мышление на «повороте» от мира предметов к миру воображаемых художественных ценностей, отражая понимание музыкального образа и его художественное значение, где само музыкальное искусство становится ор-
ганом психического и духовного развития, а также основой межличностного общения.
Поступила в редакцию 25.10.2006 г.
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ В ВУЗЕ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦКУРСА «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»)
М.И. Витошко
Vitoshko M.I. University training of students-philologists within the boundaries of the competence approach (by the example of «The Complex Analysis of Literary Text» course). In the article there were revealed the main problems of contemporary philological education. As an instrument to improve the quality of the philologist expert training there was suggested the entegrated course of «The Complex Analysis of Literary Text». There was given the model of training the students of philological specializations, based on the mentioned course according to the competence approach.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема соответствия уровня профессионализма выпускника вуза требованиям, предъявляемым к специалисту при устройстве на работу, стала весьма актуальной. От интеллектуальных, нравственных качеств, профессиональной и общей культуры обучаемого зависит процесс становления гармонично развитой личности и профессионала.
В последние годы обнаружились негативные тенденции, сказавшиеся на востребованности и системе подготовки филологов: частичное падение престижа профессии, отток молодых кадров в другие структуры из-за снижения уровня финансовой оценки их деятельности и неясности перспектив профессионального развития. Возникла проблема подготовки специалиста-филолога, у которого сформирована «теоретическая, практическая, психологическая, научно-исследовательская готовность к интеллектуальнотворческой профессиональной и самообразовательной деятельности» [1].
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Мудрая пословица гласит: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - ия научусь». Она созвучна с принципами современного образования и раскрывает сущность компетентностного подхода, поло-
женного сегодня в основу образовательной системы: стимулировать интересы студентов через творческие задачи, требующие работы воображения; научить их не заучивать, а применять и интерпретировать информацию.
В последнее время идет активный поиск таких компетенций, формирование которых позволит обучаемому творчески мыслить и действовать в различных сферах жизни в условиях меняющегося мира, нести социальнонравственную и гражданскую ответственность. М. Стобартом были сформулированы ключевые компетенции, универсальные по степени применимости: 1) политическая и социальная, 2) межкультурная, 3) коммуникативная, 4) информационно-технологическая, 5) профессиональная [2].
Данные компетенции в целом должны быть сформированы к периоду получения полного среднего общего образования. Однако необходимо далее развивать ключевые компетенции, поскольку это неотъемлемая часть личности человека. «Это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни» [3]. Кроме того, важно отметить, что компетентность - интегральная характеристика, включающая в себя социально-личностные, универсальные и профессиональные способности человека,
позволяющие ему успешно решать актуальные и перспективные профессиональные задачи. Таким образом, компетентность определяется как совокупность компетенций: ключевых (общих) и собственно-профессиональных (предметных), соответствующих конкретной специальности и формирующихся в период вузовского обучения именно на основе общих компетенций.
Среди предметных компетенций филолога мы, вслед за Т.М. Балыхиной, выделяем следующие [1, с. 52]: лингвистическую, литературоведческую, лингвокультуроведче-
скую, педагогическую, лингводидактическую, психологическую и коммуникативную. Остановимся подробнее на первых двух, являющихся, на наш взгляд, важнейшими составляющими профессиональной филологической компетентности. Ядром гуманитарного мышления, основной научной единицей филологического образования является текст, главной деятельностью специалиста-филолога - работа с текстом, и именно лингвистическая и литературоведческая компетенции тесно связаны с изучением «вершины» текста - текста художественной литературы. Работа с ним обнаруживает практическую деятельность филолога: он применяет свои знания, умения, навыки в конкретной ситуации при решении проблемы.
Поскольку речь идет не о тексте или литературе в отдельности, а о художественном тексте, то две компетенции интересны в их интеграции. Обозначим такое единение текстовой компетенцией. Это филологическое осмысление художественного текста, где проявляется интегрированное мышление филолога в единстве лингвистической и литературоведческой компетенций.
Мы можем сделать вывод, что умение анализировать художественный текст подразумевает комплексное применение компетенций, что не может не влиять на уровень профессиональной компетентности студента. В связи со сказанным возникает вопрос: какой метод исследования художественной литературы наиболее удачен и соответствует современному компетентностному обучению?
