Научная статья на тему 'Заслон для легализации преступных доходов и финансирования терроризма, противодействие коррупции (13-е пленарное заседание Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Москва, 14-15 декабря 2010 г. )'

Заслон для легализации преступных доходов и финансирования терроризма, противодействие коррупции (13-е пленарное заседание Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Москва, 14-15 декабря 2010 г. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Международное финансовое сообщество уделяет особое внимание борьбе с коррупционными преступлениями. Согласно итоговой декларации саммита «Группы двадцати», прошедшего летом 2010 г. в Торонто, принято решение о создании Рабочей группы для подготовки рекомендаций по борьбе с коррупцией. Рекомендации были рассмотрены на ноябрьской встрече в Сеуле. Они должны включать в себя обзор эффективных правил и механизмов борьбы со взяточничеством и коррупцией в государственном и частном секторах, предотвращения доступа коррумпированных лиц к глобальным финансовым системам, сотрудничества в отказе в визах, экстрадиции и возврате активов, а также защиты тех лиц, которые указывают на коррупцию и встают на борьбу с ней. Проблемы борьбы с коррупцией также обсуждались лидерами «Группы двадцати» на саммите в Питтсбурге в сентябре 2009 г., по итогам которого было сформулировано поручение ФАТФ изучить вопросы применения инструментов финансового мониторинга в целях противодействия коррупционным преступлениям (включая усиление стандартов в области идентификации клиентов, бенефициарных собственников и повышения финансовой прозрачности). На пленарном заседании в конце июня 2010 г. отмечалось, что ФАТФ изучит и опубликует информацию о том, как механизмы ПОД/ФТ могут быть использованы в целях борьбы с коррупцией, и проведет работу по усилению стандартов в этой области. Ожидается, что активное участие в этой работе примут и региональные группы по типу ФАТФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заслон для легализации преступных доходов и финансирования терроризма, противодействие коррупции (13-е пленарное заседание Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Москва, 14-15 декабря 2010 г. )»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

8 (101) - 2011

заслон для легализации преступных доходов и финансирования терроризма, противодействие коррупции

13-е Пленарное заседание Евразийской группы

по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Москва, 14—15 декабря 2010 г.

Индия из наблюдателя ЕАГ, созданной по инициативе России и объединяющей сегодня уже 8 стран, получила статус девятого полноправного члена этой авторитетной организации. Это означает, что Индия отныне сообща и на равных с другими членами ЕАГ будет предупреждать и блокировать исходящие от преступных финансовых и террористических кланов угрозы в адрес экономик этих стран с населением более миллиарда человек. Как сказал первый заместитель министра финансов Индии Бималь Джулка, его страна при поддержке ЕАГ уже наметила план действий по реформе своего «антиотмывочного» законодательства, исходя из новых вызовов преступников, в число которых входят как наркобизнесмены, строители финансовых пирамид, торговцы людьми и незаконным оружием, так и коррупционеры всех мастей и званий.

Таким образом, Россия, Индия, Китай становятся эпицентром международной борьбы с «грязными» капиталами не только в Евразийском регионе, но и на большей части планеты.

В ходе работы Пленарного заседания участники обсудили перспективы расширения состава наблюдателей ЕАГ и укрепления сотрудничества с региональными и международными организациями. Важным событием в этом направлении стало подписание Соглашения о взаимодействии с Межпарламентской ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ), которое прошло 15 декабря 2010 г. Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и МПА СНГ намерены развивать сотрудничество в целях гармонизации законодательства государств региона и организации всестороннего обмена информацией. Соглашение подписали председатель

52 -

ЕАГ Олег Марков и генеральный секретарь Совета МПА СНГ Михаил Кротов.

Пленарное заседание Евразийской группы проанализировало и утвердило к публикации результаты типологических исследований по рискам легализации преступных доходов и финансирования терроризма с использованием электронных денег, внешнеторговых операций, нетрадиционных финансовых институтов, альтернативных систем денежных переводов и др., которые проводились на площадке ЕАГ в течение 2010 г.

