1 '2014
Пробелы в российском законодательстве
3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО;
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03); ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15)
3.1. АКЦИОНИРОВАНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Кузин Артемий Александрович, канд. юрид. наук. Должность: доцент кафедры гражданского права и процесса.
Место работы: Московский государственный университет геодезии и картографии.
E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье раскрываются причины акционирования негосударственных пенсионных фондов, анализируются новеллы, принятые в этой области в последнее время, показываются недостатки и преимущества такого акционирования.
Ключевые слова: акционерное общество; акции; коммерческая организация; негосударственный пенсионный фонд; учредители.
CORPORATIZATION OF NON-STATE PENSION FUNDS: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
Kuzin Artemiy Alexandrovich, PhD at law. Position: associate professor at civil law and process chair.
Place of employment: Moscow state university of geodesy and cartography.
E-mail: [email protected]
Annotation: In article describes reasons for corporatization non-state pension funds, analyzed novels, taken in this area in recent time, showing advantages and disadvantages of such corporatization.
Keywords: commercial organization; corporation; non-state pension fund; shareholders; stocks.
С принятием Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №410 (Закона №410-ФЗ)1 вопрос об акционировании негосударственных пенсионных фондов (НПФ) можно считать окончательно решенным. Напомним, что еще совсем недавно НПФ в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством определялись как некоммерческие организации (НКО) и более того, именно данный их правовой статус рассматривался в качестве одного из важнейших факторов, гарантирующих сохранность средств пенсионных накоплений и средств пенсионных резервов. Хотя трудно считать, что статус НПФ как некоммерческих организаций воспринимался экспертами в этой области однозначно. Как справедливо отмечают М.М.Аранжереев и В.В.Хмыров, «с самого начала возникновения негосударственных пенсионных фондов дискутировался вопрос об их правовом статусе: явля-
1 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 №410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон №410-ФЗ) //Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). - 31.12.2013; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
ются ли НПФ финансовым институтом (хотя и выполняющими социальную функцию) или же социальным институтом (хотя и действующим в финансовой сфе-ре)»2.
На тот момент законодателем было установлено, что НПФ должен выступать на российском рынке пенсионных услуг в качестве особой организационно-правовой формы некоммерческих организаций (НКО) социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
1) негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
2) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) в соответствии с федеральным законом и договорами об обязательном пенсионном страховании;
3) деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем3.
Именно в таком формате было представлено правовое положение российских НПФ, предусмотренное взаимосвязанными юридическими нормами, закрепленными статьями федеральных законов Российской Федерации: от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (Закон о НПФ); от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Закон о НКО)4; от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Закон об ОПС)5; Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)6, иных нормативных правовых актов.
Однако можно выделить ряд проблем, которые негативно влияли на развитие НПФ и которые были де-
2 См.: Аранжереев М.М., Хмыров В.В. К вопросу о преобразовании негосударственных пенсионных фондов //Пенсионное обозрение (электронный журнал). - 08.04.2013; Web-ресурс: http: www.pensionobserver.ru/arxiv/214-aprel-iyun-2013-g/diskutiruem/k-voprosu-o-preobrazovanii-negosudarstvennyix-pensionnyix-fondov
3 В действующей редакции Федерального закона Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (Закона о НПФ) (РГ /федеральный выпуск/. -13.05.1998; Консультант Плюс. - 01.02.2014) из перечня видов деятельности НПФ исключена деятельность по профессиональному пенсионному страхованию.
4 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Закон о НКО) (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 24.01.1996; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
5 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Закон об ОПС) (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 20.12.2001; Консультант Плюс. -
01.02.2014.
6 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ. Часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ. Часть 3 от 26.11.2001 №146-ФЗ. Часть 4 от 18.12.2006 №230-ФЗ (ГК РФ) (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 08.12.1994; 06-08.10.02.1996; 28.11.2001; 22.12.2006; Консультант Плюс. -
01.02.2014.
56
АКЦИОНИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ Кузин А.А.
