Библиографический список
1. Афонина, М. В. Формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения [Текст]: автореф. на соиск.уч. степ. канд. пед. наук: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика) / Афонина Марина Викторовна. Барнаул, 2007.
2. Бондаревский, В.О педагогическом творчестве и опасности дилетантизма [Текст] / В. Бондаревский // Народное образование. -1988. - № 6.
3. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие [Текст] / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М.: ЛПК и ПРО, 2003.
4. Каракозов, С.Д. Информационно-образовательные системы. Учебно-методический комплект [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова.
- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.
5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография [Текст] / под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радио-новой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
6. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: 1996.
7. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998.
8. Профессионально-педагогические понятия: Словарь [Текст] / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2005.
9. Синенко, В.Я. Профессионализм учителя [Текст] / В.Я. Синенко // Педагогика. - 1999. - № 5.
10. Турбовской, Я. Без профессионализма нет ответственности [Текст] / Я. Турбовской // Народное образование. - 1999. - № 10.
11. Шувалова, В. От неуверенности - к профессионализму [Тест] / В. Шувалова, О. Шиняева // Народное образование. - 1995. - № 1.
12. Уваров, А.Ю. Информатизация школы и педагогический дизайн [Текст] / А.Ю. Уваров. - М.: ВЦ РАН, 2005
Статья поступила в редакцию 12.03.09
УДК 378
Н.В. Медведенко, соискатель АлтГПА, г. Южно-Сахалинск
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЛЕМЫЕ ПОДХОДЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе описаны подходы к изучению подготовки личности к профессиональной деятельности с точки зрения научной литературы (функциональный и личностный), а также в соответствии с эволюцией подходов к менеджменту и развитием управления (классический, человеческих отношений и научный).
Ключевые слова: подход, подготовка, профессиональное образование, менеджер, менеджмент, модульно-рейтинговая система, профессиональная деятельность, теория управления.
Для того чтобы определить полное представление о подготовке менеджеров к профессиональной деятельности, необходимо определить основные подходы к изучению данного явления, а также выявить ее структуру.
В научной литературе существуют два подхода к изучению подготовки личности к профессиональной деятельности: функциональный и личностный.
Функциональный подход проявляется в выявлении процессуальных качеств, непосредственно значимых для деятельности. С точки зрения функционального подхода подготовки, это определенное функциональное состояние, психологическая и социальная установка отношения, которая характеризует поведение личности.
Личностный подход связан с изучением подготовки как комплекс интегрированных, но разнородных свойств, различающихся по их месту и функциям в регуляции деятельности. При этом, ведущую интегрирующую роль выполняют личностные качества, выражающие направленность на соответствующую должность.
Личностными качествами менеджера являются: тяга к знаниям; профессионализм; ориентация на экономичность; ориентация на производительность; умение создавать коалиции; умение распознавать рациональные концепции; творческий подход; упорство; трудолюбие; уверенность в своей правоте; преданность делу; нестандартное мышление; изобрета-
тельность, инициативность и способность генерировать идеи; способность давать указания и умение выслушивать мнение партнеров (подчиненных, коллег); способность влиять на людей; способность выражать свое собственное мнение; способность к логическому мышлению; способность стимулирования профессионального роста подчиненных (коллег); способность объективно оценивать чужое мнение; способность объективно оценивать профессиональные качества подчиненных (коллег); способность публичного выступления; коммуникабельность; уравновешенность; лидерство; саморазвитие и самоорганизация; самоконтроль; энергичность и жизнестойкость; ответственность; умение и потребность работать в коллективе; озабоченность престижем предприятия или организации.
Как отмечает В.А. Сластенин, подготовка к деятельности есть такое особое психическое состояние, как наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности осознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода установки на модели вероятного поведения, определения социальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата [1].
Высокая профессиональная подготовка является залогом успешной работы менеджера. Высококвалифицированный
специалист может и должен характеризоваться общекультурной компетентностью, ему свойственны нравственные нормы, принципы, взгляды, действия и поступки.
Профессиональная готовность, по мнению К.К. Платонова, есть не что иное, как субъективное состояние личности, которая осознает себя способной и подготовленной к той или иной профессиональной деятельности и которая стремится к ее выполнению. Он рассматривает готовность к профессиональной деятельности как результат трудового воспитания, профессионального обучения и психологической подготовки [2].
Современное состояние взаимодействия системы образования и рынка рабочих мест характеризуется тем, что разрушена эффективно работавшая в советское время управленческая вертикаль, регулировавшая номенклатуру специальностей и подготовку необходимого количества специалистов. Сложности и противоречия, с которыми мы сталкиваемся сегодня, во многом определены наследством старой системы подготовки кадров и соответствующей кадровой политики.
