Научная статья на тему 'Основные особенности и пути расширения взаимодействия высшей школы, государства и бизнеса'

Основные особенности и пути расширения взаимодействия высшей школы, государства и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУКОЕМКИЙ РЫНОК / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ / ВУЗ / КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галичкина Марина Александровна

Актуальность статьи обусловлена сложившейся текущей политической и экономической ситуацией в Российской Федерации, переориентацией государственной политики в сторону становления и развития наукоемких отраслей, производств и технологий. В статье рассматриваются особенности взаимодействия высших учебных заведений, государства и организаций реального сектора экономики как единого альянса, с целью определения сильных и слабых сторон этого взаимодействия и выработки предложений по формированию эффективных форм его осуществления. Основной акцент сделан на выявление ключевых направлений дальнейшего развития и источников повышения эффективности совместной деятельности всех участников альянса. В статье также проведен анализ текущей ситуации на рынке образовательных услуг и сформулированы его основные особенности, возможности и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галичкина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN EXPANSION CHARACTERISTICS OF THE INTERACTION UNIVERSITIES, THE STATE AND BUSINESS

The relevance of the article due to the current political and economic situation in the Russian Federation, the reorientation of state policy in the direction of formation and development of knowledge-based industries, productions and technologies. The article considers the peculiarities of interaction between higher educational establishments, the state and organizations of the real sector of the economy as one of the alliance, with the aim of identifying the strengths and weaknesses of this interaction and development of proposals on formation of effective forms of its implementation. The main emphasis is on identifying the key directions of further development and power efficiency of joint activity of all participants of the alliance. The article also analyzes the current situation on the market of educational services and formulated its main features, possibilities and limitations.

Текст научной работы на тему «Основные особенности и пути расширения взаимодействия высшей школы, государства и бизнеса»

Вестник Университета № 14, 2014_

4. «Распределенная генерация в России: конкурент большой энергетике или способ залезть в карман потребителей?», «Энергетика и промышленность России» № 05 (217) март 2013 года.

5. Меморандум о создании и деятельности технологической платформы «Малая распределенная энергетика»

6. Ярославский энергетический Форум 2012. Круглый стол «Реализация ФЗ № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Схемы теплоснабжения населенных пунктов. Развитие когенерации как способ обеспечения тепловой и электрической энергией производственных предприятий и муниципальных образований»

7. District Energy and CHP, www.clarke-energy.com, retrieved 16 September 2013

8. Valuing Distributed Energy: Economic and. Regulatory Challenges. Working paper for Princeton Roundtable, 2013

УДК 332.146.2

М.А. Галичкина ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ РАСШИРЕНИЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ, ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

Аннотация: Актуальность статьи обусловлена сложившейся текущей политической и экономической ситуацией в Российской Федерации, переориентацией государственной политики в сторону становления и развития наукоемких отраслей, производств и технологий. В статье рассматриваются особенности взаимодействия высших учебных заведений, государства и организаций реального сектора экономики как единого альянса, с целью определения сильных и слабых сторон этого взаимодействия и выработки предложений по формированию эффективных форм его осуществления. Основной акцент сделан на выявление ключевых направлений дальнейшего развития и источников повышения эффективности совместной деятельности всех участников альянса. В статье также проведен анализ текущей ситуации на рынке образовательных услуг и сформулированы его основные особенности, возможности и недостатки.

Ключевые слова: наукоемкий рынок, инновационная деятельность, профессиональные компетенции, научно-исследовательская деятельность, подготовка кадров, эффективное взаимодействие, практические навыки, проблемы интеграции, вуз, квалификация персонала.

Marina Galichkina THE MAIN EXPANSION CHARACTERISTICS OF THE INTERACTION UNIVERSITIES, THE STATE AND BUSINESS

Abstract: the relevance of the article due to the current political and economic situation in the Russian Federation, the reorientation of state policy in the direction of formation and development of knowledge-based industries, productions and technologies. The article considers the peculiarities of interaction between higher educational establishments, the state and organizations of the real sector of the economy as one of the alliance, with the aim of identifying the strengths and weaknesses of this interaction and development of proposals on formation of effective forms of its implementation. The main emphasis is on identifying the key directions of further development and power efficiency of joint activity of all participants of the alliance. The article also analyzes the current situation on the market

© ГаличкинаМ.А., 2014

Раздел II. Управление организацией: современные тенденции

of educational services and formulated its main features, possibilities and limitations.

