35(77) - 2011
Денежное обращение
УДК 336
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА
н. ю. танющева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и финансов E-mail: tanjushheva-natalija@rambler. ru Астраханский государственный университет
Формулируются основные принципы формирования и функционирования международной системы финансового мониторинга. Аргументированно утверждается, что беспрецедентная вовлеченность всех стран в эту систему обусловлена глобализацией финансовых отношений и повышением ее роли по отношению к иным формам межстранового объединения — экономической, политической, военной, экологической и др.
Ключевые слова: финансовый, мониторинг, ФАТФ, ОЭСР, ЕАГ
Усилиями европейского содружества, а также примкнувших к нему ведущих экономических держав к началу нового тысячелетия развернуто международное движение борьбы с отмыванием денег (ПОД). На сегодня его масштабы пре -вышают все иные направления межстранового взаимодействия (экономического, военного, политического, экологического и др.). Затраты на функционирование этого движения несут как государственные бюджеты, сокращая тем самым ресурсы для социальных и экономических проектов, так и финансовые институты, что ведет к удорожанию финансовых услуг для потребителей. В этой связи становится актуальным вопрос эффективности производимых затрат, т. е. действенности созданной системы.
Инициатива по использованию финансовых учреждений для борьбы с преступностью (комплекс мероприятий в этом направлении носит наименование финансового мониторинга) принадлежит Совету Европы. С принятием в 1988-1990 гг. ряда международных конвенций отмывание «грязных» денег стало рассматриваться как преступление уже в рамках ООН [2—5, 7]. Вместе с тем механизм реализации этой нормы отсутствовал.
В 1990 г. был создан международный методологический орган (ФАТФ), разработаны рекомендации по развитию и функционированию мировой системы финансового мониторинга. Поскольку проникающие в легальную финансовую систему «грязные» деньги так или иначе связаны с незаконной деятельностью и с самими преступниками, основополагающими принципами системы мер по финансовому мониторингу стали:
• установление участников операций с финансовыми активами (идентификация участников финансовых операций);
• выявление источников происхождения финансовых активов и назначения их использования;
• извещение в орган финансовой разведки о случаях несоответствия характера операции заявленному содержанию, а также о тех операциях, по которым выяснить источник происхождения
35 (77) - 2011
Денежное обращение
или назначение финансового актива не представилось возможным.
Собранная таким образом информация анализируется финансовой разведкой, а результаты поступают в те или иные государственные органы для расследования преступлений и выявления виновных. Получателями информации выступают органы внутренних дел, государственной безопасности, антинаркотической, налоговой, таможенной служб, бюджетного контроля и т. п.
Теоретически возможно создать систему ПОД в одной стране или в группе стран. Однако в условиях открытого информационного пространства и немалой степени взаимопроникновения, в которой пребывают современные финансы большинства национальных хозяйств, такая система не принесет практической отдачи.
Полнота и достоверность информации о происхождении денежных средств, поступающих в легальную финансовую систему, достижимы, только если все препятствия на всех этапах перемещения денег будут устранены. Причины таких препятствий могут иметь институциональный характер (например, законодательство о банковской тайне, действующее на офшорных территориях), технологический (несоответствие внутринациональных правил о передаче финансовой информации международным стандартам) или политический (государство умышленно скрывает информацию об источниках проходящих через его финансовую систему денежных потоков).
Задача системы финансового мониторинга — ликвидировать эти препятствия и обеспечить национальным правоохранительным органам доступ к информации о проводимых преступниками финансовых операциях. Решению данной задачи подчинены логика и принципы организации мировой системы ПОД.
Принцип самоорганизации. Международная система ПОД не имеет, подобно иным интернациональным системам, ни собственного постоянного представительского органа, ни собственного бюджета. Принцип самоорганизации международной системы ПОД в наиболее полной его форме должен реализовываться на нескольких уровнях.
Первый уровень — наднациональная институциональная надстройка - представляет собой механизм вовлечения всех без исключения стран в систему ПОД.
Второй уровень действует внутри страны и выполняет функцию вовлечения всех национальных
финансовых учреждений в выполнение процедур по сбору сведений об операциях (сделках), связанных с отмыванием денег, и передаче их в подразделение финансовой разведки. Собственно, способность привлечь к участию все страны и все финансовые учреждения к полному исполнению всех требований ПОД и определяет эффективность всей анти-легализационной системы.
