УДК 331
Абдулаева Заира Запировна
старшии научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН к.э.н. г. Махачкала
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СКФО В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация: Практически все регионы СКФО на протяжении многих лет занимают лидирующее положение по уровню безработицы. В связи с этим особую остроту приобретает вопрос повышения эффективности занятости населения на малых предприятиях, как ключевых драйверов экономического развития региона. В статье уточнено понятие «эффективная занятость», проанализирован уровень занятости в малом бизнесе СКФО, предложены основные направления повышения эффективности занятости на малых предприятиях региона. Практически все регионы СКФО на протяжении многих лет занимают лидирующее положение по уровню безработицы. В связи с этим особую остроту приобретает вопрос повышения эффективности занятости населения на малых предприятиях, как ключевых драйверов экономического развития региона. В статье уточнено понятие «эффективная занятость», проанализирован уровень занятости в малом бизнесе СКФО, предложены основные направления повышения эффективности занятости на малых предприятиях региона.
Ключевые слова: Регионы СКФО, малые предприятия, уровень занятости, структура занятости, работодатель, рабочая сила, эффективность занятости.
Abdulaeva Z.Z. The main problems and directions of improving the efficiency of employment of the population of the NCFD in the field of small business
Abstract: Almost all regions of the NCFD have been in the leading position in terms of unemployment for many years. In this regard, the issue of increasing the efficiency of employment in small enterprises, as the key drivers of economic development of the region, becomes particularly acute. The article clarifies the concept of "effective employment", analyzes the level of employment in small business of the NCFD, the main directions of improving the efficiency of employment in small enterprises in the region. Keywords: NCFD Regions, small enterprises, employment level, employment structure, employer, labor force, employment efficiency.
На фоне самого высокого уровня безработицы населения в Северо-Кавказском федеральном округе, по сравнению с другими российскими регионами, особую остроту приобретает вопрос повышения эффективности занятости населения на малых предприятиях, как ключевых драйверов экономического развития региона.
Применительно к сфере малого предпринимательства «эффективную занятость», на наш взгляд, можно сформулировать как занятость, обеспечивающую наиболее оптимальное и рациональное распределение трудовых ресурсов на малых предприятиях, позволяющее максимально эффективно удовлетворить интересы всех участников данного процесса и способствующее социально-экономическому развитию конкретного региона и страны в целом.
Критерии эффективной занятости классифицируют с позиции работодателя, работника и государства [1]. Так, для работодателя в качестве таких критериев выступают: производительность труда; уровень соответствия профессионализма сотрудника выполняемой работе; соответствие трудовых усилий работников целям предприятия; обеспечение развития компании.
Среди основных критериев эффективности занятости с позиции работника выделяют: соответствие уровня получаемого дохода за выполненную работу представлениям сотрудника об уровне вознаграждения за его труд и способности; уровень соответствия заработной платы реальному прожиточному минимуму; уровень соответствия выполняемой работы профессиональному и квалификационному уровню сотрудника; уровень безопасности условий труда; уровень соответствия работы социальным потребностям сотрудника (в уважении, общении и др.).
С точки зрения государства к критериям эффективности занятости относят: увеличение национального дохода; производство продукции полезной для общества; развитие науки и техники; повышение общего уровня благосостояния населения в связи с ростом профессионально-квалификационного уровня; уменьшение социальной напряженности.
Следует заметить, что не все отмеченные критерии можно оценить количественно. Поэтому в экономической литературе чаще всего используются следующие показатели для оценки эффективной занятости населения: уровень занятости населения профессиональным трудом; уровень занятости трудоспособного населения в народном хозяйстве; пропорции распределения трудовых ресурсов по сферам общественно полезной деятельности; уровень естественной (нормальной) безработицы; рациональная структура распределения работников по секторам и отраслям экономики; уровень соответствия профессионально-квалификационной структуры занятого населения в структуре рабочих мест [6].