терминированы статусом НПФ именно как некоммерческой организации:
- во-первых, деятельность НПФ сопряжена как с администрированием поступающих пенсионных взносов, так и с их инвестированием, что, по сути, представляет собой коммерческую деятельность, связанную с получением доходов от размещения/инвестирования пенсионных средств;
- во-вторых, НПФ, будучи в статусе некоммерческой организации, был вправе заниматься в ограниченном объеме предпринимательством, но грань между тем, какими видами предпринимательской деятельности и в каком объеме заниматься можно, а какими - нельзя, не установлена или достаточно подвижна. Хотя п.2 ст.7 и ст.24 Закона о НКО для некоммерческих организаций предусмотрена возможность занятия предпринимательской деятельностью7. Вместе с тем такая позиция не разделялась ни Счетной палатой Российской Федерации, ни Генеральной прокуратурой Российской Федерации, ни арбитражными судами, так как они трактовали перечисленные в ст.2 Закона о НПФ виды деятельности как исключительные для НПФ, а все прочие виды деятельности фондов рассматривали как те, которые могут привести к убыткам, что отрицательно скажется на правах вкладчиков (участников) и застрахованных лиц;
- в-третьих, находясь в организационно-правовой форме НКО, НПФ не всегда могли адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия функционирования рынка пенсионных услуг, оперативно производить реорганизацию, слияние, поглощение, привлекать новых инвесторов, у них наблюдался дефицит ресурсов на развитие инфраструктуры8;
- в-четвертых, у НПФ как некоммерческих организаций не было собственников, а только учредители, поэтому определить конечных владельцев фонда было сложно, и в этой связи форма НКО является непрозрачной для государственного регулятора. Например, он мог не знать о смене владельцев фонда и пр. Будучи акционерным обществом, негосударственным пенсионным фондам теперь придется раскрывать своих бенефициаров.
Акционирование негосударственных пенсионных фондов, как предполагается, будет иметь положительные последствия для всех участников пенсионного рынка: например, обеспечит приток капитала в отрасль, будет установлен четкий порядок смены учредителей, передачи вклада между ними, сделки по купле-продаже фондов станут более прозрачными, откроется информация об аффилированных лицах и пр.
Итак, в исследуемом случае акционирование означает способ реорганизации некоммерческой организации в ОАО.
7 Этот момент нашел свое отражение и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 по делу №11-Г01-9, в котором говорится о том, что Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» не предусматривает ограничений по поводу права фонда заниматься предпринимательской деятельностью» //Консультант Плюс. - 01.02.2014.
8 Подробнее см., в частности: Модернизация пенсионной сис-
темы Российской Федерации определит пути ее развития. Интервью Агентству «РИА Новости» президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов К.С.Угрюмова //РИА Новости. - 03.03.2010; Web-ресурс: http:
ria.ru/economy/20100303/211986510.html; Угрюмов К. Копить смолоду. Смешанная пенсионная система лучше других способна диверсифицировать риски //РГ (федеральный выпуск). -31.l0.2011; Web-ресурс: http: www.rg.ru/2011/10/31/ugrumov.html
Что же в этой связи предлагается в Законе №410-ФЗ? А вот что:
1) фонд будет создаваться только в организационноправовой форме акционерного общества. Причем Закон об АО9 станет применяться к НПФ только в той мере, в какой это предусмотрено Законом о НПФ;
2) фонд имеет право выпускать только обыкновенные акции;
3) права акционеров, прежде всего, их право на управление деятельностью негосударственного пенсионного фонда должны удостоверяться принадлежащими им акциями;
4) фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательства своих акционеров. Акционеры негосударственного пенсионного фонда несут ответственность по его обязательствам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) акции фонда, размещенные при его создании путем учреждения, должны быть полностью оплачены учредителями до подачи в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
6) фонд не вправе осуществлять операции с векселями и выдавать займы.
В Законе №410-ФЗ подробно изложена процедура акционирования негосударственного пенсионного фонда. Хотя еще до начала процедуры акционирования НПФ необходимо решить вопросы: о наименовании фонда, месте его нахождения, об общем количестве акций, подлежащих размещению при создании акционерного пенсионного фонда и др. Причем лицензия фонда, реорганизованного в форме преобразования некоммерческого пенсионного фонда в акционерное общество, подлежит переоформлению. При этом если НПФ имел право на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика, то созданный акционерный пенсионный фонд вправе осуществлять указанную деятельность без регистрации в Центральном банке Российской Федерации (Банке России) заявления о намерении осуществлять такую деятельность.