Keywords: high-tech market, innovation, professional competence, research activities, training, effective communication, practical skills, integration, university, qualifications.

В современных условиях проблемы интеграции вузов, государственного и частного бизнеса выходят на общегосударственный уровень. Актуальность их решения продиктована современными условиями построения инновационной экономики и долгосрочными социально-экономическими планами и программами развития России.

Текущая ситуация в стране характеризуется в большей степени снижением уровня эффективности деятельности отечественных компаний по сравнению с западными, отсутствием инновационных конкурентных преимуществ и полноценного рынка наукоемких продуктов, снижением общего экономического роста.

Декларируемый руководством страны путь на приращение человеческого капитала, модернизацию производства и повышения конкурентоспособности российской экономики в условиях мировой глобализации определяет необходимость поиска вариантов эффективного использования ресурсов экономического роста и укрепления потенциала страны.

В этой связи остро встает вопрос интеграции науки, образования, инновационной деятельности и бизнеса как одного из наиболее реальных путей повышения эффективности функционирования и взаимодействия всех участников наукоемкого рынка.

Опираясь на зарубежный опыт, можно смело сказать, что во всем мире возросла роль высших профессиональных учебных заведений в области создания, прикладного применения и распространения новых знаний, технологий, продуктов и услуг. Важнейшую роль в этой модели играет инновационная деятельность высшей школы и ее взаимодействие с частным и государственным бизнесом. При этом высшая школа, как один из участников рыночных отношений, также испытывает влияние внешних изменений и должна менять направления своей деятельности, учитывая формирующиеся новые тенденции развития. [8]

Из всего вышесказанного следует, что все стороны альянса, включающего высшую школу, государство и бизнес, крайне заинтересованы в расширении и укреплении своих взаимосвязей и должны выступать как равноправные партнеры. Так вузы, будучи в курсе приоритетных государственных программ, потребностей экономики, нужд частных организаций и бизнеса в целом, корректируют с учетом их интересов свою научно-образовательную деятельность. В свою очередь государственные и частные организации, одновременно формируют и позиционируют свои текущие и конкретные запросы по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, а также инициируют и принимают непосредственное участие в совместных инновационных разработках.

Проанализируем особенности и возможные направления взаимодействия вузов, государства и бизнеса с учетом интересов каждого участника альянса в области подготовки и привлечения кадров с целью определения основных путей повышения его эффективности для каждого из них:

1. ^особы взаимодействия участников альянса.

A. Производственная практика - привлечение студентов к производственному процессу с целью их ознакомления с особенностями деятельности организации и приобретения ими первых практических навыков по своей специальности.

B. Долгосрочные договорные отношения - заключение договоров на оказание образовательных, консультационных, научно-исследовательских и других услуг между организацией и вузом на длительный срок.

C. Альянсы - объединение нескольких организаций с вузом, на основе соглашения о совместном финансировании инновационных проектов, разработке новых продуктов и модернизации производства.

D. Консорциумы - добровольное объединение организаций для решения конкретной задачи.

Вестник Университета № 14, 2014_

Е. Образовательно-промышленные группы (ОПТ) - объединение на базе участия в совместной деятельности материальных и нематериальных активов на основе договора о создании ОПТ.

Б. Бизнес-инкубаторы - создание организаций, занимающихся поддержкой инновационных проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития.

2. Возможности взаимодействия участников альянса.

Для организации:

В рыночных условиях любая организация, независимо от сферы деятельности, форм собственности и отраслевой принадлежности заинтересована в наличии высококвалифицированного персонала как источника возможного роста прибыли, повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования организации.

Для вуза:

1. Подготовка высококвалифицированных специалистов, на которых имеется спрос на рынке труда, повышает имидж вуза в глазах новых слушателей и способствует привлечению потенциальных:

• абитуриентов очной и заочной форм обучения;

• слушателей программ подготовки и переподготовки кадров;

• сформированных групп на базе конкретной организации, для которых разрабатываются целенаправленные индивидуальные программы дополнительного образования различной продолжительности в рамках программ вуза.

