Научная статья на тему 'Основные проблемы обеспечения качества начального и среднего профессионального образования обучающихся профессиональных колледжей'

Основные проблемы обеспечения качества начального и среднего профессионального образования обучающихся профессиональных колледжей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
823
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы обеспечения качества начального и среднего профессионального образования обучающихся профессиональных колледжей»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОЛЛЕДЖЕЙ

ВОРОНИН А.В., АРТЕМЬЕВА Л.А.

Необходимость интенсивного формирования нового качества российского профессионального образования, и в особенности начального и среднего профессионального образования, обозначена как системообразующая идея в Концепции модернизации российского образования до 2010 года.

Данная идея рассматривается как концептуальная в Законе о начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве на всех уровнях теоретического обоснования среднего профессионального образования: уровне управляющих структур региона - уровне управленческих структур колледжей - нормативного, информационного, научно-методического и материально-технического обеспечения колледжей - педагогической деятельности преподавателей и мастеров - студентов (учащихся).

Кардинальные изменения, происходящие в последнее десятилетие в политической жизни и экономике города Москвы, определили адекватные проблемы в профессионально-квалификационной структуре занятости населения. Одновременно возникает проблема разработки принципиально новой для Москвы системы качественного профессионального образования, происходящая на фоне сложной демографической ситуации «утечка мозгов» резко снижает качественные параметры трудового потенциала Москвы, на подготовку которого затрачиваются огромные ресурсы.

В последние десятилетие в городе Москве определились устойчивые социально-экономические, демографические и организационно-педагогические тенденции нарастающего дефицита квалифицированных рабочих и специалистов, сдерживающих развитие экономики столицы, для которой в настоящее время характерно стабильное уменьшение кадров, занятых в промышленности, строительстве при одновременном увеличении доли занятых в непроизводственном секторе, такая тенденция предположительно сохранится до 2010 года, после чего начнется рост потребности в специалистах обеих сфер. С 2005 года численность на крупных и средних промышленных предприятиях стабилизировалось на уровне 500 тыс. человек. Из них рабочие высшей квалификации (5-6 разряд) составляют только 20%, ранее их количество достигало 60%.

В последние годы в деятельности учреждений системы начального и среднего образования наблюдается нарастающая социальная направленность. Более 60% обучающихся в системе - подростки из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (из пяти тысяч сирот, обучающихся в системе столичного образования, три тысячи приходятся на колледжи) В 45 колледжах столицы учатся 3084 учащихся и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Система НПО и СПО в современных условиях не выдерживает конкуренции с вузами с точки зрения привлекательности для потенциальных абитуриентов. В ближайшие годы ожидается резкое сокращение выпускников московских школ, поступающих в учебные заведения начального и среднего образования, а значит и сокращение учебных заведений данной ступени образования. Одной из причин такого положения является демографический спад и, как следствие, комплектование учреждений начального и среднего образования по «остаточному принципу» контингентом, не способным продолжать обучение ни в общеобразовательной школой, ни в вузах столицы, и не готовым к получению профессий и специальностей высокой квалификации, востребованных развивающимися предприятиями организациями.

Наряду с уже выделенными проблемами наблюдается отставание нормативно-правовой базы и регламента деятельности учреждений профессионального образования, определяющих экономико ориентированную образовательную политику столицы, а также сдерживание бюджетного финансирования системы начального и среднего образования при отсутствии эффективной нормативной базы и механизма многоканального финансирования, привлечения инвестиций предприятий.

Итоги изучения законодательной базы, экономического, финансового, организационно - педагогического потенциала и программ развития профессионального образования города Москвы позволили определить основные причины отставания системы НПО и СПО от потребностей в рабочих кадрах:

- несоответствие структуры подготавливаемых рабочих кадров и специалистов потребностям городской экономики;

- несформированность единого пространства непрерывного профессионального образования, целостной системы профессионального образования города;

- неудовлетворенность работодателей качеством подготовки рабочих кадров и специалистов;

- физический и моральный износ материально - технической базы большинства учреждений начального и среднего профессионального образования города;

- отсутствие эффективного механизма воспроизводства инженерно - педагогических кадров;

- неразработанность федеральной и региональной нормативно - правовой базы профессионального образования, в частности положений новых типов интегрированных учреждений НПО-СПО, дающих

возможность реализовать идею непрерывного профессионального образования рабочих кадров и специалистов;

- несвоевременный и слабый менеджмент учреждений начального и среднего профессионального образования;

- отсутствие развитой инновационной педагогической инфраструктуры.

Перечисленные тенденции и причины кризисного состояния воспроизводства квалифицированных рабочих и специалистов в столице определили направления управленческой, научно-методической и образовательной политики ГОУ СПО Политехнический колледж №8 им. Дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова по созданию современной системы управления качеством профессионального образования рабочих и специалистов в политехническом колледже. В решении данной проблемы мы исходим из следующих системообразующих подходов.

Подход первый - должное качество профессионального образования не может быть обеспечено при использовании в производственном обучении и практике изношенной техники и устаревших моделей оборудования. Планируемая в 2007-2010 гг. модернизация материально-технической базы и инфраструктуры колледжа - организационно - педагогический и технологический механизм качественного профессионального образования его студентов (учащихся).

