■ АЛЛЕРГИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ У ДЕТЕЙ: ВОПРОСЫ ЭТИОЛОГИИ, ПАТОГЕНЕЗА И ВОЗМОЖНОСТИ ТЕРАПИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Данилина Н.К., Перевощикова Н.К.
Кемеровская государственная медицинская академия,
г. Кемерово
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ -АЛЬТЕРНАТИВА СОЦИАЛЬНОМУ СИРОТСТВУ
Усиление внимания государства и общества к проблемам семьи обеспечило положительные сдвиги и способствовало росту рождаемости и снижению численности разводов. Тем не менее, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не снижается. Статья посвящена изучению проблем социального сиротства и определению эффективных путей его преодоления. На основе данных о положении детей, оставшихся без попечения родителей, обосновывается необходимость совершенствования комплексного медико-психолого-педагогического и социального сопровождения детей этой категории. Показаны преимущества семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:деги-сирогы; социальные сироты; беспризорник; Детский дом; школа-интернат; приемная семья.
Danilina N.K., Perevoshchikova N.K.
Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo
FOSTER FAMILY AS AN ALTERNATIVE TO THE SOCIAL ORPHANHOOD
Increased attention of the state and society to the family provided positive changes and boosted fertility and reduce the number of divorces, though not reduced the number of orphans and children left without parental care. The article is devoted to study the problems of social orphanhood and the determination of the effective ways of its overcoming. On the basis of data on the situation of children without parental care, substantiate the necessity of the development of integrated medical, psychological, educational and social support for these children. Shows the benefits of family-based education of orphans and children left without parental care.
KEY WORDS: children-orphans; social orphans; the homeless child; Children's home; a boarding school; foster family.
Дети — определяющий элемент развития России, от них зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняш-о и будущего населения, его демографическая структура и социально-психологические особенности. Именно в детском возрасте закладываются фундаментальные качества личности, которые и обеспечивают психологическую устойчивость, целеустремленность, жизнеспособность и нравственные ориентации. Развитие таких личностных качеств не происходит спонтанно, для достижения эмоционального комфорта необходимы социальные условия, от которых зависят быт, физическое здоровье, личные успехи и характер общения с окружающими людьми. Успешное становление ребенка как личности определит не только его включение в социум, нахождение своей ниши, но и, в конечном счете, прогресс развития общества в целом [3, 13].
В реалиях современной России достаточно остро стоит проблема социального сиротства. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем. Сам факт сиротства существует столько, сколько общество в целом. Сегодня Россия переживает третью (после Гражданской и Великой Отечественной войн) волну социального сиротства. В разное время факторы, влияющие на рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различались. Первую половину XX века страну потрясали катаклизмы и до 1950 года основной причиной сиротства были репрессии и войны, уносившие жизни взрослого населения и насильственно разлучавшие детей с родителями. Стабилизация в политической и экономической сферах жизни страны с 60-х по 80-е годы сопровождалась уменьшением числа детей-сирот. Глобальный экономический спад и дестабилизация экономики в начале 90-х годов характеризовался демографическим кризисом, ухудшением здоровья населения, ростом инвалидизации, падением уровня жизни, ростом безработицы и преступности, что вело к изменению
Корреспонденцию адресовать:
ДАНИЛИНА Нина Констаниновна,
650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22а,
ГБОУ ВПО КемГМА Минздравсоцразвития России. Тел. 8 (3842) 36-64-59; +7-905-907-33-22.
E-mail: sdrakina@yandex.ru
характера и форм социальных отношений, ломке привычных стереотипов жизненного опыта, социальной напряженности в обществе и, как следствие, росту численности детей-сирот. Нестабильность общества обнажила незащищенность многих людей от экономической, социальной и нравственной деградации, невозможность раскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и интеллектуальный потенциал. Эта часть населения пополняет маргинальные слои и группы, среди которых наиболее уязвимыми и социально незащищенными оказываются дети. Социально-экономические, политические, а также идейнонравственные преобразования российского общества привели к трансформации во всех его сферах, структурах, институтах, в том числе в институте семьи. Снижение числа детей в семье, рост нежелательных беременностей, особенно среди несовершеннолетних матерей, психологические и эмоциональные стрессы взрослых, алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с детьми — все это способствовало распаду семей, а главным последствием стал стабильный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [2, 14, 20].