2. Привлечение преподавателей вуза к участию в совместных с бизнесом проектах, что позволяет высшей школе разрабатывать и использовать в своей научно -педагогической деятельности учебные программы, соответствующие современным реалиям развития и эффективного функционирования экономики и страны в целом.

Для государства:

Повышение конкурентоспособности продукции отечественных производителей на мировых рынках, рост экономики в целом, сокращение безработицы и рост уровня жизни населения, появление новых отраслей и направлений развития, эффективное использование природных ресурсов, улучшение экологии и др.

3. Слабые стороны взаимодействия участников альянса в настоящее время.

1. Наличие определенных разногласий между потребностями работодателя и фактическими образовательными программами высшей школы, что в свою очередь приводит к дополнительным затратам на подготовку и переподготовку кадров. Оторванность получаемых слушателями знаний от практики.

2. Низкий уровень практических знаний и профессиональных навыков выпускников по сравнению с их глубокими общими, базовыми знаниями, что, отчасти, обусловлено слабой заинтересованностью бизнеса в предоставлении студентам возможности прохождения производственной практики и проведения научно-исследовательских работ непосредственно на производстве. Зачастую, о новациях в своей области деятельности выпускники узнают уже в организации, а не во время учебы в вузе.

3. Слабая практическая подготовка студентов в области общих профессиональных навыков: компьютерная грамотность, иностранные языки, коммуникабельность, навыки самопрезентации и т.д.

4. Низкая заинтересованность организаций в получении дополнительного образования своими сотрудниками.

4. Пути повышения эффективности взаимодействия участников альянса.

1. Разработка и реализация уникальных образовательных программ под нужды конкретной организации - как источника получения дополнительного образования на реальной производственной базе заказчика с учетом особенностей его бизнеса и перспектив его развития.

Выгоды участников:

• Обмен новыми знаниями и актуализированной аналитической информацией в своей области.

Раздел II. Управление организацией: современные тенденции

• Гарантированное трудоустройство для выпускников вузов и слушателей долгосрочных образовательных программ.

• Подготовка высококвалифицированных кадров с ориентацией на специфику бизнеса.

• Получение дополнительного дохода за счет использования прогрессивных знаний и современных научных разработок, внедрения инновационных технологий и новейших способов управления, эффективного использования как производственных, так и человеческих ресурсов.

• Повышение квалификации и профессиональной компетенции преподавателей вузов осуществляемое на основе современных достижений в области педагогических и информационных технологий, а также научно-исследовательской деятельности проводимой совместно со слушателями образовательных программ.

2. Формирование региональной и общегосударственной системы по обмену аналитической информацией между вузами и бизнесом в области тактического и стратегического планирования потребности в кадрах. Подготовка на базе этой системы целенаправленных специалистов с возможным их дальнейшим трудоустройством.

3. Пересмотр сроков и организационных форм проведения производственной практики с целью обеспечения большего воздействия на формирование у слушателей профессиональных навыков практической работы в реальном секторе экономики:

• Создание общей информационной базы по отрасли, в которой бы содержались сведения о потребностях организаций в практикантах на различных участках производства с указанием перечня их должностных обязанностей.

• Проведение производственной практики после каждого года обучения с указанием цели практики в зависимости от пройденного за год материала.

4. Привлечение к научно-педагогической деятельности специалистов из реальных секторов экономики. Организация и проведение мастер-классов и семинаров с целью обмена опытом и новейшими знаниями.

5. Формирование учебного плана и организация учебного процесса в соответствии с современными реалиями экономики. Подготовка и проведение практических занятий на базе реальных ситуаций организаций отрасли или рынка.

6. Повышение конкурентоспособности выпускника не только за счет приобретения комплекса необходимых фундаментальных знаний, но и за счет формирования его профессиональных компетенций и практических навыков.

7. Привлечение к практическим исследованиям и разработкам, выполняемым в организации, бакалавров, магистров и выпускников дополнительных образовательных программ как одного из серьезных источников кадрового ресурса.

