УДК 314.7(476)
М. И. АРТЮХИН,
кандидат философских наук, доцент,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
С. А. ПУШКЕВИЧ,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Внешняя миграция рассматривается как один из основных источников формирования человеческого капитала страны и, в связи с этим, как важнейший фактор демографической и национальной безопасности Республики Беларусь. Сформированы предложения по совершенствованию миграционной политики в Республике Беларусь.
Ключевые слова: внешняя миграция; миграционная политика; демографическая безопасность; национальная безопасность.
Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны политической и социально-экономической жизни.
Становление Беларуси как независимого, демократического государства сопровождалось либерализацией процедур въезда и выезда граждан Республики Беларусь. Это способствовало активному включению страны в мировые миграционные процессы, в том числе и в мировой рынок труда. Соответственно выросла угроза миграционной убыли трудоспособного населения и усиления процессов депопуляции. Последнее определило принятие со стороны государства превентивных мер по предотвращению данных угроз.
В результате реализации ряда государственных миграционных и демографических программ миграционная и демографическая ситуация стабилизировалась. Так, за последние двадцать лет эмиграционный поток из Республики Беларусь сократился в 7,2 раза. Если в 1994 г. из республики выехало 56,5 тыс. человек, то в 2013 г. - всего 7,8 тыс. человек. И наоборот, численность прибывших мигрантов постоянно увеличивается. В 2002 г. численность прибывших мигрантов составила 18,9 тыс. человек, а в 2013 г. - 19,4 тыс. человек.
За 2002-2013 гг. суммарное положительное сальдо миграции населения Республики Беларусь составило 86,7 тыс. человек (рис. 1).
Следует отметить, что процесс стабилизации численности населения Беларуси осуществляется в решающей мере путем компенсации естественной
Основные проблемы миграции населения Республики Беларусь...
127
Рис. 1. Общие итоги внешней миграции населения Республики Беларусь за период 2002-2013 гг. (сост. по: [3-8, 10-15])
убыли населения за счет положительного сальдо внешней миграции. Так, в 2002 г. степень компенсации естественной убыли населения за счет положительного сальдо внешней миграции составила 9,5 %, в 2005 г. - 3,7 %, в 2008 г. - 31,2 %, в 2011 г. - 38,5 %, в 2012 г. - 83,7 %, а в 2013 г. - 157,2 %. В результате (и это важное достижение демографической и миграционной политики белорусского государства) в 2013 г. впервые с 1994 г. миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль населения и способствовал увеличению численности населения Республики Беларусь на 4,2 тыс. человек [9; 12]. Последнее в полной мере соответствует стратегической цели демографического и миграционного развития Беларуси, определенной Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг., а также Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь.
Географическое положение страны в центре Европы, стабильная политическая и экономическая ситуация в Республике Беларусь привлекает мигрантов, в особенности из стран Содружества Независимых Государств. И в последнее время из стран вне СНГ.
Динамика структуры внешней миграции населения по странам въезда и выезда в 2002 и 2013 гг. представлена на рис. 2-3.
Как видим из данных рис. 2, за период 2002-2013 гг. произошли значительные изменения в структуре стран-доноров мигрантов для Беларуси. Так, если в 2002 г. основной объем въезжающих в нашу страну составляли мигранты из России (55,6 % в общей численности иммигрантов), Казахстана (13,8 %), Украины (13,7 %) и стран вне СНГ (10,2 %), то в 2013 г. основными странами-доно-рами были Россия (47,1 %), страны вне СНГ (24,4 %) и Украина (11,3 %).
128
М. И. Артюхин, С. А. Пушкевич
2002 г.
2013 г.
Рис. 2. Динамика структуры стран прибытия мигрантов в Республику Беларусь, 2002 и 2013 гг. (сост. по: [2, 12])
В 2013 г. в Беларусь прибыло на постоянное место жительства из стран СНГ 14 689 человек (75,6 % от общей численности иммигрантов), из стран вне СНГ - 4746 человек (24,4 %). В этом году Республика Беларусь имела положительное сальдо миграции со странами СНГ - 9315 человек, странами вне СНГ - 2328 человек.
Не менее значительные изменения за период 2002-2013 гг. произошли в структуре стран-реципиентов для белорусских эмигрантов. Если в 2002 г. наибольшее количество граждан Беларуси выехало на постоянное место жительства в страны вне СНГ - 47,6 %, в Россию - 42,4 %, в Украину - 8,2 %, то в 2013 г. на первое место выходит Россия (56,2 %), на второе - страны вне СНГ (31,0 %) и на третье место - Украина (6,8 %) (рис. 3).
