ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.01
Л. В. Байбородова, В. М. Пономарева
Взаимодействие педагогов и родителей в процессе подготовки детей к обучению в школе
В данной статье обосновывается актуальность проблемы адаптации детей к обучению в школе, обозначаются трудности первоклассников. Подчеркивается, что подготовка детей к обучению к школе предполагает взаимодействие педагогов дошкольного учреждения, школы и семьи. Рассмотрены основные направления этого взаимодействия: установление и формирование доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и родителями, оказание помощи ребенку в решении его проблем, развитие взаимодействия детей и родителей, отношений взаимопонимания и взаимоуважения в семье, организация совместной деятельности детей и родителей, развитие самоуправления в родительском коллективе, повышение психолого-педагогической культуры родителей. Предлагаются конкретные способы взаимодействия педагогов и семьи по указанным направлениям, клубная форма работы с родителями, а именно - семейный клуб как средство повышения педагогической культуры родителей и развития отношений между педагогами, детьми и родителями. Изложен опыт деятельности такого клуба, показаны содержание и формы организации его деятельности. Отмечается, что взаимодействие педагогов с семьями в условиях клуба повышает уровень педагогической культуры родителей, позволяет формировать благоприятную атмосферу как в коллективе учреждения, так и в семьях, улучшает взаимопонимание родителей и детей.
Ключевые слова: адаптация первоклассников, взаимодействие педагогов и семьи, педагогическая культура родителей, дошкольное учреждение, школа, семейный клуб.
L. V. Baiborodova, V. M. Ponomariova
Interaction of Teachers and Parents in the Process of Training of Children to Study at School
In this article urgency of the problem of adaptation of children to study at school is proved, difficulties of first graders are designated. It is emphasized that training of children to study at school assumes interaction of preschool teachers, school and family. The main directions of this interaction are considered: establishment and formation of benevolent and confidential relations between teachers and parents, assistance to the child in the solution of his problems, development of interaction of children and parents, the mutual understanding and mutual respect relations in the family, organization of the joint activity of children and parents, development of self-government in the parent group, increase of psychological and pedagogical culture of parents. Certain ways of interaction of teachers and the family in the specified directions are offered, a club form of work with parents, in particular, a family club as a means to increase the pedagogical culture of parents and development of the relations between teachers, children and parents. Experience of work of this club is presented; the contents and forms of the organization of its activity are shown. It is noted that interaction of teachers with families in conditions of the club raises the level of pedagogical culture of parents, allows to form a favourable atmosphere both in the staff of the institution, and in families, it improves mutual understanding of parents and children.
Keywords: adaptation of first graders, interaction of teachers and family, pedagogical culture of parents, a preschool institution, school, a family club.
Адаптация ребенка в первом классе - особый и сложный период в его жизни. Он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности, изменяется социальное окружение и уклад его жизни. В такой сложный для ребенка период ему особенно нужна помощь со стороны родителей - главных воспитателей и помощников.
При поступлении в первый класс многие дети сталкиваются с трудностями. Анализ педагоги-
ческой литературы и опыта позволил определить основные проблемы адаптации первоклассников:
- сложное привыкание к новому режиму;
- нежелание идти в школу;
- сильное утомление, нервозность, капризы;
- проблемы в общении со сверстниками, учителем;
- высокий уровень заболеваемости и др. [2]. Для предупреждения возможных трудностей
адаптации детей к школе очень важно организо-
© Байбородова Л. В., Пономарева В. М., 2014
вать взаимодействие педагогов дошкольного учреждения, учителей начальных классов и родителей. Можно определить ряд направлений и форм взаимодействия педагогов и семьи, реализация которых способствует успешной адаптации первоклассников в школе [1].
Установление и формирование доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и родителями. Определяющую роль в организации взаимодействия педагогов и семьи выполняют педагоги. Достижение этой цели возможно, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит родителей к пониманию проблемы и побуждает их к ее решению. При общении с родителями должны чаще звучать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть», «Хочется услышать ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна убеждать в том, что он нуждается во взаимодействии с близкими и родственниками ребенка, в объединении усилий с ними, что родители — его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своих детей. Необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в воспитании ребенка, заинтересован в его успешной адаптации к обучению в школе. Постепенно и тактично педагоги мотивируют родителей на сознательную подготовку своего ребенка к школе, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Взаимодействие педагогов и родителей с целью оказания помощи ребенку в решении его проблем. Основная задача педагогов и родителей - организовать своевременную помощь будущему ученику с целью предупреждения возможных проблем в процессе адаптации к обучению в школе. Реализация этой задачи предполагает проведение индивидуальных консультаций, бесед с родителями по самым различным вопросам:
- разрешению конфликтов, связанных с авторитарной позицией родителей, разумностью запретов, ограничений самостоятельности ребенка;
- преодолению грубости, давления родителей на своего ребенка, защите от морального и
физического насилия ребенка со стороны родителей;
- учету интересов детей, а не только своих собственных, умению стать на позицию ребенка;
- решению проблем, связанных с индивидуальными психофизическими особенностями ребенка;
- преодолению одиночества, трудностей ребенка в общении со сверстниками;
- решению проблем, связанных с недостаточным развитием социально важных и личност-но значимых качеств;
- самоутверждению ребенка, развитию его активности, участия в общественной жизни и др.;
- приобщению родителей к важным событиям для ребенка, его поддержке в ситуациях успеха и неудач.