Вопрос о реорганизации должен решаться на соответствующем заседании Совета негосударственного пенсионного фонда, о котором должно быть сообщено и государственному регулятору. Заинтересованные лица вправе направить свои требования о распределении им акций создаваемого акционерного пенсионного фонда. Эти требования должны быть рассмотрены Советом фонда.
Решение о реорганизации принимается Советом фонда большинством в три четверти голосов от общего количества членов Совета фонда.
Особое внимание законодателем уделено тем лицам, которые имеют право на получение акций акционерного пенсионного фонда, подлежащих размещению при его создании. К таким лицам относятся: учредители (лица, созданные в результате преобразования учредителей) некоммерческого пенсионного фонда, а также иные лица (лица, созданные в результате их преобразования), которые внесли вклад в совокупный вклад учредителей некоммерческого пенсионного
9 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Закон об АО) (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 29.12.1995; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
57
1 '2014
Пробелы в российском законодательстве
фонда до даты принятия Советом фонда решения о реорганизации некоммерческого пенсионного фонда в форме преобразования в акционерный пенсионный фонд.
Устав фонда является его учредительным документом, который утверждается его учредителями (учредителем), за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Следует обратить внимание на то, что дополнительно к тем сведениям, которые установлены Законом об АО, устав фонда должен включать: полное фирменное наименование фонда, содержащее слова «негосударственный пенсионный фонд», и сокращенное фирменное наименование фонда, содержащее аббревиатуру «НПФ»; указание на исключительный характер видов деятельности фонда; указание на максимальную долю от доходов, полученных фондом от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемую в состав собственных средств фонда; указание на формирование попечительского совета фонда с включением в его состав вкладчиков, участников и застрахованных лиц (их представителей).
Официально установлены и требования к минимальному размеру собственных средств негосударственного пенсионного фонда - он должен составлять не менее 150 миллионов рублей, а с 01.01.2020 - не менее 200 миллионов рублей. Что касается уставного капитала фонда, то его минимальный размер должен составлять не менее 120 миллионов рублей, а с 01.01.2020 - не менее 150 миллионов рублей. При этом НПФ не имеет права уменьшать размер уставного капитала, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше установленного действующим законодательством минимального размера.
Дивиденды по акциям не могут выплачиваться до истечения пяти лет со дня его государственной регист-10
рации .
Особое внимание уделено и требованиям к руководящему составу фонда. Например, введен целый ряд запретов на занятия должностей единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа и главного бухгалтера фонда. Их не могут занимать работники управляющей компании, специализированного депозитария, юридического лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда, аудиторской организации, с которой заключен договор на проведение обязательного аудита, а также лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, и оценщик фонда -физическое лицо и пр.* 11 *
10 Дивидендные выплаты можно будет назначать только в случае прибыльности НПФ и после отчислений в гарантийные фонды, вознаграждения управляющей компании и спецдепозитарию. Не менее 85% дохода, уменьшенного на все эти выплаты, должно пойти на увеличение суммы пенсионных резервов и накоплений в фонде, соответственно, 15% теоретически может пойти на дивиденды.
11 Кроме того: аффилированные лица управляющей компании, специализированного депозитария и аудиторской организации, с которой заключен договор на проведение обязательного аудита, а также лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда; лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда в момент совершения этими организа-
Весьма интерес и такой пункт Закона №410-ФЗ: «Члены совета директоров (наблюдательного совета) фонда должны соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным настоящим Федеральным законом». Предусмотренное законодателем «соответствие требованиям...» имеет юридическое значение при согласовании кандидатур с Центральным банком Российской Федерации (Банком России), назначении (избрании) на должности, а также в течение всего срока осуществления указанными лицами должностных обязанностей, включая их временное исполнение.
В свою очередь, среди легальных критериев не «соответствия требованиям.» - такие, как: несоответствие квалификационным требованиям (отсутствие высшего юридического или экономического образования и опыта руководства кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, опыта руководства структурным подразделением кредитной организации или некредитной финансовой организации не менее одного года, а при наличии иного высшего образования - не менее двух лет) и др.
