Научная статья на тему 'Механизмы реализации государственной информационной политики Украины'

Механизмы реализации государственной информационной политики Украины Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
951
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / STATE INFORMATION POLICY / MASS MEDIA / INFORMATION SOURCES / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нестеряк Юрий Васильевич

В статье исследуются механизмы реализации государственной информационной политики и осуществлен методологический анализ эффективности действующей модели государственной информационной политики Украины.Определены: стратегическая цель, направления деятельности, основные задачи и базовые принципы реализации задач государственной информационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of Implementation of the Information State Policy of Ukraine

The author explores the mechanisms of implementation of the state information policy and makes methodological analysis of the efficiency of the Ukrainian current model of the state information policy. The author identifies the strategic goal, trends of activity, main tasks and basic principles of implementation of the tasks of the state information policy.

Текст научной работы на тему «Механизмы реализации государственной информационной политики Украины»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Нестеряк Юрий Васильевич

Кандидат филологических наук, докторант кафедры информационной политики и технологий Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Киев, Украина

e-mail: nesteriak.yuriy @ gmail.com

Yuriy Vasilievich Nesteryak

Candidate of Philological Sciences, National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, a doctoral student of the department of Information Policy and Technologies, Kiev, Ukraine e-mail: nesteriak.yuriy @ gmail.com

УДК 35.073.51

Механизмы реализации государственной информационной политики Украины

Mechanisms of Implementation of the Information State Policy of Ukraine

В статье исследуются механизмы реализации государственной информационной политики и осуществлен методологический анализ эффективности действующей модели государственной информационной политики Украины. Определены: стратегическая цель, направления деятельности, основные задачи и базовые принципы реализации задач государственной информационной политики.

Ключевые слова и словосочетания: государственная информационная политика, средства массовой информации, информационные ресурсы, информационная безопасность.

The author explores the mechanisms of implementation of the state information policy and makes methodological analysis of the efficiency of the Ukrainian current model of the state information policy. The author identifies the strategic goal, trends of activity, main tasks and basic principles of implementation of the tasks of the state information policy.

Key words and word combinations: state information policy, mass media, information sources, information security.

Исследованию механизмов формирования и реализации государственной информационной политики, определению концептуальных направлений ее развития на современном этапе на протяжении последних лет уделяют серьезное внимание в своих трудах украинские ученые, исследователи и эксперты. В частности, харьковский ученый В. Степанов определяет государственную информационную политику как комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации, важную составляющую внешней и внутренней политики государства, охватывающую все сферы жизнедеятельности общества [6, с.76]. Поэтому для Украины проведение грамотной государственной информационной политики означает:

- развитие гражданского общества;

- обеспечение конструктивного диалога между государством и средствами массовой информации (СМИ), властью и обществом;

- признание презумпции открытости информации для граждан и защиты их информационных прав;

- ориентацию главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного обращения

информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство информации и ее распространение;

- повышение доверия общества к власти;

- налаживание эффективных взаимоотношений Украины с другими странами и др.

В рамках реализации государственной информационной политики должны быть заложены основы для решения таких задач, как: 1) формирование единого информационного пространства Украины и ее вхождение в мировое информационное пространство; 2) обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства; 3) формирование демократически ориентированного массового сознания; 4) развитие отрасли информационных услуг; 5) расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации, что, в свою очередь, должно способствовать укреплению связей центра и регионов, укреплению целостности страны.

Стратегическая цель государственной информационной политики - обеспечение перехода к новому этапу развития Украины, построение информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество. А стратегическое направление деятельности - формирование и развитие открытого информационного пространства государства при необходимом условии обеспечения его целостности и единства; интеграция в мировое информационное пространство с учетом национальных интересов и особенностей; обеспечение информационной безопасности на внутригосударственном и международном уровнях.

