УКРАИНСКО-АФГАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
К.П. Курылев
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198
В статье исследуется процесс эволюции внешней политики Украины в Афганистане. Определяются национальные интересы Украины в этом государстве и раскрываются основные этапы сотрудничества в политической, военной, экономической сферах. Данная проблема рассматривается на основе проведенного анализа ряда концептуальных документов Украины в области внешней политики и национальной безопасности. Автор приходит к выводу, что в украинско-афганских отношениях сегодня фактически отсутствуют противоречия, которые могут отрицательно влиять на их развитие.
Ключевые слова: Украина, внешняя политика, национальные интересы, национальная безопасность, Афганистан, миротворчество.
Руководство Афганистана признало независимость Украины 24 декабря 1991 г. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены 17 апреля 1995 г., однако из-за сложной внутриполитической ситуации в афганском государстве двусторонние отношения были заморожены. Только 24 октября 2002 г. состоялось вручение верительных грамот Послом Украины Президенту Афганистана Х. Карзаю. В этот же период в Украине открылось Посольство Афганистана.
Национальные интересы любой страны - это связующее звено между жизненно важными потребностями и ценностями нации и ее стратегическими целями, реализуемыми в государственной политике и способствующими благу нации-государства. Они приводят в движение нацию, задают этому движению направленность на выживание, обеспечивают оптимальное функционирование суверенного государства и целостной общественной системы, а также их прогрессивное развитие.
Согласно Концепции национальной безопасности Украины от 1997 г. под национальными интересами Украины понимаются фундаментальные ценности и стремления украинского народа, его потребности в достойных условиях жизнедеятельности, а также цивилизованные пути их создания и способы удовлетворения. Национальные интересы Украины и их приоритетность обусловливаются конкретной ситуацией, складывающейся в стране и за ее пределами (1).
Как отмечается в Законе «Об основах национальной безопасности Украины» от 2003 г., национальные интересы - жизненно важные материальные, интеллектуальные и духовные ценности Украинского народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Украине, определяющие потребности общества и государства, реализация которых гарантирует государственный суверенитет Украины и ее прогрессивное развитие (2).
Важность изучения политики реализации национальных интересов Украины в Афганистане обуславливается рядом факторов: влиянием, которое афганское государство оказывает на внешнюю политику Украины в регионе Ближнего и Среднего Востока; значимостью Афганистана с точки зрения развития с ним Украиной двустороннего сотрудничества; современными тенденциями глобальной взаимозависимости субъектов международных отношений (в связи с чем одной из важнейших составляющих региональной политики является афганский кризис).
Основополагающим внешнеполитическим интересом Украины является обеспечение защиты своих политических и экономических интересов посредством проведения активной и многовекторной внешней политики, а также, исходя из преимущества расположения Украины на перекрестке тран-севразийского пространства и благодаря той роли, которую Афганистан играет на Ближнем и Среднем Востоке.
Иными словами, принципиальными вопросами, которые следует учесть Украине при продвижении своих национальных интересов в регион Ближнего и Среднего Востока, является: нацеленность на получение реальных практических результатов в плане развития сотрудничества со странами региона и эффективное использование в реализации политики на Ближнем и Среднем Востоке уникального политико-географического расположения Украины.
В силу масштаба своей территории Украина обладает ключевым положением по отношению к целому ряду стратегических регионов - Черномор-ско-Кавказскому, Центрально-Европейскому, Средиземноморско-Балканскому, что делает страну важнейшим геополитическим звеном. Обширная территория позволяет Украине играть заметную роль в обеспечении трансграничных транзитных коридоров.
Благодаря выгодному географическому положению и разветвленной сети авиационного, железнодорожного, морского и автомобильного транспорта страна является выгодной транзитной зоной для пассажирских, грузовых и энергетических потоков. Это позволяет Украине иметь широкие многосторонние контакты и связи со своими как ближними, так и дальними соседями. Через территорию Украины проходят важные стратегические выходы, транспортно-коммуни-кационные коридоры, обеспечивающие ее международные связи с Европой, Закавказьем, Центральной Азией, Ближним и Средним Востоком, в связи с чем одним из наиболее важных национальных интересов Украины в регионе Ближнего и Среднего Востока является стремление надежно обеспечить свою национальную безопасность. Это яв-
ляется следствием роста напряженности и осложнения ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, что в свою очередь способствует повышению угроз для национальной безопасности Украины.
