Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОЕННОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ'

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОЕННОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
военная безопасность / военно-политическая обстановка / военно-экономическая безопасность / военные (оборонные расходы) / экономическая безопасность. / military security / military-political situation / military-economic security / military (defense spending) / economic security.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семененко О. М., Воронченко И. О., Харитонов К. В., Мотрунич И. И., Скворок И. М.

Проблемы выбора рациональных объёмов оборонных расходов или новых интеллектуальных и технологических путей развития страны есть сегодня одними из ключевых в современном мире политического, военного, технического, морального противостояния многих стран между собой. Сегодня нередко противопоставляется усиление обороноспособности страны к росту её благосостояния. Существующее сегодня недопонимание проблем национальной безопасности, направленное на уменьшения роли и важности военных, силовых аспектов национальной безопасности с дальнейшим их противопоставлением социально-экономическим аспектам развития страны есть сегодня критически угрожающим для Украины. Современные внешне-политические условия развития многих стран не лидеров с военной и экономической области требуют актуализации изучения вопросов военной и экономической безопасности страны с дальнейшим изучением этих составляющих национальной безопасности как единого целого – военно-экономической безопасности. Приоритетность этих исследований необходима для исключения вопросов противопоставления обеспечения экономического развития страны и защиты от военных угроз. Авторами в статье рассмотрены взгляды учёных на роль и место военно-экономической безопасности в общей системы национальной безопасности с изучением различных вариаций понятия “военно-экономическая безопасность государства”, а также сделаны выводы по вопросам возможного изучения военно-экономической составляющей как единой составляющей национальной безопасности. Проведенный в статье анализ теоретических аспектов определения экономической и военной безопасности государства на основе сравнения их понятийных аппаратов и границ их влияния дозволил сделать ряд выводов о их взаимосвязи между собой. Результаты анализа показывают, что сегодня имеющийся методический аппарат расчёта уровня военно-экономической безопасности Украины однозначно не определён, а также нет однозначных взглядов ни на систему показателей оценивания уровня военно-экономической безопасности, ни определения степени её влияния на национальную безопасность страны, что, в свою очередь, не позволяет корректно определить её состояние с учетом военно-экономических отношений и в условиях отсутствия полной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN THEORETICAL FEATURES OF THE INTERCONNECTION OF MILITARY AND ECONOMIC SECURITY OF UKRAINE IN THE MODERN MILITARY-POLITICAL SITUATION

The problems of choosing rational volumes of defense spending or new intellectual and technological ways of the country's development are today one of the key issues in the modern world of political, military, technical, moral confrontation between many countries. Today, the strengthening of the country's defense capability is often opposed to the growth of its well-being. The current misunderstanding of national security problems aimed at reducing the role and importance of the military, power aspects of national security with their further opposition to the socio-economic aspects of the country's development is today critically threatening for Ukraine. Modern external political conditions for the development of many countries that are not leaders in the military and economic fields require the actualization of the study of issues of military and economic security of the country with further study of these components of national security as a whole military and economic security. The priority of these studies is necessary to eliminate the issues of opposing the provision of the country's economic development and protection from military threats. The authors in the article consider the views of scientists on the role and place of military-economic security in the general system of national security with the study of various variations of the concept of "military-economic security of the state", and also draw conclusions on the possible study of the military-economic component as a single component of national security. The analysis of the theoretical aspects of defining the economic and military security of a state based on a comparison of their conceptual apparatuses and the boundaries of their influence, carried out in the article, made it possible to draw a number of conclusions about their relationship with each other. The results of the analysis show that today the existing methodological apparatus for calculating the level of military and economic security of Ukraine is not unambiguously defined, and there are no unambiguous views either on the system of indicators for assessing the level of military and economic security, or on determining the degree of its influence on the national security of the country, which, in its turn, does not allow to correctly determine its state, taking into account military-economic relations and in the absence of complete information.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОЕННОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ»

повысит рентабельность деятельности компании.

[5]

Подводя итоги исследования. необходимо заметить, что в статье рассмотрена деятельность авиакомпании АО «Сибирь» в рамках текущей экономической ситуации на рынке авиаперевозок. Были рассмотрены основные факторы эффективности и их влияние на деятельность компании. Кратко изложены действия компании для минимизации рисков на фоне сокращения числа авиаперевозок.

Анализ деятельности выявил, что авиакомпания активно развивают сеть внутрироссийских региональных перевозок с целью компенсации снижения международных перелетов. Компания развивает инновационные сервисы, добавляя возможность оказания цифровых услуг, в т.ч. бесконтактной оплаты.

Таким образом, комплекс мер авиакомпании АО «Сибирь» показал свою эффективность по результатам отчетов за финансовый период.

Литература

1. Годовой отчет АО «Сибирь» за 2020 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.s7.ru

2. Жаков, В.В., Филимонова, З.В. Мировой опыт реализации логистических технологий и его

применение для повышения конкурентоспособности транспортных услуг [Текст] / В.В. Жаков, З.В. Филимонова // Транспортное дело России. 2017. № 6. С. 49-53.

3. Сорокина А.В. Механизм реализации эффективной стратегии компании с помощью сбалансированной системы показателей. Учебное пособие для студентов магистратуры по направлению «Менеджмент» [Текст] / А.В. Смирнова // М.: МИИТ, 2011 -153 с.

4. Терешина, Н.П., Чуверина, О.Г. Повышение уровня цифровизации пассажирского транспорта [Текст] / Н.П. Терешина, О.Г. Чуверина // Автоматика, связь, информатика. - 2021. - № 4. - С. 31-32.