В современных условиях образовательные учреждения вынуждены учитывать такие характеристики рынка труда, как неопределенность, множественность форм, динамизм и другие. В связи с этим возникают новые требования к содержанию образования, в том числе и в области подготовки специалистов для системы управления.
Длительное время специалистами разных областей (образования, повышения квалификации, бизнеса и т.д.) обсуждается вопрос о том, что традиционные учебные предметы (экономика, политэкономия, теория экономических учений и другие) и формы обучения (лекции и семинары) не позволяют подготовить людей, способных быть организаторами и самостоятельно разрабатывать проекты, направленные на развитие финансовых и хозяйственных институтов.
В настоящее время стало понятно, что именно такие специалисты - организаторы, аналитики, проектировщики - необходимы для становления и развития экономической системы России в современной ситуации.
Сфера образования и подготовки должна стать местом, в котором будут «выращиваться» кадры, способные разрабатывать и реализовывать проекты и программы развития. Сегодняшняя система высшего образования воспроизводит, в основном, традиционные формы обучения, направленные на освоение знаний, а функция подготовки передается непосредственно на рабочие места.
Следовательно, основные усилия должны быть направлены на формирование новой системы образования и подготовки, прагматично ориентированной, гибкой, оперативной. Чтобы создание такой системы стало возможным, необходимо ответить на следующие вопросы: каких специалистов должна выпускать такая система? каким образом их нужно готовить? как учить (обучать)? чему учить (обучать)? в каких формах должна быть организована система образования и подготовки? Только такой подход обеспечит целенаправленные и целостные изменения в сложившейся практике подготовки специалистов, в частности, в области управления.
При разработке современного содержания образования и подготовки доминирующая роль принадлежит проектно-программному подходу. Этот подход предполагает организацию, в первую очередь, будущей деятельности и обеспечивает своего рода «выход в будущее» (в отличие от организации текущего функционирования и поддержания сложившегося положения дел). При таком подходе содержанием образования становится передача средств, методов и техник проектно-программной организации мышления и деятельности специалистов.
Для современной российской системы управления образованием интересны модели подготовки управленческих кадров системы образования стран Центральной, Восточной и Южной Европы в ситуации осуществления реформ, в частности:
- обновление и обогащение интеллектуального потенциала общества;
- постоянное формирование, стимулирование и удовлетворение потребностей в подготовке управленческих кадров;
- насыщение рынка труда специалистами с высоким уровнем общей культуры и профессиональной компетентности;
- приведение кадрового потенциала специалистов к мировому уровню.
В соответствии с эволюцией подходов к менеджменту [Карпов А.В. Психология менеджмента] и развитием управления в исследованиях выделяются следующие подходы к подготовке кадров: классический подход, подход человеческих отношений и научный подход.
1. Самым значительным достижением классического подхода является признание менеджмента как важного феномена организованной деятельности. Чрезвычайно большое значение имеет определение главных функций управления. Основные управленческие функции (по А. Файолю) - циклически повторяющиеся процессы, которые обеспечивают достижения системы целей, эффективное функционирование, сохранение и развитие организации. Недостаток такого подхода заключается в игнорировании человеческого фактора.
В рамках подготовки кадров с точки зрения традиционного подхода важно сформировать организационную культуру управления - готовность специалиста реализовывать управленческие воздействия в логике выделенных функций управления.
2. В теории человеческих отношений менеджмент рассмотрен как процесс взаимодействия людей. Исследователи полагают, что его задачи сводятся к изучению межличностных отношений: менеджеры выполняют свою работу, взаимодействуя с людьми, и поэтому должны использовать достижения психологии и социологии. Отсюда делается правильный вывод, что менеджер должен уметь работать с людьми, т.е. быть эффективным руководителем. В то же время игнорируются такие его основные функции, как планирование, организация и контроль.
В рамках указанного подхода развивается направление в подготовке кадров, связанное с обучением (научением) специалистов в процессе тренингов, упражнений, направленных на овладение конкретными практическими умениями и навыками.
Принципиальная переориентация исследований в направлении изучения человеческого фактора как основного элемента эффективной организации постепенно приводит к оформлению поведенческой школы в управлении. Работы показали, что не только межличностные отношения, но и мотивация, характер власти и авторитета, особенности лидерства, поддержание коммуникаций, субъективное восприятие человеком своего труда и места в организации — все это выступает мощными факторами эффективной работы и управления. Таким образом, главной целью этой школы становится повышение эффективности организаций на основе человеческого фактора.
3. В научном управлении склонны рассматривать менеджмент через призму процесса принятия управленческих решений, считая его основой теории менеджмента.