В данном контексте наибольшую обеспокоенность как для мирового сообщества в целом, так и для Украины в частности представляет международный терроризм. Регион Ближнего и Среднего Востока, начиненный целым комплексом нерешенных старых и постоянно множащихся новых конфликтов и противоречий, создает питательную среду для роста терроризма, что в свою очередь рождает опасность использования террористическими группировками, в том числе и территории Украины.
Кроме того, интересы Афганистана, с точки зрения развития сотрудничества в евразийском регионе, в основном совпадают с интересами Украины, что для украинской стороны воплощается в жизнь в попытках эффективного вхождения экономики Украины в мировую экономику, содействии развитию сбалансированного торгово-экономического сотрудничества с государствами мира, продвижении украинских товаров на перспективных рынках, формировании международного имиджа Украины как привлекательного партнера, широком использовании транзитного потенциала Украины.
В свою очередь, политическое и социально-экономическое положение Афганистана нуждается в гуманитарной и экономической поддержке извне, что может быть использовано Украиной с целью получения выгодных контрактов на восстановление разрушенной вооруженным конфликтом страны. Роль и место Украины в процессе налаживания стратегического геоэкономического сотрудничества со странами Ближнего и Среднего Востока опирается на согласование совместных интересов, а также эффективного использования имеющейся политико-правовой базы сотрудничества.
Развитию украинского-афганских политических отношений в значительной мере способствовали визит в Кабул правительственной делегации Украины во главе с вице-премьером В. А. Гайдуком (3 июля 2003 г.), визит в Украину министра иностранных дел Афганистана А. Абдулло (27 августа 2003 г.), официальный визит в Афганистан Министра иностранных дел Украины К.И. Грищенко (4 апреля 2004 г.). 10 января 2006 г. в Астане состоялась встреча Президента Украины В. А. Ющенко с Президентом Афганистана Х. Карзаем, в ходе которой обсуждались вопросы двустороннего экономического сотрудничества, в частности совместной разработке нефтегазовых месторождений в Афганистане и использование трубопроводов, проходящих афганской территорией. Президент Украины отметил также перспективность сотрудничества в аэрокосмической и электроэнергетической отраслях, производстве минеральных удобрений. 25 января 2008 г. в рамках Всемирного экономического форума в Давосе Президент Украины В. А. Ющенко провел еще одну встречу с Президентом Афганистана Х. Карзаем. Стороны обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества двух стран (3).
На сегодняшний день договорно-правовая база между Украиной и Аф-
ганистаном продолжает формироваться. Были заключены следующие двусторонние соглашения: Соглашение между Кабинетом министров Украины и Правительством Афганистана о торгово-экономическом сотрудничестве; Соглашение о сотрудничестве между торгово-промышленными палатами; Протокол и Программа сотрудничества между МИД двух стран; Соглашение между Кабинетом министров Украины и Правительством Афганистана о сотрудничестве в области образования и др.
В сфере торгово-экономического сотрудничества между Украиной и Афганистаном происходит укрепление деловых связей, прежде всего на уровне частного бизнеса. Ряд украинских компаний представлен на рынке Афганистана, а одна из них наладила работу электростанции в Герате, что позволило обеспечить электроэнергией весь регион. Этот проект осуществлен совместно с Туркменистаном. Украинская сторона обеспечила инженерную сторону проекта и управления процессом, туркменская - топливную.
Украинские компании работают в Кабуле - реконструируют поврежденные жилье, восстанавливают отопительные системы, водоснабжение, помещения. Достаточно активно на афганском рынке работают украинские компании.
Торгово-экономическое сотрудничество между Украиной и Афганистаном имеет большой потенциал в машиностроительном секторе. Афганистан приобрел в Украине самолет, положив тем самым начало взаимоотношений в сфере авиаперевозок. Афганская фирма «Сахеби ЛТД» приобрела на Кременчугском заводе дорожных машин асфальтобетонный и камнедробильный заводы, которые сейчас работают на строительстве дорог страны (4).
В целом, реабилитация экономической инфраструктуры Афганистана осуществляется при финансовой помощи мирового сообщества, поэтому реализация указанных проектов украинскими предпринимателями возможна при условии участия в тендерах, которые периодически проводит Всемирный банк и другие международные финансовые институты.