5. Терешина, Н.П., Флягина, Т.А., Чуверина, О.Г. Повышение экономической устойчивости деятельности пассажирских транспортных компаний с учётом зарубежного опыта [Текст]/ Н.П. Терешина, Т.А. Флягина, О.Г. Чуверина // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность: Труды IV Международной научно-практической конференции, Москва, 11 апреля 2019 года / Под редакцией Р.А. Кожевникова, Ю.И. Соколова, З.П. Межох. - Москва: Российский университет транспорта, 2019. - С. 339-341.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОЕННОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННО-

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ

Семененко О.М.

https://orcid.org/0000-0001-6477-3414 доктор военных наук, профессор начальник научно-исследовательского отдела экономического анализа Центрального научно-исследовательского института Вооружённых Сил Украины, Киев, Украина

ВоронченкоИ.О. https://orcid.org/0000-0001-6074-2995 Министерство обороны Украины, Киев, Украина

Харитонов К.В. https://orcid. org/0000-0003-1640-853X начальник-финансово-экономического отдела Генеральный штаб Вооружённых Сил Украины, Киев, Украина

Мотрунич И.И. https://orcid.org/0000-0001-6117-1784 начальник-финансово-экономического отдела Генеральный штаб Вооружённых Сил Украины, Киев, Украина

Скворок И.М. https://orcid. org/0000-0002-5 788-6282 старший преподаватель кафедры военной подготовки Национальный авиационный университет, Киев, Украина

Мороз И.В.

https://orcid.org/0000-0001-9988-2119 старший преподаватель кафедры военной подготовки Национальный авиационный университет, Киев, Украина

MAIN THEORETICAL FEATURES OF THE INTERCONNECTION OF MILITARY AND ECONOMIC SECURITY OF UKRAINE IN THE MODERN MILITARY-POLITICAL SITUATION

Semenenko O.

https://orcid.org/0000-0001-6477-3414 Doctor of Military Sciences, Senior Researcher, head of the research department Central Research Institute of the Armed Forces of Ukraine

Voronchenko I. https://orcid.org/0000-0001-6074-2995 Ministry of Defence Ukraine Kyiv, Ukraine

Kharytonov K. https://orcid. org/0000-0003-1640-853X head of the financial and economic department General Staff of the Armed Forces of Ukraine

Kiev, Ukraine Motrunych I. https://orcid.org/0000-0001-6117-1784 head of the financial and economic department General Staff of the Armed Forces of Ukraine

Kiev, Ukraine

Skvorok I.

https://orcid. org/0000-0002-5 788-6282 Senior lecturer

Department of military training National Aviation University

Kyiv, Ukraine Moroz I.

https://orcid.org/0000-0001-9988-2119 Senior lecturer

Department of military training National Aviation University

Kyiv, Ukraine

АННОТАЦИЯ

Проблемы выбора рациональных объёмов оборонных расходов или новых интеллектуальных и технологических путей развития страны есть сегодня одними из ключевых в современном мире политического, военного, технического, морального противостояния многих стран между собой. Сегодня нередко противопоставляется усиление обороноспособности страны к росту её благосостояния. Существующее сегодня недопонимание проблем национальной безопасности, направленное на уменьшения роли и важности военных, силовых аспектов национальной безопасности с дальнейшим их противопоставлением социально-экономическим аспектам развития страны есть сегодня критически угрожающим для Украины. Современные внешне-политические условия развития многих стран не лидеров с военной и экономической области требуют актуализации изучения вопросов военной и экономической безопасности страны с дальнейшим изучением этих составляющих национальной безопасности как единого целого - военно-экономической безопасности. Приоритетность этих исследований необходима для исключения вопросов противопоставления обеспечения экономического развития страны и защиты от военных угроз. Авторами в статье рассмотрены взгляды учёных на роль и место военно-экономической безопасности в общей системы национальной безопасности с изучением различных вариаций понятия "военно -экономическая безопасность государства", а также сделаны выводы по вопросам возможного изучения военно-экономической составляющей как единой составляющей национальной безопасности. Проведенный в статье анализ теоретических аспектов определения экономической и военной безопасности государства на основе сравнения их понятийных аппаратов и границ их влияния дозволил сделать ряд выводов о их взаимосвязи между собой. Результаты анализа показывают, что сегодня имеющийся методический аппарат расчёта уровня военно-экономической безопасности Украины однозначно не определён, а также нет однозначных взглядов ни на систему показателей оценивания уровня военно-экономической безопасности, ни определения степени её влияния на национальную безопасность страны, что, в свою очередь, не позволяет корректно определить её состояние с учетом военно-экономических отношений и в условиях отсутствия полной информации.

ABSTRACT

The problems of choosing rational volumes of defense spending or new intellectual and technological ways of the country's development are today one of the key issues in the modern world of political, military, technical, moral confrontation between many countries. Today, the strengthening of the country's defense capability is often opposed to the growth of its well-being. The current misunderstanding of national security problems aimed at

reducing the role and importance of the military, power aspects of national security with their further opposition to the socio-economic aspects of the country's development is today critically threatening for Ukraine. Modern external political conditions for the development of many countries that are not leaders in the military and economic fields require the actualization of the study of issues of military and economic security of the country with further study of these components of national security as a whole - military and economic security. The priority of these studies is necessary to eliminate the issues of opposing the provision of the country's economic development and protection from military threats. The authors in the article consider the views of scientists on the role and place of military-economic security in the general system of national security with the study of various variations of the concept of "military-economic security of the state", and also draw conclusions on the possible study of the military-economic component as a single component of national security. The analysis of the theoretical aspects of defining the economic and military security of a state based on a comparison of their conceptual apparatuses and the boundaries of their influence, carried out in the article, made it possible to draw a number of conclusions about their relationship with each other. The results of the analysis show that today the existing methodological apparatus for calculating the level of military and economic security of Ukraine is not unambiguously defined, and there are no unambiguous views either on the system of indicators for assessing the level of military and economic security, or on determining the degree of its influence on the national security of the country, which, in its turn, does not allow to correctly determine its state, taking into account military-economic relations and in the absence of complete information.

Ключевые слова: военная безопасность, военно-политическая обстановка, военно-экономическая безопасность, военные (оборонные расходы), экономическая безопасность.

Keywords: military security, military-political situation, military-economic security, military (defense spending), economic security.

