8. Игуменов А. С. О некоторых вопросах информационно-аналитического обеспечения розыска без вести пропавших и установления личности неопознанных трупов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 2.
9. Волженкин Б. В. Служебные преступления. (Библиотека следователя). М.: Юристь,
2000.
10. Игуменов А. С. Актуальные проблемы борьбы с кражами, совершаемыми из складов, баз, магазинов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 2.
11. Миняшева Г. И. Юридическая технология правоприменительных актов: монография. Уфа: УЮИ МВД России, 2012.
© Киселев Н. Н.
УДК 351.74 В. А. КОЛЕСНИКОВ, доцент кафедры управле-
ния в органах внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат социологических наук, доцент (г. Уфа)
V. A. KOLESNIKOV, associate professor ^air of management in the Internal Affairs Bodies of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate in sociology, docent (Ufa)
В. И. МИХАЙЛОВ, доцент кафедры управления в органах внутренних дел Уфимского юридическо-^ го института МВД России, кандидат социологи-
^ ческих наук, доцент (г. Уфа)
^ V. I. MIHAILOV, associate professor ^air of man-
§ agement in the Internal Affairs Bodies of Ufa Law In-
u stitute of the Interior Ministry of Russia, candidate in
sociology, docent (Ufa)
§ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО
Ц ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
I
Ц BASIC PRINCIPLES OF EFFECTIVE PLANNING
g IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS
s ©
! Аннотация. В статье анализируются основные принципы организации эффек-
тивного планирования в органах внутренних дел, рассматривается положительная ^s практика разработки плана работы правоохранительного ведомства. ¡^ Ключевые слова и словосочетания: планирование, принципы, управление, этапы
«
eq
разработки плана.
Annotation. The article analyzes the main principles of effective planning in the Min-^ istry of internal Affairs, is considered a positive practice in the development of the plan of ^ work of law enforcement agencies.
s Keywords and phrases: planning, principles, management stages of the development
plan.
Задачи стабильного функционирования органов внутренних дел (далее - ОВД) в условиях современного общества могут быть успешно решены лишь с помощью значительного повышения эффективности системы управления с учетом внедрения основ научной организации труда и эффективного планирования, которое способствует сохранению целостности и результативности системы ОВД в условиях активного внешнего воздействия, адаптации к окружающей среде и выявлению дополнительных ресурсов (резервов) в ее деятельности. Научно обоснованное планирование деятельности правоохранительного ведомства, его подразделений и служб помогает успешно решать следующие задачи: определение наиболее перспективных путей развития системы ОВД; обеспечение целеустремленности и наступательности в работе; наиболее эффективное применение методов и средств, находящихся в распоряжении служб; взаимодействие и комплексное использование возможностей всех служб ОВД; исключение дублирования в деятельности служб и сотрудников; недопущение отвлечения сил и средств на решение второстепенных задач; организация четкого контроля за своевременным исполнением и надлежащим качеством исполнения намеченных мероприятий.
В целом в ОВД сложилась достаточно эффективная система планирования [1, с. 22]. В то же время проведенные за последние годы проверки показали, что подход к планированию в ряде мест остается формальным. Например, планы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении общественно-политических, спортивных и иных массовых мероприятий, планы по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе инспектирования, планы занятий с сотрудниками ОВД в системе профессиональной служебной и физической подготовки и другие неконкретны,
не базируются на анализе оперативной обстановки и не привязаны к реальной ситуации, перегружены второстепенными мероприятиями, в определенной степени состоят из общих предложений, не имеющих реального характера.
