Y.V. LIZVINSKY*
УДК 343.83 ББК 67.409р7 Л55
THE MAIN TASKS AND ACTIVITIES OF THE CURATOR CENTERS OF THE FPS OF RUSSIA
Аннотация: в статье рассматривается деятельность куратора в учебных центрах уголовно-исполнительной системы, основные направления его работы со слушателями учебных групп.
Ключевые слова: учебные центры ФСИН России, куратор, слушатель, адаптация, воспитательная работа, организационная работа, методическая работа.
ЯН
ВИКТОРОВИЧ ЛИЗВИНСКИЙ*
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ФСИН РОССИИ
Annotation: this article describes the activities of a curator at the training centers of the penal system, the main guidelines of this work with the students of educational groups.
Key words: training centers of the FPS of Russia, the curator, student, adaptation, educational work, organizational work, methodical work.
С младенчества человек находится под чьей-либо постоянной опекой: в семье - родителей, в детском саду - воспитателей, в школе - классного руководителя, в профессиональных училищах - мастеров-наставников, в высших учебных заведениях - кураторов. В уголовно-исполнительной системе для профессионального становления, развития необходимых личностных качеств и навыков, для успешного выполнения служебных обязанностей назначаются наставники вновь принятых на службу сотрудников1. На этапе обучения в образовательных учреждениях ФСИН России (учебных центрах) эту функцию призван выполнять куратор учебной группы.
Куратор - попечитель, опекун, лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определенной работы или цикла работ. В высших учебных заведениях институт кураторства является неотъемлемой частью учебно-воспитательной среды с богатой историей. В 2013 г. исполнилось 110 лет со дня подписания первого официального документа, регламентирующего деятельность куратора академической группы, -инструкции для кураторов Томского технологического института, утвержденной в 1903 г. императором Николаем II. Куратору вменялось «ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей слушателей, в том числе устройстве научных и литературных кружков, учреждении кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир».
* Преподаватель цикла боевой и физической подготовки учебного отдела Межрегионального учебного центра (УФСИН России по Волгоградской области) E-mail: [email protected].
0
1
О
(V)
0
1
CD
а ш
(V)
о
(V)
с -с
CD
О *
С
с<
о с
о *
О О
с
>3
is О о
У
<0 о <0 го
0
с
1
о
<0
0
1
о
с:
Современный куратор академической группы вуза - это преподаватель или сотрудник образовательного учреждения, прикрепленного к конкретной учебной группе с целью наблюдения и контроля учебной и внеучебной деятельности слушателей и оказания им в случае необходимости помощи в решении самых разнообразных проблем. Вопросы деятельности кураторов и использование потенциала наставничества в воспитательном процессе в вузе рассматривались в научных исследованиях Т. П. Бугаева, М. А. Горшкова и др. В помощь организации своей деятельности институтами подготовлены пособия О. В. Агейко, Н. Б. Цы-рендылыкова, В. В. Кугунурова, Т. П. Царапиной, где раскрываются цели и задачи работы куратора академической группы, возрастные особенности студентов, психология малой группы, социально-психологические аспекты адаптации студентов первого года обучения, определяется роль куратора в формировании личностных качеств будущих специалистов.
Если в вузах роль куратора рассмотрена детально, то в учебных центрах ФСИН России этому вопросу практически не уделялось внимания, хотя ввиду некоторых особенностей это направление деятельности имеет существенное отличие и является весьма актуальным.
Цель обучения в учебных центрах ФСИН России - адаптировать молодого сотрудника к условиям несения службы. Адаптация сотрудников к условиям службы является залогом его успешной дальнейшей служебной деятельности. Главной задачей куратора становится индивидуально-воспитательная и организаторская работа со слушателями для создания сплоченного коллектива и через коллектив воспитание в слушателях личности будущего сотрудника УИС, который будет служить обществу в коллективе пенитенциарного учреждения.
Рассмотрим построение кураторской работы в учебных центрах ФСИН России. Куратор учебной группы назначается приказом начальника учебного центра из числа командно-преподавательского состава. В своей деятельности куратор должен руководствоваться законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и Уставом учебного учреждения и Положением о кураторстве. Куратор подчинен и подотчетен заместителю начальника центра, отвечающего за учебную работу. Работа куратора является состав-
ной частью его педагогической деятельности, рассматривается в качестве нагрузки преподавателя из расчета не более 6о часов в год и отражается в индивидуальных планах в разделе «Воспитательная работа».
