Научная статья на тему 'Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций слепых и слабовидящих в процессе их профессиональной подготовки'

Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций слепых и слабовидящих в процессе их профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
193
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРИОБРЕТЕННАЯ СЛЕПОТА / ВРОЖДЕННАЯ СЛЕПОТА / СЛАБОВИДЕНИЕ / TRAINING / SOCIALIZATION / CAREER GUIDANCE / ACQUIRED BLINDNESS / CONGENITAL BLINDNESS / LOW VISION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Криводонова Юлия Евгеньевна

В статье раскрываются основные особенности формирования ценностных ориентаций слепых и слабовидящих людей в сфере профессионального выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Криводонова Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES TO THE PROBLEM OF THE VALUABLE ORIENTATIONS BLIND AND VISUALLY IMPAIRED IN THE COURSE OF THEIR VOCATIONAL TRAINING

Article describes the main features of value formation of blind and visually impaired people in vocational choice.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций слепых и слабовидящих в процессе их профессиональной подготовки»

CHILDHOOD IMAGE IN PEDAGOGICAL HERITAGE OF VASYL SUKHOMLYNSKYI

© 2012

T.D. Kochubey, Ph.D. (Pedagogics), assistant professor, professor of Social Pedagogics, Social Work and History of Pedagogics Chair

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: A vision of childhood is explained in the article by a well-known pedagogue from Pavlysh Vasyl Sukhomlynskyi, his understanding of its features, its uniqueness and recognition of self-value. Keywords: childhood, vision of childhood, educational heritage of Vasyl Sukhomlynskyi.

УДК 376.3

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

НА ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

© 2012

Ю.Е. Криводонова, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

Бийский территориальный центр социальной помощи семье и детям, Бийск (Россия)

Аннотация: Автором предлагаются результаты экспериментального исследования ценностных ориентаций по методике Рокича.

Ключевые слова: ценностные ориентации, развитие личности, врожденная слепота, слепота с детства, приобретенная слепота, врожденное остаточное зрение, остаточное зрение с детства, приобретенное остаточное зрение.

Система ценностных ориентаций образует содержательную основу мотивации поведения человека и выражает внутренние закономерности отношений личности с окружающей действительностью. Понятие ценностные ориентации личности возникло на стыке ряда научных дисциплин: философии ценностей, аксиологии, теории ценностей. Оно связано с философской и культурной антропологией, социологией, а так же с социальной и общей психологией. В русле философско-со-циологических дисциплин данное понятие соотносится с категорией норм и ценностей. Нормативно-деятельная система социальных ценностей связана со степенью конкретных социологических дисциплин, с категорией мотивации учебной и профессиональной деятельности людей, а так же их объединений. В цикле общей и социальной психологии понятие ценностные ориентации личности - с категориями, описывающими подход к поведению и деятельности людей и их интеграцию. В психологии существует много работ, посвященных изучению ценностных ориентаций личности. Благодаря данным работам, изучается их иерархия. Как и в норме, ценностные ориентации имеют большое значение в становлении личности слепых и слабовидящих. Выражая определённые качества личности, ценностные ориентации являются средствами реализации определённых общественных целей. В большинстве современных исследований ценностные ориентации рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, как социальное явление и как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп, (А. И. Донцов, Д. А. Леонтьев, К. Рокич). Согласно представлению К. Рокича, ценность -это устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения и существования индивидуально или социально предпочтителен наряду с каким-либо способом поведения или существования в аналогичной ситуации.

Таким образом, система ценностей - это устойчивая совокупность убеждений личности. На этой основе К. Рокич выделяет три вида убеждений, которые так же свойственны лицам со зрительной патологией:

- экзистенциональные,

- оценочные,

- прогностические.

К. Рокич относит ценности к прогностическим убеждениям, позволяющим ориентироваться в желательности - нежелательности способа поведения, (операциональные инструментальные ценности и существующие смысловые терминальные ценности).

Рассмотрение различных уровней осознанности ценностных ориентаций ведётся в отечественной литературе давно. Тугаринов В. П. различает ценности - цели и

ценности - средства, что перекликается с делением их на терминальные и инструментальные.

Таким образом, ценностные ориентации формируются при интериоризации личностью групповых общественных идеалов и принципов в процессе социализации лиц, имеющих зрительный дефект. Являясь функцией социальной среды, ценностные ориентации носят целостный характер. Они составляют сущность личности слепых и открывают внутренние тенденции к её существованию и развитию, (А. И. Донцов 1983 год). При слепоте и слабовидении, ценности формируются, как идеалы, модели происходящего, задающие спектр инвариантных параметров желательных преобразований действительности. Ценностные ориентации не всегда реализуются непосредственно в деятельности. Они представляют собой определённые критерии принятия личностью жизненно важных решений. Ценностные ориентации развёртываются в целях, идеалах, интересах, в жизненных планах, принципах, убеждениях и являются образованием идейно-ценностного плана генеральной линии жизни человека. Свои проявления они находят в вербализованных программах и реальном поведении людей. Личностные ценности относятся к классу ценностно-мотивационных образований. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью в конкретной ситуации. Они соотносятся с жизнедеятельностью человека и обладают высокой стабильностью. Личностные ценности слепых и слабовидящих являются генетически производными от ценностей различных групп и общностей различного масштаба. Присвоение ценностей субъектом, имеющим дефект зрения, зависит от его референтного окружения. Личностные ценности выступают, как внутренние носители социальной регуляции, укоренённые в структуре личности. При этом, каждый выбор человека - это внутреннее ценностное строительство. Убеждения и ценности не даны человеку в готовом виде и не приняты от общества пассивно. Они являются результатом усилий и достижений в процессе жизни человека, как в норме, так и имеющего зрительный дефект.