2002 г.
2013 г.
Рис. 3. Структура стран убытия мигрантов из Республики Беларусь, 2013 г. (сост. по: [2, 12])
Основные проблемы миграции населения Республики Беларусь...
129
Всего в 2013 г. в страны СНГ выехало на постоянное место жительства 5374 человека (69,0 % от общей численности эмигрантов), в страны вне СНГ эмигрировали 2418 человек (31,0 %).
За период 2002-2013 гг. произошли также значительные изменения в национальном составе эмигрантов и иммигрантов. Так, если в 2005 г. сальдо внешней миграции белорусов было отрицательным (-351 человек), то в 2013 г. оно стало положительным и составило 1010 человек. В 2005 г. из Беларуси эмигрировало 4344 белоруса, а в 2013 г. - 2701 человек, или на 37,8 % меньше. Одновременно за этот же период значительно выросла численность русских, эмигрировавших из Беларуси, -с 1741 человека в 2005 г. до 3320 человек в 2013 г., или в 1,9 раза.
Вместе с тем миграционная ситуация Беларуси, несмотря на положительные тенденции последнего десятилетия, остается сложной и неоднозначной. Это прежде всего относится к процессам внешней трудовой миграции населения, в результате которой Беларусь теряет на длительное время квалифицированные кадры. Так, по данным Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, основанным на обследованиях домашних хозяйств, число граждан Беларуси, находящихся за пределами страны и осуществляющих там трудовую деятельность, составляет примерно 300 тыс. человек ежегодно, что подтверждается данными российских миграционных служб: в 2013 г. численность белорусских трудовых мигрантов в России достигла порядка 100-300 тыс. человек [16].
Развитие в Беларуси процессов внешней трудовой миграции стало следствием интеграции страны в систему глобальной экономики и единого рынка труда на пространстве СНГ и Союзного государства Беларуси и России.
Российская Федерация является основной страной, принимающей белорусских трудовых мигрантов. К основным факторам, привлекающим трудя-щихся-мигрантов из Беларуси в Россию, можно отнести: устойчивый спрос на работников, ввиду демографического кризиса, происходящего в России; более высокий уровень заработной платы; отсутствие визового режима; низкие транспортные издержки; общность культуры и языка. Кроме того, высокую интенсивность миграционных потоков между Республикой Беларусь и Российской Федерацией определяет договор о равных правах граждан обеих стран от 25 декабря 1998 г. В соответствии с договором гражданам Беларуси и России предоставлены равные права на трудоустройство, оплату труда и другие социально-правовые гарантии на территории обоих государств. Имеется также соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства. Кроме того, в мае 2014 г. между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан подписан договор о создании Евразийского экономического союза. Согласно этому договору три государства принимают
130
М. И. Артюхин, С. А. Пушкевич
обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.
Отличительной чертой миграционного и демографического развития Беларуси также является территориальная дифференциация, которая проявляется на уровне регионов и особенно сельских районов. Следует в этой связи отметить, что если для городской местности наблюдается ежегодный рост численности и естественный прирост населения, то для села характерна устойчивая тенденция уменьшения численности в результате миграционной и естественной убыли населения. Так, если численность горожан за период 2002-2013 гг. увеличилась на 238,0 тыс. человек (с 6982,9 тыс. до 7220,9 тыс. человек) и составила 7274,8 тыс. человек, то численность сельского населения сократилась на 674,6 тыс. человек, (на 23,1 %) и составила на 1 января 2014 г. 2193,4 тыс. человек.
Сокращение численности сельского населения в определяющей мере вызвано миграционными процессами. На протяжении последних десятилетий, за исключением кратковременных периодов положительного сальдо, в сельских районах Беларуси наблюдалась миграционная убыль. Так, за период 19992013 гг. отрицательные значения коэффициента нетто-миграции сельского населения в целом по стране выросли в 1,5 раза (с -6,4%о в 1999 г. до -9,6%о в 2013 г.), причем наибольший рост наблюдался в Гомельской (в 3,3 раза) и Могилевской (в 2,9 раза) областях (табл. 1).
