Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / семейный клуб / детско-родительское сообщество / педагогическая компетентность родителей / традиции / family / family club / community of children and parents / parent's pedagogical competence / traditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшакова Татьяна Юрьевна

Рассматривается деятельность детско-родительского сообщества семейного клуба, созданного в МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа» с. Усть-Качка Пермского муниципального района, его роль в формировании семейных ценностей молодой семьи. Проанализированы особенности организации проектной деятельности в рамках семейного клуба, в осуществлении которой принимают активное участие родители, дети и педагоги. Особое внимание уделяется анализу результативности деятельности семейного клуба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меньшакова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF FAMILY VALUES OF A YOUNG FAMILY

The article reviews the activities of the community of children and parents a family club established in Ust-Kachka secondary school in Ust-Kachka (Perm municipal district), its role in the formation of family values of a young family. The article analyzes the features of organizing project activities within the family club, in which parents, children and teachers take an active part. Special attention is paid to the analysis of effectiveness of performance of the Family club.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

УДК 37.018.26:316.356.2-058.8 DOI: 10.24411/2308-7218-2020-10111

Меньшакова Татьяна Юрьевна

магистрант кафедры педагогики и психологии, 1-й курс

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 215-18-76 (доб. 418) e-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

Tatiana Y. Menshakova

Master's Student of the Department of Pedagogy and Psychology, 1st year

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaya, 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]

THE MAIN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF FAMILY VALUES OF A YOUNG FAMILY

Аннотация. Рассматривается деятельность детско-родительского сообщества - семейного клуба, созданного в МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа» с. Усть-Качка Пермского муниципального района, его роль в формировании семейных ценностей молодой семьи. Проанализированы особенности организации проектной деятельности в рамках семейного клуба, в осуществлении которой принимают активное участие родители, дети и педагоги. Особое внимание уделяется анализу результативности деятельности семейного клуба.

Ключевые слова: семья, семейный клуб, детско-родительское сообщество, педагогическая компетентность родителей, традиции.

Abstract. The article reviews the activities of the community of children and parents - a family club established in Ust-Kachka secondary school in Ust-Kachka (Perm municipal district), its role in the formation of family values of a young family. The article analyzes the features of organizing project activities within the family club, in which parents, children and teachers take an active part. Special attention is paid to the analysis of effectiveness of performance of the Family club.

© Меньшакова Т.Ю., 2020

Key words: family, family club, community of children and parents, parent's pedagogical competence, traditions.

Семья - один из важнейших социальных институтов, который образует, по определению С.Л. Соловейчика, «базовое предусловие функционирования социума, благодаря физическому и социокультурному замещению поколений, посредством рождения детей и поддержания существования всех членов семьи» [12]. Известный психолог С.Л. Рубинштейн утверждал, что «без семьи, без воспроизводства населения и семейной социализации потомства невозможно восполнение всех социальных институтов, обеспечение социальной жизни» [11].

Семья и как социальный институт, и как малая социальная группа исследовалась многими учеными, как зарубежными, так и отечественными. В изучение семьи большой вклад внесли такие отечественные психологи и педагоги, как А.И. Антонов, П.И. Бабочкин, Н.Н. Замотина, П.Р. Костин, А.М. Черемизов, С.В. Холодов и др. [2-6, 10, 13, 14].

Одна из наименее исследованных проблем - это возможность психолого-педагогической поддержки семей через клубные объединения, где восполняется недостаток общения членов семьи друг с другом и с другими семьями, формируются нравственные выборы и семейные ценности. И все это происходит в активном, деятельностном взаимодействии взрослых и детей при участии психолога как модератора и координатора этого взаимодействия.

Семейными ценностями можно считать систему духовно-нравственных и морально-этических норм конкретной семьи, которые регламентируют не только взаимодействие между ее членами, но и их поведение в обществе [7-9].

Для каждой стадии развития семьи характерна особая структура отношений, уклад и образ жизни. Каждый период характеризуется своими задачами, своими типичными проблемами. Любое нарушение благоприятного течения стадий семейного цикла с неизбежностью ведет к возникновению кризисной ситуации. Специфические задачи должны быть решены своевременно и в полном объеме. Только тогда семейная система сформирует собственные ценности и естественным образом передаст их детям.

Именно в эти периоды семьям как никогда необходима поддержка в виде общения с другими семьями, обмен опытом, проведение общих мероприятий, сближающих членов семьи, снимающих напряжение, позволяющих по-новому увидеть друг друга, и форма семейного клуба органично и эффективно позволяет осуществить поддержку и расширить опыт создания семейных ценностей и передачи их детям.

Если в процессе семейного консультирования с профессиональным психологом семья решает проблемы, но при этом находится в положении пассивного, ведомого участника, то при общении в кругу таких же семей часть проблем находит решение естественным путем, часть - просто исчезает, определенные пути решения молодая семья может позаимствовать из опыта своих знакомых, с которыми тесно общается.