Развитие взаимодействия детей и родителей, отношений взаимопонимания и взаимоуважения в семье. Данное направление предусматривает комплекс действий педагогов.
а) изучение взаимоотношений в семье (наблюдение, рисунки детей, воспитывающие ситуации) с целью определения педагогических позиций и действий, стимулирующих развитие взаимодействия членов семьи.
б) создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
- организация поздравлений родителей с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
- создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них (Как помогли родителям? В чем и как помочь родителям? Чем порадуем родителей? Куда пригласим родителей и т.д. - подобные вопросы педагоги включают в обсуждение каких-либо мероприятий, повседневных событий);
- рассказы на занятиях о своих близких («Моя семья», «Как трудятся мои родители?», «Чем занимается семья в выходные дни» и др.);
- организация выставок, представляющих увлечения родителей, всей семьи.
в) взаимодействие с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:
- знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями в семье каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);
- подготовка родителями сюрпризов для детей при проведении праздников, по случаю важных событий;
- пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение, поощрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.
Организация совместной деятельности детей и родителей. Для этого целесообразно следующее:
- совместное обсуждение проблемы подготовки детей к школе;
- проведение совместных дел родителей и детей (дни здоровья, новогодние праздники, выставки семейного творчеств, экскурсии на природу, озеленение школы и участка);
- проведение совместных занятий родителей и детей «Как я могу помочь родителям», «Как организовать семейные дела», «Для чего учиться в школе», «Мой режим дня», «Как укрепить здоровье» и др.;
- организация различных семейных конкурсов: «Самый лучший хозяин дома», «Самая лучшая хозяйка дома», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Я и моя бабушка», «Моя семья - мой город» и др.;
- празднование дней рождения детей;
- анализ результатов совместной деятельности;
- создание семейных творческих объединений, клубов, творческих коллективов.
Развитие самоуправления в родительском коллективе с целью формирования субъектной позиции родителей в решении проблем ребенка, предоставление родителям реальных прав в обсуждении вопросов воспитания и обучения детей в школе. Для этого важно совместно с родителями разработать и подписать коллективный договор с каждой семьей о взаимодействии по решению проблем обучения и воспитания детей, где определены взаимные обязательства сторон. Родители должны иметь возможность реально участвовать в формировании заказа педагогам на образовательные услуги.
Важным средством развития родительского самоуправления является собрание, где родители обсуждают актуальные для них проблемы и принимают коллективные ответственные решения, в том числе выбирают родительский актив для оперативного реагирования на возникающие проблемы в детском коллективе, в воспитании детей. Целесообразно наделить всех родителей
организаторскими функциями, а для этого создавать советы дел из числа родителей для проведения мероприятий и решения конкретных проблем. Для формирования причастности родителей к делам детей, их воспитания полезно поочередное участие микрогрупп родителей в организации жизни детского коллектива, распределение поручений между всеми родителями, предполагающее выполнение конкретной работы (оформление, ремонт кабинетов, организация экскурсий, мероприятий и т. д.).
Важно приобщить родителей к организации контроля за режимом жизни детей, охраной прав детей, подготовкой их к школе, питанием, здоровьем и проведением оздоровительных мероприятий и т. д.
