МОНИТОРИНГ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ УКРУПНЕННОГО
КОЛЛЕДЖА
АРТЕМЬЕВА Л.А., БУРМИСТРОВА А.С., КУТОРГО Н.А.
Статья посвящена вопросам создания инновационных УМК преподавателями колледжа и особенностям его внедрения в образовательный процесс
Article is devoted questions of creation of innovative uchebno-methodical complexes by teachers of college and to features of its introduction in educational process
Укрупненный колледж (УК) - новый для РФ тип образовательного учреждения с контингентом студентов более одной тысячи, созданный на основе территориального или отраслевого принципа в системе непрерывного профессионального образования региона, осуществляющий многопрофильную и многоуровневую подготовку профессиональных кадров как минимум по трем профильным направлениям, включающим начальную профессиональную подготовку (регламент учебно-курсового или учебно-производственного комбината), начальное профессиональное образование (регламент ПТУ), среднее профессиональное образование (регламент техникума), повышенный уровень среднего профессионального образования как расширение квалификации или приобретение дополнительной квалификации, профессиональную переподготовку населения по заявкам предприятий, служб занятости и т.п.
Инновационный учебно-методический комплекс (УМК) - это объединение стандартизированных программно технических, технологических и учебно-методических средств, обеспечивающих полную совокупность конкурентоспособных образовательных услуг (организационных, методических, теоретических, практических, экспериментальных, консультационных и пр.), необходимых и достаточных для эффективного преподавания и самостоятельного изучения студентами конкретной учебной дисциплины в единой образовательной информационной среде (ЕИОС) с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) процесса обучения и инновационного машиностроительного производства.
В условиях новой экономической и образовательной политики города Москвы, определилась острая необходимость в разработке новых образовательных регламентов, правовых актов и учебно-методических комплексов, обеспечивающих современный уровень качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и компетентных специалистов в политехнических колледжах.
Сегодня преподаватели и мастера производственного обучения должны владеть методикой проектирования учебно-методических комплексов как отдельных дисциплин, так профессии и специальности в целом, уметь разрабатывать их и адаптировать к реальным условиям учебного процесса УМК преемственных образовательных траекторий многоуровневого непрерывного профессионального образования. Такая переориентация деятельности инженернопедагогических работников требует обновления всего учебно-методического и информационнометодического обеспечения учебного процесса. И эта потребность в отсутствии нового стандарта третьего поколения постоянно нарастает.
Поставленные перед профессиональными колледжами проблемы нетрадиционны для московской системы среднего профессионального образования и требуют оперативного научного их решения в рамках Городских экспериментальных площадок (далее - ГЭП).
Открытая в 2006 году ГЭП «Создание системы управления качеством профессионального образования рабочих и специалистов в политехническом колледже города Москвы» на базе ГОУ СПО Политехнический колледж №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова ДО горо-
Профессиональное образование. Столица | № 4 2010 1
да Москвы активно включилась в данный процесс. Одной из задач исследований ГЭП 2008-2009 учебного года являлось разработка содержания учебно-методических комплексов (далее - УМК) профессионального обучения для предметов и дисциплин начального и среднего профессионального образования.
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что в настоящее время в московских колледжах доминирует традиционный подход к составу, структуре и участию инженернопедагогических работников в разработке УМК учебных/предметов дисциплин и производственного обучения.
Традиционный подход. Традиционно в учебных заведениях НПО и СПО Москвы основу комплексного методического обеспечения предметов и профессий составляли средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса.
Основным исходным документом для разработки комплекса методического обеспечения предмета (профессии, специальности) являлись учебная программа, определяющая содержание процесса обучения по предмету в соответствии с требованиями производства к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.
