Научная статья на тему 'Опыт сопровождения замещающих семей'

Опыт сопровождения замещающих семей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1543
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт сопровождения замещающих семей»

Ж.А. Захарова ОПЫТ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

""1 присущая нашему обществу нестабиль-I I ность прямо или косвенно влияет на со--Ж- временную семью, влечет за собой ослабление или не выполнение ею родительской функции. В современных условиях семья - главная и естественная защита ребенка - оказалась в кризисной ситуации, что привело к такому социальному последствию, как появление социального сиротства детей. В настоящее время из 800 тысяч детей-сирот, 96% - это дети, оставшиеся без попечения при живых родителей. Небывалый рост числа таких детей, ограниченные возможности государственных учреждений по их социализации привели к распространению семейных форм жизнеустройства данной категории детей, стали альтернативой институциональным формам их воспитания. Многочисленные исследования (В.И. Брутман, С.Н. Ениколопов, М.Г. Панкратова и др.) свидетельствуют, что содержание ребенка, особенно с раннего возраста, в казенных учреждениях, неизбежно приведут к благоприятным и трудно обратимым изменениям в его психическом и социальном развитии, невзирая на то, какие бы при этом комфортные условия государством и обществом не создавались. В частности, доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, исторически складывающийся опыт помещения ребенка в другую (новую) семью для обеспечения нормальных условий его социализации, признаются во всем мире наиболее перспективным.

У Яна Корчака есть высказывание об интернатных учреждениях для детей-сирот. Оно звучит так: «Интернат для сирот - это клиника, где встречаются всякие недомогания души и тела при слабой сопротивляемости организма, где отягощенная наследственность, мешает и задерживает выздоровление. И если интернат не будет моральным курортом, есть угроза, что он станет очагом заразы». Исходя из вышесказанного, можно утверждать о важной роли для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей замещающей семьи. Однако, ребенок и, особенно, семья нуждаются в подготовке к выполнению возложенных на них функций.

С августа 2004 года на базе Ченцовского детского открыта опытно-экспериментальная площадка

по теме: «Программно-методическое обеспечение процесса воспитания ребенка в замещающей семье». Данная тема была выбрана не случайно.

Ченцовском детском доме, который был открыт 22 января 1997 году, за годы своего существования был накоплен богатый опыт по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи (на усыновление, под опеку и попечительство, в приемные, патронатные и гостевые семьи), а так же уже имелся определенный опыт по сопровождению семей данной категории.

Данный детский дом является малокомплектным, он рассчитан на 26 воспитанников. Коллектив Ченцовского детского дома поддерживает отношения со своими выпускниками, отслеживая их судьбу: ведет переписку, приглашает на мероприятия, проводимые в детском доме, интересуется личной жизнью воспитанников, помогает в устройстве на работу и учебные заведения. Управленческие кадры детского дома имеют достаточно высокий профессиональный уровень. Сотрудники Ченцовского детского дома имеют опыт проведения и участия в семинарах для различных категорий работников образования, Дней открытых дверей, педагогических советов с приглашением общественности, научно-практических конференций по проблемам устройства детей-сирот в приемные семьи, сопровождения и оказания всесторонней помощи приемным родителям и их неродным детям.

Как показывает личный опыт и опыт других замещающих семей, приемные родители нередко сталкиваются, независимо от их возраста, образовательного уровня, жизненного опыта, с многочисленными проблемами, связанные с воспитанием приемного ребенка. Оказавшись перед лицом многочисленных естественных трудностей, без своевременной помощи и поддержки специалистов они вынуждены принимать нежелательное решение - отказ от ребенка.

Следовательно, поддержка данных семей должна иметь плановый характер. Комплексная помощь семьям позволит не только улучшить ситуацию в этих семьях, разрешить проблемы сегодняшнего дня, но и отработать методику комплексного сопровождения замещающих семей, при

38

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 7, 2006

© Ж.А. Захарова, 2006

этом особое внимание, уделяя не только взрослым членам замещающей семьи, но и ребенку.

