Научная статья на тему 'Логистика как стимул увеличения экспортных возможностей энергорынка в условиях свободной конкуренции'

Логистика как стимул увеличения экспортных возможностей энергорынка в условиях свободной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / EXPORT OPPORTUNITIES / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ELECTRIC POWER COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пархоменко Т. В.

В статье представлены особенности научного содержания логистики применительно к процессам активизации экспортных возможностей российских энергокомпаний; охарактеризована теоретико-методологическая база современных представлений в области энергетической логистики; проанализирован понятийно-категориальный аппарат исследуемого научного направления; акцентируется внимание на логистической составляющей технико-экономического развития электроэнергетического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article presents the features of the scientific content of logistics in relation to the revitalization process of Russian energy export possibilities; characterized by theoretical and methodological basis of modern ideas in the area of energy logistics; analyzed the conceptual and categorical apparatus of researched scientific direction; It focuses on the logistics component of the feasibility of development of power complex.

Текст научной работы на тему «Логистика как стимул увеличения экспортных возможностей энергорынка в условиях свободной конкуренции»

Т. В. Пархоменко

ЛОГИСТИКА КАК СТИМУЛ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭНЕРГОРЫНКА В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация

В статье представлены особенности научного содержания логистики применительно к процессам активизации экспортных возможностей российских энергокомпаний; охарактеризована теоретико-методологическая база современных представлений в области энергетической логистики; проанализирован понятийно-категориальный аппарат исследуемого научного направления; акцентируется внимание на логистической составляющей технико-экономического развития электроэнергетического комплекса.

Ключевые слова

Логистика, экспортные возможности, электроэнергетический комплекс.

T. V. Parkhomenko

LOGISTICS AS AN INCENTIVE TO INCREASE THE EXPORT OPPORTUNITIES FOR THE ENERGY MARKET TO CONDITIONS OF FREE COMPETITION

Annotation

Article presents the features of the scientific content of logistics in relation to the revitalization process of Russian energy export possibilities; characterized by theoretical and methodological basis of modern ideas in the area of energy logistics; analyzed the conceptual and categorical apparatus of researched scientific direction; It focuses on the logistics component of the feasibility of development of power complex.

Keywords

Logistics, export opportunities, electric power complex.

2015 № 4 (52) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Несомненно, логистическая система в электроэнергетике каждой страны, региона, области — это сложная организационно структурированная система, образуемая и эффективно функционирующая на фундаментальных принципах логистики и состоящая из подчиненных систем, элементов и звеньев, взаимосвязанных в единый управленческий процесс обеспечения электроэнергией промышленных и бытовых потребителей, образующая совокупность организационно-управленческого обеспечения системно образованными звеньями.

Как известно, теоретико-методологической базой логистики являются общая теория систем и теория их управления (кибернетика), основополагающие принципы и методы системного анализа, некоторые элементы исследования операций, различные разделы системотехники и системологии, которые в совокупности с множеством концептуальных и прикладных аспектов теоретической и практической логистики образуют определенный категорийно-понятийный и расчетный аппарат, способный после адаптации к конкретным условиям эффективно использоваться в различных сферах и областях производственно-коммерческой деятельности.

Многогранными определениями материальных и сопутствующих им информационных, финансовых и иных разновидностей потоков насыщены фундаментальные работы отечественных и иностранных авторов, исследующих научные формации логистики. Основные разновидности потоков, функционирующих в электроэнергетическом комплексе, можно представить следующим образом:

- материальный поток, движущийся от сферы производства в область потребления в рамках электроэнергетических систем, — это поток энергии, проходящий поэтапно все фазы цикла энергообеспечения;

- информационный поток в электроэнергетической отрасли — это своеобразный информационный комплекс, состоящий из сообщений в устной, бумажной, электронной и других формах, генерируемый и управляемый, то есть подчиненный другим разновидностям потоков (материальным и финансовым), функционирующим внутри конкретной логистической области, системы или подсистемы, подверженный влиянию изменений внешней среды и внутренних перемен и предназначенный для реализации организационно-управленческих функций;

- финансовый поток в электроэнергетической отрасли представляет собой разнокатегориальный потоковый процесс воспроизводства финансовых ресурсов в логистической системе, включающий нематериальные активы, то есть производственные мощности, незавершенное строительство, долгосрочные фондовые или иные вложения, мобильные активы. Он служит для обеспечения финансовой стабильности электроэнергетического комплекса на всех уровнях его организации, но на практике таит в себе множество проблемных аспектов исследуемой отрасли, связанных с вопросами неплатежей и дотационности электроэнергетического комплекса.

