Научная статья на тему 'Моделирование учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки студентов экономических специальностей к управленческой деятельности'

Моделирование учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки студентов экономических специальностей к управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОЦЕСС / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Лариса Фёдоровна

Как социальное явление понятие «подготовка специалистов» не тождественна с «обучением студентов». Объем его содержания выходит далеко за рамки учебного процесса в вузе, так как включает разнообразные управляющие воздействия, а не только деятельность наставников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Лариса Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки студентов экономических специальностей к управленческой деятельности»

УДК 651. 01

Морозова Лариса Фёдоровна

Старший преподаватель кафедры международного менеджмента Южно-Уральского государственного университета, учёный секретарь, mlor@mail.ru, Челябинск

МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Morozova Larisa Feodorovna

Senior lecturer of international management of the South Ural State University, academic secretary, mlor@mail.ru, Chelyabinsk

MODELING OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF TRAINING STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES FOR MANAGEMENT

С позиции студентов профессиональная подготовка - это все виды его активной самостоятельной творческой деятельности, стимулирующие развитие способностей, углубление компетентности и достижение профессионализма. Для того чтобы создать условия для достижения профессионализма, необходимо моделирование будущей профессиональной деятельности в учебном процессе.

Под «моделированием» понимается исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов. Модель - это такой материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты.

Грамотно построенная модель обладает крайне притягательным свойством: ее изучение дает новые знания об объекте-оригинале. По мнению

А. Б. Горстко, модель нужная для того, чтобы [2]:

а) понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;

б) научиться управлять процессом и определять наилучшие способы управления при заданных условиях, целях, критериях;

в) прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект.

В плане моделирования профессиональной подготовки студентов экономических специальностей к управленческой деятельности представляется процесс повышения уровня готовности студентов до полного соответствия модели специалиста в соответствии с Образовательным стандартом. В таком ее понимании подготовка студентов требует системного исследования.

Для более глубокого изучения исследуемой проблемы необходимо уточнить цель, задачи, принципы и содержание подготовки студентов.

В определении цели подготовки студентов экономических специальной к управленческой деятельности мы исходили из представлений о ней как идеальном, мысленном предвидении конечного результата и путей его достижения с помощью определенных средств. Цель должна быть конкретной. Конкретный социальный заказ на специалиста представляется в Государственном образовательном стандарте, который рассматривается как общероссийский документ, дающий общее представление о специалистах определенной квалификации, выпускаемых по конкретной специальности. Опираясь на содержание Государственного образовательного стандарта можно определить область деятельности, объекты деятельности, основные виды профессиональной деятельности.

Область профессиональной деятельности менеджера - обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социальноэкономического развития.

Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.

Профессиональная подготовка студента - это высший уровень его учебной деятельности. Целью профессиональной подготовки студентов экономических специальностей к управленческой деятельности надо считать органическое слияние теоретической подготовки по всем дисциплинам учебного плана, учебную и научно-исследовательскую работу, самоподготовку и самообразование студентов, профессиональная практическая деятельность в соответствии с требованиями стандарта.

Этап подготовки студентов к профессиональной деятельности - это целый, завершенный цикл учебно-воспитательных действий коллектива вуза. Данный цикл предполагает: учебные научно-методические комплексы и самоподготовку студентов с целью подъема на качественно новый уровень готовность к самостоятельной деятельности. Каждый этап подготовки - это длительный процесс. Поэтому он должен заранее проектироваться по назначению, задачам, содержанию деятельности его участников, средствам, методам подготовки, формам контроля, оценке результатов, способам управления.

Последовательность этапов подготовки отражает единство практической подготовки и деятельности. Целостная подготовленность достигается через планомерное освоение всех сторон деятельности и через практическую деятельность в конкретной профессиональной обстановке. При этом

профессиональная подготовка студента опирается на теоретические знания и на предшествующий опыт практической деятельности.

В процессе изучения проблемы профессиональной подготовки студентов экономических специальностей к управленческой деятельности, нам необходимо было разработать модель данного процесса.

При ее конструировании мы исходили из того, что модель должна отражать следующие аспекты: требования, предъявляемые обществом к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов; организацию процесса профессиональной подготовки студентов; содержание процесса развития профессиональных умений; комплекс условий, способствующих развитию профессиональных умений; показатели и критерии сформирован-ности профессиональных умений.

Реализация данной модели, предполагает опору на два основания. Одним из них является исходный уровень профессиональной готовности студентов экономических специальностей к управленческой деятельности.

