Научная статья на тему 'Взаимодействие семьи и школы в деятельности районного семейного клуба "Родительская среда"'

Взаимодействие семьи и школы в деятельности районного семейного клуба "Родительская среда" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / FAMILY / INTERACTION / SOCIAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арифулина Рамиля Умяровна, Беляева Татьяна Константиновна, Белогорская Любовь Владимировна

В статье рассматривается специфика взаимодействия образовательной организации с семьей в формате деятельности районного семейного клуба. Авторы анализируют опыт создания семейного клуба «Родительская среда» в рамках сетевого сотрудничества университета и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арифулина Рамиля Умяровна, Беляева Татьяна Константиновна, Белогорская Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOLS IN THE ACTIVITIES OF THE DISTRICT FAMILY CLUB "PARENTAL MEDIUM"

The article discusses the specifics of the interaction of the educational organization with the family in the format of the activities of the district family club. The authors analyze the experience of creating a family club "Parent Environment" in the framework of the network cooperation between the university and the school.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие семьи и школы в деятельности районного семейного клуба "Родительская среда"»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Арифулина Рамиля Умяровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Белогорская Любовь Владимировна

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОГО СЕМЕЙНОГО КЛУБА

«РОДИТЕЛЬСКАЯ СРЕДА»

Аннотация. В статье рассматривается специфика взаимодействия образовательной организации с семьей в формате деятельности районного семейного клуба. Авторы анализируют опыт создания семейного клуба «Родительская среда» в рамках сетевого сотрудничества университета и школы.

Ключевые слова: семья, взаимодействие, социальное развитие, образовательный потенциал.

Annotation. The article discusses the specifics of the interaction of the educational organization with the family in the format of the activities of the district family club. The authors analyze the experience of creating a family club "Parent Environment" in the framework of the network cooperation between the university and the school.

Keywords: family, interaction, social development, educational potential.

Введение. Семья является важнейшим социальным институтом общества. В семье заложена первичная социализация и формирование личности ребенка, формируются основы его физического, духовного, нравственного и гражданского развития.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в соответствии с принципами государственной политики в области образования важнейшим является приоритет "воспитания личности в семье".

Семья, как педагогический коллектив, выполняет целый ряд функций. Во-первых, это команда, которая связана не только общей целью и деятельностью, но и родственными связями. Во-вторых, это относительно стабильная группа единомышленников, в которой постоянно происходит взаимодействие в различных видах деятельности. В-третьих, семья-это разновозрастная ячейка общества, в которой старшее поколение является естественными воспитателями подрастающего поколения. В семье заложено формирование важнейших качеств человека. Здесь ребенок получает первые представления о мире, весь фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, на которых основано нравственное становление личности [4, С. 82].

Семья является необходимым фактором социального развития в силу глубокой специфики воздействия на ребенка. Роль семьи в развитии духовных потребностей и интересов ребенка очень велика. Только в семье можно сформировать культуру родственных отношений, доминировать в важнейших социальных ролях, формировать эмоциональную культуру, обогатить нравственный опыт, вести половое воспитание молодежи, готовить их к будущей семейной жизни [5].

Семья должна обеспечить рациональную организацию жизни ребенка, помочь ему получить положительный опыт жизни и труда старших поколений, получить ценный индивидуальный опыт взаимодействия, отношений, привычек.

Изложение основного материала статьи. Успех семейного воспитания зависит главным образом от личных ресурсов семьи, ее состава, увлечений, вкусов, отношений молодежи и пожилых людей, взрослых и детей и др. Особое значение для формирования личности ребенка имеет наличие и характер целей воспитания, их осознание родителями, что также определяется личностными ресурсами семьи [1, С. 13].

Особые трудности в обучении ребенка обусловлены отсутствием согласованности между требованиями школы и семьи. Для того чтобы обеспечить единство действий, необходимо организовать взаимодействие школы и семьи, обеспечить взаимную заботу и влияние на ребенка.