Логистическая электроэнергетическая сеть — это совокупность и функционально-организационное множество элементов, взаимосвязанных в рамках исследуемой системы, пронизанной потоками материального, информационного и финансового профиля. Тогда логистический канал в электроэнергетическом комплексе — это функционально обобщенное, упорядоченное множество элементов и звеньев системы, объединяющее с помощью потоков участников, составляющих логистические цепи, от поставщиков электроэнергии или мест ее выработки до ее конечных промышленных и непромышленных потребителей.

Как и везде, то есть в каждой сфере и области, в электроэнергетике цена на потребляемую электроэнергию, или ее стоимость, льготы по тарификации и возможности оплаты составляют основной баланс интересов и в некоторых случаях содержат проблемные аспекты. Возможность образования и функционирования свободного рынка — вопрос дискуссионный для всех держав и государств, ведь государственная тарификация как мера, на первый взгляд, необходима, но на конкурентном рынке ценообразование строится на наиболее выгодной для покупателя стоимости. Следует отметить, что будущее развитие энергосистемы России и ее основного звена — оптового рынка электроэнергии и мощности — должно объединить и обеспечивать соответствие коммерчески непротиворечивых и технически реализуемых отношений между всеми участниками деятельности в исследуемой отрасли.

Право потребителей приобретать электроэнергию через сбытовые компании, имеющие для этого технические возможности, у независимых поставщиков электроэнергии предоставляется благодаря либерализации именно розничного звена электроэнергетического рынка и является гарантией свободного конкурентного сотрудничества. Логистика как стимул увеличения экспортных возможностей энергорынка в условиях свободной конкуренции выступает инструментом, наиболее перспективным к применению и в итоге результативным на практике.

Используя интеграционный инструментарий логистики, считаем необходимым уточнить, что определяющее воздействие на деятельность рынка электроснабжения оказывают распределительное звено и поставщики электроэнергии, которые определяются нами, не исключая этапов генерации и естественного потребления, в качестве основного логистически активного звена на рынке электроэнергии. Представите-

ли покупателей, выступающие на стороне их интересов по приобретению и поставке электроэнергии, являются своеобразными рыночными агентами — это энергосбытовые организации, функционирующие на розничном рынке, то есть организации, которые оказывают услуги и практически выступают в качестве гарантов поставки электроэнергии по пути следования вплоть до энер-гопринимающих устройств покупателей. В исследовательском плане они представляют наибольший интерес.

Организации, обеспечивающие на розничном рынке сервисную инфраструктуру, могут быть представлены следующим образом: распределительные сетевые компании; региональные диспетчерские управления. Перечисленные организации обеспечивают необходимые условия для качественного и эффективного удовлетворения общественных запросов или нужд потребителей, включая промышленные предприятия, предприятия сферы услуг, бюджетные организации и др. Следует отметить, что формирование российского рынка электроэнергии осуществляется на основе принципов свободного взаимодействия всех участников взаимоотношений в данном стратегически значимом секторе экономики, соблюдения нормативно-правовых и договорных обязательств, возложенных на них. Несомненно, следует согласиться с концепцией реструктуризации, предложенной высшим управленческим персоналом ОАО РАО «ЕЭС России». В ней обосновывается целесообразность разделения вертикально интегрированных компаний на три вида профильной активности: производство электроэнергии; передача электроэнергии по сетям; сбыт электроэнергии конечным потребителям.

Значительным преимуществом и явным организационно-управленческим плюсом образования и функционирования на энергетическом рынке генерирующих компаний выступают практически полное отсутствие возможностей мани-

пулирования рыночной ценой, создание соответствующей инфраструктуры электроэнергетики и активизация развития конкуренции на исследуемом рынке. Нормы и законодательно-правовые обязательства, возложенные на государственные структуры, нивелируют возможность манипулирования отпускной ценой и конечной стоимостью электроэнергии; формируются из учета трансмиссионных ограничений при организации и дальнейшем функционировании рынка, показаний информационно-аналитической системы учета ограничений по режиму нагрузки станций и магистральных линий.