Последние годы в системе здравоохранения и в российском обществе в целом наметились положительные тенденции, поступательно укрепляющие свои позиции. Позитивные сдвиги очевидны при реализация национальных проектов и программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Согласно государственному докладу «О положении детей в Российской Федерации» (2010 г.), естественная убыль населения уменьшилась в 1,5 раза — с
2,5 на 1000 населения в 2008 году (362,0 тыс. человек) до 1,7 в 2010 году (239,6 тыс. человек), общий коэффициент рождаемости вырос с 12,1 на 1000 населения в 2008 году до 12,5 в 2010 году, общий коэффициент смертности снизился с 14,6 на 1000 населения в 2008 году до 14,2 в 2010 году, увеличилось число зарегистрированных браков и снизилось число разводов по сравнению с предыдущими годами. В то же время, удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается высоким [24]. Одновременно растет число «детей улиц» и многие исследователи отмечают заниженность данных, считают, что в России проживают порядка 2,5 млн. беспризорных детей [9, 16, 22, 28]. Поэтому одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста социального сиротства и повышения эф-
■ ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ -АЛЬТЕРНАТИВА СОЦИАЛЬНОМУ СИРОТСТВУ
фективности его профилактики. Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства и содержание работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики [11].
Согласно нормативно-правовым актам Российской Федерации и основополагающим международным документам («Декларация прав человека и гражданина» (1948), «Декларация прав ребенка» (1959), «Конвенция прав ребенка», принятая ЮНЕСКО 20 ноября 1989 года) считается, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Федеральными законами (от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с изменениями 22 августа 2004 г.) установлено понятие детей, нуждающихся в помощи государства [23, 25]. Основными документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания детей-сирот являются Конституция Российской Федерации (ст. 7), Семейный кодекс РФ (ст. 121), Гражданский кодекс РФ. Содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. В рамках реализации федеральных законов и нормативных актов, закрепляющих их права, из бюджетов выделяются необходимые средства на содержание этой категории детей в государственных учреждениях, выплачиваются пособия на детей, находящихся под опекой, воспитывающихся у родственников и в приемных семьях.
Достаточно редко в сиротские учреждения попадают дети, у которых один или оба родителя умерли. Подавляющее большинство воспитанников детских домов, домов ребенка, приютов — это сироты при живых родителях. От детей отказываются в родильных домах, подкидывают, а основной причиной социального сиротства является лишение родительских прав. По данным Д.И. Зелинской, только 17,4 % от числа всех детей, оставшихся без попечения родителей, истинные сироты [14, 15]. Исследования, проведенные Е.Д. Басмановой, выявили в УИТ г. Кемерово долю истинных сирот не более 5 % [5].
Продолжает расти количество детей, оставшихся без попечения родителей в раннем возрасте. Де-
ти первого года жизни составляют 3/4 от всех ежегодно поступающих в дома ребенка, причем в 96,4 % случаев матери отказываются от воспитания ребенка непосредственно в родильном доме [28]. Эллан-ский Ю.Г. выделяет 3 группы матерей, отказавшихся от своих новорожденных детей в родильном доме. К первой группе относятся женщины с выраженной алкогольной (25,2 %) или наркотической (8,5 %) зависимостью, имеющие психические расстройства или другие хронические заболевания, которые не могут справиться с воспитанием ребенка в связи с асоциальным поведением или по состоянию здоровья (30,3 %). «Отказницы» из второй группы объясняют отказ от ребенка в родильном доме врожденными пороками развития (25,2 %). Женщины из третьей группы — это в основном роженицы в юном возрасте (до 18 лет), проживающие за чертой бедности (44,5 %). Большинство отказных матерей (91,6 %) не посещают женскую консультацию и более половины из них решили отказаться от ребенка еще в начале беременности [40]. Подобный социальный портрет матери, отказавшейся от своего ребенка, отражен в работах других авторов [20, 21]. Это является принципиальным отличием России от развитых стран [47]. Сравнительно высокая частота оставления новорожденных детей в родильных домах говорит о низком гигиеническом воспитании населения и делает проблему раннего социального сиротства актуальной для государства в целом и, прежде всего, для сектора образования и здравоохранения.
