А. И. АМБРАЖЕВИЧ
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Рассматриваются особенности международной трудовой миграции населения Республики Беларусь. Определены и проанализированы основные факторы, определяющие центр-периферийное положение страны в международной трудовой миграции.
Ключевые слова: международная трудовая миграция, концепция центр-периферийных отношений.
Разные периоды человеческой истории характеризуются существенными различиями в масштабах, содержании, направленности миграции, ее ролью и местом в воспроизводственном процессе [1, с. 78]. Современные миграции представляют собой сложный социальный процесс, который превратил в масштабное явление международной жизни, оказывающее существенное влияние на все стороны социально-экономического развития государств. Являясь одной из форм адаптации людей к меняющимся условиям жизни общества, миграции существенно влияют на географию, структуру и динамику рынка труда. Важное значение миграции населения, по мнению председателя Независимого исследовательского совета по миграции стран СНГ и Балтии Ж. А. Зайончковской, определяется следующими объективными обстоятельствами: территорией государства; уровнем и темпом социально-экономического развития, а соответственно, и уровнем жизни населения; региональными различиями в демографическом потенциале и уровне мобильности населения, что вместе с предыдущими аспектами обуславливает разную конъюнктуру рынков труда; интенсивным процессом урбанизации [2, с. 6-7].
В рамках изучения миграционных процессов сложились различные теории международной миграции. В начале 70-х годов ХХ в. авторы опирались на теорию зависимого развития и теорию мировых систем, делая акцент на анализе миграционного процесса в контексте неравномерного развития капитализма, а также на необходимости рассматривать миграцию как систему, в рамках которой все части мира связаны разнонаправленными человеческими потоками. Представители теории мировых систем разделяют мировое сообщество на три зоны: зону развития (центр), полупериферию, периферию [3, с. 19-20].
Понятия «центр» и «периферия» заимствованы из политологии и связаны с отношениями между экономически развитым, политически сильным и культурно самостоятельным центром и слабой в этих аспектах периферией. К периферии могут относиться не только страны «третьего мира», но и малые развитые страны, если они изолированы из-за геополитических или социокультурных причин, в том числе и языковых барьеров [4, с. 26].
Классическая теория американского урбаниста Дж. Фридмана «центр-периферия» постулировала, что неравномерность экономического роста и процесс пространственной поляризации неизбежно порождают диспропорции между центром и периферией. В зависимости от тесноты связи с ядром периферия подразделяется на «внутреннюю» («ближнюю»), непосредственно получающую от него импульсы к развитию, и «внешнюю» («дальнюю»), на которую ядро практически не оказывает мобилизующего влияния. Центр и периферия на любом пространственном уровне связаны между собой потоками информации, капитала, товаров, рабочей силы и т. д. Направления этих потоков определяют характер взаимодействия между центральными и периферийными структурами. Движущей силой в отношениях центра и периферии выступает, по Дж. Фридману, постоянная качественная трансформация ядра за счет генерирования, внедрения и диффузии инноваций. Распространение нововведений и информации в целом идет иерархически в трех направлениях: от ведущих экономических районов - к районам периферии, из центров высшего уровня - в центры второго порядка, из крупных городов как ядер поляризации - в прилегающие районы. Дж. Фридман указал факторы, определяющие стабильное доминирование ядра над периферией. С одной стороны, постоянная инновационная деятельность создает благоприятные условия для ее дальнейшего развития в пределах ядра, обеспечивая здесь максимальный доступ к информации всевозможным связям и контактам и порождая целый ряд сопутствующих условий. С другой стороны, в условиях качественной и количественной нехватки центры, как правило, усиливают использование разного рода ресурсов периферии, в том числе человеческие, что приводит к усилению и закреплению различия между ними, ослабляя периферию [5].
С экономической точки зрения в основе данной концепции лежит критика сложившейся системы международного разделения труда, которое определяет специфическое место развивающихся стран в мировом хозяйстве [6, с. 523-524].
В настоящее время понятием «центр» фиксируется место генерирования технологических, социальных и других нововведений, тогда как понятие «периферия» служит средой их распространения, ход которого зависит от контактов с центром. Такое разделение функций обычно сопряжено с различиями в концентрации и интенсификации деятельности, в ее видовом составе, в управленческой иерархии территорий, в уровне их развития в целом [7].
