УДК: 37.01+378
Якса Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор Таврической академии КФУ имени И.В. Вернадского
e-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Аннотация: в статье представлены ведущие современные педагогические принципы воспитания студенческой молодежи; рассмотрены проблемы и перспективы формирования будущего учителя, вытекающие из основных позиций современной педагогической теории и практики; должное внимание уделяется проблеме подготовки будущих учителей к дальнейшей воспитательной работе.
Ключевые слова: процесс воспитания, культурно - историческая ценность воспитания, принципы воспитательного процесса в вузе, организация воспитательной деятельности, коллективное творческое дело, куратор студенческой группы.
THE BASIC PRINCIPLES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE
HIGH SCHOOL
Annotation: the article presents key principles of modern pedagogical education of the students; particular attention paid to the problems and prospects of the formation of future teachers which are based on main positions of modern educational theory and practice; due attention is given to the problem of preparing of the future teachers for further educational work.
Key words: the process of upbringing, cultural - historical value of education, the principles of the educational process in high school, organization of educational activities, the collective creative work, the curator of the student group.
В настоящее время меняется социально-экономическая ситуация в стране, образ жизни, ломаются сложившиеся в прежние годы стереотипы поведения, мыслей, взглядов, позиций. В связи с этим, исключительную роль в формировании будущего гражданина должны сыграть новые педагогические кадры, от которых зависит, каким будет растущий человек XXI века, а, следовательно, и все наше общество, государство, страна.
Нельзя не согласиться с утверждением Т.В. Саенко о том, что «На рубеже XX и XXI вв. явно обозначились тенденции, которые ввиду их негативного влияния на воспитание подрастающего поколения несут в себе угрозу будущему нашей страны. Вот лишь некоторые из них:
• культивирование средствами массовой информации насилия, «суперменства», быстрой наживы;
• агрессивное влияние реакционных асоциальных групп, религиозных тоталитарных сект, проповедующих псевдорелигии и призывающих к национальной и религиозной неприязни, терроризму;
• кризисное состояние современной семьи в России;
• техногенное отчуждение (включая нервно-психологические перегрузки), ставшее атрибутом современной индустриальной цивилизации, глобальная компьютеризация и информатизация, уводящая детей из мира реального в мир виртуальный;
• высокий уровень социального неравенства и отсутствие ясной жизненной перспективы у молодежи из семей с низкими доходами и др.» [ 2; c.413]
Именно от учителя будет зависеть, каким человеком войдет его ученик в мир взрослых. Однако, прежде чем учитель сможет взаимодействовать с
ребенком, прививая ему общечеловеческие культурные ценности, ему самому следует получить опыт взаимодействия в контексте ценностного и культурологического подхода. Таким образом, на наш взгляд, существует острая необходимость в определении нового вектора не только в системе учебной работы ВУЗа, но и в важнейшем ее компоненте - процессе воспитания.
Воспитание сегодня понимается не как политическая, а, прежде всего, как культурно-историческая ценность, как процесс целенаправленного взаимодействия и сотрудничества педагогов и студентов с целью создания условий для творческой самореализации личности, формирования социально-ценностных качеств, необходимых как для жизни в обществе, так и для успешного профессионального становления. В связи с этим, главной целью воспитания в вузе, на наш взгляд, должно стать создание благоприятных социально-педагогических условий для профессионального, личностного, культурного, творческого саморазвития и самовоспитания, помощь в становлении компетентного профессионала, конкурентоспособной, творческой личности будущего специалиста.
Организация воспитательной деятельности в вузе должна строиться на принципах:
Гуманизации: создание гуманистического, демократического, развивающего и развивающегося воспитательного пространства вуза построенного на субъект - субъектных отношениях. Гуманистическое воспитательное пространство - это пространство, построенное с учетом признания одной из приоритетных ценностей личность педагога и студента, гармонизации их интересов, взаимоотношений, ориентации на развитие и саморазвитие.