Под социально-педагогическим сопровождением замещающей семьи, нами понимается оказание приемным родителям и ребенку, оказавшемся в новой ситуации помощи и поддержки в решении задач гармонизации отношений между взрослыми и детьми, адаптации последних в новой среде [1; 2].

Наш опыт работы с приемными детьми показывает, что содержание социально-педагогического сопровождения должно включать профилактику возникновения конфликтных ситуаций между взрослыми и детьми, между ближайшими родственниками, помощь в их конструктивном разрешении в успешной адаптации к новым ролям и позициям приемных родителей и ребенка. Следовательно, такое сопровождение не сводится к одному формальному посещению семьи, краткой беседе, не подкрепленной длительным наблюдением или поверхностному ознакомлению с материально-бытовым обеспечением ребенка.

Длительное наблюдение за приемными семьями, анализ записей их консультирования, анкетирование дало возможность выделить основные проблемы: 1) незнание особенностей развития детей, имеющих негативных опыт в биологической семье и в последствии, воспитывающихся в государственном учреждении (характерологических особенностей, причин нарушения поведения и т. д.); 2) неготовность взрослых к трудностям и переменам в семье, которые возникают с появлением нового члена; 3) непонимание задач и целей коррекционной работы, которая является основной в деле воспитания депривированных детей в условиях замещающей семьи.

При этом, исследование показало, что: 97% замещающих родителей осознают потребность в помощи со стороны специалистов: на 1-м месте - юридического; на 2-м - психологического; на 3-м - социально-педагогического характера. Только, 3% из числа опрошенных считают, что данного рода помощь им не нужна.

В тоже время, из общего числа продиагнос-тированных приемных родителей: 63% - выражают тревожность по поводу внедрения в их семью специалистов, но готовы сотрудничать; 25% - категорически против общения со специалистами, так как 23% из них не доверяют специалистам, однажды столкнувшись с непониманием, грубостью и неуважением.

Проведенный параллельно с этим опрос с воспитанников детского дома, в связи с их готовностью к переходу в замещающую семью с помощью проективных методик (рисуночные тесты), показал, что примерно 63% опрошенных воспитанников разного возраста хотели бы проживать и воспитываться в семье (замещающей) (не зависимо от предшествующего имеющегося или отсутствующего опыта проживания в семье); около 62% ребят не исключают в качестве альтернативы и возможность усыновления; при этом 30% из них высказали пожелание для начала пожить временно в семье, чтобы получить хотя бы первоначальное представление о семейном жизнеустройстве, а уже потом принимать окончательное решение; около 36% воспитанников хотели бы вернуться в кровную семью.

Вместе с тем следует отметить, что 25% детей-сирот против перехода в замещающую семью. В качестве основных причин такого отношения является страх непринятия в семье, несовместимость характеров и интересов., возможность отказа и возврата в государственное учреждение. 12% воспитанников не хотели бы ничего менять, всем остальным формам проживания предпочтение отдают детскому дому.

Практически, у всех воспитанников отсутствует четкое представление о семье как системе взаимоотношений, прав и обязанностей. Семья ими воспринимается как средство для достижения своих потребностей, возможность иметь свое личное жизненное пространство. В тоже время они не представляют и не понимают своего места и роли в семье вообще и в приемной в частности.

Почти все дети Ченцовского детского дома на сегодняшний день имеют опыт проживания в семье (патронат, замещающие семьи, гостевые на время каникул). Изучение удовлетворенности от пребывания в семье показало, что: 50% из них хотели бы перейти в приемную семью на совсем. В то же время, 20% детей получили негативный опыт (слышали упреки в свой адрес от своих биологических родителей, требования со стороны приемных родителей благодарности за то, что их приняли в семью). Поэтому, естественно они не испытывают горячего желания вернуться в замещающую семью.