Учебно-методический комплекс определялся как необходимый минимум учебнометодической документации и средств обучения по предмету (профессии, специальности), охватывающий все основное содержание программного материала и включающий:
- учебную документацию: учебный план, учебную программу, комплект перспективнотематических планов по всем темам предмета, перечень учебно-производственных работ по профессии и т.д.;
- средства для учащихся: учебные пособия (при отсутствии конспекты лекций, подготовленные преподавателями), справочники, сборники задач, заданий, упражнений и самостоятельных работ, руководства для выполнения лабораторно-практических работ, комплексы инструкционнотехнологической документации;
- дидактические средства для проведения занятии (уроке, лекции): наглядные пособия, технические средства обучения, тренажеры, тренировочные устройства для программированного обучения, программное обеспечение для учебных средств ЭВТ, дидактические материалы и т.д.;
- средства преподавания для преподавателя и мастера производственного обучения: методики по предмету (профессии), методические разработки т.д.
В ходе констатирующего эксперимента было также установлено участие инженернопедагогических работников в разработке традиционного учебно-методического комплекса специальных дисциплин на трех уровнях:
Первый уровень - весь УМК, разработанный в учебном заведении членами ПЦК, использовался преподавателем, мастером в готовом виде. Преподаватель и мастер обеспечивали лишь планирование и проведение занятий, текущий контроль знаний и итоговую аттестацию (до 70% преподавателей и мастеров).
Второй уровень - в отсутствии учебников и учебных пособий и при необходимости аттестации на высшую и первую категорию преподаватели и мастера разрабатывали средства для учащихся, дидактические средства для проведения занятии (уроке, лекции), средства преподавания (15-25% преподавателей и мастеров).
Третий уровень - авторские УМК преподавателей и мастеров-новаторов, разрабатывающих, в том числе и авторскую учебную документацию: экспериментальный учебный план, авторскую учебную программу, комплект перспективно-тематических планов по всем темам предмета, перечень учебно-производственных работ по профессии и т.д.(3-5% преподавателей и мастеров).
В ходе констатирующего эксперимента анализировалось состояние комплектации УМК дисциплин и производственного обучения инженерно-педагогическими работниками колледжа по следующим параметрам: наличие (отсутствие) учебников по общеобразовательному, общетехни-
ческому и специальному циклу дисциплин; преобладание учебников изданий до 2000 гг. издания; недостаточность учебников по специальностям, обеспечивающим изучение инновационного машиностроения и металлообработки, которые должны быть гибкими и мобильными по своему содержанию; наличие Целевой программа разработки учебно-методических комплексов нового поколения для профессиональной подготовки в колледжах, включающей обеспечение дисциплин общетехнических и специальных циклов, предусмотренных учебными планами и программами начального среднего профессионального образования; наличие (отсутствие) отсутствие электронных учебников - современных информационных технологий обучения, обеспечивающих высокую эффективность образовательного процесса; обеспечение библиотечного фонда профессиональных колледжей новыми учебниками, учебными пособиями и другими средствами обучения общетехнических и специальных циклов дисциплин и производственного обучения по наиболее массовым и приоритетным профессиям, востребованным на рынке труда города Москвы; инновационные возможности учебно-материальной базы преподавания общетехнических и специальных циклов дисциплин и производственного обучения; наличие научно-методической структуры и информационной инфраструктуры разработки и внедрения инновационных УМК; наличие (отсутствие) регламента участия инженерно-педагогических работников в разработке учебнометодического комплекса специальных дисциплин и производственного обучения.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что инновационный подход по разработке нового регламента создания УМК и его реализации находится в стадии становления, его необходимо оперативно разрабатывать и представлять результаты постоянного мониторинга к обсуждению преподавателей и мастеров производственного обучения колледжей.
В целях совершенствования учебно-методического обеспечения преподавания общеобразовательных предметов, общетехнических и специальных дисциплин, а также обеспечения инновационного производственного обучения по профессиям машиностроения и металлообработки необходимо было определить новые приоритеты и сформулировать конкретные задачи деятельности по этому направлению.
