Научная статья на тему 'Основные тенденции и направления в развитии систем управления'

Основные тенденции и направления в развитии систем управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / РАЗВИТИЕ / MANAGEMENT / ECONOMIC SYSTEMS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тумхаджиев И. А.

Статья раскрывает проблематику целостного теоретико-методического каркаса научных знаний об управлении экономическими системами, характеризует основы современного менеджмента и индикативное планирование как инструмент развития и управления изменениями, используя принципы, формы и методы стратегического управления, конкретизируя организационно-управленческие связи системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article reveals the problems of integral theoretical and methodical framework of scientific knowledge on management of economic systems, characterizes the foundations of modern management and indicative planning, as instrument for development and management of changes, using the principles, forms and methods of strategic management, concretizing the organizational and management relations of management system.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции и направления в развитии систем управления»

И. А. Тумхаджиев

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

Статья раскрывает проблематику целостного теоретико-методического каркаса научных знаний об управлении экономическими системами, характеризует основы современного менеджмента и индикативное планирование как инструмент развития и управления изменениями, используя принципы, формы и методы стратегического управления, конкретизируя организационно-управленческие связи системы управления.

Ключевые слова

Менеджмент, экономические системы, развитие.

I. A. Tumkhadzhiev

MAIN TRENDS AND DIRECTIONS IN DEVELOPMENT OF MANAGEMENT SYSTEMS

Annotation

Article reveals the problems of integral theoretical and methodical framework of scientific knowledge on management of economic systems, characterizes the foundations of modern management and indicative planning, as instrument for development and management of changes, using the principles, forms and methods of strategic management, concretizing the organizational and management relations of management system.

Keywords

Management, economic systems, development.

Рынок, изменяющийся в зависимости от внешней среды и социально-экономических взаимодействий различных уровней, и сами рыночные связи оказывают воздействие на экономические субъекты, что позволяет обеспечить их адаптацию, базируясь на связи компонентов национального хозяйства и целостной системе методов и механизмов управления. Механизмы, обеспечивающие характер и системное свойство приспособления к определенного рода условиям, образуют целостный теоретико-методический каркас различного субъектно-объектного профиля, сфер и областей применения.

В отношении исследования теоретико-методического каркаса научных знаний об управлении экономическими системами и институционализации, необ-

ходимо подчеркнуть, что устойчивое развитие последних основано на синергии усилий и условий организационно-управленческого характера: промышленной и аграрной индустрий, сельского хозяйства, а также инфраструктурных отраслей, в качестве которых нами рассматриваются транспорт, энергетика и исконно социально ориентированные отрасли (наука и образование, здравоохранение и общественные организации).

Рассматривая теоретико-прикладное значение управленческой деятельности на современном этапе развития социально-экономических систем, необходимо отметить относительную изолированность и самостоятельность регионов. В данном отношении интересны пространственные особенности конкретных территориальных образований, которые ак-

центируют внимание и усиливают роль регионального управления в решении проблематики не только дальнейшего развития в рамках внутреннего рынка, но и предусматривают бенчмаркинг идей и технологий, трансляцию наиболее эффективных управленческих технологий на другие субъекты территориально-экономического деления.

Исследуя принципы, формы и методы управления экономическими системами в рыночном пространстве, основанные на продукции, необходимо отметить, что одно весомое преимущество способно обеспечить устойчивого роста на долгосрочную перспективу (мы плавно двигаемся в исследовании познания специфики и современного менеджмента и подводим к выводу о значимости развития в исследуемом регионе отрасти туризма и рекреации).

Индикативное планирование как инструмент развития и управления изменениями может сочетать рациональное использование ресурсов (природных, трудовых и иного характера) с целью интенсификации усилий в конкретной наиболее результативной области.

В процессе управления экономическими системами, необходимо учитывать условия, факторы и основные компоненты развития, целевая ориентация которых должна базироваться на экономической и социальной направленности доминантных задач социально-экономического роста. Именно поэтому пространственно-экономические трансформации, происходящие в стране и мире, базируются на объективных целях:

- экономии ресурсов;

- реализации рациональных природоохранных мероприятий;

- локальности и взаимосвязи в рамках организационно-управленческих систем на различных уровнях.

Основы теоретико-прикладного инструментария управления экономическими системами в рамках институцио-нализации можно представить в виде определенной многофакторной и разно-компонентной среды:

- системы и подсистемы научно обоснованных способов управления разными структурами, функционирующими в исследуемой среде, могут быть не совместимы, пространственно и идейно разделены, но при этом при эффективном управленческом инструментарии они должны результативно взаимодействовать;

- способы управления могут быть различными, но при этом не противоречить друг другу;

- все способы управления должны выступать подсистемами, компонентами общей концепции интеграционного взаимодействия.