Целью экспериментального исследования являлось выявление особенностей ценностных ориентаций слепых и слабовидящих.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Центра реабилитации слепых имени Н.И. Наумова в течение ноября 2005 года по март 2006 года, в котором принимало участие 180 слепых и слабовидящих людей, разделенных на 6 групп по степени выраженности дефекта.

В исследования использовалась методика ценност-

ных ориентаций К. Рокича.

При предъявлении инструкции наблюдались особенности, характерные для слепых и слабовидящих людей. Испытуемые не ранжировали ценности, как требовалось, а группировали и ставили их на места по степени значимости («без здоровья для меня не важна активная деятельная жизнь», «без интересной работы для меня не важны друзья»).

Когда ценности предъявлялись по Брайлю списком на одном листе, испытуемым было сложно читать в связи с низкой техникой чтения и письма, в результате чего страдала концентрация внимания на читаемом. При предъявлении ценностей на карточках трудности были связаны с разбросом списка ценностей (при нумерации карточек), что влияло на концентрацию внимания на этих ценностях, а также на запоминание их в целом. При устном индивидуальном предъявлении (на слух) восприятие списка ценностей улучшалось.

Группировка ценностей связана с тем, что о многих ценностях люди до прибытия в ЦРС и нахождении в нем не думают, и, следовательно, значимые ценности они ставят на определенные места, а другие просто отбрасывают.

Работа по формированию ценностных ориентаций слепых и слабовидящих должна носить индивидуальный характер в виде консультирования.

В результате экспериментального исследования выявилось:

- у группы людей с приобретенной слепотой преобладают терминальные ценности счастье других, активная деятельность, жизнь, уверенность в себе, творчество, общественное признание, красота природы, продуктивная жизнь. Это объясняется тем, что люди с приобретенной слепотой сами стремятся к активности, к признанию окружающих.

Среди терминальных ценностей у данной группы не преобладают счастливая семейная жизнь, свобода, здоровье, любовь, интересная работа, развлечения, жизненная мудрость, познание потому, что мир человека рухнул при возникновении дефекта, что отразилось на этих ценностях. Например, счастливая семейная жизнь со слепым человеком, адекватно воспринимаемая окружающими людьми, не удовлетворяет данного человека, так как не оправдывает его ожидания и надежды (стремление создать семью со зрячим человеком).

Терминальные ценностные ориентации развитие, материальная обеспеченная жизнь, наличие друзей преобладают, но на данном этапе не так важны для человека с одной стороны, а с другой стороны человек боится признаться себе, что он ничуть не хуже других. Например, «пока я только слепая и до полноценно развитой личности мне далеко, но я к этому стремлюсь», «друзья у меня только среди слепых, а мне хотелось бы иметь и среди зрячих».

Преобладание инструментальных ценностей твердая воля, самоконтроль, аккуратность, непримиримость к недостаткам, честность у людей с приобретенной слепотой объясняется тем, что люди с приобретенным дефектом стремятся к наличию данных ценностей. Приобретенная слепота вносит свой отпечаток на личностное развитие, в результате чего человек слабый, неуверенный в себе, может проявляться патологическая ложь для маскировки дефекта, поэтому он стремится быть сильным, честным, прежде всего, сам с собой. Когда человек ослеп. возникает множество недостатков, обусловленных дефектом - невротические привычки, алкоголь, агрессия по отношению к другим, с которыми человек пытается работать. Самоконтроль проявляется в стремлении к самостоятельности в самообслуживании, ориентировке и т.д. и получает от этого удовольствие.

Инструментальные ценностные ориентации смелость в отстаивании мнений, воспитанность, ответственность, терпимость к взглядам, высокие запросы, жизнерадостность, эффективность в делах преобладают, но на

данном этапе не так важны для человека в связи с тем, что у человека имеется слепота, он стесняется выражать и отстаивать свое мнение среди окружающих; жизнерадостность снижается в связи с возникновением дефекта, когда он считает, что радоваться больше нечему, но он понимает, что жизнь не потеряна и пытается находить хотя бы минимальные радости в сложившейся жизненной ситуации.

Инструментальные ценности рационализм, независимость, чуткость, образованность, широта взглядов, исполнительность не преобладают в связи с тем, что они не важны для человека, то есть, по его мнению, например, рационализм - умение здраво мыслить - ему не нужен («я мыслить умею и без зрения, я же раньше видел»).

- у группы людей с врожденной слепотой терминальные ценности уверенность в себе, счастливая семейная жизнь, красота природы, жизненная мудрость, творчество, счастье других преобладают в связи с тем, что люди привыкли к своему врожденному дефекту, на основе этого формируется уверенность в себе, своей жизни - это объясняется тем, что люди с врожденной слепотой уже не ждут возврата зрения, а живут, ориентируясь на настоящее. Это позволяет им создавать браки с такими же слепыми, не испытывая дискомфорта. Такая ценность как творчество для людей с врожденной слепотой является значимой при занятиях в различных кружках, секциях (спортшкола, музшкола, и др.) и в будущем эти занятия могут стать смыслом жизни (слепые спортсмены, слепые музыканты и др.) в связи с ограниченным кругозором, сужением социальных связей, с желанием самоутвердиться, способствует обогащению и гармонизации внутреннего мира слепого человека. Как и в норме, для людей с врожденной слепотой имеет значение красота природы, но различия заключаются в том, что слепой воспринимает красоту природы с помощью сохранных анализаторов - осязание, обоняние, слух -слушая, например, шум моря, реки, ветра, воспринимая пение птиц, вдыхая запах цветов, трав, прикасаясь к цветам, деревьев, и при наличии цветового зрения, воспринимая некоторые цвета (по отдельности), у слепых рисуется картина окружающего пейзажа, эта картина рисуется перед руками и на лице, причем перед руками встают образы прикосновения, а на лице возникает мягкая теплая пелена прикосновений, несравнимых с прикосновениями человека. Естественно, возникают эмоции удовольствия, радости, счастья, выражающиеся на лице, в поведении, ощущения комфорта, и человек, естественно стремится к контакту с природой. Вследствие уверенности в себе, человек может мудро поступать, давать советы. Вследствие слепоты, человек не ощущает своего счастья в полной мере, то для него важно, чтобы окружающие его люди были счастливы, не зацикливались на нем и его проблемах, жили полноценной жизнью.