Исходя из этого, основными задачами государственной информационной политики в современных условиях являются: модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, развитие информационных и телекоммуникационных технологий; эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов и обеспечение широкого, свободного доступа к ним; обеспечение граждан общественно значимой информацией; развитие независимых средств массовой информации; создание необходимой нормативной правовой базы построения современного информационного общества. В свою очередь, функциональными задачами являются: обеспечение информационного обслуживания населения на основе развития массового информационного обмена и массовых коммуникаций; информационное обеспечение деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления; обеспечение информационного взаимодействия гражданского общества и власти, включая государственную и местную власть; подготовка человека к жизни и работе в информационном обществе.

Для выполнения обобщенных задач необходимо осуществление влияния с помощью различных форм на различные объекты информационной сферы, а именно: правовую базу информационных отношений; систему формирования и использования информационных ресурсов; информационно-телекоммуникационную инфраструктуру; научно-технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства; рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг; домашнюю компьютеризацию; международное сотрудничество; систему обеспечения информационной безопасности.

Базовыми принципами реализации задач государственной информационной политики являются [7]:

1. Принцип открытости политики - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом, и государство учитывает общественное мнение.

2. Принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности независимо от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности.

3. Принцип системности - при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны в совокупности учитываться последствия этих решений на состояние других.

4. Принцип приоритетности отечественного производителя - при равных условиях приоритет отдается отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.

5. Принцип социальной ориентации - основные мероприятия государственной информационной политики должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан Украины.

6. Принцип государственной поддержки - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются преимущественно государством.

7. Принцип приоритетности права - развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.

Государственная информационная политика как многофункциональная комплексная составляющая государственного управления, обуславливает формирование и развитие системы национальных

информационных ресурсов и информационно-коммуникационной инфраструктуры государства. Реализация информационной политики включает набор взаимосвязанных нормативно-правовых, организационно-технологических, экономических, социальных и других компонентов, которые требуют формирования и непрерывного развития: системы информационного законодательства; системы информационных ресурсов; информационно-коммуникационной инфраструктуры; научно-технического и производственного потенциала информационной индустрии; рынка информационной продукции и услуг; системы информационного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров для информационной сферы.

На сегодня в государственной информационной политике Украины, по убеждению украинского исследователя Н. Заниздры, остается много нерешенных вопросов [3, с.193]. В частности, это: несогласованность отдельных норм законодательства, регулирующего информационную сферу; недейственна система государственного регулирования медиапространства, отсутствие единого видения направлений его дальнейшего развития; недостаточное информационное присутствие Украины в глобальном медиапространстве, повышенная информационная зависимость от иностранных государств и медиаструктур; неудовлетворительное состояние сети проводного радиовещания; устаревшее технологическое оборудование украинских телерадиокомпаний, недостаточный уровень развития новейших средств коммуникации; монополизм кабельного вещания; чрезвычайно медленный переход на цифровой формат вещания; рыночная стихийность телекоммуникационных сетей и компьютеризации, низкая управляемость ими со стороны государства; нерегулируемость подготовки и трудоустройства в пределах государства 1Т-специалистов; недостаточное количество государственных программ, касающихся формирования информационного общества. Кроме того, больше внимания необходимо уделять формированию демократически ориентированого массового сознания, становлению отрасли информационных услуг, законодательному регулированию общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна стимулировать рост производства средств информатизации, телекоммуникации, информационных продуктов и услуг и одновременно платежеспособный спрос на них.

Специалист по вопросам законодательства об информации Министерства юстиции Украины Г. Красноступ убеждена, что любое нормальное общество должно иметь достаточно высокий уровень доверия к правительству, к государственной власти [4]. Не секрет, что в Украине такого доверия сегодня недостаточно. Поэтому необходимо ввести "новые технологии прозрачности" для того, чтобы общество имело возможность контролировать власть. Акцент на понятности - это начало осознания государством своей ответственности перед обществом. Каждая ветвь власти, отдельные государственные органы проводят собственную информационную политику, нередко направленную на компрометацию других институтов власти. А это уже вопрос обеспечения национальной информационной безопасности. Выходом из этой ситуации может стать обеспечение возможности доступа общественности к широкому кругу средств массовой информации (отечественных и зарубежных). Возможность общественности получать информацию из разных источников одновременно может положительно повлиять на формирование ее объективного отношения к ситуации в стране и объективной оценки действий органов государственной власти.