Проблема выбора рациональных объёмов оборонных расходов или новых интеллектуальных и технологических путей развития страны есть сегодня одними из ключевых в современном мире политического, военного, технического, морального противостояния многих стран между собой.

Сегодня нередко противопоставляется усиление обороноспособности страны к росту её благосостояния. Однако сторонники такого подхода часто при приходе к политической власти видят ряд ошибок, которые неизбежно настигнут правящий круг в случае недостаточного внимания до внешней и внутренней безопасности страны. Сегодня как никогда просто необходимо учитывать влияние уровня военной безопасности страны на ее благосостояние и на благосостояние её населения. Это влияние проявляется, прежде всего, через усиление конкурентных позиций государства во время ведения переговоров с другими странами. Забота о собственной безопасности создаёт позитивное влияние на повышение её переговорной силы.

Сегодня страны-лидеры в мировом экономическом и технологическом развитии активно используют силовые методы в глобальной конкуренции, избегая широкомасштабных войн, и акцентируя аспекты ведения противостояния между странами в пользу «гибридных» действий. Защита от военных угроз есть ни что иное как защита национального суверенитета страны через усиление её обороноспособности и вытекающее из этого последствия к недопущению давления извне на страну и ее резидентов для принятия невыгодных им решений по развитию её национальной экономики и страны в целом.

Существующее сегодня недопонимание проблем национальной безопасности, направленное на уменьшения роли и важности военных, силовых аспектов национальной безопасности с дальнейшим их противопоставлением социально-экономиче-

ским аспектам развития страны есть сегодня критически угрожающим для Украины. Современные внешне-политические условия развития многих стран не лидеров с военной и экономической области требуют актуализации изучения вопросов военной и экономической безопасности страны с дальнейшим изучением этих составляющих национальной безопасности как единого целого - военно-экономической безопасности для исключения вопросов противопоставления обеспечения экономического развития страны и защиты от военных угроз. То есть в обществе за последние десять лет в разы актуализировался вопрос о невозможности экономии на собственной безопасности, если её политическое руководство живёт жизнью государства.

Предложенный материал позволит уточнить некоторые аспекты становления понятия военно-экономической безопасности в Украине. Оборонная достаточность государства в такой сфере как военная безопасность в своём большинстве должна рассчитывать только на собственные людские, финансовые, материальные ресурсы. Соблюдение этого правила гарантирует стране снижение уровня военных угроз по отношению к ней, твёрдость в отстаивании своих политических и экономических позиций, а также стабильность развития национальной экономики, что есть основой благосостояния любой страны и её населения.

Понятие "военно-экономическая безопасность" является достаточно новым, но его применение сегодня уже имеет определенную историю развития и становления в литературе. Проблемы этого вида безопасности еще нуждаются в тщательных исследованиях. Анализ процессов становления и развития военной организации государства (ВОГ) с целью повышения уровня обороноспособности Украины показывает, что в большинстве основных документов по развитию ВОГ (Военная доктрина, Конституция Украины, Законы - "О национальной

безопасности", "О Вооруженных Силах Украины" и т.п.) практически не отражаются вопросы военно-экономического характера, которые в современных условиях развития Украины и ее ВОГ становятся определяющими. Это вызвано достаточно низким уровнем проведения исследований по проблемам влияния военно-экономического фактора на процессы реформирования, развития и возможного применения ВС Украины.

Геополитические изменения, изменения форм и способов решения международных проблем и конфликтов, переход к решению военных противоречий между государствами невоенными средствами, укрепление тенденций силового решения конфликтов (особенно со стороны Российской Федерации (РФ)) обусловливает необходимость решения проблемы повышения обороноспособности Украины отталкиваясь от современных реалий развития экономики страны, то есть обосновывать дальнейшие пути и направления развития ВОГ с военно-экономической точки зрения.

По некоторым подходами, которые существуют в Украине военно-экономическую безопас-

ность считают составляющей экономической безопасности, которая непосредственно связана с обеспечением обороноспособности государства (рис. 1, рис. 2, рис. 3).

ВЭБ характеризует возможность и готовность государства обеспечивать экономические, социальные, научно-технические, информационные условия развития военно-экономического потенциала на уровне, который гарантирует военную безопасность страны, а также способность ОПК Украины гарантировать удовлетворение военно-экономических потребностей на уровне рациональной оборонной достаточности (табл. 1).

Обеспечение военно-экономической безопасности является одной из важнейших функций государства. Как специфическое направление государственной военно-экономической политики процесс обеспечения военно-экономической безопасности охватывает систему взаимоотношений между хозяйствующими субъектами по удовлетворению военных потребностей общества и имеет целью поиск оптимальных путей решения комплекса военно-экономических проблем.

Рисунок 1. Составляющие экономической безопасности согласно взглядам В. Т. Шлемко и И. Ф. Бинько

Рисунок 2.

Составляющие экономической безопасности согласно взглядам Бизнес-школы "Интел-синтез"

Источник: Олейников, Е. (1997) "Основы экономической безопасности: государство, регион, предприятие, личность". ЗАО «Бизнес-школа» Интел-синтез». Москва.

Рисунок 3. Составляющие экономической безопасности согласно взглядам

В. И. Мунтияна

Источник: Мунтян, В. (1999) "Економ1чна безпека Украши". Монографiя. Кшв.

Таблица 1

Вариации понятия "военно-экономическая безопасность государства"_

Автор Определение

В. И. Ольшевский Это возможность и готовность государства обеспечить экономические, социальные, научно-технологические и информационные условия развития военно-экономического потенциала на таком уровне, который гарантировал бы военную безопасность государства.

В. И. Мунтиян Характеризуется возможностью и готовностью государства обеспечивать экономические, социальные, научно-технологические и информационные условия развития военно-экономического потенциала на таком уровне, который гарантировал бы военную безопасность государства, а следовательно способностью ОПК гарантировать удовлетворение военно-экономических потребностей на уровне рациональной оборонной достаточности.