Основные задачи и направления деятельности куратора:
- изучение личности слушателя, его потребностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении;
- доведение необходимой информации до сведения слушателей;
- формирование социально необходимых знаний и навыков будущей службы в УИС;
- организация и руководство процессом обучения профессионального воспитания; формирование воспитательной среды учебной группы, учебного центра;
- организация коллективной жизни группы, благоприятного психологического климата и нравственного развития слушателей;
- помощь в развитии мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер личности;
- индивидуальная работа со слушателями;
- организация воспитывающей среды;
- обеспечение соблюдения служебной дисциплины;
- решение оперативных задач, возникающих в связи с академическими трудностями слушателей.
Реализация названных задач осуществляется по различным направлениям, содержание которых можно разделить на три вида.
1. Воспитательная работа со слушателями в учебное и внеучебное время
1.1. Индивидуальная воспитательная работа: изучение интересов, межличностных отношений, характера, познавательных особенностей, семейных условий и внеучебного общения слушателя; оказание помощи слушателю в преодолении проблем в учебной работе; непосредственное общение и воспитательная работа со слушателем.
1.2. Работа с коллективом учебной группы: выявление лидеров в учебной группе и формирование актива; участие слушателей группы в делах учебного центра (праздники, субботники, спортивные мероприятия и др.); развитие культуры поведения через тренинги по общению и личностному росту.
2. Организационная работа: организация совместных дел слушателей, основанных на их интересах и личностных особенностях; организаторская помощь по взаимодействию с пред-
ставителями других служб и руководством учебного центра; организация досуговых мероприятий; контроль за текущей и итоговой успеваемостью слушателей; изучение условий жизни и быта слушателей группы в общежитии и оказание им помощи в улучшении культурно-бытовых условий; проведение еженедельных кураторских часов; выработка совместно со слушателями правил общежития в коллективе; совместная с преподавателями и слушателями работа по созданию комфортных условий для занятий в закрепленных аудиториях и комнатах общежития; организация самообслуживания в учебных корпусах и общежитии.
3. Методическая деятельность: ведение документации; проведение педагогической и психологической диагностики с целью корректировки целей, задач воспитательного процесса; участие в совещаниях учебного отдела; изучение и применение опыта работы других заведений.
Несмотря на схожесть деятельности куратора и его функций в вузах и учебных центрах ФСИН России, есть и специфические особенности.
Во-первых, взаимоотношения и особые условия будущей службы. Принадлежность к военизированной системе и общение со специальным контингентом вызывают некоторые особенности в поведении слушателей как будущих сотрудников.
Во-вторых, малый срок обучения. В вузах студенты учатся от 4 до 6 лет. Первоначальная подготовка сотрудников ФСИН России осуществляется в течение 2,5-3 месяцев, а повышение квалификации - от 15 дней до 1,5 месяца. За столь короткий срок куратор должен изучить каждого своего подчиненного и грамотно пост-
роить воспитательный процесс, направленный на становление будущего сотрудника УИС.
В-третьих, комплектование групп слушателями различных возрастов. Возраст слушателей в одной учебной группе может быть 19-20 и 30-35 лет. У каждого возраста есть своя специфика (возрастные особенности). При построении своей работы куратор должен учитывать эту особенность.
В-четвертых, различный уровень образования. В группе могут быть слушатели, которые имеют среднее, среднее профессиональное или высшее образование. Слушатели различаются и способностью к обучению.
В-пятых, различие в социальном статусе. При формировании группы не делают различий на городских, деревенских и на их семейное положение.
Эти особенности предполагают не только наличие у куратора способностей преподавателя и воспитателя, но и владение им специализированными командирскими знаниями и умениями, свойственными офицерскому составу. Его профессиональная деятельность предполагает сплав индивидуальных, личностных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора. Умение педагога вовремя поддержать инициативу своего подчиненного, помочь раскрыться его талантам и способностям, принципиально относиться к нарушениям дисциплины - все это позволит создать атмосферу товарищества, уважения и вместе с тем персональную и коллективную ответственность за моральное состояние личного состава учебной группы и обеспечит успешное профессиональное становление будущего сотрудника.
Список использованной литературы
1 См.: Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы: приказ ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555.
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 24 января 2014 г. № 1.