В целях активизации торгово-экономических отношений между предпринимателями Украины и Афганистана в Кабуле состоялось несколько бизнес-форумов. Во время их проведения украинские предприниматели, представляющие различные отрасли отечественного бизнеса, ознакомились с афганским законодательством об иностранной инвестиционной деятельности, системой взаиморасчетов, налоговой и таможенной политики, условиями участия в тендерах.
Очевидно, что участие Украины в реализации отдельных проектов по восстановлению экономической инфраструктуры Афганистана способствует дальнейшему развитию двустороннего политического и гуманитарного сотрудничества и взаимодействия в рамках международных организаций и структур.
Отдельно следует остановиться на политической и военной составляющих участия Украины в урегулировании афганского кризиса.
С апреля 2000 г. по май 2001 г. один военный наблюдатель от Украины принимал участие в специальной политической Миссии ООН в Афганистане, которая была учреждена для поддержки связи с воюющими сторонами.
Хотя сама Миссия располагалась в Афганистане, ее штаб-квартира базировалась в Пакистане (Исламабаде), а также Миссия имела политический офис в Тегеране и офис связи в Душанбе. Представитель Вооруженных Сил Украины отвечал за организацию сотрудничества с афганским и другими посольствами, российскими пограничниками и миротворческими силами (5).
Что касается операции Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ИСАФ), то Украина также принимает в ней активное участие.
26 января 2007 г. Президент Украины В.А. Ющенко подписал Указ «О направлении миротворческого персонала Украины для участия в операции международных сил содействия безопасности». Указ предусматривал возможность направления в Афганистан до 10 человек украинских миротворцев. Участие украинского миротворческого персонала в составе ИСАФ началась 11 мая 2007 г. с направления 1 офицера медицинской службы (врача-анестезиолога) для прохождения службы в литовском госпитале (6).
Основные задачи украинского миротворческого контингента:
- налаживание и поддержание взаимодействия с правительственными структурами Афганистана и представителями международных организаций, развернутых в стране;
- планирование и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности личного состава Группы по реконструкции провинции (ГРП);
- планирование и выполнение мероприятий гражданско-военного сотрудничества;
- оценка ситуации в зоне ответственности ГРП, участие в процессе анализа потребностей по развитию;
- оказание медицинской помощи представителям ИСАФ и местному населению;
- совещательная помощь врачам местных больниц;
- инженерная разведка местности и обезвреживание взрывоопасных предметов в зоне ответственности ГРП;
- предоставление консультативно-совещательной помощи военнослужащим Афганской национальной армии по вопросам обслуживания и эксплуатации вертолетной техники.
После официального визита Министра иностранных дел Украины в Афганистан в июле 2007 г. было принято решение об увеличении количества украинских миротворцев в составе ИСАФ.
31 марта 2008 г. в области сотрудничества Украины и НАТО в ИСАФ произошло важное событие - Украина была признана страной-контри-бутором ИСАФ. Это в свою очередь обусловило приглашение Президента Украины к участию в заседании глав государств и правительств в формате ИСАФ, проведенного 3 апреля 2008 г. во время саммита НАТО в Бухаресте.
Дальнейшая практическая реализация Указа Президента Украины «О направлении миротворческого персонала Украины для участия в операции международных сил содействия безопасности» осуществлялась, в пер-
вую очередь, в формате двустороннего сотрудничества со Швецией и Литвой в ГРП в составе ИСАФ в Афганистане (7).
13 ноября 2008 г. после завершения Консультаций высокого уровня между Украиной и НАТО на уровне министров обороны в Таллинне было подписано Техническое соглашение между военными ведомствами двух стран о направлении миротворческого контингента Украины для выполнения заданий в составе литовской ГРП, действующей в рамках Международных сил содействия безопасности в Афганистане. Тогда же в ходе консультаций министров обороны Украины и Чехии был подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством обороны Украины и Министерством обороны Чехии о сотрудничестве в области стратегических авиационных перевозок.
Результаты этих договоренностей не замедлили сказаться. 7 ноября 2008 г. во время очередной ротации литовского миротворческого контингента в Афганистан прибыло 7 украинских военнослужащих. Кроме того, реализуется возможность предоставления услуг по авиаперевозкам на коммерческой основе стран-контрибуторов ИСАФ, в частности личного состава и грузов контингента из Чешской Республики.