Таблица 1. Региональная динамика нетто-миграции сельского населения Республики Беларусь (сост. по: [1, 12])
Коэффициент нетто-миграции и его динамика Области Республика Беларусь
Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минская Могилев- ская
Коэффициент нетто-миграции, %0 1999 г. -5,1 -8,2 -5,3 -6,0 -6,5 -7,0 -6,4
2013 г. -10,4 -11,9 -17,7 -13,0 2,3 -20,0 -9,6
Индекс динамики коэффициента нетто-миграции, 1999-2013 гг. 2,0 1,5 3,3 2,2 -0,4 2,9 1,5
В 2013 г. положительное сальдо миграции населения имели только г. Минск (15 332 чел.) и Минская область (3138 чел.). Именно в этих регионах и наблюдался в 2013 г. прирост населения. Что же касается других регионов, то они в 2013 г., как и в предыдущие годы, имели убыль населения и отрицательное миграционное сальдо.
Основные проблемы миграции населения Республики Беларусь...
131
Миграция населения из сельской местности в крупные областные центры и в столицу страны за последние два десятилетия привела к тому, что село постепенно теряет свой демовоспроизводственный потенциал. Особенно очевидно это просматривается в негативных изменениях в половозрастной структуре сельского населения.
Дисбаланс в распределении полов в сельской местности возникает из-за масштабной миграции женщин, особенно в возрасте 14-30 лет. Эта миграция характерна для всех регионов Беларуси. Особенно она значительна для Гомельской области, где численность мигрантов-женщин в возрасте 14-30 лет в 3 раза превышает численность мигрантов-мужчин этой возрастной категории (сальдо миграции молодых женщин составило 1449 чел., молодых мужчин -всего 427 чел.) (табл. 2).
Таблица 2. Миграционный прирост населения регионов Беларуси в 2013 г. по возрастной группе 14-30 лет, чел. (сост. по: [17])
Регион Молодежь 14-30 лет
Мужчины и женщины, чел. Мужчины, чел. Женщины, чел.
Брестская обл. -2524 1033 -1491
Витебская обл. -1014 -556 -458
Гомельская обл. -1876 -427 -1449
Гродненская обл. -1886 -988 -898
г. Минск 13143 5732 7411
Минская обл. -1436 -543 -893
Могилевская обл. -1561 -467 -1094
Масштабная миграция молодых женщин из сельской местности вызвана целым комплексом неблагоприятных экономико-демографических тенденций, наблюдающихся в сельской местности. Возможности для трудоустройства для молодых женщин в селе ограничены и многие из них переезжают в города. В результате на селе среди молодежи нарушается оптимальное соотношение полов и брачная структура. Все это препятствует нормальному формированию молодых семей и отрицательно сказывается на воспроизводстве сельского населения.
Социологический мониторинг внешней и внутренней миграции населения Республики беларусь
Институт социологии НАН Беларуси и его структурное подразделение Центр мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров осуществляют мониторинг общей миграционной ситуации в Республике Беларусь.
Анализ данных мониторинга показывает, что миграционные настроения населения весьма чутко реагируют на изменение социально-экономического положения в стране. Так, осенью 2011 г. 9,1 % респондентов хотели бы уехать на постоянное место жительства за рубеж, а 13,0 % планировали выехать из страны для временной работы, тогда как летом 2014 г. эти показатели составили 5,6 % и 16,5 % соответственно.
132
М. И. Артюхин, С. А. Пушкевич
Если проследить динамику данных мониторинга за 2010-2014 гг., то обнаружится рост доли респондентов, желающих поработать за границей. Так, осенью 2010 г. 9,3 % респондентов изъявили желание выехать за рубеж с этой целью, а летом 2014 г. их было уже 16,5 %. В то время как доля респондентов, желающих выехать за границу на постоянное место жительства, практически осталась неизменной: в 2010 г. - 5,9 %, в 2014 г. - 5,6 % (рис. 4).
□ таких планов нет
в хотеп(а) бы выехать на время
О хотеп(а) бы уехать не постоянное жительство G )утрудняюсь ответить
я другое
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы уехать из Беларуси?»
Возрастная структура респондентов, желающих выехать из страны, представлена на рис. 5-7.
Данные мониторинга свидетельствуют о том, что за период 2010-2014 гг. наблюдается рост миграционных настроений у молодежи. Особенно это касается внешней трудовой миграции. Так, если осенью 2010 г. 16,1 % респондентов в возрасте до 29 лет имели желание выехать за границу для временной работы, то летом 2014 г. таких было уже 30,5 %. Вместе с тем следует отметить, что желание выехать за границу на постоянное место жительства выразили в 2010 г. значительно меньше респондентов в возрасте до 29 лет - 14,4 %, а в 2014 г. - всего 11,7 % (рис. 5).