Если в возрасте до 1 года основной причиной помещения ребенка в государственные учреждения является отказ от него, то в более старшем возрасте среди причин помещения детей в интернатные учреждения преобладают лишение родительских прав — 62 % (алкоголизм 89,7 %, наркомания 10,3 %), нахождение родителей в местах лишения свободы — 5,9 %, беспризорные дети, проживающие на вокзалах, подвалах, чердаках — 4,8 % [8, 9].
Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что дети, потерявшие свою семью, развиваются по особому пути, обозначаемому термином «синдром сиротства». В условиях родительской депривации у детей, растущих в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, формируются не свойственные «домашним детям» черты личности: негативизм, отчужденность от взрослого мира, неуверенность в себе, неумение планировать свою деятельность, равнодушие к себе и к собственной судьбе, неразвитые индивидуальное сознание и социальный интеллект. Эмоциональная, коммуникативная, сенсорная депривация обуславливают задержку и искажение формирования психических функций. Считается, что именно психологический фактор является причиной не только психических, но и соматических отклоне-
Сведения об авторах:
ДАНИЛИНА Нина Констаниновна, аспирант, кафедра поликлинической педиатрии, ГБОУ ВПО КемГМА Минздравсоцразвития России, г. Кемерово, Россия. E-mail: sdrakina@yandex.ru
ПЕРЕВОЩИКОВА Нина Константиновна, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой поликлинической педиатрии, ГБОУ ВПО КемГМА Минздравсоцразвития России, г. Кемерово, Россия. E-mail: nkp89@mail.ru
ний у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [34].
Неполнота эмоциональной жизни в интернатных учреждениях вызывает различные психические расстройства и социальную дезадаптацию. У одних детей — это пониженная активность и апатия, такие дети в большей степени, чем их обычные сверстники, подвержены тревожности, страхам, депрессии и аутоагрессивности. У других — гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность. Такие подростки характеризуются склонностью к алкоголизации, наркотизации, высоким уровнем возбудимости и агрессивности. У третьих отмечается тенденция вести себя вызывающе в обществе, стараясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные положительные эмоциональные привязанности они зачастую самоутверждаются посредством нарушения социальных норм [12, 19, 41]. У ребенка с тяжелым прошлым, выросшего в пренебрежении, нет любознательности, любви и тяги к учению. Предшествующие переживания приводят к регрессу, снижению способности к обучению вследствие нервного истощения. Боль от пережитой психологической травмы оттягивает на себя внутренние силы ребенка, которые должны быть направлены на развитие [32]. Черты личности детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуются замкнутостью (42,6 %), тревогой, вызванной социальным окружением и потребностью в общении (19,7 %), неуверенностью в себе (70,5 %), поиском самоутверждения, контактов (45,9 %) [42, 45, 48].
Неблагоприятный медико-биологический анамнез, неблагополучная наследственность и социальный анамнез на фоне педагогической запущенности, хроническая травматизация ребенка, дефекты в его воспитании, а также пребывание в закрытом образовательном учреждении определенно накладывают отпечаток на состояние здоровья детей и затрудняют их социальную адаптацию. В 75 % случаев выпускники интернатов имеют хронические заболевания, в том числе инвалидность — 2,6 % [6]. В структуре заболеваемости воспитанников УИТ во все возрастные периоды лидирующие позиции занимают отклонения со стороны нервной системы [7, 8, 10]. Достоверно чаще у детей в учреждениях интернатного типа выявляются социально-значимые заболевания: тубинфициро-вание, заболевания, передающиеся половым путем, вирусный гепатит В и С. В то же время, патология, зависящая от санитарно-гигиенического контроля, организации режима и питания (заболевания органов пищеварения, кариес зубов), у воспитанников УИТ встречается значительно реже, по сравнению с домашними детьми [5].
Основной тенденцией физического развития детей, оставшихся без попечения родителей, считают
ретардацию. Большие трудности представляет реабилитация низкорослых детей, число которых в УИТ более 50 % [6, 10, 22, 33]. Даже самые комфортные условия учреждений интернатного типа не всегда устраняют негативные влияния воспитания ребенка вне семьи. Если соматическая патология у воспитанников УИТ поддается коррекции, то проблемы социально-психологического плана остаются трудновыполнимыми. Дезадаптированное детство формирует особый слой общества, дисфункциональный по своим последствиям для социальной структуры [4]. Несмотря на то, что дети поступают в государственные учреждения из крайне неблагополучных семей, их отрыв от семьи является чрезвычайно травмирующим фактором [46].
