Научная статья на тему 'Реализация возможности образовательного пространства вуза в воспитании будущего педагога'

Реализация возможности образовательного пространства вуза в воспитании будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UPBRINGING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PROCESS / INFLUENCE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П. Д., Раджабова Р. В.

В данной статье обосновывается актуальность проблемы воспитания студенческой молодёжи в условиях образовательного пространства педагогического университета. В ней определяется важность воспитания у будущих педагогов профессионально значимых качеств, развития коммуникативной компетентности как неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности; в статье также рассмотрены возможности воспитательных мероприятий в формировании личности педагога. Авторы делают вывод о том, что воспитание студентов педагогического университета это целенаправленный, организованный педагогический процесс взаимодействия педагогов со студентами. Данное взаимодействие может проявляться в виде различных форм, среди которых можно выделить организацию различной социально значимой деятельности студентов, формирование у студентов патриотических, нравственных, эстетических, волевых, физических качеств, развитие их профессиональных, творческих способностей и положительных качеств, формирование гармоничных отношений с социумом и с окружающим миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиева П. Д., Раджабова Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE EDUCATIONAL SPACE OF A UNIVERSITY FOR EDUCATION OF FUTURE TEACHERS

The article substantiates the relevance of a problem of educating students in the educational space of a pedagogical university. It defines the importance of educating future teachers of professionally significant qualities, the development of communicative competence as an integral part of professional competence. The article discusses the possibilities of educational activities in the formation of the personality of the teacher. The authors conclude that education is a teacher training university students focused, organized by the pedagogical process of interaction between teachers with students. This interaction can take the form of different forms, among which the authors can highlight the organization of various socially significant activities of students, formation of the students’ patriotic, moral, aesthetic, physical, strong-willed the qualities of their professional development, creativity and positive qualities, forming a harmonious relationship with society and with the outside world.

Текст научной работы на тему «Реализация возможности образовательного пространства вуза в воспитании будущего педагога»

2. Игонина Т.Б. Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях педагогической практики (На примере классического университета). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2001.

3. Капайкин И.А. Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности студентов педагогического вуза. МБОУ СОШ. 2015; 10.

4. Старченко Е.В. Педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов. Теория и практика образования в современном мир: материалы IV Междунар. науч. конф, январь 2014 г Санкт-Петербург, 2014: 173 - 182. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4726

References

1. Vesna E.B., Kiseleva O.O. Professional'no-pedagogicheskaya praktika: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva; Voronezh: MOD'EK, 1999.

2. Igonina T.B. Formirovanie professional'noj kompetentnosti studentov v usloviyah pedagogicheskoj praktiki (Na primere klassicheskogo universiteta). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2001.

3. Kapajkin I.A. Rol' pedagogicheskoj praktiki v formirovanii professional'noj kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza. MBOU SOSh. 2015; 10.

4. Starchenko E.V. Pedagogicheskaya praktika kak odin iz sposobov formirovaniya professional'nyh kompetencij studentov vuzov. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mir: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf., yanvar' 2014 g. Sankt-Peterburg, 2014: 173 - 182. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4726

Статья поступила в редакцию 20.11.18

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: [email protected]

Rajabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: [email protected]

THE USE OF THE EDUCATIONL SPACE OF A UNIVERSITY FOR EDUCATION OF FUTURE TEACHERS. The article substantiates the relevance of a problem of educating students in the educational space of a pedagogical university. It defines the importance of educating future teachers of professionally significant qualities, the development of communicative competence as an integral part of professional competence. The article discusses the possibilities of educational activities in the formation of the personality of the teacher. The authors conclude that education is a teacher training university students focused, organized by the pedagogical process of interaction between teachers with students. This interaction can take the form of different forms, among which the authors can highlight the organization of various socially significant activities of students, formation of the students' patriotic, moral, aesthetic, physical, strong-willed the qualities of their professional development, creativity and positive qualities, forming a harmonious relationship with society and with the outside world.

Key words: upbringing, educational environment, educational process, influence of educational environment, professionally significant qualities.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА В ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В данной статье обосновывается актуальность проблемы воспитания студенческой молодёжи в условиях образовательного пространства педагогического университета. В ней определяется важность воспитания у будущих педагогов профессионально - значимых качеств, развития коммуникативной компетентности как неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности; в статье также рассмотрены возможности воспитательных мероприятий в формировании личности педагога. Авторы делают вывод о том, что воспитание студентов педагогического университета - это целенаправленный, организованный педагогический процесс взаимодействия педагогов со студентами. Данное взаимодействие может проявляться в виде различных форм, среди которых можно выделить организацию различной социально значимой деятельности студентов, формирование у студентов патриотических, нравственных, эстетических, волевых, физических качеств, развитие их профессиональных, творческих способностей и положительных качеств, формирование гармоничных отношений с социумом и с окружающим миром.

