АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
УДК 343.985.5:343.82(470)
Г. И. МИНЯШЕВА, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
G. I. MINYASHEVA, associate professor of operational-investigative activity the bodies of internal affairs Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russian, candidate of law (Ufa)
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
THE CONCEPT AND IMPORTANCE OF INTERACTION BETWEEN OPERATIONAL UNITS OF THE POLICE DEPARTMENT AND THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE
<ч
к <4
a a
u
u $
Аннотация. В статье рассматриваются понятие и значение осуществления взаимодействия, а также организационные аспекты взаимодействия оперативных подразделений ОВД и ФСИН в раскрытии преступлений.
Ключевые слова: взаимодействие оперативных подразделений, факторы, влияющие на взаимодействие.
Annotation. The article discusses the concept and importance of interaction and organizational aspects of interaction between operational units of the police Department and the Feder-alpenitentiary service in solving crimes.
Keywords: the interaction of operational units, the factors affecting the interaction.
u s a о
0 «
u
¥ a -с a
1
о
0 «
1
£ «
a s S
u J41
Деятельность государства охватывает различные сферы общественной жизни, ее содержание характеризуется многообразием и многоплановостью. Одно из центральных мест в ней занимает решение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями [1, с. 15]. Конкретно борьбу с преступностью осуществляет ограниченный круг государственных органов, которые созданы главным образом для решения этой задачи [1, с. 16]. Среди государст-
венных органов, занимающихся борьбой с преступностью, важная роль принадлежит МВД России и МЮ России, а в контексте указанной темы остановимся на оперативных подразделениях ОВД и ФСИН. Вышеназванные подразделения участвуют в раскрытии значительного количества совершенных преступлений, часть которых раскрывается совместными усилиями. В свое время А. С. Коваленко отметил, что преодоление ведомственной, отраслевой разобщенности оперативных служб является одним из стратегических направлений организации борьбы с преступностью [2, с. 68].
В раскрытии преступлений могут участвовать органы и подразделения,
относящиеся к разным министерствам и ведомствам, являющимся равноправными подсистемами правоохранительных органов. В раскрытии конкретного преступления участвует не вся система или ее подсистемы, а только их отдельные элементы (службы, подразделения) в лице конкретных сотрудников.
Рассматриваемые оперативные подразделения ОВД и ФСИН в функционально-структурном отношении являются самостоятельными элементами правоохранительной системы. Однако эти подразделения способны эффективно функционировать не изолированно, а в рамках единой системы, в непосредственной или опосредованной взаимосвязи и взаимодополняемости, то есть во взаимодействии.
В науке управления есть распространенная точка зрения о том, что взаимодействие - это одна из форм управления как направленного воздействия, осуществляемого для достижения конкретной цели. Взаимодействие системных образований взаимно дополняет друг друга, создает условия для успешного функционирования всей системы [3, с. 93]. Взаимодействие рассматриваемых оперативных подразделений многогранно по своему содержанию. Оно может быть классифицировано по целому ряду критериев: по характеру связей оперативных подразделений между собой, по времени осуществления совместных действий, по функциям взаимодействующих сторон, по их отношению к системе органов, осуществляющих ОРД, по степени конспирации, по этапам осуществления совместных действий, по объектам взаимодействия
[4].
По характеру связей взаимодействие при раскрытии преступлений может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное взаимодействие предполагает установление прямых связей между рассматриваемыми оперативными подразделениями. Наиболее характерным примером этого
вида взаимодействия является согласованная деятельность оперативных подразделений ОВД и ФСИН при организации разработки арестованных и осужденных на причастность к ранее совершенным преступлениям.
При опосредованном взаимодействии связь между оперативными подразделениями осуществляется, как правило, через вышестоящий орган, представляющий службу, в интересах которой организуется взаимодействие. Примером опосредованного взаимодействия могут служить те случаи, когда подозреваемые в совершении преступлений лица содержатся в учреждениях ФСИН, находящихся в других городах (районах) республики, края, области, а заинтересованное подразделение организовывает взаимодействие через центральные аппараты.