Гуманизация требует реализации идеи сотрудничества, взаимопонимания между субъектами всех уровней учебного заведения, основанной на осознании, принятии самоценности каждой личности, независимо от ее социального, образовательного, возрастного, имущественного статуса. Гуманизация в воспитании предполагает перевод отношений "преподаватель - студент" на
уровень субъект - субъектных отношений, предполагающих равенство позиций, принятие суверенности каждой профессиональной деятельности, и обеспечение полноценной, содержательной и разнообразной сегодняшней жизни студентов вуза.
Педагогической поддержки, а также связанной с ней заботой и защитой. Внешне это проявляется как система совместных со студентом (преподавателем) действий по разрешению его проблем-препятствий, конфликтов, торможению и снятию отрицательных воздействий окружения; внутренне - как реализация общечеловеческих, личностных ценностей, принятых на основе педагогики межличностных отношений, другодоминантности, эмпатии, сотрудничества.
Педагогическая поддержка направлена на создание среды взаимодействия (педагог- педагог; педагог - студент(ы); студенты - студенты), на совместный поиск конкретных способов действия, на обеспечение условий выбора и самостоятельного принятия решения на основе стимулирования, самоанализа, самоконтроля, рефлексии.
Демократизации - предполагающей открытость образовательного учреждения, переход к системе, в которой администрация, преподаватели и студенты становятся полноправными, заинтересованными партнерами учебно-воспитательного процесса вуза; совершенствование педагогических отношений, переход на позиции сотрудничества, взаимопонимания, доверия, творчества. Принцип демократизации воспитательного пространства означает обеспечение вариативности в выборе направлений и способов воспитательной работы; преодоление отчужденности учебного заведения от проблем общества; открытость и сотрудничество (сотворчество) в решении актуальных как студенческих проблем, так и проблем вуза.
Принцип культуросообразности в воспитательном процессе вуза означает, что этот процесс способствует многообразной и разнообразной палитре культуры, точнее, всей палитры культур общества, его сообществ; содействует культурному (и субкультурному) самоопределению и культурной
идентификации студента вуза; строит образовательную среду вуза как мультикультурную и изначально разнородную без каких-либо культурных доминант; и, наконец, способствует раскрытию личностной культуры каждого субъекта вуза.
Культуросообразность - метапринцип, согласно которому, воспитательный процесс в вузе, с одной стороны, адекватен современной культуре, ее особенностям и требованиям, а с другой, ориентирован на организацию новых культурных норм, (а не просто на трансляцию уже имеющихся). Создание культурной среды, культурного пространства - одна из важнейших задач, стоящих перед образовательным учреждением, так как только в атмосфере культуры можно воспитать человека, обладающего чувством социальной ответственности, умеющего ценить духовные и материальные ценности, специалиста, профессионала, способного не только усваивать, но и создавать новые ценности. Воспитательная сфера того или иного учебного заведения в той мере культуросообразна и культуроемка, в какой нацелена на культурные, духовные, нравственные, а не только когнитивные ценности; в какой мере она ставит целью самобытное культурное саморазвитие и самоопределение личности (педагога - студента) и обеспечивает условия для этого. Высшее учебное заведение должно стать для студентов вторым домом, конкурентно- способным окружающей, не всегда позитивной среде, а его нормы и ценности должны постепенно стать нормами и ценностями каждого студента.
Все это предполагает соблюдение правил поведения студентов и преподавателей в стенах вуза, обеспечение надлежащего санитарно-гигиенического состояния как учебных, так и жилых помещений, оформление художественно- эстетического пространства учебных аудиторий, корпусов, подчеркивающих индивидуальность и профессиональную направленность учебного заведения, создание собственных традиций. Культурная среда вуза должна опираться на организацию самоуправления - поэтому необходимо возрождать данную систему, предоставляя реальные и достаточные
полномочия. В связи с этим следует иначе отнестись к пониманию этого процесса. В традиционном понимании это - самостоятельное выполнение студентами функций администрации, преимущественно контролирующих. Но у студентов нет, и никогда не будет достаточного опыта, времени и возможностей для самостоятельного управления делами учебного заведения. Следовательно, все вопросы (труда, быта, досуга) они могут эффективно решать только совместно с педагогами и администрацией, а это перевод самоуправления на уровень соуправления - деятельность всего коллектива вуза в решении вопросов воспитания и профессиональной подготовки специалистов.