В качестве мотивов перехода в приемную семью, как свидетельствуют полученные нами данные, являются: для 42% - потребность в любви, внимании; 33 % - быть обычным ребенком (как

другие); 25% - иметь личное жизненное пространство, личные вещи, отдельную собственную комнату и т.п.

Все вышесказанное позволило сделать предварительные выводы о том, что: 1) около 57% детей, воспитывающихся в детском доме положительно настроены на переход в замещающую семью и готовы это сделать при условии наличия претендентов на усыновление и прием детей. Причем, большая часть детей не видит для себя возможным вернуться в кровную семью, более того, негативно относятся к своим кровным родителям; 2) у многих ребят, особенно, в подростковом возрасте наблюдается высокая тревожность по отношению к переменам условий жизни. Наряду с желанием проживать в семье, присутствует страх вторичного отказа (возврата) из-за своего характера (заниженная самооценка); 3) у детей, особенно, старшего возраста присутствует понимание необходимости первоначального временного проживания с целью адаптации в семейных условиях и лучшего понимания правил традиций семьи и узнавания каждого из членов семьи.

На основании полученных данных нами была разработана модель службы сопровождения замещающих семей. Деятельность этой службы предполагала следующие направления:

1. Система подбора и подготовки замещающих семей к приему детей, включающая:

1) информационный (информирование населения); 2) диагностический (всестороннее изучение личности потенциального приемного родителя, выявление истинных мотивов принятия ребенка в семью, диагностика профессиональной и личностной готовности кандидата в приемные родители и выполнению данной роли, диагностика внутрисемейных отношений потенциальных родителей т.п.); 3) обучающий (вооружение потенциальных родителей знаниями правовых основ законодательства, способам ухода за ребенком, особенностей процесса социализации детей, воспитывающихся вне семьи, а также навыками и умениями разрешать конфликтные ситуации в процессе воспитания детей - сирот в замещающей семье; 4) практический (сопровождение приемных родителей в процессе жизнедеятельности замещающей семьи).

2. Подготовка потенциальных родителей, которая состоит из этапов: 1) знакомство. Диагностика; 2) распределение по группам обучения (может отсутствовать при отсутствии числен-

ности кандидатов); 3) обучение; 4) подготовка необходимых документов кандидатами в приемные родители; 5) заключение (готовность замещающего родителя к выполнению новой роли).

3. Система подготовки ребенка к помещению в замещающую семью, которая включает следующие этапы: 1) диагностический (медико-психолого-педагогическое изучение ребенка);

2) подбор приемных родителей, на основе обследования обеих сторон с учетом совместимости;

3) обучающий (формирование представлений ребенка о сферах жизнедеятельности семьи, ролях членов малой социальной группы); 4) знакомство с приемными родителями (сценарии: время, место, окружение); 5) практический (патронаж в замещающей семье).

4. Процесс сопровождения ребенка в такой семье, который состоит из двух этапов: поддержка ребенка, который, попадая из обстановки государственного учреждения в семью, переживает достаточно выраженный кризис и начинает бессознательно сопротивляться изменениям, которые от него требует новая обстановка.

На этом этапе необходима помощь психолога и социального педагога, которая может выражаться в индивидуальных занятиях с ребенком, направленных на сглаживание адаптационного периода, консультирование, система тренингов.

Второй этап, который по основным признаком может быть назван этапом напряжения, также по-разному протекает в семьях, находящихся в системе сопровождения и вне его. В семьях, лишенных сопровождения, начинает особенно сильно нарастать напряжение. Учащается количество обращений за помощью. Как правило, появляются эпизоды девиантного поведения, например, воровства. Причем выявилась некоторая закономерность: если у ребенка устанавливаются хорошие отношения в семье, то и воровство происходит дома. Если в отношениях имеет место эмоциональная холодность, то дети совершают кражи в школе.

Здесь необходима совместная работа с родителями и детьми. Хорошо зарекомендовали себя совместные тренинги.

