ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАПРИНЦИПА ГУМАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Кряж В. Н.
Белорусский государственныйуниверситет физической культуры
Аннотация. В статье обоснована необходимость разработки метапринципа гуманизации физического воспитания. Рассмотрены основные понятия, которые раскрывают его особенности. К ним относятся гуманизм, гуманизация, ненасилие, дегуманизация, мораль, этика Метапринцип гуманизации физического воспитания отражает систему общечеловеческих ценностей и современные тенденции трансформации общего среднего образования. Он является теоретическим основанием их дальнейшего совершенствования Он требует разработки и конкретизации в соответствии со спецификой физического воспитания.
Ключевые слова: метапринцип, гуманизм, гуманизация, ненасилие, дегуманизация, мораль, этика.
Анотація. Кряж В. М. Головні поняття метапринципа гуманизації фізичного виховання. У дописі обґрунтована необхідність розпрацьовки метапринципа гуманізації фізичного виховання Розглянуто головні поняття, які висвітлюють його особливості До них належать такі як гуманізм, гуманізація, ненасильство, дегуманізація, мораль, етика. Висвітлені напрямки досліджень метапринципу гуманізації у різних випадках фізичного виховання Метапринцип гуманізації фізичного виховання відбиває систему загальнолюдських цінностей і сучасні тенденції трансформації загальної середньої освіти. Він є теоретичною підставою їхнього подальшого вдосконалювання. Він вимагає розробки й конкретизації у відповідності зі специфікою фізичного виховання.
Ключові слова: метапринцип, гуманізм, гуманізація, ненасильство, дегуманізація, мораль, етика.
Annotation. Kryazh V.N. The basic concepts of a metaprinciple humanization of physical education. In the article necessity of development metaprinciple humanization of physical education is proved. The basic concepts, which open its features, are considered. The humanism, humanization, nonviolence, dehumanization, morals, ethics concern to them. Directions of the further researches are shown. The metaprinciple humanization of physical training reflects system of universal worth and modern lines of conversion of common secondary education. It is the theoretical establishment of their further perfecting. It demands development and concretization according to specificity of physical training.
Key words: metaprinciple, humanism, humanization, nonviolence, dehumanization, morals, ethics.
Введение.
Теория и методика физической культуры представляет собой систему междисциплинарных научных знаний, раскрывающих сущность физической культуры, отражающих наиболее общие закономерности ее функционирования и направленного использования личностью и обществом. Теоретико-методическим ядром ее содержания являются принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию [1]. Теория и методика физического воспитания, как специализированная отрасль педагогического научного знания, находящаяся в партитивных отношениях с педагогикой и в родовидовых отношениях с физической культурой является открытой саморазвивающейся системой. Она постоянно претерпевает изменения под влиянием развития научного знания, комплекса социокультурных факторов и практики, которые затрагивают как методические ее аспекты, так и наиболее общие принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию.
В сфере организации образования и педагогической практики произошли серьезные изменения. Рекомендованный возраст приема в школу снижен до 6 лет. Срок обучения в общеобразовательной школе увеличен до 12 лет. Пересмотрено содержание образовательных областей общего среднего образования с 1-го по 12-й классы. Разработаны новые образовательные стандарты по всем учебным предметам, совершенствуется методика преподавания, разрабатываются современные образовательные технологии, в том числе и по предмету «Физическая культура и здоровье». Образование приобретает личностно ориентированную направленность Создаются условия для реализации принципов педагогики сотрудничества Введена десятибалльная система оценки учебных достижений, позволяющая более справедливо оценивать талант и прилежание учащихся Эти и многие другие изменения в системе общего среднего образования, обусловлены объективными закономерностями развития общества
Вступление человечества в эпоху информационных технологий потребовало не периодических радикальных реформ, а взвешенного непрерывного совершенствования системы образования, адаптирующего ее к быстро изменяющимся условиям жизни. Все события, связанные с перманентным совершенствованием системы образования, затронули учебный предмет «Физическая культура), как ее исторически сложившийся, объективно необходимый и поэтому неотъемлемый компонент В программах 1992 года изменились его целевые установки и скорректировано содержание. В новых программах 1998-2007 г.г. отражены современные приоритеты учебного предмета: усилена его образовательная, оздоровительная и рекреативная направленность При этом акцентирована направленность содержания на физическую подготовку, как на средство повышения функциональных резервов организма и оздоровления на этой основе учащихся В соответствии с приоритетом оздоровления и формирования здорового физически активного образа жизни средствами физической ку льтуры учебный предмет назван «Физическая культураи здоровье».
