интЕГРация правовой начни и высшего юридического овразования
(дидактичЕСкий аспЕкт)
УДК 34:177
DOI 10.36511/2078-5356-2019-3-188-190
Русакова Наталья Григорьевна Natalya G. Rusakova
кандидат юридических наук, доцент кафедры психологии и педагогики
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), аssociate professor of department of psychology and pedagogy
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)
E-mail: [email protected]
Шухарева Анна Васильевна Anna V. Shukhareva
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры гражданского права и процесса
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), assistant professor, deputy head of the department of civil law and process
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)
E-mail: [email protected]
Правовые и нравственные основы института кураторства в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации
Legal and moral foundations of the curator's institute
in educational organizations of the Ministry of internal affairs of Russian Federation
Статья посвящена отдельным проблемам дея- The paper is devoted to the specific problems of the
тельности педагогов-кураторов в образовательных activity of teacher-curators in the educational organiza-
организациях Министерства внутренних дел Рос- tions of the Ministry of internal affairs of Russian Federa-
сийской Федерации. Авторы рассматривают вопрос tion. The author considers the issue of legal regulation
правового регулирования института кураторства, of the institution of curatorship; emphasizes the need
акцентируют внимание на необходимости издания for the issuance of a departmental normative legal act
ведомственного нормативного правового акта, регла- regulating the activity of teacher-curators in educational
ментирующего деятельность педагогов-кураторов в organizations of the Ministry of internal affairs of Russian
образовательных организациях Министерства вну- Federation. тренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: педагог-куратор, институт кура- Keywords: teacher-curator, institute of curatorship, торства, образовательные организации МВД России. educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Современную высшую школу невозможно ных организациях Министерства внутренних представить без участия кураторов в учебно- дел Российской Федерации (далее — МВД Рос-воспитательном процессе вуза. В образователь- сии) институт кураторства занимает прочные
© Русакова Н.Г., Шухарева А.В., 2019
интеграция правовой пачки и высшего юридического овразования
(ДИДАКТИЧЕСКИЙ аСПЕКТ)
позиции. Между тем, рассматривая деятельность педагогов-кураторов в образовательных организациях МВД России, следует отметить ряд особенностей и отличий от гражданских вузов. Во-первых, определенная «закрытость» образовательных организаций МВД России обусловливает проведение дополнительных мероприятий с курсантами и слушателями по адаптации к учебно-служебной деятельности. Во-вторых, при осуществлении кураторской деятельности педагог-куратор должен постоянно учитывать детальную регламентацию учебного и внеучебного времени курсантов и слушателей. В-третьих, в образовательных организациях системы МВД России система воспитания затрагивает одновременно различные виды воспитания: нравственного, эстетического, патриотического, физического и др. Несомненно, участие в воспитательном процессе обучающихся — это обязанность и общественный долг каждого педагогического работника. Но именно благодаря институту кураторства можно реализовать эти цели максимально эффективно и разносторонне.
Должностной регламент преподавателей образовательных организаций МВД России предусматривает обязанность проведения воспитательной работы с обучающимися, в индивидуальном плане преподавателей имеется раздел «Воспитательная работа», в котором отражается вся работа педагога-куратора с учебной группой, но все же данные документы не могут в полном объеме регламентировать деятельность педагогов-кураторов.
Существенным моментом в кураторской деятельности является отсутствие единого ведомственного нормативного правового акта, регламентирующего деятельность педагогов-кураторов в системе образовательных организаций МВД Росси: институт кураторства в каждой образовательной организации системы МВД России регулируется локальным нормативным актом и является важным и необходимым компонентом учебно-воспитательного процесса образовательных организаций МВД России. Издание единого нормативного правового акта существенно повысило бы эффективность кураторской деятельности в образовательных организациях МВД России. В частности, требует нормативного закрепления вопрос результативности деятельности педагогов-кураторов образовательных организаций МВД России.
На наш взгляд, требует единообразного нормативного подхода подведение итогов деятельности педагогов-кураторов с отражением
всех особенностей данного вида деятельности. Представляется целесообразным в рамках разработки концепции мотивации рабочего процесса педагогов-кураторов учитывать их личный вклад в указанную деятельность, создать систему поощрений.
Особо следует отметить аспект мотивации педагогов-кураторов в ключе выполнения своих обязанностей во внеучебное время. Необходимо предусмотреть возможность поощрения педагогов-кураторов. Предположим, что педагог-куратор получает удовлетворение от данной деятельности, а именно от участия в процессе формирования личностных и профессиональных качеств будущих высокоспециализированных сотрудников органов внутренних дел, тогда и воспитательный процесс происходит эффективнее, а для педагога-куратора появляется возможность быть отмеченным и поощренным от лица руководства образовательной организации.