С точки зрения стратегического управления, развитие стабильной институциональной организации подразумевает не только процессуальные механизмы предпринимаемых мероприятий в области стабилизации, но и их ресурсное и координационную интеграцию, присутствие предназначенных для мониторинга и исследования проектов развития социально-экономической системы, как координационной подсистемы управления, намеренно образуемой в рамках нормативно-процессуального механизма.

В рамках управления экономическими системами, единая модель внутрирегиональных связей показана на рисунке 1. Присутствие взаимодействий среди главных составляющих общественно-экономической организации представляется, согласно взгляду автора, базой обеспеченья институциональной стабильности управленческих процессов.

Рыночная среда

государство

Социально-экономическая среда

общество

Бизнес

Правовая среда

г ^ трудовые

Естественная ресурсы

природная среда к. А

природные ресурсы

хозяйственный комплекс

Рисунок 1 — Организационно-управленческие связи системы управления

В концепции управления региональной экономикой, в которой отличие территориального охвата от макро- и ме-гауровня из-за локализации территориальных активов очевидно, реализуется многообразное сосуществование организационно-управленческих и финансово-экономических мер регулирования рыночного хозяйства, которое определяет акцентирование на определенных конкурентных активах, свойствах и характеристиках, способах преодоления трудностей, развития инфраструктурного обес-печенья институциональной стабильности с применением элементов интегра-тивного управления экономикой. На региональном, локальном, муниципальном уровне организации социально-экономических систем постоянство хозяйственной деятельности, ее неизменность и надежность в свою очередь базируются на функционировании концепции, обеспечивающей согласованность и общность всех без исключения управляемых подсистем с учетом адаптации несовместимых кругов интересов социально-экономических субъектов для воздействия результативных механизмов управления на показатели экономического роста.

Адаптивность макроэкономической организации базируется на формировании и непрерывном обновлении комплекса хозяйственных взаимоотношений всех степеней, в базе которых лежат спецификация и сосредоточение, в варианте реализации деятельности и своевременного развития государственных институтов управления.

Базовым механизмом устойчивого развития выступают институты, которые могут существенно упрочить взаимосвязи между уровнями социально-экономических систем благодаря инте-гративной составляющей, которая обеспечивает общественные интересы порой противоположных сторон, нередко разрозненных территориально, но в рамках определенного региона объединенных единой инфраструктурой, стратегической целью деятельности и порядком реализации задач по ее осуществлению.

Институциональное развитие предполагает единую информационную платформу, на базе которой агрегированы показатели, результативные для анализа и исследования, а результаты подобных научных изысканий, позволяют эффективно проектировать и планировать реализацию проектов институцио-

нального управления. Институты, как часть управленческого влияния представлены в качестве инструментов, определяющих курс работы народнохозяйственных субъектов согласно направлению, максимально первенствующему в целях общества и экономики, и в связи с этой задачей необходим системный институциональный многофакторный мониторинг социально-экономической деятельности регионов, стремясь скорректировать или прекратить функционирование субъектов, приносящих негативные результаты.

На наш взгляд, определения стабильности и надежности социально-экономических систем довольно всеобъемлюще исследованы в естественных науках, где они были точно формализованы и опытным путем апробированы. В рамках теоретико-прикладного инструментария естественных наук данные группы установлены равно как предопределенное неотъемлемое качество объекта или субъекта рыночного поля исполнять принятую социально-экономическую миссию, сберегая и экономя собственные и внешние рабочие характеристики в ходе необходимого интервала времени. Направленность теоретико-методических основ институционального развития региональных социально-экономических систем в итоге сопряжена с предопределяемыми рабочими данными, временем стабильной деятельность продукта и вероятным прецедентом временного отказа работоспособности. Экономическая надежность — это совокупность элементов и качеств, составляющих хозяйственной организации производства, учреждений инфраструктуры, ресурсного обеспече-нья, профессиональных возможностей, экономического обращения и др., которые обусловливают в интеграции встроенное свойство хозяйственного комплекса стабильно исполнять установленные функции в определенных границах, и особенно в обстоятельствах

перемены характеристик внешней и внутренней сферы.

Проблемы финансовой стабильности изучаются российскими и зарубежными исследователями всесторонне, учитывая разные нюансы и отраслевые аспекты, но развитие институциональных условий регионального экономического роста исследованы, на наш взгляд, недостаточно, что подтверждает исследовательское мнение о том, что институциональные механизмы стабильности и управления изменениями в академической литературе имеют определенные перспективы для дальнейшей проработки, и объясняет важность дальнейшего изучения и исследования данных научных дефиниций.

Отталкиваясь от приведенных ранее утверждений, отметим, что, институциональная надежность имеет возможность являться установленной как комплекс качеств институтов рынка, позволяющих им исполнять собственные функции в обстоятельствах изменения факторов и дестабилизирующего влияний окружающей среды.

