DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-72-77
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В ФОРМАТЕ ЕГЭ
Егорова Э.В.1, Крашенинникова H.A.1, Крашенинникова Е.И.3, Платонова Е.В.4
ЮКСГО: 0000-0002-9731-8386, 2ORCID: 0000-0002-7234-4705, 3ORCID: 0000-0001-7507-255Х, 4ORCID: 0000-0003-4862-3357, Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Российская Федерация
Задание 40 Единого государственного экзамена по английскому языку, проверяющее умение строить развернутое письменное высказывание на заданную тему, выражать и аргументировать свои мысли, демонстрируя при этом лексические, грамматические и орфографические навыки, относится к высокому уровню сложности. Исходя из предложенной темы, учащиеся должны сформулировать проблему и привести аргументы и контраргументы, помнить о средствах логической связи и формате, которому необходимо придерживаться.
Кроме того, экзаменуемым необходимо помнить и об объеме своего сочинения. Авторы статьи, опираясь на опыт работы, пытаются выявить основные проблемы написания сочинения по английскому языку в формате ЕГЭ. Анализируя работы выпускников, они выявляют основные недочеты в работах, знание которых может помочь школьным учителям проводить подготовку учащихся более эффективно.
Ключевые слова: единый государственный экзамен; эссе; структура экзамена; эксперт; выпускник; аспекты оценивания.
MAIN CHALLENGES IN ESSAY WRITING: UNIFIED STATE EXAM IN ENGLISH
Egorova E. V.1, Krasheninnikova N.A.2, Krasheninnikova E.I.3, Platonova E. V.4
ЮЯСГО: 0000-0002-9731-8386,2ORCID: 0000-0002-7234-4705, 3ORCID: 0000-0001-7507-255X, 4ORCID: 0000-0003-4862-3357, Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation
The objective of Task 40 in the Unified State Exam in English is to assess the ability of school leavers to present a detailed written statement on a given topic, to express and argue their ideas. Moreover, they have to demonstrate high vocabulary, grammar and spelling skills. This task is considered to be of an advanced level. On the basis of the given topic, students should formulate the problem and come up with arguments and counterarguments, remember about the means of logical binding and essay format that should be followed. Besides, the examinees must stick to the wordage of their work Taking into consideration their experience the authors of this paper try to identify the main challenges in writing essays in English during the Unified State Exam. Analyzing the works of the school leavers, they reveal the most common mistakes and drawbacks in them. Such knowledge can help school teachers to train students more effectively.
Keywords: State unified Exam; essay; examination structure; expert; school leaver; aspects of estimation.
В настоящее время Единый государственный экзамен по английскому языку входит в перечень дисциплин, сдаваемых по выбору. Данный экзамен планируется сделать обязательным и проводить его на базовом и профильном уровне. На данном этапе ЕГЭ по английскому языку включает задания базового, повышенного и высокого уровня сложности [1, с. 75]. Так, написание развернутого высказывания на заданную тему (Задание 40) относится к высокому уровню сложности. В 2016 году в Ульяновской области учащимся было предложено
осветить проблему дистанционного обучения и ответить на вопрос, является ли, по их мнению, дистанционное образование лучшим из всех видов образования, аргументировав свою точку зрения [2, с. 243].
Формат написания эссе по иностранному языку остается без изменений несколько лет [3, с. 95]. Эссе должно состоять из 5 абзацев: введение (постановка проблемы), выражение своей точки зрения (2—3 аргумента в ее под держку), представление контраргумента, опровержение противоположной точки зрения, вывод с под держанием своего мнения. Объем сочинения должен составлять 200-250 слов. Сразу же хочется отметить, что каждый год эксперты сталкиваются с замечательными сочинениями, написанными хорошим языком, практически не содержащими грамматических ошибок, но совершенно не соответствующими формату ЕГЭ [4, с. 2595]. Чаще всего встречаются два варианта: либо учащийся просто описывает свое отношение к проблеме, либо он высказывает мнение, что поставленная проблема имеет положительные и отрицательные стороны и описывает их. До сих пор эксперты не могут ответить на вопрос, как оценивать сочинения такого плана. По существующим критериям необходимо ставить 0 за невыполнение коммуникативной задачи и, следовательно, О за все задание. Однако, очевидно, что ребенок, написавший такое эссе владеет иностранным языком на достаточно высоком уровне. На данный момент проблема так и остается неразрешенной [5, 6].
Еще одна проблема написания эссе кроется, на наш взгляд, в неоднозначности самих тем, когда даже на родном языке трудно придумать аргументы за и против, не говоря о том, чтобы выразить свое мнение на иностранном языке. Именно поэтому, как нам кажется, средний объем сочинения колеблется в пределах 190-210 слов, то есть ближе к нижней планке.