Данная задача решалась на основном этапе экспериментального исследования, в ходе которого разработаны концептуальные подходы - новые приоритеты к определению инновационной структуры УМК общеобразовательных предметов, дисциплин профессионально-технического цикла, определены новые требования к формированию УМК, дано педагогическое определение УМК, определен состав (компоненты) УМК общеобразовательных предметов, общетехнических и специальных дисциплин, разрабатываемых в рамках инновационных образовательных программ, разработана технология проектирования УМК, определено участие преподавателей и мастеров производственного обучения в разработке инновационных УМК.
Полученные результаты теоретического и опытно экспериментального исследования проблемы обоснования инновационного подхода по разработке нового регламента создания УМК общеобразовательных предметов, профессионально-технического цикла дисциплин и его апробация в учебном процессе ГОУ СПО Политехнический колледж №8, позволяют решить системно проблему научно-методического обеспечения общеобразовательных предметов, общетехнических, специальных дисциплин и производственного обучения. Мы исходим из следующих концептуальных подходов и организационно-педагогических регламентов:
1. Обеспечение развивающей функции содержания начального и среднего профессионального образования, акцент на формирование профессионально важных качеств личности студентов требует обновления всего информационно-методического обеспечения. Формирование инновационного учебно-методического комплекса общеобразовательных предметов, общетехнических, специальных дисциплин и производственного обучения в политехническом колледже предполагает реализацию следующих инновационных подходов: Формирование инновационного УМК общеобразовательных предметов, общетехнических, специальных дисциплинам и производст-
венного обучения в колледже предполагает реализацию следующих инновационных требований:
- ориентацию целевых и программных регламентов на требования работодателей, городской заказ и структуру образовательных услуг;
- реализацию требований образовательного стандарта третьего, в перспективе четвертого поколения (включая международный стандарт ИСО);
- ориентацию целевых и программных регламентов на требования инновационных производственных технологий машиностроения и металлообработки;
- определение новых требований к педагогической и профессиональной квалификации и компетенции преподавателей и мастеров производственного обучения;
- информатизацию учебного процесса и производственного обучения;
- ориентацию учебного процесса на инновационное оборудование, станочный и технологический парк инновационных машиностроительных и металлообрабатывающих производств;
- ориентацию на возможность самостоятельного изучения специальных дисциплин учащимися и студентами колледжа;
- необходимость соблюдения информационной защиты и авторских прав блоков информации УМК, обеспечивающих «ноу-хау», а значит конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, предусмотренных российским законодательством.
Учебно-Методический Комплекс (УМК) - это объединение стандартизированных программно-технических, технологических и учебно-методических средств и организационнопедагогических регламентов, обеспечивающих полную совокупность конкурентоспособных образовательных услуг (организационных, методических, теоретических, практических, экспериментальных, консультационных и пр.), необходимых и достаточных для эффективного преподавания и самостоятельного изучения студентами конкретной учебной дисциплины в единой образовательной информационной среде (ЕИОС) с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) процесса обучения и инновационного машиностроительного производства.
Целью учебно-методического комплекса является создание и реализация системы нормативных и учебно-методических документов, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с регламентом, определяемым государственным образовательным стандартом, требованиями предприятий-заказчиков.
Учебно-методический комплекс определяет диагностируемые цели обучения, дидактически обоснованную последовательность, методы и средства формирования у будущих рабочих и специалистов востребованного практикой уровня квалификации, профессиональных компетенций и гражданских качеств.
Анализ педагогических источников, опыт работы научно-методических служб профессиональных колледжей, опыт работы нашего колледжа позволяет предложить инновационный вариант состава учебно-методического комплекса, включающего следующие разделы:
1. Государственный образовательный стандарт по профессии, специальности (выписка).
2. Стандарты предприятий - заказчиков (заявки, рекомендации предприятий).
3. Международный стандарт ИСО.
4. Валеологический стандарт.
