Научная статья на тему 'Использование опыта управления государственными лесами применительно к лесам сельскохозяйственных организаций'

Использование опыта управления государственными лесами применительно к лесам сельскохозяйственных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева О. А.

Воробьева О.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЛЕСАМИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛЕСАМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. В статье рассматривается опыт управления государственными лесами применительно к лесам сельскохозяйственных организаций. V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

orobiova O.A. USE OF EXPERIENCE OF MANAGEMENT BY THE STATE WOODS WITH REFERENCE TO WOODS OF THE AGRICULTURAL. The experience of use of management by the state woods with reference to woods of the agricultural organizations is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Использование опыта управления государственными лесами применительно к лесам сельскохозяйственных организаций»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЛЕСАМИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛЕСАМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

О.А. ВОРОБЬЕВА, соискатель каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ

Действующая система управления лесами и лесным хозяйством в должной мере не учитывает специфику развития лесных экосистем. Сумма результатов отдельных мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов применительно к конкретному объекту не равна конечному результату - стоимости размера неистощительного лесопользования. На практике далеко не всегда обеспечивается выполнение по объемам и особенно по качеству мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов, необходимых для обеспечения не-истощительного лесопользования. Нередко положительные результаты лесохозяйствен-ных мероприятий сводят на нет воздействие отрицательных антропогенных факторов. Изменение социально-экономической и экологической ситуаций порой требует корректировки планов развития лесного хозяйства. Следовательно, объектом управления лесами и лесным хозяйством является целостный, непрерывный процесс роста и развития лесных насаждений. Решение подобной задачи требует пересмотра системы показателей планирования и оценки результатов лесохо-зяйственной деятельности, методов расчета неистощительного лесопользования, создания качественно новой системы информации, построенной на базе современных информационных технологий.

Исследование поведения предприятий позволяет раскрыть ряд проблем, которые сегодня оказывают влияние на предприятия. Разрешение этих проблем - важнейшая задача повышения эффективности функционирования лесного сектора.

Рыночная экономика - это экономика, в которой ограниченные ресурсы (все или почти все) распределяются в зависимости от взаимодействия спроса и предложения свободного рынка, в своем большинстве не ограничиваемом правительственным нормированием, формированием цен или другим принудительным вмешательством. Чем выше

доля товаров и услуг, производимых обществом, которые перераспределяются рыночными процессами (а не правительственными эдиктами или в силу сложившихся традиций и обычаев), тем больше оснований считать такую экономику рыночной [3].

На современном этапе особое внимание уделяется формированию институциональных условий, стимулирующих предпринимательскую активность как фундамент устойчивого экономического роста, повышению эффективности государственного регулирования экономики, обеспечению гарантий прав частной собственности, включая интеллектуальную.

Применительно к лесному хозяйству, учитывая крайне несовершенную правовую базу, глобальное и общенациональное средо-защитное значение лесов, а также менталитет населения, реформирование отношений собственности на лесные ресурсы представляет собой длительный процесс, требующий поэтапного скоординированного решения. Главная задача при этом заключается в том, чтобы изменения структуры собственности осуществлялись таким образом, чтобы обеспечить максимально возможную пользу не только собственнику, но и обществу в целом.

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает создание механизмов, принуждающих предпринимателей каждый раз при реализации своих интересов исходить из необходимости соблюдения общественных интересов. Эти механизмы реализуются в сложной системе общественных отношений, регулируемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также специализированными общественными организациями. Без развитой системы институтов, защищающих права производителей, населения и государства, современный рынок не может эффективно функционировать. Как свидетельствует исторический опыт, частный бизнес, предприни-

матели и граждане заинтересованы в укреплении государства тем больше, чем прочнее и надежнее экономика страны, чем увереннее государство создает условия для реализации частных интересов.

Фундаментом рыночной экономики, а соответственно и институционального устройства являются отношения собственности. Отношения собственности определяют характер интересов различных групп населения, их права и обязанности, а также финансово-кредитную систему, включая налогообложение, распределение роли государства и частных предпринимателей.

Формирование адекватных развитой рыночной экономике институциональных структур в России пока еще находится на начальной стадии. Подтверждением тому является существующая система отношений собственности на лесные ресурсы, механизмы государственного регулирования лесных отношений, система финансирования и налогообложения.

О социально ориентированной рыночной экономике правомерно говорить лишь в той мере, в какой созданы правовые и экономические механизмы, обеспечивающие получение гражданам максимально возможную пользу от любой формы собственности. В этих условиях нередко приоритетной задачей рубок промежуточного пользования становится не улучшение качественного состояния состава лесов, а получение так называемых собственных средств для финансирования других мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов.

