УДК 364.35-3:334.012.32
ОВ. Кузько ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы изменения организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов в РФ. Автором обозначены основные проблемы законодательства, регламентирующего акционирование НПФ, и возможные пути решения этих проблем. Подробно описана необходимость прохождения процедуры акционирования, а также непосредственно процедура прохождения акционирования негосударственными пенсионными фондами.
Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, обязательное пенсионное страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, акционирование негосударственных пенсионных фондов, гарантирование прав застрахованных лиц, Центральный Банк России.
Oksana Kuzko THE MAIN PROBLEMS OF LEGAL FORMS CHANGES
OF NON-STATE PENSION FUNDS
Annotation. In the article the main issues of legal forms changes of non-state pension funds in Russia are considered. The author has identified the main legal problems of corporatization NSPF and the possible ways of the mentioned problems solve. In the article the implementation of the necessity of corporatisation procedure is described and the certain procedure is described too.
Keywords: non-state pension funds, mandatory pension insurance, non-state pension ensuring, corporatization of non-state pension funds, ensure of insured persons rights, Central Bank of the Russian Federation.
В течение 2013 г. Государственной Думой РФ принят ряд изменений в действующем пенсионном законодательстве, повлекших существенные изменения в деятельности негосударственных пенсионных фондов с 01 января 2014 г. Одним из самых важных Федеральных Законов по пенсионной тематике в 2013 г. стал ФЗ № 410-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому НПФ, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, обязаны реорганизоваться в акционерные общества до конца 2016 г., а осуществляющие деятельность только по негосударственному пенсионному обеспечению - до 2019 г. [4].
После проведения Правительством РФ пенсионной реформы 2002 г. и до 01 января 2014 г. негосударственные пенсионные фонды существовали в форме особой организационно-правовой формы некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являлись: [6]
— деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
— деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ №167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» [2];
— деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию (не реализована на практике) [10].
Рассмотрим более подробно основные виды деятельности НПФ.
Негосударственное пенсионное обеспечение - это вид социального обеспечения граждан,
© Кузько О.В., 2014
предметом которого являются негосударственные пенсии, выплачиваемые гражданам в рамках договоров негосударственного пенсионного обеспечения с негосударственными пенсионными фондами. Это формы добровольного личного накопления за счет средств личных средств граждан, работников и работодателей [7].
Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения [2].
Профессиональное пенсионное страхование — вид социального страхования, предусматривающий самостоятельное финансирование работодателями досрочного выхода на пенсию работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда. Профессиональные пенсионные программы, как правило, создаются с участием негосударственных пенсионных фондов. Сумма средств, поступающих по профессиональным пенсионным программам в случае их реализации сопоставима со средствами пенсионных накоплений [12]. В данный момент профессиональные пенсионные системы реализованы только для отраслей авиации и угольной промышленности.
Для обеспечения надежности негосударственных пенсионных фондов законодательством определен ряд требований к их деятельности [11].
1. Особый статус - некоммерческая организация. Деятельность НПФ подлежит обязательному лицензированию уполномоченным федеральным органом (ранее — Федеральной службой по финансовым рынкам, с 2013 г. - Центральным банком РФ). Фонд несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
2. Структура имущества НПФ. Имущество НПФ подразделяется на имущество для обеспечения уставной деятельности, пенсионные резервы (взносы по негосударственному пенсионному обеспечению), пенсионные накопления (взносы на накопительную часть трудовой пенсии). На средства пенсионных резервов и накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда и третьих лиц. Минимальный размер имущества для обеспечения уставной деятельности равен 100 млн руб.
3. Меры по обеспечению открытости и прозрачности НПФ: информирование состояний пенсионных счетов один раз в год, публикация годового отчета о своей деятельности в средствах массовой информации.
4. Специальные меры по обеспечению сохранности пенсионных резервов и накоплений:
— раздельный учет имущества (собственного, резервов и накоплений);
— прозрачность процесса размещения активов (законодательно утвержденная инвестиционная декларация);
— законодательно установлены принципы распределения инвестиционного дохода (не более 15 % заработанного годового дохода направляется на обеспечение уставной деятельности фонда).
5. Страхование рисков. НПФ формирует страховой резерв, нормативный размер которого определяется уполномоченным органом.
Процедура реорганизации НПФ в акционированные пенсионные фонды, принятая в 2013 г. в соответствии с ФЗ № 410-ФЗ от 28 декабря 2013 г. [4], призвана приравнять негосударственные пенсионные фонды к коммерческим организациям и сделать более прозрачным контроль над ними, при этом процедуру акционирования необходимо проходить абсолютно всем Фондам независимо от видов деятельности. Единственное различие заключается в сроках необходимости завершения этой процедуры: НПФ, осуществляющие деятельность только по негосударственному пенсионному обеспечению, также обязаны акционироваться до 2019 г. [10].
В 2014 г. негосударственные пенсионные фонды приступили к прохождению процедуры ак-
ционирования согласно принятому законодательству. Однако, как выяснилось в процессе прохождения этой процедуры, закон оказался не доработан окончательно, не полностью определено законом, в каких пределах распространяются на негосударственные пенсионные фонды общие нормы законодательства об акционерных обществах, в связи с чем негосударственными пенсионными фондами был выработан ряд подходов, требующих уточнения и более детальной проработки [8].