5. Нормативная учебная документация, включая: учебный - тематический план и учебную программу, с учетом комплексного подхода и модульного построения; график учебного процесса, определяющий количество видов работ по дисциплине.
6. Методическое обеспечение планирования, организации, проведения и анализа учебного процесса.
7. Методическое обеспечение теоретической подготовки обучающихся и студентов.
8. Нормативное оснащение техническими и информационными средствами обучения (техническое и технологическое обеспечение).
9. Учебно-практическое обеспечение лабораторных и практических занятий.
10. Учебно-методические кейсы для обучающихся по профессии или специальности.
11. Контрольно-измерительные материалы.
12. Рейтинговая система обучения по предмету/ дисциплине.
13. Материалы по развитию научно-технического творчества студентов
14. Нормативные требования к проведению и материалы открытых учебно-методических мероприятий.
15. Организационно - методические указания по освоению дисциплин.
16. Материалы по самообразованию, повышению квалификации и стажировке.
17. Материалы по подготовке к ЕГЭ по предмету.
18. Инновационная (творческая) деятельность преподавателя.
19. Презентация предмета/дисциплины, производственного обучения.
Создание инновационных УМК - это интегративный процесс поэтапной разработки стандартизированных программно-технических, технологических и учебно-методических средств, обеспечивающих полную совокупность конкурентоспособных образовательных услуг (организационных, методических, теоретических, практических, экспериментальных, консультационных и пр.), необходимых и достаточных для эффективного преподавания и самостоятельного изучения студентами конкретной учебной дисциплины в единой образовательной информационной среде (ЕИОС) с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) процесса обучения и инновационного машиностроительного производства.
Таблица 1. Технология создания УМК
1 этап специально созданной научно-методической лабораторией разработки стандарта и УМК (в составе членов ПЦК) определяется состав и структура УМК.
2 этап специальными разработанными регламентами определяется участие председателя ПЦК, УМО, преподавателя и мастера производственного обучения в разработке УМК учебных предметов и цикла специальных дисциплин по образовательной траектории: НПО - СПО -повышенный уровень.
3 этап проводится специальная подготовка преподавателей и мастеров производственного обучения для их участия в педагогическом проектировании, разработке, реализации, мониторинге и обобщении опыта реализации УМК в учебном процессе.
4 этап проводится разработка и предварительная экспертиза содержания инновационных УМК у работодателей, социальных партнеров и заказчиков.
5 этап проводится экспериментальная апробация УМК в учебном процессе в течение учебного года (экспериментальное обучение) с постоянным мониторингом результатов обучения.
6 этап проводится оптимизация состава и структуры УМК на основе результатов экспериментальной апробации; вносятся коррективы в структуру и содержание УМК на основе подведения результатов экспериментального обучения и широкого обсуждения заинтересованных сторон.
7 этап обсуждается и принимается состав и структура УМК на ПЦК, Методическим советом колледжа; издаются регламенты по составу, структуре, содержанию УМК учебных предметов, специальных дисциплин и профессионального обучения, деятельности учебно-методической службы, по постоянному мониторингу и совершенствованию УМК.
Применение данной технологии позволяет упорядочить процесс создания эффективного УМК учебной дисциплины, своевременно, оптимально и качественно создавать составляющие и компоненты учебно-методических комплексов в связи с изменениями содержания образования, гарантировать необходимый уровень и качество его
использования при подготовке специалиста, и, тем самым, повысить результативность образовательного процесса в УСПО.
Мониторинг (лат. Monitor — предостерегающий) — в широком смысле — специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.
Мониторинг УМК - методика и система наблюдений за изменениями в составе и структуре УМК, посредством сбора и анализа информации о наращивании уровней его оптимальной инновационности, дающая возможность наблюдать УМК в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов.