Поэтому СМИ должны воздерживаться от того, чтобы давать исключительно негативные прогнозы, поскольку моральное состояние общества имеет непосредственное влияние на преодоление финансово-экономического кризиса и развития мощного государства с крепким национальным сознанием [4]. Их деятельность должна быть направлена на донесение достоверной объективной информации или аналитики. С учетом изложенного, предлагаются пути обеспечения распространения "позитивной" информации средствами массовой информации:

- обеспечение освещения направлений государственной информационной политики в государственных средствах массовой информации;

- формирование, размещение и исполнение государственного заказа на "положительные" новости, телепрограммы и передачи;

- обеспечение возможности доступа общественности к широкому кругу средств массовой информации (отечественных и зарубежных);

- привлечение к ответственности за содержание телепрограмм и передач, в которых необоснованно показывается насилие, содержатся видеосюжеты, которые могут нанести вред физическому, психическому или моральному развитию детей и подростков, включая аннулирование лицензий.

На сегодня в Украине, по мнению украинского аналитика С. Гнатюка, законодательно сформулированы и закреплены основные принципы, задачи и стратегические направления государственной информационной

политики, сформированы государственные институты соответствующей компетенции, принят целый ряд концепций, программ и планов действий [1]. Однако на уровне практической реализации информационная политика государства в современной Украине отмечается нескоординированностью деятельности различных ведомств, непоследовательностью и непрозрачностью в реализации намеченных мероприятий. Как следствие - Украина пока не относится к числу информационно независимых государств, а ее информационную сферу характеризуют следующие признаки:

- малоэффективная система государственного регулирования национального медиапространства, отсутствие консолидированного видения направлений его дальнейшего развития, неразвитость культурных индустрий, национальной системы сбора и распространения информации в глобальном масштабе;

- низкий уровень присутствия в глобальном медиапространстве, высокая информационная зависимость от иностранных государств и медиаструктур;

- при наличии положительной динамики внедрения телекоммуникационных сетей и компьютеризации -рыночная стихийность этих процессов, низкая управляемость ими со стороны государства, сохранение отставания в сфере ИКТ, неурегулированность подготовки и трудоустройства в пределах государства ГГ-специалистов.

С учетом современного состояния информационной сферы Украины первоочередными задачами информационной политики государства должны стать: 1) создание мощной и конкурентоспособной национальной системы информационного производства, способной обеспечить консолидацию общества на основе общих ценностей, задач, идей, способствующей всестороннему развитию личности; 2) дальнейшая технологическая модернизация с ориентацией на расширение присутствия в международном разделении труда в сфере ИКТ.

В конце 2010 года Кабинет Министров Украины инициировал регистрацию проекта Закона Украины о Концепции государственной информационной политики. Данным документом предложено закрепить ряд предложений, целью которых является эффективное развитие информационной отрасли в Украине.

Проанализировав предлагаемую концепцию, эксперты украинской Ассоциации «Индустриальный Телевизионный Комитет» пришли к выводу, что государству необходимо сосредоточиться на реализации следующих приоритетных направлений в информационной сфере [5]:

- отсутствии долгосрочной государственной стратегии по дальнейшему развитию информационной сферы;

- несовершенстве законодательства об информации;

- недостаточном уровне государственной поддержки производства и распространения отечественной информационной продукции.

Поддерживая предложенные Концепцией пути реализации перечисленных направлений в целом, эксперты предлагают конкретизировать их решения, в частности, отметить в Концепции необходимость государственных налоговых, таможенных и других льгот для поддержки производства и распространения отечественной информационной продукции. В частности, среди основных направлений государственной политики в Концепции указано создание конкурентоспособной национальной системы производства информационной продукции, развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры, однако, среди путей реализации не упомянуто, каким образом государство будет стимулировать развитие отечественного производства.