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы уехать из Беларуси?»
(возраст до 29 лет)
Основные проблемы миграции населения Республики Беларусь...
133
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы уехать из Беларуси?»
(возраст 30-49 лет)
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы уехать из Беларуси?» (возраст 50 лет и старше)
Структура респондентов, желающих выехать из страны, по уровню их образования представлена на рис. 8-10.
По данным мониторинга, среди лиц, имеющих общее среднее образование, доля желающих выехать для временной работы в 2014 г. составила 21,3 % (в 2010 г. - 12,4 %); среди лиц, имеющих среднее специальное образование -15,2 % (в 2010 г. - 10,5 %). Особо следует отметить рост миграционных настроений среди респондентов, имеющих высшее и незаконченное высшее образование. Так, в 2010 г. среди респондентов этого уровня образования доля желающих выехать за границу для временной работы составила 7,1 %, в 2014 г. - 18,3 % (рост более чем в два с половиной раза).
134
М. И. Артюхин, С. А. Пушкевич
юо% —
90% ::
80%
осень весна осень весне весна лето
2010 2011 2011 2012 2013 2014
И таких планов нет
ххотел(а) бы выехать на время
Лхотел(а) бы уехать на постоянное жительство
а затрудняюсь ответить • другое
Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы уехать из Беларуси?» (общее среднее образование)
100% — 00%
зо% :■
осень весна осень весна весна лето
2070 2011 2011 2012 2013 2014
О таких планов нет
■ хотел(э) бы уехать с тлыо временной работы
Шхотоп^о) бы выехать на время
в затрудняюсь ответить ш другое
Рис. 9. Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы уехать из Беларуси?» (среднее специальное образование)
100%
90%
80%
осень весне осень весне весне пето
2010 2011 2011 2012 2013 2014
□ таких планов нет
■ хотел(а) бы выехать на время
Охотел(а) бы уехать на постоянное жительство
а затрудняюсь ответить
• другое
Рис. 10. Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы уехать из Беларуси?» (высшее и незаконченное высшее образование)
Основные проблемы миграции населения Республики Беларусь...
135
Структура мигрантов по сфере деятельности представлена следующим образом. В 2014 г. из всего числа опрошенных основную долю респондентов, желающих выехать из страны для временной работы, составили: студенты и учащиеся - 21,8 %;
рабочие промышленности, транспорта и строительства - 17,6 %; служащие производственной сферы - 13,8 %;
ИТР, служащие непроизводственной сферы - 6,9 %.
Анализ данных мониторинга показывает, что по сравнению с 2012 г. структура трудовых мигрантов по сфере деятельности практически не изменилась (рис. 11).
в руководители
и ИТР. служащие производственной сферы (включая сельское хозяйство)
ь служащие непроизводственной сферы {образование, здравоохранение и др)
□ рабочие промышленности, транспорта, строительства идр.
■ рабочие сепьство хозяйства
о индивидуальные предприниматели (в т. ч. фермеры)
ЬстуСонты. учащиеся
»другие
Рис. 11. Распределение респондентов, желающих выехать за границу с целью временной
работы, по сфере деятельности
Динамика распределения респондентов, желающих выехать за границу на постоянное жительство, по сфере деятельности за период 2012-2014 гг. представлена на рис. 12. Как и в случае с временной трудовой миграцией, в 2014 г. наибольшая доля желающих эмигрировать из страны выявлена среди студен-
и руководители с итр. служащие
производственной сферы (включая сельское хозяйство)
с служащие непроизводственной сферы (образование, здравоохранение и др.) о рабские промышленности, транспорте, строительства и др.
«рабочие сельского хозяйства
астуоенты, учащиеся
о индивидуальные лрвдпринималюли [в m, v. фермеры)
Рис. 12. Распределение респондентов, желающих выехать за границу на постоянное место жительства, по сфере деятельности
136
М. И. Артюхин, С. А. Пушкевич
тов и учащихся - 25,7 %. Далее следуют - рабочие промышленности, транспорта и строительства (17,8 %) и руководители (10,9 %). Меньше всего среди потенциальных эмигрантов рабочих сельского хозяйства.
