ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ______________________
ГЕХАЕВА П.Т.,
кандидат экономических наук, доцент, Грозненский государственный нефтяной институт им. академика М.Д. Миллионщикова, 364052, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. К. Цеткин, д. 1453
В статье излагается авторская позиция в определении приоритетных направлений по реализации государственных мер, направленных на повышение качества жизни населения Чеченской Республики.
Ключевые слова: уровень жизни; население; основные направления; регион; Чеченская Республика.
In article the author's position in definition of priority directions on realization of the state measures directed on improvement of quality of life of the population of the Chechen Republic is stated.
Keywords: a standard of living; the population; the basic directions; region; the Chechen Republic.
Коды классификатора JEL: J17, R11.
Территория Чеченской Республики (ЧР) составляет более 16 тыс. кв. км, численность населения — 1 131,4 тыс. чел., при этом численность городского и сельского населения составляет соответственно 33,8% и 66,2%. Средняя плотность населения — 70,7 чел./кв. км. Численность экономически активного населения составляет 598,1 тыс. чел. Возрастная структура населения: 56,9% жителей республики относится к трудоспособному, 35,1% — моложе трудоспособного возраста, 8% — старше трудоспособного возраста. По мере нормализации обстановки в Чеченской Республике, повышения уровня безопасности, восстановления экономики и социальной сферы численность населения может увеличиться за счет возвращения вынужденных переселенцев [1].
Ожидаемый в перспективе рост экономики ЧР в немалой степени обусловлен имеющимися в ней фундаментальными предпосылками развития, образующими в совокупности социально-экономический потенциал данной территории. К факторам, влияющим на привлекательность территории для населения, в первую очередь относятся наличие рабочих мест и уровень оплаты труда. В то же время, для того чтобы территория оставалась привлекательной в долгосрочном периоде, важно качество жизни ее населения. В связи с этим среди первоочередных задач по развитию ЧР стоит необходимость создания на территориях зон опережающего экономического роста и крупных центров таких условий проживания, которые
© Гехаева П.Т., 2010
соответствовали бы по уровню комфортности наиболее развитым российским, а также зарубежным населенным пунктам.
К характеристикам качества жизни, которые могут быть использованы в качестве целевых параметров, в первую очередь относятся показатели: доходы населения; обеспеченность жильем; уровень комфортности жилья; уровни развития социальной инфраструктуры, сферы досуга, а также состояния общественной безопасности. Обеспечение высоких стандартов жизни в ЧР необходимо, как для предотвращения оттока квалифицированных специалистов, так и для компенсации психофизиологических потерь, понесенных населением в ходе продолжительного периода вооруженного конфликта [1].
Развитие человеческого потенциала включает в себя системные преобразования, направленные на развитие конкурентоспособности человеческого капитала, рабочей силы и социальных секторов экономики, и преобразования, улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей. Они охватывают приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирование эффективных рынков труда и жилья. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в росте заболеваемости, инвалидности и смертности. Наиболее острыми социально-демографическими и экономическими проблемами республики являются: неудовлетворительное состояние здоровья и малообеспе-ченность населения.
Важнейшую роль в оценке уровня жизни играет прожиточный минимум, который предназначен для оценки уровня жизни населения, а также для обоснования минимального размера пенсии по старости, определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, необходимых для оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам.
В настоящее время государственная политика в области содействия занятости населения направлена на [2]:
♦ развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
♦ создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
♦ поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.
В ближайшем будущем и в перспективе до 2020 года планируется качественное снижение безработицы и увеличение занятости населения. Планируется трудоустроить за эти годы не менее 90 тыс. безработных.
Одним из основных направлений деятельности Министерства труда и социального развития является организация оздоровительного отдыха детей. Для Чеченской Республики, где основная часть населения имеет доходы более низкие, чем прожиточный минимум, оздоровительный отдых является весьма значимой мерой социальной поддержки семей с детьми, детей-сирот и полусирот. В республике должны быть восстановлены базы отдыха и оздоровления детей, которые обеспечат решение следующих важных задач: охват отдыхом детей дошкольного возраста и подростков от 13 до 16 лет, обеспечение их трудоустройством; улучшение положения социально-уязвимой категории семей с детьми; улучшение материального положения малоимущих семей.
ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3
206
ГЕХАЕВА П.Т.
Показатели материнской и младенческой смертности в Чеченской Республике в настоящее время выше среднероссийских, но имеют стабильную тенденцию к снижению, что является результатом успешной реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Дальнейшее развитие экономики республики и повышение уровня жизни населения невозможно без изменения системы финансирования отрасли здравоохранения. Это требует внедрения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения новых принципов оплаты труда. Деятельность республиканской службы медицинской профилактики должна получить поддержку у руководства муниципальных образований и находить взаимопонимание и адекватный отклик у заинтересованных структур и организаций. Подразделения службы медицинской профилактики нуждаются в укреплении, до-оснащении существующей материально-технической базы и укомплектовании ее кадрами. Для привлечения медицинских кадров в муниципальных образованиях должны быть обеспечены социальные условия для медработников — выделение жилья, повышение заработной платы и др.
Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения, что предусматривает: расширение сети физкультурно-оздоровительных комплексов для занятий физкультурой и спортом по месту жительства за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников; создание условий для достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях России.
Реализация намеченных мероприятий по строительству в республике спортивных сооружений позволит уменьшить заболеваемость детей, подростков и молодежи, а также сформировать разностороннее развитие физических способностей учащейся молодежи, воспитать подрастающее поколение, способное противостоять наркомании, пьянству, курению, асоциальному поведению. Развитие спортивной инфраструктуры даст приток новых рабочих мест, а развитие спорта высших достижений будет способствовать созданию зрелищной индустрии, имеющей большое экономическое значение.
Итак, для выполнения приоритетной задачи в развитии республики на ближайшие годы — повышение уровня жизни населения — необходимо привлечение значительных экономических, финансовых, социальных и человеческих ресурсов. Мы считаем, что при разработке и реализации Стратегии устойчивого развития Чеченской Республики на период до 2020 г. основными и принципиальными направлениями должны быть следующие [1; 2]:
1. Обеспечение стабильности через содействие экономическому развитию республики;
2. Качественное изменение уровня жизни через содействие социальному развитию населения;
3. Целевые показатели социально-экономического развития, обозначенные в поручении Президента Российской Федерации от 26 января 2007 г. № Пр-171:
♦ рост валового регионального продукта региона;
♦ рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования;
♦ отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума;
♦ коэффициент естественного прироста населения (на 1 000 человек);
♦ коэффициент миграционного прироста (на 10 000 человек).
Основными направлениями в компоненте социального развития при реализации этой Стратегии являются следующие: разработка программ развития здравоохранения, системы образования и науки (в целях развития инновационного бизнеса), инфраструктуры поселений, регулирование миграции и оптимизация пространственного размещения населения, оценка демографических тенденций и угроз, разработка мероприятий по преодолению бедности.
Основные положения Стратегии направлены на реализацию перспективных социально-экономических задач по превращению Чеченской Республики из дотационного региона в высокоразвитый. Развитие экономики и системы образования позволит усилить потенциал региона и тем самым обеспечить ресурсы для усиления социального патронажа, а также увеличения уровня образования, что является гарантией сбалансированного развития региона во всех его аспектах.
Обозначенные автором приоритетные направления по реализации мер, направленных на повышение уровня жизни населения Чеченской Республики, обеспечивают решение таких важнейших задач, как сокращение отставания среднедушевого производства валового регионального продукта (ВРП) от общероссийского уровня и приближение его к уровню субъектов РФ — Южного федерального округа; ориентация отраслевой структуры региона на опережающее развитие высокоэффективных отраслей материального производства и сферы услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гехаева П.Т. Методические подходы к формированию и оценке экономического потенциала депрессивного региона (на примере Чеченской Республики: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Кисловодск: КИЭП, 2008.
2. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики на период до 2020 года (Проект): опубликовано на Сайте Министерства экономического развития и торговли Чеченской Республики.
ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3