Различные аспекты использования концепции центр-периферийных отношений применительно к науке были раскрыты белорусским социологом
Г. А. Несветайловым. По мнению ученого, исходной предпосылкой развития понятия центр-периферийных отношений служит идея об уровне творческой активности национального научного сообщества и его неравномерном распределении по странам. Центр понимается как средоточие мировой науки в данный исторический период, или в данной научной дисциплине, или в сети научно-исследовательских учреждений. Если несколько стран являются в глобальном масштабе центром мировой научной активности, то остальные страны могут быть определены как периферия. Центральное или периферийное положение страны может оказывать влияние на различные аспекты социальноэкономической и политической ситуации, в том числе и на международную трудовую миграцию. В качестве основных факторов, определяющих центр-периферийное положение страны, Г. А. Несветайлов назвал геополитические, экономические, социокультурные, научные [4, с. 27-30].
Анализ концепции центр-периферийных отношений Г. А. Несветайлова позволяет применить ее к проблеме международной трудовой миграции населения. Непосредственно в сфере международной трудовой миграции исходной предпосылкой для развития системы понятий центр-периферийных отношений может служить идея об уровне миграционной активности населения и его неравномерном распределении по странам. Центр в таком случае представляет собой средоточие трудовых миграционных потоков. При анализе центр-периферийных отношений в рамках вопроса трудовой миграции надо учитывать противоречия между лидирующими странами, динамику их взаимоотношений. Изменение баланса между странами, составляющими «центр», ведет к изменению отношений на «периферии», что может приводить к созданию новых ориентаций на ту или иную миграционную модель. Применительно к проблеме международной трудовой миграции ключевыми факторами, вызывающими периферийное положение страны в миграционной системе, могут выступать геополитические, экономические, социокультурные, научные факторы.
По развитию трудовой миграции страны СНГ быстро догоняют остальной мир. Исследования, проведенные в рамках Независимого исследовательского Совета по миграции стран СНГ и Балтии, позволяют оценить число граждан стран СНГ, участвующих в трудовых миграциях (зарегистрированных и незарегистрированных), в 10 млн человек в год [8]. Страны содружества представляют собой миграционную систему, внутри которой есть скрепляющие ее элементы, включая зону свободного передвижения с некоторыми из стран единого экономического пространства, облегченную систему получения вида на жительство и регистрации (Украина, Молдавия, Белоруссия). Республика Беларусь в свою очередь находится в зоне перекрытия влияния двух миграционных субсистем (ЕС и СНГ), в результате чего испытывает усиленное влияние обеих систем и характеризуется интенсивными миграционными потоками в обе стороны [9]. В первой половине 1990-х годов наблюдался всплеск иммиграции в некоторые страны СНГ, но он был непродолжительным, и во
второй половине десятилетия все эти страны ощутили значительное уменьшение притока иммигрантов. Таким образом, подавляющая часть стран СНГ стала крайне непривлекательной для иммигрантов, что само по себе является ярким симптомом кризиса [10]. В 1990-е годы Республика Беларусь стала единственной страной на постсоветском пространстве, которая имела положительное сальдо миграции со всеми другими станами СНГ, что было вызвано рядом объективных и субъективных причин: вернулись те, кто выехал из республики не так давно и еще не потерял с ней связи; мигрантов привлекало отсутствие межнациональных конфликтов и придание русскому языку статуса государственного [11, с. 134].
На сегодняшний день наблюдаются изменения в составе и характере внешней миграции населения республики. В миграциях принимают участие различные половозрастные и профессионально-образовательные группы страны. Белорусскими эмигрантами чаще всего становятся женщины в возрасте от 16 лет и старше (3165 чел., 58%), имеющие высшее образование (1209 чел.), состоящие в браке (1724 чел.). 14% от общего числа белорусских мигрантов составляют дети в возрасте до 16 лет. В последнее время роль европейской миграционной системы возрастает, что обусловлено многочисленными факторами. Во внешней миграции населения республики также постепенно возрастает роль западного вектора. Анализ статистических данных позволяет констатировать, что за период 2009-2010 гг. в страны вне СНГ эмигрировало 29% населения республики (от общего числа выбывших). Наиболее привлекательными в этом отношении для белорусских эмигрантов являются Германия, Израиль, Польша, Литва. В то же время анализ официальных статистических данных по международной миграции позволяет говорить о том, что Республика Беларусь является популярной у иммигрантов из России (54% от общего количества прибывших в Республику Беларусь за 2010 г.), Украины (15%), Казахстана (4%), Туркменистана (3%). Таким образом, Республика Беларусь входит в зону миграционного центра для стран СНГ, но для стран вне СНГ занимает периферийное место [12, с. 41-45].