Особенно сильно ранний отрыв от семьи сказывается на детях младше 2 лет. Именно этот возрастной контингент пациентов хуже переносит период адаптации, они быстро начинают отставать в нервнопсихическом развитии, рано выявляются отклонения в поведении [50]. Так, уже на стадии оформления документов детей в интернатные учреждения уровень психических и поведенческих расстройств, среди которых с максимальной частотой встречались эмоциональные расстройства и расстройства поведения, в
3,5 раза выше, чем у «домашних» детей [1, 16, 29]. Существуют данные, что даже у взрослых, воспитанных в приютах, сохраняются особенности психического функционирования, которые отличают их от остальных одновозрастных людей [44, 47, 49].
В УИТ дети обеспечены всем, за их содержание и воспитание несет ответственность администрация, контролируют государственные органы. С момента поступления в УИТ дети пребывают в ситуации сверхопеки, воспитание в интернатных условиях не обеспечивает в должной мере формирования необходимых в самостоятельной жизни личностных качеств, знаний и умений, что блокирует установки на выживание и формирует тип иждивенца и принцип «пожизненного попечения». Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, выпускники интернатных учреждений, встав на самостоятельный путь, рассчитывают на покровительство, а не на собственные внутренние ресурсы. Как следствие, с наступлением совершеннолетия они не ориентируются во всем многообразии возрастающих требований со стороны социума и не готовы создать семью [27]. Потеря семьи, ситуация сиротства ведет к утрате «базового доверия к миру», препятствует формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативности, обуславливая трудности в построении межличностных отношений [19, 27]. Тревожность ситуации в том, что дети, имеющие неблагоприятный опыт семейного воспитания, в дальнейшем неизбежно переносят его на своих собственных детей, зачастую пов-
Information about authors:
DANILINA Nina Konstantinovna, postgraduate student, department of polyclinic pediatrics, Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo, Russia. E-mail: sdrakina@yandex.ru
PEREVOSHCHIKOVA Nina Konstantinovna, doctor of medical sciences, professor, head of department of polyclinic pediatrics, Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo, Russia. E-mail: nkp89@mail.ru
■ ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ -АЛЬТЕРНАТИВА СОЦИАЛЬНОМУ СИРОТСТВУ
торяя судьбу своих родителей, пополняя поля вторичного сиротства [15]. Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что развитие ребенка вне семьи идет в дефицитарной и негативно нагруженной микросреде. Воспитательная роль семьи важна для человека на разных возрастных этапах [34]. Именно семья в последнее время становится объектом пристального внимания государства. 9 октября 2007 г. Президентом РФ был подписан Указ № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», одним из приоритетных направлений которого явилось укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений [26]. Приоритетное направление государства и общества, ориентированное преимущественно на семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловило воспитание в семьях 640 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, из 800 тыс. официально зарегистрированных сирот и только 160 тыс. воспитываются в государственных учреждениях, число которых прогрессивно уменьшается [24].
Одной из основных задач государственной политики является выполнение социального заказа общества на высокообразованную, всесторонне развитую личность, проявляющую активность, целеустремленность, самостоятельность, готовую принимать решения в ситуации выбора и брать на себя ответственность в его осуществлении. Такая личность может быть воспитана исключительно в семье [30]. Семья — это основа основ любой социальной системы. Семейное воспитание обеспечивает физическое, психическое, духовное и нравственное здоровье детей, поэтому одним из принципов семейного законодательства является приоритет семейного воспитания детей, особенно при выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей [39].
В настоящее время, альтернативой социально неблагополучной семье, являющейся основным «поставщиком» социальных сирот, становится институт замещающей семьи, а приемная семья — наиболее перспективной ее формой [17]. Как правовое явление, приемная семья появилась сравнительно недавно, с принятием и введением в действие в 1996 г. Семейного кодекса РФ (СК РФ), и представляет собой одну из форм устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основная цель данной правовой конструкции заключается в замещении ребенку, оставшемуся без родительского попечения, его кровной семьи и призвана реализовать важнейшее право ребенка — на семейное воспитание. Согласно ст. 152 СК РФ, приемной семьей признается опека и попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями на срок, указанный в этом договоре [35].