Терминальные ценности любовь, развитие, познание, материально обеспеченная жизнь, общественное признание, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, развлечения преобладают, но не важны для человека в связи с тем, что, например, браки строятся не по любви, а исходя из чувства безысходности. В связи с ограничением кругозора человек стремится к развитию и познанию, но понимает, что не может достичь таких же возможностей как зрячий. В связи с незнанием как проявить свою активность после школы, формируется пассивная жизненная позиция, человек стремится к активности, но не знает, как себя проявить. В связи с наличием врожденного дефекта наблюдаются переживания разного круга, то есть если ребенок изначально не знал, что такое развлечения (родители никуда не брали его с собой) в дальнейшем не формируется дружеских отношений и стараясь сменить обстановку, человек строит внутренние диалоги, то есть рисуются образы вымышленных друзей, им даются имена, моделируются ситуации развлечения («мы пошли в кино»), причем

в данной ситуации слепой представляет себя лидером, высказываясь так «все смотрели только на меня, восхищались только мной». Когда слепой общается только со слепыми, он «развлекается» в первичной организации -поет в хоре, посещает мероприятия для инвалидов (День белой трости и т.д.), думая, что это самые настоящие развлечения. При нормальной ситуации развития, когда с детства были зрячие друзья, при адекватном отношении к дефекту ребенка, он знает, что такое развлечения. В юношеском возрасте друзья не берут его с собой на дискотеки - это отрицательно переживается, но при нормальной ситуации развития проблема снимается и уже после школы переживания связаны лишь с тем, чтобы правильно себя вести в каждой конкретной компании, а именно - чувствовать взгляды, прикосновения, самому давать именно те прикосновения, которых ждут. дарить улыбку, когда это требуется и не ком случае не показать. что какая-либо ситуация тебя травмирует, избегать непонимания со стороны компании.

Среди терминальных ценностей в данной группе не преобладают следующие: здоровье, свобода, интересная работа, наличие друзей.

Терминальные ценности здоровье не преобладает в связи с наличием вторичных заболеваний, свобода не преобладает в связи слабой мобильностью и зависимостью от окружающих, интересная работа и наличие друзей не преобладает в связи с отсутствием работы или наличием неинтересной работы (УПП) и отсутствием друзей.

Инструментальные ценности самоконтроль, аккуратность, рационализм, смелость в отстаивании мнений, высокие запросы, воспитанность преобладают в связи с тем, что при врожденной слепоте людям приходится обучаться контролировать себя, свои поступки на протяжении всей своей жизни, стремятся правильно построить свои высказывания, не нагрубить окружающим. Аккуратность - в связи с тем, что дефект врожденный людям приходится больше уделять внимание своей внешности, следить за собой, что и формирует стремление к аккуратности. смелость в отстаивании мнений - в связи с наличием слепоты человек боится высказывать свое мнение окружающим - ближайшее окружение должно уделять больше времени данному процессу.

Инструментальные ценности твердая воля, независимость, непримиримость к недостаткам, широта взглядов, эффективность в делах, исполнительность преобладают, но не важны в связи с тем, что человек с врожденной слепотой слабый, безвольный, он стремится научиться проявлять свою волю, характер.

Инструментальные ценности ответственность, терпимость к взглядам, чуткость, образованность, жизнерадостность, честность не преобладают в связи с безответственностью, с ненадобностью, по их мнению, данных ценностей («к чему мне образование, я же слепой», «чуткими должны быть окружающие ко мне»).

- для группы людей со слепотой с детства характерно преобладание таких терминальных ценностей, как: счастье других, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе объясняется тем, что слепота с детства препятствует ощущению людьми своего собственного счастья в полной мере вследствие дефекта, возникшего в детском возрасте. Это обстоятельство приводит к тому, что с возрастом человек начинает анализировать свою жизнь и жизнь окружающих его людей. В процессе проведения беседы с людьми можно услышать такие высказывания: «я несчастный человек, но я очень хочу, чтобы другие были счастливы, не смотря на то, что я не вижу». Этим и объясняется преобладание ценности счастье других на первом месте.

Большое значение для лиц со слепотой с детства имеют ценности счастливая семейная жизнь и уверенность в себе. Это объясняется тем, что данная группа людей во взрослой жизни связывает своё счастье с созданием счастливой гармоничной семьи, что придаёт им уверен-

ность в себе, а так же уверенность в дальнейшей жизни. Среди терминальных ценностей у данной группы испытуемых на втором плане преобладают такие ценности, как: развитие, активная деятельная жизнь, интересная работа, здоровье, красота природы и искусства, продуктивная жизнь, но данные ценности в связи с наличием слепоты с детства не так важны для человека. Это объясняется тем, что слепота с детства накладывает свой отпечаток на развитие личности человека и в большинстве случаев, (при нежелании родителей обращать внимание на данную проблему), ребёнок не развивается полноценно с детства, (у него нет друзей), он не работает над собой во взрослом возрасте по избавлению от невротических привычек, обусловленных слепотой, (раскачивание на одном месте, потирание рук, и так далее), так как он не знает, что значит развиваться. В его понимании развитие - это чтение художественных книг, но о смысле читаемого он может не задумываться.