Принцип воспитания в духе просвещенного патриотизма означает повышение роли гражданских функций воспитания: осознавать ответственность за благополучие общества, в котором живешь, ответственность за общежитие, факультет, институт, район, город. Причем эта ответственность должна носить осознанный и преобразующий характер и быть основан на гордости за истинные ценности своего факультета, учебного заведения, изучение истории, традиций малой и большой Родины, неприятие и активное противодействие всем формам человеческой агрессии.
Принцип продуктивности предполагает организацию воспитательного процесса с целью развития и обогащения собственного как личностного, так и профессионального опыта студентов, создание личной "Я-концепции" их жизненного развития.
Принцип социализации процесса воспитания. Социализация сегодня рассматривается как сложный процесс вхождения индивида в окружающий социум протекающий в течение всей его жизни. Следовательно, период обучения студентов в вузе - очередной, закономерный этап данного процесса, характеризующийся дальнейшим развитием личности студента во взаимодействии с окружающей макро-, микро- и мезо- средой; продолжающимся процессом усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитием и самореализацией в соответствующем образовательно-воспитательном пространстве. Одним из
важнейших направлений социализации будущего педагога должно стать участие в работе студенческих социальных отрядов (волонтерское движение), целью которых является организация и осуществление различных форм социально-педагогической помощи, поддержки и защиты нуждающимся категориям общества - "людям с особыми проблемами существования и развития".
Уточнив общий теоретический взгляд на проблему воспитания, остановимся теперь на тех практических моментах, которые необходимо обязательно учитывать, чтобы взаимодействие между куратором и студенческой группой состоялось, чтобы совместно организуемой и проводимое коллективное творческое дело (КТД) было одинаково полезно как для студентов, (конечно, это в первую очередь), так и для кураторов, пополняя их копилку педагогического опыта.
Во-первых, это создание среды позитивного воспитывающего взаимодействия, которое может иметь различные варианты:
если куратор работает с группой, то модель построения их отношений максимально открыта и продуктивна, так как он находится в постоянном контакте, взаимодействии со студентами группы, получая большую информацию о каждом из студентов, их предпочтениях, о характере взаимодействия в группе;
более сложный вариант, когда куратору приходится заниматься воспитательной работой с отрывом от преподавательской деятельности. В этом случае необходимо работу начинать с налаживания контактов в неформальной, психологически комфортной обстановке. При этом не следует забывать, что здесь куратор имеет дело с людьми достаточно взрослыми, имеющими возможно богатый личный, социальный и профессиональный опыт, поэтому с самого начала необходимо строить свои отношения на паритетно-партнерских, доверительных, субъект-субъектных началах. И в первом и во втором вариантах однозначным является то, что эта работа должна осуществляться
планомерно, продуманно и с учетом возможностей и интересов, как всей группы студентов, отдельных личностей, так и особенностей, традиций вуза.
Во-вторых, в общей методике организации и проведения КТД в студенческой группе очень важна ее целенаправленная диагностика, которая должна осуществляться по следующим направлениям: состав группы: количественный, половозрастной, социальный, национальный, конфессиональный и т.д.; отношение к будущей профессии и процессу овладения ею; межличностные отношения студентов (группы - курса -факультета - межфакультетские); интересы и увлечения (личности - группы -курса - факультета - межфакультетские); помощь в осуществлении адекватной самооценки студентами уровня своего профессионального развития (помощь в разработке "Я-концепции"); определение, формирование и развитие актива группы - курса - факультета - института; уточнение общественного мнения, гражданской позиции по конкретным проблемам, вопросам; выявление и педагогическая помощь, поддержка студентов группы риска; определение студентов, требующих первостепенной педагогической поддержки (беженцы, сироты, студенты с тяжелыми хроническими заболеваниями, с серьезными материальными трудностями и т.д.).