При существующей системе государственного регулирования лесных отношений, включая налогообложение и платежи за пользование лесными ресурсами, основную часть лесной ренты присваивают частные структуры. Данная проблема обостряется еще и тем, что разграничение прав собственности на отдельные виды природных ресурсов и функций по управлению ими между федерацией и субъектами федерации до сих пор происходит противоречиво. При разработке законов на отдельные виды природных ресурсов федеральные и региональные органы власти нередко занимают диаметрально противоположные позиции. Подобная ситуация создает

благодатную почву для расхищения природных ресурсов коммерческими структурами, присвоения ими основной доли природоре-сурсной ренты. В России еще не завершен процесс создания правовых основ формирования оптимальной модели федеративного государства. Сохраняется неопределенность границ и форм вмешательства федеральных органов законодательной и исполнительной власти в компетенцию субъектов федерации. В то же время лишь в последние два года начата серьезная работа по созданию реальных механизмов воздействия на региональные органы власти, которые принимают решения, противоречащие интересам федерации и ее граждан. Выше отмеченное осложняет решение проблемы оптимального распределения прав и ответственности собственности на лесные ресурсы между Российской Федерацией и ее субъектами в области управления лесной собственностью, включая децентрализацию принятия управленческих решений относительно лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов.

Вне внимания остается такой важнейший аспект реформирования отношений лесной собственности, как отношение между Российским государством и его гражданами, которые до сих пор лишь чисто символически являются коллективными собственниками лесных ресурсов. Действующие правовые нормы предусматривают лишь возможность участия граждан и общественных объединений в осуществлении контроля за лесопользованием и воспроизводством лесных ресурсов.

С учетом отмеченного выше границы и темпы коренного преобразования отношений собственности на природные ресурсы предопределяются направленностью и глубиной проводимых в России социально-экономических реформ. Первоочередное значение при этом имеет решение проблемы права собственности на землю.

В этих целях предусматривается построение единой системы управления всем многообразием лесных ресурсов: создание правовой базы и организация работы со стороны государственных органов лесоуправле-ния по обеспечению реального участия общественных организаций и отдельных граждан в

принятии решений по управлению государственными лесными ресурсами, в осуществлении контроля за состоянием лесных ресурсов, их использованием и воспроизводством вне зависимости от формы собственности. На основе анализа действующей правовой инфраструктуры (Конституция РФ (статьи 8, 9, 36), Гражданский кодекс РФ (статьи 128-130), федеральные законы и законы субъектов федерации) выявляется, какие конкретные аспекты отношений собственности на лесные ресурсы регулируются законадательными актами. При этом обращается внимание на противоречия между отдельными правовыми нормами, их несогласованностью, а также на полноту и четкость формулировок с позиций практического применения действующих правовых норм в целях реформирования отношений собственности на природные ресурсы.

В настоящее время правомерно говорить лишь об отдельных элементах экономического механизма управления воспроизводством лесных ресурсов. Рыночные отношения по существу получили лишь определенное развитие в сфере лесопользования. В лесовыращивании в основном сохранились принципы затратной экономики.

Таким образом, действующая стратегия управления воспроизводством лесных ресурсов носит в основном декларативный характер. Не разработана иерархия целей ле-совыращивания. Отдельные цели слабо связаны между собой и далеко не всегда они могут быть измеримы. Так, одна из целей «повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики,

использования достижений науки, техники и передового опыта» учитывает резко возросшую роль научно-технического потенциала в повышении конкурентоспособности товаров и услуг на мировых рынках, а соответственно и эффективности производства. Однако в приведенной выше редакции несколько важных целей научно-технического и производственного назначения объединены формально и непонятна их иерархическая связь и количественная определенность.

Неудовлетворительная разработка системы целей лесовыращивания обусловливает несовершенство системы планирования, слабую связку планов воспроизводства лесных ресурсов на разных уровнях управления.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что действующий в России экономический механизм и институ-циальное окружение управления лесами не обеспечивают надлежащую ни правовую, ни экономическую базу для неистощительного многоресурсного лесопользования, развития рынка экологических услуг, сохранения биоразнообразия, приумножения ресурсов крупномерной высококачественной древесины как одного из главных конкурентных преимуществ России на мировых рынках лесных товаров.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ. - М.: Прогресс, 2003.

2. Конституция РФ. - М.: Луч, 2001.

3. Швиденко, А.З. Российский лесной сектор: симпозиум «Состояние лесов России». Всемирная комиссия по лесам и устойчивому развитию / А.З. Швиденко, С. Нильсон. - СПб., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.