Люди, имеющие слепоту с детства, связывают свою активную деятельную жизнь с интересной работой. Это объясняется тем, что слепые с детства люди не имели с детства зрячего круга друзей в связи с возникшей слепотой в детстве. В школьном возрасте их общение сводилось только к общению со слепыми и слабо видящими, что отложило свой отпечаток на их активности в дальнейшем, поэтому после окончания школы их активность связана с интересной работой, но так бывает не часто.

Такие ценности, как здоровье и продуктивная жизнь не ярко выражены в связи с наличием у большинства лиц, имеющих слепоту с детства, различных вторичных заболеваний, или с восприятием дефекта зрения, как самой неизлечимой болезни» мне бы своё здоровье поправить». Всё это затрудняет максимально полное использование данным человеком своих возможностей из-за боязни навредить себе.

Среди терминальных ценностей в данной группе не преобладают следующие: творчество, любовь, познание, материально обеспеченная жизнь, общественное признание, развлечения, наличие друзей, свобода, жизненная мудрость. Это объясняется тем, что данные ценности не важны для человека. В связи с ожиданием возврата зрения чудесным образом, слепой с детства мечтает о сказочной любви со зрячим человеком. В процессе жизни данная потребность не удовлетворяется, и человек осознаёт, что нужно как-то жить дальше и пытается найти партнёра среди слепых, не обращая внимания на чувство, возникшее к данному человеку. В связи с нарушением социальных связей, у лиц со слепотой с детства, как правило, нет друзей, или имеются друзья только среди слепых. Этим определяется характер их развлечений, (слушают музыку дома, или собираются в первичной организации). В связи с ограниченностью круга общения, для лиц со слепотой с детства не является важным общественное признание - уважение окружающих. Им кажется, что все люди злые, грубые и негативно к ним относятся. В связи с этим, страдает их свобода и самостоятельность, т. е. люди не стремятся к самостоятельности и мобильности, а просто плывут по течению, считая, что живут правильно.

Среди инструментальных ценностей в данной группе преобладают следующие: смелость в отстаивании мнений, воспитанность, эффективность в делах, образованность, рационализм. Это объясняется проблемами человека, обусловленными дефектом зрения. В связи с наличием слепоты с детства, человек стесняется высказывать своё мнение окружающим,, хотя и пытается работать над собой. Преобладание таких ценностей, как образованность и эффективность в делах объясняется желанием человека достичь чего-либо в жизни. Поэтому люди со слепотой с детства используют любую возможность для того, чтобы как-то проявить себя в жизни, (получают профессию массажиста, приезжают на профессиональное обучение в Центр реабилитации слепых).

Среди инструментальных ценностей в данной груп-

пе не преобладают следующие: независимость, чуткость, непримиримость к недостаткам. Это объясняется меньшей важностью данных ценностей для людей. При наличии дефекта зрения, человек зависим от окружающих. Он уже привык так жить и менять свой образ жизни ему страшно. Он стремится к независимости, но как проявить себя не знает. Исходя из своего дефекта, слепые считают себя обделёнными вниманием и требуют от окружающих чуткости и снисхождения к себе, хотя в определённые периоды жизни и сами проявляют чуткость по отношению к окружающим.

Не преобладающими инструментальными ценностями в данной группе являются: жизнерадостность, честность, терпимость к взглядам, исполнительность, широта взглядов, твёрдая воля, высокие запросы, аккуратность, самоконтроль. Это объясняется тем, что данные ценности не являются важными для человека. В связи с отсутствием зрения, большинство людей считает, что жизнь наполнена только грустными событиями: «нечему радоваться, ведь я не вижу». Манипулируя своим дефектом, люди считают, что им можно быть не честными по отношению к окружающим и не исполнительными. Они не терпят чужих взглядов и возражений, считая, что во всём всегда правы. Аккуратность не является для них основой для того, чтобы расположить окружающих к себе: «зачем я буду следить за собой? Я же не вижу». Таким образом, видя неопрятного слепого, люди не стремятся к контакту с ним, что погружает его в одиночество.

- у группы людей с приобретенным остаточным зрением среди терминальных ценностей преобладают такие, как: счастье других и продуктивная жизнь. Так как дефект возник во взрослом возрасте, люди с приобретённым остаточным зрением не ощущают своей состоятельности в различных сферах жизнедеятельности. Это приводит к потере смысла жизни и к её обесцениванию. В процессе проведения беседы с людьми, встречаются такие высказывания: «теперь я не такой, как все», или: «я не буду к чему-то стремиться, ведь нормального зрения у меня никогда не будет». При наличии остатка зрения люди считают себя несчастными, поэтому для них имеет большое значение счастье окружающих людей. Для того, чтобы как-то выжить, люди с приобретённым остаточным зрением стараются максимально использовать свои возможности. При этом, они могут быть не удовлетворены своей жизнью в настоящем, (выполняют любую посильную для них работу, получают образование, знакомятся с новыми людьми). Этим они дают понять окружающим, что их жизнь продуктивна во всех отношениях.