Субъекты планирования порой не опираются на принципы планирования, которые являются важным условием повышения эффективности деятельности ОВД [2, с. 1013]. Так, планирование должно отвечать принципу научности, т. е. базироваться на общих положениях и последних достижениях естественных и общественных наук, опираться на данные социологии, экономики, психологии, положения правовых наук, технические достижения и передовой опыт. Принцип законности в планировании означает необходимость строгого соответствия намеченных мероприятий требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность системы ОВД. Принцип эффективности планирования выражается в требовании актуальности, конкретно- ^ сти и реальности намеченных мероприятий. Их осуществление призвано ® успешно решать узловые, наиболее а важные проблемы в конкретно склады- ^ вающейся обстановке. Реальность и конкретность - чрезвычайно важные ¡^ условия, позволяющие исполнителям ^ более четко усваивать цели и задачи | этих мероприятий и тем самым гаран- Ц тировать успех их проведения. Данный | принцип тесно связан с требованием « оптимальности планов, т. е. с требова- о
ниями достижения поставленных целей §
и
с наименьшими затратами сил, средств ^ и времени при существующих условиях.
Планируемые мероприятия должны соот- Ц
ветствовать объективно складывающейся 0
обстановке с учетом прогноза ее разви- §
т-> и
тия. В процессе планирования следует ^
максимально учитывать местные особен- -Л
ности и условия функционирования ве- ^
домства, что позволяет выбирать опти- Ц
мальные пути и способы реализации кон- §
кретных мероприятий плана [3, с. 19]. 05
Планы должны быть актуальными, выполнимыми и в то же время напряженными. Актуальность состоит в том, что разработка плана должна строиться на учете выводов комплексного анализа оперативной обстановки за предшествующий период и прогнозов ее развития [4, с. 53], конкретных задач, поставленных перед органом внутренних дел вышестоящими ОВД, а также федеральными, региональными и местными органами власти и управления. В планах необходимо четко и ясно формулировать мероприятия, определять сроки и конкретных исполнителей. Это достигается четкостью формулировок, не допускающих двусмысленного толкования. Недопустимо применение неопределенных, общих, неконкретных выражений, мероприятий, которые не имеют логического смыслового значения. Под напряженностью понимается достаточная полнота, насыщенность плана мероприятиями, позволяющая мобилизовать все силы личного состава ор-^ гана на творческое, ритмическое и в то-^о же время интенсивное решение постав® ленных задач в течение всего планируема мого периода. Не менее важным прин-^ ципом является своевременность разра-Оц ботки плана. Несвоевременно принятый ¡^ план теряет свою актуальность, не дает ^ возможности успешно осуществить его Ц выполнение, эффективно организовать Ц работу служебного коллектива. Ц Система планирования опера-
« тивно-служебной деятельности в ОВД, а как было отмечено выше, должна фор-§ мироваться в строгом соответствии с ^ законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами. Од-Ц новременно с этим вся система планов 0 деятельности должна учитывать требо-| вания, изложенные в управленческих •г решениях вышестоящих субъектов «Ц управления, конкретизировать их при-^ менительно к складывающейся опера-Л тивной обстановке, а также базировать-§ ся на объективной оценке эффективно-05 сти функционирования служб и подраз-
делений. При этом необходимо учитывать практический опыт рациональной организации планирования. Принцип рациональной организации планирования означает то, что разработку плана работы ОВД предпочтительно осуществлять в три этапа.
На первом этапе (подготовительном) формируется творческая рабочая группа по практическому руководству составления плана; подготавливаются календарные графики разработки плана, различные документы, задания подразделениям.
На втором этапе осуществляется сбор, систематизация и анализ исходной информации, необходимой для разработки плана. Эта информация включает в себя сведения, касающиеся как непосредственно деятельности территориального органа МВД России, так и отражающие все возможные факторы, оказывающие влияние на эту деятельность. Сбор и накопление этой информации должен осуществляться постоянно, для чего либо заводятся специальные папки накопители, либо картотека, содержащая соответствующие рубрикаторы по видам информации.
