ФИЛОЛОГИЯ
Волгина Е.В.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Volgina E. V.
BASIC PRINCIPLES OF ANALYSIS OF LITERARY TEXT AS A FORM OF STUDENTS’ LINGUISTIC COMPETENCE
Ключевые слова: компетенции, компетентность, анализ, целостность, комплексность, системность, филологичность.
Key words: competences, competence, analysis, integrity, integrated approach, system approach, philological approach.
Аннотация
Большое место в статье занимает рассмотрение принципов комплексного анализа художественного текста. Главное внимание обращается на то, что владение данным видом анализа способствует формированию филологической компетентности студентов.
Abstract
The principal of the complex analysis of the literary text is defined in the article. Mastering the mentioned kind of analysis may be a factor for the developing the philological competence of students, and the thought about it is a matter of principle.
Современный период исторического развития ознаменован повышением статуса вузовского образования, возрастанием роли новых педагогических технологий. Одним из важных направлений современного профессионального образования является формирование фундаментальных профессиональных компетенций. В качестве основы совершенствования системы образования предлагается компетентностный подход.
В определении понятий «компетентность» и «компетенция» есть общее - наличие определенного уровня знаний. Компетентность - это обладание знанием, опытом для выполнения конкретной деятельности. Компетенция - использование конкретных знаний в ситуации, умение ее анализировать, выбирать необходимую информацию. Следовательно, компетентностный подход в обучении означает формирование компетентности, основанной на компетенциях [1].
Компетентностный подход является системным, комплексным, междисциплинарным. Компетенции не могут свестись к знаниям или умениям, ибо это целая сфера отношений, существующих в человеческой практике между знанием и действием. Знания и умения должны стать основой для развития и формой для проявления компетенций на разных этапах их формирования и в разных ситуациях.
Компетентность, согласно Т.М. Балыхиной [1], это совокупность компетенций, которые подразделяются на:
1) ключевые или общие, нужные всем специалистам;
2)собственно-профессиональные или предметные, т.е. соответствующие конкретной специальности.
В связи с задачами профессионального филологического обучения необходимо развитие ключевых (политических, социальных, коммуникативных, информационно-технологических) и формирование специальных компетенций (лингвистических, литературоведческих, лингвокультуроведческих, педагогических, психологических, профессионально-коммуникативных, иноязычно-коммуникативных), а также их синтез с целью формирования профессиональной филологической компетентности. Поскольку главной деятельностью филолога
является работа с художественным текстом, то очевидно, что лингвистическая и литературоведческая компетенции выступают в своем единстве, которое можно рассматривать как текстовую компетенцию. В этой связи представляется важной технология комплексного анализа художественного текста как способа развития текстовой компетенции и формирования филологической компетентности у студентов вуза.
Средства интерпретации художественного текста занимают особое положение в филологии. Каждый метод имеет свою специфику. Но ни один не является универсальным. Поэтому в 1960-1980 г.г. и получило распространение комплексное изучение литературы. Владеть комплексным анализом художественного текста - это значит проявлять текстовую компетенцию.
В основу комплексного филологического анализа художественного текста положен взгляд на литературное произведение как на органическое целое. По утверждению Ю.М. Лотма-на, «текст в анализе воспринимается не как механическая сумма составляющих его элементов, и «отдельность» этих элементов теряет абсолютный характер: каждый их них реализуется лишь в отношении к другим элементам и к структурному целому всего текста» [3,с. 11].
Введение понятия «анализ художественного текста» вполне может вызвать вопрос: как повлияет анализ на целостность впечатления, не разрушит ли он эстетическое восприятие, которое лежит якобы за границами аналитического расчленения.
На первый взгляд, действительно, создается впечатление, будто анализ художественного текста, увлекаясь сбором данных из различных областей знаний, как то: филологии, эстетики, этики, философии, психологии, - а также расчленяя сам текст, как бы уводит в сторону от познания сущности произведения, забывает единственно важную функцию всех созданных художественных произведений - эстетическую. Однако можно утверждать, что обобщение сведений различных наук, знание методов и приемов анализа никак не могут повредить эстетическому наслаждению, а, напротив, способны усилить его. По утверждению Г.М. Фридлендера, «... научная интерпретация художественного текста невозможна без использования всей доступной исследователю суммы теоретических и историко-литературных знаний» [8, с.10]. Исходя из задачи анализа художественного текста, определяется два метода познания: анализ и синтез. Только в результате такой операции целое качественно обогащается и наполняется осознанным пониманием смысла явлений, чем и отличается от его непосредственного восприятия.
Основополагающими для анализа художественного текста (в учебных условиях его освоения) являются принципы целостности, комплексности, системности, филологичности. Определим суть каждого из них.
В эстетике художественное произведение предстает как целостность, создаваемая его композицией, как единство всех составляющих его компонентов, как взаимоотношение художественного содержания и художественной формы. В этом своем значении, писали Н.Н. Гиршман и Р.Т. Грошек, «категория целостности относится не только к целому эстетическому объекту, но и к каждой его значимой части. Художественное произведение не просто расчленяется на отдельные взаимосвязанные части, слои и уровни, но в нем каждый и макро-(композиционный) и микроэлемет (словесно-художественный образ) несет в себе отпечаток того неповторимого художественного мира, частицей которого он является. И, являясь частицей, он как бы получает право представлять весь этот мир в его структурном и содержательном своеобразии» [2,с. 13-14].