Параллельно разрабатываются и постепенно внедряются новые технологии физического воспитания. Утрачивают актуальность авторитарные методы управления учебной деятельностью учащихся. Учителю
представляется все большая свобода определения путей решения учебных задач. Одновременно возрастает его ответственность за результаты обучения Быстрыми темпами изменяется социальный портрет самого ученика Трансформируются его интересы, потребности, система ценностей, социальных установок, личностных ориентаций. Эти процессы требуют от учителя глубокогопонимания изменений, происходящихв содержании преподаваемого предмета, высокого уровня владения его содержанием и современной методикой преподавания. Надежным источником формирования такого понимания являются постоянно обновляющиеся научные педагогические знания. Процесс обновления затрагивает все содержание педагогической науки, включая принципы отбора, структурирования содержания, построения учебного процесса и т. д. Переосмысливаются традиционные и появляются новые подходы к общему среднему образованию [2-6 и др.].
Педагогическая практика и наука в силу партитивных отношений влияет на процесс трансформации теории и методики физического воспитания. Долгие годы, развиваясь в условиях жесткого идеологического прессинга, она постепенно утрачивала свою гуманистическую направленность Термин «гуманизм» трудно было встретить даже в учебниках педагогики, что отразилось на содержании теории, методики и практики физического воспитания. После утраты прежних идеологических ориентиров, не выдержавших испытания временем, необходимость обращения к гуманизму встала перед педагогической наукой ее частными методиками и практикой с особой остротой. В освободившейся от идеологического пресса педагогической науке появились новые имена, развивающие в новых условиях психолого-педагогическое гуманистическое наследие Л.С. Вытотского А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского В.В.
Давыдова и других классиков советской педагогики и психологии [2-6 и др.].
Г уманистическая ориентация системы общего среднего образования обуславливает на системном уровне необходимость обоснования и разработки метапринципа гуманизации физического воспитания, которое состоит в партитивных отношениях с общим средним образованием. В настоящее время созрели теоретикометодические предпосылки и возникла объективная необходимость гуманистическогорегу лирования не только содержательной, процессуальной результирующей сторон физического воспитания, но и его основополагающих принципов, упорядочивающих педагогическую практику [7-11]. Практическое значение метапринципа гуманизации заключается в интеграции всех подсистем системы физического воспитания в единый гуманистически ориентированный учебно-методический комплекс и повышения его образовательного потенциала за счет интегративных свойств системы.
Необходимость обоснования и разработки метапринципа гуманизации физического воспитания обусловленарядом частнопредметных оснований. Первое из них в том, что основными средствами физического воспитания являются физические упражнения - персептивная по своей природе двигательная деятельность. Их использование связано с активным вмешательством в интимные физиологические, биохимические психические и другие процессы развития и функционирования организма человека Поэтому в процессе физического воспитания неизбежно возникают проблемы цели, задач, средств, результатов, педагогических технологий, их соотношения с закономерностями природной, социокультурнойсреды обитания человека и другие, которые должны решаться в соответствии с требованиями гуманизма [7-11 и др.]. Второе основание в том, что в условиях демократизации общества расширяются границы самоопределения личности. Одновременно усиливается её ответственность за содержание и результаты своей деятельности по отношению к себе, природной и социокультрнонойсреде. Такая ответственность может быть сформирована на основании высокой моральной культуры человека Условием достижения человеком высокого уровня моральной культуры в процессе физического воспитания является приоритет в отношении к нему гуманистических подходов Это условие может быть соблюдено если все компоненты физического воспитания проектируются и реализуются с учетом требований гуманизма этики и педагогики [там же]. Третье основание обусловлено государственными интересами цивилизованных стран мира в гуманистическом отношении к своим гражданам. Оно законодательно закреплено в Конституцияхи Законах этих стран.