Взаимодействие может осуществляться постоянно и временно. Постоянное взаимодействие - это когда заин-
к
тересованные стороны осуществляют ^ совместные согласованные действия в течение всего срока разработки лица а (группы лиц), подозреваемого или об- ^ виняемого в совершении преступлений, ^ вплоть до его (их) изобличения. Вре- ^ менное взаимодействие обычно исполь- щ зуется для решения отдельных оперативно-разыскных задач, например, ис- |
пользование негласных сотрудников § „ «
взаимодействующей стороны для про- а
ведения совместных оперативно- |
разыскных мероприятий. ^
В зависимости от принадлежно- *
сти к одной или разным системам раз- 1
личают внешнее и внутреннее взаимо- ^
действие. В данном случае необходимо | руководствоваться принципом относи-
мости. Так, по отношению к целостной §
«а
системе правоохранительных органов ¿У
страны любое взаимодействие ее эле- «
ментов будет рассматриваться как внут- |
реннее. В то же время с точки зрения их ^
внутриструктурной самостоятельности ^ и принадлежности к ведомствам отношения между ними могут рассматри-
ваться как внешние. С этих позиций взаимодействие оперативных подразделений ФСИН (одна подсистема) и оперативных подразделений ОВД (вторая подсистема) рассматривается как внешнее.
Кроме того, можно выделить такие виды взаимодействия, как гласное и негласное. Это прежде всего относится к реализации непосредственно оперативно-разыскной информации в процессе взаимодействия и вытекает из самой сущности ОРД, сформулированной в соответствующих статьях Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Процесс совместной согласованной деятельности можно подразделить на этапы: организационный и тактический. Организационный этап включает в себя рабочие встречи между субъектами взаимодействия, формулирование гц целей и задач, согласование взаимных ^ прав и обязанностей, определение порядка обмена информацией, подготовку ^ совместных документов и т. д. Тактиче-а ский этап взаимодействия заключается ^ в реализации намеченных целей и задач ^ с использованием выработанных прак-ВД тикой и теорией тактических приемов, щ методов и форм совместной согласо-I ванной деятельности [5, с. 496]. | Следует отметить, что тактиче-
| ский этап при всей его важности зани-§ мает подчиненное положение по отно-§ шению организационному и обслужива-^ ет его, но при всем этом они взаимосвя-у заны, взаимозависимы и взаимообу-1 словлены.
^ Взаимодействующие субъекты
можно классифицировать в зависимости | от принадлежности к ОВД или ФСИН | на внешние и внутренние. ^ При этом необходимо отметить,
« что правовое положение подразделений, | участвующих в проведении совместных ^ оперативно-разыскных мероприятий, ^ особенно направленных на раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, не одинаково. Это связано с тем, что
рассматриваемые подразделения наделены различной компетенцией, располагают своими силами и средствами, действуют специфическими способами и методами.
Вышеизложенные факты дают возможность предположить, что анализ взаимодействия по различным критериям играет существенную роль в дальнейшем совершенствовании совместной деятельности указанных подразделений.
На основе вышеизложенного, сформулируем понятие взаимодействия рассматриваемых оперативных подразделений в раскрытии преступлений. Под взаимодействием оперативных подразделений ОВД и ФСИН в раскрытии преступлений понимается регулируемая нормами права их согласованная деятельность процессуального, оперативно-разыскного, административного, организационно-управленческого характера с комплексным применением наиболее целесообразного сочетания сил, средств и методов с целью обнаружения преступлений, лиц, их совершивших, установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также создания условий, обеспечивающих применение к ним законных мер ответственности [6, с. 96].
Существуют различные факторы, которые влияют на качество взаимодействия. В. М. Атмажитов, исследуя проблемы взаимодействия служб ГО РОВД в борьбе с преступностью, делит факторы на объективные и субъективные, учитывая степень их зависимости от внешней среды функционирования органа внутренних дел [7, с. 17].
Для нас наибольшее значение имеют субъективные факторы, на которые реально могут повлиять рассматриваемые оперативные подразделения. К субъективным факторам можно отнести: кадровый, профессиональный, организационный, нормативно-правовой.
Произошедшие в последние годы процессы во всех сферах общественной
жизни страны выдвинули новые требования к профессиональному уровню сотрудников правоохранительных органов. Они должны четко знать и ориентироваться в действующих законах и применять их, активно внедрять новые формы и методы работы, применять специальную технику и средства. Всеми этими качествами могут владеть только высокообразованные специалисты, прошедшие подготовку в специальных учебных заведениях, и имеющие опыт оперативной работы. Вместе с тем образовательный и профессиональный уровень сотрудников оперативных подразделений ОВД и ФСИН не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям, что не позволяет вести эффективную борьбу с преступностью, особенно с ее групповыми и организованными формами.
Как показывает анализ практики, одним из путей повышения профессионального мастерства оперативных сотрудников является совершенствование системы служебной и боевой подготовки, проводимой в ОВД и ФСИН. Занятия необходимо проводить с учетом специфики оперативной работы и закрепления практических навыков в условиях, приближенных к реальной оперативной обстановке.