Третий уровень — уровень финансового учреждения — включает в себя внутрифирменные нормы и стандарты вовлечения всех сотрудников в процедуры финансового мониторинга. Это наиболее затратный уровень, так как каждая финансовая операция на всех этапах в любом финансовом учреждении подвергается ряду процедур, что требует трудовых и иных операционных расходов, снижает производительность банков и их доходность в целом.
Для консолидации усилий при выработке наиболее рациональных подходов к организации работы по ПОД финансовые учреждения создают ведомственные объединения. Например, Вольфс-бергские принципы, разработанные одноименной группой, которая объединяет ряд крупнейших в мире банков [1, с. 54-57]. Или Базельское соглашение, принятое руководителями центральных банков стран G-7 («большой семерки») в 1998 г. [6].
Вовлечение стран в участие в международной системе ПОД осуществляется на добровольной и принудительной основах. Добровольно объединили свои усилия в этом направлении страны Европейского Союза, США и некоторые другие, озабоченные ростом преступности.
Принцип всеобщности. С учетом современного уровня развития банковских технологий, а также открытости финансовых систем большинства стран мира краеугольным камнем эффективного решения задач ПОД стало достижение прозрачности информации о перемещении денежных средств (в том числе о плательщике и получателе) на всем пути их движения. Только при тесном взаимодействии всех стран можно проследить перевод теневых капиталов и принять меры, чтобы максимально затруднить доступ к ним преступникам.
Таким образом, формирование системы ПОД осуществлялось «сверху», т. е. с заключения международных договоренностей и создания интернационального специализированного органа с наделением его соответствующими полномочиями.
Принцип взаимного контроля реализуется в форме взаимных проверок. В соответствии с графи-
ком ФАТФ, членами которой являются 34 юрисдикции, 5 объединенных членов, 2 региональные межгосударственные организации и более 20 наблюдателей (большинство из них — региональные организации по типу ФАТФ и международные органы), международные группы экспертов осуществляют проверки исполнения каждой страной антилегализационных рекомендаций [9].
По результатам проверок делаются выводы и предложения по усовершенствованию национальной системы ПОД. В случае игнорирования рекомендаций или их неполного исполнения нарушителю грозят наказания, самое суровое из которых — прекращение операций с банками, зарегистрированными на территории таких стран. В этом проявляется принудительный механизм принципа самоорганизации ПОД.
Несмотря на логическую законченность трехуровневой структуры международной системы ПОД, в настоящее время она действует в четырехуровневом формате. Четвертым уровнем стал региональный (см. таблицу).
Росту масштабов организованной преступности во многом способствовал режим благоприятствования зарубежным финансовым потокам, созданный и поддерживаемый правительствами отдельных стран и даже групп стран, получивших общее наименование — офшорные территории. Если в 1960-1980-е гг. основной причиной, по которой зарубежные собственники капиталов предпочитали пользоваться услугами офшорных финансовых учреждений, были налоговые льготы, то за последние 20 лет их больше привлекает закрытость информации о финансовых операциях.
Для таких стран доходы от финансовых услуг составляют весомую часть национального дохода. Вовлечение в процедуры ПОД неминуемо сократит эти барыши, что, безусловно, негативно отразится на экономике офшоров, в большинстве своем не имеющей других источников развития1. Вместе с тем непреклонное стремление развитых стран к борьбе с преступностью не допускает исключений для отдельных стран и регионов.
В этой ситуации ФАТФ было принято решение предоставить возможность таким странам самостоятельно найти методы их участия в международной системе ПОД. На практике такая возможность реализуется через региональный подход.
Региональный подход предусматривает объединение ряда соседних, связанных между собой экономическими и политическими связями государств, имеющих общие черты в экономике, культуре, национальном менталитете, в
1 В офшорных финансовых центрах (население составляет 1,2 % мирового, ВВП — 3 %) сосредоточено 26 % финансовых активов мира и более 30 % прибыли транснациональных компаний США [13].