1. Ст. 13 Федерального закона № 410-ФЗ [4] регламентирует фактически только общие принципы реорганизации фонда в форме выделения с одновременным преобразованием. Ни положения ст. 13 Федерального закона № 410-ФЗ, ни иные нормы указанного Федерального закона, а равно положения Федерального закона № 75-ФЗ от 07 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» [1] не раскрывают действий реорганизуемого в форме выделения с преобразованием фонда по согласованию с Центральным Банком России проведения реорганизации, сроков, а также не содержат перечня и содержания документов, предоставляемых для согласования такой реорганизации. Вместе с тем, ст. 14 Федерального закона № 410-ФЗ содержит норму, предусматривающую, что основанием для отказа в государственной регистрации выпуска акций при создании акционерного пенсионного фонда является отказ Центрального Банка России в согласовании проведения реорганизации.
В связи с изложенным необходимо либо более детально регламентировать порядок согласования с Банком России реорганизации некоммерческих пенсионных фондов в соответствии со ст. 12 и 13 Федерального закона № 410-ФЗ, либо (если согласование реорганизации в указанных формах не предусматривалось законодателем) исключить из ст. 14 Федерального закона № 410-ФЗ основание для отказа в регистрации акций созданного в результате реорганизации фонда.
2. Согласно п. 8 ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 410-ФЗ [4] решение о реорганизации некоммерческого пенсионного фонда в форме преобразования в акционерный пенсионный фонд должно содержать список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого акционерного пенсионного фонда. Вместе с тем положения Федерального закона № 75-ФЗ [1] (в редакции Федерального закона № 410-ФЗ) не содержит требований к обязательному наличию в фонде ревизионной комиссии или ревизора. В этой связи не ясно, чем обусловлена дифференциация правового регулирования акционерных пенсионных фондов, созданных в результате реорганизации и созданных в результате учреждения. Целесообразно было бы унифицировать указанные требования.
3. Ч. 14 ст. 13 Федерального закона № 410-ФЗ [4] установлено, что в случае, если реорганизованный некоммерческий пенсионный фонд имел право на осуществление деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, созданный акционерный пенсионный фонд вправе осуществлять указанную деятельность без регистрации в Центральном Банке России и заявления о намерении осуществлять такую деятельность. Вместе с тем порядок получения таким фондом лицензии не установлен. Целесообразным было бы ввести норму, регламентирующую порядок предоставления лицензии фонду, созданному в результате реорганизации в форме выделения с одновременным преобразованием, по аналогии с ч. 14 ст. 12 Федерального закона № 410-ФЗ.
4. Согласно ст. 20.2 и п. 2 ст. 7 Федерального закона №75-ФЗ [1] размер уставного капитала должен составлять не менее 120 млн руб, а размер собственного имущества НПФ — не менее 150 млн руб.
Тем не менее, несмотря на наличие достаточного количества не выясненных вопросов, НПФ обязаны завершить процедуру акционирования до 01 января 2016 г. для получения возможности подать заявку на принятие в систему гарантирования и возможности после 01 января 2016 г. сохранить обязательное пенсионное страхование одним из видов собственной деятельности. В связи с этим НПФ необходимо понимать процедуру акционирования для его успешного прохождения. Процедура акционирования, в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства, содержит в себе такие этапы реорганизации:
1. подача заявки на изменение организационно-правовой формы НПФ;
2. проверка НПФ на предмет соответствия требованиям ФЗ № 75-ФЗ (с учетом изменений от 28 декабря 2013 г.);
3. принятие решения о реорганизации и подготовка соответствующих документов в контролирующие органы, а также подготовка необходимых документов для подачи в Центральный Банк России;
4. регистрация выпуска акций или проспекта эмиссии, государственная регистрация преобразования организационно-правовой формы акционированного негосударственного пенсионного фонда;
5. раскрытие информации о преобразовании организационно-правовой формы акционированного негосударственного пенсионного фонда.
В случае прохождения этой процедуры акционированные пенсионные фонды имеют право подать заявку на вступление в систему гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, что позволит им продолжить осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию граждан. Важно отметить, что в связи с принятыми изменениями в законодательстве негосударственные пенсионные фонды, осуществлявшие деятельность по обязательному пенсионному страхованию граждан до 31 декабря 2013 г., в период с 01 января 2014 г. до момента вступления в систему гарантирования прав застрахованных лиц, лишены возможности получать из Пенсионного Фонда России пенсионные накопления своих застрахованных лиц [9]. Более того, ни у кого из граждан Российской Федерации в период с 01 января 2014 г. по 01 января 2016 г. не производится уплата страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии [5], страховые взносы работодателей полностью направляются на формирование страховой части пенсии граждан [3].
Все это явно доказывает необходимость фондов оперативно пройти все требуемые законодательством процедуры, получив при этом ответы на возникающие в процессе прохождения вопросы, выработав совместно с Правительством РФ законченную и стройную законодательную базу под новую систему функционирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации.
Библиографический список
1. Федеральный закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 07 мая 1998 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
2. Федеральный закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
3. Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
4. Федеральный закон № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
5. Федеральный закон № 424-ФЗ «О накопительных пенсиях» от 28 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
6. Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г. Утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 21 от 12 июля 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
7. Бровчак С.В. Пенсионное обеспечение. Российский и зарубежный опыт: учеб. пособие / С.В. Бровчак. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 80 с.
8. Заргарян И.В., Колобаев О.М. Основные изменения в пенсионном законодательстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.napf.ru/3167 (дата обращения: 20.08.2014 г.)
9. Информационно-разъяснительные материалы ПФР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/advert_materials/ (дата обращения: 25.09.2014)
10. Роик В.Д. Обязательное и добровольное пенсионное страхование: Институты и финансы / В.Д. Роик. -М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. - 277 с.
11. Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России / А.К. Соловьев. -М.: Финансы и статистика, 2002. - 480 с.
12. Финогеева Ю.Ю. Пенсионное страхование: учеб. пособие / Ю.Ю. Финогеева. - М.: Изд-во Рос. экон. академии, 2003. - 83 с.