К концу первого года совместного проживания семьи переживают определенный кризис, длящийся один - два месяца. У родителей резко возрастает уровень критики по отношению к приемным детям. Практически в два раза увеличиваются показатели делинквентности детей в оцен-

40

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 7, 2006

ках семьи. Семьи жалуются на то, что они устали, дети раздражают их и т.д. Это состояние можно было бы назвать кризисом перестройки, внешним проявлением которой является отвержение. Несмотря на внешнее отвержение, уровень эмоционального благополучия детей остается стабильно хорошим. К концу первого года состояние семьи стабилизируется. Достаточно высоко оценивают динамику развития детей по всем показателям учителя. В семьях, находящихся вне системы сопровождения, второй этап («напряжение») имеет затяжной характер и продолжается от одного года до 18 месяцев.

После первого года снижается уровень напряженности в семье, появляются позитивные изменения в отношениях, продолжают улучшаться показатели развития приемных детей. Конфликтными остаются отношения в подсистеме приемных детей, которые нередко видят друг в друге конкурентов за место в семейной семье. У членов кровных семей возрастает чувство вины перед приемными. Приемные дети на бессознательном уровне идентифицируются с кровными, хотят быть принятыми семьей. Наблюдается определенный «штиль» в состоянии семьи - соответственно можно выделить этап штиля (от 11-го до 24 месяца приема), на котором происходит взаимное осознание причастности. К концу второго года (+ два-три месяца) этот «штиль» заканчивается неожиданным «взрывом», который выражается при обследовании в повышении уровня неудовлетворенности практически по всем областям функционирования семьи. Приемные дети начинают оцениваться как еще более агрессивные и асоциальные. У кровных, по мнению родителей, повышается агрессивность. Этот этап может быть назван этапом разочарования, или депрессии.

Некоторые семьи на этом прекращают свое существование как замещающие, отдают детей. В двух случаях дети сами отказались жить в семье (характерно, что это были подростки) и ушли в детский дом.

«Взрыв», как мы уже сказали, переходит в «депрессию», семья начинает осознавать проблемы приема. Этот кризис идентичности семьи длится около полугода и заканчивается более глубоким осознанием проблем и ответственности, связанных с приемом. Сложнее всего этот кризис осознания проблем переживает мать -глава семьи.

Таким образом, динамика развития приемной семьи имеет свои закономерности, этапы и кризисы. Приемной семье необходима научно обоснованная помощь, так как социально-педагогическое сопровождение в паре с психологическим значительно облегчает и улучшает динамику взаимной адаптации ребенка-сироты и приемной семьи.

Ребенок, попадая в замещающую профессиональную семью, строит отношения не только со взрослым, который занимается его воспитанием, но и со всей семьей в целом, т.е. имеет дело уже с системными процессами. Распространенной ошибкой в процессе социально-педагогического сопровождения является выдвижение на первый план матери или приемных родителей, т.е. преимущественная концентрация на детско-родитель-ских отношениях при игнорировании роли семьи как системы, характеризующейся определенной структурой, паттернами взаимодействия, имеющей свою историю и идеологию, т.е. ценности, традиции, ритуалы. Ребенку необходимо адаптироваться к особенностям функционирования семейной системы как целого (в противном случае он будет отвергнут). В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям системы. Но и она в свою очередь не в состоянии избежать изменений, несмотря на свое сопротивление им, и должна переструктурироваться (как на уровне структуры, так и на уровне выработки нового репертуара стратегий функционирования) или отвергнуть ребенка.

Следовательно, осуществляя социально-педагогическое сопровождение особое внимание следует уделять моменту принятия ребенка в семью, так как для эффективной его адаптации в семье, важна особая позиция родителей, умение с их стороны руководствоваться чувством меры. В противном случае велика опасность серьезных дефектов развития. Если в минуту принятия ребенка в семью не удовлетворить его потребности в любви, защищенности, то дети растут с ощущением того, что они лишние, ненужные, их предпочитают другим и отдаляются от взрослых.