С целью определения оптимального состава, структуры и содержания УМК предметов/дисциплин, производственного обучения необходимо регулярно проводить мониторинг их разработки на основе специальных разработанной методики. Разработанная нами методика мониторинга создания и внедрения УМК учебного предмета/дисциплин, производственного обучения в колледже включает:
1. Определение оптимального состава УМК на основе специально разработанных опросников преподавателей общеобразовательных, общетехнических, специальных дисциплин и мастеров производственного обучения.
2. Определение уровня инновационности УМК.
3. Ежегодного планирования и отчетности преподавателей общеобразовательных, общетехнических, специальных дисциплин и мастеров производственного обучения.
Мониторинг создания и применения инновационного УМК преподавателями и мастерами производственного обучения колледжа проводится дважды в год (январь и май) на основе специально разработанных опросников , что позволило не только скорректировать его состав, но и принять единую Информационную карту создания УМК. Такие карты заводятся каждым преподавателем, постепенное их заполнение позволяет судить, как об уровне разработки содержания и образовательных технологий по данной дисциплине, так и оценивать при аттестации инновационный уровень деятельности всех преподавателей колледжа, использовать данные материалы для рейтинговой оценки их деятельности.
Для определения состояния и уровня разработки учебно-методического комплекса нами были разработаны:
- информационная карта предмета/дисциплины для преподавателей колледжа.
- информационная карта производственного обучения для мастеров производственного обучения колледжа.
Информационные карты заполняются преподавателями и мастерами производственного обучения в течение года в соответствии с Индивидуальными планами их методической работы и повышения квалификации.
В конце учебного года отчеты преподавателей и мастеров производственного обучения заслушиваются на ПЦК и утверждаются председателем ПЦК и руководителем учебнометодической службы территориального отделения колледжа.
Определяется количество разделов УМК, разработанных по каждому предмету/дисциплине, производственному обучению. Собранные данные вносятся завучем в сводную таблицу.
Таблица 2. Определение оптимального состава УМК
Профессия/специальность____________________________________________________
Территориальное отделение Дата заполнения:
-Уревни-разра-_ Проф. подготовка НПО СПО ДПО
ботки УМК Пред- меты Дис- цип- лины П/о Пред ме- ты Дис- цип- лины П/о Пред ме- ты Дис- цип- лины П/о Пред- меты Дис- цип- лины П/о
^Разделы УмК^см- опросник) Пе- рече нь Пе- рече нь Пере чень Пере чень Пере чень Пере чень Пере чень Пе- рече нь Пе- рече нь Пе- рече нь Пе- рече нь Пере- чень
Раздел 1. Государственный образовательный стандарт_по профессии, специальности (выписка)
Раздел 2. Стандарты предприятий - заказчиков (заявки, рекомендации предприятий)
Раздел 3.Международный стандарт ИСО.
Раздел 4. Валеологиче-ский стандарт.
Раздел 5. Нормативная учебная документация (полный комплект)
учебный - тематический план
учебная программа,
учебная программа с учетом комплексного подхода и модульного построения;
график учебного процесса, определяющий количество видов работ, выполняемых по дисциплине.
Раздел 6. Методическое обеспечение планирования, организации, проведения и анализа учебного процесса
Раздел 7. Методическое обеспечение теоретической подготовки обучающихся и студентов
Раздел 8. Нормативное оснащение техническими и информационными средствами обучения (техническое и технологическое обеспечение)
Раздел 9.Учебно-практическое обеспечение лабораторных и практических занятий
Раздел 10.Учебно-методические кейсы для обучающихся по профессии или специальности
Раздел 11.Контрольно -измерительные материалы
Раздел 12. Рейтинговая система обучения по предмету/дисциплине
Раздел 13.Материалы по развитию научнотехнического творчества студентов
Раздел 14. Нормативные требования к проведению и материалы открытых учебно-методических мероприятий
Раздел15. Организационно - методические указа-ния_по освоению дисциплин (учебных предметов)
Раздел 16. Материалы по самообразованию, повышению квалифика-
ции и стажировке
Раздел 17. Материалы по подготовке к ЕГЭ по предмету
Раздел18. Инновационная (творческая) деятельность преподавателя 1.Инновационные технологии, используемые при разработке документации УМК: - личностно - ориентированное обучение
-продуктивное обучение;
- модульная;
-модульно-ком петентостная;
-проблемное обучение;
-методика Шаталова (опорные конспекты);
-интерактивная доска;
-информатизация обучения;
-рейтинговая система оценки знаний;
-использование сети Интернет
Кол-во разработанных разделов:
По мере разработки УМК преподавателем заполняются все разделы. УМК считается разработанным после его утверждения на ПЦК.