Ключевые слова: воспитание, образовательная среда, воспитательный процесс, влияние образовательной среды, профессионально значимые качества.

Актуальность исследования обусловлена социокультурной ситуацией, сложившейся в России, при которой реализация концепции воспитания человека российской культуры является одной из важнейших задач высшей школы. Актуальность усиливается в связи с реальным состоянием культурного развития молодёжи. Развивающаяся личность находится в сложной социокультурной ситуации, поскольку испытывает влияние новых идей и ценностей, разнообразных культурных форм, стилей и направлений. В связи с этим система образования не может ограничиваться только трансляцией социокультурных норм и готового научного знания. Назначение ее состоит в воспитании личности, способной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нем собственную систему культурных ценностей, реализовать свою «Я-концепцию» [1].

Воспитание - целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, который основывается на взаимодействии педагога и воспитанника [2].

Научная картина воспитательного процесса предполагает наличие ряда закономерностей, управляющих ходом воспитания личности. Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Система высшего образования сегодня рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов. В студенческие годы молодые люди наиболее активно приобщаются к ценностям культуры, при-

обретают навыки общественно-политической деятельности, интенсивно расширяют круг общения. Этому способствует особый уклад жизни высшей школы, где существенной чертой является поощрение творчества, инициативы и самодеятельности в поиске оптимальных форм и методов самостоятельного добывания знаний.

Многие вузы за последние годы значительно продвинулись в организации воспитательной работы со студентами. Для этих вузов характерна сложившаяся или складывающаяся система воспитательной работы, включающая в себя четкую структуру, планирование, разнообразное содержание, кадровое и материальное обеспечение: взаимодействие кафедр, деканатов и советов вузов. В ряде учебных заведений заметна координирующая роль проректоров, управлений (отделов) по воспитательной работе, всемерно поддерживается студенческое самоуправление, создаются педагогически целесообразные условия для деятельности общественных молодёжных организаций, активизировалась деятельность кураторов [3].

Однако говорить о высокой результативности социально-воспитательной работы преждевременно. В этой области имеется ряд проблем - студенчество не проявляет должного интереса к освоению избранной профессии, отличается низкой внутренней культурой, политически и граждански индифферентно и инфантильно. Социологические исследования в молодёжной среде показывают их терпимое отношение, как к употреблению спиртных напитков, так и к наркотикам. Все это формирует живительную почву для распространения пагубных привычек в молодёжной среде и соответствующие нормы поведения. Среди молодёжи происходит резкая поляризация способов общественного поведения как реакция на изменившиеся условия жизни [4 - 5].

В целях повышения качества воспитательной работы среди студенческой молодёжи на базе факультета права ДГПУ проводится целенаправленная систематическая специально-организованная работа по формированию у будущих педагогов профессионально-значимых качеств в личности учителя. В качестве примера можем привести воспитательные мероприятия: «Профессиональное самоопределение педагога», «Духовно-нравственное воспитание молодёжи», «Здоровый образ жизни», «Я - учитель, я - человек»; конкурс студенческих работ «Я - правовед».

На основании вышеизложенного следует отметить, что воспитание будущего педагога в условиях образовательного пространства педагогического вуза должно носить систематический характер, соблюдая принцип преемственности на всех этапах обучения (в процессе аудиторной и внеаудиторной работ).

Педагог - ведущий по жизни за руку, человек, который раскрывает прекрасное в индивиде. Человек, который воспитывает, обучает, развивает своих подопечных, открывает в них новые начала и способствует раскрытию творческого потенциала. Но и сам педагог как таковой и как личность формируется под влиянием различных установок и условий. Для формирования педагога

Библиографический список

как хорошего специалиста необходимо снабдить его необходимой информацией, научить навыкам и умениям, необходимым в педагогической деятельности. Для формирования педагога как личности нужно учитывать все составляющие, все стороны жизни человека. Становление личности существенно зависит от совокупности всех условий, характерных для определенной социальной ситуации. Поэтому для становления будущих педагогов необходимо создать благоприятные условия, способствовать развитию в будущих педагогах положительных качеств и творческих способностей. Ведь от качеств педагога зависит его профессиональная деятельность, а, следовательно, развитие и обучение учащихся.