Очень важно на начальном этапе взаимодействия с группой выявить ее лидеров, которых условно можно разделить на лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей, а если взять более мелкое дробление, то это могут быть: лидеры-организаторы; лидеры-генераторы/инициаторы; эмоциональные лидеры, лидеры-эрудиты и т. д. Причем каждый лидер руководствуется выбранным им стилем работы. В период первых контактов с группой необходимо в игровой форме провести диагностику лидерства.
В современной психолого-педагогической науке существует масса методик, которые можно использовать для этого - тесты, анкеты, игровые методики и др. Так, существует достаточно распространенное заблуждение, что последние применительно только в детской аудитории и никак не в студенческой, но как показывает практика, дело не в том, с кем проводят эти
игры, а в том, кто и как проводит. Ведь не секрет, что сплоченные взрослые компании отличаются и тем, что не только умеют хорошо отдыхать, но и хорошо веселиться - капустники, шутливые конкурсы, игры свойственны для всех возрастов. Игра - это тот уникальный вид человеческой деятельности, который свойственен любому возрасту, только на том или ином этапе жизненного развития приобретает различные подтексты (интелектуально-познавательный; поло-ролевой; профессионально-ориентированный и т.д.). Поэтому задача куратора заключается в том, чтобы самому «смочь» «поиграть» со студентами, переступить барьер своих комплексов, «заразить» раскрепощенностью и открытостью своих подопечных.
После создания благоприятной психологической атмосферы, контакта куратора со студенческой группой можно постепенно переходить к внедрению методики КТД в студенческую среду. Однако ее непосредственную реализацию должен предварять составление плана воспитательной работы, который должен содержать четко сформулированную цель и задачи, созвучные современной социокультурной ситуации.
В арсенале работы каждого куратора должна быть картотека форм воспитательной работы или картотека КТД, которая может быть представлена, во-первых, в традиционном варианте - по видам деятельности (познавательная, художественная, спортивная, общественная, свободное общение и т.д.), во-вторых, в соответствии с традициями данного учебного заведения, поликультурной спецификой области, региона, и, наконец, в виде проектов (социальных, культурных, спортивных, экологических и т.д.)
Несомненно, что обсуждение плана воспитательной работы должно быть совместным творческим делом куратора и студенческой группы. Для этого необходимо использовать наиболее эффективные в студенческой среде методы. Всех их должно объединять одно - сбор, как можно большего числа идей, предложений по решению данной проблемы/задачи; раскрепощение студентов в высказывании собственных мыслей, предположений, догадок; освобождение от инерции мышления, стереотипов по отношению к процессу воспитания в
вузе, его значимости; устранение психологической и эмоциональной зажатости; проявление выдержки и корректности в принятии, понимании чужой точки зрения.
Итогом такого открытого обсуждения, дискуссии-полилога, возможно, станет составление реального, действенного плана воспитательной работы, который будет включать формы КТД, реально охватывающие все жизненно и профессионально-значимые сферы личности студентов.
Организация и проведение методики КТД в студенческой среде предполагает определенную пошаговость, поэтапность: от этапа задумки, начальной организации, оповещения, непосредственного проведения, финала.
И, наконец, любое КТД обязательно должно заканчиваться подведением итогов, когда все участники по кругу или в порядке, избранном коллективно, высказывают мнения о достоинствах и недостатках, ошибках в проведенном деле. Здесь очень важно настроить студентов на конструктивный, корректный, тактичный и в то же время продуктивный диалог, который сыграет роль стимула в дальнейшей воспитательной работе группы, установив доверительно-открытые отношения между всеми ее участниками, студентами и куратором, открыв новые перспективы в их саморазвитии и самореализации.
Список литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2006.
2. Саенко Т. В. Анализ современных подходов к воспитанию в системе образования [Текст] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. №45. URL: http ://cyberleninka.ru/ article/n/analiz-sovremennyh-podhodov-k-vospitaniyu-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 05.02.2016).
Поступила в редакцию: 2016-02-16