Потоки нелегальных денег, перетекающие и внутри стран, и утекающие за границу, «не работают» на экономики — а это ведет к дальнейшему обеднению граждан, росту преступности, терроризму, сокращению торговли и инвестиций, экономической нестабильности и хаосу. По оценкам международных экспертов, это триллионы долларов. Серьезность проблемы подтвердил представитель Управления ООН по наркотикам и преступности и Всемирного банка по Центральной Азии, главный специалист по финансовому сектору Клаудио Стролиго. В частности, сегодня перед борцами с грязными деньгами стоит новая беда транснациональных размеров: ускоренное перемещение гигантских потоков денег через Интернет, а в результате возникает усложнение расследований. Поэтому в одиночку, внутренними силами финансовых разведок отдельных стран уже не обойтись, нужны совместные усилия, четкая координация действий.

По словам Клаудио Стролиго, интернет-пространство стало сегодня основным местом отмывания денег. И по объемам уже превосходит даже сферу наркоденег. По сути, Стролиго признал бессилие крупнейших международных структур в

борьбе с этим злом. По его словам, ни одна страна или регион мира пока еще не достигли каких-либо заметных результатов в борьбе с перемещением грязных денег на киберпространстве. А в конвенции Совета Европы с ее жесткими требованиями по неограниченному доступу к национальным доменам и сайтам присоединилось лишь небольшое число государств.

Россия вместе со странами ЕАГ в качестве мер противодействия предлагает внести поправки в национальные законодательства, регулирую-

щие сферу электронных платежей. Например, в ближайшем времени лицензировать деятельность системы электронных денег, ввести ограничения на денежные переводы, отказывать в платежах, если не указано их назначение. Также одна из существенных мер контроля — жесткая «привязка» электронных кошельков к банковским картам их владельцев.

Подробно с документами 13-го Пленарного заседания можно ознакомиться на официальном сайте ЕАГ www. eurasiangroup. org.

Интервью доктора юридических наук, проректора

Российской правовой академии Министерства юстиции РФ В. В. Астанина

— Виктор Викторович, какова, на Ваш взгляд, роль международных структур в повышении эффективности мер борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов?

— Международные организации проводят большую работу по координации и унификации государственных политик в области противодействия коррупции и легализации преступных доходов, методологическому обеспечению исполнения международных конвенций и осуществлению контрольных мер по реализации международно-правовых обязательств на уровне национальных правовых систем.

В антикоррупционной мировой политике активную роль играют Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), Управление ООН по наркотикам и преступности, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В сфере противодействия легализации преступных доходов — это Международная группа по противодействию отмыванию денежных средств (ФАТФ) и ее региональные группы (на пространстве Европы и Азии) — Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МА-НИВЭЛ), Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ). Они способствуют объединению усилий государств на основе оценки эффективности принимаемых мер. В качестве одного из примеров такой работы можно выделить возвращение активов и конфискацию доходов, полученных коррупционным путем, в том числе той их части, которая используется для финансирования терроризма.

— Какие факторы Вы могли бы назвать из числа тех, которые создают предпосылки как для коррупции, так и легализации преступных доходов?

— Ключевые факторы продуцируются в плоскости транснациональной организованной преступности и связаны с финансовыми операциями, направленными на поддержку терроризма и экстремизма, легализацию доходов от торговли наркотиками, оружием и ограниченными в обороте химическими элементами, незаконной миграцией. Подобные операции и правонарушения часто маскируются посредством подкупа или коррупционных технологий.

Технологии коррупции и отмывания преступных доходов, как правило, имеют общие черты и развиваются в наиболее уязвимых, недостаточно прозрачных сферах деятельности.

— Какие общие задачи для совершенствования систем противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) и борьбы с коррупцией можно определить?

— Различия в национальных законодательствах о противодействии коррупции, а также борьбе с отмыванием денег весьма привлекательны для преступников. В этом смысле обретает актуальность синхронизация законодательных подходов и лучших практик в антикоррупционной политике и противодействии легализации преступных доходов, причем как на внутригосударственном, так и международном уровне. Общие задачи, которые стоят перед нами, заключаются в повышении эффективности профилактических мер. Большое значение имеет стандартизация правил регулирования внешнеэкономического сотрудничества в частноправовой сфере, особенно в банковской среде, которая всегда подверже-

- 53

на рискам сокрытия и легализации преступных доходов.

Одновременно с этим важная роль в предупреждении коррупции и отмывания преступных доходов отводится разработке криминологически значимых устойчивых признаков, схем и тенденций этих преступлений. Речь идет о так называемых типологических исследованиях, которыми занимаются ФАТФ, ЕАГ и другие региональные группы.