Одним из направлений деятельности замещающей семьи становится обеспечение успешной социализации ребенка, формирование вторичной привя-
занности к приемным родителям взамен потери исходной, т.е. к кровным родителям, которая, как правило, и приводит к нарушению формирования личностных качеств [18]. Становление института профессиональной замещающей семьи позволяет приостановить отрицательную тенденцию роста социального сиротства и, как следствие, безнадзорности, сократить количество воспитанников детских домов, социальных приютов, учреждений несемейного воспитания [17].
Эффективность воспитания детей в замещающей семье, где созданы условия для обеспечения полноценного развития и воспитания ребенка, трудно переоценить. У детей, находящихся в таких семьях, быстрее происходит социальная адаптация в окружающем мире, значительно улучшаются успехи в учебе. Ребенок в семье становится активным участником воспроизводства социального опыта через взаимодействие и общение с приемными родителями, их детьми и родственниками. За время пребывания ребенка в приемной семье происходят значительные изменения в эмоционально-поведенческом развитии, быстрее приобретаются санитарно-гигиенические и бытовые навыки, принципы ведения домашнего хозяйства. Любовь, внимание, участие приемных родителей позволяют приемным детям избавиться от вредных привычек, улучшить свое поведение, снять проблемы низкой адаптации в среде сверстников, повысить самооценку. Дети, воспитывающиеся в семье, перенимают конструктивные модели общения, поведения и жизненного сценария. Принятие ребенка в замещающую семью повышает его интеллектуальную и эмоциональную сферы, стабилизирует психическое и эмоциональное состояние, расширяет кругозор, активизирует творческий потенциал, в результате дети начинают лучше учиться, меняется характер их общения со взрослыми и сверстниками, улучшается состояние здоровья [31, 32].
К сожалению, период адаптации ребенка в приемной семье не всегда протекает гладко [43, 48]. Приемные родители могут оказаться совершенно не готовы к удовлетворению потребностей детей, взятых ими на воспитание. Характер взаимоотношений между приемным ребенком и родственниками во многом определяет успех создания приемной семьи. Если отношения в семье нестабильны, то появление приемного ребенка может это усугубить и, в конечном итоге, размещение его в приемную семью закончится неудачей. Кроме того, на адаптацию приемного ребенка в замещающей семье влияет равнодушие, а порой и негативное отношение общества к детям-си-ротам. Это отношение сказывается на семьях, которые берут на воспитание детей из сиротских учреждений, а также затрудняет привлечение семей для осуществления семейной заботы, снижая ее эффективность. В связи с этим, очень важна профессиональная помощь семье на сложных этапах приучения ребенка к нормальной семейной жизни [36, 37].
Необходимым условием успешной адаптации ре-бенка-сироты в новой семье является реализация комплексной системы медико-психолого-педагогическо-
го и социального сопровождения приемной семьи для обучения и подготовки семей к приему детей, что позволило бы предотвратить семейное неблагополучие и преодолеть трудности воспитания в приемной семье, профессионально помогать, совместно ведя семью после помещения в нее ребенка [38].
На наш взгляд, с совершенствованием данного социального института у детей-сирот появится реальная возможность жить и воспитываться в семье, получать семейный опыт, на основе которого они смогут создать свою будущую семью, что является залогом профилактики вторичного социального сиротства.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Атрошенко, И.Г. Диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как важнейший фактор восстановления здоровья ребенка /И.Г. Атрошенко, И.Л. Кудряшова, Т.М. Французова //Сб. матер. XVI съезда педиатров России. - М., 2009. -С. 15-16.
2. Баранов, А.А Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руков. для врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М., 2008. - 432 с.
3. Баранов, А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина. - М., 2008. -216 с.
4. Басманова, Е.Д. Выпускник интернатного учреждения: медико-социальные проблемы, возможности выбора жизненного пути /Е.Д. Басманова, Н.К. Перевощикова, С.Е. Кальмова //Мать и Дитя в Кузбассе. 2007. - № 2. - С. 14-18.
5. Басманова, Е.Д. Система комплексной медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации воспитанников учреждений интернатного типа /Е.Д. Басманова: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 48 с.
6. Басманова, Е.Д. Современные здоровьесберегающие технологии в учреждениях интернатного типа /Е.Д. Басманова, Н.К. Перево-щикова. - Кемерово, 2010. - 336 с.