Фронтальный мониторинг создания инновационных УМК преподавателями и мастерами производственного обучения (2009-2010 гг.) позволил определить четыре уровня инновационности разработки УМК:
Первый уровень (традиционно-исполнительский) - УМК, разработанный в учебном заведении членами ПЦК, может использоваться преподавателем, мастером только в готовом виде, при необходимости аттестации на вторую категорию. Преподаватель и мастер обеспечивали лишь планирование и проведение занятий, текущий контроль знаний и итоговую аттестацию (до 60% преподавателей и мастеров).
Второй уровень (профессионально-аттестационный) - в отсутствии учебников и учебных пособий и при необходимости аттестации на первую категорию преподаватели и мастера разрабатывали средства для учащихся, дидактические средства для проведения занятии (уроке, лекции), средства преподавания (15-25% преподавателей и мастеров).
Третий уровень (профессионально-авторский) - авторские УМК преподавателей и мастеров производственного обучения, разрабатывающих, в том числе и авторскую учебную документацию: экспериментальный учебный план, авторскую учебную программу, комплект перспективно-тематических планов по всем темам предмета, перечень учебнопроизводственных работ по профессии и т.д.(3-5% преподавателей и мастеров). Данные УМК могут использоваться при экспериментальном обучении, и при необходимости аттестации преподавателей и мастеров производственного обучения на первую - высшую категорию.
Четвертый уровень (профессионально-экспертный) - авторские УМК преподавателей и мастеров-новаторов, рекомендованные экспертным советом для массового внедрения в систему НПО и СПО (1-2% преподавателей и мастеров). Высшая квалификационная категория.
Для определения уровня инновационности УМК, учебно-программная и методическая документация, отмеченная преподавателем/ мастером производственного обучения в Опросниках 1 и 2, вносится в итоговую таблицу (Таблица 3).
Анализ результатов мониторинга является информационной основой принятия управленческих решений по следующим системообразующим позициям обследования преподавания общеобразовательных, общетехнических, специальных дисциплин и производственного обучения в политехнических колледжах г. Москвы: определения уровня инновационности содержания и структуры УМК; создания системы повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, системы их стажировок; мотивации материального или иного вида поощрения преподавателей и мастеров п/о; качественной и количественной оценки освоения обучащимися содержания учебных предметов/ дисциплин; качественной оценки учебно-методической работы преподавателей и мастеров п/о при очередной аттестации.
Таблица 3. Определение уровня инновационности УМК и инновационной деятельности
преподавателя/ мастера п/о
название предмета/дисциплины, производственное обучение
Специальность/профессия_______________Территориальное Отделение________________
Ступень обучения: НПО, СПО, группы ООО, ДПО, подготовительные курсы (подчеркнуть).