Общей задачей также является разработка профессионального стандарта в обеих областях, охватывающего все уровни специализации — от аналитики до практической работы. Насколько

мне известно, эксперты Евразийской группы уделяют этому инновационному направлению сегодня довольно большое внимание и проводят соответствующую исследовательскую работу.

Необходимо также отметить актуальность создания общих компонентов системы мониторинга областей, где коррупция и отмывание преступных доходов являются предикатными по отношению друг к другу явлениями. Решение этой задачи облегчит работу экспертов при заполнении вопросников и составлении отчетов, которых требуют международные структуры (ГРЕКО, ФАТФ и др.), осуществляющие контроль за исполнением странами международных правовых обязательств.

Интервью заместителя начальника Управления анализа и координации деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу, сопредседателя Рабочей группы по типологиям в Евразийской группе (ЕАГ) И. Е. Волуевича

В настоящее время в ЕАГ входят Белоруссия, Индия, Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателя в ЕАГ предоставлен 16 государствам и 15 международным организациям. Создание группы было поддержано ФАТФ, Международным валютным фондом и Всемирным банком. По мнению И. Е. Волуевича, общепризнанные стандарты в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма направлены на минимизацию рисков финансовой преступности и повышение прозрачности деловых отношений. Однако некоторые эксперты считают, что стандарты противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) и механизмы финансового мониторинга должны распространяться и на сферу борьбы с коррупцией.

— Игорь Евгеньевич, коррупция представляет серьезную угрозу национальным экономикам различных стран. Какая роль, на Ваш взгляд, отводится в борьбе с коррупцией международным организациям?

— В современных условиях коррупция рассматривается не только как масштабная социальная проблема, но и как реальная угроза для экономики. Построение эффективной системы противодействия коррупции выходит за рамки национальных стратегий безопасности, поэтому возрастает роль международного сообщества в распространении лучшего опыта и наиболее успешных практик.

Выработку инструментов борьбы с коррупцией на трансграничном уровне осуществляют ООН, Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) и другие международные организации. Занимаются изучением применения механизмов финансового мониторинга для противодействия коррупционным преступлениям и Международная группа по противодействию отмыванию денежных средств (ФАТФ) и ее региональные группы.

— Каким образом применение стандартов ФАТФ может повысить эффективность борьбы с коррупцией?

— В настоящее время сформированы и эффективно применяются в большинстве государств 40+9 Рекомендаций ФАТФ, которые позволяют защитить национальные экономики от обращения преступного капитала. В числе этих стандартов — жесткие требования к финансовым учреждениям по соблюдению принципов прозрачности операций и надлежащей проверке клиентов и собственников бизнеса.

Стандарты обязывают финансовые институты также осуществлять контроль за операциями высокопоставленных чиновников и членов их семей. Эти подходы могут применяться и в рамках антикоррупционных механизмов.

Таким образом, инструменты служб внутреннего контроля кредитных, страховых, лизинговых и иных организаций, осуществляющих операции с

денежными средствами, позволяют выявлять признаки отмывания доходов, полученных в результате коррупционных преступлений.

— Ваша деятельность — как в рамках Рабочей группы ЕАГ, так и в Росфинмониторинге — непосредственно связана с исследованием типологий отмывания денег и финансирования терроризма. Доводятся ли результаты таких исследований до бизнес-сообщества?

— Компетентные органы, включая подразделения финансовой разведки и надзорные институты, исследуют наиболее распространенные преступные схемы и доводят разработанные типологии до частного сектора. На сайте ЕАГ (URL: http:// eurasiangroup. org) по поручению председателя Евразийской группы О. А. Маркова размещаются переводы типологий ФАТФ, которые ранее были доступны только на английском и французском языках, что расширяет возможности их практического использования финансовыми организациями. Такая обратная связь позволяет настраивать системы внутреннего контроля и выявлять подозрительные операции, сведения о которых передаются подотчетными организациями в ПФР.

На интернет-сайте ЕАГ также опубликованы результаты собственного исследования проблемы легализации доходов от хищения бюджетных средств, выделяемых государством, которое было проведено экспертами Евразийской группы в 2009 г.

— Каковы основные результаты исследования?