Исходя из этого можно сформулировать основные задачи, которые должны решаться в процессе психологической поддержки молодой семьи.

1. Преодоление кризисной ситуации, когда супругам необходимо осознать, что проблемы и кризисы в семейной жизни имеют определенные закономерности, лежащие в основе супружеских отношений, и следует проявлять терпение, уважение друг к другу, понимание и тем самым избегать опрометчивых поступков и решений.

2. Расширение информированности о закономерностях супружеских отношений, межличностном общении; формирование системы взаимодействия с детьми на основе взаимоуважения и уважения к личности ребенка; формирование семейных традиций и ритуалов.

3. Наработка навыков бесконфликтного общения, формирование умения конструктивно разрешать конфликты в рамках совместной деятельности, в том числе и с ребенком.

4. Привлечение семьи к осуществлению психологической поддержки других семей, вовлечение в дальнейшую работу в качестве инициативной группы в рамках деятельности семейного клуба.

Согласно словарю В.И. Даля, клуб - «это собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении для беседы и увеселений» [1]. Семейный клуб демократичен, в нем есть место как молодым семьям, так и семьям с большим стажем. Такое разнообразие позволяет создать уникальную культурную среду для реализации потребностей в общении и для передачи ценного практического опыта.

Все это делает клубную деятельность доступной и эффективной формой организации информационно-консультационной работы, в первую очередь с молодыми семьями. Именно программы клубной деятельности позитивной направленности способствуют сплочению молодых семей, позволяют задействовать мощный фактор взаимной психологической поддержки и являются одной из самых привлекательных форм мотивации на последующую профилактическую и коррекционную работу.

Семейный клуб «Счастливы вместе» организован по инициативе активной семейной группы при Усть-Качкинской средней школе и при методической поддержке АНО «Институт поддержки семейного воспитания» совместно с ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». Это детско-родительское сообщество учащихся 5 «в» класса с участием социального педагога и классного руководителя.

Основное направление деятельности клуба - организация клубных встреч, конференций для молодых родителей, семинаров, выставок, семейных конкурсов, культурно-развлекательных мероприятий и экскурсий.

Основными целями деятельности клуба являются укрепление престижа института семьи и семейных ценностей, воспитание у обучающихся духовности и нравственности, уважения к российским традициям супружества, формирование родительских качеств, пропаганда здорового образа жизни.

Ключевая стратегия участников клуба - создание гармоничных родительско-детских отношений, развитие личности ребенка, его психоэмоционального благополучия через формирование и выбор семейных ценностей и разнообразную, содержательную по формам совместную семейную деятельность.

Цели и задачи деятельности клуба достигаются путем выполнения следующих функций:

- создание системы обмена информацией и общения членов клуба;

- создание условий для воспитания у обучающихся ценностного отношения к семье;

- создание образовательного, исследовательского, проектного и культурного сотрудничества семей, входящих в состав клуба;

- профессиональная, психологическая, творческая, юридическая и личностная поддержка членов клуба, создание условий для их самореализации, развития в них инициативности, креативности, партнерского отношения друг к другу;

- представление на всех уровнях интересов членов клуба;

- обеспечение возможности участия членов клуба и других заинтересованных лиц в различных мероприятиях.

Среди наиболее эффективно зарекомендовавших себя форм работы клуба необходимо отметить клубные встречи, конференции, лекции, семинары, психологические тренинги, выставки, информационные стенды, викторины, конкурсы, культурно-развлекательные мероприятия во время государственных и национальных праздников, диспуты, беседы, дебаты, экскурсии.

Формирование семейных ценностей в рамках клубной работы происходит через разработку и реализацию проектов, участие в которых принимают и дети, и родители. При этом происходит обмен ценностными выборами между семьями - участниками клуба и таким образом обогащаются семейные традиции, возникают новые традиции и ритуалы, способствующие укреплению семьи и формированию семейных отношений на основе уважения и взаимопонимания всех членов семьи.

Семьи - участники клуба за 2019 г. провели круглый стол на тему «Наши семейные традиции», который своей прямой целью ставил возрождение и развитие семейных традиций, создание среды, дружественной детям, благоприятной для развития семьи и семейных отношений. Данное мероприятие позволило семьям-участникам обменяться опытом; проект «Счастливые истории», в рамках которого члены клуба должны были рассказать о семейных традициях, создать и представить видеоролик о своей семье, положил начало формированию семейного архива в клубе. Участвуя во Всероссийской акции «Я помню, я горжусь», посвященной 75-летию Победы, родители и дети собрали материал о своих родственниках - участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла и оформили его на стенде школы, показав тем самым, насколько важно чтить память предков и свою историю.