Принятие решений - важная составляющая менеджмента, необходимая при преобразовании исходных элементов в результаты деятельности. Это действие связано со всеми функциями менеджмента, но не исчерпывает их. Оно является лишь частью менеджмента. В функции менеджмента помимо
принятия решений входит воздействие принимающих решений на тех, кто их реализует.
В рамках данного направления в подготовке менеджера особое внимание уделяется его умениям организовывать процесс выработки и реализации управленческих решений, контролировать их исполнение посредством стимулирования и мотивации персонала (рис.1).
Рис. 1. Вклад основных школ в развитие теории управления (карпов)
Анализ представленных подходов позволяет увидеть общие элементы в подготовке современных менеджеров:
- функциональность - готовность реализовывать функции управления;
- интерактивность - способность к взаимодействию и влиянию на других людей;
- оперативность и целеустремленность как способность решать практико-ориентированные и проблемные вопросы.
На наш взгляд, указанные черты совмещаются в полной мере в компетентностном подходе к подготовке кадров, который в современных условиях получает свое полноценное воплощение в вузовской практике. Идеи компетентностного подхода сформировались в ответ на требования работодателей к специалисту как компетентному работнику, способному к саморазвитию и самосовершенствованию.
Анализ исследований дал основания для следующей структурно-функциональной схемы подготовки будущих менеджеров к профессиональной деятельности на основе модульнорейтинговой системы обучения. В данной структуре нами выделено два блока: личностный и операционный. Личностный блок включает в себя мотивационно-ценностный компонент и компонент профессионального самосознания. Операционный блок - содержательно-процессуальный компонент. Все вышеперечисленные компоненты, как и блоки, взаимодействуют друг с другом, причем взаимодействие профессионального самосознания мотивационно-ценностного и операционного (содержательно-процессуального) компонентов и составляет сущность подготовки будущих менеджеров. Заложенные функции, о которых речь пойдет ниже, также помогают раскрыть сущность подготовки будущих менеджеров.
Процесс формирования подготовки будущих специалистов - целенаправленное, разностороннее, творческое поведение личности, цель которого - овладение содержанием профессиональной подготовки.
Подготовка к профессиональной деятельности проявляется также в ин-
дивидуальных личностных характеристиках, структуре ценностного отношения будущего менеджера к профессиональной деятельности, в постановке целей, мотивационной подготовке к ней, в особенностях профессионально-управленческих установок, достижении определенных результатов, осознании социальной значимости своей деятельности и самоактуализации в данной профессии. Менеджер, который удовлетворен своей деятельностью и осознает свою профессиональную значимость, неминуемо становится выразителем общей идеи, он оказывает положительное воздействие на студентов и коллег.
В период обучения будущим специалистам-менеджерам необходимо сформировать следующие свойства и цели профессиональноуправленческой подготовки будущего менеджера:
- систему мировоззренческих установок, нравственных и других свойств личности, личностную, профессиональную и жизненную позицию;
- индивидуально-типологические свойства менеджера, стиль общения и его ментальность, эмоциональность и ее динамику, способность к импровизации, интуицию и т.д.;
- умения и навыки будущего специалиста, система которых необходима и достаточна для организации целостного, личностного ориентированного процесса и реализации в управлении профессиональной и личностной позиции;
- систему знаний менеджера, представляющую целостную научную картину профессиональной деятельности [3].
А.Г. Ковалев выделяет четыре блока среди качеств, которыми должен обладать руководитель [4, с. 45] (рис.2).
Э.А. Уткин считает, что современному руководителю должны быть присущи следующие черты:
- наличие комплекса специальных знаний, высокая компетентность;
- предприимчивость, инициативность, способность к риску;
- гибкость и рациональность мышления и действий;
- логичность поступков, динамичность поведения;
- ориентация на конкуренцию;
- умение общаться с людьми, способность обеспечить хороший психологический климат в коллективе;
и умения:
- принимать правильные управленческие решения;
- подбирать, отбирать и обучать работников;
- находить выход из конфликтной ситуации;
- вести деловые переговоры [5].
1. Профессиональная подготовленность: • знания, умения и навыки по профилю деятельности; • знание науки управления; • опыт работы 2.Психологическая подготовленность: • интерес к деятельности; • чувство ответственности; • коллективизм
3. Организаторские способности: • способность к быстрой и четкой ориентировке в психологии людей; • практический склад ума; • сила воли 4. Педагогические способности: • специфическая наблюдательность; • педагогическая изобретательность; • любовь к людям, интерес к их психологии и духовному развитию
Рис. 2. Система качеств руководителя
Классическая школа управления Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук Школа науки управления
1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организацией. 1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности труда. 2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организаций таким образом, чтобы каждый работник мог быть использован в соответствии с его потенциалом. 1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей. 2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
Р. Марр подразделяет все умения и качества на три блока:
1. Профессиональная компетентность, под которой понимается специфические знания, умения и навыки в определенной области.