Д. О. Гордиенко Это состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно способно удовлетворять экономические потребности военной организации для строительства, содержания и устойчивого развития.

А. И. Пожаров Это способность военной экономики устойчиво поддерживать необходимую военную мощь и реализовывать военно-экономический потенциал в меру и сроки, предусматриваемые военной доктриной государства.

В. П. Корсунь Это состояние национального хозяйства, при котором имеет место достаточное развитие и сохранение научно-производственного потенциала военной экономики, обеспечивает материально-техническое оснащение вооруженных сил.

О. М. Олийник Характеризует степень реализации национальных интересов Украины в военно-экономической сфере в условиях воздействия внутренних и внешних угроз мирного времени и обеспечения устойчивого функционирования военной экономики в период вооруженного противостояния.

И. В. Кириленко Это такая степень развития военной экономики, что гарантирует ее устойчивое функционирование в период вооруженного противостояния и обеспечивает в мирное время удовлетворение оборонных потребностей на уровне разумной достаточности.

Источник: подготовлено авторами на основании источников [8]-[14].

Военно-экономическая безопасность обеспечивает выполнение требований военной безопасности. Но выполнение этих требований возможно при достаточной экономической безопасности. В то же время выполнение отдельных требований военно-экономической безопасности способствует и повышению уровня экономической безопасности. Это обусловлено тем, что отдельные пути направлений различных видов безопасности имеют двойное (и даже больше) назначения, обеспечивает тесные взаимосвязи между ними. Так подрыв экономической безопасности ведет к подрыву экономического потенциала, а отсюда и военно-экономического потенциала. Поэтому почти все составляющие экономической безопасности имеют и оборонное значение и также влияют на военно-экономическую безопасность.

В свою очередь, экономическая система государства обеспечивает жизнедеятельность (финансирования) других подсистем национальной системы государства, в том числе оборонной.

Окончательного определения составляющих элементов военной безопасности (в исследованных

документах) сегодня также нет. Хотя, были попытки выделения ее составляющих приведенных на рис. 4.

Сегодня в ВЭБ следует рассматривать: возможность и готовность экономики обеспечить финансовые потребности оборонного сектора государства для его устойчивого развития с учетом влияния потенциальных негативных / позитивных рисков.

Для советских ученых ВЭБ - это способность военной экономики устойчиво поддерживать необходимую военную мощь и реализовать военно-экономический потенциал (ВЭП) в объеме и в сроки, предусмотренные военной доктриной государства. А. И. Пожаров утверждал, что вопрос разработки показателей, пороговых значений и критериев ВЭБ государства, как необходимого условия ее мониторинга и прогнозирования расходов на национальную оборону имеют огромное значение. Важнейшими категориями и показателями ВЭБ является ВЭП и военно-экономическая мощь (ВЭМ), которые являются экономическими категориями, производными от экономического потенциала (ЭП) и экономической мощи (ЭМ) страны.

Рисунок 4. Составляющие военной безопасности государства Источник: подготовлено авторами на основании источников [8]-[14].

Экономический потенциал страны - это объективные возможности, которыми располагает государство для производства материальных средств для удовлетворения потребностей общества. Эти возможности определяются объемом и качеством реальной экономики. Показателями ЭП является количество и структура трудовых ресурсов; величины производственных фондов, минерально-сырьевых ресурсов, топлива, энергии и т.д. Если ЭП показывает, каким может быть общественное производство, то экономическая мощь - это реальная способность экономики удовлетворять разнообразные потребности общества. Количественно ВЭМ государства определяется масштабами военной экономики (ВЭ). Обобщенную картину ВЭБ дают представленные в динамике показатели экономической мощи, военной мощи, ВЭП и ВЭМ.

Согласно состояние военной экономики, ее масштабы и структуру, тенденции развития, способность выполнять свое функциональное назначение. Эти показатели можно свести в три группы: а) обобщающие показатели ВЭБ, б) показатели элементов структуры военной экономики, в) важнейшие пропорции, качественные показатели.

Согласно произведений болгарского исследователя Т. М. Мкртчяна, который осуществил анализ изменений составляющих элементов экономической безопасности постсоветских стран, а также ряда стран Западной Европы были определены основные составляющие экономической безопасности государства (рис. 5). В его работе одной из внешних составляющих экономической безопасности государства выступает силовая, которая должна обеспечить осуществление экономических интересов страны силовым путем. Есть интересным то, что Т. М. Мкртчян поддерживает милитарисские тенденции как залог дополнительного развития экономики государства во всех ее аспектах. Поэтому, с этой позиции интересны исследования составляющих элементов экономической системы РФ, как представителя данного идеологического направления.

Центр стратегических оценок и прогнозов РФ также занимался исследованием вопроса выделения военно-экономической составляющей. Труды таких экономистов, как Л. И. Абалкин, С. А. Бартенев, С. Ф. Викулов, Ю. Е. Власьевич, В. И. Золотарев, В. Д. Королев, АМ Никонов, К. И. Спидченко, И. И. Юдин посвященные проблемам экономики и ВЭБ страны, стали методологической основой для анализа современного состояния экономики, возможностей по удовлетворению военно-экономических потребностей государства, в том числе и потребностей безопасности.

В последнее время подчеркивается, что "состояние национальной безопасности напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности", поэтому предложено выделить военно-экономическую составляющую влияния на экономику страны. Между экономической и ВЭБ существуют прямые взаимосвязи, при этом состояние второй обусловлено первой. Основой ВЭБ является ОПК. Поэтому ВЭБ большим образом обусловлена состоянием вооружения ВС Украины.

