УДК 376.3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
© 2012
Ю.Е. Криводонова, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья
Бийский территориальный центр социальной помощи семье и детям, Бийск (Россия)
Аннотация: В статье раскрываются основные особенности формирования ценностных ориентаций слепых и слабовидящих людей в сфере профессионального выбора.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, социализация, профориентация, приобретенная слепота,
врожденная слепота, слабовидение.
Понятие ценностных ориентации личности возникает в объяснительном социальном значении поведения. Ряд авторов (Колб, Уэл, 1961г.) считают, что ценностные ориентации тождественны аттитюду (социальной установке). Любимова Т.Б.. Попова СИ. связывают понятие ценностных ориентации социальнопсихологической науки с теорией Т.Парсонса. В психологии существуют много работ посвященных ценностным ориентациям личности, в которых изучается их иерархия. Выражая определенные качества личности, ценностные ориентации являются средством реализации определенных общественных целей. Нормативно ценностный подход изучения социально-политических ценностей берет свое начало от Э.Дюрктейма, Т.Парсонса, М.Вебера, А. Маршача, В.Паретто [1].
Много лет данной проблемой занимались американские ученые У.Томсон, Ф.Знанецкий. У них существует представление о том, что определенный слой развития и преобразования общества является преобразованием целей и интересов людей или определенных соотносящихся групп. В рамках данного подхода исследуется общий фундаментальный вопрос о природе интересов и способе осознания их действенных сторон. Э. Дюркгейм считал, что основа общества это общественное сознание, общее верование, ценности и нормы. Их ослабление грозит дезинтеграцией общества, его распаду [2].
В большинстве современных исследованиях ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп (А.И. Донцов, Д.А. Леонтьев). М.Рокич сформулировал определение ценностей. По его мнению, ценности - это устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или существования передаются наряду с каким-либо жизненным способом поведения, существования или аналогичной ситуацией. Таким образом, система ценностей это устойчивая совокупность убеждений. Рокичем было выделено три их типа: экзистенциональные, оценочные, прогматистские. Им было выделено два класса ценностей «терминальные» и «инструментальные», как ориентация в желательности или нежелательности способа поведения. Исследователи терминальных ценностей выделяют два их класса в зависимости от того, направлены ли они на социум интерперсонально сфокусированы на индивиде или интерперсонально (Олпорт и др. 1920г.). Маслоу 1959г. считает, что соотношение ценностей индивидуально у каждого человека, поэтому для каждого человека характерно преобладание своих ценностей, что определяет поведение и социальную позицию человека.
Рассмотрение разных уровней ценностных ориентации личности ведется в отечественной литературе давно. Тугаринов В.П. (1968 г.) различает ценности-средства и ценности-цели, что перекликается с разделением их на терминальные и инструментальные. Таким образом, под ценностными ориентациями личности понимаются цели, стремления, жизненные идеалы, желания, система определенных норм, (Ольшанский А. Б. 1965г.) [3].
Как в норме, так и при нарушениях зрения людям
присущи различные ценностные ориентации. Для незрячих и слабовидящих людей характерны ценностные ориентации разного плана, что связано с жизненной стратегией человека. Для одних людей ценностные ориентации связаны с реализацией себя в межличностных отношениях, для других - с реализацией себя в семье, а для третьих - с выбором своего дальнейшего жизненного пути [4].
Огромный отпечаток на формировании ценностей профессионального роста и самоопределения оказывает школа для слепых и слабовидящих детей, в которой обучаются незрячие дети [5]. Негативность отпечатка обучения в данном учебном заведении заключается в том, что, как правило, учителями дети делятся на два класса: класс слепых детей, в которых просто они не верят, и класс слабовидящих детей, на которых и направлены все их усилия. В свою очередь, дефект зрения накладывает не только отпечаток на развитие личности, как таковой, но и на формировании его ценностных ориентаций, связанных с подготовкой к выбору профессии и, в дальнейшем, с выбором своего жизненного пути в целом.
Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. По происхождению дефекты зрения делятся на врожденные и приобретенные, первичные и вторичные. Причем первичные - это соматический дефект, а вторичный - это нарушения социальных связей, нарушение двигательной сферы обусловлено малоподвижной образом жизни незрячих. Именно вторичные дефекты, обусловленные слепотой и слабовиденьем, накладывают отпечаток на формирование ценностей, связанных с подготовкой к профессионализации человека. Данная проблема возникает ещё в раннем детстве при наличии определённых стратегий семейного воспитания (гипоопека, безнадзорность). В такой ситуации незрячий ребёнок предоставлен сам себе. У него нет зрячих друзей, он не проживает так остро те возрастные кризисные периоды, необходимые для становления ценностей, связанных с профессиональной подготовкой к выбору дальнейшего жизненного пути. Такая личность характеризуется пассивностью и не имеет чётких убеждений в том, что необходимо расти и развиваться, несмотря на дефект. К сожалению, в настоящее время наблюдается именно данная тенденция, когда во главу угла выдвигается дефект ребёнка, а о способах его дальнейшей самореализации речи не идет даже тогда, когда незрячий ребёнок попадает в школу. Таким образом, в связи с наличием подобной проблемы, между первычным и вторичным дефектом при слепоте и слабовиденьи наблюдается тесная взаимосвязь. Она характеризуется тем, что между первичным и вторичным дефектами существуют сложные структурные межфункциональные связи [6].