Формулирование целей работы
Приступая к обоснованию предметной области и сфер влияния метапринципа гуманизации, мы исходили из необходимости получить характеризующее его научное знание, отвечающее требованиям истинности, логической обоснованности, системно раскрывающее сущность принципа, общезначимое для всей предметной области - физического воспитания. В соответствии с методологией науки [12 и др.] такое знание может быть получено в процессе раскрытия основных понятий, характеризующих существенные свойства, связи и отношения предметной области метапринципа гуманизации
В соответствии с изложенным целью исследования явился содержательный анализ основных понятий, характеризующих возможности применения метапринципа гуманизации физического воспитания. Как показал ретроспективный анализ научной литературы по проблеме гуманизации предметом исследования явились понятия: «гуманизм», «гуманизация», «ненасилие», «дегуманизация», «мораль», «этика» [7]. Для
характеристики понятий использовались методы теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Результаты исследо ваний.
Включает характеристику основных понятий, являющихся предметом исследования
Гуманизм Понятие "гуманизм" отражает совокупность положений, утверждающих человечность на Земле. Представление о человечности изменялось по мере развития сознания, условий жизни человека. Эти изменения нашли свое отражение в фольклоре, эпосе, философской, художественной и религиозной
литературе Гуманизм как нравственная установка философской мысли уходит своими корнями к древнегреческому антропологизму - учению о человеке как о высшем творении природы. Уже древнегреческий философ Протагор (ок.480 -ок.410 гг. до н.э.) провозгласил: «Человек есть мера всех вещей: существующих поскольку они существуют; и не существующих поскольку они не существуют) [13, с.316]. Этот тезис дал европейскому гуманизму эпохи Возрождения антропоцентристскую направленность Для него было характерно представление о человеке как о центре Вселенной. Он обосновывал право человека рассматривать весь мир сквозь призму своих интересов.
В настоящее время различают узкое и широкое понимание гуманизма. В традиционном понимании - это светское, антиклерикальное (направленное против всевластия церкви и ее влияния на государстве), культурное движение эпохи Возрождения Исторически оно относится только к периоду перехода от средневековья к новому времени. В широком понимании гуманизм - это нравственная мировоззренческая позиция, установка мировоззрения на благо человека Как мировоззренческую позицию гуманизм характеризует совокупность представлений, взглядов, утверждающих ценность человеческой жизни и человека как личности, его право на жизнь, свободу самоопределения и выбора, на разностороннее развитие своих способностей Гуманизм провозглашает равенство возможностей, справедливость, человеколюбие как норму отношений между людьми, исходит из любви к человеку, рассматривает благо человека как основной критерий оценки всего сущего Гуманизм оптимистичен по своей природе, потому что утверждает счастье людей, веру в человека, его способность к познанию и самосовершенствованию, благоговение перед жизнью. С незначительными различиями гуманистические установки нашли свое отражение в нравственных предписаниях буддизма ислама, христианства
Являясь составной частью мировоззрения, гуманизм проявляется во всех видах жизнедеятельности человека Он тесно связан с нравственностью, рассматривается как принцип мировоззрения и нравственности Как нравственное явление гуманизм влияет на мировоззрение и поведение человека Влияние на поведение проявляется через налагаемые на человека нравственные требования. Осмысление гуманизма как нравственного явления и мировоззренческой позиции берет свое начало в глубокой древности. Уже римляне понимали гуманизм как высшее культурное и нравственное развитие способностей человека, получивших эстетически завершенную форму, проявляемую в сочетании с мягкостью и человечностью. В период средневековья гуманизмом называли движение, противопоставляемое схоластике- духовному влиянию церкви, подавлявшему личность. Это движение обращалось к произведениям древности, чтобы сформировать идеал образования и поведения, достойный человека После реформации церкви гуманизм потерял свое значение как светское оппозиционное движение и продолжал развиваться в русле гуманности - человеколюбия уважения к человеку и человеческому достоинству
Таким образом, гуманизм утверждает такие общечеловеческие ценности, как жизнь, свобода, счастье, разностороннее развитие личности, равенство и справедливость. Г уманизм - нравственное явление, влияет на сознание и поведение человека, является основой гуманизации