Следует отметить, что при приобретении в собственность (за исключением случаев публичного размещения акций фонда) либо получении в доверительное управление физическим или юридическим лицом более 10% акций фонда в результате совершения одной сделки или нескольких сделок требуется получение предварительного согласия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на совершение указанной сделки (сделок). Такое согласие требуется и при совершении юридическим или физическим лицом одной или нескольких сделок, в результате которых такое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) устанавливает контроль в отношении акционера фонда, владеющего более чем 10% акций фонда. Установлены и случаи отказа государственного регулятора в совершении подобного рода сделок12.
Негосударственному пенсионному фонду официально запрещено принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами, отдавать в залог средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений, выступать в качестве учредителя в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя).
Сделки, совершенные с нарушением перечисленных выше требований, признаются ничтожными.
Что касается органов управления негосударственного пенсионного фонда, то их функционирование определяется его уставом и законодательством Российской Федерации об акционерных обществах с учетом особенностей, установленных законодательством о негосударственных пенсионных фондах.
В негосударственном пенсионном фонде создается Совет директоров (наблюдательный совет). При этом законодателем надлежащим образом очерчен круг лиц, которые не вправе быть членами Совета дирек-
циями нарушения, за которое у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с момента такого аннулирования прошло менее трех лет; лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации; лица, имеющие судимость за умышленные преступления.
12 Например, выявление неудовлетворительного финансового положения и (или) деловой репутации приобретателя акций (лица, намеренного установить указанный контроль) и др.
58
АКЦИОНИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
Кузин А.А.
торов (наблюдательного совета) негосударственного пенсионного фонда13.
Четко прописано и функционирование попечительского совета, который является коллегиальным совещательным органом, состоящим не менее чем из пяти человек, предварительно рассматривающим и представляющим свои рекомендации по вопросам внесения в устав фонда изменений, связанных с уменьшением уставного капитала НПФ; его реорганизации или ликвидации; изменения установленной уставом фонда максимальной доли от доходов, полученных фондом от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой в собственные средства фонда.
Следует обратить внимание на то, что Законом №410-Фз закреплен механизм реорганизации и ликвидации фонда. В частности, установлено, что фонд может быть реорганизован путем слияния, присоединения, выделения или разделения. В иных же формах реорганизация не допускается. Она осуществляется на основании решения общего собрания акционеров по согласованию с Банком России и, что принципиально, на наш взгляд, значимо, при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с аудиторским и актуарным заключениями.
Таким образом, многие положения об акционировании НПФ подпадают под действие Закона об АО. Между тем, здесь есть своя специфика, которая связана с тем, что данный законодательный акт действует лишь в той мере, которая не противоречит подкорректированной Законом №410-ФЗ редакции Закона о НПФ.
Некоторые авторы отмечают, что «в случае реорганизации гражданско-правовые и административные (регуляторные) правоотношения НПФ существенным образом не изменяются. Существенным образом изменяются корпоративные взаимоотношения в организации, а также изменяется характер взаимоотношений с собственниками»14.
Действительно, Закон №410-ФЗ не вносит существенных корректив в объем прав и обязанностей со стороны НПФ в отношении вкладчиков, участников, застрахованных лиц, сотрудников фонда в связи с реорганизацией фондов, он остается прежним, то есть происходит универсальное правопреемство. Однако нельзя не учитывать, что при акционировании НПФ фонды становятся коммерческими организациями, а согласно п.1 ст.50 ГК РФ, их основной целью является извлечение прибыли. В этом случае не совсем понятно, как эта цель будет совмещаться с целью защиты прав вкладчиков (участников) и застрахованных лиц, обеспечением сохранности и доходности пенсионных
13 Лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа некредитной финансовой организации в момент совершения этой организацией нарушений, за которые у нее были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет; лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации; лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.
14 Якушев Е.Л. Процедура преобразования НПФ из некоммер-
ческой организации в хозяйственное общество //Пенсионное обозрение. - 29.03.2013.
средств. Не приведут ли законодательные новеллы к такой хозяйственной деятельности фондов, когда ради «извлечения прибыли» новоявленные АО перейдут на достаточно рискованную, безрассудную инвестиционную политику, понесут невосполнимые убытки и лишат их участников, застрахованных лиц права на достойную пенсию?!
Кроме того, дивиденды акционерам будут выплачиваться за счет фактической доходности пенсионных накоплений. Существенно увеличиваются и финансовые риски сохранности пенсионных накоплений.