Подход второй - действующие государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования пока не согласуются с требованиями международных стандартов качества. Квалификационные характеристики по некоторым профессиям не соответствуют современным требованиям к подготовке квалифицированных рабочих инновационных производств. Необходима поэтапная разработка и внедрение инновационной системы управления качеством профессионального образования в политехническом колледже

Подход третий - в настоящее время степень участия работодателей в решении проблем начального и среднего профессионального образования минимальна, в том числе в разработке образовательных стандартов согласующихся с современными и перспективными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в Москве отсутствует единый центр ответственности за методическое обеспечение профессионального образования колледжей машиностроения. Данные функции могут выполнить только специально созданные научно-методические центры и службы.

Четвертый подход - в настоящее время требует реформирования система оценки качества образовательного процесса общего начального и среднего профессионального образования, в том числе с позиций инновационного образования. Необходим поэтапный переход с традиционной системы к рейтинговой системе (первый этап) - кредитной системы (второй этап) - сертификации (третий этап) учащихся и выпускников колледжей

Пятый подход - качество профессионального образования выпускников системы начального и среднего профессионального образования политехнических колледжей - их профессиональная, психологическая, социальная и личностная готовность к профессионально-трудовой деятельности напрямую зависит от уровня квалификации (качества) инженерно-педагогического состава колледжа, увеличения объемов практических занятий и специальных дисциплин. Сегодня требует реформирования система оценки качества инженерно - педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения, предполагающая создание двух независимых систем: 1)инновационной многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических кадров и 2) инновационной системы независимой аттестации и сертификации ИПР колледжей.

Шестой подход - анализ систем управления качеством профессионального образования студентов (учащихся) в профессиональных колледжах Москвы, показывает, что при внешнем разнообразии педагогических форм (результаты исследования ГЭП Колледжа гостиничного хозяйства «Царицыно» №37) они формируют унифицированную модель управления качеством профессионального образования колледжа. Данная модель ориентирована на традиционные процедуры аттестации (контроль качества по ЗУНам -знаниям, умениям и навыкам), а не на модули профессиональных компетенций, как это сегодня делается в большинстве зарубежных профессиональных школ и сертифицированных вузах Российской Федерации. Необходимы специальные исследования данной проблемы.

Таким образом, актуальность создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления качеством профессионального образования (далее - СУКПО) политехнического колледжа определена современными требованиями социально - экономического и технико-технологического развития информационных машиностроительных производств к профессиональной подготовке конкурентоспособных квалифицированных рабочих и компетентных специалистов. При этом управление качеством подготовки квалифицированных кадров в колледже должно быть построено так, чтобы отклонения от заданных требований предупреждались, а не исправлялись после их обнаружения.

Как показал анализ директивных документов Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Министерства образования и науки РФ (2004-2007гг.), российская система профессионального образования ориентируется на интеграцию в европейское образовательное пространство, где реализуются нормы обеспечения качества, заложенные в серии международных стандартов семейства ISO 9000 и международная «модель качества», разработанная Европейским фондом управления качества (EFGM)

Российская система оценки качества начального и среднего профессионального образования базируется на Государственной системе аттестации и аккредитации учреждений образования, Государственной

системе аттестации преподавателей и учащихся, которая реализуется специальными аттестационными подразделениями и комиссиями Министерства образования и науки РФ, Департамента образования города (в Москве) и колледжей .

При вхождении РФ в Болонский процесс, необходимо учитывать значительное расхождение «европейского» и российского подходов к определению «качества образования» и созданию СУКПО в профессиональных колледжах, что потребует формирования реалистичных путей сближения двух «систем качества» с учетом их позитивного опыта.

В российской системе высшего образования уже активно проходят процессы, направленные на обеспечение взаимного признания документов о высшем образовании в рамках Болонского процесса. Несмотря на все объективные сложности, данный процесс нарастает, поскольку системы высшего образования в РФ и странах ЕС вполне сравнимы по уровням и квалификациям. Наиболее сложна ситуация сближения двух уровней российского профессионального образования - начального (НПО) и среднего (СПО) с западной системой профессионального образования (ПО).

Российские системы НПО и СПО достаточно автономны, каждая из них имеет свои стандарты, собственную терминологию, иерархию квалификаций, преемственность между ними весьма ограничена. Это обусловлено разрывом в системах присваиваемых квалификаций.

Западные системы ПО объединяет общая интегрированная система квалификаций, которые в основном ориентированы на компетенции, а не на освоение конкретных программ обучения, как в российской системе НПО и СПО. Традиционные стандарты не позволяют измерить соответствие работника требованиям рабочего места, обеспечить гибкость образовательных траекторий и возможность эффективного «доучивания» и переобучения работников с одного рабочего места на другое, обеспечить системное управление качеством профессионального образования в колледжах.

В настоящее время актуальность проблемы системного управления качеством НПО и СПО в московских колледжах определяет проблематику научно-исследовательской и педагогической деятельности Городской экспериментальной площадки: «Разработка системы управления качеством профессионального образования для подготовки кадров машиностроительного профиля» (первого уровня), созданной в 2006 году на базе Политехнического колледжа №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова города Москвы. Участники ГЭП предлагают рассматривать решение данной проблемы в двух аспектах: 1) как актуальное направление научно-исследовательское деятельности ГЭП, результаты которой позволят концептуально обосновать и разработать технологию (механизм) инновационного перехода политехнических колледжей Москвы в режим развития; 2) как одно из основных стратегических направлений управленческой, образовательной, учебно-производственной и учебно-методической деятельности ГОУ СПО Политехнический колледж № 8 им. Дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова, обеспечивающей повышение качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.