э =
<и н и
и «
о
я
§
а
«
я
<и
г «
а
^
н
гг
^
а н
и
■с
=
и -
о
^
:= =
■г
=
о 3
я
я
зс
и щ
О 8
Я Я
3 н
о и Л :=
я и
Я Э ^ ®
Э ^
Я Б ^ Л
2 «
- 8
= -
= =!а
-
о
и =
=
Б
е ^
г -
о я
о -
я я
51
£ ^
« ^
§
и я
I I
ё I я
У ее
0 §
о
I Л
о <ч
2
п. ^
X X
* я
ЭТ о
х
Шва
о К Я Вт
I
л К
2 ^ й о
Й К
а я К и
& £
I
л Л
н о °
х 2 8 Ё я »
И
о «
о
М л в
я ^
53 £
л &
о О
3 С
См
0 к
5 Я
в
л
^
5
1
2
л
2 а 5
В
«
« § £ К
л I
X -
и «
о К
и
оо О О
^ гч т
л Л
а «
х л
я я
о о
о о
К К
л л
В К
к в
к л I
х -
и
Й «
о К
8 £ &
X -
0 £
1
л
г ьч
н о К о к л
2 Оэ & й
¿Т
. л . X
^ ю сч В т
В ° 3 я В н
л о о X
0 В
х -
л
1 о В В
В §
в =в
о
Я
2
^
а
в -
=в
х
„ В Л В
0 о § я
Э
1 &
В а I
о
<а -
в 5
§ 2
в Л
^ В
« 3
<Л
О ю
Л =В £ 2 ^ В
12 Й о л в л
15
2 в
о н £ к
§ I
о
в -и £
п 2 о
к в в о В
В
«
о
Ю О . о
X
в
X -
л В о В о
„ о л о
2 С л
н В а от я ^
3
о
в 5
7х"
27
Окончание таблицы
Ы ЦП
Основание классификации
Уровень финансового учреждения
Национальный уровень
Право и правоохранительная деятельность
Финансовый мониторинг
Региональный уровень
Региональное вад-имодействие стран в сфере ПОД
Международный _уровень_
Международное в5аимодействие в сфере ПОД
Основные принципы
1. Участие в процедурах по ПОД всех сотрудников, осуществляющих финансовые операции или вступающих в контакты с клиентами.
2. Регулярный контроль, в том числе в форме проверок, со стороны контролирующего органа
1. Выделение отмывания денег в отдельное от основного преступления самостоятельное деяние.
2. Уголовная ответственность за него.
3. Конфискация имущества, использовавшегося в процессе отмывания преступных доходов, а также полученного в результате отмывания таких доходов
1. Обязанность стран создавать национальные системы ПОД.
2. Конфиденциальность проводимых мероприятий.
3. Вовлечение в систему ПОД всех финансовых посредников.
4. Невозможность под предлогом банковской тайны уклониться от участия в мероприятиях по ПОД.
5. Передача сведений о подозрительных операциях клиентов в подразделение национальной финансовой разведки.
6. Наделение финансовой разведки правом передавать информацию
о подозрительных сделках и их участниках в правоохранительные органы.
7. Ответственность участников финансового мониторинга за несоблюдение требований по ПОД
1. Вовлечение стран-участниц региональных организаций в международную систему ПОД и сохранение при этом финансовых систем этих стран
1. Вовлечение в международную систему ПОД всех стран мира.
2. Обязанность государств формировать национальные системы ПОД, отвечающие принципам ФАТФ.
3. Применение мер и наказаний к странам, не соблюдающим международные нормы ПОД
1. Признание рекомендаций ФАТФ.
2. Взаимные оценки
Основные процедуры и инструменты
1. Проведение финансовыми учреждениями идентификации своих клиентов и выгодоприобретателей.
2. Обеспечение финансовыми учреждениями прозрачности информации об участниках операций на всем пути перемещения денежных средств.
3. Сбор сведений о подозрительных операциях клиентов.
4. Передача информации о подозрительных операциях в подразделение финансовой разведки.
5. Отзыв лицензии у финансового учреждения, не исполняющего нор-мы по ПОД_
1. Внесение изменений в уголовное законодательство
1. Создание органа, выполняющего функции финансовой разведки.
2. Анализ финансовой разведкой сведений, поступающих от финансовых посредников, их обобщение и передача в правоохранительные органы
1. Разработка принципов ПОД.
2. Выработка способов доведения принципов ПОД до всех государств.
3. Контроль за соблюдением государствами принципов ПОД.
4. Применение мер к странам, не соблюдающим международные принципы ПОД
Л
региональные организации по типу ФАТФ. При этом сама ФАТФ входит в состав почти всех региональных организаций, обеспечивая им методологическую поддержку и участвуя во взаимных проверках.
Региональные объединения по ПОД создаются не только странами, ищущими пути сохранения своих финансовых систем в условиях ужесточения антиотмывочных мер, но и теми странами, которые стали инициаторами создания международной системы ПОД. Такая консолидация позволяет объединять усилия и более настойчиво и целеустремленно проводить политику ПОД.
