Научная статья на тему 'Основные направления деятельности преподавателя-куратора в высшем учебном заведении'

Основные направления деятельности преподавателя-куратора в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / воспитание в вузе / куратор / преподаватель-куратор / студенты / курсанты / education / university / curator / lecturer and curator / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марианна Геннадьевна Ильина, Ирина Викторовна Прудникова

В статье рассматриваются основные положения института кураторства в высшем учебном заведении. Раскрываются основные цели воспитания. Уделяется внимание задачам, стоящим перед куратором в рамках проведения воспитательной работы. Выделяются основные направления деятельности куратора. Особое внимание акцентируется на патриотическом воспитании как одном из направлений деятельности преподавателя-куратора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марианна Геннадьевна Ильина, Ирина Викторовна Прудникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Activities of the Teacher-Curator at the High School

The article deals with the main provisions of the Institute of curatorship in higher education. The main goals of education are revealed. Attention is paid to the tasks facing the curator in the framework of educational work. The main activities of the curator are highlighted. Special attention is paid to Patriotic education as one of the activities of the teacher curator.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности преподавателя-куратора в высшем учебном заведении»

УДК 378 ББК 74.200

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10154

Основные направления деятельности преподавателя-куратора в высшем учебном заведении

The Main Activities of the Teacher-Curator at the High School

Марианна Геннадьевна ИЛЬИНА,

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры уголовного процесса Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России

Ирина Викторовна ПРУДНИКОВА,

старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной и административной деятельности Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются основные положения института кураторства в высшем учебном заведении. Раскрываются основные цели воспитания. Уделяется внимание задачам, стоящим перед куратором в рамках проведения воспитательной работы. Выделяются основные направления деятельности куратора. Особое внимание акцентируется на патриотическом воспитании как одном из направлений деятельности преподавателя-куратора.

Ключевые слова: воспитание, воспитание в вузе, куратор, преподаватель-куратор, студенты, курсанты

Abstract. The article deals with the main provisions of the Institute of curatorship in higher education. The main goals of education are revealed. Attention is paid to the tasks facing the curator in the framework of educational work. The main activities of the curator are highlighted. Special attention is paid to Patriotic education as one of the activities of the teacher curator.

Key words: education, university, curator, lecturer and curator, students

В системе высшего образования институт кураторства создан как форма непосредственного и постоянного участия профессорско-преподавательского состава в воспитательной деятельности и деятельности по формированию профессионально значимых качеств курсантов и студентов. При этом огромное значение придается духовному и нравственному росту обучающихся, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств, так как именно духовное и нравственное воспитание является составной частью формирования личности.

Следует отметить, что основная цель воспитания обучающихся — формирование гармоничной и всесторонне развитой личности [4, с. 55], а также формирование морально-психологических и профессионально значимых качеств курсантов и студентов.

Данную цель преподаватель-куратор достигает путем решения таких задач, как:

■ выработка у курсантов и студентов комплекса морально-психологических качеств гражданина и патриота;

■ формирование у обучающихся культуры поведения, высокого уровня правового сознания;

■ развитие у курсантов и студентов стремления овладевать профессиональными знаниями, навыками и умениями, совершенствовать профессиональное мастерство;

■ поддержание на высоком уровне сплоченности коллектива учебной группы;

■ подготовка обучающихся как будущих специалистов.

При решении указанных задач преподаватель-куратор должен помнить, что для достиже-

ния успеха важно глубоко понимать приоритеты воспитательного процесса и знать, что это целенаправленный процесс. Куратор как субъект воспитания должен четко определить основные направления воспитательной работы и упорно, настойчиво, терпеливо, не отчаиваясь и не опуская рук, стремиться к ее достижению [3, с. 127].

Необходимо выделить следующие направления воспитательной работы преподавателя-куратора:

(1) изучение интересов, увлечений, бытовых условий курсантов и студентов, участие в анализе их морально-психологического состояния, состояния социально-психологического климата группы и курса;

(2) формирование в студенческой группе дружного коллектива, актива группы, развитие инициативы;

(3) поддержание в группе атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки, стремления к творчеству и высокой дисциплине;

(4) использование результатов исследований, проведенных психологом, по вопросам взаимоотношения между студентами и курсантами в группе и на курсе;

(5) привлечение курсантов и студентов к участию в научных мероприятиях (конференции различного уровня, круглые столы, конкурсы научных работ), научных обществах и научных кружках, спортивных соревнованиях, музыкальных, художественных, литературных смотрах и конкурсах;

(6) контроль текущей успеваемости и посещаемости учебных занятий, оказание помощи в организации учебного процесса курсантам и студентам, имеющим наибольшие трудности;

(7) совместно с учебным отделом выявление причин неуспеваемости обучающихся, а также своевременный доклад руководству о существующих проблемах;

(8) патриотическое воспитание.

Последнему направлению следует уделить

особое внимание, так как оно является важным направлением государственной политики. Так, в 2015 г. была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» [1].

В соответствии с положениями данной программы под патриотическим воспитанием следует понимать систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и

семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель государственной политики в сфере патриотического воспитания — создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Основными направлениями патриотического воспитания являются [2, с. 36]:

(1) духовно-нравственное воспитание, что подразумевает достойное служение России;

(2) гражданско-патриотическое воспитание, т.е. появление и укрепление «гордости за сопричастность к выдающимся деяниям предков и их традициям»;

(3) военно-патриотическое воспитание, что вклю-

чает в себя увековечение памяти о воинах и гордость за вооруженные силы РФ.

Ведущая роль в осуществлении патриотического воспитания студентов и курсантов принадлежит именно преподавателю-куратору, который организует собрания с участием ветеранов боевых действий, чтения стихов и посещение театральных постановок, посвященных Дню победы, участие в акции «Бессмертный полк», посещение кинолекториев, посвященных выдающимся героям и участникам Великой Отечественной войны, просмотр патриотических фильмов. Все эти мероприятия помогают воспитать у обучающихся уважение к великой истории и культуре России, а также воспитать любящего и испытывающего гордость за свою Родину гражданина.

Немаловажное значение имеет еще одно направление кураторской работы, которое обусловлено особенностями преподавания в ведомственных вузах (Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны Российской Федерации). Здесь, с одной стороны, каждый преподаватель-куратор имеет большой опыт работы по профессиям, осваиваемым

2019 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры

141

курсантами. С другой стороны, курсанты — не просто ученики, они, так же как и их кураторы, несут службу, обязаны соблюдать дисциплинарный устав, соблюдать требования к служебному поведению, соблюдать субординацию. Поэтому преподаватель-куратор является не только носителем знаний, но и старшим офицером, примером профессионализма и добросовестного отношения к служебным обязанностям.

Таким образом, преподаватель-куратор, являясь субъектом воспитательной работы, выполняет широкий круг полномочий по формированию не только профессионально значимых, духовных и нравственных качеств курсантов и студентов, но и осуществляет патриотическое воспитание как одно из важнейших направлений государственной политики, а также является образцом профессионального поведения.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» // СЗ РФ. 2016. № 2. Ст. 368.

2. Бучакова МА., Дизер OA. Духовное и нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3 (74).

3. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: Учебник для курсантов и слушателей образоват. учреждений МВД России юрид. профиля / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2008.

4. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М., 2003.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Психология

служебной деятельности

Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.

ISBN 978-5-238-03162-0

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД. Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.