием формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области образования является изучение учебной дисциплины «Основы акмеологии», способствующей в достижении вершин профессионализма и максимальном развитии творческого потенциала личности.
Акмеология - новая междисциплинарная наука о «человеке развивающемся», о закономерностях, обеспечивающих оптимальное раскрытие творческих возможностей личности, достижение вершин социального успеха и профессионального мастерства. Акмеология изучает развитие личности под влиянием самоопределения, жизненного опыта, социального окружения и образования, создает условия для личностного роста человека.
Основная область исследований акмеологии связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека [3].
Объектом акмеологии можно выделить - профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и др. деятельности людей.
Предмет акмеологии - объективные (качество воспитания и образования, полученные человеком) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.
Акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объемом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для ее овладения - с другой, выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО была разработана программа по дисциплине «Основы акмеологии» для направления подготовки 050100 -Педагогическое образование; профили: Географическое образование, Информатика, Историческое образование, Математическое образование, Образование в области иностранного языка, Правовое образование, Физическое образование, Филологическое образование, Экономическое образование; квалификация - Магистр (очная форма обучения). Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы - 108 часов (ЛК-6, ПЗ-22, СР-80).
Цели освоения дисциплины: формирование профессиональных и общекультурных (социально - личностных, общенаучных, инструментальных) компетенций специалистов в области образования, необходимых для педагогической деятельности, формирования педагогического мастерства и направленности на саморазвитие, самоактуализацию и самореализацию.
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.
Дисциплина «Основы акмеологии» относится к вариативной части общенаучного цикла (ГСЭ) в структуре ООП магистерской программы.
Изучение дисциплины базируется на системе знаний, умений и универсальных компетентно-стей, полученных бакалаврами и специалистами при изучении философии, педагогических дисциплин и общей психологии.
Содержание дисциплины «Основы акмеологии» связано с содержанием педагогической практики и научно-исследовательской работы, предусмотренной программой магистратуры.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиной «Основы акмеологии»:
Общепрофессиональные компетенц ии
- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру;
в области педагогической деятельности:
- готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;
в области методической деятельности:
- готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области;
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
- знать: сущность, методы исследования и направления акмеологии, ее основные проблемы и задачи, слагаемые профессионализма и специфику профессионально-педагогической деятельности;
- уметь: использовать на практике методы диагностики и самосовершенствования, планировать поэтапное формирование педагогического мастерства;
- владеть: навыками и умениями организации и осуществления педагогической деятельности, методиками определения уровней профессионализма педагога, его педагогического мастерства.
Содержание дисциплины включает такие темы, как:
1. Акмеология как наука и учебная дисциплина.
2. Слагаемые профессионализма и творческой самореализации педагога.
3. Самосовершенствование как способ реализации творческого потенциала.
4. Педагогический опыт как опора самореализации творческого потенциала педагога.
5. Акмеологическая направленность подготовки специалистов в области образования.
6. Педагогическое общение в образовательной деятельности.
7. Основы и сущность педагогического мастерства.
8. Определение уровня профессионализма педагога.
9. Определение эффективности технологии обучения.
На лекционные занятия вынесены две темы:
Тема 5. Акмеологическая направленность подготовки специалистов в области образования, включающая
- содержание образования как средства развития личности в профессиональной подготовке;
- детерминаныт содержания образования;
- цель, деятельность, опыт;
- структура содержания образования и уровни его усвоения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер);
- структурные и функциональные компоненты педагогической системы. Уровни практической реализации и направленность педагогических технологий.
Тема 7. Основы и сущность педагогического мастерства, в которой рассматриваются
- основополагающие составляющие педагогического мастерства: знания, педагогический опыт, личностные качества, умения и уровни их сформированности;
- компоненты педагогического мастерства;
- педагогическая техника. Творческое самочувствие, саморегуляция настроения и эмоциональных состояний. Обаяние, самовыажение. Индивидуальный стиль работы. Уравновешенность, внешняя выразительность. Эмпатия. Культура внешнего вида педагога. Педагогический такт. Ролевые позиции (А.Б. Добрович). Педагогическое требование. Культура речи педагога.
Для проведения промежуточного контроля предложены следующие формы: круглый стол, эссе, деловая педагогическая игра, дидактическая игра «Педагоги и исследователи», педагогический альманах «Вершины творческого потенциала выдающихся людей», семинар-практикум.
В дополнение к программе разработаны методические рекомендации к самостоятельной работе студентов (СРС).
Целью самостоятельной работы студентов дисциплины «Основы акмеологии» является формирование профессиональных и общекультурных (социально - личностных, общенаучных, инструментальных) компетенций специалистов в области образования, необходимых для мотивации саморазвития, самоактуализации и самореализации.