2. Методическая компетентность, к которой относятся способность к восприятию и интерпретации информации, к системному мышлению.
3. Социальная компетентность, которая включает в себя способность к общению, сотрудничеству, разрешению конфликтов, то есть способность к руководству. При этом к социальной компетентности Марр относит также такие способности и качества, как контактность, умение вести переговоры, достигать поставленных целей, способность к адаптации, обучению, личная инициатива, готовность принимать на себя ответственность и т.п. [6].
Так как эту проблему давно изучают за рубежом, то уже накоплен достаточный опыт в подготовке менеджеров, который можно использовать в нашей стране. В связи с этим будем опираться на опыт зарубежных исследователей. Мы остановимся на классификации Р. Марра, наиболее адекватно отражающей все аспекты профессиональной деятельности менеджера. В условиях рыночной экономики происходит изменение профиля необходимых руководителю качеств. Если ранее ведущее место занимала профессиональная компетентность, то теперь в современных условиях наряду с ней такое же, если не большее значение имеют методическая и социальная компетентность.
Согласно проведенным Р. Марром исследованиям, чем выше положение руководителя, тем меньше значение профессиональной компетентности по сравнению с методической и социальной квалификацией. Наибольший интерес для нас представляет социальная компетентность. По Марру, 70 % своего времени руководители тратят на общение. Следователь-
Библиографический список
но, успех предприятия или фирмы в значительной степени зависит от способности руководителя общаться с людьми внутри коллектива и вне его. Когда в 90-х годах прошлого века в США появились первые школы бизнеса, школы подготовки менеджеров, в программе обучения не было узкопрофессиональных предметов по экономике, праву, политике. Учебное время было посвящено развитию четырех главных умений управляющих и бизнесменов:
• умению слушать - полностью понимать собеседника, выбирать главное, ценное из его слов;
• умению говорить - кратко, ясно, вежливо, убедительно;
• умению читать - быстро, избирательно, внимательно, запоминая прочно и надолго;
• умению писать - грамотно, точно, соблюдая правила делового письма [6].
В процессе модульно-рейтингового обучения обеспечиваются условия для самостоятельной работы студентов, осуществляется актуализация их рефлексивного контроля за процессом и результатами своей учебной деятельности, гарантируется достижение внешне и внутренне заданных целей образования.
Модульно-рейтинговая система оценки знаний студента является качественно новым уровнем обучения в высшей школе, в основе ее лежит непрерывная индивидуальная работа с каждым студентом в течение всего семестра. Для внедрения рейтинговой системы требуется наличие стабильных программ и образовательных стандартов по предмету. Дидактическое оснащение должно быть полным. Переход на такую систему в российских вузах представляется довольно затруднительным, по крайней мере в настоящее время, так как требует больших финансовых затрат на разработку соответствующего программного обеспечения, его отладку и внедрение в учебный процесс.
1. Сластенин, В.А. Гуманитарная культура специалиста / В.А. Сластенин. // Магистр. - 1991. - № 1.
2. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986.
3. Викторова, Л.Г. Роль коммуникативных качеств руководителя в его профессиональной деятельности и условия их формирования в вузе / Л.Г. Викторова, И.В. Дыгина // http://res.krasu.rU/paradigma/1/10.htm.
4. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М., 1978.
5. Уткин, Э.А. Профессия - менеджер / Э.А. Уткин. - М., 1992.
6. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Р Марра. - М., 1997.
Статья поступила в редакцию 12.03.09
УДК 378.02:372.8
Е.В. Дудышева, ст. преп. БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА МЛАДШИХ КУРСАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИНФОРМАТИКА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье рассмотрены условия организации междисциплинарной проектной деятельности будущих учителей информатики как средства совершенствования предметной подготовки, описан опыт межкурсового проектирования на младших курсах педагогического вуза.
Ключевые слова: педагогическое образование, междисциплинарное проектирование, информатика, учебно-профессиональные проекты, обучение в сотрудничестве.
Среди множества задач, решаемых системой высшего педагогического образования, одной из приоритетных является обеспечение достаточного уровня предметной подготовки будущих специалистов. В условиях непрерывно возрастающей роли информационных технологий современная общеобразовательная школа особенно высокие требования предъявляет
к уровню квалификации учителей информатики, их способности обеспечить учебный процесс на всех ступенях школьного образования, в том числе в профильной школе.
Профессиональная подготовка учителей информатики реализуется на базе различных дисциплин предметной области, состав и содержание которых будут неизбежно меняться