Трудовая детерминанта - основная среди стимулирующих факторов как в интенсивности, так и в результативности миграций в условиях современного рынка труда. Общая численность трудящихся мигрантов, выехавших для работы на основе подписания договоров и контрактов, в 2010 г. составила 5066 чел. (74% от общей численности выехавших). Для работы по контракту белорусское население, как правило, выбирает следующие страны: США, Германию, Польшу Россию, Чешскую республику [13]. Однако определение трудовой детерминанты как важнейшего стимулирующего фактора миграции в общей форме недостаточно. Эта детерминанта действует на уровне конкретной личности, но для анализа данного процесса на уровне общества в целом важно выяснение причин и механизмов этого воздействия. По мнению российского ученого И. Г. Ушкалова, причины эмиграции кроются в противоречиях между уровнем развития личности, ее потребностями, возможностями
и условиями их удовлетворения. Разрешить это противоречие возможно по средствам миграции. При этом, как отмечает автор, специфика сочетания причин и целей имеет важное значение как на стадии формирования мотивов (потенциальной) мобильности, так и во всей совокупности конкретных действий потенциальных мигрантов. В целом, среди побудительных причин миграции преобладают не столько внешние по отношению к личности факторы, сколько внутренние - стремление при помощи эмиграции к реализации имеющихся у нее потребностей [14].
Как отмечает белорусский экономист А. И. Лученок, иммигранты (из Казахстана, Украины) существенно не увеличивают долю занятых в национальной экономике. Кроме того, доля лиц старше трудоспособного возраста в структуре эмигрантов в 2 раза выше, чем в структуре иммигрантов, т. е. из Беларуси выезжают в основном лица трудоспособного возраста или вступающие в этот возраст, в то время как среди въезжающих в страну значительно больше лиц преклонного возраста. При подобной возрастной структуре миграционных процессов решить проблему недостатка кадров по отдельным профессиям представляется затруднительным [15].
Главным детерминантом миграции является разрыв между разными группами стран в уровнях экономического развития и, соответственно, в уровне и качестве жизни населения. Росту количества эмигрантов из республики, как правило, способствуют: экономический спад, инфляция, дезорганизация потребительского рынка, угроза безработицы, снижение уровня жизни населения, политическая нестабильность. Влияние экономического фактора на миграционный обмен населением Республики Беларусь со странами СНГ и странами дальнего зарубежья в настоящее время усилилось, прежде всего через адаптацию людей к новой социально-экономической ситуации в стране. По мнению белорусского демографа Л. П. Шахотько, в последние годы происходят изменения в мотивационных причинах выезда: переход от этнополити-ческого характера миграции к социально-экономическому. Выезд за границу (уезжают в основном в страны с наиболее высоким уровнем жизни населения) можно рассматривать как поиск лучшего материального положения для себя и своей семьи [11, с. 137-139]. Согласно данным социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в 2007 г., решение выезда за рубеж у граждан Беларуси вызвано следующими причинами: отсутствием возможности обеспечить себе достойную жизнь на родине (60,3%), желанием дать образование детям за границей (20,9%), приглашением на работу в другую страну (19,1%). Анализ результатов исследования позволяет выделить основные мотивы трудовой миграции. Главным мотивом является стремление накопить денег и улучшить свое материальное положение (71,6%). В группу наиболее значимых мотивов входят также желание наших граждан пожить в другой стране (51,9%), заработать капитал для своего дела (33,4%), стремление выучить иностранный язык (23,3%), повысить профессиональный уровень и квалификацию (21,8%). Стремление выехать за границу у лиц стар-
ше 60 лет вызвано желанием жить со своими близкими и родственниками. В качестве трудовых мигрантов граждане республики, как правило, согласны выехать на непродолжительный срок (меньше года). Трудовая миграция с целью последующей смены места жительства характерна для лиц в возрасте до 29 лет (24,8%). Наиболее активными участниками трудовой миграции являются граждане в возрасте 30-49 лет, имеющие высшее образование.