Следует отметить, что по сравнению с 2012 г. структура эмигрантов по сфере деятельности практически не изменилась.
Летом 2014 г. основными причинами намерения выехать за границу на время респонденты назвали желание посмотреть мир, пожить и поработать в другой стране (63,3 %), желание улучшить свое материальное положение (54,2 %), желание заработать капитал для своего дела (32,5 %). Отметим, что весной 2011 г., на которую пришелся пик финансово-экономического кризиса, среди основных мотивов трудовой миграции респонденты назвали: желание улучшить свое материальное положение (70,9 %), желание обеспечить будущее детям, дать им хорошее образование (54,2 %) и желание заработать капитал для своего дела (29,4 %) (табл. 3).
Таблица 3. Основные причины выезда из страны за границу с целью временной работы
Причины выезда Весна 2011 Осень 2011 Весна 2012 Лето 2014
Желание улучшить свое материальное положение 70,9 44,1 25,2 54,2
Желание посмотреть мир, пожить и поработать в другой стране 44,1 32,3 57,8 63,3
Желание повысить свой профессиональный уровень, квалификацию 25,2 14,3 12,6 17,0
Желание обеспечить будущее детям, дать им хорошее образование 54,2 44,1 21,4 27,3
Желание заработать капитал для своего дела 29,4 29,8 23,9 32,5
Отсутствие социальных гарантий, неопределенность профессиональных и жизненных перспектив 8,9 10,8 2,5 2,8
Стремление жить вместе со своими близкими, родственниками 7,4 2,8 3,7 5,2
Отсутствие возможности для самореализации - - 9,8 13,8
Основными причинами выезда на постоянное место жительства летом 2014 г. респонденты назвали желание обеспечить будущее детям, дать им хорошее образование (46,5 %), желание улучшить свое материальное положение (38,6 %), желание посмотреть мир, пожить и поработать в другой стране (34,7 %). Отметим здесь, что осенью 2011 г. основным мотивом эмиграции было желание улучшить свое материальное положение (64,2 %). Далее - желание обеспечить будущее детям, дать им хорошее образование (53,5 %), посмотреть мир, пожить и поработать в другой стране (41,4 %) и отсутствие социальных гарантий, неопределенность профессиональных и жизненных перспектив (34,3 %) (табл. 4).
Основные проблемы миграции населения Республики Беларусь...
137
Таблица 4. Основные причины выезда из страны на постоянное место жительства
Причины выезда Весна 2011 Осень 2011 Весна 2012 Лето 2014
Желание улучшить свое материальное положение 64,2 53,2 48,9 38,6
Желание посмотреть мир, пожить и поработать в другой стране 41,4 47,5 25,5 34,7
Желание повысить свой профессиональный уровень, квалификацию 15,8 22,3 13,3 10,9
Желание обеспечить будущее детям, дать им хорошее образование 53,5 58,7 52,5 46,5
Желание заработать капитал для своего дела 19,3 17,8 12,1 25,7
Отсутствие социальных гарантий, неопределенность профессиональных и жизненных перспектив 34,3 21,8 14,6 8,9
Стремление жить вместе со своими близкими, родственниками 7,3 6,2 9,0 16,8
Отсутствие возможностей для самореализации - - 54,1 39,6
Наиболее привлекательными для эмиграции странами для потенциальных мигрантов являлись:
осенью 2010 г. - Россия (16,4 %), Германия (15,0 %), США (12,7 %), Италия (7,3 %), Польша (6,5 %);
осенью 2011 г. - Россия (37,1 %), США (14,9 %), Германия (13,1 %), Великобритания (6,8 %), Италия (6,1 %) и Польша (5,7 %);
весной 2012 г. - Россия (16,4 %), Германия (15,0 %), США (12,7 %), Италия (7,3 %), Польша (6,5 %);
весной 2013 г. - Россия (20,6 %), Германия (17,1 %), США (11,1 %), Италия (7,6 %), Польша (6,7 %);
летом 2014 г. - Россия (18,5 %), Германия (12,6 %), США (10,2 %), Италия (6,7 %), Великобритания (3,9 %).
Основные выводы
1. В начале 90-х гг. прошлого века в Беларуси была сформирована система органов государственной власти и управления, на которые возлагалась ответственность за разработку и реализацию государственной миграционной политики. Для решения вопросов миграционной политики в июне 1992 г. была создана Государственная миграционная служба при Государственном комитете по труду и социальной защите населения Республики Беларусь. В дальнейшем она была преобразована в Комитет по миграции при Министерстве труда Республики Беларусь.