Проект «Семейная мастерская», на котором был проведен мастер-класс по изготовлению талисмана - оберега семьи, дал возможность детям, родителям и другим членам семьи более старшего поколения продемонстрировать изобретательность, чувство сплоченности и уважения друг к другу и зародил еще одну семейную традицию.

Все это позволяет осуществлять более тесное взаимодействие молодых семей, а также воспитывать чувство гордости за свою семью, увеличивать привлекательность форм совместной семейной деятельности.

Семьи объединились для реализации проектов проведения дней здоровья, конкурса «Папа, мамочка и я - мы здоровая семья» и квест-игры «Здоровым быть здорово», определив для себя одну из важнейших семейных ценностей, оказывающих благоприятное влияние на развитие детей, - следование принципам здорового образа жизни.

Круглый стол - одна из наиболее эффективных форм работы клуба, так как дает возможность интерактивного взаимодействия участников, позволяет в деятельностном режиме получать новые навыки семейного общения и закладывать семейные традиции уважения взрослых и детей. «Кто в семье главный» - эта тема одна из актуальных для семьи, так как процессы феминизации, социального и статусного перераспределения ролей в семье нарушают гармонию отношений, поэтому актуально восстановление такой ценности, как выполнение ролевых семейных функций, в которых каждый член семьи на определенном этапе может быть «главным».

По мнению участников клуба, такие виды деятельности очень эффективно способствуют появлению и развитию семейных ценностей: чувству общности, сплочения семьи, повышают чувство гордости детей за своих родителей и представителей старшего поколения, учат молодых родителей взаимодействию со своими детьми и между собой на основе учета и уважения желаний и выборов членов семьи.

В целом все проводимые мероприятия учат молодую семью позитивному общению, формируют чувство удовольствия от совместной деятельности, от общественно полезного, активного времяпровождения, от здоровых форм досуга и, что крайне важно, убедительно показывают, что семейные ценности укрепляют семью, развивают отношения и увеличивают привязанность и уважение детей к родителям и старшим членам семьи.

Таким образом, анализ работы семейного клуба «Счастливы вместе» с. Усть-Качка Пермского края, наблюдения за деятельностью участников клуба и данные проведенного анкетирования показали, что деятельность семейного клуба результативна: выросло количество участников клуба от 12 человек в самом начале деятельности до 25; важным фактором является присутствие в числе участников молодых пап; выросла активность участия родителей в общешкольных мероприятиях, что в свою очередь повлияло на повышение активности и инициативности детей в рамках классного коллектива и школы. Родители также отмечают, что снизилось количество конфликтов между супругами и между родителями и детьми, повысился уровень педагогической компетентности родителей.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что в основе работы семейного клуба «Счастливы вместе» лежит активное взаимодействие как внутрисемейного типа, так и формирование новых навыков межличностного взаимодействия молодых семей друг с другом. В результате деятельности клуба формируются новые взаимоотношения внутри семьи, между родителями, между родителями и детьми, повышается педагогическая компетентность родителей, психологическая комфортность в семье, развитие ребенка становится частью развития самой семьи. Повышается мотивация к участию

в деятельности клуба как взрослых, так и детей. Все это основывается на принятии и выборе семейных ценностей, таких как уважение, признательность друг к другу, бережное отношение к личности каждого члена семьи, желание как можно больше времени проводить в семейном взаимодействии, в проведении совместного досуга.

Список литературы

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. - URL: https://dal.slovaronline.com/13432-KLUB

2. Замотина Н.Н. Семья в современной прессе: должное и реальное. - М., 2013. - С. 504.

3. Климантова Г. Государственная семейная политика современной России: учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2019. - 300 с.

4. Коряковцева О.А, Рожков М.И. Комплексная поддержка молодой семьи. - М.: Педагогика, 2017. - 340 с.

5. Костин П.Р. Семейные клубы и родительские объединения. - М.: Эколопром, 2017. - 300 с.

6. Кущенко С.В., Станкевич О.В., Прокудина Е.П. Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных ценностей // Молодой ученый. -2017. - № 39 (173). - С. 103-106.

7. Молодая семья: состояние, проблемы, перспективы: сб. Росстата. - М.: РОСТ, 2019.

8. Молодые семьи едут в Пермь [Электронный ресурс] / Междунар. центр семьи, молодежи и детей. - URL: http://www.icfyc.ru/

9. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. - URL: http://government.ru/docs/14494/

10. Прокудина Е.П. Семейные ценности // Молодой ученый. - 2017. -№ 39 (173). - С. 103-106.

11. Рубинштейн С.Л. Общая психология. - М.: Психология и педагогика, 2011. - 500 с.

12. Соловейчик С.Л. Избранные статьи. - М.: Педагогика, 1977. - 390 с.

13. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М.: Просвещение, 1978.

14. Черемизов А.М. Молодая семья. Формы и виды поддержки. - СПб.: Логос, 2018. - 290 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.