Необходимо предоставить родителям возможность высказывать свои предложения, давать оценку деятельности педагогического коллектива, администрации дошкольного учреждения и школы. В то же время целесообразно организовать коллективный анализ деятельности органов родительского самоуправления, коллективную оценку активности родителей, их заинтересованности в воспитании ребенка, участия в жизнедеятельности детского коллектива.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Решение проблем семьи напрямую зависит от уровня педагогической культуры родителей. Как показывают исследования ученых, педагогов и психологов, уровень сформированно-сти педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности. Поэтому необходимо формирование у родителей психолого-педагогических знаний о своей роли в семье и воспитании детей, взаимодействии с ребенком, умений организовать необходимые, благоприятные условия для воспитания и образования ребенка. Для этого необходимо следующее:
- изучение общекультурного уровня родителей, выявление уровня психолого-педагогической грамотности;
- определение тематики занятий и консультаций по педагогике, психологии, медицине, праву и др. с учетом материалов изучения семей и детей, заказа родителей;
- составление тематики практических занятий специалистами, учителями-предметниками с учетом проблем и трудностей обучения и воспитания, развития детей;
- выявление проблем, трудностей в семейном воспитании, их классификация, соответст-
венно определение групп родителей для организации групповых занятий и консультаций по следующим основаниям: уровню интеллектуального развития родителей; уровню психолого-педагогической грамотности родителей; характеру отношений в семье; проблемам воспитания в семье; уровню развития детей; их состоянию здоровья; характеру заболеваний детей и др.
— составление тематики, проведение консультаций, занятий с учетом выявленных групп;
— систематическое проведение индивидуальных консультаций по запросам родителей со специалистами (логопедом, психологом, дефектоло-гом, психиатром и др.), воспитателями и др.;
— организация конференций по обмену опытом семейного воспитания, вечеров встреч, вопросов и ответов со специалистами.
В современной практике используются разнообразные формы взаимодействия с родителями, многие из которых в той или иной мере направлены на формирование и повышение педагогической культуры родителей: дискуссии; анализ педагогического опыта; психологические тренинги; индивидуальное консультирование родителей; тематическое консультирование; деловые игры; просвещение через интернет и др.
Для организации взаимодействия педагогов с родителями с целью обеспечения успешной адаптации первоклассников к обучению в школе используются различные формы. Одной из комплексных и современных форм решения указанных выше проблем является семейный клуб.
Клуб - это объединение людей по интересам на добровольных началах. Семейный клуб - это колектив родителей и детей, у которых есть общие интересы и желание общаться. Добровольность объединения семей в клуб определяет состав группы, в деятельности которой участвуют все желающие, заинтересованные в обсуждении и решении актуальных проблем, организации совместной деятельности. Клуб не предусматривает запретов, формализма, навязывания, наоборот, предполагается учет интересов, предложений различных категорий родителей.
Изучив опыт, мы установили, что семейные клубы имеют самую разную направленность: клубы семейного чтения, спортивные семейные клубы, клубы творческой направленности, религиозные семейные клубы и др. Чаще всего в клубе складываются теплые, доброжелательные отношения, что положительно сказывается и на микроклимате каждой семьи. Поэтому мы попытались создать семейный клуб с целью подготов-
ки детей к обучению в школе. Как показывает практика, такой клуб может быть организован как в учреждении дошкольного образования, так и на базе начальной школы.
Мы провели опытную работу по созданию семейного клуба с подготовительной группой детей и их родителей в детском саду № 187 г. Ярославля. При создании клуба, как уже отмечалось, важно ориентироваться на потребности родителей, изучить и сформировать запрос на создание такого клуба, выяснить, интересна ли родителям эта идея, попытаться увлечь ею, выяснить, что волнует родителей, что они хотели бы узнать о подготовке ребенка к школе, о проблемах первоклассников. С этой целью была разработана и проведена анкета, которая включала в себя вопросы, позволяющие выявить уровень подготовленности родителей к воспитанию ребенка, их отношение к созданию клуба, степень осознания потребности в обсуждении актуальных проблем подготовки детей к школе. Важно было выяснить, какие возрастные особенности первоклассников знают родители, что им известно о трудностях адаптации ребенка к обучению в школе, об особенностях общения родителей с первоклассниками и др.
Анализ результатов анкетирования, а также индивидуальные беседы с родителями убедили нас в том, что уровень их представлений по большинству вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школе, достаточно низкий, значительная часть родителей (около 30 % респондентов) вообще не видят проблем. Мы выяснили, что, несмотря на то, что многие родители знают, что такое адаптация, более 66 % не смогли определить особенности адаптации ребенка к школе, имеют поверхностные представления о возрастных особенностях современного первоклассника и путях поддержки его психического и физического здоровья. Особенно актуальными оказались проблемы в области взаимодействия родителей с детьми, наибольшую потребность родители испытывают в общении с психологом.
Результаты анкетирования были обсуждены с родителями, определены наиболее интересующие их темы встреч: возможные трудности адаптации детей к школе и как их предупредить; возрастные особенности первоклассников; укрепление психического здоровья ребенка; как общаться с детьми; как формировать у детей умение решать проблемные ситуации и управлять своим поведением и др. В результате коллективного обсуждения былио пределены идеи для состав-
ления программы клуба, название которого предложили сами родители: «Мой ребенок-дошколенок», а также формы проведения встреч и организации деятельности клуба.