Сегодня в литературе активно обосновывается специфика выделения военно-экономической безопасности как интегрирующей составляющей двух различных сфер национальной безопасности: военной и экономической безопасности государства. При этом военно-экономическая безопасность также является видом национальной безопасности государства, ее важной составной частью. Определены компоненты и структурные элементы военно-экономической безопасности. Ученые уверены, что важнейшим условием эффективной деятельности по поддержанию военно-экономической безопасности на необходимом уровне является создание механизма ее осуществления. Этот механизм должен включать систему показателей-индикаторов, критериев и пороговых значений уровня военно-экономической безопасности, которые должны гар-

монично вписываться в систему показателей экономики национальной безопасности. В свою очередь, использование мониторинга военно-экономиче-

В 90-х годах в США произошла довольно успешная реструктуризация военной промышленности. Это объясняется многими причинами, среди которых важнейшими были финансовая помощь и жесткий контроль со стороны государства, активное использование рыночного механизма и передовых методов организационного управления на макроуровне. Успеха реформирования способствовал и тот факт, что корпорации в этих целях, кроме усиления концентрации военного производства путем слияний и поглощений, использовали и другие методы, в том числе диверсификацию и конверсию производства, экспорт вооружения и тому подобное. В результате реструктуризации военной промышленности в течение короткого времени в США возникли немногочисленные гигантские военно-промышленные компании, обладающие огромным опытом, финансовыми, научно-техническими и производственными возможностями для разработки и производства различной военной продукции. Существенно возросла степень концентрации и монополизации военного производства, что существенно начало влиять на уровень экономической безопасности страны. Данная позиция по важности обеспечения ЭБ страны через регулирование финансовых вливаний в ОПК приведены в собственной национальной стратегии развития. А проблемам важности исследования оборонной составляющей в системе ЭБ также уделяется значительное внимание.

Турцией также была предпринята попытка не только выделение понятия военно-экономической составляющей в системе экономической безопасности страны, но и проведены исследования по влиянию изменения ее уровня на развитие страны.

ской безопасности дает возможность органам государственного управления в плановом порядке формировать военно-экономическую политику страны.

Экономический взгляд республики Беларусь (член Организации Договора о коллективной безопасности) на обороноспособность страны и ее ВБ считается важнейшим критерием по обеспечению национальной составляющей страны. Общий уровень ВБ определяется через исследование изменений индексов избранных макроэкономических индикаторов. Даже в ее военной доктрине определен перечень мероприятий по обеспечению и поддержанию основ экономического обеспечения военной безопасности.

Сегодня, в условиях глобализационных мировых процессов, почти все страны с развитой экономикой стремятся обеспечить не только постоянство своей территориальной и идеологической целостности путем обеспечения ВБ, но и экономическое развитие. Военно-экономическое сотрудничество государств связано с дополнительными инвестициями в ОПК, изменением производственных мощностей, или переориентацией производства, напрямую влияет на уровень экономической безопасности. В 1992 году между несколькими государствами Евразии (в разное время организация объединяла от 6 до 9 государств) был заключен Договор о коллективной безопасности. Члены организации признали, что военно-экономическое сотрудничество существенно влияет на развитие их экономик и состояние военно-экономической безопасности и пересмотрели перспективы развития собственных военно-экономических отношений вплоть до 2020 года.

Отечественные исследователи в 2005 году подробно рассматривали вопрос влияния сотрудничества Украины и НАТО на состояние ее экономической безопасности. Они пришли к выводу, что вступление страны в НАТО будет способствовать

Рисунок 5. Основные составляющие элементы экономической безопасности согласно взглядам Т. М.

Мкртчяна

Источник: Mkrtchyan, T. (2015) "State Economic Security System and Its components the Int'l Conference on Research in Humanities, Sociology & Corporate Social Responsibility (RHSCSR'15)". Sofia

формированию эффективной, функциональной и самодостаточной системы экономической безопасности государства и является важной гарантией ее стабильного социально-экономического развития и мощным стимулом повышения конкурентоспособности на мировом уровне, а также это позволит выработать современные подходы к формированию внутренней политики Украины в области экономической безопасности с учетом опыта стран - членов НАТО, поможет создать необходимую основу для интеграции нашего государства в евроатлантиче-ские структуры в соответствии с Планом действий Украина - НАТО и т.д.

То есть, учитывая уникальные оборонительные и политические возможности НАТО присоединение Украины к Альянсу в будущем позволит решить ряд важных задач для обеспечения экономической безопасности Украины:

1. Предоставление гарантий безопасности, в соответствии с которыми нападение на Украину означает нападение на всех членов;

2. Предоставление "ядерных гарантий", в соответствии с которыми нападение на Украину с применением ядерного, химического или бактериологического оружия обернется адекватным ответом со стороны ядерных держав - членов НАТО (США, Великобритания, Франция);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Существенное снижение опасности развязывания войны против нашей страны (Украина является стратегически важным государством, в отличие от нейтральных Финляндии и Швеции. Геостратегические преимущества, которые дает контроль над Украиной, для потенциального агрессора могут перевесить риск, который будет сопровождать агрессия против нее);

4. Укрепление политической независимости и защищенности страны от внешнего вмешательства в ее внутренние дела в соответствии со стандартами безопасности НАТО;

5. НАТО не требует размещения на территории Украины своих баз в обмен на членство (мы имеем достаточный военный, человеческий и технологический потенциал, чтобы обеспечить свою безопасность, используя лишь политическую "крышу" НАТО и теоретическую возможность поддержки со стороны членов Североатлантического альянса в военное время, поэтому вступление Украины в НАТО фактически будет "бумажным", без образования новых военных баз возле границ России;

6. Укрепление территориальной целостности нашего государства, лишение сепаратистов силовых основ для реализации своих намерений;

7. Значительное снижение военного и экономического давления, в том числе энергетического, на Украину со стороны России ввиду возможной негативной реакции на такие действия влиятельных стран, пребывающих в союзе с нами;

8. Обеспечение гарантии надежной безопасности за относительно небольшие средства, поскольку ни для НАТО, ни для Украины нет необходимости размещать на нашей территории иностранные войска (опыт вхождения в альянс стран Восточной Европы свидетельствует о том, что этот