На начало 2010 г. с учетом предварительных итогов переписи населения 2009 г. численность населения республики составила 9480,2 тыс. человек и уменьшилась за 2009 г. на 13,0 тыс. человек - наименьшая убыль за последние 15 лет. Миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения на 47,4%, но этих объемов недостаточно, чтобы восполнить естественную убыль населения. С учетом сложившейся демографической ситуации и прогнозируемых демографических тенденций была разработана и принята Национальная программа демографической безопасности на 2011-2015 гг. Среди приоритетных направлений данной программы выделяется подпрограмма «Оптимизация внешних миграционных процессов», цель которой - оптимизация миграционных процессов, управление внешними миграционными процессами с учетом национальных демографических интересов [16].
Количество белорусских трудящихся-мигрантов, подрабатывающих за рубежом, оценить очень сложно. Специалисты насчитывают от 300 тыс. до 1 млн человек ежегодно. Следует отметить, что в Беларуси информация о мигрантах в основном собирается из двух групп источников: официальная статистика и альтернативные источники. Существующая система учета миграционного движения населения сложилась еще в советское время. Она была основана на регистрации органами внутренних дел смены постоянного места жительства. В настоящее время учет материалов по миграции ведется по следующим признакам: пол, возраст, национальность, уровень образования, семейное положение, миграционные потоки, их направления и т. д. Белорусская национальная статистика о постоянной миграции базируется на данных, основанных на листках прибытия/убытия, собираемых Департаментом по гражданству и миграции МВД Беларуси. Однако на практике эти данные не всегда точны, поскольку не все отъезжающие регистрируются в соответствующих службах. Специалисты отмечают, что в Беларуси сложилась особая миграционная ситуация, при которой население участвует в краткосрочных перемещениях с целью временного трудоустройства. Многие мигранты не обращаются за предоставлением статуса постоянного жителя, не собираются менять гражданство. Трудовые мигранты на протяжении нескольких лет проводят значительно больше времени вне своих стран, а несовершенство статистики миграции населения не позволяет адекватно оценить их численность [17]. Из-за отсутствия достоверной информации о трудовой миграции может возникнуть проблема корректности выводов о ее влиянии на жизнь общества.
Одной из важнейших составляющих миграции является уровень образования мигрантов. Чем он выше, тем больше ожидаемая выгода от пересе-
ления; этим прежде всего и объясняется то обстоятельство, что мигранты, как правило, гораздо образованнее, чем в целом население страны, покидаемой ими. Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного в 47 странах исхода мигрантов, продолжительность их образования больше, чем у остальных соотечественников, в среднем на 7,2 года. По мнению А. И. Лученка, из Беларуси выезжают более квалифицированные кадры, чем в нее въезжают. И это вполне закономерный процесс: в борьбе за квалифицированные кадры выигрывают более богатые страны [15]. Распределение трудящихся мигрантов по роду занятий и выполняемых ими работ свидетельствует об увеличении численности специалистов-профессионалов, эмигрирующих из Беларуси (в 2008 г. выехало 45 чел., в 2010 г. - 80 чел.), в 19% случаев выезжают студенты [13]. Кроме того, в последнее время активизировалась виртуальная иммиграция белорусов (аутсортинг, фрилансинг). При этом компании, как правило, находятся за рубежом и используют труд сотрудников, проживающих на территории нашей страны. Таким образом, на сегодняшний день происходит реальный отток из страны квалифицированной рабочей силы, которая не может найти в Беларуси работу с достойной оплатой. Сама же Беларусь привлекательна в основном для малоквалифицированных трудовых мигрантов из Украины, Молдовы, Кыргызстана и Таджикистана. Приток незарегистрированных трудовых мигрантов в Беларусь незначительно превышает объем зарегистрированной миграции (по авторским оценкам, в 2,5 раза, т. е. около 6 тыс. трудовых мигрантов в год, что мало ощутимо для рынка труда Беларуси). Основная масса этих мигрантов имеет относительно низкий уровень образования и работает в сфере обслуживания, сельском хозяйстве и промышленности [15].