8. Подготовка и проведение на постоянной основе круглых столов и конференций по обмену опытом, знаниями и технологиями, а также обсуждению представителями вузов, государства и бизнеса актуальных проблем теории и практики.

9. Создание на базе высших учебных заведений специальных структур для консультирования представителей реального сектора экономики по вопросам в рамках специализации вуза. [5]

10. Использование положительного зарубежного опыта, знаний и наработок во всех областях сотрудничества.

11. Расширение географических границ взаимодействия участников альянса. [5]

Исходя из выше сказанного, следует еще раз остановиться на том, что основным продуктом высшей школы является «выпускаемый специалист», а потребителем этого продукта выступает организация. Основываясь на этом положении и понимая основные законы рынка, представляется необходимым уяснить, что эффективное сотрудничество вузов, государства и бизнеса может быть только при наличии обратной связи и тесном взаимодействии между ними. В свою очередь, качество подготовки специалиста - ключевой показатель, определяющий конкурентоспособность вуза, который обусловлен следующим:

Вестник Университета № 14, 2014_

1. Обязательным выполнением государственных образовательных стандартов -финансируемых из государственного бюджета.

2. Реализацией профессионального компонента, разрабатываемого каждым вузом в индивидуальном порядке в соответствии с запросами рынка, отрасли и организаций.

Таким образом, каждый вуз самостоятельно определяет, какого качества специалистов он будет готовить для потребителя. Важно только помнить что, как любой участник рынка, вуз должен активно рекламировать свою продукцию, отвечать за ее качество и предлагать рынку именно то, на что в данный момент есть спрос, не забывая при этом о своем стратегическом развитии.

Несмотря на глубокую проработку данной проблемы, как в России, так и за рубежом, принципиально новых подходов к решению рассматриваемых проблем ни разработано, ни предложено за последнее время не было. Поэтому, каждый вуз или организация самостоятельно по собственным сценариям решает заданные цели и поставленные перед собой задачи в области формирования взаимосвязей и взаимодействия с потенциальными партнерами.

Библиографический список

1. Владимиров А.И. О взаимодействии с бизнесом (отраслью) / .А.И. Владимиров. - М.: ООО «Издательский дом Недра», 2010.- 43 с.

2. Зинов В.Г., Цыганов С.А. Взаимодействие малого предприятия и НИИ в инновационных проектах // Инновации. № 2/3/ 2009. - С. 39 - 41.

3. Максимова Е.Н. Механизм взаимодействия высших учебных заведений и промышленных предприятий региона // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. № 3/2012. - С. 21-26.

4. Меренков А.В. Проблемы взаимодействия промышленных предприятий с вузами региона глазами социолога: научное издание / А. В. Меренков, Н. И. Сивкова // Университетское управление. № 2/2010. - С. 68-74.

5. Модели стратегического взаимодействия федеральных университетов и региона [Электронный ресурс]: http://univer.academy.ru/Documents /Модели стратегического взаимодействия ФУ и региона.pdf (дата обращения 25.03.2014).

6. Ожиганов Э.Н. Политика инновационного развития: Глобальная конкуренция и стратегическая перспектива России. Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 176 с.

7. Рогатов М.Д., Савинский А.В. Государственная стратегия развития инновационного предпринимательства в экономике России. М.: МАКС Пресс, 2009. - 24 с.

8. Санникова Т.Д., Аксенова Ж.Н., К вопросу о координации взаимодействия науки и бизнеса в региональной инновационной системе. // Вестник Томского государственного университета. - 2011. -№ 345. - С. 162-164.

9. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" .

10. Goransson B. Universities in Transition: The Changing Role and Challenges for Academic Institutions / B. Goransson, C. Brundenius. // Springer. 2011.

УДК 338

В.В. Глазунова ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Аннотация: статья посвящена историческим этапам формирования экономического анализа, предпосылкам развития дисциплины и методов исследования, исследуется мировой опыт и опыт СССР в анализе хозяйственной деятельности субъектов, освещены современные требования к методам экономического анализа, представлены теоретические аспекты системного анализа

© Глазунова В.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.