процесс может быть очень дешевым, к тому же Украина никогда не будет иметь такого уровня безопасности, как при членстве в НАТО, даже если бы тратила на цели обороны весь свой бюджет);

9. НАТО не требует массового перевооружения восточноевропейских армий или закупки своими членами вооружения производства стран НАТО. Каждое государство имеет право по своему усмотрению решать, какие вооружения и производства какой страны покупать для своих вооруженных сил. Украинские вооружение советского образца не является проблемой для вступления в Альянс;

10. НАТО не лишает своих членов возможности военно-технического сотрудничества с другими государствами;

11. Увеличение объема иностранных инвестиций в Украину, поскольку безопасность связана с экономикой. Например, в Польшу, Чехию и Венгрию приток иностранных инвестиций за год после объявления о вступлении в НАТО увеличился в 3,5 раза, в Румынию - на 141%;

12. Поступления из стран Альянса в Украину легальных инвестиций - в отличие от российских вложений, которые в основном являются нелегальными. Согласно исследованию организации "Транспаренси Интернешнл", среди 20 наименее коррумпированных государств мира 10 - это страны НАТО;

13. Появление новых возможностей для отечественных конкурентоспособных оборонных производств. От вступления в НАТО понесли потери низкоэффективные оборонительные комплексы в Словакии, но выиграли высокотехнологичные предприятия Польши и частично Чехии. Конкурентным преимуществом Украины является высокотехнологический ВПК, а также способность создавать в замкнутых циклах некоторые конкурентоспособные на мировом рынке образцы вооружения -, например, в таких отраслях, как самолето-, танко-, судо- и ракетостроение, противовоздушная и противоракетная оборона;

14. Улучшение климата для осуществления предпринимательской деятельности в Украине благодаря подъему международного инвестиционного имиджа страны. В результате вступления в Североатлантический альянс Украины в глазах международных инвесторов потеряет статус "постсоветской страны", с соответствующим набором стереотипных штампов - коррупцией, преступностью и тому подобное;

15. Полное вступление Украины в Евросоюз;

16. Устранение причин, которые сегодня существуют для маргинализации нашей страны, вытеснение ее на периферию международной политики, уязвимости к внешним воздействиям;

17. Добавление Украины в круг "авторитетных" членов НАТО. Кроме США, к этой группе относятся Великобритания, Франция, Германия, Турция. Исходя из потенциала и значения Украины для безопасности Европы, наша страна, вступив в НАТО, может по своему влиянию и значению стать в один ряд с этими государствами, "перепрыгнув"

сразу несколько ступенек, на преодоление которых потребуются десятилетия;

18. Создание необходимой среды для укрепления страны в отношении "тепличных", благоприятных геополитических условиях.

В соответствии с выбранным внешнеполитическим курсом, Украине необходимо ежегодно продолжать курс "Плана действий Украина-НАТО" - документ, в котором определяются стратегические цели и приоритеты Украины для достижения полной интеграции в евроатлантические структуры безопасности и для создания стратегических рамок для существующего и будущего сотрудничества Украина-НАТО, в соответствии с хартией об особом партнерстве, является основой отношений Украина-НАТО (план действий был разработан в соответствии с решением Комиссии Украина-НАТО с целью углубления и расширения отношений Украина-НАТО). В которых не обошло стороной и рассмотрение вопроса о структурной перестройке оборонно-промышленного комплекса Украины. Также не стоит игнорировать наличие статической связи изменений основных макроэкономических показателей и оборонных расходов Украины, а также сопредельных с ней государств и проявленную зависимость между оборонными расходами и экономическим ростом промышленно развитых стран, что может быть полезным опытом для Украины на пути к успешному выполнению требований для входа в НАТО.

Требования НАТО для новых членов были (они остаются и сейчас) преимущественно политическими. Страны-кандидаты должны были создать стабильный демократический строй, соблюдать рыночные реформы, подчинить армию гражданскому контролю, уважать права собственных этнических меньшинств и суверенитет соседних стран. Кроме того, по мнению руководства НАТО, будущие члены Альянса должны были преодолеть свою отсталость от западных стандартов обороноспособности. Во время вхождения Польши в НАТО оказалось: наряду с политическими и законодательными направлениями, важное место занимает военное направление - углубление интер оперативности и совместимости польских Вооруженных сил к стандартам и процедурам Альянса, выполнение которых является длительным и затратным процессом. Процедура вступления Польши в НАТО не завершила интеграцию оборонной системы Республики Польша с военной системой Альянса, так как до дня вступления государство выполнило лишь основные требования, зато много задач среди согласованных в рамках планирования военного строительства требовали решения и реализации в последующие годы.

НАТО уже добилось снятия или уменьшения противоречий между Венгрией и Румынией, Румынией и Украиной, Турцией и Грецией и тому подобное. Сотрудничество с НАТО и США позволяет и таким странам, как Польша, Чехия, налаживать широкий спектр отношений с Германией, не опасаясь ее потенциала и возможных претензий на бывшие немецкие земли.

Большинство постсоциалистических стран, в том числе и Украину, инвесторы и туристы на Западе рассматривают как "посткоммунистические", нестабильны. Отдельные страны, в частности Болгарию, они ассоциировали прежде всего с регионом Балкан, что в свою очередь десятилетиями ассоциировался с межэтническими войнами, межгосударственной напряженностью, терроризмом, криминалом, коррупцией.

Присоединение к НАТО существенно изменило такой имидж, вследствие определенности с цивилизационной принадлежности страны, предоставленным НАТО уровнем безопасности и требованиями НАТО внутренней политики новых стран-членов. Негативное влияние расширения НАТО на экономики государств-претендентов на членство ограничивался исключительно определенным временным ростом их оборонных бюджетов. Однако, расширение НАТО произошло без видимого вреда для экономик государств-членов. Чисто экономические выгоды от расширения НАТО, представленные прежде всего в форме роста финансовой стабильности и увеличении прямых иностранных инвестиций, другие сопутствующие экономические преимущества превысили экономические затраты, связанные с расширением НАТО.