На втором плане по степени значимости находятся: познание, здоровье, материально обеспеченная жизнь. Это объясняется меньшей важностью данных ценностей для человека. В связи с тем, что до возникновения дефекта человек занимался какой-то деятельностью, (получал образование, работал), в дальнейшем он стремится к познанию себя и окружающего мира. Это проявляется в чтении книг, в просмотре различных познавательных передач, кинофильмов, в получении профессии, а при необходимости - в её смене. В связи с тем, что наличие приобретённого остаточного зрения отрицательно переживается человеком, необходима помощь окружающих по преодолению себя с целью формирования интереса к окружающему миру и к себе в этом мире. В связи с тем, что приобретённое остаточное зрение сопровождается наличием вторичных заболеваний, здоровье отходит для человека на второй план: «здоровье - это моя боль, которую я не должен показывать окружающим». Но, вместе с тем, человек стремится поддерживать себя на определённом уровне, не обращая внимание на проблемы со здоровьем. Важность ценности материально обеспеченная жизнь объясняется прошлым опытом лиц, имеющих приобретённое остаточное зрение. До возникновения дефекта зрения, люди имели более менее оплачиваемую

работу и, по их мнению, были материально независимы от близких. Нарушение зрения приводит к потере независимости в материальном плане, т. е. все имеющиеся средства тратятся на лечение глаз. Со временем люди понимают, что их зрение не улучшится, что приводит к переоценки их отношений к материальным средствам. В результате такой переоценки, они направляют свои усилия на поиск новой оплачиваемой работы для того, чтобы вновь ощутить свою независимость от близких в материальном плане.

Среди терминальных ценностей в данной группе не преобладают следующие: общественное признание, развлечения, творчество, любовь, красота природы и искусства, интересная работа, активная деятельная жизнь, развитие, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе, жизненная мудрость, свобода, наличие друзей. Это объясняется не важностью данных ценностей для лиц с приобретенным остаточным зрением. В связи с возникновением дефекта, происходит изменение образа жизни человека. Это приводит его к выбыванию его из прежнего коллектива, в котором он учился или работал. Данная ситуация отрицательно переживается человеком и в дальнейшем накладывает свой отпечаток на формировании новых отношений в новом коллективе. Общественное признание человека окружающими в какой-то мере формируется вновь, но различия заключаются в том, что данная ценность уже не является важной для человека: «для меня был важен мой прежний коллектив, а не тот, в котором я сейчас нахожусь». вследствие дефекта, люди с приобретённым остаточным зрением отвергают любовь и развлечения, считая, что данные ценности для них недоступны. Они ориентируются на свою прошлую жизнь, когда они были зрячими: «вот, когда я был зрячим, я и развлекался, и любил». Своё сложившееся положение они болезненно переживают, поэтому воспоминания необходимы им для того, чтобы выжить в нелёгкой жизненной ситуации.

Такие ценности, как творчество и интересная работа объединяются в связи со сложившейся жизненной ситуацией, т. е. приобретённое остаточное зрение сужает возможности для дальнейшей самореализации человека. В результате, человек впадает в крайности: он, то ищет хотя бы какую-то работу, не обращая внимания на её особенности,(интересная она или трудная), то пытается заняться творческой деятельностью. Для этого он приезжает в Центр реабилитации слепых на профессиональное обучение. После возникновения дефекта, красота природы теряет свою значимость для человека. Он живёт воспоминаниями о той природе, образ которой у него сложился, когда он был зрячим. Это приводит к тому, что человек замыкается в себе, стараясь реже выезжать на природу. По отношению к природе может проявляться вербальная агрессия: «теперь мне не до красоты», или: «что вы все ко мне пристали? Всё это я и раньше видел».

Среди инструментальных ценностей у лиц с приобретённым остаточным зрением преобладают воспитанность и высокие запросы. Не значительная выраженность инструментальных ценностей у данной группы людей объясняется отсутствием стремлений к чему-то новому и интересному. По мнению данной, группы людей, они стараются проявлять свою воспитанность, так как в сложившейся ситуации это единственный способ для установления контактов с окружающими.

На втором плане находятся такие инструментальные ценности: смелость в отстаивании мнений, самоконтроль, широта взглядов, эффективность в делах. Это объясняется меньшей важностью данных ценностей для человека. Люди стремятся отстаивать своё мнение у окружающих, но стараются держаться в стороне, прикрываясь дефектом: «сейчас моё мнение никого не интересует». В результате, человек общается с окружающими, оставаясь закрытым для них. Так как приобретённый дефект зрения является тяжёлой психологической

травмой для людей, они становятся не сдержанными по отношению к людям и не контролирующими свои поступки. человек всё внимание фиксирует на себе, а до окружающих ему нет никакого дела.

Так как дефект зрения возник во взрослом возрасте, он является значимым для человека. Для него важны именно его мнения и высказывания, а умение понять чужую точку зрения не имеет существенного значения: «я теперь плохо вижу, и окружающие должны понимать меня». В связи с тем, что люди с приобретённым остаточным зрением из-за боязни его потерять не стремятся к работе, эффективность в делах так же не имеет значения для них. По их мнению, своего они уже достигли, будучи зрячими, а сейчас им необходимо поберечь зрение.

Среди инструментальных ценностей в данной группе не преобладают следующие: ответственность, аккуратность, исполнительность, твёрдая воля, жизнерадостность, честность, терпимость к взглядам, непримиримость к недостаткам, чуткость, рационализм, образованность, независимость. Это объясняется не важностью данных ценностей для человека. Снижение уровня ответственности характеризуется тем, что после возникновения дефекта у людей происходит изменение отношения к происходящему и к окружающим людям. Они манипулируют своим дефектом и считают, что им простительны нелепые поступки и не верные решения. В связи с этим, страдает их исполнительность, т. е. они не доводят начатое дело до конца.

После возникновения дефекта, резко падает аккуратность большинства людей с приобретённым остаточным зрением. Они перестают следить за своей одеждой и внешним видом, считая, что это им уже не нужно: «неважно, как я одет, ведь на меня никто никогда не посмотрит». Дефект зрения формирует у человека отношение к себе, как к пострадавшему, что отражается на отрицании своих недостатков. Люди просто о них не задумываются, так как по их мнению: «самый главный недостаток - это дефект зрения».

Из-за боязни потерять остаток зрения, люди не стремятся получать высшее образование. По их мнению, это очень утомительно и не для них. Как и слепых, их пугает зрячий коллектив, поэтому они стараются получать образование в коллективе слепых и слабо видящих.