Большой вклад в учение о дефекте зрения внес Выготский Л.С., который раскрыл структуру дефекта, и считал, что соотношения первичного и вторичного дефектов проявляется в психике человека не равнозначно. По его мнению, всякий телесный недостаток, не только изменяет отношения человека к миру, но и сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект реализуется
как социальная ненормальность поведения, поэтому незрячие требуют особых условий воспитания, к ним возникает особое отношение, меняется его социальная позиция. В дальнейшем телесный недостаток вызывает особую социальную установку, когда физический дефект вызывает социальный «вывих». Органический дефект влияет на личность человека, так как поврежденные органы вносят свою социальную природу, что затрудняет формирование ценностных ориентаций, связанных с выбором дальнейшего жизненного пути в мире профессий незрячих и слабовидящих людей [1].
Как в норме, так и при нарушении зрения ценностные ориентации проявляются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, убеждениях и являются образцом ценностного плана генеральной линейной жизни человека. Система ценностных ориентации личности это показатель того, что можно ожидать от человека, это обобщенный показатель направленности интереса, потребности личности, социальной позиции, уровня духовного развития человека, поэтому проблема адаптации и реадаптации слепых, должна строится не как биологическая, а как социальная. Именно при такой постановке вопроса возможно проведение разноплановой психологической работы, направленной на социализацию
незрячего человека в обществе, а также на выбор своего дальнейшего жизненного пути в мире профессий [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асницкий, А.К. Саморегуляция активности слепых в ситуации потери работы / А.К. Асницкий, Т.С. Чуйкова // Вопросы психологии. - 1999. - №1. - 18-24 с.
2. Агеев, В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов / В.С. Агеев // - Вопросы психологии. - 1986. - №1. - 66-70 с.
3. Чудновский, В.Н. Смысл жизни, проблема относительной эмансипированности от внешнего и внутреннего / В.Н. Чудновский // Психологический журнал. - 1995. - Том 16. - №2. - 40-43 с.
4. Чуприкова, Н.И. Эмоциональные сигналы, определяющие выбор жизненного пути / Н.И. Чуприкова // Мир психологии. - 2002. - №4. - 78-82 с.
5. Никашина Н.А. Особенности показателей самореализации личностилюдей с ограниченным зрением // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 227-230.
6. Абишева, А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. - 2002. - №3. - 8-14 с.
THE MAIN APPROACHES TO THE PROBLEM OF THE VALUABLE ORIENTATIONS BLIND AND VISUALLY IMPAIRED IN THE COURSE OF THEIR VOCATIONAL TRAINING
© 2012
Ju.E. Krivodonova, the psychologist of office of social rehabilitation of minors with limited intellectual and physical opportunities of health
Biysk territorial center of the social help to a family and children, Biisk (Russia)
Annotation'. Article describes the main features of value formation of blind and visually impaired people in vocational choice.
Keywords: training, socialization, career guidance, acquired blindness, congenital blindness, low vision.
УДК 37.013.46
ОБОБЩЕННЫЕ ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ
УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
© 2012
В.Н. Аниськин, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики, профессор кафедры «Информационно-коммуникационные технологий в образовании» Е.В. Куликова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Математика и методика обучения» Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: Статья посвящена анализу предпосылок роли и места обобщенных приемов учебной работы по решению геометрических задач в системе подготовки учителя математики в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая, специальная подготовка учителя в педагогическом вузе, модернизации высшего профессионального образования, ключевые компетенции педагога.
Эффективность подготовки специалистов в педагогическом вузе определяется полнотой решения её основной задачи - гармоничного сочетания специальной, научной, методической и психолого-педагогической составляющих общей профессиональной подготовки, которые обеспечивают соответствие квалификации будущего учителя социальному заказу общества.
Профессионально-педагогическая подготовка учителя в педагогическом вузе представляет собой многостороннюю систему, объединяющую относительно самостоятельные, но взаимосвязанные и взаимообусловленные системы подготовки: общественно-политическую, специально-научную, психолого-педагогическую, общекультурную [1-6 и др.].
Специальная подготовка будущих учителей математики направлена на вооружение их глубокими и всесторонними знаниями и умениями по математике, знанием её содержания и методов обучения, практическими умениями.
Составной частью специальной подготовки будуще-
го учителя математики является курс геометрии. Целью курса геометрии является развитие у будущего педаго-га-математика достаточно широкого взгляда на геометрию и вооружение его конкретными знаниями, дающими ему возможность преподавать геометрию в школе и квалифицированно вести факультативные курсы по этому учебному предмету [7-9 и др.].
В содержание курса геометрии включены вопросы: «Векторы и операции над ними. Метод координат в пространстве. Преобразования плоскости и пространства». При обучении студентов акцент делается на сообщение основных теоретических положений по каждому методу, на применение этих знаний при решении задач. Задачи, предлагаемые студентам для решения, даются с указанием метода решения. Проблема самостоятельного выбора метода решения задачи перед студентами не ставится.
В результате не выполняется общее требование к системе специальной подготовки учителя математики, продиктованное современным состоянием математиче-