Несмотря на то, что сейчас иностранный язык идут сдавать в основном хорошо подготовленные и нацеленные на экзамен выпускники, 16 человек (около 4% экзаменуемых) не справились с заданием. Это связано с неправильным пониманием термина distance learning. Экзаменуемые поняли его как обучение в другом городе или стране (Studying abroad is very expensive). Очень многие, формулировали
проблему в общих словах (Distance learning is not the best form of education) и рассуждали о необходимости дистанционного обучения для отдельных районов или категорий граждан (Distance learning is the best decision for people who living in village where is no school or school located veryfar!If you have any problems with your health you can learning at home or hospital). Такие работы вызывали затруднения у экспертов при оценивании. При всей логичности они имели отклонения от предложенного плана. Часто выпускники не могли сформулировать проблему, просто переписывая утверждение. Большое количество недочетов связано с заключением: учащиеся не подтверждают свою точку зрения, а утверждают равноправие взглядов на проблему (In conclusion I should say: so many people, so many opinions).
На наш взгляд, основная проблема неточного раскрытия содержания кроется в том, что данная тема достаточно далека от учащихся. Им сложно подобрать аргументы даже на русском языке. Более того, проблемы вызывает и подбор синонимов к термину distance learning. Отсюда возникает проблема постоянных повторов, ограниченной лексики или русицизмов, типа learn at(on) distance/distancely/study on a distance/learn on computer/a teacher and student are separated by physical distance и т.д. Стоит отметить, что языковое оформление остаётся самым слабым местом сочинений выпускников. Несколько работ были настолько слабы в языковом отношении, что эксперты не могли понять, о чем идет речь (Like a rule man can t do this normal, in the exit и will not good worker and will not professor).
В отношении грамматического оформления материала к основным ошибкам можно отнести следующие: отсутствие согласования между подлежащим и сказуемым (distance learning give you more knowledge)', (lam strongly believe) употребление предлогов (on distance; depend from)-, многочисленные ошибки, связанные с употреблением артикля (a education program/in village)-, несогласованность в числе между существительными и местоимениями (another people; that people)', to после модальных глаголов (I should to say) и др.
В заключении хочется отметить, что перед сдачей ЕГЭ необходимо знакомить учащихся с системой оценивания, поскольку боль-
шинство недочетов, вытекают именно из-за незнания критериев, по которым эксперты проверяют работу [7, с. 185]. Как результат, работы, оформленные в соответствии со всеми требованиям, но содержащие большое количество лексико-грамматических ошибок, и грамотно написанные работы, имеющие отклонения от указанного плана, оцениваются одинаково.
Список литературы
1. Воробьева С.Г., Клевцова Е.М., Крашенинникова Е.И., Миронче-ва О.А. Особенности устной части ЕГЭ по иностранному языку: нововведения и шиблоны // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 3-2 (59). С. 74-80.
2. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Ульяновской области в 2016 году: итоги, проблемы, пути решения. Ульяновск: Областное государственное автономное учреждение «Центр обработки информации и мониторинга в образовании Ульяновской области», 2016. С. 1019.
3. Данилина Л.П., Крашенинникова Е.И. Единый государственный экзамен и уровень владения иностранным языком // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Lingua Académica: актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики». Ульяновск: УлГУ 2016. С. 94-100.
4. Егорова Э.В., КрашенинниковаН.А., ЛистароваГ.Г., Макарова О.А., Мирончева О.А., Ускова Е.О. Личностные установки к изучению английского языка учащихся общеобразовательных школ и студентов неязыковых специальностей // В мире научных открытий. 2015. № 7.7(67). С. 2595-2605.
5. Крашенинникова Н.А., Листарова Г.Г., Платонова Е.В. Из опыта подготовки школьников к сдаче ОГЭ по английскому языку. Science Time. 2014. № 6. С. 88-94.
6. Крашенинникова Н.А., Листарова Г.Г., Крашенинникова Е.И. Подготовка школьников к сдаче ОГЭ по английскому языку (письмо) // Сборник трудов 6-ой Международной научно-практической
конференции «Актуальные задачи лингвистики, лингводидакти-ки и межкультурной коммуникации». Ульяновск: УлГТУ. 2014. С.166-170.
7. Крашенинникова Н.А., Платонова Е.В., Крашенинникова Е.И. Основные проблемы ЕГЭ по английскому языку 2016: письмо личного характера (из опыта работы) // Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Lingua Académica: актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики». Ульяновск: УлГУ. 2017. С. 184-189.
Б01: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-77-83
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Исамулаева ЮЛ.
ОЯСГО: 0000-0002-4577-3731, Астраханский филиал ФГЪОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Астрахань, Российская Федерация
В статье раскрыты теоретико-методические аспекты вопроса необходимости включения лингвострановедческого подхода в процесс обучения иностранным языкам. Проанализированы основные направления исследований социокультурного компонента как средства развития социокультурных потребностей студентов. Проиллюстрирована модель обучения иностранным языкам.
Ключевые слова: лингвострановедение; лингвострановедческий подход; социокультурный компонент; социокультурные знания и умения; культура; социокультурный подход; лингвистический.