Взаимодействие школы и семьи - это тесная взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Поэтому взаимодействие школы и семьи является источником и важным механизмом их развития. Вступая во взаимодействие, учителя, родители и дети лучше узнают окружающих и себя. Обстоятельства, при которых это происходит, то, как они воспринимают друг друга, зависит от объективности взглядов и знаний об окружающей их воспитательной среды. На основе этого взаимодействия создается взаимопонимание, которое существенно влияет на тип взаимоотношений педагогов и семьи, что также зависит от установок взаимодействия, продолжительности и интенсивности общения, атмосферы в классе и школе, особенностей педагогов и семьи, позиции родителей по отношению к школе.

Важно понимать, какие цели объединяют учителей, родителей и детей, как эти цели реализуются ими. Именно на этой основе формируются отношения между учителями и семьей. Между родителями и учителями могут быть дружеские личные отношения, возникающие во время общения, вместе с этим отношения могут быть безразличными, а часто и негативными. Характер отношений, как правило, зависит от вовлеченности родителей в дела класса, школы. В позитивных отношениях родители стараются помочь учителю реализовать его планы и идеи. Они участвуют в совместных образовательных мероприятиях и совместно решают проблемы. Это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии всех сторон [3, С. 47].

В зависимости от степени осознанности отношения педагогов, родителей к интересам детей, проблемам друг друга, наличия осознанной цели совместной деятельности выделяют следующие виды взаимодействия: сотрудничество, диалог, опека, подавление, соглашение, конфронтация, индифферентность [2].

Большой образовательный потенциал имеет сотрудничество педагогов и родителей. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное отношение между взаимодействующими сторонами. Такое взаимодействие помогает участникам процесса "чувствовать партнера", обучаться,

понимать и нравственно развиваться. Хорошо организованный диалог создает благоприятные условия для сотрудничества школы с семьей.

В основе сотрудничества лежит утверждение о роли взаимодействующих сторон, положении и функциях в единой команде, в конкретных воспитательных условиях и действиях. Сотрудничество педагогов и семьи осуществляется через совместное определение целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и ресурсов. Участники взаимодействия осознают возможности и потребности других, понимают необходимость согласования своих действий, координируют свои действия для достижения положительного результата.

Необходимость организации взаимодействия семьи и школы обусловлена заботой об индивидуальном развитии каждого ребенка. Важно, чтобы ребенку в семье создавались наиболее благоприятные условия и семейное воспитание соответствовало системе школьного образования, чтобы образовательные результаты школы "не стирались семьей"и не было педагогического противостояния между семьей и школой, от которого страдает в первую очередь ребенок.

Г. В. Новикова [6] выделяет следующие направления сотрудничества семьи и школы: "организация психолого-педагогического просвещения родителей, участие родителей в определении перспектив развития ребенка, совместная разработка мероприятий, участие родителей в поиске и подборе дополнительного образования детей, помощь в учебе, поддержка родителей в воспитании детей.

Для реализации этих направлений используются различные формы работы: организация родительских активов, участие родителей в работе комиссий по делам несовершеннолетних, вовлечение родителей в управленческую деятельность учебным заведением, информационно-просветительская деятельность: лекции для родителей, родительские собрания, публикации для родителей в различных средствах массовой информации, психологическая и педагогическая поддержка: изучение отношений между родителями и детьми в рамках психологического и педагогического мониторинга, проблемно-тематические консультации, тренинги, ролевые игры для детей и родителей. Досуговая деятельность: создание творческих коллективов взрослых и детей, семейные семинары, совместные экскурсии, посещения театров, экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, конкурсы, дебаты и т.д.» [6]. Проблемы ребенка не могут быть решены без учета ситуации и окружающей среды, в которой он находится. Искренний интерес взрослых - родителей, учителей к проблемам воспитания подрастающего поколения, создает хорошую возможность для развития позитивных отношений между ними. Реализовать эти возможности можно в рамках деятельности клубного объединения родителей.