Гуманизация - это социально-психологический процесс трансформации сознания и поведения индивидов, их отношений, созданных ими социальных институтов всего общества в соответствии с требованиями гуманизма. К ним относятся человеколюбие учет интересов личности, равенство возможностей всех людей, забота каждого человека о себе и о других людях. Гуманизация ориентирована на человека, повышение его активности как субъекта исторического процесса развития общества. Она создает условия для утверждения человека как деятельного разумного существа, интеллектуальным и физическим потенциалом которого создается все в обществе. Развитие науки и техники, образование и уровень образованности не имеют сами по себе того значения, которое придают им как факторам общественного прогресса. Они становятся таковыми только в том случае, когда ориентированы на человека В этой ориентации заключен один из главных аспектов гуманизации индивидов, социальных институтов и общества в целом. Результатом гуманизации является утверждение в социальной практике самоценности человеческой жизни, человека как личности, его права на жизнь, любовь, свободу выбора, счастье, разностороннее развитие своих способностей
Учебная деятельность в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» обладает исключительными возможностями гуманистическоговоздействия на учащихся в силу отличительных особенностей своего содержания. Этот учебный предмет осваивается в процессе практической деятельности, предполагающей самопреодоление саморегулирование включающей взаимодействие учащиеся друг с другом и с учителем, регулирование их в соответствии с гуманистически ориентированными нормами. Важным условиями успешного решения задач гуманизации личности учащихся являются взаимоотношения между учителем и учащимися Они должны строиться на гуманистической основе, с учетом многовекового опыта развития нравственности и гуманистическоговоспитания. Для этого у учителя физического воспитания должно быть сформировано гуманистическое мировоззрение. Кроме этого он должен освоить гуманистически ориентированные ненасильственные педагогические технологии, исключающие манипулирование личностью, принуждение и другие формы явного или скрытого насилия над учащимся.
Ненасилие - одно из направлений гуманизации обучения и воспитания. Это форма протеста против процессов дегуманизации и насилия, усиливающаяся по мере развития цивилизации и в переломные периоды развития человеческого сообщества Один из таких периодов в истории развития человечества переживают страны, возникшие на постсоветском пространстве. В развитии ненасилия исторически сложились три основных направления Первое связано с восточными религиями: джайнизмом, буддизмом индуизмом В его
основе лежит идея ненанесения ущерба всему живому. Второе направление получило свое развитие в иудаизме; древнегреческой традиции, христианстве, исламе. Оно связывает ненасилие с идеалом социальной гармонии и мирной жизни. Третье направление задано теориями, понимающими ненасилие как ненасильственные действия в ответ на возникающие конфликты В этом направлении в наибольшей мере воплотилась раннехристианская идея самосовершенствования и любви к ближнему Впоследствии она получила свое развитие в идеях непротивления злу насилием.
Идеи ненасилия получили свое преломление в "ненасильственной" педагогике - гуманистической теории и практике обучения и воспитания. В ее основе лежит гуманное отношение к личности учащегося Оно предполагает формирование отношений учителя и учащегося на основе справедливости, любви и уважения личности учащегося Отправным методологическим положением ненасильственной педагогики является представление о том, что добродетельная личность может формироваться только в процессе добродетельной деятельности Обучение и воспитание, основанные на явных или скрытых формах принуждения, подавляют личность, травмируют психику ребенка, поэтому не могут формировать свободного гражданина. Проблема ненасильственного физического воспитания - одна из актуальных проблем его гуманизации Как в педагогике, так и в теории и методике физического воспитания ненасилие предполагает формирование отношений между учителем и учащимися на основе справедливости, любви и уважения друг к другу. Г уманизму, гуманизации и ненасилию как одной из форм ее проявления, противостоит дегуманизация
Дегуманизация - процесс обесценивания гуманистических ценностей и утраты гуманистических идеалов в обществе протекает под влиянием комплекса социальных, экономических политических, религиозных и других факторов Дегуманизация многолика, она проявляется в различных сферах жизнедеятельности, негативно отражаясь на духовной жизни, материальном благополучии и физическом состоянии человека
В социально-психологическойсфере дегуманизацию характеризует отчуждение человека от институтов законодательной и исполнительной власти. Он становится объектом идеологического манипулирования под воздействием средств массовой информации и комплекса других факторов В информационном обществе человек все больше становится объектом идеологических манипуляций; Его сознание формируют обезличенные социальные институты средства массовой информации, несущие идеологическую нагрузку, реклама, шоу-программы, другие средства воздействия, эксплуатирующиебазовые потребности личности. Под их влиянием у человека формируются заранее заданные оценки, ценностные ориентации, предпочтения социальные установки и даже личные симпатии и антипатии. Под влиянием массированного, унифицированного воздействия формируется единое запрограммированное видение мира, достигается унификация мышления и поведения - воспитывается "одномерный человек".