Этот уровень определяется теми аспектами социального опыта, значимых с точки зрения менеджмента, которыми студент уже владеет до начала специально организованной подготовки к реализации управленческой деятельности.

В зависимости от этого уровня определяются содержание и технология образования будущих экономистов с ориентацией на имеющиеся особенности использования элементов менеджмента, по-разному реализуется комплексный подход, варьируются подходы к организации практической деятельности, обеспечивающей участие студентов в осуществлении управленческой деятельности.

Вторым основанием выступают требования социального заказа на подготовку специалистов экономических специальной, способных к эффективной управленческой деятельности. В соответствии с этим заказом определяются целевые приоритеты реализации профессиональных образовательных программ, устанавливаются характеристики требуемого уровня готовности студентов к использованию умений и навыков в управленческой деятельности.

В модели отражены цель, задачи и основные составляющие (компоненты) профессиональной готовности студентов к управленческой деятельности. Значимым блоком показаны педагогические условия, критерии и показатели готовности к управленческой деятельности студентов экономических специальностей. Критерием эффективности в модели выступает достигнутый уровень готовности студентов. В качестве достигнутого уровня профессиональной готовности студентов экономических специальностей к управленческой деятельности мы выделяем: начальный, допустимый и высокий, отражающие степень сформированности управленческих умений.

Таким образом, построение модели развития профессиональных умений студентов экономических специальностей к управленческой деятельности должно претворяться обоснованием социального заказа общества, кото-

рый изменился сегодня коренным образом. В настоящее время во главу поставлена задача подготовки высокообразованных специалистов, истинных профессионалов и деловых людей, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и реализоваться себя в условиях жесткой конкуренции.

В соответствии с социальным заказом обучение студентов экономических специальностей осуществлялось по трем направлениям: основы менеджмента, управленческие решения, управление персоналом.

В раздел «Основы менеджмента» входит 11 тем:

- эволюция менеджмента;

- функции и принципы управления;

- характеристика деятельности и ролей менеджера;

- уровни управления;

- миссия, цели и стратегии организации;

- организационные структуры управления и их характеристики;

- методы управления;

- социально-психологические аспекты управления;

- управленческие нововведения в организациях;

- коммуникации в управлении;

- организация и порядок проведения делового совещания.

В раздел «Управленческие решения» включены шесть тем:

- анализ факторов, критериев и ограничений при принятии управленческого решения;

- разработка алгоритмов процесса принятия конкретного управленческого решения;

- методы принятия управленческих решений;

- моделирование управленческих ситуаций;

- разработка решений в условиях неопределенности и риска;

- выбор варианта решения методом многокритериальной оценки альтернатив.

Раздел «Управление персоналом» включает в себя 11 тем:

- значение управления человеческими ресурсами в управлении предприятием;

- система управления персоналом: организационная структура, состав и функции кадровых подразделений;

- диагностический подход к управлению персоналом;

- характеристика кадровых стратегий и стратегий развития предприятия;

- управление комплектованием кадров;

- методы отбора и приема персонала;

- управление развитием персонала;

- управление социально-психологическими факторами;

- оплата труда и материального стимулирования персонала;

- оценка результативности труда работников;

- кадровая политика в условиях рыночной нестабильности.

Предусмотренный моделью диагностический компонент предполагает возможность сопоставить происходящие изменения подготовленности будущего экономиста в рассматриваемом аспекте с характеристиками требуемого уровня. Это позволяет при необходимости вносить коррективы в процесс формирования готовности будущих экономистов к осуществлению управленческой деятельности.

Анализ предложенной модели профессиональной подготовки студентов экономических специальностей к управленческой деятельности позволяет обратиться к самой технологии процесса подготовки. Технология процесса подготовки специалистов представляет собой совокупность психолого-пе-дагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов. Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его методологии, целей и содержания. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса.

В педагогической теории и методике профессионального образования широко применяются термины «педагогическая технология», «педагогическая техника», «технология педагогической деятельности», «технология образовательного процесса» и др. Этим аспектам посвящены работы П. Р. Атутова, В. П. Беспалько, М. В. Кларина, Т. С. Назарова, В. А. Слас-тенина и др. Различные аспекты технологий образовательного процесса в высшей школе находят свое отражение в дидактике высшей школы.