На данном этапе реформирования разнонаправленные интересы представителей свободного энергетического рынка зачастую объективно регулируются государственными мерами. Свобода на общероссийском рынке электроэнергии и мощности реализована не полностью, однако это является мировой тенденцией. Свободный рынок конкурентен, но электроэнергетика является отраслью, обладающей высокой общественной значимостью, поэтому присутствуют опасения получить в результате рынок, на котором производители и перепродавцы, распределительные звенья, сервисный комплекс как элементы на пути реализации электроэнергии искусственно будут завышать ее итоговую стоимость. Этому свидетельствуют многие примеры мировой практики реализации и функционирования свободного рынка электроэнергии и мощности. Следовательно, электроэнергетику необходимо государственно регулировать. Однако в этом случае функционирование в рамках конкуренции ограничено, так как заранее установлена цена. Так, например, в Ростовской области (и еще нескольких областях) реализовывался пилотный проект нормирования потребления энергии в рамках установленного диапазона. В данном контексте с экономической и

тем более логистической точки зрения конкуренция отсутствует. Следует отметить, что реформирование электроэнергетики не завершено, и Правительство Российской Федерации своевременно определяет курс на реализацию методологически выверенных теоретико-прикладных этапов развития.

Наша страна не только не энергонезависима — она производит в избытке и снабжает электроэнергией другие государства. Однако в настоящее время лидерство в этой области достигается благодаря наличию значительного ресурсного потенциала, а не за счет технико-технологического развития и научных достижений. Поэтому необходимо подчеркнуть, что задачи реформирования электроэнергетики непосредственно связываются с инфраструктурным обеспечением, то есть акцентируется внимание на логистической составляющей технико-экономического развития отрасли. Общий комплекс реформ в электроэнергетике должен быть нацелен на:

- оптимизацию издержек в отрасли, что отражается непосредственно на конечной стоимости продаж электроэнергии;

- привлечение инвестиций, что поможет стимулировать и обернуть вспять устрашающую статистику изношенности звеньев генерации, основных фондов;

- повышение эффективности логистического обеспечения в части организации более четких взаимосвязей в рамках реализации электроэнергии;

- стимулирование мероприятий по энергосбережению при сохранении и развитии единой инфраструктуры.

Обращаясь к исследованию энергетических стратегий важнейших государств мира, следует отметить, что они единонаправленно ориентированы на значительный рост самообеспечения энергоресурсами, повышение уровня энергоэффективности, диверсификацию структуры топливно-энергетического

баланса за счет развития и внедрения генерации на основе возобновляемых источников энергии и добычи нетрадиционных углеводородов. В свою очередь, для экспортеров курс будет взят на увеличение экспортных возможностей и объемов экспорта, а также на выход на новые географические и продуктовые сегменты. В результате постепенной реализации этих и иных управленческих, экономических и логистических (оптимизационных) стратегий внешние позиции энергетической отрасли России существенно возрастут как на европейской территории, так и западном направлении, потому что потенциально стоимость российской электроэнергии на мировом рынке является конкурентоспособной.

Достаточно хорошо отлаженные принципы и способы управления электроэнергетикой через интегрированную логистическую систему в последнее время заинтересовали ряд ученых в области логистики. Ведущие ученые воспринимают логистику как своеобразный эталон экономического менеджмента, по которому можно сверять методы организации и принципы управления логистическими системами. Электроэнергетический комплекс по своей сущности есть логистическая система, поскольку в нем постоянно циркулируют потоки — электрический ток. Более того, движение электрической энергии может служить наглядным представлением о логистической системе, а поэтому быть ее моделью [1]. Вместе с тем на фоне определенных достижений в области логистики в силу ее комбинаторного характера сама сущность понятия «логистическая система» многогранна. Следует отметить, что с позиции теоретико-прикладных методик современной интегративной логистики основные энергетические мощности и объекты электроэнергетики России были построены в дореформенный период. Но состояние отрасли уже на рубеже столе-

тия требовало обновления производственных мощностей: стали проявляться признаки замедления темпов развития отрасли; генерация стала отставать от роста потребления электроэнергии. Необходимо подчеркнуть, что в конце XX века и в начале XXI объем потребления электроэнергии существенно не уменьшился, а даже показал стабильный рост, в то же время процесс обновления мощностей существенно замедлился.