Существуют три особые уровне оценки влияния членства в НАТО на такую прежнюю коммунистическую страну, как Болгария. На первом уровне мы наблюдаем изменения национальной армии и военной инфраструктуры государства. Второй уровень преимуществ членства в НАТО отражает преобразования всей системы безопасности страны, в том числе и военно-экономической составляющей. Третий уровень преимуществ членства в НАТО напрямую связан с благосостоянием и повышением благосостояния всего общества, и поэтому он является четким и ощутимым для всех, даже для критиков Альянса. Эти преимущества происходят от снижения политического риска, обусловленного членством в НАТО, а это оказывает наиболее мощный гарантийный пакет для всех экономических, институциональных и общественных организаций и агентов, которые действуют или стремятся действовать в стране, новом члене НАТО.

Выводы.

Проведенный анализ теоретических аспектов определения экономической и военной безопасности государства на основе сравнения их понятийных аппаратов и границ их влияния позволило утверждать, что:

во-первых, несмотря на широкую применяемость в научной литературе понятия "военной безопасности" её теоретическое закрепление ныне отсутствует на законодательном уровне, а также, соответственно, не определены ее составные элементы;

во-вторых, имеет место четкое разграничение влияния экономической безопасности национального хозяйства и обеспечения устойчивости к внутренним и внешним угрозам к обеспечению способности удовлетворять потребности личности, семьи,

общества и государства благодаря защите национальной экономики;

в-третьих, не учтены мощности военной экономики, в том числе оборонно-промышленного комплекса - военно-экономической сферы отношений, ни в понятийном аппарате экономической безопасности, ни в методиках определения ее уровня; выявлена зависимость между величиной финансирования военных нужд и их влиянием на развитие экономических возможностей государства в соответствии с индивидуальным развитием экономики конкретной страны.

Анализ роли военно-экономической составляющей в системе экономической и военной безопасности Украины и проанализированный опыт ее становления в других странах показывает, что имеющийся методический аппарат расчета уровня экономической безопасности Украины, в котором однозначно не определена ни система показателей военно-экономической безопасности, ни методика определения её уровня, не позволяет корректно определить её состояние с учетом военно-экономических отношений и в условиях отсутствия полной информации.

Таким образом, актуальным направлением дальнейших исследований может быть необходимость решения научной задачи, которая заключается в создании механизма оценки влияния военно-экономической составляющей на состояние экономической безопасности национального хозяйства в условиях неопределенности окружающей обстановки.

Литература

1. Богданович, В., Романченко, I., Свида, I., Сиротенко, А. (2019) "Методолгiя комплексного використання втськових i невшськових сил та за-co6ie сектору безпеки i оборони для протиди су-часним загрозам военнш безпецi УкраХни". Моно-графiя. Львiв.

2. Шлемко, В., Бшько, I. (1997) "Економiчна безпека УкраХни: суттсть i напрями забезпе-чення". Монографiя Кшв.

3. Олейников, Е. (1997) "Основы экономической безопасности: государство, регион, предприятие, личность". Москва.

4. Мунпян, В. (1999) "Економiчна безпека УкраХни". Монографiя. Кшв.

5. Леонтьев, В. (1997) "Межотраслевая экономика ". Издательство «Экономика». Москва.

6. Жуков Г., Ткачев, В., Ушаков В. (2001) "Военно-экономический анализ". Воениздат. Москва.

7. Mkrtchyan, T. (2015) "State Economic Security System and Its components th Int'l Conference on Research in Humanities, Sociology & Corporate Social Responsibility (RHSCSR '15) ". Sofia

8. Богданович, В. (2003) "Военна безпека УкраХни: Методологiя до^дження та шляхи за-безпечення". Монографiя Кшв.

9. Тамбовцев, В. (1994) "Объект экономической безопасности России". Вопр. экономики №12. Москва.

10. ерохш, С. (2002) "Структурна трансфор-мащя нацюнально! економши (теоретико-мето-лопчний аспект)". Монографiя. Кшв.

11. Данн Дж. (1999) "Вопросы регулирования военных расходов в развивающихся странах". Проблемы теории и практики управления №3. Лондон.

12. "Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 год". Министерство экономического развития и торговли России. 2007. Москва.

13. Семененко, О., Чекед, М., Потапов, М. (2012) "Методичний шдхвд до ощнювання стану воeнно-економiчноi безпеки". Зб. наук. пр. ЦНД1ЗС УкраХни № 3 (48). Кшв.

14. Абрамова, М. (2015) "Теоретичш аспекти обгрунтування поняття воeнно-економiчноi' безпеки держави". Збiрник тез науковихробiтучасни-юв МiжнародноХ науково-практичноХ конференцИ' частина №1. Одеса.

15. Ольшевський, В. (1999) "Военно-еко-номiчна безпека: теорiя i практика". Наука i оборона № 3. Кшв.

16. Корсунь, В. (1999) "Военно-экономическая безопасность в условиях реформирования экономики России". Военная мысль № 1. Москва.

17. Олшник, О. (2004) "Концептуальш засади военно-економiчноi безпеки Украши". Науковий економiчний журнал Актуальт проблеми еконо-мки №1/2004.

18. Кириленко, I. (2009) "Основи оборонноi економiки". Курс лекцш В1КНУ iм. Тараса Шевче-нка для курсантiв спецiальностi «Фiнанси». Кшв.

19. Семененко, О., Кострач, В., Лiманська, М., 1ванов, В. (2016) "Оборонш аспекти економiчноi стратеги Укра1ни в рамках забезпечення достат-нього рiвня военно-економiчноi безпеки". Зб. наук. пр. ЦНД1 ЗС УкраХни № 1 (75). Кшв.

20. Пожаров, А., Головацкий, Н., Смирнов, М. (1999) "Экономика национальной безопасности". Москва.