При планировании заседаний клуба важно предусмотреть активные способы взаимодействия его участников, причем не только родителей друг с другом, но родителей и детей, семей в целом. В процессе подготовки и проведения встреч мы стремились сочетать индивидуальные, групповые и массовые формы работы. Целесообразно использовать следующие активные формы организации деятельности родителей: круглые столы, беседы, дискуссии, встречи со специалистами, деловые игры, обсуждение проблемных вопросов, тренинги, обмен опытом. Наряду со встречами родителей нужно предусмотреть организацию взаимодействия детей и родителей как при семейном домашнем общении в процессе выполнения и презентации творческих работ, так и при проведении совместных семейных праздников и мероприятий, что особенно способствует сплочению семей.
Данная программа была реализована в течение трех месяцев. Целью первой встречи семейного клуба было знакомство и создание благоприятного климата в коллективе. Мы познакомились и побеседовали о возрастных особенностях будущих первоклассников, основных трудностях адаптации к школе. Родителям представился шанс услышать, что думают их дети о школе, так как было проведено небольшое интервью детей подготовительной группы, в котором будущие первоклассники делились своими мыслями о том, что их ждет в школе. В основном дети хорошо отзываются о школе, большая часть из них положительно настроена на обучение, но оказалось, что их привлекает не учеба, которая составит большую часть пребывания в школе, а «переменки» и новые друзья. Родители с большим вниманием, эмоционально слушали детей, делали для себя важные открытия.
Очень полезным оказался прием «Почувствуй себя ребенком»: родителям предстояло мысленно встать на место ребенка и первый раз отправиться в школу, почувствовать все переживания и страхи, которые испытывает первоклассник. Эта задача оказалась сложной и неожиданной для родителей. Предположения высказывались самые разные, но в целом родители благодаря обмену своих предположений поняли многогранность и непредсказуемость возможных трудностей и проблем первоклассника. Родители задумались о
чувствах своих детей и осознали необходимость оказания им психологической поддержки и помощи. Вначале многие родители удивлялись, что у детей могут быть какие-то проблемы в 1 классе, были критично настроены на то, что их дети тоже могут столкнуться с трудностями, но в процессе обсуждения взрослые стали понимать, что процесс адаптации непредсказуем, и ребенка предстоит понять и поддержать в любой сложившейся ситуации. Таким образом, первое занятие позволило «приоткрыть глаза» родителям на процесс адаптации детей к школе. Встреча завершилась рефлексией, родители отметили, что данный разговор был им интересен и полезен.
Вторая встреча по предложению родителей прошла в форме беседы-консультации с педагогом и психологом с целью обсуждения проблем взаимодействия с ребенком. Родителями и воспитателями был составлен перечень ситуаций, которые могут возникнуть у первоклассника в период адаптации, например, нежелание ребенка идти в школу, неуверенность в своих силах, шумный (непривлекательный) сосед и др. Родители в микрогруппах обсуждали выбранную ими проблемную ситуацию, находили пути решения проблемы, затем предлагали свой вариант для обсуждения всеми участниками встречи. Психолог помогал родителям найти оптимальное решение. Особенно ценным было то, что ситуации проигрывались родителями. Каждый имел возможность в одной ситуации почувствовать себя ребенком, а в другой - выступить в роли взрослого и с новой точки зрения увидеть проблему. В процессе выполнения упражнений и обсуждений родители пришли к пониманию различных стилей воспитания, что было для них новым и особенно полезным. Данная встреча позволила родителям еще раз убедиться в полезности обсуждения проблем обучения первоклассников, развить коммуникативные умения и проработать возможные варианты решений наиболее типичных проблемных ситуаций взаимодействия с ребенком.
Одна из встреч, организованная психологом, была посвящена обсуждению вопроса: как научить ребенка справляться с трудностями. Родителям давались советы по развитию самостоятельности ребенка и по формированию доверительных отношений с ним, чтобы ребенок всегда мог обратиться за советом к самым близким и родным людям. Родители делились опытом воспитания и общения со своими старшими детьми. На этот раз они были единодушны в том, что можно
и нужно учить ребенка справляться с трудностями. Важно было убедить родителей в том, что даже если ребенок будет достаточно самостоятельным в решении проблем, он должен быть уверен в том, что родители всегда окажут ему поддержку и помощь, поймут его в трудный момент. Эта встреча показала, что родители стали увереннее в своих решениях, они настроены на преодоление трудностей адаптации вместе со своим ребенком.