В социально-экономической и правовой сферах для дегуманизации характерны резкое расслоение общества на очень богатых и очень бедных, лишение последних права на труд, учебу, отдых, достойную человека жизнь за добросовестный общественно полезный труд В постсоветском обществе, в его переходный период быстро богатеет небольшая группа людей, не желающая других перемен. Остальные граждане становятся бедными, очень бедными и перешедшими грань нищеты. Они живут в мире прежних социальных стереотипов не прилагая необходимых усилий, чтобы в обществе воцарилось "наибольшее счастье наибольшего числа людей".
В сфере научно-технического прогресса дегуманизация получает специфическое преломление. С одной стороны, здесь наблюдается усовершенствование технологических процессов. С другой - упрощается управление производственными операциями и технологическими процессами в результате их автоматизации Это снижает уровень требований к квалификации большей части работников в результате снижения требований к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Но в то же время все это усиливает зависимость работника от работодателя
Мощный чиновничий аппарат, зависимость от работодателя другие реалии дегуманизации в современном обществе делают индивида инфантильным конформистом Они убивают в нем способность сделать выбор, ориентируясь только на свои возможности и заданные ему природой качества. Это человек, смирившийся со своей участью, сознательно отдающий другим свое право решать его судьбу Он уже не может быть носителем инициативы, преобразующей общество. Несвободный человек, отчужденный от результатов своего труда, не имеющий собственности, ограниченный в своем физическом и духовном развитии, постоянно находится под угрозой стать негуманной, более того, криминальной личностью.
Дегуманизации личности и общества способствует образ жизни больших городов Несмотря на высокую плотность населения, он неумолимо разъединяет нас, делает одинокими Здесь каждый занят собой и все меньше страдает от того, что не может проявлять истинное участие даже к своим ближним. Утрачивая чувство родства, мы скатываемся к антигуманности Когда исчезает сознание того, что каждый человек нам не безразличен как член нашего сообщества, тогда вопрос дегуманизации индивида, общества становится вопросом только времени. Одним из следствий дегуманизации общества является осознание человеком своего бессилия, пессимизм, разочарование в настоящем и потеря веры в будущее В стремлении к компенсации своей неполноценности человек ищет общения, социальную нишу самоутверждения или утешения и замыкается в себе. В этом случае он становится легкой добычей различных асоциальных группировок, сект, алкоголизму наркомании Особенно это относится к молодежи, которая, вступая в жизнь, сталкивается с ее суровыми реалиями.
Общество перестает признавать самоценность человека Его бесценное достояние - жизнь, получает свою цену как не принадлежащий ему товар. Войны на земле, кровавый терроризм, от которогогибнут и страдают ни в чем не повинные люди, начиная от грудных детей, не способных ни защититься, ни принести кому-либо вред, различные формы насилия над людьми становятся обыденным явлением. Дегуманизации общества способствуют криминальная литература, откровенно пропагандирующая насилие, заполонившая прилавки книжных магазинов, поп-искусство, разжигающее низменные инстинкты человека, разрушающие нравственные барьеры, создававшиеся человеком и сохранявшие его как вид в течение многих тысячелетий.