Также в целях повышения мотивации к деятельности педагога-куратора в едином нормативном правовом акте необходимо закрепить право педагога-куратора учитывать кураторскую воспитательную деятельность при составлении рейтинга профессорско-преподавательского состава по итогам учебного года, в индивидуальном плане работы педагогического работника.
Особое значение имеет работа педагога-куратора с курсантами первого курса, которые только вчера еще были школьниками, а сегодня оторваны от родителей, привычного круга и погружены в новую среду с огромным числом неизвестных сложностей, большинство из них нуждается в помощи в адаптации к новым условиям. Педагог-куратор в своей работе с первокурсниками должен уделять особое внимание адаптации обучающихся к проживанию в общежитии, системе организации распорядка дня, а также развитию методов самостоятельной работы для успешного освоения образовательной программы.
Проводимая педагогами-кураторами работа охватывает патриотическое, профессионально-нравственное, правовое воспитание курсантов (слушателей). Педагоги-кураторы используют в своей деятельности разнообразные методы воспитания: убеждение, пример, соревнование, упражнение, поощрение, принуждение, критика действий и поступков.
Таким образом, в повседневной деятельности педагоги-кураторы используют разнообразные формы и методы постоянного самообразования и самосовершенствования в области теоретической и практической педагогики и пси-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2019, № 3 (47)
189
интЕГРация правовой науки и высшЕго юридического овразования
(дидактичЕСкий аспЕкт)
хологии. Данное обстоятельство требует нормативного закрепления, что, безусловно, положительно отразится в целом на кураторской деятельности в образовательных организациях МВД России.
Проведенный анализ качеств и способностей, необходимых для осуществления кураторской деятельности, показывает, что современный педагог-куратор должен быть профессионально подготовленным, эрудированным, оптимистом, иметь критическое мышление, что позволит ему в каждом курсанте (слушателе) индивидуально формировать духовно богатую личность с оптимистическим мировосприятием, способную самореализовываться. Для вновь назначенных кураторов с целью оказания методической помощи необходимо предусмотреть обучение в так называемой «школе куратора», что будет способствовать эффективному сочетанию и взаимодополнению существующих традиций и инноваций.
Отметим такую важную проблему в институте кураторства, как ответственность педагогов-кураторов за выполняемую работу. Вопрос ответственности требует тщательного и вдумчивого рассмотрения и нормативного закрепления. Своевременной мерой, на наш взгляд, станет закрепление ответственности за педагогическое бездействие, формальный и фрагментарный подход к деятельности педагогов-кураторов. Полагаем, что допустимо рассматривать бездействие кураторов как дисциплинарный проступок [1].
Следует согласиться с мнением М.С. Якуш-киной, которая считает кураторство способом активизации неформального образования и условием качественной подготовки будущих специалистов [2, с. 132].
В образовательных организациях МВД России назрела необходимость в разработке и издании ведомственного нормативного правового акта, который всецело будет посвящен организации работы педагогов-кураторов, вопросам
установления мер ответственности за качество выполнения кураторских обязанностей.
Таким образом, институт профессионального кураторства — это незаменимая и эффективная подсистема образовательного процесса, основанная на активном и доверительном взаимодействии педагога с обучающимися и вследствие этого позволяющая создать эффективную модель подготовки профессионалов с высокими личностными качествами, действенный и необходимый субъект учебно-воспитательного процесса, способный влиять на стратегические цели кураторства — своевременное выявление негативных ситуаций, их предотвращение, направление усилий курсантов (слушателей) на воспитание профессионально важных качеств, любви к профессии, гражданственности, патриотизма, научного потенциала, укрепление личностных позиций, творческих начал, что обеспечивает повышение качества и эффективности образования.
Примечание
1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49, ч. I, ст. 7020.
2. Якушкина М.С. Кураторство как способ активизации неформального образования молодежи // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 128—132.
Reference
1. On the Service in the law enforcement of Internal Affairs of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: federal law of November 30, 2011 no. 342-FZ. Collection of legislative acts of the RF, 2011, no. 49, p. I, art. 7020. (In Russ.)
2. Yakushkina M.S. Supervision as a way of activating non-formal education of young people. Man and Education, 2015, no. 3 (44), pp. 128—132. (In Russ.)