К началу 2011 г. все страны, осуществляющие национальные программы по ПОД, были объединены в восемь региональных групп по типу ФАТФ. К ним относятся:
• Группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ЕСААМЛГ), основанная в 1999 г.;
• Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (ГАФИ-СУД), основанная в 2000 г.;
• Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ), основанная в 2004 г.;
• Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (КФАТФ), основанная в 1990—1992 гг.;
• Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ), основанная в 1997 г.;
• Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), основанная в 2004 г.;
• Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (МАНИВЭЛ), основанный в 1997 г.;
• Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИЯБА), основанная в 1999 г. [13].
Наряду со специализированными противолега-лизационными группами многие другие международные организации проводят активную работу по имплементации и практической реализации норм ПОД в национальные законодательные акты своих стран-участниц. Так, последние два десятилетия антилегализационная деятельность — одна из основных функций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Одним из основных направлений деятельности ОЭСР является борьба с отмыванием теневых капиталов и уходом от уплаты налогов. Нечестная налоговая практика не только искажает торговые и инвестиционные потоки и разрушает национальные налоговые базы, но и наносит значительный материальный ущерб. Так, развивающиеся страны теряют от этого ежегодно 50 млрд долл., а США — 70 млрд долл. [10].
Как и ФАТФ, ОЭСР ведет списки стран, ведущих недобросовестную налоговую политику, - «черный», «серый» и «белый» списки — в зависимости от степени открытости налоговой информации.
Последняя включает в себя сведения о масштабах полученных доходов и об источниках их возникновения. Готовность участвовать в обмене налоговой информацией есть одно из ключевых составляющих международной системы ПОД. Вместе с тем в ряде государств (Россия, Украина и др.) анти-легализационные процедуры не распространяются на доходы, сформированные в результате налоговых правонарушений.
Логика такого подхода строится на принципе, в соответствии с которым объектом антилегализа-ционного законодательства в этих странах являются доходы, полученные преступным путем, т. е. незаконно присвоенное чужое имущество. Однако уклонение от налогообложения по сути представляет собой прямо противоположный процесс — это усилия по сохранению собственных доходов от процедур отторжения в силу налогового законодательства [12].
Закрытость финансовой системы офшоров является серьезным препятствием на пути формирования единой системы ПОД.
В «черный» список входят четыре государства — Лабуан (Малайзия), Филиппины, Уругвай и Коста-Рика, отказывающиеся следовать международным стандартам открытости налоговой информации [8].
«Серый» список объединяет страны и территории, согласившиеся соблюдать эти стандарты, но пока не внесшие изменений в свое законодательство. По состоянию на 2 апреля 2009 г. в этом списке числилось 30 налоговых гаваней, в том числе Антилья, Белиз, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Лихтенштейн, Невис, т. е. так называемые налоговые убежища, а также Люксембург, Швейцария и ряд других стран, составившие группу «других финансовых центров» [11].
7х"
29
35 (77) - 2011
Денежное обращение
«Белый» список представлен такими странами: Австралия, Аргентина, Барбадос, Великобритания, Венгрия, Виргинские острова (США), Германия, Гернси (владение Великобритании), Греция, Дания, Джерси (владение Великобритании), Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Китай (исключая Гонконг и Макао), Корея, Маврикий, Мальта, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Остров Мэн (владение Великобритании), Польша, Португалия, Российская Федерация, Сейшельские острова, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Швеция, Япония. По мнению ОЭСР, эти страны в должной мере применяют стандарты, используемые на международном уровне.
Сопоставив эти списки, нетрудно заметить, что в «белый» список наряду с США, Германией, Францией попали такие юрисдикции, как Джерси, остров Мэн и даже Сейшельские острова, т. е. государства, которые были и остаются налоговыми гаванями. Такое положение стало возможным ввиду того, что главным критерием отнесения стран к тому или иному списку со всеми вытекающими санкциями служит заявление (декларация) страны о своем согласии с требованиями ОЭСР (в этом случае страна сразу попадает в «серый» список) и заключение достаточного количества (не менее 12) договоров с другими странами об обмене налоговой информацией, что гарантирует попадание в «белый» список. На практике соблюдение требований ОЭСР об открытости и прозрачности информации о налоговых нарушениях, а также исполнение заключенных межгосударственных договоров об обмене налоговой информацией до недавнего времени не контролировались.
Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма по типу ФАТФ (The Eurasian Group on Combating Money Laundering and Financing of Terrorism) создана по инициативе России. Учредительная конференция прошла в Москве 6 октября 2004 г. при участии президента ФАТФ Жана-Луи Форта. В настоящее время в группу входят девять государств: Белоруссия, Индия, Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Руководящим органом ЕАГ является Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ (Росфинмониторинг) [14].