- среди терминальных ценностей у лиц с врождённым остаточным зрением преобладают следующие: уверенность в себе, счастливая семейная жизнь, счастье других, здоровье. В связи с тем, что дефект зрения врождённый, люди уже в какой-то мере к нему адаптировались. Адаптация к сложившейся ситуации способствует формированию уверенности в себе, в своей жизни в настоящий момент. Хотя у данной группы людей и имеются различные вторичные заболевания, своё состояние здоровья они не оценивают трагически, а считают, что в сложившейся ситуации ещё можно жить. Люди, относящиеся к данной группе, не испытывают переживаний при создании семьи. Они безболезненно вступают в браки со слепыми и слабовидящими и считают, что данная ситуация вполне оправдана их дефектом зрения.

Для лиц с врождённым остаточным зрением большое значение имеет счастье других людей, окружающих их. Осознавая свой дефект с детства, люди переживают свою никчемность. В процессе взросления, они начинают анализировать жизнь близких, спрашивая о том, счастливы ли они с ними. К моменту завершения периода адаптации, (после окончания школы), у человека происходит переоценка ценностей. Он благодарен окружающим за всё, что они для него делают. Это и определяет важность данной ценности.

Среди терминальных ценностей на втором плане у данной группы находятся: продуктивная жизнь, красота природы и искусства, любовь. Это объясняется меньшей важностью данных ценностей для человека. В связи с тем, что дефект зрения врождённый, ребёнок, начиная

со школьного возраста, старается продемонстрировать свои возможности, посещая различные кружки. Так как его стремления поощряются родителями и педагогами, (не смотря на плохое зрение), то и будучи взрослым, он стремится к продуктивной жизни. Различия заключаются в том, что, будучи ребёнком, человек, увлекается какой-то деятельностью и считает себя полноценным. Когда же человек взрослеет, он не знает, как проявить себя: «дискотеки мне не доступны». Это сказывается на его стремлении к продуктивной жизни. Хотя у человека и имеется остаточное зрение, для него не имеет значение красота природы и искусства: «природу можно только видеть».

Хотя люди с врожденным остаточным зрением и вступают в браки со слепыми и слабовидящими, но любовь не является для них основой для построения отношений, им хочется найти партнера по интересам, что затруднительно в их положении. Неудачный опыт построения взаимоотношений с противоположным полом позволяет сделать вывод о том, что семья или не существует вовсе или она существует, но в связи с наличием дефекта зрения, полюбить им будет нелегко.

Среди инструментальных ценностей в данной группе преобладают следующие: независимость, ответственность, жизнерадостность. Так как дефект зрения врожденный, человек постепенно адаптируется к сложившейся ситуации, он в какой - то мере может самостоятельно принимать решения, независимо от мнения окружающих. В отличие от слепых, люди с врожденным остаточным зрением более самостоятельны и мобильны, что расширяет их круг общения. Ответственность лиц с врожденным дефектом формируется, начиная со школьного возраста. Это объясняется образом жизни ребенка в интернате, когда ему приходится самостоятельно принимать решения. В дальнейшем эта ценность закрепляется. Несмотря на свой дефект, люди радуются жизни, считая, что трудности уже позади. На втором плане по степени значимости находятся чуткость, исполнительность, рационализм. Это объясняется тем, что данные ценности менее важны для человека, так как дефект зрения врожденный, человек привыкает к ощущению постоянного чуткого отношения к себе со стороны окружающих. Он и сам старается проявить чуткость по отношению к людям, но под влиянием дефекта данное стремление слабо развито. Среди инструментальных ценностей в данной группе не преобладают следующие: честность, твердая воля, непримиримость к недостаткам, терпимость к взглядам, образованность, аккуратность, эффективность в делах, самоконтроль, широта взглядов, воспитанность, смелость в отстаивании мнений, высокие запросы. Это объясняется отсутствием важности данных ценностей для человека. При слабой адаптации к врожденному дефекту в детском возрасте, человек становится слабым, безвольным, он не может настоять на своем, отступает перед трудностями. В связи с этим страдает смелость в отстаивании мнений, «мое мнение никого не интересует», поэтому человек уходит в себя, в свой внутренний мир. Так как дефект врожденный, у человека имеются различные недостатки, прежде всего, это недостатки, обусловленные дефектом зрения (невротические привычки), а также недостатки, которые человек приобретает в процессе жизни. Проблема заключается в том, что человек настолько погружен в себя свой внутренний мир, что он не задумывается о работе над собой. В связи с сужением социальных связей, человек не задумывается о расширении своего кругозора. Все это отрицательно сказывается на уровне образования человека. При неправильной стратегии адаптации формируется позиция зависимого от дефекта человека («я инвалид, а инвалидам очень трудно учиться, поэтому я только закончу школу»). В связи с этим падает эффективность в дедах у данных людей. Они стараются найти более легкую работу, не задумываясь о том, насколько она полезна и продуктивна. Наблюдается и иная картина, когда от чувства

безысходности, связанного с невозможностью получить образование, человек уходит в себя, постепенно в сознании происходит вытеснение данной ценности, что сказывается на эффективности в делах, то есть, получив профессию в ЦРС, человек будет заниматься надомной работой, чтобы как-то выжить в сложившейся ситуации.

Среди терминальных ценностей у группы людей с остаточным зрением с детства преобладают уверенность в себе и творчество. Данные ценности являются определяющими поведение человека. Ожидание возврата зрения чудесным образом придает человеку уверенность в себе и свой жизни. Он живет этой идеей, маскируя свой дефект и ему кажется, что окружающие не замечают его проблем. В поведении человека уверенность в себе выражается в демонстрации людям свих сил и способностей. Людям, имеющим остаточное зрение с детства, творчество необходимо как средство для самовыражения. Посещая различные кружки - музкружок, ансамбль, хор и т.д. - у человека формируется представление о том, что он живет полноценной жизнью и ничем не отличается от зрячих людей.