В такой ситуации необходимы альтернативы дегуманизации Ей может противостоять процесс формирования гуманистической нравственности Основная тяжесть в решении проблем гуманистического нравственного воспитания подрастающего поколения как всегда, ложится на школу. Решать эти проблемы должны хорошо подготовленныеспециалисты
В физическом воспитании процессы дегуманизации проявились, прежде всего, в его целевых установках Система физического воспитания многие десятилетия была направлена в конечном итоге на военнофизическую подготовку Нормативной и программной основой физического воспитания был провозглашен и стал по существу военно-прикладный спортивно-физкультурный комплекс ГТО. Военно-прикладная направленность целевых установок отразилась не только на содержании учебного материала, но и на методах учебной и воспитательной работы. Отечественная школа всегда была склонна к малопродуктивной в нравственном воспитании авторитарной педагогике Однако ни в одной учебной дисциплине она не достигала таких крайних проявлений авторитаризма, как на уроках физического воспитания. В физическом воспитании стали обязательными единые для всех учащихся основной медицинской группы нормативы оценки физической подготовленности Не вызывает сомнений практическая целесообразность нормирования физических нагрузок «на глазок» в расчете на «среднестатистического) ученика Безусловные распоряжения, строевые команды и упражнения стали обязательной и доминирующей частью управления деятельностью занимающихся со всеми сопутствующими им атрибутами субъект-объектных отношений Они настолько стали традиционными, что сотрудничестве, как форма регулирования взаимоотношений субъектов учебной деятельности, вообще перестает восприниматься многими учителями и учащимися
Согласно гуманистическойтрадиции отечественной школы ".... воспитатель не должен быть господином и правителем, он должен занимать место руководителяи указателя. Он должен воспитывать к самовоспитанию. Воспитанник должен сознавать свой рост и развитие как свое собственное дело, по отношению к которому воспитатель стоит в стороне, как советник и помощник. ..."Ь Для учителя физической культурыв этом случае открывается более широкое поле деятельности, а центр ее тяжести смещается в сторону гуманизации. Вместо того, чтобы заставлять ученика, учитель все свое педагогическое мастерство направляет на создание условий, способствующих формированию и развитию продуктивной и творческой его деятельности Методы принуждения заменяют методы, способствующие формированию мотивов учебной деятельности, направленной на физическое самосовершенствование
Решающее значение при этом имеют целевые и ценностные установки учителя. Если ученик рассматривается им как объект манипулирования то доминирующее место в учебном процессе будут занимать методы принуждения В этом случае негуманное содержание учебного процесса и негуманное педагогическое руководство становятся нормой. Известно, что гуманная личность формируется только в процессе гуманной деятельности Так же и антигуманная личность формируется в процессе подавляющей ее антигуманной деятельности или в процессе манипулирования ее сознанием.
Противостоять процессам дегуманизации личности в определенной мере может гуманистически ориентированный учебно-воспитательный процесс, основывающийся на высоких моральных ценностях и высоком педагогическом мастерстве учителя. Физическое воспитание - учебная дисциплина, обладающая высоким гуманистическим потенциалом, требующим своего использования в соответствии с требованиями гуманистической морали.
Мораль. В самой общей формулировке мораль - форма общественного сознания, регулирующая общественные, межличностные отношения и внутренний регулятор поведения индивидов. Она представляет собой совокупность стихийно сложившихся в обществе неписанных норм ( заповедей, принципов, предписаний, правил и т.п.), регулирующих поведение людей во всех сферах жизнедеятельности Эти нормы складывались в течение многих тысячелетий развития человечества Они ориентированы на человека, формировались во взаимосвязи и в соответствии с человеческим разумом, чувствами и волей.
Чувства, эмоции и инстинкты, как регуляторы активности человека, опосредованы его моральным сознанием. Основываясь на нравственных нормах, моральное сознание способствует обузданию одних чувств и усилению других Сознание дает нравственную оценку намерениям. На этой основе оно санкционирует и усиливает или подавляет и приостанавливает различные поведенческие реакции человека и целостную деятельность. На основе гуманистического морального сознания формируются гуманистические нравственно оправданные стереотипы поведения
Вольтман Л. Система морального сознания в связи с отношением критической философии к дарвинизму и социализму. С.ПетербургДЭД! - С.311-312.