В рамках своей деятельности ЕАГ проводит взаимные оценки соответствия национальных
противолегализационных систем своих государств международным стандартам, анализирует типологии в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма с учетом особенностей Евразийского региона, а также реализует программы технического содействия государствам — членам группы, включая обучение кадров.
Работа в ЕАГ по проведению взаимных проверок началась в 2007 г. с оценки Китая и Киргизии. В 2008 г. такую оценку прошли Россия (с участием ФАТФ и МАНИВЭЛ), Белоруссия и Таджикистан, в 2009—2010 гг. — Узбекистан. Учитывая специфику Евразийского региона, исследование типологий легализации преступных доходов и финансирования терроризма ведется в сфере трансграничных переводов физических лиц, в области хищений бюджетных средств и злоупотреблений должностными полномочиями руководителей организаций с государственной долей участия, во внешнеторговых операциях.
Таким образом, структура современной международной системы финансового мониторинга более, чем иные критерии, отражает основную проблему системы: соглашение с исполнением антилегализационных рекомендаций не в полном объеме приводит к тому, что одна группа стран считает достаточным придерживаться одной группы рекомендаций, другая группа — иной, и тогда запрос одной страны о предоставлении информации о той или иной операции, имеющей признаки отмывания денег, с высокой долей вероятности окажется отклоненным.
В условиях глобальной открытости финансовых институтов такая ситуация лишает правоохранительные органы запрашивающей стороны информации, необходимой для раскрытия преступления или целой преступной организации. Соответственно, полноценную отдачу от финансового мониторинга в международном масштабе возможно ожидать только после унификации антилегализационных норм между региональными объединениями стран по типу ФАТФ.
Список литературы
1. Вахания В. Деятельность Группы органов банковского надзора по офшорам, Организации экономического сотрудничества и развития и Форума финансовой стабильности в борьбе против преступности в сфере финансов // Право и экономика. 2004. № 8.
2. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // Сб. междунар. договоров СССР и РФ, выпуск XLVИ. М., 1994.
3. Конвенция ООН против коррупции (Мери-до, 31 октября 2003 г.) // Собр. зак-тва РФ, 26 июня 2006 г. № 26.
4. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (Палермо, 15 ноября 2000 г.). // Собр. зак-тва РФ, 3 мая 2004 г. № 18.
5. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности ETS № 141 (Страсбург, 8 ноября 1990 г.).
6. О принципах регулирования работы банков, осуществления практического контроля за их деятельностью и предупреждения криминального использования банковских систем для «отмывания денег» (Базельское соглашение, 12 декабря 1988 г.).
7. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ.
8. Официальный сайт Вольфсбергской группы. URL: www. wolfberg-principles. com.
9. Официальный сайт Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. URL: www. eurasiangroup. org/ru.
10. Региональные группы по типу ФАТФ: роль в глобальной системе ПОД/ФТ. URL: http:/www. eurasiangroup. org/files/bul_5(1). pdf.
11. Сахаров А. А. Международные финансовые центры // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. 2009. J№ 2. URL: http: www. reglament. net/bank/reglament/2009-2.htm.
12. Танющева Н. Ю. Теория финансового мониторинга. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2010. 243 с.
13. Текущий доклад о юрисдикциях, наблюдаемых глобальным форумом ОЭСР по импле-ментрованию налоговых стандартов, принятых на международном уровне / пер. А. Захарова. URL: http://Lawfirm. ru/article/index. php?d=481.
14. ФАТФ-GAFI. Typologies Report 2003-2004. URL:http:// ФАТФ-gafi. org/dataoecd/16/8/ 35003256.pdf.
4 октября 2011 г. в Москве крупнейшая консалтинговая компания России юридическая фирма «Клифф» проводит бизнес-завтрак «Электронные платежи. Правовые и налоговые вопросы»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
В программе мероприятия:
* новые и старые субъекты платежных систем, отраженные в Федеральном законе № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», их основные права и обязанности;
* что изменится у действующих игроков и что надо пересмотреть при осуществлении их деятельности;
* основные документы, которые необходимо привести в соответствие с новым законом;
* как построить новую платежную систему и что необходимо учесть при ее построении;
* особенности бухгалтерского учёта;
* налоговые аспекты электронных платежей (квалификация в целях исчисления налогов, НДС, налог на прибыль).
CUFF
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: (495) 504-34-61, (495) 504-34-65 либо e-mail: [email protected], [email protected], Кутин Виталий
www.cliff.ru
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения ' 31