21. Семененко, О., Добровольський, Ю, £фи-менко, А., Паюк, С. (2016) "Основш военно-еко-номiчнi аспекти комплексного планування ро-звитку Збройних Сил Украши". Зб. наук. пр. ВШсь-ковоХ академи № 1 (5). Одеса.

22. Семененко, О., Добровольський, Ю., Кострач, В., Малиш, А. (2016) "Нечггко-множинна ма-тематична модель побудови шкали оцшювання рiвня военно-економiчноi безпеки". Зб. наук. пр. ЦНД1 ЗС УкраХни № 2 (76). Кшв.

23. Сорокина, Т. (2010) "Влияние военных расходов на экономику государства". Материалы III Международной научно-практической конференции. Минск.

24. Семененко, О., Масловський, С., Пекуляк, Р., Науменко, М. (2017) "Методолопя военно-еко-номiчного обгрунтування завдань та заходiв про-грам розвитку Збройних Сил Украши". Зб. наук. пр. ЦНД1 ЗС УкраХни. № 1 (79). Кшв.

25. Абрамова, М. (2015) "Вплив военних вит-рат на розвиток економiки держави". Матерiали мiжнародноi науково-практично'1 конференци. Ви-давничий дiм «Гельветика». Хмельницький.

26. Абрамова М. В. (2012) "Статистико-еконо-мiчний аналiз тенденцiй змiн основних макроеко-номiчних показник1в i оборонних витрат Украши та сум1жних держав за 2006-2011 роки Украши". Збь рник матерiалiв постiйно дiючого науково-практичного семшару: «Актуальш проблеми будiвництва Збройних Сил, 1х застосування та всебiчного забез-печення» №1(12) ЦНД1 ЗС Укра1ни. Ки1в.

27. Черняк, О., Харламова, Г. (2013) "Конвер-генцiя витрат на оборонний комплекс та еко-номiчний розвиток краши". Вiсник КНУТШ №. 23. Ки1в.

28. Малков, С. (2005) "Экономика России и обеспечение военно-стратегической стабильности". Стратегическая стабильность № 1. Москва.

29. Малков, С. (2011) "Влияние военных расходов на экономику: сколько платить за военную безопасность". Сценарий и перспектива развития России. № 1. Москва.

30. Чернавский, Д., Малков, С., Старков, Н., Коссе, Ю. (2004) "Оборонно-промышленный комплекс и развитие экономики России". Стратегическая стабильность № 1. Москва.

31. Бегма, В., Щеглюк, Б. (2014) "Методолоп-чш основи визначення економiчноl доцiльностi ек-спорту вiйськових технологiй". Економiчний часо-пис-Ш. № 7-8(1). Ки1в.

32. Семененко, О., Водчиць, О., Масловський, С., Бойко, Р., Кремешний, О., Коршенко, А. (2018) "Основнi методолопчш аспекти военно-економiч-ного обгрунтування перспективних напрямiв роз-витку Збройних Сил Укра1ни". Зб. наук. праць ХНУПС№ 1 (55). Харшв.

33. "Пбридна вшна Росп проти Украши: уроки та висновки", Url: https ://www.ukrinform.ua/. ../2107122-gibridna-vijna-rosii-p.

34. Гордиенко, Д. "Военно-экономическая безопасность государства", Url: http://www.csef.ru/files/csef/articles/2242/2242.pdf.

35. "National Security Strategy", Url: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_ viewer/nationalsecuritystrategy.pdf

36. "Military-economic structure in Turkey: present situation, problems and solutions", Url:: http://mercury. ethz. ch/serviceen-gine/Files/ISN/120118/ipublicationdocument_singled ocument/f8a93946-9c72-4d3e-9e68-c86eb-fadbc32/en/gsr-2-ng.pdf.

37. Военная доктрина Республики Беларусь, Url: http://www.mod.mil.by/doktrina.htm.

38. Рудь, I. "Стратепя сталого розвитку «Украша-2020»: цiлi, напрями, прiоритети", Url: http://nbuviap.gov.ua/index.php?option=com_content &view=article&id=782:strategiya-ukrajina-2020.

39. Raynova, D. The Wales Pledge Revisited: A Preliminary Analysis of 2015 Budget Decisions in NATO Member States, Url: http://www.europeanlead-ershipnetwork.org.

40. "Economic analysis at NATO", Url: http://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_76400.htm.

41. Grasse Jr. (1983)"Military expansion economic decline: the impact of military spending on u.s. economic performance". Council on economic priorities/sharpe. New York.

42. Барабаш, А. "Основт проблеми фшансу-вання нацюнально1 оборони Украши на сучасному еташ розвитку", Url:http://intkonf.org/barabash-ao-gordeeva-ta-osnovni-problemi-finansuvannya-natsionalnoyi-oboroni-ukrayini-na-suchasnomu-etapi-rozvitku/.

43. Ломакiн, В. "Вплив вшськових витрат на економiчний розвиток", Url: http://epi.cc.ua/vliyanie-voennyih-rashodov-ekonomicheskoe.html, дата обращения 04.12.2019.

44. Mi^ "Укроборонпрома", Url: http://www.ukroboronprom.com.ua/msya.html.

45. "Склад концерну Укроборонпром (вироб-ничi потужносп за секторами)". Url: http://www.ukroboronprom. com. ua/requipments.

ДЕРЖАВНО-ПРИВАТНЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕР1 ТУРИЗМУ ЯК 1НСТРУМЕНТ РОЗВИТКУ ЕКОНОМ1КИ РЕГ1ОН1В

Стойка В. С.

Закарпатський регюнальний центр соцгально-економгчних i гумантарних досл1джень Нацюнально'1

академИ наук Украши м. Ужгород, Украша

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD OF TOURISM AS A TOOL OF THE REGIONAL

ECONOMIC DEVELOPMENT

Stoika V.

Transcarpathian Regional Center of Socio-Economic and Humanitarian Research of National Academy of

Sciences of Ukraine Uzhhorod, Ukraine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.