При этом необходимо учитывать, что моральное сознание может быть и антигуманным.2 Если в подходящее время в общественное сознание ввести мощную антигуманную интегрирующую идею, окрашенную в национальный, религиозный или другие цвета, то на ее основании может быть сформирована идеология, обладающая огромной разрушительной силой массового внушения. Применяя современные политтехнологии с ее помощью можно изменить систему мотивации (ценностные ориентации, социальные установки, жизненные планы людей, отношения к себе, обществу, национальным ценностям, например, к единству государства и т.д.), повлиять на сферу эмоций и страстей, разбудить в людях "темные" инстинкты, снять нравственные барьеры. История знает такие примеры, когда целые народы и многонациональные государства сворачивали с магистрального пути развития человеческой цивилизации. В фашистской Г ермании, например, это была идея расового превосходства арийцев, к которым относили германскую расу. В СССР это была идея бескомпромисснойклассовой борьбы с врагами коммунизма до полной его победы ради светлого будущего советского народа и т.д. К таким идеям можно с равным основанием отнести идею построения процветающего общества равных возможностей с помощью перманентной цветной революции, подменив нею интеграцию нации вокруг идеи созидательного труда ради постепенного, неуклонного продвижения по пути экономического социального и культурногоразвития страны и продвижения на этой основе к процветающему обществу равных возможностей
Обычно гуманистическое моральное сознание и моральное поведение формируются в процессе воспитания в семье, общения с ближайшим окружением, в школе, под влиянием средств массовой информации, в процессе жизненной практики и т.д.. Формирование морального сознания предполагает усвоение моральных норм и практическую их проверку Г уманистическое моральное сознание всегда индивидуально, проявляется в таких свойствах личности, как мужество, честность, щедрость, сострадание и других Если человек поступает в соответствии с моральными нормами, он рассматривается как моральная личность. Мораль направлена на утверждение гуманистических ценностей. Поэтому моральная личность - это личность гуманная.
С моралью тесно связаны обычаи, их устойчивые формы - традиции, а также общественное мнение. Обычаи, как регулятор поведения, лишь воспроизводят его общепринятые формы. Они, как бы, стабилизируют достигнутые обществом отношения между людьми. Общественное мнение - средство воздействия общества на духовную жизнь индивида и отдельных групп людей, одно из проявлений уже сложившихся моральных отношений. Общественное мнение не только зависит от господствующей морали, но является средством ее формирования. В условиях этической неграмотности людей может быть средством манипулирования сознанием индивида, формирования морали "одномерного человека".
С помощью манипулирования сознанием может быть сформирована гуманистическая или антигуманная мораль. Гуманистическая мораль рассматривает человека как высшую ценность (см. "Гуманизм"). Антигуманная мораль сводит роль человека в социальном механизме до роли "винтика". Самоценность жизни человека она ставит в зависимость от своих, продиктованных ему условий. Право на жизнь, счастье и выбор жизненного пути человека согласно антигуманной морали отторгается авторитетом. Отношения между индивидом и авторитетом строятся на неравенстве, страхе, признании своей слабости индивидом и передаче авторитету на насильственной основе права принимать решение за себя. Примерами таких отношений являются отношения между вождем и народом, между бюрократическим руководствоми народом и т.п. Сформированная обществом мораль является надежным регулятором поведения.
Таким образом, мораль - форма общественного сознания, внеправовой внутренний регулятор поведения человека. Моральные нормы взаимосвязаны с моральным сознанием и моральными чувствами человека. С их участием санкционируются или сдерживаются поведенческие реакции и целостная деятельность индивидов. Мораль направлена на утверждение общечеловеческих ценностей. Идеология, выражая интересы отдельных групп людей может соответствовать морали, если эти интересы совпадают с общечеловеческими ценностями, или противостоять ей. В случае противостояния морали идеология разрушает ее и ввергает общество в кризис, или приводит его к полному краху. Мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности людей, деятельность созданных ними социальных институтов общественную жизнь. Она проявляется в поступках людей, государственнойполитике, в межгосударственныхи других отношениях
Гуманизация предъявляет требование к формированию целевых установок физического воспитания, отбору и реализацию его содержания, планированию предполагаемых результатов в строгом соответствии с регулирующими поведение учащихся и педагогов нормами гуманистической морали. Мораль является предметом изучения этики.
Этика - учение о морали как одной из форм общественного сознания, ее сущности, законах развития и роли в жизни индивида и общества Во времена Гомера слово "ethos" обозначало место обитания живых существ Затем оно приобрело новый смысл: нрав, обычай, характер, образ мыслей. Первое определение этики как науки о добродетелях и добродетельной личности сформулировал Аристотель Он считал, что этика изучает добродетель не для того, чтобы узнать, что это такое, а для того чтобы знать как достичь ее и стать добродетельной личностью [14].