Например, В Нижнем Новгороде действует семейного клуб «Родительская среда», который организован силами районного управления образования и кафедры общей и социальной педагогики НГПУ им. К.Минина в Советском районе г. Нижнего Новгорода на базе МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 151» (директор - Шебалкина М.Г.).

Родительский клуб - это особая форма взаимодействия между педагогами и родителями, которая включает в себя взаимный обмен опытом и знаниями по проблемам развития и образования детей. Это объединение способствует более глубокому пониманию и изменению жизненных ценностей педагогов и родителей. Цель деятельности родительского клуба - объединить усилия школы и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

В настоящее время отношения между детьми и родителями стали более разнообразными и интересными и требуют от учителей большей эрудиции, гибкости, понимания своих задач. Результатом работы клуба является взаимное обогащение опытом и идеями воспитания всех участников воспитательного процесса и родителей и педагогов.

В целях повышения заинтересованности родителей в совершенствовании, воспитании и поддержании здоровья детей определены следующие основные направления работы клуба «Родительская среда»:

1. Повышение педагогической культуры родителей;

2. Приобщение родителей к участию в жизни школы путем поиска и внедрения новых, эффективных форм работы;

3. Создание условий для реализации идей педагогов. учащихся и их родителей, способствующих проявлению их творческих способностей, всестороннему общению (обмен мнениями, опыт семейного воспитания).

К работе в клубном объединении «Родительская среда», привлекаются преподаватели вузов, учителя, логопеды, психологи, врачи и другие специалисты, формирующие практические навыки родителей в различных сферах семейного воспитания. В рамках работы клуба проводится большая предварительная работы с семьями (опрос, анкетирование, индивидуальные интервью), с помощью которой выявляются проблемы, трудности, интересы и пожелания родителей. На основании этих данных составляется тематический план работы Клуба, который можно корректировать и обновлять в течение учебного года.

Формы и методы работы, которые используются в работе с родителями весьма разнообразны. Это консультации со специалистами (психологами, педагогами, врачами и т.д.), круглый стол, беседа, родительская гостиная, мастер классы, вечера с вопросами и ответами, творческие мастерские, игровые тренинги, оформление фотомонтажей и т.д.. Занятия клуба проходят вечером каждую последнюю среду месяца, родители заранее знакомятся с тематикой встреч. Продолжительность заседаний 1,5 - 2 часа. Взаимодействие с родителями осуществляется также дистанционно через интернет-ресурсы, в группах в социальных сетях и т. д.

Предполагается, что основной состав клуба со временем будет постоянным. Это позволит участникам встреч лучше понять и осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях. В течение учебного года программа клубных встреч может корректироваться в соответствии требованиями и потребностями участников клубного собрания.

Выводы. Работа клуба создает единое образовательное пространство семьи и школы, оптимизирует сотрудничество педагогов и родителей, что делает родителей и педагогов единомышленниками, сплотившимися для решения одной задачи - воспитания, обучения и развития ребенка. Успех развития этого взаимодействия во многом зависит от профессионализма педагогов, их готовности решать проблемы в работе с семьей.

Таким образом, основой сотрудничества между школой и семьей является общая цель создания благоприятных условий для социализации и образования детей.

Литература:

1. Асадуллин Р.М. Семья и школа: от противостояния к взаимодействию // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 5 (78). С. 7-11.

2. Коваленко И.В. Семья и школа: возможно ли творческое взаимодействие? // В сборнике: Проблемы творческого развития личности в системе образования сборник статей по материалам IV Всероссийского научно-практического семинара. 2017. С. 25-34.

3. Лодкина Т.В. Изучение особенностей семейного уклада и психолого-педагогической культуры родителей // Мир образования - образование в мире. — 2001. — №2.