Пути изучения художественной литературы давно являются предметом дискуссий. «Монопольным владением истины не обладает ни один из них, а потому именно полилог методов <...> способствует разносторон-
нему подходу к объекту истолкования» [4]. С расширением междисциплинарных связей в 1960-80-е гг. распространение получило комплексное изучение литературы. Комплексный подход - это анализ текста с применением понятий и аппарата исследования не только лингвистики, литературоведения, но и истории, социологии, психологии, философии и других наук. Именно комплексный анализ художественного текста видится нам наиболее эффективным способом изучения литературы. Будучи проявлением текстовой компетенции, он должен стать одной из основных форм практической деятельности студента-филолога с целью формирования у него профессиональной компетентности.
Комплексный анализ художественного текста является реальной возможностью реализации интегрированной деятельности филолога, т. к. при таком исследовании синтезируются знания филологических и смежных наук, проявляются личностные качества исследователя: студент применяет общие и предметные компетенции в их единстве.
Сегодня необходимость введения такого анализа при подготовке студентов-филоло-гов осознана и учеными, и учителями. Но опыты его реализации минимальны вследствие неразработанности методики, что значительно сужает круг возможностей филологического обучения. Таким образом, необходимо обратиться к проектированию модели подготовки студентов-филологов на основе интегрированного курса «Комплексный анализ художественного текста». При этом, обозначив подготовку специалиста-филолога как развитие общих и формирование предметных компетенций, важно принять во внимание психолого-педагогические условия обучения, систему положений, необходимых для непрерывного образования, и специфику филологического образования в вузе (см. рис. 1).
Созданная модель филологического образования создает благоприятные условия для развития личности студента-филолога: обеспечивает основу его профессионального становления, учитывая его интересы и потребности, а также требования современного общества. Тем самым создается конкурентоспособная, готовая к саморазвитию и самосовершенствованию личность.
Общество
~~г~
Заказ общества на специалиста
I
Профессиональный интерес личности
Г
Система профессиональной подготовки специалистов
1 1 г 1
Психолого-педагогические условия Система положений непрерывного образования Филологическое образование
Компетентностный подход
Принципы
I
о
1 £ £ § О § § т ГС & & а. -г
ё
X
.о
ІЗ
8
X
£
&
к
15
з
х
со
£ * О -о О X
Р
в =
о
£
о
§
е
^ ^ м
55
її г?чв
і§
Структурные и функциональные компоненты системы обучения на основе компетентностного подхода
"Г
Проек-
тирование
целей
Оптимизация информационных процессов
Конструирование
содержания
Организация
деятельности
педагогов
Управление познавательной деятельностью студентов
Ключевые и собственно-профессиональные компетенции
- политическая и социальная компетенция;
- межкультурная компетенция;
- коммуникативная компетенция;
- информационно-технологическая компетенция;
- профессиональная компетенция
- лингвистическая компетенция;
- литературоведческая компетенция;
- лингвокультуроведческая компетенция;
- психолого-педагогическая компетенция;
- лингводидактическая компетенция;
- профессионально-коммуникативная компетенция;
- иноязычная коммуникативная компетенция
Специальный интегрированный курс «Комплексный анализ художественного текста»
Принципы
Целостность Системность Филологичность Комплексность Принцип восхождения
Конечный результат (профессиональная компетентность специалиста)
Целостная высокоэффективная подготовка специалиста
Т
Е
К
С
Т
О
В
А
Я
К
О
м
п
Е
Т
Е
Н
Ц
И
я
Рис. 1. Модель обучения студентов-филологов на примере специального курса «Комплексный анализ художественного текста»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение в программу обучения студен-тов-филологов интегрированного курса «Комплексный анализ художественного текста» позволяет сформировать и повысить уровень такой важнейшей компетенции, как текстовой, что способствует формированию профессиональной филологической компетентности студентов и вносит существенный вклад в профессиональную подготовку будущих филологов.
Таким образом, результатом обучения на основе предложенной модели становится устранение разрыва между недостаточным уровнем интегрированного владения знаниями студентами филологических специальностей
и теми требованиями, которые к ним предъявляются как к филологам-профессионалам.
1. Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку. М., 2000. С. 8.
2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998. С. 85-86.
3. Оскарссон Б. // Оценка качества профессионального образования. Доклад 5 / под общ. ред. В.И. Байденко, Дж. ван Зантворта; Проект ДЕЛФИ. М., 2001. С. 44.
4. Зинченко В.Г., ЗусманВ.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход. М., 2002. С. 46.
Поступила в редакцию 25.09.2006 г.