Несколько встреч семейного клуба были проведены с участием родителей и детей. Их цель -развитие отношений между членами семьи, улучшение взаимопонимания между ними, сплочение семей и клуба в целом. Родители выразили желание сходить на развлекательную программу, которая предполагала совместные игры, изготовить семейные поделки и представить их, организовать творческую встречу с чаепитием, выехать на природу. Многие семьи пришли на эти встречи в полном составе. Родители с удовольствием играли вместе с детьми, выполняли творческие задания, участвовали в конкурсах.
Повторное анкетирование показало, что педагогическая грамотность посещающих занятия клуба родителей заметно выросла, они с желанием приходят на заседания клуба, заинтересованно обсуждают проблемы воспитания детей. Родители стали более раскованными, открытыми, активно включаются в обсуждение вопросов и делятся своим опытом воспитания. Многие родители обратили внимание на рекомендуемый список литературы, что говорит о появлении у них интереса к вопросам воспитания ребенка.
Также о результативности работы клуба мы можем судить по увеличению числа родителей, которые стали посещать его заседания. Особенно выросла активность родителей при проведении совместных семейных мероприятий. Если на встречах родителей присутствовали преимущественно мамы, то в семейных мероприятиях участвовали папы, бабушки, дедушки.
Семейный клуб стал для родителей местом, где можно спросить совета, побеседовать, расслабиться. За время проведения встреч в клубе сложились теплые, доброжелательные отношения. Это эффективная форма взаимодействия педагогов с родителями, дающая больше вариантов скрытого, ненавязчивого воздействия на родителей и на их педагогические ценности. Семейный клуб предполагает организацию взаимодействия родителей и детей, что позволяет урегулировать
детско-родительские отношения и предупреждать конфликты в семье.
Клубная форма организации взаимодействия педагога с родителями позволяет активизировать их, объединить родителей в процессе совместного планирования работы, проведении мероприятий, анализа итогов совместной деятельности. Каждое мероприятие клуба становится коллективным творческим делом. Необходимо создать такую среду, которая бы способствовала самообразованию, приобретению умений и навыков, накоплению и обдумыванию собственного жизненного опыта, а также коррекции поведения и усвоению навыков общения.
Важно учитывать, что семейный клуб могут посещать самые разные семьи, отличающиеся по национальности, возрасту, семейному стажу, культурному уровню и т.д., поэтому встречи клуба должны быть общедоступны и предусматривать создание комфортной для каждого обстановки.
Таким образом, семейный клуб может стать эффективным средством повышения педагогической культуры родителей, если удовлетворяет их интересы и потребности, стимулирует их участие в воспитании детей и приобщает к решению проблем, которые могут возникнуть у первоклассника. В условиях семейного клуба возможно использование разнообразных форм взаимодействия педагогов и родителей, детей и родителей, что способствует предупреждению трудностей и проблем, которые могут возникнуть у первоклассника, а также сплочению семей, взаимопониманию взрослых и детей. Семейный клуб помогает родителям самим найти ответы на вопросы, которые их волнуют, и получить квалифицированную помощь и поддержку.
Библиографический список
1. Байбородова Л.В., Кириченко Е.Б., Паладьев С.Л., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. - 2 часть. Организация деятельности: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 316 с.
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. -1989. - №1.- С.92 - 100.
3. Видт Е.И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл // Педагогика. -2002. - №3. - С. 3 - 7.
4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М.: Педагогическое общество России, 2002 . - 144 с.
5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.
6. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во института Психотерапии, 2003. - 319 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova L.V., Kirichenko E.B., Palad'ev S.L., KHarisova I.G. Tekhnologii pedagogicheskoj deyatel'nos-ti. - 2 chast'. Organizatsiya deyatel'nosti: uchebnoe poso-bie / pod red. L.V. Bajborodovoj. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2012. - 316 s.
2. Ball G.A. Ponyatie adaptatsii i ego znachenie dlya psikhologii lichnosti //Voprosy psikhologii. - 1989. -№1.- S.92 - 100.
3. Vidt E.I. Pedagogicheskaya kul'tura: stanovlenie, so-derzhanie i smysl // Pedagogika. - 2002. - №3. - S. 3 - 7.
4. Voronov V.V. Pedagogika shkoly v dvukh slovakh. - M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2002 . - 144 s.
5. Zvereva O. L., Krotova T. V. Obshhenie pedagoga s roditelyami v DOU: Metodicheskij aspekt. - M.: TTS Sfera, 2005. - 80 s.
6. Ovcharova R.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva. — M.: Izd-vo instituta Psikhoterapii, 2003. -319 s.