— Исследование выявило устойчивую связь между хищением бюджетных средств и коррумпированностью руководителей организаций, получивших эти средства, а также позволило проанализировать основные преступные тенденции. В частности, среди наиболее распространенных схем — применение трансфертного ценообразования с использованием аффилированных фирм- «прокладок», многократно увеличивающих стоимость имущества, приобретенного на государственные средства. Как показывает практика, такие злоупотребления зачастую совершаются с участием коррумпированных функционеров, в том числе на этапе проведения аукционов и конкурсов.

В целом любое коррупционное преступление так или иначе связано с отмыванием денег: будь то коррупция в госсекторе или бизнесе. Капитал, полученный неправомерным путем, зачастую возвращается в легальную экономику через банковскую систему, используется для приобретения недвижимости или иных активов. Отслеживать и пресекать подобные операции помогают типологические признаки, выявляемые в результате исследований

и сформулированные в виде рекомендаций государственными органами и частному сектору.

— Насколько эффективна практическая деятельность региональных групп по типу ФАТФ в сфере противодействия экономическим преступлениям и коррупции?

— Предупреждение и выявление таких преступлений, как коррупция, невозможно без установления действенного контроля за финансовыми потоками, в том числе трансграничными, а также тесного взаимодействия финансовых учреждений и соответствующих государственных органов. Поэтому региональные группы по типу ФАТФ (РГТФ) — необходимый и действенный инструмент для формирования прозрачной финансовой системы, цивилизованных деловых отношений между государством и бизнесом и повышения инвестиционной привлекательности того или иного региона.

Во-первых, благодаря усилиям РГТФ все больше стран начинает взаимодействовать с ФАТФ, и внедрение международных «антиотмывочных» стандартов становится нормой для правовых государств.

Во-вторых, в задачи региональных групп входит развитие сотрудничества между государством и частным сектором в области противодействия отмыванию доходов и иным экономическим преступлениям. Борьба с легализацией криминальных денег и коррупционными схемами должна осуществляться государством на постоянной основе. Однако она не может препятствовать развитию легального бизнеса: непродуманные запретительные меры дают обратный эффект, заставляя предпринимателей уводить доходы «в тень».

Роль ЕАГ заключается в формировании комплексного информационного поля о международной системе ПОД/ФТ, в том числе и путем разъяснения международных стандартов и распространения методологий и лучших практик по их применению в ходе встреч и консультаций с частным сектором.

Наконец, необходимо понимать, что евразийский регион имеет выраженную национальную, экономическую и политическую специфику, и в разработке мер противодействия преступному капиталу и связанным с ним негативным явлениям необходимо участие экспертов, хорошо понимающих особенности региональной финансовой инфраструктуры. Именно поэтому роль региональных организаций, одной из которых является Евразийская группа, в формировании действенных мер борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями очень велика.

55

ОТ РЕДАКЦИИ. Международное финансовое сообщество уделяет особое внимание борьбе с коррупционными преступлениями. Согласно итоговой декларации саммита «Группы двадцати», прошедшего летом 2010 г. в Торонто, принято решение о создании Рабочей группы для подготовки рекомендаций по борьбе с коррупцией. Рекомендации были рассмотрены на ноябрьской встрече в Сеуле.

Они должны включать в себя обзор эффективных правил и механизмов борьбы со взяточничеством и коррупцией в государственном и частном секторах, предотвращения доступа коррумпированных лиц к глобальным финансовым системам, сотрудничества в отказе в визах, экстрадиции и возврате активов, а также защиты тех лиц, которые указывают на коррупцию и встают на борьбу с ней.

Проблемы борьбы с коррупцией также обсуждались лидерами «Группы двадцати» на саммите в Пит-тсбурге в сентябре 2009 г., по итогам которого было сформулировано поручение ФАТФ — изучить вопросы применения инструментов финансового мониторинга в целях противодействия коррупционным преступлениям (включая усиление стандартов в области идентификации клиентов, бенефициарных собственников и повышения финансовой прозрачности).

На пленарном заседании в конце июня 2010 г. отмечалось, что ФАТФ изучит и опубликует информацию о том, как механизмы ПОД/ФТ могут быть использованы в целях борьбы с коррупцией, и проведет работу по усилению стандартов в этой области. Ожидается, что активное участие в этой работе примут и региональные группы по типу ФАТФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.