Как свидетельствуют данные таблицы 1, Северо-Кавказский федеральный округ на протяжении 2010-2016 гг. демонстрировал более низкие значения показателя «уровень занятости населения», по сравнению со среднероссийскими значениями, что свидетельствует о низкой эффективности занятости. В среднем за семилетний период уровень занятости населения по СКФО 56,8%, что на 7,9 п.п. ниже среднего показателя по России. Аутсайдером среди субъектов СКФО на протяжении всего периода остается Республика Ингушетия, где среднее значение уровня занятости составило 41,8%. Лидером является Ставропольский край, среднее значение уровня занятости в котором достигло 61%. Следует также отметить негативную динамику в Северной Осетии - Алании и Карачаево-Черкесской Республиках, продемонстрировавших снижение числа занятых профессиональным трудом в общей численности населения в 2016 г. по сравнению с 2010 г. Одной из причин столь низких значений данного показателя, является демографический фактор, отражающий тот факт, что СКФО является лидером среди других субъектов РФ по рождаемости.
Чуть лучше обстоят дела с показателем «уровень участия в рабочей силе», тем не менее, его среднее значение по СКФО ниже, чем по России в целом (табл. 2). Самые низкие значения, в среднем, наблюдались в Республике Дагестан - 63,2%, а самые высокие в Чеченской Республике - 70,9%. При этом, все регионы, кроме Северной Осетии - Алании и Карачаево-Черкесской Республик, продемонстрировали рост данного показателя с 2010 г. по 2016 г., что свидетельствует о повышении интереса к официальной занятости среди населения. В целом же, низкие значения данного показателя по СКФО обусловлены с одной стороны, высоким уровнем развития теневой занятости, а с другой стороны низким спросом населения на рабочие места.
О неэффективной занятости в СКФО свидетельствует и неравномерные значения показателя «распределение занятых в СКФО по видам экономической деятельности». Приоритетными видами деятельности в Северо-Кавказском регионе и в 2010 и в 2015 гг. являлись сельское хозяйство (доля занятых составила 20 и 21,2%, соответственно), торговля и ремонт автотранспорта, бытовых изделий и предметов личного пользования (14,8% и 14,9%), образование (11,6% и 10,8%) и обрабатывающие производства (10,5% и 10,1%). В целом по России наблюдалась несколько другая структура занятости: торговля и ремонт автотранспорта, бытовых изделий и предметов личного пользования (доля занятых составила 17,9% и 18,8%, соответственно), обрабатывающие производства (15,2% и 14,4%) и сельское, лесное хозяйство (10% и 9,4%).
Таблица 1
Уровень занятости населения в разрезе субъектов СКФО, в среднем за год, %
Субъект 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 В среднем за 2010 -2016 гг.
Республика Дагестан 53,2 57,2 56,2 55,9 56,7 55,0 55,8 55,7
Республика Ингушетия 32,2 35,2 36,2 38,6 49,4 50,2 50,8 41,8
Кабардино-Балкарская Республика 50,6 50,6 54,4 58,7 61,6 60,4 61,1 56,8
Карачаево-Черкесская Республика 58,8 58,9 61,4 57,6 56,7 53,5 53,6 57,2
Республика Северная Осетия - Алания 64,3 62,0 61,9 60,6 60,1 58,4 57,4 60,7
Чеченская Республика 38,3 41,5 49,6 56,2 58,0 58,8 58,8 51,6
Ставропольский край 59,1 60,4 61,6 60,5 61,5 61,8 62,1 61,0
Северо-Кавказский федеральный округ 53,3 55,2 56,7 57,3 58,7 58,0 58,3 56,8
Российская Федерация 62,7 63,9 64,9 64,8 65,3 65,3 65,7 64,7
Источник: рассчитано автором по данным сайта Федеральной службы государственной статистики
Таблица 2
Уровень участия в рабочей силе в разрезе субъектов СКФО, в среднем за год, %
Субъект 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 В среднем за 20102016 гг.
Республика Дагестан 62,4 65,5 63,6 63,2 63,1 61,7 62,7 63,2
Республика Ингушетия 64,0 67,8 69,1 68,7 70,4 72,3 72,8 69,3
Кабардино-Балкарская Республика 58,0 56,6 59,7 65,6 68,1 67,3 68,1 63,3
Карачаево-Черкесская Республика 65,5 65,4 67,4 63,9 65,2 63,1 62,6 64,7
Республика Северная Осетия - Алания 71,2 67,6 67,2 65,9 65,8 64,4 63,6 66,5
Чеченская Республика 67,5 66,2 70,7 76,9 73,9 70,9 69,9 70,9
Ставропольский край 63,5 64,2 65,1 64,1 65,0 65,6 65,8 64,7
Северо-Кавказский федеральный округ 63,9 64,6 65,3 65,8 66,1 65,3 65,6 65,2
Российская Федерация 67,7 68,3 68,7 68,5 68,9 69,1 69,5 68,7
Источник: рассчитано автором по данным сайта Федеральной службы государственной статистики
Как отмечалось выше, одним из наиболее эффективных способов повышения уровня занятости в мировой практике является развитие малого предпринимательства, однако, как свидетельствуют данные таблицы 3, удельный вес занятых на малых предприятиях в общем количестве рабочей силы в СКФО свидетельствует о низкой эффективности занятости населения.