Одновременно нельзя не отметить, что при вступлении в силу новой редакции Закона о НПФ у фондов может возникнуть ряд трудностей.
Так, сейчас НПФ не входят в консолидированную отчетность материнской структуры постольку, поскольку они «некоммерческие». А если на балансе этой материнской структуры будут акции фонда, то в ее консолидированную отчетность попадут обязательства фонда перед его клиентами.
Кроме того, если у фонда несколько владельцев, то будет сложно определить, кому какая доля принадлежит. В ряде фондов указанные в уставе учредители не являются реальными их владельцами, а истинным владельцам доказать свое право на долю в фонде будет достаточно сложно. Могут возникнуть и юридические претензии со стороны первоначальных учредителей фонда, отказавшихся от права управления и не участвовавших в деятельности фонда определенное время. Поэтому одной из наиболее сложно решаемых проблем при акционировании НПФ, скорее всего, станет установление выгодоприобретателей - состава будущих акционеров и распределение долей акций между ними.
Представители Министерства финансов Российской Федерации, в частности, настаивают на том, чтобы акционирование НПФ осуществлялось в пользу реальных собственников. Однако против такой модели акционирования уже выступили два крупнейших российских НПФ - «Газфонд» и фонд РЖД -«Благосостояние», так как указанное акционирование способно повлиять на состояние их материнских структур.
Совсем недавно на совещании в Правительстве Российской Федерации было принято решение о том, что фонды, собравшие 1 трлн рублей накоплений граждан, смогут не раскрывать своих конечных бенефициаров до 2016 года15. Первоначально предполагалось, что с 2015 года привлекать пенсионные накопления граждан смогут только те фонды, которые вступят в систему гарантирования пенсионных накоплений. Но, чтобы стать участником этой системы фонды должны были акционироваться и раскрыть конечных бенефициаров.
Фондам предлагается на выбор две схемы: либо сразу акционироваться в пользу бенефициарного владельца, либо разделиться на два фонда, один из которых временно будет акционером другого.
Тем не менее, для фондов установлены жесткие сроки акционирования: до 2016 года все негосударственные пенсионные фонды, желающие продолжить работать в системе обязательного пенсионного страхования, должны будут изменить свой правовой статус. НПФ, которые работают только с пенсионными
15 Об этом сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Моисеева. //Web-ресурс: http: //www.raschet.ru/news/5409/12512/
59
1 '2014
Пробелы в российском законодательстве
резервами (негосударственное пенсионное обеспечение), должны преобразоваться или ликвидироваться до 01.01.2019.
При акционировании НПФ будут обязаны составлять отчетность по МСФО, которая будет консолидироваться в отчетности материнской компании фонда, что, как отмечалось, увеличит долговую нагрузку такой компании за счет обязательств НПФ. Данное обстоятельство может привести к ухудшению показателей компании и, как следствие, падению ее рейтингов, а значит, инвестиционной привлекательности.
Как отмечают в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), «при акционировании НПФ и отражении обязательств фонда по стандартам МСФО в консолидированном балансе "материнской" компании возникают риски, связанные со снижением коэффициента ее финансовой устойчивости, уровня капитализации и инвестиционной привлекательности. Особенно существенным этот риск является для компаний с государственным участием»16.
Противоречивая экспертная оценка дается и расходным обязательствам негосударственных пенсионных фондов, связанным с их акционированием. Кто-то считает, что «цена вопроса» в денежном эквиваленте будет умеренной, а кто-то полагает, что фондам предстоят значительные траты. Но практически все единодушны в том, что НПФ непременно столкнуться с большой операционной нагрузкой17. «Изменение организационно-правовой формы фонда влечет за собой массу обязательных формальностей в отношении каждого клиента»18 19. Так, в соответствии с ГК РФ, при проведении акционирования необходимо получить согласие каждого клиента.
Кроме того, остается открытым вопрос и о налогообложении фондов: в настоящее время, пользуясь статусом НКО, НПФ не платят налоги с прибыли от инвестиций. После же акционирования они будут вынуждены платить налог на прибыль (составляет 20%) на общих основаниях. Хотя Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалов поручил Минфину России сохранить при акционировании НПФ налоговый режим, который действует для них при правовом статусе некоммерческой
19
организации .