Среди терминальных ценностей на втором плане находится продуктивная жизнь. Это объясняется меньшей важностью данной ценности для человека. Осознавая сой дефект, люди испытывают отрицательные эмоциональные переживания. Они осознают, что их возможности и способности используются не в полной мере, что отражается на их мечтах. («вот, если бы я был полностью зрячим»).

Среди терминальных ценностей в данной группе не преобладают следующие: материально обеспеченная жизнь, познание, общественное признание, развлечения, активная деятельная жизнь, развитие, интересная работа, наличие друзей, жизненная мудрость, свобода, любовь, красота природы, искусство, здоровье, счастье других, счастливая семейная жизнь. Это объясняется неважностью данных ценностей для человека. В связи с желанием любым способом вернуть зрение (которое формируется в семье), человек, уже будучи взрослым, не задумывается о материальных затратах. Его смысл жизни сводится к поездке в очередной институт на лечение глаз («деньги для меня не имеют значения, мне бы зрение вернуть»). В связи с наличием идеи вернуть зрение для человека не важно познание, расширение своего кругозора, он общается только со слепыми и слабовидящими и считает, что этого ему достаточно для того, чтобы компенсировать особенности своего развития, обусловленные дефектом зрения. Все это отрицательно сказывается на психическом развитии человека. Так как наличие друзей ограничено слепыми и слабовидящими, наблюдается своеобразная специфика развлечений -с одной стороны, друзей у человека вообще не может быть - в этом случае наблюдаются различные фантазии о друге, о каких-то развлечениях, с другой стороны, при наличии друзей среди слепых и слабовидящих, они могут не иметь значимости для человека, то есть он общается с данной референтной группой из боязни остаться одному.

В таком случае, развлечения будут иметь принудительный характер («я пошел, куда и все»). Вся активность человека направлена на стремление любым способом вернуть зрение. При этом, в данной ситуации, человек ведомый, то есть его привезли в клинику и все за него решили, активен он лишь тогда, когда требует какого-либо нового лечения глаз. Проблема заключается в том, что будучи взрослым, человек не знает, что такое активная деятельная жизнь («я об этом никогда не задумывался раньше»).

Среди инструментальных ценностей в данной группе преобладают образованность и рационализм. Так как зрение чудесным образом не возвращается после окончания школы, человек задумывается о получении образования. В этом случае, рационализм ему необходим для того, чтобы логически мыслить в различных жизненных 50

ситуациях.

Среди инструментальных ценностей в данной группе не преобладают следующие: воспитанность, смелость в отстаивании мнений, высокие запросы, эффективность в делах, самоконтроль, широта взглядов, терпимость к взглядам, аккуратность, честность, твердая воля, непримиримость к недостаткам, исполнительность, чуткость, ответственность, жизнерадостность, независимость. Это объясняется тем, что данная группа людей не стремится к развитию данных ценностных ориентаций, что влияет на становление их личности.

Итак, у людей с приобретенной слепотой накладывается отпечаток на личностное развитие человека, что сказывается на формировании ценностных ориентаций. У людей с врожденной слепотой формирование ценностных ориентаций определяется степенью адаптации личности в обществе и зависит от социального окружения человека. У группы людей, имеющих слепоту с детства, формирование ценностных ориентаций затруднено в связи с наличием зрительного дефекта, возникающего в детском возрасте, а также особенностями их адаптации к новой сложившейся ситуации. В связи с этим им необходима помощь семьи и педагогов по формированию ценностных ориентаций личности доля более успешной адаптации данной группы лиц в обществе зрячих. У лиц с приобретенным остаточным зрением формирование ценностных ориентаций затрудняется в связи с возникновением дефекта зрения во взрослом возрасте. Это приводит к обесцениванию жизни человека. В связи с этим необходима работа по преодолению кризиса, связанного с возникновением дефекта, что также способствует успешной адаптации личности к новой сложившейся ситуации. У людей с врожденным остаточным зрением наблюдается меньшая выраженность преобладающих ценностных ориентаций, что объясняется слабой адаптацией к врожденному дефекту. В связи с этим данная группа требует индивидуального подхода в процессе снятия трудностей. У людей с остаточным зрением с детства формирование ценностных ориентаций затруднено в связи с ожиданием возврата зрения чудесным образом, что откладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Таким образом, формирование ценностных ориента-ций личности слепых и слабовидящих - это сложный и длительный процесс. Он зависит как от самой личности, так и от ее ближайшего окружения. Следовательно, ценностные ориентации личности являются основой для адаптации личности с дефектом зрения к возникшей жизненной ситуации. Они играют важную роль в осмыслении жизни человека и способствуют его духовному развитию и обогащению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асницкий, А.К. Саморегуляция активности слепых в ситуации потери работы / А.К. Асницкий, Т.С. Чуйкова // Вопросы психологии. - 1999. - №1. - 18-24 с.

2. Чуприкова, Н.И. Эмоциональные сигналы, определяющие выбор жизненного пути / Н.И. Чуприкова // Мир психологии. - 2002. - №4. - 78-82 с.

3. Горбатов С.В. Использование электронных технологии в процессе обучения лиц с ограниченными возможностями // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 14-15.

4. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности слепых и слабовидящих и их влияние на поведение в процессе выбора профессии // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1.

5. Никашина Н.А. Особенности показателей самореализации личности людей с ограниченным зрением // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 227-230.