В 2003-2004 гг. в Республике Беларусь произошло реформирование органов государственного управления, осуществляющих регулирование внешней
138
М. И. Артюхин, С. А. Пушкевич
трудовой миграции. Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений органов внутренних дел Республики Беларусь» на базе Департамента по миграции Министерства труда и социальной защиты и структурных подразделений Министерства внутренних дел, занимающихся вопросами паспортно-визовой службы и борьбы с незаконной миграцией, был создан Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, основными задачами которого стали:
разработка и осуществление мер, направленных на реализацию законодательства о внешней трудовой миграции;
организация работы по предотвращению незаконного трудоустройства граждан Республики Беларусь за границей;
принятие мер по защите их социальных прав и предоставленных им социальных гарантий.
В результате организационная функция государственного управления в области внешней трудовой миграции в стране стала осуществляться Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел и его региональными управлениями.
Все это привело к тому, что Министерство труда и социальной защиты формально перестало обеспечивать регулирование процессов внешней трудовой миграции населения Беларуси. Об этом говорит тот факт, что Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» от 30 декабря 2010 г. № 225-З разрабатывался Министерством внутренних дел. Кроме того, и статистические наблюдения в области внешней трудовой миграции в стране стали осуществляться Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел и его региональными управлениями.
Такое положение дел, по нашему мнению, является неприемлемым. В этой связи считаем целесообразным и необходимым поставить вопрос о пересмотре полномочий и обязанностей органов государственного управления, осуществляющих регулирование миграционных процессов в Республике Беларусь, и прежде всего внутренней и внешней трудовой миграции и иммиграции. Необходимо усилить роль Министерства труда и социальной защиты в системе государственного регулирования процессов внутренней и внешней трудовой миграции населения Беларуси.
2. Сложившаяся в настоящее время демографическая ситуация в сельской местности требует принятия мер для оптимизации возрастной и половой структуры миграционного потока «село-город» и сокращения масштабов перемещений населения из сельской местности в города республики путем создания необходимых социально-экономических условий для привлечения в село жителей городов и прежде всего молодежи. Как показывает опыт, улучшение демографической структуры населения в сельской местности посредством привлечения и закрепления молодежи возможно лишь при условии дальнейшего повышения уровня и качества жизни сельского населения, при-
Основные проблемы миграции населения Республики Беларусь...
139
нятия государственных мер по содействию занятости сельского населения, устранению диспропорций в оплате труда и укреплению социальной инфраструктуры села.
Разнонаправленный характер демографических и миграционных процессов на региональном уровне предполагает также необходимость разработки наряду с общереспубликанскими мерами миграционной и демографической политики - комплекса мер, учитывающих специфику каждой области. Также требуется обосновать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, создать действенные механизмы миграционного замещения естественной убыли населения с учетом региональных особенностей. Следует разработать действенные мероприятия по проведению селективной миграционной политики, интеграции мигрантов (жилищное обустройство, решение проблем трудоустройства) с учетом перспектив развития социально-экономического потенциала региона.
Следует отметить, что эти задачи сегодня решаются в рамках реализации мер, предусмотренных рядом государственных программ, нацеленных на решение демографической проблемы в сельской местности, например, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г., Государственной программой устойчивого развития села на 2011-2015 гг.
3. В настоящее время в Беларуси ведется совершенствование законодательства в сфере внешней трудовой миграции. Так, в 2014 г. планировалось внесение изменений в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» от 30 декабря 2010 г. № 225-З [18]. Изменения и дополнения закона, как считают в Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, позволят совершенствовать правовое регулирование трудовых отношений белорусских граждан за рубежом и иностранцев в Беларуси. Следует пересмотреть и другие законы и программы, обеспечивающие регулирование всех правовых и социально-экономических аспектов основных видов миграции населения и иммиграции иностранных граждан. Это позволит создать благоприятный климат для привлечения в Беларусь профессионалов из числа иностранцев, а также будет содействовать сокращению оттока отечественных специалистов за рубеж.