В настоящее время главными преимуществами акционирования называются повышение открытости и прозрачности деятельности НПФ. Надеемся, что все запланированные плюсы такого акционирования проявят себя уже в ближайшее время. Хотя фондам еще предстоит колоссальная работа по проведению значительного числа организационно-правовых процедур.
Список литературы:
Акционирование НПФ: прогнозы и последствия
//Web-ресурс: http: //rbcdaily.ru/finance/562949989
193393
16 Позиция Комитата по развитию пенсионных систем и соци-
альному страхованию РСПП в связи с одобренными Правительством Российской Федерации предложениями об отмене перечисления средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в выбранные ими негосударственные пенсионные фонды (НПФ), передаче этих средств в страховую часть трудовой пенсии и ускоренном акционировании НПФ //Web-ресурс: http:
//рспп.рф/position/view/
17 Акционирование НПФ: прогнозы и последствия //Web-ресурс: http: //rbcdaily.ru/finance/562949989193393
18 Web-ресурс: http: //www.aup.ru/news/2013/10/10/6782.html
19 Правительство сохранит за пенсионными фондами налоговые льготы //Ведомости. - 04.12.2013.
Аранжереев М.М., Хмыров В.В. К вопросу о преобразовании негосударственных пенсионных фондов //Пенсионное обозрение (электронный журнал). -08.04.2013; Web-ресурс: http: www.pensionobserver.ru/ arxiv/214-aprel-iyun-2013-g/diskutiruem/k-voprosu-o-preobrazovanii-negosudarstvennyix-pensionnyix-fondov
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ. Часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ. Часть 3 от 26.11.2001 №146-ФЗ. Часть 4 от 18.12.2006 №230-ФЗ (ГК РФ) (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 08.12.1994; 06-08.10.02.1996;
28.11.2001; 22.12.2006; Консультант Плюс. -
01.02.2014.
Модернизация пенсионной системы Российской Федерации определит пути ее развития. Интервью Агентству «РИА Новости» президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов К.С.Угрюмова //рИа Новости. - 03.03.2010; Web-ресурс: http: ria.ru/economy/20100303/211986510.html
Правительство сохранит за пенсионными фондами налоговые льготы //Ведомости. - 04.12.2013.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 по делу №11-Г01-9 //Консультант Плюс. - 01.02.2014.
Угрюмов К. Копить смолоду. Смешанная пенсионная система лучше других способна диверсифицировать риски //РГ (федеральный выпуск). - 31.10.2011; Web-ресурс: http: www.rg.ru/2011/10/31/ugrumov.html
Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 №410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон №410-ФЗ) //Российская газета (федеральный выпуск). - 31.12.2013; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (Закон о НПФ) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -13.05.1998; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
Федеральный закон Российской Федерации от
12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Закон о НКО) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 24.01.1996; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
Федеральный закон Российской Федерации от
26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Закон об АО) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 29.12.1995; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
Федеральный закон Российской Федерации от
15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Закон об оПс) (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 20.12.2001; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
Якушев Е.Л. Процедура преобразования НПФ из некоммерческой организации в хозяйственное общество //Пенсионное обозрение. - 29.03.2013.
Web-ресурс: http: //рспп.рф/position/view/
Web-ресурс: http: //www.aup.ru/news/2013/10/ 10/6782. html
Web-ресурс: http: //www.raschet.ru/news/5409/12512/
Кузин А.А. Институт обязательств, возникающих вследствие причинения вреда (обязательств из правонарушений), в современной системе права Великобритании: историко-правовой, компаративный, нормативно-правовой анализ // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2014. - №1.
60
АКЦИОНИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
Кузин А.А.
Кузин А.А. Регулирование оборота генно-модифицированных организмов (ГМО) нормами российского права // Социально-политические науки. -2013. - №1.
Кузин А.А. К вопросу о возможности и целесообразности изменения правового статуса негосударственных пенсионных фондов // Социально-политические науки. - 2013. - №3.
Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки. -2012. - №2.