6. Криводонова Ю.Е. К вопросу использования метода наблюдения в исследовании межличностных от-

ношений слепых и слабовидящих людей в процессе их ме ценностных ориентаций слепых и слабовидящих в адаптации // Карельский научный журнал. 2012. № 1. процессе их профессиональной подготовки // Самарский 7. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к пробле- научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 26-27.

INFLUENCE VALUES OF PERSONALITY BLIND, VISUALLY IMPAIRED ON FEATURES

CHOICE OF PROFESSION

© 2012

Ju. E. Krivodonova, the psychologist of office of social rehabilitation of minors with limited intellectual and physical opportunities of health

Biysk territorial center of the social help to a family and children, Biisk (Russia)

Annotation-. The author presents the results of experimental study of value orientations procedure Rokeach.

Keywords: values, personality development, congenital blindness, childhood blindness, acquired blindness, congenital residual vision, residual vision from childhood acquired residual vision values, personality development, congenital blindness, childhood blindness, acquired blindness, congenital residual vision, residual vision from childhood, acquired residual vision.

УДК 81(342.725.3)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ А. ПОТЕБНЁЙ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИИ В АСПЕКТЕ ЛИНГВОФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВИЛЬГЕЛЬМА ГУМБОЛЬДТА

© 2012

А.Ю. Кришко, аспирант

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье рассматривается круг значимых для А. Потебни вопросов в рамках таких проблем как национальная школа, родной язык, литературный язык, двуязычие, национализм и денационализация. Анализируются факторы повлиявшие на становление учёного и определившие круг его научных интересов, обусловленные лингво-философскими концепциями В. Гумбольдта о «национальном духе» и языке как органе мышления.

Ключевые слова: национальная школа, родной язык, литературный язык, лингвоцид, двуязычие, национализм, денационализация, народный дух, лиризм, языковая политика.

Среди факторов, определяющих судьбу А. Потебни как учёного-филолога, следует, прежде всего, назвать два, на которые указывает сам Александр Афанасьевич. Они взаимозависимы и обусловлены связью с двумя лингвофилософскими концепциями немецкого мыслителя Вильгельма фон Гумбольдта о «национальном духе» и о языке как органе мышления. С одной стороны - это украинские этнические корни Потебни по материнской и отцовской линии, генетическая связь с украинским языком и культурой. С дугой - наклонность к философским вопросам психолингвистического характера.

Эти два фактора предопределили главные векторы научного поиска А. Потебни: этнолингвистический и психолингвистический, которые пересеклись в вопросах, чрезвычайно волновавших украинского мыслителя на протяжении всей его жизни не только как учёного и педагога, но и как человека, интимно переживающего свою связь с другими людьми и мировой культурой через глубинное осознание связующих нитей с собственным родом, родным языком и национальной народной культурой. Этот круг значимых для Потебни вопросов мы определили бы в рамках таких проблем как «национальная школа», «родной язык», «литературный язык», двуязычие, национализм и денационализация.

Названный круг вопросов в контексте наследия Потебни затрагивает Юрий Шевелёв в статье «Александр Потебня и украинский вопрос». Исследователь рассматривает их в аспекте понятия «национализм» и под углом зрения проблемы сохранения народности и языка

[11]. Заслуживают внимания современные педагогические труды З. Медведевой [2], З. Валиевой [1], Н. Ясевой

[12], рассматривающие этнопедагогические основы патриотического воспитания, в частности необходимость использования фразеологии и лексики родного языка в воспитании молодого поколения.

Перед нами стоит задача рассмотреть комплекс вопросов связанных с проблемой национальной школы и денационализации, поставленных и разрабатываемых А. Потебнёй в контексте значимых для украинского учёного идей философии языка Вильгельма фон Гумбольдта.

Первые годы жизни будущего учёного Александра

Афанасьевича Потебни прошли в украинской культурно-языковой среде на хуторе Манев Роменского уезда Полтавской губернии в непосредственном общении с бабушкой Марковой, которая совсем не знала русского языка, зато помнила множество сказок, легенд и песен и привила внуку любовь к творческому народному слову. Таким образом, мировосприятие и мировоззрение будущего филолога формировалось на основе украинского языка, который он считал родным. Родители - Афанасий Ефимович Потебня и Мария Ивановна (в девичестве Маркова), понимая, что их сыну с целью продолжения воинской династии отца предстоит учиться в русскоязычном кадетском корпусе, приложили усилия, чтобы к семи годам он овладел русским языком. Однако семья матери настояла на том, чтобы старший из четырёх сыновей Потебни Саша получил начальное образование в мужской гимназии провинциального польского города Радом, где преподавал русскую словесность выпускник Харьковского университета Алексей Иванович Марков, он и научил племянника польскому языку за два года до поступления в гимназию. Как видим, проблема двуязычия является актуальным фактом биографии А. Потебни, она не просто входит в круг его научных поисков, а составляет один из жизненно важных интересов учёного и педагога.

Потебня, как утверждает И. Франко, первый в фольклористике обратился к опыту анализа вариантов отдельной песни [9, с. 196]. По свидетельству Потебни, его оригинальная идея обработки всех собранных вариантов одной песни непосредственно связана с гумбольдтов-ским пониманием языка как деятельности: «...песня на протяжении своей жизни есть не одним произведением, а рядом вариантов, окончания которого могут быть до неузнаваемости далеки одно от другого, а промежуточные ступени незаметно между собой сливаются. Смена образа и высказывания относятся друг к другу не как варианты рукописи . а только как одновременные и разновременные, а последние - как предыдущие и последующие. Народная поэзия, за высказыванием Гумбольдта, не произведение (е^о^, а деятельность (епегЫа) не песня, а потеп асtюms, пение... Отсюда видно нередко неизбежное и непоправимое зло того способа закрепления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.