4. Психология семьи: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Н. В. Гребенникова, Е. В. Гурова, Е. И. Захарова и др.]; под ред. Е. Г. Сурковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014 — 240 с. — (Сер. Бакалавриат).

5. Семенова Л.Э., Серебрякова Т. А., Гарахина Ю. Е. Психологическое благополучие и опыт родительства женщин-матерей из разных типов семей // Вестник Мининского университета. 2013. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/363

6. Новикова Г.В. Роль семейной психологии в системе образования России // Педагогика жэне психология - педагогика и психология. 11— 2012. — № 3-4 С. 112-117.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) / https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/

Педагогика

УДК 372 882

кандидат педагогических наук Багге Мария Борисовна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Фёдоров Сергей Владимирович

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

РАБОТА С КОНЦЕПТОМ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВОМ ДОСТИЖЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена вопросам преподавания литературы в школе; сама тема делает статью актуальной - вопрос, каким быть филологическому образованию в школе, вопрос острый, стоит на повестке дня. Авторы статьи в своих представлениях о сути филологического образования в школе и его целях отталкивается от точки зрения С.С. Аверинцева как службе понимания, которая направлена на поиски золотой середины между субъективным переживанием по поводу сказанного и рациональным его осмыслением. С точки зрения авторов, те задачи, которые ставятся перед литературным образованием сегодня, - внимание к мировоззрению учащихся - решаемы при одном условии: если на уроке литературы есть место для обсуждения важнейших нравственных проблем, поставленных русской литературой. Работа с концептами при этом имеет важное значение.

Ключевые слова: филологическое образование, цель литературного образования, мировоззренческая позиция читателя, авторская идея, филологические умения школьника, концепт.

Annotation. The article is devoted to the teaching of Literature at school. The theme itself makes the article topical. The problem of philological education at school is on the agenda. It's an acute issue concerning the problem of what kind of philological education should be.

The authors in their views of the essence of philological education at school and its objectives start from the point of view of S. S. Averintsev namely, philological education is the means of interpretation, which aims to find the ideal compromise between a subjective experience about what was said and its rational comprehension.

From the point of view of the authors, the tasks of literary education today, - attention to individual spiritual development - can be resolved under one condition: only if at the lesson of Literature, we discuss the most important moral problems stated by Russian literature. And this is possible can take place only under condition of understanding the author's idea. work with rancepts here has an important value.

Keywords: philological education, the objective of literary education, worldview position of a reader, author's idea, the philological skills of a learner, concept.

Введение. Понятие концепта все активнее используется в школьной практике. К нему обращаются и в контексте утверждения целей формирования интегративных и метапредметных знаний обучающихся, и установки на личностный характер обучения, и реализации требований ФГОС, и достижения целей образования через систему ценностных ориентиров. Исследователь, интересующийся проблемой концептов, встретит немалое количество словосочетаний с этим понятием: художественный концепт, культурный (общекультурный), социальный, общеязыковой, познавательный концепт. Видимо, список может быть и более длинным.

Включая понятие концепта в свою методическую практику, учитель предполагает решение различных задач. Изучение концепта может быть определено и как самостоятельная цель в обучении различным школьным предметам, в первую очередь, гуманитарным, и как средство достижения целей обучения и воспитания; спектр их весьма разнообразен. Обзор методических и научных статей (в качестве примера можем привести следующие названия исследовательских работ: «Концепты внутреннего мира человека: русско-английские соответствия», «Изучение концепта «дружба» в начальной школе», «Изучение концептов на уроках обучения языкам национальных меньшинств», «О лингвокультурном концепте «любовь» в русской языковой культуре мира» и др.), позволяет делать вывод о том, что школьная практика тот или иной концепт делает в первую очередь целью изучения, а не средством научения, средством, позволяющем постичь глубинные смыслы текста. Это вполне объяснимо: воспитательная, мировоззренческая составляющая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.