Literature list:
Aranzhereev M.M., Khmyrov V.V. On the question of transformation of non-state pension funds //Pension review (e-zine). - 08.04.2013; Web-resource: http:
www.pensionobserver.ru/arxiv/214-aprel-iyun-2013-g/diskutirue m/k-vopros u-o-preob razova nii-negosudarstvennyix-pensionnyix-fondov
Civil Code of Russian Federation. Part 1 from 30.11.1994 №51-FL. Part 2 from 26.01.1996 №14-FL. Part 3 from 26.11.2001 №146-FL. Part 4 from 18.12.2006 №230-FL (current edition) (CC RF) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 08.12.1994; 06-08.10.02.1996;
28.11.2001; 22.12.2006; RSS Consultant Plus. -
01.02.2014.
Corporatization of NsPF: forecasts and implications //Web-resource: http:
//rbcdaily.ru/finance/562949989193393
Definition of Supreme Court of Russian Federation from 16.02.2001 on the case №11-G01-9 //Consultant Plus. -
01.02.2014.
Modernization of pension system of Russian Federation will determine the path of its development. Interview Agency «RIA Novosti», giving by president of National association of non-state pension funds K.S.Ugryumov //RIA Novosti. - 03.03.2010; Web-resource: http:
ria.ru/economy/20100303/211986510.html
Federal law of Russian Federation from 28.12.2013 №410- FL «On introduction changes into Federal law "On non-state pension funds" and some legislative acts of Russian Federation» (Law №410-ФЗ) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 31.12.2013; Consultant Plus. -
01.02.2014.
Federal law of Russian Federation from 15.12.2001 №167-FL «On mandatory pension insurance in Russian Federation» (Law on MPI) (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 20.12.2001; Consultant Plus. -
01.02.2014.
Federal law of Russian Federation from 12.01.1996 №7-FL «On non-commercial organizations» (Law on NcO) (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -24.01.1996; Consultant Plus. - 01.02.2014.
Federal law of Russian Federation from 07.05.1998 №75-FL «On non-state pension funds» (Law on NsPF) (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -13.05.1998; Consultant Plus. - 17.12.2012; Consultant Plus. - 01.02.2014.
Federal law of Russian Federation from 26.12.1995 №208-FL «On joint-stock companies» (Law on JsC) (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -29.12.1995; Consultant Plus. - 01.02.2014.
Government will retain for pension fund tax breaks //Vedomosti. - 04.12.2013.
Ugryumov К. Stash in youth. Mixed pension system is better than others can diversify risks //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 31.10.2011; Web-resource: http:
www.rg.ru/2011/10/31/ugrumov.html
Web-resource: http: //рспп.рф/position/view/
Web-resource: http: //www.aup.ru/news/2013/10/10/
6782. html
Web-resource: http: //www.raschet.ru/news/5409/12512/
Yakushev E.L. Procedure of conversion NPF from noncommercial organization to business company //Pension review. - 29.03.2013.
Рецензия
Статья А.А.Кузина посвящена одной из проблем, которые в настоящее время весьма актуальны в теоретическом и практическом планах. Дело в том, что официально поставлена точка в длившейся не один год дискуссии о правовом статусе негосударственных пенсионных фондов: законодателем принято решение начать их акционировать, что де-юре и де-факто выводит НПФ из категории некоммерческих организаций. Как, не нарушая предписаний законодателя, проводить акционирование, кто будет выступать в роли акционеров фондов, какова «цена вопроса» такого мероприятия -вот ключевые вопросы, которыми сегодня задаются представители негосударственных пенсионных фондов, их партнеров по пенсионному обеспечению и страхованию граждан нашей страны, и которые стали предметом данной статьи.
А.А.Кузину удалось показать, в чем конкретно для теории и практики гражданского права заключается новизна такой проблематики, а именно, каким образом происходит сочетание содержащих элементы публичного правопорядка положений обновленного пенсионного законодательства и норм непосредственно гражданского права, закрепленных ГК РФ и Законом об акционерных обществах.
Автор последовательно проанализировал объективные и субъективные причины, побудившие отечественного законодателя инициировать процесс акционирования негосударственных пенсионных фондов. Им сформулировано определение акционирования применительно к НПФ, указаны наиболее проблемные, коллизионные, как чисто правовые, так и финансовоэкономические, организационные и пр. аспекты такого акционирования, на практике ожидающие его участников.
В работе много элементов научной новизны, которые предопределены, в первую очередь, неординарностью предмета исследования.
Статья написана на высоком теоретическом уровне и может быть опубликована в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России.
Кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и процесса гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии» В.Н.Васин.
61