4. Как видим, в Беларуси назрела задача формирования активной миграционной политики, разработки новых подходов и механизмов регулирования миграционных процессов. До 2011 г. в стране разрабатывались и осуществлялись полноценные государственные миграционные программы. Сегодня же государственная миграционная программа «спрятана» в Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. в виде подпрограммы «Внешняя миграция в интересах развития Республики Беларусь». По своей структуре эта подпрограмма охватывает только некоторые аспекты регулирования миграционных процессов и не может служить основой национальной стратегии государственной миграционной политики, отвечающей долгосрочным целям социально-экономического и демографиче-
140
М. И. Артюхин, С. А. Пушкевич
ского развития Беларуси. В этой связи представляется целесообразным поставить вопрос о возвращении к практике формирования и реализации масштабной государственной миграционной программы.
Не менее актуальной для Беларуси является задача разработки концептуальной основы совершенствования государственной миграционной политики. В 2012 г. в России принята Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции. В Беларуси подобный документ отсутствует, и это во многом затрудняет формирование эффективной, рассчитанной на перспективу миграционной политики, которая должна стать важным инструментом общей государственной демографической и социальной политики. Поэтому представляется целесообразным и в Беларуси разработать аналогичный документ. Разработка данной Концепции должна быть осуществлена с учетом отечественного и международного опыта в сфере управления миграционными процессами и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Беларуси, ее внешней политики и интеграционными процессами на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Евразийского экономического союза, а также с общемировыми тенденциями глобализации.
Литература
1. Антипова, Е. А. Регионализация демографического развития сельской местности Республики Беларусь / Е. А. Антипова // Экон. бюллетень НИЭИ М-ва экономики Респ. Беларусь. -2013. - № 10. - С. 23-34.
2. Демографический ежегодник Республики Беларусь : стат. сб. - Минск, 2013.
3. Итоги миграции населения Республики Беларусь за январь-декабрь 2002 года : стат. сб. - Минск, 2003.
4. Итоги миграции населения Республики Беларусь за январь-декабрь 2003 года : стат. сб. - Минск, 2004.
5. Итоги миграции населения Республики Беларусь за январь-декабрь 2004 года : стат. сб. - Минск, 2005.
6. Итоги миграции населения Республики Беларусь за январь-декабрь 2005 года : стат. сб. - Минск, 2006.
7. Итоги миграции населения Республики Беларусь за январь-декабрь 2006 года : стат. сб. - Минск, 2007.
8. Итоги миграции населения Республики Беларусь за январь-декабрь 2008 года : стат. сб. - Минск, 2009.
9. О естественном движении населения по Республике Беларусь за 2013 год : стат. сб. -Минск, 2014.
10. Основные итоги миграции населения в Республике Беларусь за 2009 год : стат. сб. -Минск, 2010.
11. Основные итоги миграции населения в Республике Беларусь за 2012 год : стат. сб. -Минск, 2013.
Основные проблемы миграции населения Республики Беларусь...
141
12. Основные итоги миграции населения в Республике Беларусь за 2013 год : стат. сб. -Минск, 2014.
13. Основные итоги миграции населения и внешней трудовой миграции в Республике Беларусь за январь-декабрь 2010 года : стат. сб. - Минск, 2011.
14.Основные итоги миграции населения Республики Беларусь : стат. сб. - Минск, 2008.
15. Основные итоги миграции населения Республики Беларусь за январь-декабрь 2011 года : стат. сб. - Минск, 2012.
16. Пушкевич, С. А. Основные тенденции развития внешней трудовой миграции населения Республики Беларусь / С. А. Пушкевич // Труд. Профсоюзы. Общество. - 2014. - № 2. -С. 101-105.
17. Артюхин, М. И. Роль миграции в демографическом развитии Беларуси и ее регионов / М. И. Артюхин, С. А. Пушкевич // Народонаселение. - 2014. - № 2. - С. 43-49.
18. В Беларуси будут поставлены законодательные преграды для дешевой иностранной рабочей силы [Электронный ресурс] / БелТА. - Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/ society/V-Belarusi-budut-postavleny-zakonodatelnye-pregrady-dlja-deshevoj-inostrannoj-rabochej-sily_i_660794.html. - Дата доступа: 28.08.2014.
M. I. ARTYUKHIN, S. A. PUSHKEVICH
THE MAIN MIGRATION PROBLEMS OF THE POPULATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS
Summary
External migration is regarded as one of the main sources of the country’s human capital and, therefore, as an important factor of demographic and national security of the Republic of Belarus. Proposals for improvement of migration policy in the Republic of Belarus are elaborated.
Keywords: external migration; migration policy; demographic security; national security.
Поступила 11.09.2014 г.