Нужно сказать о том, что по методу оценки производственных мощностей, компании, функционирующие на российском энергорынке, нуждаются на данном этапе развития в формировании определенных стимулов для повышения эффективности, рационального планирования режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережения. Однако не стоит забывать, что из-за рисков снижения контроля за соблюдением правил безопасности и значительной изношенности фондов высока вероятность аварий, образования существенных сбоев в энергообеспечении.

Надо сказать, что при анализе экономических требований обнаруживаются определенные противоречия в части минимизации затрат на создание системы электропотребления и необходимости в целях экономии энергии использовать различное энергосберегающее технологическое, бытовое и отопительное оборудование. По сути, речь идет о поиске оптимума между капитальными и эксплуатационными расходами потребителя, который находится методом технико-экономического сравнения различных вариантов системы энергопотребления.

Характерной особенностью, влияющей на специфику организации службы слежения и управления электрическим потоком в процессе его производства и распределения потребителям, является теснейшая технологическая взаимосвязь между всеми звеньями электро-

энергетической цепи. Эта особенность подтверждает, что ЭЭС, представляя собой единый организм, и не зависимо от территориального размера порой весьма чувствительна к изменению режима работы даже одного из ее элементов. История знает случаи, когда крупная авария энергосистемы в США повлекла за собой продолжительное обесточивание электросетей самого крупного мегаполиса, частично восточного побережья. Как следствие — громадные экономические потери. Данная ситуация еще раз наглядно продемонстрировала роль мелкого элемента в большой системе. Аварийные ситуации не редкость и в России: например, аварии в г. Сочи, когда значительная часть города на протяжении двух-трех дней находилась обесточенной и не получала электроэнергию. В силу этого одной из важнейших задач эксплуатации ЭЭС является оптимальное согласование режимов работы всех ее элементов без исключения, то есть режим каждой части энергосистемы должен быть тесно увязан с ее общим режимом в масштабах ЕЭС.

Другая особенность обусловлена огромными размерами России, которая, чтобы не допустить распада государства, всегда тяготеет к централизованному принципу управления всеми процессами, происходящими внутри страны. Для доказательства приверженности к данной тенденции можно упомянуть тот факт, что еще в 1940 г. наша страна имела (и это с позиции форсайтинга очень интересно) самый высокий в мире уровень централизации теплоснабжения, не говоря уже об уровне централизации электроснабжения, который к началу 1990-х гг. приблизился к абсолютному максимуму.

Применение принципа централизации в процессе разработки логистического управления большими системами выступает основополагающим в системном подходе, на котором основана об-

щая теория систем, и в частности теория организации электрических энергосистем. Сама по себе централизация управления не имеет ярко выраженного негативного или позитивного оттенка. Проблема здесь заключается в поиске оптимального сочетания системной функции естественных монополий и модели свободного цивилизованного конкурентного рынка в различных социальных и институциональных условиях.

Библиографический список

1. Альбеков, А. У., Тлепцерищев, А. М. Организация и функционирование логистической системы электроэнергетического комплекса Ростовской области : моногр. ; под ред. А. У. Аль-бекова. — Ростов н/Д : изд-во РГЭУ «РИНХ», 2002.

2. Альбеков, А. У., Пархоменко, Т. В., Полуботко, А. А. Современные логистические технологии и стратегии (электроэнергетический комплекс). — Ростов н/Д : РИЦ РГЭУ (РИНХ), 2010.

3. Пархоменко, Т. В. Логистический форсайтинг регионального электроэнергетического комплекса. — Ростов н/Д : изд-во РГЭУ (РИНХ), 2014.

Bibliographic list

1. Albekov, A. U., Tleptserischev, A. M. The organization and functioning of logistic system in electric power complex of Rostov region : monograph. — Rostov-on-Don : Publishing house of RSUE «RINH», 2002.

2. Albekov, A. U., Parkhomenko, T. V., Polubotko, A. A. The modern logistics technologies and strategies (electric power complex). — Rostov-on-Don : IPC of RSUE (RINH), 2010.

3. Parkhomenko, T. V. The logistic forsayting of the regional power complex. — Rostov-on-Don : Publishing house of RSUE (RINH), 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.