Специально организованное на этапе вживания ребенка в семью семейное обучение приемного основным жизненным навыкам, элементарному социальному поведению призвано решать такие реабилитационные задачи, как: развитие разнообразных форм общения, взаимодействия; совершенствование физического здоровья и эмоционального состояния приемного ребенка; фор-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

В.Г. Каменская, Ю.К. Козырева

мирование у него основных умений и навыков общественного поведения.

Кроме семейного обучения, на данном этапе важна стабилизация видоизмененного образа жизни взрослых членов семьи, восстановление и сохранение их психологического здоровья.

Этап присвоения приемным ребенком семейных традиций будет продуктивным, если осуществляется на фоне определенных сложившихся или складывающихся отношений в новой семье.

В связи с этим можно выделить несколько направлений воспитательной деятельности в приемных семьях:

1. Сохранно-восстановительное. Оно предусматривает создание благоприятных условий для нормального развития физического, психического (эмоционального), социального здоровья ребенка и предполагает своевременную диспансеризацию, поддержание постоянного контакта с медицинскими службами, специалистами, приучение приемного ребенка к основным гигиеническим навыкам, его закаливание, формирование у ребенка представлений о ценности как здоровья, так и здорового образа жизни, обучение тем действиям, которые позволяют обеспечить правильное развитие левой и правой частей тела, координации движений, моторики мелких движений. Большую помощь в этом могут оказать подвижные игры с предметами, прыжки со скакалкой, преодоление различных препятствий. В дальнейшем рекомендуется пользоваться красками, карандашами, ножницами, настольными играми, строительство моделей из бумаги и т.д.

2. Общеразвивающее, предполагает развитие потенциалов ребенка, его обучаемость. Для этого применяются практические упражнения, многочисленные дидактические игры.

3. Социально-ориентирующее, которое призвано расширить и обогатить индивидуальный жизненный опыт усыновленного посредством включения его в ситуации выбора, обучение умению взаимодействовать с другими детьми, взрослыми, группой сверстников и т.д.

4. Эмоционально-обогащающее, ориентированное на установление эмоциональных связей у приемного ребенка для развития его позитивного социального самочувствия, собственной защищенности. Здесь большое значение имеют совместные переживания радости, горести, тревоги [1].

Каждому этапу характерны свои специфические задачи и содержание.

Таким образом, можно утверждать, что приемные дети нуждаются в социально-педагогическом сопровождении со стороны специалистов, а оказание своевременной и квалифицированной помощи будет способствовать гармонизации внутрисемейных связей и успешности воспитания данной категории детей.

Библиографический список

1. Басова В.М., Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). - Кострома, 2003. - 104 с.

2. ЗахароваЖ.А., ОсиповаИ.И. Замещающая семья. - М., 2005. - 112 с.

В.Г. Каменская, Ю.К. Козырева

СЕНСОМОТОРНОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ЮВЕНИЛЬНОСТИ

Опираясь на синергетический подход к построению четырех координатной модели развития человека [1], можно рассматривать ребенка как сложную самоорганизующуюся динамическую систему, которая может быть описана четырьмя обобщенными координатами, одна из которых связывается с эволюционно-биологическим становлением человека как вида. Названа она в этой модели филетической дистанцией и рассматривается как один из ведущих фак-

торов, определяющих психосоматические особенности человека, в частности его интеллект [7; 8].

В исследовании Л.А. Рудкевича [1; 7; 8] доказано, что филетическая дистанция или ювениль-ность определяет ряд признаков психофизиологических и психологических, по которым ювениль-ные дети и подростки существенно отличаются от неювенильных. Важно отметить, что вопрос об особенностях развития интеллектуальных способностей и сенсомоторной интеграции у детей

42

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 7, 2006

© В.Г. Каменская, Ю.К. Козырева, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.