15 января 2010 г. Президент Украины подписал новый Указ «О направлении дополнительного миротворческого персонала Украины для участия в операции Международных сил содействия безопасности в Исламской Республике Афганистан», который предусматривает увеличение миротворческого персонала в ИСАФ предельным количеством до 30 человек. По состоянию на сегодня общая численность персонала Вооруженных Сил Украины в ИСАФ в Афганистане составляет 20 чел.
Сегодня общая численность украинского миротворческого персонала составляет 22 военнослужащих, а именно: 1 офицер гражданско-военного сотрудничества штаба ИСАФ, г. Кабул; 2 офицера национального элемента обеспечения литовского военного контингента, международный аэропорт Кабул; 2 офицера в составе литовской Группы советников армейской авиации Афганской национальной армии, провинция Кандагар; 3 военных врача (хирург, анестезиолог и врач общей практики) в составе польского военного госпиталя, г. Газни; 14 военнослужащих в составе литовского контингента, в том числе: 3 военных врача (2 хирурги и анестезиолог), г. Чагчаран; 4 офицера в составе штаба литовской ГРП (советник командира, помощник командира по мониторингу СМИ, офицер гражданско-военного сотрудничества, помощник командира роты), г. Чагчаран; 7 специалистов по разминированию, г. Чагчаран (8).
Таким образом, представляется, что в украинско-афганских отношениях фактически отсутствуют противоречия, которые могут отрицательно влиять на их развитие. На развитие взаимовыгодных отношений Украины с Афганистаном оказывают влияние три группы факторов. Первая связана со стратегически выгодным и взаимодополняющим географическим положением
Украины и Афганистана на пересечении трансевразийских коммуникационных коридоров. Вторая группа имеет своей основой внешнеполитической стратегии Украины, которая диктуется общими геополитическими прерогативами мирного развития всей системы международных отношений. Третья группа обусловлена стремлением Украины максимально расширить представительство своих внешнеэкономических интересов.
На современном этапе развития отношений с Афганистаном первоочередное внимание в деятельности Украины сосредоточено на активизации политического сотрудничества, как на двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций, в первую очередь, ООН. Это касается участия Украины в стабилизационных процессах в Афганистане, установления торгово-экономических связей, участия украинских предприятий в программах экономического восстановления Афганистана, продолжения формирования договорно-правовой базы отношений во всех сферах.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Постанова Верховно! Ради Укра!ни «Про Концепщю (основи державно! пол^ики) нацюнально! безпеки Укра!ни» - 1997 г. // http://www.uazakon.com/document/spart85/ inx85170.htm
(2) Закон Укра!ни «Про основи нацюнально! безпеки Укра!ни» - 2003 г. // http://search. ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T030964.html
(3) Укра!нсько-афгансьш ввдносини // http://www.mfa.gov.ua/mfa/ua/publication/content/ 1010.htm?lightWords
(4) Iсторiя участ збройних сил Укра!ни у миротворчих операщях // http://www.mil. gov.ua/index.php?part=peacekeeping&lang=ua&sub=history
(5) Мiжнароднi сили сприяння безпецi у 1сламськш Республiцi Афганiстан // http:// www.mil.gov.ua/index.php?part=peacekeeping&lang=ua&sub=afganistan
(6) Там же.
(7) Участь Укра!ни у миротворчих операщях тд проводом Альянсу // http://www. univd.edu.ua/img_uni/general/integr/10.doc
(8) Мiжнароднi сили сприяння безпещ у 1сламськш Республiцi Афгатстан // http:// www.mil.gov.ua/index.php?part=peacekeeping&lang=ua&sub=afganistan
UKRAINE'S POLICY IN AFGHANISTAN K.P. Kurylev
Theory and History of International Relations Department Peoples' Friendship University of Russia Mikluxo-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article investigates the process of evolution of Ukraine's foreign policy in Afghanistan. The author determines the national interests of Ukraine in this state and describes the main stages of cooperation in political, military and economic spheres. The current issue is
considered on the basis of the analysis of a number of Ukraine's doctrines in the field of foreign policy and national security. The author concludes that the relations between Ukraine and Afghanistan don't contain any contradictions, which could have a negative impact on their development.
Key words: Ukraine, foreign policy, national interests, national security, Afghanistan, peacekeeping.