Исполнение уголовных наказаний и борьба с преступностью являются комплексной общегосударственной проблемой, элементами которой являются взаимодействующие стороны, и возложены они на правоохранительные органы. Поэтому функции оперативных подразделений ОВД и ФСИН направлены на достижение единой цели по обеспечению правопорядка в стране. Независимо от специфики оперативно-разыскной функции рассматриваемых оперативных подразделений принадлежности к различным ведомствам и их оргструктурной самостоятельности оба субъекта должны корректировать свою деятельность и организовать четкое
взаимодействие для решения общей задачи борьбы с преступностью.
Эффективность взаимодействия рассматриваемых оперативных подразделений в раскрытии преступлений в значительной степени зависит от разработанности тактики их совместной деятельности, то есть форм и методов проведения оперативно-разыскных мероприятий (более подробно об этом см.: [8; 9; 10]).
В общем виде тактика взаимодействия оперативных подразделений может быть определена как совокупность взаимосвязанных приемов и практических рекомендаций проведения оперативно-разыскных мероприятий и использование полученных результатов в целях раскрытия преступлений.
Тактические формы взаимодействия оперативных подразделений вырабатывались годами в процессе их совместной деятельности в раскрытии преступлений. Этот процесс не завершен, и постоянно ведутся поиски новых ^ тактических форм взаимодействия. Для ^ этого необходимо своевременно выяв- ^ лять новые формы, обосновывать их и а внедрять в массовую практику. Конечно ^ же, существующие тактические формы ^ не могут давать готовые решения на все ^ ситуации, возникающие в процессе « взаимодействия, одни и те же тактические формы могут и должны приме- | няться в зависимости от конкретной $ оперативно-разыскной ситуации, от =5 личности разрабатываемого и других | обстоятельств. о
Наличие качественной норма- § тивно-правовой базы оказывает сущест- Ц венное воздействие на состояние взаи- 55 модействия оперативных подразделе- | ний в целом и в раскрытии преступлений. Существующая система федераль- 1 ных законов и изданных на их основе подзаконных нормативных актов позво- ^ ляет оперативным подразделениям вес- | ти совместную борьбу с преступностью. ^ Однако недостаточность правового ре- ^ гулирования взаимодействия рассмат-
риваемых оперативных подразделений, особенно на межведомственном уровне, создает ряд проблем, которые требуют своего решения. Существующие недостатки и пробелы в организации взаимодействия могут быть устранены или минимизированы изданием нормативно-правовых актов на уровне регионов или же отдельных подразделений (например, организация проведения совместных ОРМ между территориальным ОВД и находящимся на территории их обслуживания учреждением ФСИН).
Таким образом, на организацию взаимодействия оперативных подразделений оказывают влияние многие процессы, происходящие в обществе. Рассматриваемые же оперативные подразделения могут оказывать позитивное или негативное влияние на субъективные факторы, но в организации взаимодействия должно быть учтено и воздействие объективных факторов, на которые рассматриваемые субъекты не могут оказывать существенного воздействия.
:: :: ::
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы: учебник. Изд.4-е, перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2015. С. 15, 16.
2. Коваленко А. С. Научное обеспечение деятельности ОВД по раскрытию преступлений // Оперативно-розыскная работа. М., 2000. № 3. С. 68.
^ 3. Туманов Г. А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М.:
^ Юрид. лит., 1972. С. 93.
к 4. Билоус Е. Н., Горячев А. В., Кулаков В. С. Взаимодействие оперативных подразделений
«ъ криминальной милиции и органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в раскрытии а преступлений. М.: Академия управления МВД России, 1997. | 5. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1980. С. 496.
^ 6. Миняшева Г. И. Вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов внут-
ренних дел и уголовно-исполнительной системы при раскрытии преступлений // Вестник ^ Уфимского юридического института МВД России. Уфа. 2014. № 4 (66). С. 96. з 7 Атмажитов В. М. Взаимодействие аппаратов уголовного розыска с другими службами
^ горрайорганов внутренних дел при раскрытии преступлений и пути его дальнейшего совер-| шенствования: дис. ... канд. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1980. С. 17. § 8. Хусаинов Р. Р. Организация и тактика осуществления взаимодействия подразделений
Ц уголовного розыска ОВД и оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в рас-ф крытии преступлений: учебное пособие. Уфа: ОНиРИО УЮИ МВД России, 2003. § 9. Малышев С. Я. Вопрос об организации взаимодействия между субъектами, осуществ-
^ ляющими ОРД // Актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятельности. 15 2013. № 4.
а 10. Насыров Р. Р., Кудрявцев А. В. Использование результатов ОРД при раскрытии и рас-
2 следовании уголовных дел, связанных с наемными убийствами // Актуальные вопросы охраны,
0
^ конвоирования, режима, надзора и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе РФ. 2015. № 1 (1).
1
^ © Миняшева Г. И.
а «
§ -
и «5