При исследовании проблем миграции важным фактором с точки зрении концепции «центр - периферия» является уровень развития сферы науки и образования. После распада СССР бывшие союзные республики приобрели вместе с политическим и научный суверенитет. Они начали формировать независимую научно-техническую политику, подготавливая пакеты законов о науке, создавая собственные оргструктуры управления научно-техническим прогрессом и т. д. Но каждое новое независимое государство оказалось один на один с мировым научным сообществом, превратившись в суверенную часть евразийской периферии мирового научного центра [4, с. 34].
Степень развития международного научно-технического сотрудничества является показателем готовности страны к включению в мировое научное сообщество. Международное научно-техническое сотрудничество Республики Беларусь в 2010 г. было направлено на следующее: 1) повышение авторитета республики на международной арене; 2) распространение в научных и деловых кругах информации о научно-техническом потенциале республики, о возможностях белорусских научных и научно-производственных организаций;
3) продвижение белорусской наукоемкой продукции на внешние рынки;
4) активизацию работы по расширению рынков сбыта научно-технической
продукции и услуг, привлечение в страну новейших технологий, инвестиций, в том числе и в виде грантов; 5) привлечение и использование в экономике республики передовых высокоэффективных зарубежных технологий; 6) привлечение финансовых и материальных средств от зарубежных и международных организаций. В рамках двусторонних международных договоров в республике осуществляется сотрудничество с такими странами, как Российская Федерация, Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Молдова, Республика Казахстан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, Латвийская Республика, Литовская Республика, Федеративная Республика Германия, Чешская Республика, Венгерская Республика, Республика Индия, Китайская Народная Республика, Республика Корея, Сирийская Арабская Республика, Социалистическая Республика Вьетнам. Международное научно-техническое сотрудничество нашей республики характеризуется евразийской направленностью.
В последнее время все больше распространение получают зарубежные стажировки научных работников, вузовских преподавателей, аспирантов, обучение студентов в университетах и других научных центрах, что связано, главным образом, с выполнением обязательств по контрактам и зарубежным грантам. Сегодня интеллектуальная миграция в большинстве случаев ассоциируется с международным рынком высококвалифицированного труда в условиях глобализации. Анализ данных мониторинга внешней интеллектуальной миграции, проводимого Институтом социологии НАН Беларуси, показывает, что за период 1996-2006 гг. в среднем из Беларуси ежегодно эмигрировало и оставалось за границей порядка от 70 до 90 научных работников и преподавателей вузов. Квалификационный уровень миграционного потока специалистов достаточно высок: почти половину научных работников и научно-педагогических работников, эмигрировавших из Беларуси в период 1996-2006 гг., составили кадры высшей квалификации [18, с. 125-126].
С целью сокращения масштабов внешней трудовой миграции правительством республики в рамках реализации Национальной программы демографической безопасности на 2011-2015 годы запланировано на 2012-2015 гг. создание социально-экономических и правовых условий для закрепления в стране лиц, составляющих научно-технический, интеллектуальный и творческий потенциал белорусского общества, и возвращение на родину квалифицированных специалистов и ученых [16].
Современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, оказывающее влияние на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения. Миграция отражает реакцию индивида на различного рода обстоятельства - реальные и потенциальные, с которыми он сталкивается в месте своего проживания, и на возможности, которые предоставляются за его пределами. В ряду причин эмиграции, понимаемых как особая форма взаимосвязи объективных факторов и субъективных потребностей, новое каче-
ство приобретают центр-периферийные отношения, выступающие регулятором миграционного поведения. Внешние миграционные процессы связывают Республику Беларусь со многими странами. В последнее время география миграционных связей значительно расширилась, и в настоящее время сложилось два потока внешней трудовой миграции: в страны СНГ и в страны вне СНГ Актуальным в данном случае является вопрос сохранения количественного и качественного трудового потенциала страны. Высказывается предположение о том, что в страны ЕС убывает рабочая сила лучшего качества, нежели прибывает из стран СНГ.
Росту численности международной миграции способствуют перемены в экономической сфере. Основной поток трудовых мигрантов из Республики Беларусь направляется в страны с высоким уровнем доходов. Среди побудительных причин миграции квалифицированных кадров преобладают не столько внешние по отношению к личности факторы, сколько внутренние -стремление при помощи эмиграции к реализации имеющихся у нее потребностей в развитии. Причиной данного явления может быть снижение социального статуса специалиста, результаты работы которого не всегда находят конечное применение.