Среди замечаний и предложений по Концепции, определяющим, на наш взгляд, является предложение выделить СМИ как отдельную отрасль экономики. Необходимость такого выделения, по мнению специалистов, обусловлена тем, чтобы нормативно закрепить Стратегию развития всех средств массовой информации, определить перечень проблем информационной сферы, требующих неотложного решения, закрепить пути их решения и улучшить положение медиасферы. Пока государство лишь частично и бессистемно уделяет внимание тем или иным проблемам, однако комплексного подхода к выявлению проблем и их решению на сегодня нет. Не на должном уровне поставлены вопросы налогового, инвестиционного, таможенного и иного льготного содействия со стороны государства. Зато в Европе СМИ уже выделены в отдельную отрасль экономики, ярким свидетельством этого является документ Евростата, который выделяет группу «Информация и связь» и охватывает деятельность всех средств массовой информации, в том числе Интернет.

Для реализации этого направления необходимо: нормативное закрепление Стратегии развития всех средств массовой информации, определение перечня проблем отрасли, разработка путей их решения и внесение изменений в действующее законодательство относительно выделения СМИ как отрасли и внесение изменений в Классификатор видов экономической деятельности путем адаптации положений Классификатора в Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском Сообществе Евростата (с некоторыми уточнениями). В частности, название раздела предложено не «Информация и связь», а «Средства

массовой информации».

В концепции государственной информационной политики, по убеждению украинского ученого И. Аристовой, необходимо определять и ожидаемые результаты в различных сферах общественного развития в связи с реализацией государственной информационной политики [2, с. 253]:

- в области геополитики, безопасности и международных отношений - она обязана содействовать восстановлению роли Украины как полноценного участника мирового информационного сообщества, как ведущей мировой державы, обладающей богатейшими информационными ресурсами, где быстро развивается информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

- в экономике - она должна быть ориентирована на опережающие темпы создания, распространения, постоянного обновления и использования информации как важного условия структурной перестройки экономики страны в кратчайшие сроки, существенное повышение уровня жизни населения;

- в области государственного управления - она открывает возможности перехода к новому качеству управления за счет обеспечения всех субъектов системы управления своевременной, полной и достоверной информацией, улучшить подготовку и принятие решений на всех уровнях системы управления, сделать эффективным общественный контроль за деятельностью органов государственной власти;

- в области образования, науки и культуры - она должна способствовать серьезным преобразованиям этих сфер по радикальному изменению сущности и организации процессов обучения и развития человека, формированию системы дистанционного, непрерывного и открытого образования, хранения и развития отечественной культуры, включению украинской науки в мировые системы научного информационного обмена;

- в социальной сфере - она призвана обеспечить разработку и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на СМИ, формирование и распространение духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям Украины.

Государственная информационная политика должна реализовываться поэтапно на основе использования организационных, правовых и экономических механизмов. Предполагается, что реализация продлится достаточно долгий период, сроки которого связаны с определенным уровнем развития украинской экономики. Скорость этого развития определяет рост потребностей в информации. На первом этапе реализации государственной информационной политики следует последовательно реформировать информационное производство в системе государственной власти и управления в целом, на втором - постепенно превратить имеющиеся информационные ресурсы в реальные материальные и духовные блага для населения страны.

Библиографический список:

1. Актуальные проблемы государственной информационной политики в Украине / Аналитическая записка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.niss.gov.ua/Monitor/april08/3.htm

2. Аристова И.В. Государственная информационная политика: организационно-правовые аспекты [Текст]/ Под общей редакцией д-ра юрид. наук, проф. Бандурки А.М.: Монография. - М.: Изд-во ун-та внутр. дел, 2000. - с.368.

3. Заниздра Н. А. Государственная информационная политика Украины на современном этапе и пути ее совершенствования [Текст]/ Вестник КрНУ имени М.Остроградского. Выпуск 4/2012 (75). - С. 193-196.

4. Красноступ Г. Правовое обеспечение государственной информационной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minjust.gov.ua/22116

5. О концепции государственной информационной политики № 7251 / Индустриальный телевизионный комитет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://itk.ua/ua/press/item/id/594

6. Степанов В.Ю. Государственная информационная политика в современном политическом пространстве [Текст]/ Инвестиции: практика и опыт. - 2011. - № 3. - С 76-78.

7. Степанов В.Ю. Государственная информационная политика: цель и теоретические основы реализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Dtr_du/2011_2/й^/ОШ11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.