Научная статья на тему 'Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности слепых и слабовидящих и их влияние на поведение в процессе выбора профессии'

Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности слепых и слабовидящих и их влияние на поведение в процессе выбора профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СЛЕПОТА И СЛАБОВИДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / VALUE ORIENTATION / BLINDNESS AND LOW VISION / PROFESSIONALIZATION / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Криводонова Юлия Евгеньевна

Формирование ценностных ориентаций и жизненных смыслов лиц с дефектом зрения имеет большое значение для их социализации в профессиональной деятельности в обществе зрячих людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Криводонова Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC APPROACHES VALUES ​​OF PERSONALITY BLIND AND VISUALLY IMPAIRED AND THEIR EFFECT ON BEHAVIOR IN THE PROFESSION OF CHOICE

Formation of value orientations and life meaning persons with visual impairment is important for their socialization in professional activities in society sighted people.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности слепых и слабовидящих и их влияние на поведение в процессе выбора профессии»

УДК 376.3

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

© 2012

Ю.Е. Криводонова, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

Бийский территориальный центр социальной помощи семье и детям, Бийск (Россия)

Аннотация: Формирование ценностных ориентаций и жизненных смыслов лиц с дефектом зрения имеет большое значение для их социализации в профессиональной деятельности в обществе зрячих людей.

Ключевые слова: ценностные ориентации, слепота и слабовидение, профессионализация, развитие личности.

Понятие ценностных ориентации личности возникает в объяснительном социальном значении поведения. Ряд авторов (Колб, Уэл, 1961 г.) считают, что ценностные ориентации тождественны аттитюду (социальной установке). Любимова Т. Б., Попова С. И. связывают понятие ценностных ориентации социально-психологической науки с теорией Т. Парсонса. В психологии существует много работ, посвященных ценностным ори-ентациям личности, в которых изучается их иерархия. Выражая определенные качества личности, ценностные ориентации являются средством реализации определенных общественных целей. Нормативно-ценностный подход изучения социально-политических ценностей берет свое начало от Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Вебера, А. Маршала, В. Парето.

Много лет данной проблемой занимались американские ученые У. Томсон, Ф. Знанецкий. У них существует представление о том, что определенный слой развития и преобразования общества является преобразованием целей и интересов людей или определенных соотносящихся групп. В рамках данного подхода исследуется общий фундаментальный вопрос о природе интересов и способе осознания их действенных сторон.

Э. Дюркгейм считал, что основа общества - это общественное сознание, общее верование, ценности и нормы. Их ослабление грозит дезинтеграцией общества, его распадом. В большинстве современных исследованиях ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп (А. И. Донцов, Д. А. Леонтьев).

М. Рокич сформулировал определение ценностей. По его мнению, ценности - это устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или существования передается наряду с каким-либо жизненным способом поведения, существования или аналогичной ситуацией. Таким образом, система ценностей это устойчивая совокупность убеждений. Рокичем было выделено три их типа: экзистенциональные, оценочные, прогматистские. Им было выделено два класса ценностей «терминальные» и «инструментальные», как ориентация в желательности или нежелательности способа поведения. [1]

Исследователи терминальных ценностей выделяют два их класса в зависимости от того, направлены ли они на социум (интерперсонально сфокусированы на индивиде) или интерперсонапьно (Олпорт и др., 1920 г.). [2]

Маслоу (1959 г.) считает, что соотношение ценностей индивидуально у каждого человека, поэтому для каждого человека характерно преобладание своих ценностей, что определяет поведение и социальную позицию человека с дефектом зрения в процессе выбора профессии. Таким образом, профессия, выбираемая личностью с дефектом зрения становится связующим элементом его с обществом зрячих людей. [3]

Именно получение образования является фактором, компенсирующим недостатки зрительной патлологии, накладывающей отпечатки на картину психических реакций незрячего человека. Рассмотрение разных уровней ценностных ориентации личности ведется в отечественной литературе давно. Тугаринов В. П. (1968

г.) различает ценности-средства и ценности-цели, что перекликается с разделением их на терминальные и инструментальные. Таким образом,как и в норме, под ценностными ориентациями личности понимаются цели, стремления, жизненные идеалы, желания, система определенных норм (Ольшанский А. Б., 1965 г.).[4]

Как в норме, так и при нарушениях зрения людям присущи различные ценностные ориентации, в том числе и ценности, связанные с выбором профессии. Главным препятствием в их формировании является дефект зрения.

Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

По происхождению дефекты зрения делятся на врожденные и приобретенные, первичные и вторичные. Причем первичные - это самотический дефект, а вторичный - это нарушение социальных связей, нарушения двигательной сферы, обусловленые малоподвижным образом жизни слепых. Между первичным и вторичным дефектами существуют сложные структурные межфункциональные связи.

Большой вклад в учение о дефекте зрения внес Выготский Л. С. (1886 - 1934). Он раскрыл структуру дефекта и считал, что соотношения первичного и вторичного дефектов проявляется в психике человека не равнозначно. По его мнению, всякий телесный недостаток не только изменяет отношение человека к миру, но и сказывается на отношениях с людьми. [5]

Органический дефект реализуется как социальная ненормальность поведения, поэтому незрячие требуют особых условий воспитания, к ним возникает особое отношение, меняется их социальная позиция. В дальнейшем телесный недостаток вызывает особую социальную установку, когда физический дефект вызывает социальный «вывих», что негативно сказывается на процесс профессионализации личности. Органический дефект влияет на личность человека, так как поврежденные органы вносят свою социальную природу, что затрудняет формирование ценностных ориентации слепых и слабовидящих.