Ф.И.О. преподавателя/мастера п/о Дата заполнения: _______
^Критерии уровня инновационности умКЧ Разделы УМК (см. опросник) 1уровень В разделы УМК включена нормативная учебная документация, заимствованная преподавателем «в готовом виде» 2 уровень В разделы УМК включены авторские методические разработки преподавателя (отметить в разделах) 3 уровень Компьютерноинформационное обеспечение разделов, экспериментальные авторские программы, пособия, сборники заданий, конспекты лекций, системный мониторинг, рейтинговая оценка студентов 4 уровень Инновационный УМК (его основные разделы) утвержденны и рекомендованы к массовому внедрению экспертным советом колледжа, региональных органов образования
да не разработан да да да
Раздел 1. Государственный образовательный стандарт_по профессии, специальности (выписка)
Раздел 2. Стандарты предприятий - за-казчиков_(заявки, рекомендации предприятий)
Раздел З.Международный стандарт ИСО.
Раздел 4. Валеологический стандарт.
Раздел 5. Нормативная учебная документация (полный комплект)
учебный - тематический план
учебная программа,
учебная программа с учетом комплексного подхода и модульного построения;
график учебного процесса, определяющий количество видов работ, выполняемых по дисциплине.
Раздел 6. Методическое обеспечение планирования, организации, проведения и анализа учебного процесса
Раздел 7. Методическое обеспечение теоретической подготовки_обучающихся и студентов
Раздел 8. Нормативное оснащение техническими и информационными средствами обучения (техническое и технологическое обеспечение)
Раздел 9.Учебно-практическое обеспечение лабораторных и практических занятий
Раздел 10.Учебно-методические кейсы для обучающихся по профессии или специальности
Раздел 11.Контрольно - измерительные материалы
Раздел 12. Рейтинговая система обучения по предмету/дисциплине
Раздел 13.Материалы по развитию научно-технического творчества студентов
Раздел 14. Нормативные требования к проведению и материалы открытых учебно-методических мероприятий
Раздел 15.Организационно - методические указания_по освоению дисциплин (учебных предметов)
Раздел 16. Материалы по самообразованию, повышению квалификации и стажировке
Раздел 17. Материалы по подготовке к ЕГЭ по предмету
Раздел 18. Инновационная (творческая) деятельность преподавателя 1.Инновационные технологии, используемые при разработке документации УМК: - личностно - ориентированное обучение
-продуктивное обучение;
- модульная;
-модульно-компетентостная;
-проблемное обучение;
-методика Шаталова (опорные конспекты);
-интерактивная доска;
-информатизация обучения;
-рейтинговая система оценки знаний;
-использование сети Интернет
Количество инноваций:
Предложенный подход к разработке и реализации инновационного учебно-методического комплекса предметов/дисциплин позволит обеспечить необходимый уровень преподавания и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения укрупненных колледжей.
С целью определения окончательного регламента разработки и внедрения инновационных УМК учебных дисциплин колледжами Москвы необходимо решить в 2009-2010 учебном году ряд задач:
1. Провести мониторинг реального состава, структуры и содержания УМК.
2. Обосновать необходимость создания специальной организационной структуры колледжей
- Методической лаборатории разработки УМК - для предстоящей реализации требований Федерального стандарта третьего поколения.
Библиографический список
1. Анненкова Т.И. Формирование учебно-методического комплекса по специальным дисциплинам в колледже на основе требований работодателей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Москва, 2005 220 с. РГБ ОД, 61:05-13/2064.
2. Воронин А.В Этапы становления и развития интегрированных учебных заведений среднего профессионального образовательного образования // Образование через всю жизнь: Труды международного сотрудничества в области непрерывного образования для устойчивого развития. Т.5, - СПб, 2007. - С.91-94.
3. Воронин А.В., Артемьева Л.А. Основные проблемы обеспечения качества начального и среднего профессионального образования студентов (учащихся) профессиональных колледжей города Москвы. - «Профессиональное образование. Столица» №4, 2008. - С. 16-18.
4. Интегрированная модель многоуровневого профессионального образования // Профессиональное образование. Столица // № 12, 2008
5. Попова Е.М. Подходы к построению модели воспитательной системы колледжа./ Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица» №3 2008.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, инновационный, экспертиза, профессиональное образование.
Keywords: innovative, examination, vocational training, educational and methodical complex.