Анализ понятия «технология» свидетельствует о том, что если на первых порах оно ассоциировалось в основном с производственной сферой деятельности человека, то в последнее время стало предметом многих педагогических исследований. Педагогическая технология конкретно реализуется в технологических процессах. Технологический процесс, по определению Б. Т. Лихачева, представляет собой определенную систему технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат. В теории обучения технологическими процессами являются системы форм и средств изучения тем учебного курса, организация практических занятий по отработке умений и навыков. Задачами подготовки считаются: развитие специальных способностей, формирование ведущих компонентов профессиональной деятельности и черт личности, особенно мотивационной сферы, социального и профессионального опыта [4]

По мнению В. П. Беспалько, «педагогическая технология - проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике [1, с. 15].

С точки зрения И. Я. Лернера, «педагогическая технология - это способ организации, образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, моделях и системах «человек-техника», это проверка экологических возможностей проблемы». Она предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых» [3, с. 139]. Зачастую идет смешивание понятий «педагогическая технология» и «технология обучения». Однако было бы ошибочно, на наш взгляд, ставить между ними знак равенства, так как последнее отражает

путь освоения конкретного учебного материала (понятия) в рамках определенного предмета, темы, вопроса и в пределах избранной технологии.

В. А. Сластенин отмечает необходимость перехода в новых условиях развития высшей школы и подготовки специалистов «на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность студента, становится более мотивированным, носит во многом вариативный и коррекционный характер. Возникает необходимость в разработке и внедрении соответствующих педагогических технологий» [5, с. 13].

По мнению Н. Е. Шурковой, педагогическую технологию следует рассматривать как «сумму научно обоснованных приемов педагогического воздействия на человека или группу людей» [6, с. 3]. При этом автор отводит особую роль самостоятельности и творчеству педагога в акте воздействия, степень проявления которых определяется уровнем развития педагогического мышления. Особенно актуальным нам представляется тезис о том, что педагогической воздействие без индивидуальных особенностей обучаемых, характера и мастерства педагога, уровня развития отношений в студенческом коллективе, как правило, сводит педагогическую технологию на уровень манипулирования сознанием и отношениями между людьми. В этом случае, содержание педагогической технологии представлено совокупностью отдельных умений. Эти умения обеспечивают реализацию предъявленного социализированного требования, передачу общественного опыта через вербальную информацию, социализированную оценку личности студента, разрешение конфликтов. В качестве условий актуализации вышеназванных умений выступают педагогическая техника и психологическое саморегулирование.

Анализ категории «Педагогическая технология» показывает, что в ее структуре выделяются и подразумеваются три части: технология обучения, технология воспитания и технология развития. Это логично, поскольку образовательный процесс с позиции личностно ориентированного образования состоит из этих трех частей.

На наш взгляд, роль преподавателя в процессе профессионального воспитания более значима, чем в процессе профессионального обучения. Это обусловлено тем, что воспитание реализует несколько функций: социальную, профессиональную, технологическую, процессуальную и т. д., и протекает как процесс взаимодействия (диалога) преподавателя и студента. Рассмотрение профессионального воспитания с социальных позиций предполагает трансляцию системы профессиональных и жизненно важных ценностей студента. Такой подход требует от преподавателя специальной социологической подготовки, чтобы он смог не только оперировать этими ценностями, но и выступал как их носитель. Студент в этом случае выступает как объект, который воспринимает необходимую информацию.

Рассмотрение профессиональной подготовки с технологических позиций требует выявления путей приобщения будущего специалиста к профессиональному мастерству. При этом роль преподавателя направлена на органи-

зацию деятельности студента. Таким образом, последние опять же выполняют роль объектов, и по требованию преподавателя обязаны включаться в те или иные виды учебно-профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональная сторона анализируемой проблемы заставляет выстраивать теоретически возможную модель преподавателя на основе его личностных качеств, а также на основе специальных знаний, умений и навыков, профессионального опыта. Студент при этом выступает как цель профессиональной деятельности, и особую значимость приобретает педагогическое мастерство преподавателя.

Библиографический список

1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий [Текст] / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Горстко, А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием [Текст] / А. Б. Горстко. - М.: Знание, 1991. - 160 с.

3. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

4. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст] / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. -453 с.

5. Сластенин, В. А. Преподавание педагогических дисциплин на технологическую основу [Текст] / В. А. Сластенин // Разработка и внедрение гибких технологий обучения. - М.: МГПУ, 1991. - 164 с.

6. Шуркова, Н. Е. Педагогическая технология [Текст] / Н. Е. Шуркова. - М.: Новая школа, 1992. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.