Поэтому, говоря о морали, мы подразумеваем гуманистическую мораль.
Основным вопросом этики является вопрос о происхождении и сущности морали. До настоящего времени различные направления и школы решают его по-разному. При решении этого вопроса этика выступает как философская наука Одновременно этика - нормативная наука В этом качестве она учит тому, как поступать человеку в той или иной ситуации. Как нормативная наука, этика создает обобщенный образ добродетельной личности. Она разрабатывает конкретные нормы морали в различных сферах жизнедеятельности Отсюда вытекает профессиональная этика учителя физического воспитания, спортсмена, руководителякоманды и других субъектов Выводы.
Рассмотренные понятия: "гуманизм", "гуманизация", "ненасилие", "дегуманизация", "мораль", "этика" -взаимосвязаны между собой и позволяют охарактеризовать предметную область педагогической деятельности преподавателя физической культуры и учебной деятельности учащегося. Эта деятельность регулируется системой знаний, «.... которые возникнув как теоретическое отображение физкультурнойпрактики, объясняют те или иные ее закономерности служат руководством к ее рационализации^ Центральным ядром системы физкультурных знаний, отражающим закономерности отбора содержания, построения и методики направленного его использования является система общепедагогических и специфических принципов физического воспитания. Метапринцип гуманизации физического воспитания, отражая систему общечеловеческих ценностей и современные тенденции трансформации общего среднего образования, является теоретическим основанием их дальнейшего совершенствования. В свою очередь он требует разработки и конкретизации в соответствии со спецификой физического воспитания.
Результаты анализ ключевых понятий, приведенные в статье, будут способствовать осмыслению основных закономерностей физического воспитания в контексте гуманистической трансформации системы общего среднего образования как одной из основных закономерностей ее развития.
Список литературы
1. Матвеев Л.П. Теория и методики физической культуры / Учеб. для ин-тов физ. культуры - М.: Физкультураи спорт, 1991. - 543 с.
2. ХуторскойА.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студ пед. уч. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Минск: Университетское 1990.- 560 с.
5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе - М.: Изд.- во фирмы «Сентябрь», 1996. - 95 с.
6. Крылова Н.Б. Культурологияобразования М: Народное образование, 2000. - 272 с.
7. Кряж В.Н. Введение в гуманизацию физического воспитания: Методическое пособие в трех частях . Часть I: Основные понятия и введение в проблему - Минск: Четыре четверти, 1996. - 54 с.
8. Кряж В.Н. Введение в гуманизацию физического воспитания: Методическое пособие в трех частях . Часть III: Гуманистическая концепция и практика физического воспитания (вводная характеристика). - Минск : Четыре четверти, 1996. - 86 с.
9. Кряж В.Н. Введение в гуманизацию физического воспитания: Методическое пособие в трех частях. Часть II: Истоки гуманизации физического воспитания. - Минск: Четыре четверти, 1996. - 124 с.
10. Кряж В.Н., Кряж З.С. Гуманизация физического воспитания. - Мн.: НИО, 2001. - 179 с.
11. Krjazh V.N. Physical Education in the Republic of Belarus//International Comparison of Physical Education. Concepts. Problems. Prospects / Uwe Pushe/ Marcus Gerber [Ed.]. - Oxford: Meyer& Meyer, 2005. - P .83- 103.
12. Берков В.Ф. Философия и методология науки: Учеб. пособие. - М.: Новое знание, 2004. - 336 с.
13. Антология мировой философии: В 4 т. / Философия древности и средневековья Т.1.Ч.1.- М.: Мысль, 1969.
- С. 576.
14. Аристотель Сочинения: в 4-х томах. Том 4-й/ пер. с древнегр. Общ. ред. А.И. Доватора - М.: Мысль, 1983.-830 с.
15. Мур Дж. Принципы этики, Пер. с англ. Л.В. Коноваловой - М.: Прогресс, 1984. - 326 с.
Поступила в редакцию 10.04.2008г.
3
Введение в теорию физической культуры Учеб. пособие для инс-тов физ. культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 19-20.