Таким образом, воспитание студентов педагогического университета - целенаправленный, организованный педагогический процесс взаимодействия педагогов университета со студентами. Это и организация различной социально значимой деятельности студентов, и формирование у них патриотических, нравственных, эстетических, волевых, физических качеств, и развитие их профессиональных, творческих способностей и положительных качеств, и формирование отношений с социумом и с окружающим миром.

1. Гаджиева П.Д. Возможности образовательного пространства педагогического вуза в воспитании студентов. Материалы научно-практической конференции. Махачкала, 2018.

2. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория. Известия ПГПУим. В.Г. Белинского. 2009; № 12 (16): 132 - 140.

3. Ильин Е.П. Психология для педагогов. Санкт-Петербург, 2012.

4. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитании: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2005.

5. Кибалыенко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

References

1. Gadzhieva P.D. Vozmozhnosti obrazovatel'nogo prostranstva pedagogicheskogo vuza v vospitanii studentov. Materialy nauchno-prakiicheskoj konferencii. Mahachkala, 2018.

2. Bekker I.L., Zhuravchik V.N. Obrazovatel'noe prostranstvo kak social'naya i pedagogicheskaya kategoriya. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo. 2009; № 12 (16): 132 - 140.

3. Il'in E.P. Psihologiya dlya pedagogov. Sankt-Peterburg, 2012.

4. Schurkova N.E. Prikladnaya pedagogika vospitanii: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 2005.

5. Kibal'chenko I.A. Teoriya i praktika vospitatel'noj deyatel'nosti. Rostov-na-Donu: Feniks, 2009.

Статья поступила в редакцию 20.11.18

УДК 378

Guseynov R.D, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychological and Pedagogical Education, Director of Moscow Pedagogical State

University, Derbent branch (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]

Pirmagomedova Е.А., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Department of Psychological and Pedagogical Education, Moscow Pedagogical

State University, Derbent branch (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ADAPTATION AND SOCIALIZATION OF CHILDREN TO THE SURROUNDING SOCIETY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article is a result of the analysis of research in the field of pedagogical psychology on the topic of psychological and pedagogical adaptation and socialization of children to the surrounding society. The concept of "adaptation", its importance in pedagogical psychology, prospects for further study of adaptation, and the scientific development of this phenomenon in the model of psychological and pedagogical support of the educational process are considered, the pedagogical problem is defined. The theme of adaptation is relevant for many decades, studied in various sciences and branches of psychology.

Key words: adaptation, socialization, personal adaptation potential, psychological and pedagogical problem of socialization of educational process, psychological and pedagogical adaptation.

Р.Д. Гусейнов, канд. пед. наук, доц. каф. психолого-педагогического образования, директор ФГБОУ ВО «Московский педагогический

государственный университет», Дербентский филиал, г. Москва, E-mail: [email protected]

Э.А. Пирмагомедоеа, канд. психол. наук, доц., зав. каф. психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический

государственный университет», Дербентский филиал, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ К ОКРУЖАЮЩЕМУ СОЦИУМУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме психолого-педагогическая адаптация и социализация детей к окружающему социуму. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие данного явления в модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, определена педагогическая проблема. Тема адаптации актуальна на протяжении многих десятилетий, исследуется в различных науках и отраслях психологии.

Ключевые слова: адаптация, социализация, личностный адаптационный потенциал, психолого-педагогическая проблема социализации образовательного процесса, психолого - педагогическая адаптация.

В настоящее время все более актуальными становятся вопросы воспитания подрастающего поколения в принципиально новых условиях жизни нашей страны. Эти условия кардинальным образом изменили содержание активности людей, представление о профессиональном и личностном самоопределении и самореализации в обществе. Все большее значение в самоопределении человека приобретают его личностные свойства. Самоопределение представляет собой некий поиск и утверждение своего пути в мире, своих ценностей и смысла существования в каждый момент времени. Этот процесс имеет свои специфические особенности на каждом возрастном этапе школьного обучения. По отношению к младшим школьникам и подросткам более корректно говорить не о личностном

самоопределении как таковом, а о психологической готовности к нему. Одним из основных факторов личностного самоопределения старших подростков рассматривается их психологическая адаптация к жизни.

Современная социальная обстановка общества имеет ряд особенностей: новые экономические проблемы, связанные с переходом к рыночным отношениям, вновь приобретаемая религиозная свобода, смещение социальных ценностей, возникновение богатой элиты и нищей массы людей, межэтнические проблемы, миграция беженцев. В таких условиях многие детские проблемы социальной незащищенности требуют психолого-педагогических мер вмешательства и регулирования. И эти меры необходимо проводить по нескольким направлени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.