Продвижение по пути от периферии к центру, как правило, подразумевает усиление экономических, социально-демократических и научных позиций страны, что должно способствовать национальному возрождению и повышению международного признания. Кроме того, в основу миграционных стратегий, ориентированных на успешное социально-экономическое развитие, должно быть положено привлечение квалифицированной рабочей силы с ограничением привлечения низкоквалифицированных работников.
Литература
1. Ахиезер, А. С. Диалектика урбанизации и миграции в России / А. С. Ахиезер // Общественные науки и современность. - 2000. - № 1. - С. 78-89.
2. Зайончковская, Ж. А. Миграция населения / Ж. А. Зайончковская / Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения РАН. - М., 1992. - 244 с.
3. Mijal, M. Migracje stale i czasowe a rynek ptazy w Polsze / M. Mijal // Studia Demograficzne. -1995. - № 3. - S. 19-23.
3. Несветайлов, А. Г. Центр-периферийные отношении и трансформация постсоветской науки / А. Г. Несветайлов // Социол. исслед. - 1995. - № Х. - С. 26-39.
5. Карачурина, Л. Б. Немного о постановке вопроса: центро-периферийные градиенты в пространстве [Электронный ресурс] / Л. Б. Карачурина, Н. В. Мкртчян. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2010/0437/analit04.php. - Дата доступа: 25.09.2011.
6. Теория «периферийной экономики» // Экономика. Большой энциклопедический словарь. Т. 3. П-Я. Серия: «Библиотека высшего управленческого персонала» / В. Г. Гавриленко, П. Г. Никитенко, Н. И. Ядевич. - Минск: Право и экономика, 2002. - 832 с.
7. Аванесова, Г. А. Ядро-периферия и процессы регионализации культуры [Электронный ресурс] / Г. А. Аванесова - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Eras/ index.php. - Дата доступа: 20.09.2011.
8. Зайончковская, Ж. А. Главная составляющая миграционных потоков - трудовая миграция [Электронный ресурс] / Ж. А. Зайончковская - Режим доступа: http://www.demoscope. ru/weekly/045/tema05.php . - Дата доступа: 25.09.2011.
9. Молодикова, И. Иммиграция в страны Европейского Союза [Электронный ресурс] / И. Молодикова - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2006/0243/tema02.php#10#10. -Дата доступа: 15.08.2010.
10. Зайончковская, Ж. А. Иммиграция во все страны СНГ сокращается [Электронный ресурс] / Ж. А. Зайончковская - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/045/tema02.php. -Дата доступа: 25.10.2011.
11. Шахотько, Л. П. Миграционные процессы и миграционная политика в Беларуси / Л. П. Шахотько // Общество и экономика. - 2011. - № 4-5. - С. 122-151.
12. Основные итоги миграции населения Республики Беларусь / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2011. - 63 с.
13. Беларусь: статистика по международной трудовой миграции [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mirpal. org/Беларусь. html. - Дата доступа: 01.07.2011.
14. Ушкалов, И. Г. «Утечка умов» как глобальный феномен и его особенности в России / И. Г. Ушкалов, И. А. Малаха // Социол. исслед. - 2000. - № 3. - С. 110-117.
15. Лученок, А. И. Влияние миграционных потоков на социально-экономические показатели Беларуси [Электронный ресурс] / А. И. Лученок. - Режим доступа: http://luchenok. blogspot.com/2011/09/normal-0-false-false-false-ru-x-none-x.html. - Дата доступа: 10.10.2011.
16. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Принята Указом Президента Республики Беларусь 11 августа 2011 г. № 357 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/min_progs/prog22. -Дата доступа: 01.10.2011.
17. Шахотько, Л. П. Информационное обеспечение исследований по миграции населения / Л. П. Шахотько // Социология. - 2009. - № 3. - С. 112-120.
18. Артюхин, М. И. Миграция населения Республики Беларусь / М. И. Артюхин, П. П. Дми-трук, Г. М. Евелькин / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т социологии; под ред. Г. М. Евелькиной. -Минск: Белорус. наука, 2008. - 182 с.
A. I. AMBRAZHEVICH BELARUS IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL LABOR MIGRATION
Summary
In this article the features of the international migration of population of Belarus are discussed. The author identified and analyzed the main factors determining the center-peripheral position of the country in the international labor migration.
Key words: international migration, the concept of center-periphery relations.
Поступила 03.10.2011 г.