Основной исходной информацией при разработке плана работы территориального органа МВД России являются [5, с. 76]:
- базовая информация федеральных, региональных и местных органов законодательной и исполнительной власти, а также вышестоящих ОВД, определяющая стратегические и тактические задачи органов внутренних дел по обеспечению правопорядка, общественной и личной безопасности граждан, а также сам характер их деятельности. Установки, содержащиеся в этой информации, являются обязательными при разработке планов, и на основе их определяются цели и задачи органа на планируемый период, а также тактика его деятельности;
- информация, характеризующая условия, в которых протекала и будет протекать деятельность территориаль-
ного органа МВД России, и результаты его деятельности. Сюда относятся: материалы и выводы комплексного анализа оперативной обстановки за предыдущий период; прогностические данные об ожидаемых изменениях социально-экономических и демографических характеристик обслуживаемой территории и вытекающие из них расчетные прогностические данные об изменениях в состоянии правопорядка на планируемый период; сведения, характеризующие состояние и деятельность систем, взаимодействующих с территориальным органом МВД России в поддержании правопорядка (органы прокуратуры, суда, ФСБ, таможни, общественные формирования и пр.); информация о выполнении предшествующих планов работы территориального органа МВД России и его подразделений, документы о плановых и внеплановых проверках деятельности как территориального органа в целом, так и его подразделений вышестоящими ОВД, органами прокуратуры и др. На основе этой информации конкретизуются и формируются цели и задачи территориального органа на планируемый период, осуществляется расстановка сил и средств, планируется служебная, боевая и воспитательная работа с личным составом;
- информация, содержащая научные рекомендации и обобщенный передовой опыт. Этот вид информации в процессе планирования необходим для правильной оценки происходящих изменений в состоянии правопорядка, а также выбора наиболее эффективных форм и методов организации работы. Это опубликованные в научной и специальной литературе материалы социологических и криминологических исследований, выступления средств массовой информации, а также примеры передового опыта. На данном этапе также происходит сбор предложений служб и подразделений территориального органа для включения в план. Осуществляется этот сбор информации
штабными подразделениями (творческой рабочей группой) за полтора месяца до начала планируемого периода. Представляемые предложения должны быть согласованы со всеми соисполнителями и рассмотрены соответствующими заместителями начальника органа внутренних дел, оценены штабом. Предложения по содержательному наполнению проекта плана должны: быть аргументированными, четко сформулированными, подкрепленными финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами; основываться на требованиях законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся задач и функций ОВД; учитывать оперативную обстановку и прогноз ее развития; опираться на результаты анализа выполнения мероприятий плана [6, с. 120].
Разработка данных предложений службами и подразделениями территориального органа осуществляется, как правило, на коллегиальной основе с привлечением всего инспекторского со- ^ става либо в форме обсуждения этого вопроса на оперативно-служебных со- ® вещаниях, либо в форме подачи сотруд- а никами своих письменных предложений ^ с соответствующим обоснованием. Разрабатываемые службами и подразделе- ¡^ ниями предложения не должны замы- ^ каться только на профильном направле- | нии их деятельности, а должны, во- Ц первых, охватывать все стороны и на- | правления деятельности территориаль- « ного органа, в т. ч. и внутриорганизаци- © онные (организация управления и взаи- § модействия служб, работа с кадрами, | тыловое обеспечение и пр.), а во-
а
вторых, они должны носить комплекс- ^ ный характер (в план работы ведомства ф вносятся только те мероприятия, вы- § полнение которых возможно лишь при -г соединении усилий нескольких служб и подразделений ведомства). Мероприя- ^ тия, которые направлены на решение Ц задач в рамках одной службы и могут § быть выполнены ею самостоятельно, 05
<ч а а
и и
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
0 «
и
1
£
а «
и
должны включаться не в план работы территориального органа, а в план работы соответствующей службы. Собранные материалы анализируются и обобщаются, производится их сравнение с нормативными данными, с достижениями науки и практики.