7. Басманова, Е.Д. Состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Е.Д. Басманова, Н.К. Перевощико-ва //Рос. педиат. журнал. - 2009. - № 4. - С. 51-55.
8. Болотников, И.Ю. Комплексное медико-социальное исследование состояния здоровья подростков, оставшихся без попечения родителей /И.Ю. Болотников: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. - М., 2008. - 46 с.
9. Болотников, И.Ю. Медико-социальная характеристика состояния здоровья воспитанников интернатных учреждений, оставшихся без попечения родителей /И.Ю. Болотников //Здравоохр. РФ. - 2008. - № 6. - С. 40-43.
10. Болотников, И.Ю. Характеристика состояния здоровья подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях /Ю.И. Болотников //Вестн. СПб. ун-та. Сер. 11. - 2009. - Вып. 1. - С. 105-110.
11. Гусева, Л.А. Создание системы преодоления социального сиротства в городе Москве /Л.А. Гусева //Проблемы сохранности семьи, создание системы по предотвращению социального сиротства в городе: Матер. науч.-практ. конф. - М., 2009. - С. 12-16.
12. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты /Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева, А.К. Железнова. - Тула, 2007. -326 с.
13. Демидова, Е.В. Личность беспризорного преступника и преступника - социального сироты /Е.В. Демидова //Вестн. СПб. ун-та МВД России. - 2008. - № 1. - С. 93-96.
14. Зелинская, Д.И. Медицинские проблемы социального сиротства /Д.И. Зелинская //Соц. педиатрия и орг. здравоохранения. - 2009. -Т. 8, № 1. - С. 5-9.
15. Зелинская, Д.И. Социальное сиротство как одна из проблем здравоохранения Российской Федерации /Д.И. Зелинская //Рос. вестн. перинат. и пед. - 2008. - № 1. - С. 83-89.
16. К вопросу о профилактике социального сиротства /О.М. Филькина, Л.А. Пыхтина, Е.А. Воробьева и др. //Проблемы соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. - 2008. - № 2. - С. 13-14.
17. Климантова, Г.И. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Г.И. Климантова. - М., 2008. - 192 с.
18. Козлова, Т.З. Опекунская семья /Т.З. Козлова. - М., 2009. - 200 с.
19. Кошман, С.Н. Социализация детей-сирот в России /С.Н. Кошман //Вестн. МГОУ. - 2007. - № 1 - С. 23-34.
20. Медико-социальные проблемы современного сиротства //В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, Т.А. Гасиловская и др. - М., 2007. -200 с.
21. Медико-социальный портрет молодой матери, отказавшейся от своего ребенка /Т.Е. Белокриницкая, Л.А. Тиханова, М.Н. Мочалов, Н.Е. Некрасова //Репрод. здоровье детей и подростков. - 2008. - № 2. - С. 9-12.
22. Ножнинова, О.В. Состояние здоровья и организация медико-социальной помощи детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации /О.В. Ножнинова: Автореф. дис. . канд. мед. наук. - М., 2009. - 26 с.
23. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004г.): ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ //Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
24. О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад Минздравсоцразвития России от 17.11 2011 [не опубликован]. -Режим доступа: БД ГАРАНТ ЭКСПЕРТ.
25. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (с изменениями от 23 июля 2008 г.): ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ //Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 30. - Ст. 3616.
26. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 //Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 42. - Ст. 5009.
27. Обиух, П.А. Подготовка выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни /П.А. Обиух: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 21 с.
28. Огрызко, Е.В. Анализ динамики контингента детей, воспитывающихся в домах ребенка Российской Федерации /Е.В. Огрызко //Здравоохранение РФ. - 2008. - № 5. - С. 27-30.
29. Особенности интеллектуального развития дошкольников, воспитывающихся в детских домах /Е.Л. Витрук, О.М. Филькина, Е.А. Воробьева, О.Ю. Кочерова //Сб. матер. XVI съезда педиатров России. - М., 2009. - С. 72-73.
30. Павлова, В.В. Дети-сироты как одна из наиболее острых проблем общества /В.В. Павлова, Н.М. Эверстова, Л.И. Афанасьева //Успехи соврем. естествознания. - 2011. - № 8. - С. 183-184.
31. Перевощикова, Н.К. Состояние здоровья детей в приемных семьях /Н.К. Перевощикова, Н.К. Данилина //Комплексное сопровождение устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи: информ.-метод. сб. - Кемерово, 2010. - 83 с.