Основными задачами формирования компетенций в процессе СРС являются:
- формировать способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру в области педагогической деятельности;
- формировать готовность использовать современные технологии диагностики уровня профессионализма и оценивания качества образовательного процесса;
- формировать готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в педагогической деятельности;
- формировать умение адекватно оценивать свои акмеологические компетенции, использовать на практике методы и методики диагностики;
- формировать умения в организации и осуществления педагогической деятельности, владеть методами педагогического проектирования образовательной среды и образовательных программ;
- формировать инновационное мышление в проектировании ОДИ; потребности к самореализации; навыка сотрудничества в условиях группового взаимодействия.
Разработанные задания по самостоятельной работе студентов (СРС) являются продолжением теоретико-методического изучения курса, носят практико-ориентированный, проблемный характер и относятся к реконструктивному, эвристическому и исследовательскому типу. Каждое задание по СРС необходимо выполнять в соответствии с обозначенной неделей семестра, так как оно является логическим завершением формирования практико-ориентированных компетенций конкретного раздела (темы) курса. Ряд заданий СРС являются исследовательским и прикладным материалом для более эффективного проведения нетрадиционных форм (организационно-деятельностная игра, мастер-
класс, педагогический консилиум, экспертный совет и др.) практических занятий по тем же темам.
Для каждого студента изучение курса позволяет лучше познать себя, свои достоинства и недостатки и наметить направления самосовершенствования и профессионального становления с ориентацией на созидательную деятельность. В настоящее время как основной показатель качества образовательного учреждения может быть принят уровень развития у выпускников готовности к осуществлению профессиональной деятельности на творческом уровне.
Таким образом, реализация программы по «Основам акмеологии» через содержательный компонент, использование инновационных психолого-педагогических технологий способствует фомированию в процессе профессиональной подготовки педагогически направленную личность и педагогическое мышление, творческую индивидуальность и коллективную мыследеятельность, ориентированную на самосовершенствование, на достижение в будущем вершин профессионализма, на созидательную деятельность как способ развития и самореализации творческого потенциала личности. Библиографический список
1. Чудина Е. Ф.Стадии становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. научн. и метод. тр. Вып. 3 / Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2001. С. 57-60.
2. Климов Е. А. О структуре профессионального самосознания, профессионализма и профессионала / Е. А. Климов // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / сост. и общая ред. Л.В. Винокурова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 512-514.
3. Деркач А. А., Селезнева Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 496 с.
Попова Марина Анатольевна,
учитель английского языка высшей категории МБУ «Гимназия № 38», г. Тольятти [email protected]
Программа элективного курса «Дебаты и дискуссии на уроках английского языка» Аннотация. В статье представлена программа элективного курса, предназначенная для обучения учащихся 11 классов лингвистического профиля. В основе элективного курса лежит использование такой педагогической технологии как дискуссия, и особенно ее формы «Дебаты» на уроках иностранного языка в старших классах.
Ключевые слова: дискуссии, дебаты, речевое общение, работа в команде, межличностное и межкультурное взаимодействие.
В условиях глобализации и постоянного развития международных отношений знание иностранных языков является одним из главных условий востребованности специалистов на рынке труда. Современному обществу нужны образованные люди, способные выразить и отстаивать свое мнение, уметь общаться с людьми в любых ситуациях. Не просто знание английского языка, но и умение вести диалог на английском языке являются теперь ключом к успеху в современном мире.
Однако часто выпускники школ имеют слабое представление о тех компетенциях, которые им будут нужны в профессиональной жизни: умение работать в команде, чувство ответственности и личная дисциплина, чувство инициативы и творчества, чувство служения общему делу.
В соответствии с Концепцией духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Все более актуальным становится компетентностный подход. К ключевым компетенциям относятся коммуникативная, информационная, готовность к самообразованию и развитию, принятию решений и способность к взаимодействию. Таким образом, задача школы сегодня состоит в том, чтобы обеспечить социальную зрелость подрастающего поколения, самоопределение личности в культуре и выработку на этой основе его жизненной позиции. Нынешнему поколению выпускников необходимы следующие компетенции:
• это коммуникативная компетенция: использование иностранного языка как средства общения;
• это политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем;
• это межкультурные компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе; понимание различий и уважение друг друга.
Организационная форма преподавания иностранных языков на старшей ступени предполагает более гибкое и более свободное владение иностранным языком, что дает возможность использовать его как средство межличностного и межкультурного общения в разнообразных ситуациях взаимодействия с носителями языка. Для формирования основных навыков общения на иностранном языке и развития коммуникативной компетенции школьников целесообразно использование на уроках иностранного языка в старших классах такой педагогической технологии как дискуссия, и особенно ее формы «Дебаты». Проведение дискуссий в виде дебатов, круглых столов или форумов позволяет развить у учащихся умения и навыки рассуждать и выразить свое мнение, работать в ко-