Теоретико-методические основы институционального управления и развития социально-экономических систем предусматривают усиление интеграции внутренних межсистемных связей, благоприятно воздействуя на всю социально-экономическую деятельность региона, что так же первостепенно при выходе товаров и услуг региона на внешний макроуровень организации сложных рыночных систем. Теоретико-методический каркас научных знаний о процессном управлении и институционали-зации содержит интеграционные связи и механизмы воздействия элементы бенчмаркинга и риск-менеджмента, обосновывая в качестве основных лейтмотивов исследования институциональные характеристики и предпосылки регионального развития туристско-рекреационных зон. Отметим, что при этом уровень и характеристики управ-

ляющих воздействий должны быть всецело направлены на повышение результативности функционирования региональной социально-экономической системы в целом.

«Традиционно риски в научно-прикладном понимании сводятся к потере качества или росту цен на произведенную продукцию, но уже сегодня мировой рынок тяготеет к образованию нового риска — утраты экопараметров и нанесения вреда окружающей среде. Европейский потребитель существенно требователен к экостандартам, но по экономическим законам продукция, соответствующая высоким экологическим стандартам обладает гораздо большей стоимостью» [1].

Нередко на практике происходит так, что управленческие воздействия подстраиваются и адаптируются под имеющиеся методы функционирования рыночной среды при условии, что они результативны, в другом случае они имеют все шансы быть пресечены и заторможены. Тем не менее сдерживание разного характера внешних влияний может контролироваться только вплоть до установленного рубежа, за которым необходимо или развитие позиций избранного субъекта, или уничтожение прежнего и предоставление его функций новому институту. Следовательно, социально-экономическая трансформация институтов представляется предназначением организации стабильности в процессе реализации управленческих действий, долговременных и стратегически важных. Изменившиеся институты, проявляют воздействие не только на функционирование государственной экономики, но и на действия иных институтов и любого индивидуума, как элемента социально-экономической системы.

С целью обеспечения институциональной стабильности развития, отмеченные нюансы представлены более трудоемкими параметрами работы, по-

тому как деятельность цивилизованной рыночной организации базируется на законодательно-правовых нормах, допускающих предоставление безусловного равенства всех элементов хозяйственной деятельности и не предусматривая возможности получения и создания персональных распоряжений в определенных вариациях управленческого контента, определяя относительную бесполезность выявления и учета разных персональных характеристик.

Институциональная надежность может рассматриваться как умение общественно-экономической организации упорядочить появляющиеся трудности в собственном формировании без применения мер, ухудшающих статус каждого из ее элементов и подсистем и соответственно в комплексной синергии.

С точки зрения стратегического управления, институциональное окружение допускается оценивать устойчивым, в случае, если оно эффективно и подходит для предпринимательского контура работы, если остаются стабильными характеристики институциональной системы, процедуры совершения операций, выполняются ключевые основы законодательства. В этом случае допускается заявлять о размеренной или динамично упорядоченной ритмичности улучшения социально-экономической политики, принимая во внимание реалии экономики, современного развития федерального и мирового рынка в интересующем нас отраслевом разделе: подавленные периода в формировании единичных сфер, положение рынка труда, стагнацию экономики и т. д.

Исследование научных разработок, направленных и приуроченных к институциональным тенденциям управления экономическими системами и определенного рода изменениям, дает возможность сделать заключение, что концепция институциональной стабильности используется как фактор и атрибутика экономического роста.

Библиографический список

1. Albekov, A. U., Parkhomenko, Т. V., Polubotko, A.A. Green logistics in Russia: phenomenon of progress, economic and environmental security // European Research Studies Journal. — 2017. — № 1. — T. 20. — C. 13-21.

2. Глухое, В. В. Менеджмент. — 3-е изд. — М. : СПб. : Питер, 2017.

3. Кабаков, В. С., Порховник, Ю. М. Зубов, И. П. Менеджмент: проблемы - программа - решение. — М.: Лениздат, 2016.

4. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс. — М. : СПб. : Питер, 2016.

5. Фарсон, Р. Менеджмент абсурда. — М. : София, 2016.

Bibliographie list

1. Albekov, A. U., Parkhomenko, T. V., Polubotko, A. A. Green logistics in Russia: phenomenon of progress, economic and environmental security // European Research Studies Journal. — 2017. — № 1. — T. 20. — P. 13-21.

2. Glukhov, V. V. Management. — 3d ed. —M. : SPb: Piter, 2017.

3. Kabakov, V. S., Porhovnik, Yu. M, Zubov, I. P. Management: problems - program - solution. — M. : Lenizdat, 2016.

4. Kotler, F. Marketing. Management: express course. — M. : SPb. : Piter, 2016.

5. Far son, R. Management of absurd. — M. : Sofia, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.