32. Петрановская, Л.В. В класс пришел приемный ребенок /Л.В. Петрановская. - М., 2009. - 170 с.
33. Плигина, Е.В. Медико-социальные проблемы и оценка состояния здоровья, образа жизни детей, оставшихся без попечения родителей (по материалам Республики Мордовия) /Е.В. Плигина: Автореф. дис. . канд. мед. наук. - М., 2011. - 25 с.
34. Прихожан, А.М. Психология сиротства /А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб., 2005. - 400 с.
35. Семейный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ //Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. -С. 16.
с/^иь тз^пя всу^узбассе №4(51) 2012
■ ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ -АЛЬТЕРНАТИВА СОЦИАЛЬНОМУ СИРОТСТВУ
36. Соломатина, Г.Н. Психологические барьеры, возникающие в патронатной семье в период адаптации /Г.Н. Соломатина //Вопр. психологии. - 2008. - № 3. - С. 155-160.
37. Филькина, О.М. Мотивы создания замещающих семей у потенциальных приемных родителей /О.М. Филькина, Т.Г. Шанина, О.Ю. Ко-черова //Системная интеграция в здравоохр. - 2009. - № 4. - С. 54-65.
38. Хрусталькова, Н.А. Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей семьи /Н.А. Хрусталькова //Педагогика. - 2007. - № 2. - С. 52-58.
39. Шершень Т.В. Проблемы реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье /Т.В. Шершень //Вестн. Омского ун-та. Серия «Право». - 2010. - № 3. - С. 138-141.
40. Элланский, Ю.Г. Профилактика «социального сиротства» в современных условиях /Ю.Г. Элланский, А.Я. Маар //Здравоохранение
РФ. - 2008. - № 5. - С. 25-27.
41. Эпидемиологические и клинические аспекты психического здоровья детей-сирот /Н.В. Говорин, Т.П. Злова, В.В. Ахметова и др. //Доктор ру. - 2009. - № 4. - С. 49-52.
42. Al-Adili, N. Survival, family conditions and nutritional status of motherless orphans in the West Bank, Palestine /N. Al-Adili Shaheen, S. Berg-
strom, A. Johansson //Scand. J. Publ. Health. - 2008. - V. 36, N 3. - P. 292-297.
43. Childhood adversity, early-onset depressive / anxiety disorders, and adult-onset asthma /K.M. Scott, M. Von Korff, J. Alonso et al. //Psycho-som. Med. - 2008. - V. 70, N 9. - P. 1035-1043.
44. Incidence of specific absolute neurocognitive impairment in globally intact children with histories of early severe deprivation /M.E. Behen, E. Hel-
der, R. Rothermel et al. //Child. Neuropsychol. - 2008. - V. 14, N 5. - P. 453-469.
45. Mangoma, J. An enumeration of orphans and analysis of the problems and wishes of orphans: the case of Kariba, Zimbabwe /J. Mangoma, M. Chimbari, E. Dhlomo //SAHARA J. - 2008. - V. 5, N 3. - P. 120-128.
46. Perry, J.C. Seven institutionalized children and their adaptation in late adulthood: the children of Duplessis /J.C. Perry, J.J. Sigal, S. Boucher //Psychiatry. - 2006. - V. 69, N 4. - P. 283-301.
47. Richter, L.M. Targeting AIDS orphans and child-headed households? A perspective from national surveys in South Africa, 1995-2005 /L.M. Richter, C. Desmond //AIDS Care. - 2008. - V. 20, N 9. - P. 1019-1028.
48. Ruiz-Casares, M. The association of single and double orphanhood with symptoms of depression among children and adolescents in Namibia /M. Ruiz-Casares, B.D. Thombs, C. Rousseau //Eur. Child Adolesc. Psychiatry. - 2009. - V. 6. - P. 325-327.
49. Simsek, Z. Epidemiology of emotional and behavioral problems in children and adolescents reared in orphanages: a national comparative study /Z. Simsek, N. Erol, D. Oztop //Turk. Psikiyatri. Derg. - 2008. - V. 19, N 3. - P. 235-246.
50. The behavioral development of Korean children in institutional care and international adoptive families /R.M. Lee, K.O. Seol, M. Sung et al. //Dev. Psychol. - 2010. - V. 46, N 2. - P. 468-478.
№4(51) 2012