Таблица 3
Доля занятых на малых предприятиях (без микропредприятий) в общей численности
рабочей силы в р разрезе субъектов СКФ ГО, %
Субъекты 2011 2012 2013 2014 2015 2016 В среднем за 20112016 гг.
Республика Дагестан 1,9 1,8 1,4 1,5 1,6 1,3 1,6
Республика Ингушетия 1,1 0,9 0,9 0,8 0,7 0,7 0,9
Кабардино-Балкарская Республика 3,2 3,1 2,6 2,7 3,1 2,8 2,9
Карачаево-Черкесская Республика 4,0 3,5 3,6 3,3 2,8 2,7 3,3
Республика Северная Осетия-Алания 4,2 3,7 3,8 3,8 3,6 3,1 3,7
Чеченская Республика 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3 0,4 0,2
Ставропольский край 8,5 9,0 9,0 9,0 8,9 5,6 8,3
СКФО, всего 4,1 4,1 3,9 3,9 4,0 2,8 3,8
РФ, всего 9,4 9,2 9,2 9,1 8,7 7,0 8,8
Источник: рассчитано автором по данным сайта Федеральной службы государственной статистики
В СКФО наблюдался самый низкий уровень занятости на малых предприятиях в общей численности рабочей силы по сравнению с другими субъектами РФ. Так, среднее значение данного показателя за 2011-2016 гг. составило 3,8%, против 8,8% в целом по России. При этом в региональном разрезе наблюдался существенный разброс средних значений данного показателя от 0,2% в Чеченской Республике до 8,3% в Ставропольском крае. Следует отметить, что практически все регионы и СКФО в целом, за исключением Чеченской Республики ухудшили свои позиции в 2016г. по сравнению с 2011 г., что, преимущественно, было обусловлено ухудшением экономической ситуации, как в субъектах федерации, так и в целом в стране.
Помимо общего ухудшения экономической ситуации в России, СКФО имеет ряд специфических региональных проблем, замедляющих развитие малого бизнеса, а именно: темпы роста населения превышают темпы роста числа рабочих мест на малых предприятиях; недостаточный уровень высококвалифицированных работников, обусловленный низким уровнем образования в регионе; постоянный отток высококвалифицированных кадров, что связано с высоким уровнем безработицы, а также нестабильной социальной и экономической ситуацией в СКФО; диспропорции в структуре занятых по видам экономической деятельности, что обусловлено преимущественным уровнем развития сельскохозяйственной отрасли в регионе; высокий уровень зависимости от государственной поддержки; высокий уровень коррупции и бюрократизма; неразвитость финансового сектора и др.