В контексте обозначенной проблемы требует уточнения и понятие «комплексности». По определению Ю.Г. Нигматуллиной, «комплексность» означает, что для решения той или иной проблемы в процессе анализа, привлекаются данные разных наук: философии, аксиологии, психологии, социологии. Комплексность достигается не простым механическим сочетанием разных аспектов исследования, а их синтезом. Синтез возможен лишь в том случае, когда достижения других наук органически вливаются в искусствоведческий анализ.
Комплексный филологический анализ художественного текста имеет в своей основе системно-структурный подход к художественному творчеству. Цели системно-структурного метода заключаются в следующем: во-первых, в рассмотрении явления художественного
творчества как компонента другой системы и в определении его значимости по отношению к органическому единству; во-вторых, в стремлении выявить принципы внутренней организации изучаемого явления путем расчленения.
Учение о системах и структурах имеет свой терминологический аппарат: система, структура, элементы, уровни, функции, процесс. Для последующей трактовки анализа художественного произведения необходимо уточнить вышеозначенные категории.
Под «системой» понимается единый комплекс компонентов, «совокупность взаимообусловленных элементов, образующих нечто целое. При изучении системы исследователь выявляет отношение, существующее между элементами системы, через эти отношения он определяет те элементы, которые входят в систему» [9, с.208]. Итак, система имеет ряд характерных свойств, а именно: взаимосвязь элементов, определенную устойчивость, самостоятельность по отношению к другим системам и окружающей среде.
Качественная определенность системы зависит от ее структуры. По определению Ю.Г. Нигматуллиной, «структура» - инвариант организации системы» [4, с.10]. Широкое рассмотрение структуры произведения представлено в «Анализе поэтического текста» Ю.М. Лотмана. Лотман справедливо считает, что текст по отношению к структуре выступает как ее интерпретация на определенном уровне. Выходит, что текст также иерархичен. Ученые установили возможность и необходимость выделения в иерархии структур главной, доминирующей. Так, например, в процессе художественного творчества большую роль играют мироощущение и мировоззрение. Главный методологический подход к анализу структур, как отмечают исследователи, заключается в рассмотрении структуры в единстве с присущими ей функциями и процессами.
ДМ. Трошин дает следующее определение процесса и функции: «Процесс - переход системы из одного состояния в другое в пределах данной структуры и на основе присущей этой системе функций. Функция - внутренние и внешние связи данной системы, обеспечивающие ее относительную устойчивость и взаимодействие с другими системами» [7, с.71]. В связи с тем, что структура представляет собой упорядоченность всех компонентов системы, то главными элементами последней являются уровни или ярусы. Процесс изучения художественного текста Л.А. Новиков видит в совокупном рассмотрении элементов различных уровней текста. Принцип системности направляет изучение произведения на его анализ как художественной системы, где структура художественного произведения выступает в качестве структуры целостности, и в ней как раз и выражается система связей всех компонентов произведения.
В научной литературе представлена модель литературоведческого анализа словеснохудожественной системы в иерархической последовательности структур. На первом уровне -поэтике - исследуются поэтические ассоциации, система тропов и художественная речь. На уровне художественного образа изучается конфликт, система образов, сюжетнокомпозиционные и жанровые особенности, типы художественной образности, система детерминант в художественном произведении. На третьем уровне - типологии художественного творчества - рассматриваются литературное направление, художественный метод и типы художественного творчества. Логика комплексного филологического анализа художественного текста предполагает упорядоченность в анализе: от слова - к образу и от него - к идее произведения.
Принцип филологичности, предполагает опору на достижения всей системы филологических наук. На сегодняшний день целостное изучение текстов невозможно без синтеза. При этом условии филологический анализ художественного текста представляет собой совокупность лингвистического, стилистического и литературоведческого аспектов. Литературоведческий анализ изучает произведение как историко-литературный памятник, как факт истории общественной мысли, как особо организованную структуру; стилистический - приемы индивидуального использования языковых средств; лингвистический - языковые средства, через которые выражаются идейное и эмоциональное содержание литературных произведений.
Комплексный анализ художественного текста-эффективный способ изучения литературы. Он позволяет избежать двух крайностей: однозначности в толковании текста и навязывания ему посторонних идей. Овладение комплексным анализом художественного текста
фактически является проявлением текстовой компетенции, что вносит определенный вклад в формирование профессиональной компетентности специалиста-филолога.
Библиографический список
1. Балыхина, Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку / Т.М. Балыхина.- М.: Изд-во МГУП, 2000.
2. Гиршман, Н.М. Целостный анализ художественного произведения/Н.М.Гиршман, Р.Т. Грошек. - Донецк: Госун-т, 1970.
3. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман.- Л.: Просвещение,
1972.
4. Нигматуллина, Ю.Г Методология комплексного изучения художественного произведения / Ю.Г.Нигматуллина. - Из-во Казанского университета, 1976.
5. Новиков, Л.А. Художественный текст и его анализ/Л.А. Новиков. - М.: Русский язык, 1988.
6. Тараносова, Г.Н. Анализ художественного текста в профессиональной подготовке филолога / Г.Н.Тараносова. - Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2004.
7. Трошин, Д.М. Методологические проблемы современной науки / Д.М.Трошин. -М.: Высшая школа, 1966.
8. Фридлендер, Г.М. Поэтический строй русской лирики / Г.М. Фридлендер. Л.: Наука, 1973.
9. Энциклопедический словарь юного филолога. - М.: Педагогика, 1984.