Как в норме, так и при нарушении зрения ценностные ориентации проявляются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, убеждениях и являются образцом ценностного плана генеральной линейной жизни человека. [6-8]

Система ценностных ориентации личности, связанных с профессиональным ее становлением - это показатель того, что можно ожидать от человека, это обобщенный показатель направленности интереса, потребности личности, социальной позиции уровня духовного развития человека, поэтому проблема социализации и интеграции слепых должна строится не как биологическая, а как социальная. Так как физические особенности изменяют социальный характер, то психические особенности имеют ту же природу (социальную). [9]

Слепота в разной социальной среде проявляет себя одинаково, поэтому воспитание аномальных детей должно быть разносторонним и развивающим, что может победить дефект.[5]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. -1997. - №7. - 61-65 с.

2. Вайзер Ф.А. Смысл жизни и двойной кризис жизни человека [Текст] / Ф.А. Вайзер // Психологический журнал. - 1998. - Том 19. - №5. - 25-29 с.

3. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности [Текст] / Т.М. Буякас // Вопросы психологии. - 2002. - № 3,4. - 15-21 с.

4. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением [Текст] / Т.М. Буякас // Вестник МГУ. - 2001. - №2. - 45-51 с.

5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956, с. 449.

6. Криводонова Ю.Е. Влияние ценностных ориен-

таций личности слепых, слабовидящих на особенности выбора профессии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 45-51/

7. Криводонова Ю.Е. К вопросу использования метода наблюдения в исследовании межличностных отношений слепых и слабовидящих людей в процессе их адаптации // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 9-11.

8. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций слепых и слабовидящих в процессе их профессиональной подготовки // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 26-27.

9. Варфоломеева О.В. Экзистенциальные противоречия в формировании психологически устойчивой личности [Текст] / О.В. Варфоломеева // Прикладная психология и психоанализ. - 2003. - №2. - 99-104 с.

BASIC APPROACHES VALUES OF PERSONALITY BLIND AND VISUALLY IMPAIRED AND THEIR EFFECT ON BEHAVIOR IN THE PROFESSION OF CHOICE

© 2012

Ju. E. Krivodonova, the psychologist of office of social rehabilitation of minors with limited intellectual and physical opportunities of health

Biysk territorial center of the social help to a family and children, Biisk (Russia)

Annotation: Formation of value orientations and life meaning persons with visual impairment is important for their socialization in professional activities in society sighted people.

Keywords: value orientation, blindness and low vision, professionalization, personal development.

УДК 371.314.6:614.84(07) СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕТОД ПРОЕКТОВ» В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© 2013

А.А. Кришталь, аспирант

Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого, Черкассы (Украина)

Аннотация: На основе анализа педагогических источников уточнено смысл таких педагогических понятий, как «проект», «проектирование», «проектная деятельность» и «проектное обучение». Проанализировано разные трактовки понятия «метод проектов» и в результате обобщения педагогической мысли и эмпирических исследований сделано попытку выяснить суть понятия «метод проектов». Определено, что метод проектов состоит в организации педагогического процесса путем планирования и прогнозирования результатов деятельности обучаемых. Также установлено целесообразность применения вышеупомянутого понятия в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности.

Ключевые слова: проект, проектирование, проектная деятельность, проектное обучение, метод проектов, будущие специалисты пожарной безопасности, профессиональная подготовка будущих специалистов пожарной безопасности.

Целью высшего образования в условиях постиндустриального общества является воспитание самодостаточных, компетентных, толерантных специалистов, способных ориентироваться и приспосабливаться к быстротечным изменениям современности. Особенно остро стоит вопрос о подготовке будущих специалистов пожарной безопасности, способных быстро принимать правильные решения в критических ситуациях, слажено работать в команде и адекватно реагировать на критику и замечания.

Использование инновационных методов и технологий обучения в подготовке будущих специалистов пожарной безопасности способно повысить качество подготовки в целом.

В результате анализа последних научных исследований относительно подготовки будущих специалистов пожарной безопасности выявлено значительное количество работ, посвященных формированию профессиональных качеств обозначенных специалистов (В. Бут, Н. Кришталь, С. Крук, Н. Фомич и др.), формированию готовности к профессиональной деятельности (Е. Быкова, Н. Омельченко и др.) и пр. Повышение уровня профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности предлагают за счет определенных условий организации педагогического процесса (Н. Вовчастая, А. Капля, Ю. Ненько и др.). Технологическим аспектам профессиональной подготовки вышеуказанных специалистов уделяли внимание

A. Парубок, Т. Ткаченко и др. Использование метода проектов в подготовке будущих специалистов пожарной безопасности малоизученное, что вызывает научный интерес нашей статьи.

Современные ученые трактуют понятие «метод проектов» как: средство формирования познавательного интереса учащихся (О. Оноприенко и др.); лич-ностно ориентированную педагогическую технологию (А. Блохин и др.); средство формирования ключевых компетенций (А. Волкова, В. Нищета и др.); технологию организации учителями учебно-воспитательного процесса (Н. Самойленко и др.); модель обучения (Н. Пелагейченко, С. Петровский, А. Самохвалов, Д. Слиткин и др.); инновационную педагогическую технологию в процессе гуманитарной подготовки (И. Дубко, В. Нищета, О. Царенко, В. Черных и др.).

Обобщая трактовки понятия «метод проектов», предложенные современными педагогами (Л. Кондратова,

B. Нищета, О. Оноприенко, Н. Самойленко, Е. Полат и др.), можно констатировать, что метод проектов выступает совокупностью учебно-познавательных приемов; личностно ориентированным методом; технологией организации учебной деятельности и системой обучения, которая базируется на самостоятельном решении заранее поставленной проблемы с последующей демонстрацией результатов исполненной роботы. Однако же, несмотря на достаточность толкований исследуемого понятия, детального анализа требует вопрос применения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.