Повышение эффективности занятости населения СКФО в сфере малого предпринимательства возможно за счет выполнения следующих рекомендаций:
1) вывод малых предприятий из теневой экономики. Так, порядка 44% населения в СКФО работает в неформальном секторе, что делает регион лидером в России по теневой занятости [6]. Обеспечение льготных условий функционирования малых предприятий с одной стороны, и усиление контроля за фактическим обеспечением занятости населения (реальное оформление сотрудников на работу, оформление на полную ставку, выплата «белой» заработной платы и др.), с другой стороны, позволят повысить эффективность занятости на малых предприятиях;
2) усиление контроля органов власти, путем установления четких обязательств, которые можно измерить количественно и оценить результат их работы. Это,
11
соответственно, позволит снизить уровень коррупции и бюрократизма в регионе и положительно отразится на росте малого бизнеса;
3) повышение роли профсоюзов и обеспечение доступной юридической защиты прав работников малых предприятий, что будет способствовать повышению их социальной удовлетворенности;
4) поддержка со стороны государства развития финансовых учреждений, гарантийных фондов и других микрофинансовых организаций, обеспечивающих ресурсами малое предпринимательство, позволит расширить число рабочих мест, повысить занятость населения и увеличить производство валового регионального продукта;
5) развитие семейного бизнеса. Учитывая тесные семейные связи и многочисленность членов семьи, развитие семейного бизнеса сможет обеспечить их занятостью и удовлетворить социальные и материальные интересы работников таких микропредприятий;
6) создание различных курсов повышения квалификации на базе учебных заведений и крупных предприятий (предпочтительно на регулярной основе) благоприятно отразиться на профессиональном уровне работников, что повысит результативность деятельности малых предприятий, а, следовательно, и удовлетворенность работодателей;
7) постоянный мониторинг развития малого бизнеса в приоритетных отраслях экономики для конкретного субъекта СКФО, в соответствии с его природно-ресурсным потенциалом позволит нивелировать диспропорции в структуре занятости и повысить ее эффективность. В частности, учитывая природные условия региона, требуют развития туристско-рекреационная отрасль, включая сопутствующие подотрасли (гостиничный, ресторанный бизнес, народные промыслы), пищевая промышленность, добывающая промышленность, транспорт и связь, здравоохранительные и коммунальные услуги;
8) поддержание молодежного предпринимательства и начинающих предпринимателей, включая инновационных, положительно отразится на росте занятости;
9) поддержание экспортно-ориентированных компаний (формирование центров поддержки экспорта, региональных интегрированных центров);
10) поддержание социального предпринимательства. Для этого необходимо увеличить субсидирование центров времяпрепровождения детей в дневное время и дошкольных образовательных центров, а также субъектов малого предпринимательства, которые осуществляют деятельность по улучшению жизненных условий инвалидов, пожилых людей и лиц, которые попали в трудные жизненные ситуации.
Таким образом, обеспечение эффективной занятости на малых предприятиях в СКФО требует значительных финансовых и материальных ресурсов, как со стороны работодателей, так и со стороны государства. Так, работодателям целесообразно увеличивать размер инвестиций в основные фонды, расширять использование новых технологий, улучшая, таким образом, условия труда. Со стороны государства для обеспечения эффективной занятости важное значение имеет расширение перечня форм государственной поддержки, снижение административных и налоговых барьеров, установление персональной ответственности руководящих лиц, ответственных за развитие малого предпринимательства в регионе. В свою очередь работники должны проявлять максимальные усилия для защиты своих трудовых прав и повышения квалификационного уровня, что будет способствовать уменьшению теневой занятости, обеспечению их оптимальными условиями труда и достойной заработной платой.
Список источников:
1. Давыдова, И.О. Эффективная занятость с позиций реализации интеллектуального капитала общества: [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnaya-zanyatost-s-pozitsiy-realizatsii-intellektualnogo-kapitala-obschestva, свободный. -Загл. с экрана.
2. Евтеева, Е.В. Критерии и показатели занятости в условиях рыночной экономики: [Электронный ресурс]// Режим доступа:
https://www.pglu.ru/upload/iblock/e7d/uch_2012_xiv_00014.pdf, свободный. -Загл. с экрана.
3. Трудовые ресурсы. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]// Режим доступа:
(http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ labour_force/#, свободный. -Загл. с экрана.
4. Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_14p/Main.htm, свободный. - Загл. с экрана.
5. Теневая экономика в субъектах СКФО: [Электронный ресурс] :// Режим доступа: http://bastion.ru/research/am/economy, свободный. -Загл. с экрана.
6. Результаты мониторинга реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, по итогам 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]:// Режим доступа:
http://www.minkavkaz.gov.ru/upload/iblock/752/rezultaty-monitoringa.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
7. Баширова, А.А. Инновационная составляющая сбалансированного развития проблемного региона (на примере субъектов Северо-кавказского федерального округа)/ А.А.Баширова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. -№ 11-2.- С. 148151.
8. Кутаев, Ш.К. Основные проблемы формирования регионального рынка труда и эффективного использования трудовых ресурсов / Ш.К.Кутаев // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 2-3. - С. 583-587.
9. Хаджалова, Х.М. Институциональные основы регулирования качества жизни в регионах/ Х.М.Хаджалова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. - № 4. - С. 290-299.