На третьем этапе (заключительном) проектируются мероприятия, основанные на результатах исследований и обобщения имеющихся материалов, рассчитывается эффективность этих мероприятий. На этом этапе осуществляется процесс подготовки проекта плана, его согласование, утверждение начальником органа и доведение его до исполнителей. Перед утверждением плана начальник органа: оценивает соответствие содержания планируемых мероприятий поставленным задачам и степень возможности их реализации; проверяет законность планируемых мероприятий и их соответствие рекомендациям науки и передового опыта; оценивает мероприятия с точки зрения их своевременности, реальности выполнения и обеспеченности их людскими, материально-техническими и финансовыми ресурсами; выверяется равномерность распределения нагрузки по времени и по задействованным службам и подразделениям; уточняется порядок и сроки проверки исполнения по каждой позиции плана, а также проверяется наличие резерва времени на выполнение внеочередных заданий и внеплановых мероприятий [7, с. 188].
Обязательным условием планирования по достижению целей управления является широкое обсуждение плана в подразделениях соответствующего ОВД на оперативном совещании при руководителе правоохранительного ведомства. Только после этого (разумеется, с учетом доработки) план может быть утвержден и обращен к исполнению. При этом руководитель ОВД должен хорошо знать нормативно-правовую базу, регулирующую организацию планирования; сущность и принципы планирования; методику планирования, включая процесс подготовки плана, организацию исполнения запланированных мероприятий и организацию контроля за работой исполнителей. Особая роль в ходе реализации запланированных мероприятий отводится контролю за деятельностью исполнителей. Контроль осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России.
Таким образом, понимание сущности планирования, соблюдение вышеуказанных принципов позволяет более эффективно планировать работу по всем направлениям деятельности ОВД, укреплять взаимодействие между сотрудниками, службами и подразделениями ОВД, другими правоохранительными органами, организациями, предприятиями, учреждениями и общественными структурами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайлов В. И. Актуальные проблемы развития управленческой мысли в условиях глобализации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 2.
2. Муфтиев Г. Г., Михайлов В. И. Планирование как важнейшая функция менеджмента: учебное пособие. Уфа: УИ РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2014.
3. Назаров А. Ю. О классификации угроз террористического характера и антикризисном планировании // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции: в 7 чч. Ч. III / под ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД России, 2009.
А А А
4. Фролов Ю. В., Офицеров В. П., Офицеров М. В. Прогнозирование потребности в педагогических кадрах в процессе формирования стратегии региональной системы образования // Экономика образования. 2012. № 3.
5. Ходжич М. В. Стратегическое планирование в органах внутренних дел: монография. Домодедово: ВИПК МВД России, 2013.
6. Колесников В. А. Актуальные проблемы планирования расследования преступлений // Актуальные проблемы права и государства в ХХ1 веке: материалы Международной научно-практической конференции: в 7 чч. Ч. IV / под общ. ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД России, 2009.
7. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / А. А. Мухортов и др. Уфа: УЮИ МВД России, 2013.
© Колесников В. А.
© Михайлов В. И.
УДК 159.96
В. Л. ЛИНЕВИЧ, начальник кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат психологических наук, доцент (г. Уфа)
V. L. LINEVICH, head of the ^air of pedagogic and psychology in the work of employers of department of internal affairs of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate ofpsychology sciences, docent (Ufa) ^
ДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ 2 АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ а
СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ §
THE DIAGNOSIS OF SUICIDE RISK: PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ^
PROFESSIONAL ACTIVITY OF POLICE STUFF 5s
a
S
Аннотация. Статья посвящена психологическим аспектам диагностики риска Ц самоубийств в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. | В статье приведен анализ суицидов в двух регионах Приволжского федерального окру- « га. Рассматривается прогностическая эффективность используемых психологических методик диагностики суицидального риска.
а о
Ключевые слова и словосочетания: диагностика суицидального риска, суицидальная попытка, завершенный суицид, факторы и признаки суицидального риска.
а |
Annotation. Article considers the psychological aspects of diagnosis suicide risk in * professional activity of law enforcement bodies officers. The analyzing of suicide risk in two | region of Privolgsk federal states is described. Demonstrated the prognostic effectiveness for Sg utilizing psychological methods of diagnosing suicide risk.
Keywords and phrases: diagnosing suicide risk, suicide attempts, completed suicide, ^
factors and signs of suicide risk. a
§
u